Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Государственная религиозная политика в Вооруженных Силах России в ХХ веке Риффель, Ирина Владимировна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Риффель, Ирина Владимировна. Государственная религиозная политика в Вооруженных Силах России в ХХ веке : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02.- Мурманск, 1999.- 204 с.: ил. РГБ ОД, 61 00-7/368-6

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Одной из догм нашего общественного сознания юлгое время являлось утверждение, что всякие религии во все времена реакционны что травославная церковь игралатолько трицатсльную роль в жизни людей.

Кризисная обстановка, которую российское обществo стало переживать в конце XX века збусловила необходимость отказа от такого упрощенно-схематичного подхода к роли эелигии и церкви,

С начала 90-х годов XX века в армейском общественном мнении стали распространяться
ідеп привлечения и использования религиозных ценностей и традиций для духовно-
нравственного совершенствования личности военнослужащего, а также для создания
хуховных основ морального обоснования воинской службы. Это пропсходило на фоне роста
Религиозности военнослужащих в процессе личного поиска духовности стремления обрести
Устойчивую систему ценностей, побить нпавственное обоснование жизни ВОинСКОЙ
Службы и боевой деятельности. "Г " " """ " , ' "

Многие ученые: психологи, социологи, политологи, историки - не без оснований полагают, что заполшпъ духовнын вакуум может помочь религия. Это мнение рождено не на пустом месте, ибо наряду с подъемом религиозного сознания в целом его развитие наблюдается и в армейской среде в качестве выражения новых тенденций нравственности.

Поэтому, на наш взгляд, представляется актуальным изучение и научное осмысление роли государства в религиозной политике в Вооруженных Силах страны и его основные этапы.

Все эти вопросы определили предмет исследования, а именно:

-государственная религиозная политика в Вооруженных Силах с начала их зарождения и до Октябрьской революции;

-роль церкви в развитии православного религиозного сознания в Вооруженных Силах;

-взаимоотношения церкви и государства в период смены политического и государственного устройства в 1917 году и их отражение в Вооруженных Силах;

-естественный возврат к религиозным ценностям в процессе воспигательной работы в Вооруженных Силах с начала 90-х годов вопреки предшествовавшей запретительной государственной политики по отношению к религии.

Хронологачсские рамки исследования в связи с приведенными положениями охватывают значительный период. Историю возникновения и развития института военного духовенства как органа непосредственно занимавшегося религиозным воспитанием военнослужаших, мы рассматриваем с момента его возникновепия хотя оно и условно, до января Ш года когда приказом № 39 наркома по военным и морским делам от 16 января было упразднено nLLe правление при протопресвитере военного и морского духовенства?

Религиозную государственную политику в Вооруженных Силах мы рассматриваем с начала их возттювенш до конца 90-х годов XX в« выделяя три основных ее этапа:

-досоветский, как представляющий собой последовательную государственную политику формирования православного религиозного сознания в Вооруженньгх Силах;

-советский характеризуется отказом от религиозных ценностей в воспитании воинов. вместе с тем, привлечением религии и ее материальной ипостаси - церкви в критические периоды государства, как имеющих огромную духовную силу;

-постсоветский характеризуется возвратом к исторической традиции в воспитании (вновь) российских воинов.

Обоснование и реализация данного подхода позволят выявить закономерность возврата к традиционным духовным ценностям благодаря возможностям духовной практики религии, в частности, православия, а также ее влияние на процесс формирования устойчивой системы

' Вопросы истории религаи и атеизма. Вып. 5. М. 1958.Приказ народного кoмиссариaтa по военным делам. С.5.

ценностей, отражающихся на воинской службе и боевой деятельности. К тому же воинская служба, по традиционному представлению русской православной церкви, в высшей степени способствует раскрытию христианских добродетелей в человеке,

Уровень научной разработки проблемы, Следует сразу оговориться, что работ, посвященных теме развития государственной религиозной политики в Вооруженных силах в советское время не существовало.

