Введение к работе
Актуальность теш. История российской интеллигенции интересна и поучительна. Сегодня имеются благоприятные возможности для более объективного и грубокого изучения исторических судеб интеллигенции России в XX столетии.
Данная диссертация посвящена истории формирования и деятельности худоявотвенной интеллигенции Кубани в первой четверти XX века. Актуальность темы определяется необхс;и-мостью осмысления процесса формирования, вияснення роли и места худоявотвенной интеллигенции в лизни российской. провинции, отношения художественной интеллигенции к поворотным событиям в оудьбах России, какими были Февраль и Октябрь 1917 г., гразданская война. Изучение темы позволяет восполнить ряд существенных пробелов в истории культуры Кубани; оно также проливает свет на судьбы множества провинциальных и столичных деятелей искусства, дает возможность создать их правдивые биографии, вернуть истории несправедливо забытые имена.
Степень изученности темы. Собственно тема "Худояест-венная интеллигенция Кубани в первой четверти XX века" не была до настоящего времени предметом специального исторического исследования, хотя отдельные ее гтороны нашли ог-ракение в некоторых работах. Несомненный интерес представляют фундаментальные исследования по истории российской и советской интеллигенции, в большинстве своем созданные в последние 25 лет.
Состояние дореволющ'онной интеллигенции, в том числе и худоявотвенной, наиболее полно итранено в монографиях В.Р.Лр.йкиной-Свпрской, Л.К.Ьрмана, Л.Е.Г'ванова1. Ценный
I Лейкииа-Свирская В.Р. Кчтеллигенция » России во втором половине XIX века.-М.,197Г;0иь яе.Русская интеллигенция в I900-I9I7rr.-f'. ,19Я1;Ерман Л.К.Иртєлтигєнция ~> первой русской революпии.-М.,196^;Иванов А.Е. Высшая школа Ьоссии конца Х1Х-нат-ала XX века.?- М., 1991.
материл содержится в работах о жизни и творчестве отдельных представителей художественной интеллигенции. Все эти исследования в комплексе дают представление о складывании профессиональных групп внутри художественной интеллигенции, о социальных и материальных условиях ее труда, о системе подготовки соответствующих кадров в российских учебных заведе .иях, об участи художественной интеллигенции в политической жизни. В то: же время практически не изучена история провинциальной художественной интеллигенции: механизм ее формирования,* роль и место в культурной
ЕИЗНК.
Что касается работ по истории интеллигенции в годы революции 1917 г. и гралщанской войны, то наибольший ин-тепес здесь представляет; исследования С.А.Ф^дюкина2 , и монография 0.Н.Знаменского . С.А.Федюкин положил начало изучению отношения худокествеьиой интеллигенции к Октябрьской резолюции, процесса ее политического разшкевания, поставил вопрос о необходимости объективного освещения истории интеллигенции, находившейся.в годы гражданской войны на несоветской территории. О.Н.Знаменский на богатом конкретно-истори^.скоіз материала проанализировал идейно-политические позиции интеллигенции в 1917 г. с учетом ее социально-психологического СОСТОЯНИЯ.
Проблеме перевоспитания "старой" художественной интеллигенции и создания коеій і освящено значительное количество работ . Однако в большинстве из них, написанных в 70-е
?. Федюкин С.А. Великий Октябрь и интеллигенция. - Ы., 1972; Он не. Худодестванная интеллигенция і первые годы С-збтской власти // История СССР. - ІГ39. - $ I. Он ае. Интеллигенция и белое движение // Советская культура. 40 лет развития. - U., 1938. - С.І05-Ц8 и др.
3 Зиаыенски», О.Н. Интеллигенция накануне Велико о Октября. Фзврадь- октябрь 1917 ». - Л., 1988.
4. См. Шипилпва Р.А. йорьшровалШэ худозкастзениой интеллигенции в переходйкй к социализму пзриод (историографический обзор) -// Извести: Севэ^о-Кавказского научного центра вксезй школы. -1984..- К і. - С.34-39.
.'. , : ,' '....' -ї"'''.V.„' -' '.;.''.'. .
первой половино 80-х гг., художественная интеллигенция не рассматривается как самостоятельный субъект истории, а освещается лишь в контексте политики партии по отношению к ней. Естестсенно, в этих работах отдавалась дань ряду прежних идеологических и политических штампов. Из исследований последних лет наиболее интересны монографии А.В.Квакина , в которых автор, анализируя источники, принадлежащие различный политическим лагерям, современную историческую литературу и точки зрения, заявленные з публицистике , рассмотрел идейно-политические процессы п среде российской интеллигенции, о том числе и зіж.'рировав-ией, адаптацию ее к новым условиям яиэни и творчества.
