Введение к работе
Актуальность исследования. Перед молодой Республикой Таджикистан, вставшей на путь самостоятельного государственного развития, возник сложный комплекс политических, экономических, социальных, культурных и нравственных проблем. Чтобы успешно их разрешить, важно осмыслить уроки исторического прошлого для извлечения н.преемственности положительного опыта и во избежание повторения имевших место ошибок и извращений в общественной жизни. Особую остроту приобретает анализ происходивших культурных процессов, тесно связанных со всеми сторонами общественных отношений, динамизм и гармоничность развития которых обусловлены в первую очередь духовным состоянием общества.
В сфере духовной жизни общества решающая роль принадлежит художественной интеллигенции. Поэтому анализ я обобщение исторического опыта деятельности художественной интеллигенции, ее национальной специфики и особенностей творческого процесса имеет огромное научно-познавательное и общекультурное значение.
Изучение творческой и общественной деятельности художественной интеллигенции обусловлено не только нерешенностью многих теоретических и практических аспектов данной проблемы, но и необходимостью объективного правдивого исследования как позитивных, так и негативных явлений в истории художественной культуры республики. Общеизвестно, что в недавнем прошлом, особенно во второй половине 70-х и первой половине 80-х годов, ужесточились административно-командные методы руководства культурой и ее учреждениями, что ограничило свободу для творческой деятельности художественной интеллигенции. Ориентир на партийность в литературе и искусстве породил некий штамп художественного произведения, которое оценивалось в первую
очередь с точки зрения его идейного содержания. Количест венные мерки стали основным критерием определения про гресса в художественной культуре; учитывался главным об разом значительный рост числа писателей, актеров, худож ников и произведений литературы и искусства, художествен ная же ценность творческой продукции отодвигалась на вто рой план. Это в свою очередь привело к возрастанию поток; серых и низкого художественного качества полотен, скульп тур, книг. Воцарились бюрократизм, казенщина в стиле ра боты творческих организаций, развивалось приспособление ство.
В начале 80-х годов наблюдается явный упадок художест венной культуры, следствием чего явилось духовное обнища ние общества, падение нравственности. Развивается преступ ность, коррупция, спекуляция, наркомания и алкоголизм Глубокое изучение корней этих явлений — актуальная зада ча исторической науки. Важно через призму анализа исто рического опыта в культурном развитии найти рациональны! выход из создавшейся ситуации.
Кроме того, рассмотрение духовного состояния общества культуры во взаимосвязи с историей художественной интел лигенции определяет и практическую значимость данной научного исследования. В настоящее время, когда респуб лика находится на пути создания подлинно демократически го государства и возрождения национальной культуры, важ но обозначить место творческой интеллигенции в этих важ ных исторических процессах, определить ее роль в духовно-v оздоровлении общества, в эстетическом воспитании масс, і формировании нового мышления. Это станет возможнь^ лишь в результате объективного анализа пройденного ею не торического пути, что позволит освободиться от устаревши? схем, концепций и стереотипного взгляда на развитие лите ратуры и искусства.
Историография проблемы. Изучением истории художест венной культуры, роли художественной интеллигенции в жиз ни общества занимались специалисты различного профили историки, философы, литературоведы, искусствоведы. Проб лема получила таким образом разностороннее освещение раскрывая глубинное значение художественной культуры! духовном мире человека в различных аспектах. В конце 70-х — нач.— 80-х гг. вышли в свет общесоюзные трудыобоб щающего характера по истории культуры в целом и по ис тории художественной культуры в частности. Изданы кон
ретные исследования по вопросам эстетики, теории литера-уры, истории искусства. Отметим среди них труды Ю- А. Лу-ина, М. Б. Храпченко, Р. Н. Юренева, А. М. Журавлева, {. И. Морозова.
История художественной культуры получила разработку ' е только в масштабах бывшего Союза ССР. Опубликован нД работ по этой теме, созданных на материалах отдельных оюзных республик.