«Атеистическая» литература, начиная с 20-30-х годов, обращаясь к данной проблематике, эксплуатировала одни и те же сюжеты и исторические факты, выставляя в качестве подпорок для выводов и заключений бесконечный ряд переходящих от автора к автору «классических» цитат. Добавим к этому существовавший негласный запрет на изучение «религиозной жизни» в стране и публикацию о ней материалов закрытость учреждений занимавшихся церковной политикой недоступность для исследователей документов хранившихся в спецфондах и спецхранах (особенно в армейских) И как итог - перед современными историками по существу стоит задача воссоздания максимально объективной истории государственно-церкоГньгх отношений вообще, и в армии, в частности.

Одними из наиболее серьезных работ, посвященных истории военного духовенства, следует отметить труды дореволюционного периода Н.Невзорова , Ф.Ласкеева , а также ТВ. Барсова". Профессор Барсов полнее других раскрыл бывшие и существовавшие органы управления русским военным духовенством в их возникновении и последующей судьбе, а также роль военного духовенства в духовном «окормлении» воинства.

Во всех современных исследованиях, так или иначе касающихся истории военного духовенства использованы материалы перечисленных авторов.

Теме религии посвятил ряд статей В.И. Ленин, положивший начало "воинствующему безбожию". Он еще до Октябрьской революции детально разрабатывал стратегическую линию отношения партии к религии и подчеркивал несовместимость марксистской идеологии с религиозными представлениями и требовал их глубочайшей критики.

Советская историография, посвященная вопросам церковпо-государственных отношений, начинается с 20-х годов. Следует отметить, что в ней преобладающей была историко-партийная проблематика. История их взаимоотношений чаще всего выглядела так, что церковь представлялась как абсолютно реакционный штшародный институт, а органы советской государственной власти показаны исключительно в положительном плане Этим вопросам посвящены рабогы Б П Кандидова,' ПВГидулянова6 В первые годы советской власти интенсивно издавались книги и брошюры атеиЗеской направленности и написаны ош бьши, как правило временниками и ITZlmZlT^Z ^нш^т антирелигиозной кампании государствеГ Среди "пгх рабГы мТмснеГ ЕМЯрослГского Тсарабьянова, ПА Красикова, ИИ СтшановГ7' Брошюра

' Невзоров Николай. Управление духовенством военного ведомства в России: исторический очерк. СПб.Тип. Ф.Г.Елеонского. 1875.

2 Ласкеев Федор, Историческая записка об управлении военным и морским духовенством за
минувшее столетие (1800-1900 г.г.). С Пб. 1900.

3 Барсов ТВ. Об управлении русским военным духовенством. С Пб. 1879.

" Ленин В.И. Задачи союзов молодежи. ПСС. Изд.5-е. М. 1969. Т.41. С. 309; О значении воинствующего атеизма. Т. 54. С.440; Социализм и религия. Т. 12. С. .46;;. ' Кандидов Б.П. Церковный фронт в годы мировой войны М. 1927 'ГидуляновП В Отделение церкви от государства М НКЮ РСФСР 1926 ' Рейснер МА Государство и верующая личность Сб статей' С Пб 1905- Он же Государство 1918; Ярославский ЕМ.Против религии и церкви Собр соч'в5т'м 1935 Сарабьянов В Об антирелигиозной пропаганде М 1923 Красиков ПА На церковном фронте М 1924; СтешнсГиИ Задачии методы а^релишозной пропаганды М 1925

М.А.Рейснера «Государство и церковь», например, распространялась среди солдат и матросов еще в годы первой мировой войны.'

В эти же годы были изданы некоторые работы идеологов православия: А.И. Веденского. возглавлявшего образованный при Bременном правительстве "Всероссийский союз демократического православного духовенства и мирян" профессора Петроградской духовной академии ББ.Титлинова^ и других. Запретительную государственную политику в отношении к церкви оті объясняли расколом внутри самой церкви и излишней ее политизации. Может показаться, что авторам хотелось этими работами смягчить государственную политику по отношению к церкви в пеглгол когда уже активно провод1иасьатеистическаяпропаганда.

Вопросам успехов в результатах проведения атеистической пропаганды посвящены книги Н.Амосова, в которых декреты и атеистическая политика государства рассматриваются как прогрессивное культурное явление.3

В это же время издавались брошюры, статьи, книги с разъяснением задач, стоящих перед нОвым поколением агитаторов а также конечно тех успехов которые уже достигнуты.' Успехи однако были мало похожи на достоверную информацию Больше выглядели как дезинформация,о подъеме атеистических взглядов у населения страны.