Относительно изучения истории художественной интеллигенции Кубани отметим следующее. Отдельные аспекты темы нашли отражение в работах по истории культуры Кубани, некоторых видов искусства, по истории художественной лизни, в биографических очерках. Первые исследования такого рода (о музыкальных коллективах Кубанского казачьего войска, о развитии периодической печати) были опубликовали еще в Ю-е годы XX з. , затеи последовал почти полувековой перерыв. В 70-е - начале 80 гг. вышли в счет монография И.Я.Куценко о партийном руководстве культурным строительством на Северном Кавказе , литературоведческие статьи о
-
Квакни А.В. Октябрьская революция и идейно-политическое размезевание российской интеллигенции: теоретико-методологические, источниковедческие, историографические аспекты. Саратов, І9Р9; Он же. Идейко-политгческая дифференциация российской интеллигенции а период нэпа. І"2І-І925. Саратов, 1991.
-
Кияшко И.И. Войсковые певческие и муз"кантские хоры Кубанского казачьего войска. "ИЗЦ-ТЭЦ. И торический очерк столетня их существования. - Екатерннода^, тоц; Городецкий Б.М. Очерк рсізвнтия пусскоі. периодической печати на Северно" К; зказе. - Егітеринодар, І9Т4.
-
Куценко И.Я. Революция и культура. Из'истории бор бы
писателях, пивших на Кубани. Литературно-художественный мир Кубани первой четверти XX века в них был представлен именами лишь тех представителей художественной интеллигенции, который после революции безоговорочно признали Советскую власть. В соответствии с идеологическими нормами тех лот авторы утверждали, чтэ полноценное развитие литературы и искус угва на Кубани началось только после револв-ции. Положительное значенио в иэучэнии жизни и творчества представителей художественной интеллигенции первой четверти XX века имели многочисленные биографические очерки краеведа В.П.Бардадьма . Они стали отпрагиой точкой для многих исследований историков.
В конце 80-х-начала 90-х годов віяиш в сеет работы по истории 1.!уэыкальнои визии Кубани*"; Екатершюдарской картинной гелерэи , кубанской литературы*2; значительно расшириваие представления о художественной интеллигенции Кубани. Однако за рамками исследований до сих пор остао-тся жизнь и творчество множества деятелей литературы и искусства, особенно тех, которые посла революции или эми-
партийнцх организаций Семриого Кавказа за осуществле-ииэ культурной революции. I9I8-I932. - Краснодар,1973.
-
Велекгурнн H.S. Связь вреиок. - Крпснод&р, 1969; Он яо. Шная соната. Очерки г писателях края. - Краснодар, 1979; Савченко Ч.К Они были на Кубани. Очерки. -Краснодар, IS32 и др.
-
Бардадым В.П. Этюды г прошлой и настоящем Краснодара. -Краснодар; Он ео. Театральнь.*; листок. Этюды театральной кизни. - Краснодар, 1984.
ТО Борисов Б., Борисов Г., Бурылев Ч. Краснодарская филармония. Прошлое и настоящее. - Краснодар, 1989.
-
Гроиов. Х"до'-ествен..ая культура Кубани в начало XX века // Новейшие исследование по социально-окономической и культурной истории доревг -оциошюй 1^/бани. - Краснодар, 1989 - C.99-I07.
-
Взленгуршї H.S. Пути и судьбы. - Краснодар, 19о8.
грировали или, дивя на Кубани, не нашли общий язь~ с Советской властью. Белым пятноы в истории кубанской художественной интеллигенции и художественной жизни является период революций и грааданской войны - поворотный в судь-бых художников и насыщенный в плане развития искусства.
Зарубежная историография кубанской художественной интеллигенции представлена главным образом небольшими биографическими очерками о деятелях литературы и искусства -казаках, публиковавшихся в заграничных казачьих курналс.с "Вольное казачество", "Кубанец", "Кубанский край". Но если довоенные издания доступны историку, то работа с казачьей периодикой 50-х - 90-я гг. все еще проблематична. Возможно, что произведенное а будущем ее исследование обогатит историографию худсяественной интеллигенции Кубани.
Исходя из степени изученности темы, цель исследования - комплексное4изучение истории художественной интеллигенции Кубани первой четверти XX Еэка.
Для достижения поставленной цели предусмат шваотся решить ряд конкретно-исторических задач:
Во-первых, проследить развитие художественной среды дореволюционной Кубани, выявив роль и место в ней любителей искусства, проанализировать процес формирования художественной интеллигенции Кубани, yvicTi'e ее d культурной жизни региона.