Ознакомление со всей совокупностью вышедших трудов, аписанных с позиции различных специалистов, позволило втору не только расширить познания по истории худбжест-енной культуры, о ее воздействии на действительность, сихологию человека и совершенствование его личности, но помогло выбрать правильную ориентацию в теоретическом смыслении, отборе в систематизации материала по избран-ой теме. При этом особое значение имели труды по истопи формирования и деятельности художественной интелли-гнции в советский период, вышедшие в республиках Сред-ей Азии '. В них отражены как общие тенденции в развитии удожественной культуры в этом регионе, так и неповтори-ое своеобразие художественного творчества каждого на-ода.
Обостренное внимание к вопросам развития художествеп-ой культуры и творческой интеллигенции проявлено также зеди ученых Таджикистана. В общих чертах эта проблема зтронута в обобщающих трудах по истории Республики аджикистан и более подробно представлена в работах по. стории культурного строительства2. Культурным контак-ш Таджикистана с другими республиками бывшего СССР эсвящены труды 3. 3. Богумановой3. В этих исследованиях, інако, собственно вопрос о творческой и общественной дея-;льности художественной интеллигенции специально не рас-латривался.
Акилов К. А. и Гулямова М. А. Советская интеллигенция Узбекистана. Кн. I и П.— Ташкент. 1978, 1979; Соктоев И. Формирование и развитие советской интеллигенции Киргизстане,— Фрунзе, 1981; Дурдыев Т. Интеллигенция Советского Туркменистана (60—70-е годы).— Ашхабад, 1989. Султанов Ш. М: Партийное руководство культурным строительством в услошіях развитого социализма (на материалах Таджикской ССР),— Душанбе, 1976; Шукуров М. Культурная жизнь Таджикистана в период эазвитого социализма,— Душанбе, 1980.
Богуманова 3. 3. Дружба и сотрудничество Таджикистана с братскими >еспубликами СССР в условиях развитого социализма,— Душанбе, 1981; Э»а же. На пути культурного вэаимообогащения.—Душанбе, J 933.
?
Вплотную к изучению этой темы подошли в своих исследованиях Гулямов С. и Назаршоев Н.1 На богатейшем историческом материале они сумели охарактеризовать и на конкретных примерах показать огромное значение интеллигенции в специально-экономическом и культурном развитии общества. Особыми разделами в работах представлена творче^ екая деятельность художественной интеллигенции. По хроно логическим рамкам только работа Назаршоева Н. совпада ет с данным исследованием. В ней почерпнуты важные све дения по изучаемой проблеме, в частности о творчестве тад жикских писателей, художников, актеров, кинематографистов
Оценка исторических событий в вышеприведенных рабо тах дана с позиции марксистско-ленинской методологии. Об щепринятым в те годы было мнение о непогрешимости тео ретических воззрений ее лидеров и действий Коммунистиче ской партии, которая возглавляла культурное строительство Поэтому в работах приведены исключительно позитивны! сведения о развитии литературы и искусства, недостатки жі в этом важном деле всячески замалчивались, а тем болеї подвергались критике ошибочные решения Компартии п< этому вопросу.
Особо отметим, что по истории таджикской художествен ной интеллигенции к. 70-х. — н.— 80 гг. специальных тру дов пока не опубликовано и не защищены диссертации. Эт обстоятельство предопределило в какой-то мере тематиче скую направленность данной работы, в которой впервые рас сматриваются и такие, ранее не исследовавшиеся вопрось как социальное и материальное положение художественно интеллигенции, а также сделана попытка критически осмыслить собранный исторический материал.
Цели и задачи исследования. Не претендуя на всеобъел лющее раскрытие темы автор стремился исследовать и покг зать уровень художественной жизни общества в Республик Таджикистан во второй половине 70-х — первой половин 80-х гг. и охарактеризовать возможности для реализаци творческого потенциала художественной интеллигенции эти годы.
В соответствии с этим определены следующие конкре' ные задачи:
— взаимосвязь идеологии и культуры;
' Гулямов С. Таджикская советская интеллигенция — Душанбе, 197
Назаршоев Н. Интеллигенция Таджикистана в 1961—1985 гг.—Душа
бе, 198Э .