После Великой Отечественной войны вплоть до второй половины 80-х годов советские исследователи церкви рассматривали в основном вопросы адаптации русской православной церкви к новым социально-экономическим и политическпм условиям, порожденным победой Октябрьской революции К ним можно отнести работы Н.СГОРДИЄНКО. А А Шишкина AM Сахарова и ЛИЕмелях4 Последняя кроме того утверждала что преодоление религиозных предрассудков крестьян в солдатских шинелях произошло еще в годы первой мировой войны При этом она отмечала: 7в отходе масс от религии сыграла больше роль большевистская пропаганда и агитация» 5 Используя большое количество архивные материалов она покрывает только Атеистическую сторону религиозных настооешй J^^^^^^O^Z^^Zm^ после нее -социальные ~ и истопи^ескГ п—Гтки а^кл^кал^ГТ Гтеизма Н С ГоГиеико рГматривГэ^ол^ правГлГ

Какимношед^^

дГтельностиХй ^^

деятельности Хей~Г2, УГВЄРЖДШШ, ЧТ РЄЛИГИЯ пРИНИжает творческой

мипусВёГееПпп^ Збре^Гземньш делам

' Вопросы истории религии и атеизма. Вып. 5.М. 1958. С 65.

* Веденский А.ИI Церковь и государство. М. 1023; Революция и церковь. Пг. 1922; Тнтлшюв
ВВ. Церковь во время революции Пг. 1923.

' Амосов II Антирелигиозная работа на пороге 11-й пятилетки. М. 1932; Октябрьская

революция и церковь. М. 1937.

f Комсомол и антирелигиозная пропаганда: Сб-к статей и очерков. М. 1937; ХХ-летие

отделения церкви и государства. М. 1938; Олещук Ф.Н. О задачах антирелигиозной

пропаганды. М. 1937.

' Гордненко Н.С. Современное православие и его идеология. М. 1963. Критика новых

тенденций современного православия. Л. 1974; Шишкин А.А. Сущность и критическая

оценка "обновленческого" раскола русской православной церкви. Изд-во Казанского

университета 1970; Сахаров AM Религия и церковь в истории России. М. 1975; Емелях

ЛИ Антиклерикальное движение крестьян в период первой русской революции. М.,Л.

Наука 1965; Крестьяне ицерковь накануне Октября Л 1976;

* Вопросы истории религии и атеизма. Вып.5. М. .1958 С. 67.

Нельзя обойти вниманием книги В.А. Куроедова'- председателя Совета по делам религий при Совете Министров СССР в семидесятые годы. Он ставил перед собой задачу осветить проблемы, связанные с правовым положением религиозных объединений в советском государстве. Однако, речь там вдет в основном о марксистско-ленинских принципах свободы совести. О делает попытки «разоблачить ложь зарубежных клеветников», рассказывающих о насильственном искоренении религии в Советском Союзе и преследованиях за веру Конечно он отвергав мысль о проведении советским государством политики принудительного государственного атеизма, направленной на уничтожение религии.

Историю взаимоотношений церкви и государства Б разные периоды советского государства рассматривали также праповеды Отметим две работы, наиболее характерно отражающие тенденции времени: ЮІРозенбаума и М.И.Одинцова.^

Оба они освещают этот вопрос с традиционной точки зрения. Религия, по их мнению, в лице церкви, не спешила освободиться от своего давнего исторического союзника -самодержавия. Поэтому они считают закономерным процесс отделения церкви от государства но Одинцов в отличие от Розенбаума (работа написана уже в перестроечное время)рассматривает негативные стороны проведенім этой политики в жизнь К тому же он воссоздает малоизвестную историю государственных органов - VIII отдела Наркомюста Совнаркома РС^Р Шстоянной комиссии^по вопросам культов при Президиуме ВЦИК П929-1934 гг) Гпосто~к^Иссии по кустовым волосам при Пр^идиуме ЦИКа