Во-вторых, осветить профессиональную деятельность, политические взгляды и поведение художественной интеллигенции: как местной, так и столичной, оказавпейся на Кубани в период революции и гражданской лойны, в первые годы Советской власти. Раскрыть политику а,еня.лшх друг друга правительств по отношении к художественно4 интеллигенции, отношение лоятелей литературы и искусства к с-'ой политике.
В-третьих, воспроизвести, реконструировать общ^д картину судеб художественной интеллигенции, кііьлеї, на Кубани, по возможности дополнить и уточнить биографические даь .ые е** представителей.
Хронологические рамки исследования охватывают период с начала XX века до середины 20-х годов. Именно с 900-х годов начался процесс формирования художественной интеллигенции Кубани как многочисленной по провинциальным масштабам группы. Конечные хронологические рамки диссертации в известной «ере условны. Представляется, что к этому времени произошла "олее или менее полная адаптация художественной интеллигенции к новому строю; тогда па практически пся столичная интеллигенция, нашедпая временное пристанище на Кубани в годы гражданской войны и в начале 20-х, поки-лула регион. Внутрення периодизация ^ дпссергсцип осноеы-р-чстся на хронологии важнейших событий российской истории применительно к условиям Кубани.
Работа написана на материалах территории быкаей Кубан-ско» области и Черноморской губернии, ныне Краснодарского края.
Ист тиковая база лиесвт-аши включает разнообразные ?ипу опубликованных и шодублішоБ&ішмх штериалоо, tmorug из которых впервые вводятся в научный оборот.
Важную группу источников соста&ля&? делощчкізоодствен-шя документация, особенно прказнйтольно к изучЕИЛЭ дораио-лвпионнсго периода. Эти докркжь; сгшщзн'гр^эвгньз главліи образом в государстьзннои ajorasa Крайн^руцйго края (Г/J'JC, его ф^лиалзх, a vaiaso а Цекгра ишса госуд&рстЕОНнок архиве литературы и кскусетіг (Г.^АШ), Цен-градшсм гоеударст-ь. інок воекио-исторкческои архнхге (ЦГША).
Из материалов ГМК бочьаой кнгорес предсї&Еляо? фонд художественного іфуака прп Екате„ даодарскоП карзкашоЯ га-лорее {5.5575» содорпащіЙ иажеркак! ко пропагандо изобразительного искусства п угнана, ащ каиц&^рші начальника Кубанского обласного гіраїзігеїкія 1(5.^54),, где акшгс.ч доігу-ксптч о кругас х ."о6;гігєЛ(.Л яскусскл, распоряжения начальна- " ка облает;:, касажщтася ядажгос^гг-иадй їкиші» фонды органов самоуправления городов %$акй РйЇЇ? =.483, НосероссийгЕКй р.'.ш-лх ГАІЗ< ..}, ^-жзржкй f,r:;a«r. ШЕ ФЛ?К содержите протоколы п-іспдглшя глтащшкк /г^щ t ^ ш. вощіс-иа «рга-
>3
низации культурной жизни, а также разного рода прошения, докладные записки деятелей литературы и искусства, отражающие их культурные инициативы. Достаточно информативен фонд Кубанского обласного жандармского управления (ГАКК-Ф.584), в котором есть данные обо всех, находившихся под надзором полиции» списки сотрудников частных газет Кубани и Чершжорья с мотивированным определением степонн их благонадежности и политических симпатий.
Для выяснения биографических данных логично обратиться к послуннш спискам, хранящимся в фондах орггшиэаций, к которым художественная интеллигенция имела счноиение по роду государственной слукбы, таких как Кубанская дирекция народных училищ (ГАКК. Ф.470), Союз драматических и ыузь"сальных писателей (ЦГАЛИ. Ф.675), Московское общество любителей художеств (ЦГАЛИ. Ф.660), училище живописи, ваяния и зодчества (ЦГАЛИ, ф.680). В ЦГВИЛ имеются послужные списки кубанских литераторов, находившихся на военной слуг.бе (Ф.409). Делопроизводственная документация, раскрывающая историю художественной интеллигенции в период революций и гражданской войны достаточно скудна. Пять месяцев временного пребывания у власти Советов в 1918 г. не оставили практически источников такого рода, так как архив партийных органов при отступлении Красной Армии с Кубани безвозвратно утерян, далогроизеодетвонная документация периода правления Деникина и Кубанской Рады ограничивается, главнш образом, документами Кубанского краевого правительства (ГАКК, Ф.Р5, ?6) и деникинского Осведомительного агентст а - Освага (Центральны'- государственный архив Октябрьской революции - Щ'АОР, .440, 441), в пропагандистских подразделениях которых активно работали ряд представителей художественчс*1 интеллигенции, как местно", так и столичной.Делопроизводстве ная.доку-ыегтация первой половины 20- : годов представлена п^лкг
зам», постановлениями органов Советской в„.асин, нлсающи-мися развития литературы и искусств^. Они частично
опубликованы в сбор) ике "Культурное строительство на Кубани (І9І8-І94І)" (Краснодар, ІУ78). Из архиь.шх мат риа-
лов интерес представляют документы отделов народного образования и профсоюза Рабис (ЦРАОР, Ф.5508, ГАКК.-Ф.Р.356, Р.890, государственный архив Ростовской области. Ф.Р.2287, Р22Э0).