анализ условий труда художественной интеллигенции;
освещение вопроса об организации подготовки кадров творческих работников;
характеристика творческо-общественной деятельности ююзов писателей, композиторовГ кинематографистов, худож-шков, театральных деятелей.
В процессе рассмотрения и исследования этих вопросов іан анализ негативных явлений, имевших место в творчест-зе писателей и деятелей искусств, в художественной культу->е в целом.
Методология и источники исследования. Методологиче-:кой основой диссертации являлся исторический объективизм и передовые идеи и мысли таджикской интеллигенции л стран содружества.
При написании диссертации использовался разнообразный материал: печатные источники, архивные документы, териодическая печать, статистические издания, различные :правочники.
Среди печатных изданий отметим в первую очередь публикации некоторых съездов творческих союзов: художников, композиторов, кинематографистов, в которых в компактной форме представлена всесторонняя деятельность этих союзов за 1976—1985 гг. В работе использовались печатные директивные материалы КПСС по вопросам культуры, опубликованные в многотомном издании «КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК», а также в сборнике «Об идеологической работе КПСС».
Решающее значение при написании диссертации имели исторические источники, собранные в различных государст-венныхг.'и ведомственных архивохранилищах. В частности, выявление проводилось в Центральном Государственном архиве Республики Таджикистан и в Архиве Центра политических исследований ЦК КП Таджикистана. Основной материал для исследования был извлечен в архивах творческих союзов (писателей, композиторов, кинематографистов, художников, театральных деятелей), в архиве Министерства культуры республики и архивах таких учебных заведении, как Таджикский Государственный институт искусств им. М. Турсун-заде и Республиканское художественное училище им. М. Олимова.
Отметим, что сохранность материалов в перечисленных архивах далеко неодинаковая. В архивах союзов писателей, художников и кинематографистов выявлены стенограммы
съездов, отчеты о работе союзов, протоколы правлений, фи нансовые документы и др. Материалы же союзов композита ров и театральных деятелей за изучаемый нами период поч ти полностью утрачены.
Почти все архивы творческих союзов (кроме Союза пи сателей) содержат не обработанные фонды: материалы не систематизированы, не * скомпонованы в дела по определен ньш темам или видам документов, а имеющиеся папки де.: с разрозненными документами не пронумерованы и не опи саны. Это создало определенные трудности в подборе нуж ных источников для исследования темы.
Значительный материал, связанный с деятельностью ху дожественной интеллигенции, собран в периодических изда ннях. С этой целью использовались центральные и республи канские газеты и журналы.
В диссертации также использованы материалы социоло
гических исследований, проведенные сотрудниками отдел;
организации и экономики театрального дела Центра социо
логин и театральной критики Союза театральных деятеле)
России. -- —
Научная новизна и практическая значимость работы. Ис тория художественной интеллигенции Таджикистана вкаче стве предмета специального исследования комплексно изу чена впервые. В научный оборот введен новый фактологиче ский и статистический материал. В диссертации впервы предпринята попытка по-новому осмыслить как уже извест ные исторические факты, так и вновь собранные материалы с учетом реалий сегодняшнего развития общества и открыв шейся возможностью критически разобраться в недавне? историческом прошлом. Это позволило автору, в результат обобщения материала выработать ряд рекомендаций п< улучшению творческой деятельности художественной интел лигенции.
Материалы диссертации могут быть использованы при со ставлений лекций по истории культуры Таджикистана и ис тории художественной культуры, а также на занятиях по эс тетическому воспитанию, при составлении программ и учеб ников для школ и учебных заведений художественного про филя.
Апробация работы. Диссертация была обсуждена и реко мендована к защите на заседании отдела новейшей исторш таджикского народа. Института истории, археологии и этно графин им. А. Дониша АН Республики Таджикистан (прото
кол Me 3 от 21 июня 1994 г.) г По теме исследования опубликовано две статьи.
Структура диссертации. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка основной использованной литературы и источников.