сссро934і^

^bm^J^Bn^rj^^SS^L^S государственную политику

Начиная с 60-годов XX века у правоведов актуальным становится теоретико-правовой
аспект концепции свободы совести, касающейся непосредственно военнослужащих. Речь
щла о возможности реализовать свое право на свободу вероисповедания (а не атеизма) в
условиях прохождения военной службы по призыву. Военно-служебные отношения
связанные с необходимостью строгой дисциплины, значительно ограничивают возможность
военнослужащих свободно реализовать некоторьш свои права и свободы в том числе и
указанньТ^ивоироХ^^^^ НВВитрук3

В перестроечное время стал наблюдаться рост числа религиозных военнослужащих и в науке государственного права. Исследователи В.В. Клочков, Ф.М.Рудинский, М.А.Шапиро'1 ставили вопрос уже не о праве военнослужащих на свободу совести вообще, а именно о необходимости создания условий для реализации такого права, как конституционной гарантии.

В теории военного права этот вопрос нашел отражение в диссертационном исследовании Н.В.Артамонова, ' который утверждал, что военнослужащий, обладая конституционным

' Куроедов В.А. Религия и церковь в советском государстве. М. 1981; Его же. Религия и церковь в советском обществе. М. 1984.

" Розенбаум Ю.А. Советское государство и церковь. М.Наука 1985; Одинцов МИ. Государство и церковь. М. 1991.

' Строгович М.С. Социалистическое право и личность. Проблемы социалистического государства и права в современный период. М.1969; Матузов Н.И. Личность. Право. Демократия:Теоретические проблемы субъективного права.Саратов.1972; Витрук Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М. 1979; 4 Клочков В.В. Свобода совести: право на свободу религии и свободу атеизма. //Советская юстиция. 1987 -№ 8. С. 13; Его же. Свобода вероисповедания в СССР: буржуазно-пропагандистские вымыслы и действительность. //Социалистическая законность, 1988 -ЛЬ 3. С.27; Рудинский Ф.М,, Шапиро М.А. Свобода совести и религии: международно-правовые акты и национальное законодательство.// Государство и право. 1992 - № 5. С. 14. * Артамонов Н,В. Правовой статус советских военнослужащих. Автореферат дисс. на соискание ученой степени доктора юридических наук. М 1986.

правом на свободу вероисповедания, предполагающее посещение храмов, может реализовать его, только получив на то разрешение своего командира. Даже для отправления религиозных обрядов требуется, чтобы командир предоставил ему такую возможность, освободив на это время от исполнения обязанностей по военной службе. В связи с этим нельзя не согласиться с мыслью М.С.Строговича: «Если человеку гарантируется право делать, поступать, вести себя известным образом значит имеет право на это» . А это означает что если есть права у военнослужащих, то у командования должны быть соответствующие обязанное.

Одной из редких работ советского периода, посвященных непосредственно военному духовенству, была книга В.О.Васнленко.^ Однако и он в духе времени рассматривал роль представителен церкви в армии как контрреволюционную силу, а религию представлял реакционной. В О Василенко писал, что «для обработки солдатского сознания в нужном самодержавию направлении для лучшего затемнения классового сознания солдат для более успешной борьбы с революционной «заразой» и была создана военнопоповская организация Р.-шгия играла роль служанки офицерства всемерно содействуя последнему в укрепленип вооружешюйсилы царизма- старой армии»?

После долгого перерыва к этой теме стали обращаться в начале 90-х годов. Одним из первых было исследование историка А.С.Сенина. Он, как и многие прежде, отмечал, что деятельность военного духовенства являлась для царизма одним из каналов религиозно-воспитательного воздействия на военнослужащих русской армии.4 Кроме того, он раскрыл формы и методы работы военного духовенства в первую мировую войну, отмечая уже и положительные и отрицательные, стороны иx деятельности.

Такие оценки роли и деятельности духовенства выглядели поистине революционными.

Другой современный исследователь - Е.В. Мезенцев5 рассматривал историю военного духовенства с момента его возникновения, а также историю взаимоотношений церкви и армии. Отдавая должное церкви, он отмечал ее роль в патриотическом воспитании, воинов, ее умение духовно их сплачивать, укреплять нравственное и духовное состояние армии. Военных священников он называет«пол1ткомиссарами царской армии» подчеркивая этим что функции военных священников в новой Советской армии должны были выполнят; политкомиссары.