В диссертации использованы данные делопроизводства Управления КГБ по Краснодарскі jy краю - выписки из обвинительных эаключепй, относящихся к представителям художественной интеллигенции Кубани, репрессированных в 30-е годы. Эти документы чрезвычайно ваяны для уточнения биографических данных обвиняемых деятелей литературы и искусства.
Значительный интерес представляш как источники партийные и государственные документы, работы В.И.Ленина, А.В. Луначарского, касающиеся политики в отношении интеллигенции и культуры.
ч качестве источника в диссертации были использованы справочные издания: энциклопедии, словари, б»блиографичес-кие ука^-тели, вышедшие до и после революции в центральных и кубанских издательствах.
Содержательная информация отлошмась в периодической печати: как местной, так и столичной. В диссертации использованы материалы 48 -аэет и зкурналоо.
Применительно к истории худоостЗнней интеллигенции отдельным источников выступают сами ччіг^еїшк мастеров: художественные произЕедения, публицистика, отчасти произведения изобразительш ^о ..скусства, нузыиа. Они характеризуют эстетические концепции, во многих случаях и идеологио, политические 2'6юздєнїш художественной интеллигенции. Однако рассматриваются источники такого віща с учетом времени, места, цели и обстоятельств, под ьлияни-еы которых били созданы те ил» тил произведения.
Болызуо ценность имеют источники личного происхожде-ния: иеиуары, чу вимки, частная переписка, записное книжки, автобиографий, анкеты. Из публикованного наибольший интерес представлю»? е&пнсша : v-'Хїм кзьзі лшго драматурга Е.Шварця,: зееоздатеда t й'-ішс^/,/.:/ кудьїуі'іісй жизни до-
войне, написанные В.Шверубовичем, И.Наживиным, Е.Дундбер-гом, В.мякотиным, Н.Тэффи. Использованы в диссертации и неопубликованные источники личного происхоадения, такие как воспоминания и письма преподавателей и выпускников Краснодарского музыкального училища, воспоминания кубанских журналисїов А.Лукашевича и М.Дороновича, переписка основателя Екатеринодарской картинной галереи с художниками, дневник режиссера П.Медведева, гастролировавшего на Кубани, воспоминания литераторов И.Гольдмана, Л.Жар: ), ф.Коновалова о революционном движении в регионе и др.
Научная новизна работы - в самой постановка цели и задач исследования. Предпринята попытка объективно изучить процессы зарождения, функционирования художественной интеллигенции в провинции, в частности на Кубани, реакцию гудсжественной интеллигенции на смену власти и идеологии. Уточнены традиционные оценки политики властей по отношении к художественной интеллигенции.
Практическое значение диссертации заключается в применимости ее фактографического, концептуального :одержання в научной, преподавательской, историко-популяризаторской деятельности, при написании работ по истории культуры Кубани, истории российской худодественной интеллигенции. Приложение к диссертации, содержащее сведения более чем о двухстах деятелях литература и искусства, каг столичных, так и провинциальных, может использоваться в качестве самостоятельного источника.
Апробация работы осуществлена на конференциях: "Историко-культурное наследие и проблемы его освоение в современных условиях" (Краснодар, I98S,, "Культурное наследие и современность" (Краснодар, 1989), "Ис.орико-культурное наследие народов Северного Кавказа" (Краснодар, 1990),.молодых учзн"Х Северного Кавказа, посвященная Р^-лети» Ад! "ейского государственное педагогического инсти.ута (Майкоп, 1990); "Провинциал ышй город: ку^ьт^рныз традиции. Истогчя и совроі"Жн^сть" (Елец 1992), "Кубанское казачество: проблемы истории и во-ролщение"'(Тамань, 1^2).
Диссертация обсувдена на заседании отдела истории отечественной культуры института росскйско истории РАН.
Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения к приложения с указателем ішазн, упоминаемых з работе. В первой и третьей главах выделены разделы по проблемно-хронологическому принципу; вторая главу разделена на три параграфа в соответствии с хронологической последовательностью событий.