Ученому-историку С.Ю.Чимарову* принадлежит фундаментальное исследование роли русской православной церкви в религиозно-нравственком воспитании личного состава армии и флота с 1800 по 1917 год. В этой работе впервые в отечественной историографии представлен комплексный анализ формирования и особенностей проявления военно-церковного сотрудничества в ХК-нач XX веках

Новой точкой отсчета в официальных взглядах на религию можно считать 1987 год, когда в журнале «Коммунист», идеологическом рупоре ЦК КПСС, появились статьи АИ.Клибанова, ЛН.Митрохина и Б.В.Раушенбаха, свидетельствовавшие о дифференцированном подходе ЦК КПСС к религиозным вопросам. Высказанные мысли были новыми: «Христианство явилось религиозным, идеологическим ферментом новой

1 Строгович М.С. Социалистического право и личность. Проблемы социалистического государства п права в современный период. М. 1969. С 224. 2ВасиленвоВ.О-Офицерыврясах. М. 1933.

  1. Bасиленко ВО. Указ. Соч. С. 13.

  2. Сенин А.С. Армейское духовенство в первую мировую войнуУ/Вопросы истории. 1990 - № 10. С. 159-165.

^ Мезенцев Е.В. Вера и мужество (Из истории российского военного духовенства)

Альманах»Отечество»-М.1997.С. 53-84.

" Чимаров СЮ. Русская православная церковь и Вооруженные Силы в 1800-1917. СПб. 1999.

цивилизации». Статья наглядно показывала эволюцию во взглядах бывших идеологов атеизма, к которым относились и А.И.Клибацов и Л.КМитрохин.1

Такого рода статьи в советских журналах, особенно в ведущем атеистическом органе «Наука и религия»,^ предвещали начало нового отношения партии и государства к религии, вообще, и к Русской православной церкви, в частности.

Существенно отличаются от прочих работы по теме взаимоотношений Советского

государства и церкви, которые стали появляться с начала 90-х годов. В них выражается

стремление ученых к созданию объективной картины взаимоотношений между русской

православной церковью и Советским государством на протяжении более семидесяти лет их

существования Выяснилось что прежняя картина представлявшая рассматриваемую

проблему была идеологически тенденциозна и не соответствовала реальной

действительности В то же время закрьть.е архивные материалы отражающие

государственную политик государев в укаГнном вопросе и действительное отношение

среди насе^нГс^аГ^прошдчмоч по^ке лишали воз-ожрости 'ать объекГвнчй
InZs проводимой политое, лиыали возможности „ать ооъектьвн

Постепенное преодоление идеологического диктата над общественными науками, развитие гласности и свободы в научных изысканиях, частичное открытие доступа к документальным материалам, долгое время содержавшихся под грифом «секрегно», - все это создало благоприятные условия для объективного освещения истории взаимоотношений церкви и государства в советском обществе. Наиболее интересными из них нам представляются исследования В.А,Алексеева, О.Ю.Васильевой, М.В Шкаровского.3

О.Ю.Васильева, например, считает, что советская власть отказалась от церкви и религии, исходя из принципа идеологической монополии и боязни объединения под ее знаменами существовавших тогда реальных политических противников. Используя большое количество документов до недавнего времени хранившихся в секретных архивах, автор разоблачает агресснвную государственную политику по отношению к церкви и верующим на протяжении всего периода Советской власти.

Исследование М.В.Шкаровского представляет собой фундаментальный труд по историческому периоду 1939-19б4гг. Автор считает его важным, во многом ключевым и относительно целостным периодом государственной религиозной политики в СССР. Начальной вехой этого периода он считает отказ Советского правительства накануне Великой Отечественной войны от замыслов удушения церкви, существовавших в 1930-е годы, а также пеовые шаги в пєбєстоойкє всех госудаоственно-иепковных отношений Годы В^сойОк^екной^^

Перечисленные авторы рассматривают определяющие факторы религиозной политики
советского правительства на разных этапах развития Советского государства, ее последствия
для страны и русской церкви и обратное влияние Они пытаются по-новому взглянугь на уже
разработанные в прежние годы аспекты темы, подтвердить или опровергнуть существующие
концепции, а также делают собственные выводы '

' Клибанов А.И., Митрохин Л.Н,, История и религия. // Коммунист, 1997 - № 12. С.91-98,

Раушенбах Б.В. Сквозь глубь веков.Там же с. 99-105.

^ Митрохин Л.Н. Социалистическая дейсгвительность и религия. //Наука и религия. 1987 - №

11. С,40-43; Религия в системе культуры. //Наука и религия. 1988,- № 1.С.22-25.

' Алексеев В.А. Иллюзии и догмы (взаимоотношения Советского государства и религии).

М.1991; Васильева О.Ю. Русская Православная Церковь и Советская власть в 1917-1927

годах.//Вопросы истории.1993 - № 8.С.40-45; Русская Православная церковь в 1927-1943 гг.//

Вопросы истории. 1994 - № 4. С.35-46; Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь

при Сталине и Хрущеве. М. 1999.

Среди других работ послсднего времени, затрагавающее религиозную тему, одной из наиболее интересных, на наш взгляд, является монография Е.С.Сенявской.' Автор, в частности, рассматривает религиозность на войне, причины роста религиозных настроений в период военных действий, отмечая особенности этого явления в традиционно религиозном и атеистическом обществах Исследование Е С Сенявской по сути - одно из первых в отечественной историографии в области военно-исторической психологии.

Теме роли религии в армии с точки зрения психологии посвящено немало исследований, которые проводятся на данном этапе в Военном Университете и Академии государственной службы при Президенте РФ для их практического применения. Одной из интересных, на наш взгляд, является работа А.Л.Акулича^ Он изучает психологические особенности и условия применения положений православной антропологии и опыта духовной практики православия в психологическом консультировании офицеров.

Такая современная позиция по отношению к возможностям религии является
революционной по отношешио к традиционной (марксистской психологии) точке зрения.
Например, К.К.Платонов и Д.М.Угринович^ изучали психологические проблемы
атеистического воспитания и предлагали конкретные пути преодоления религаи в обществе.
Д М Угринович кроме того разработал критерии религиозности что по его мнению
облегчало работу по атеистическому воспитанию , ,

Не менее интересными являются социологические исследования, в частности, по состоянию религиозности в стране. В 1993 году вышел сборник статей, составленный А.Р.Бессмертным и С.Б.Филатовым.4 Приведенные в нем факты и документы показывают общую картину религиозности в разные годы А также исследуются сЬакторы влиявшие на уровень и характер религиозности а также их связь с общими' идеологическими и политическими процессами в обществе.

Вслед за первым выпуском поочередно вышли еще два выпуска под общей редакцией С.Б.Филатова.5 В книге обсуждаются современные сложности и недостатки в деле осуществления религиозной свободы в России. Исследование подготовлено по заказу и в рамках деятельности Института религии и права. В отличие от предыдущих сборников, которые в большей степени вводили в круг разнообразной проблематики, связанной с положением религии в нашей стране, в третьем сборнике прослеживается ярко выраженный правозащитный акцент.

Как мы видим, современные исследователи рассматривают мировоззренческие, духовные, теологические, правовые, политические и социологические аспекты проблемы свободы совести в комплексе.

Ученый-социолог В.ИГараджа6 рассматривает религию как фактор тех или иных социальных отношений, утверждая, что между развитием политической системы и религией существует взаимосвязь, в основе которой лежат социальное развитие, дифференциация и интеграция общества. Отношения между религией и политикой в обществах, в которых политика и власть структуированы - это отношения между религией и государством. И что важно - религия может служить основой разных политических ориентации Религия вообще

существуют не в чистом виде, а комбинируется с теми или иными

элементами идеологии,

  1. Сенявская Е.С. Человек на войне. Историко-психологические очерки. М. 1997.

  2. Акулич А.Л. Возможности психологического влияния православия на личностный смысл боевой деятельности офицера. М. 1996.

' Платонов К.К. Психология религии. М. 1967; Угринович Д.М. Психология религии. М.

1986.

4 Бессмертный А.Р., Филатов СБ. Религия и демократия; На пути к свободе совести.

Вып.2.М.1993.

^ Религия и права человека: На пути к свободе совести. Вып.З. Под общ. ред.С.Б.Филатова.

^ Гараджа В.И. Социология религии. М. 1996.

образуя определенную систему ценностей, влияющую на политическую ориентацию верующих.

Культурологический аспект религии отражен в литературе нового поколения. Выделим сборник «Религия и свободомыслие в культурно-историческом процессе» под ред. С.Н.Савельева,' в котором поднимаются острые и сложные вопросы о роли религии и месге атеизма в истории культуры и социально-политической жизни. В статьях сборника раскрывается взаимосвязь религии и атеизма с философией, моралью, искусством, идеологией, политикой. Высказаны новые идеи на давш знакомые проблемы. '

Среди религиоведческой литературы необходимо выделить книги Ш.М.Мунчаева, МГ.Писманика и А.В.Вертннского,^ в которых религию рассматривают как неотъемлемый компонент человеческой истории на разных этапах ее развития Приведены различные научные концепции понимаши сущности, структуры и функции религии. Рассматривается ее роль в жизни общества и отдельного человекЛ такжепроблемы религиозной cитуации в России.

Хотим для сравнения привести еще две книги, отражающие тенденции времени во взглядах на атеизм и религию. Это книги З.В.Шпака' и А.З. Арабаджана" Во времени их появления разделяет небольшое пространство, всего шесть лет, ко взгляды прямо противоположные Шпак в своей монографии критически анализирует нравственный идеал религии противопоставляя ему теорию и практику научного атеизма в обосновании и утверждении нравственного идеала личности социалистического общества.

А.З.Арабаджан поднимает много различных вопросов: возможна ли достойная жизнь без духовности, что стало с ней за десятилетия монополии КПСС роль духовного воспитателя? Он считает, что отход от политики дискриминации церкви и предоставление ей той свободы, которая подразумевалась Конституцией, связан с кризисом политико-воспитательной работы Переориентация на церковьвкачестве духовного воспитателя исходила от высшего партийного руководством страны и они использовали для этого празднование тысячелетия принятия христианства на Руси. ,

Нельзя обойти вниманием и работы идеологов православия и служителей церкви, как зарубежных, так и отечественных. Наиболее интересной работой последнего времени является труд канадского ученого профессора ДВ.Поспеловского' - известного за рубежом автора фундаментальных исследований по истории Русской православной церкви. Она содержит" богатый неизвестный и малоизвестный фактический материал из российских и зарубежных архивов рассказывающий о взаимоотношениях государства и церкви после 1917 года, о патриотической деятельности церкви в годы Великой Отечественной войны о начавшемся в последнее время возрожденииДикого православия.

Однако с ним нельзя согласиться в том, что церковь в условиях начавшейся гражданской войны сохраняла политический нейтралитет, выражавшийся в повторных призывах патриарха Тихона к пастве о прекращении братоубийственной войны а также в том, что церковь взяла на себя ответственность стать той силой, которая остановила бы войну. Очевидно что церковь не могла быть положительно настроенной к политическому СТОою с программой уничтожения релип.и

' Религия и свободомыслие в культурно-историческом процессе. Под ред. С.Н. Савельева. С

Пб-гГос.Ун.1991.

^ Мунчаев Ш.М. Религия: История и современность. М. 1988. Писманик М.Г., Вертинский

А.В. Религия в истории и культуре. М. 1998.

' Шпак З.В. Атеизм и нравственный вдеал личности. Киев. 1987.

4 Арабаджан А.З. Истоки духовности. Религия и атеизм. М. 1993.

* Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. М.1995.

Работа немецкого политолога Г.Штриккера' содержит материалы и документы по истории отношении между государством и церковью. Среди них есть стенограммы заседаний ответственных комиссий. Многие из док>ментов печатаются па русском языке впервые.

Кроме того, Г.Штриккер, анализируя государственную политику в отношении церкви и религии в нашей стране, делает вывод, что конец 70-х годов характерен феноменом так называемого религиозного возрождения. Именно интеллигенция проявила интерес к православию, понимая его как хранителя русской культуры и национальных традиций.'

Определенный интерес для исследователей государственно-церковных отношений представляют работы служителей церкви. Книги протоиерея Вл.Цыпина и митрополита С.-Петербургского Иоанна^ представляют собой православный взгляд на события Они впервые за послереволюционное время - по-своему объясняют "белые шггна" истории.

Особо необходимо отметить книгу А. А.Валентинова,4 до недавнего времени запрещенную в нашей стране и впервые напечатанную в 1991 году лишь в литературном журнале «Волга». Напечатана книга по изданию Русского нзцпонзлького студенческого объединения в Париже 1925 года. В книге со вступительной статьей П.Б.Струве собраны документальные материалы, характеризующие борьбу советской коммунистической власти против всякой религии, против всех исповеданий и церквей П Б Струве называл эту политику «возрожденной инквизицией с атеисическим знаком».. Материалы эти были собраны Комиссией по расследованию злодеяний большевиков созданной в эмиграции и дают возможность судить сТ^^^^^Ш S^S^o^ cmZiоmv^lo

На страницах научных исторических журналов и периодической печати, в частности, в ведомственных периодических изданиях, начиная с 90-х годов на фоне роста авторитета религии у широкой общественности, стали появляться публикации на тему взаимоотношений армии и церкви, в том числе о роли военного духовенства. Это свидетельствует о том, что проблема существует, она злободневна и актуальна.

Как правило, авторы по-новому ставят вопрос об отношениях государства и общества к религии и, в частности, православия, поскольку оно было и остается самой крупной и влиятельной конфессией в СССР и России, а также пытаются обосновать необходимость введения в силовые структуры представителей духовенства для возрождения духовности и нравственности Встречайся немало высказываний о включении православия в официальную идеологию.

Специфика темы определили необходимость такого многоаспектного подхода при изучении вопроса. Смежные дисциплины дали возможность рассмотреть вопрос во всей полноте: в изучении политігческой религиозной, социальной, правовой проблематики, общественной психологии в их взаимодействии и взаимовлиянии. Такой многоаспектный подход к истории как нам кажется весьма характерен для современного развития тем более, чтомеждисциплинарные исследования дают возможность лучшего познания людей во времени.

Цель настоящего исследования заключается в том, чтобы, опираясь на широкую базу опубликованных и неопубликованных источников и, используя критически проанализированные труды советских и зарубежных историков, объективно осветить государственную политику царского правительства и советского государства в отношении

  1. Штриккер Г.Русская православная церковь в советское время (1917-1991). В 2-х тт. М.1995.

  2. Штриккер Г. Там же. Т.1. С. 61.

3 Протоиерей Вл. Цыпин. История Русской Православной Церкви 1917-1990. М.1994;
Мирополит С.Петербургский Иоанн. Самодержавие духа (очерки русского самосознания).
СПб. 1994; Русь соборная (очерки христианской государственности).СПб.]995; Одоление
смуты (слово к русскому народу). СПб. 1995.

4 Валентинов А.А. Черная книга (Штурм небес). // Волга. 1991 - № 4-6, 8-Ю.

церкви и религии в Вооруженных Силах страны. В соответствии с этой целью автором решались следующие задачи:

-проследить этапы государственной религиозной полигики в Вооруженных Силах;

-показать процесс возникновения, становления института военных священников в Российской армии, его цели и задачи;

-показать, как осуществлялась политика советского государства в отношении религии в Вооруженных Силах в послеоктябрьский период, а именно:

-показать формы и методы воспитательной работы в Вооруженных Силах в период антирелигиозной войны;

-проследить эволюцию содержания воспитательной работы в Вооруженных Силах (как государственной задачи) в советский и постсоветский периоды;

-'выявил. современные тенденции во взаимоотношениях Вооруженных Сил и церкви;

-проследить развитие государственной политики по религиозному вопросу на территориях базирования военно-морских сил Северного флота;

Источниковую базу исследования составили различные группы источников
опубликованные и неопубликованные. В число опубликованных входят, во-первых,
статистические данные о состоянии религиозности в обществе, в целом, и в армии в
частности в разные периоды отечественной истории Особы5 шггерес представляет
Всероссийская перепись населения 1937 года1 По этой переписи учитывалось состояние
религиозности после двадцатилетней антирелигиозной пропаганды 'До недавнего времени
доступа к этому источник не бьшо зной р аганд . д р

Во-вторых, периодическая печать. Здесь наиболее интересными источниками являются ведомственные газеты и журналы, а именно военная и церковная пресса. К первой относится журнал "Вестник военного и морского духовенства" издававшийся до революции газета Северного флота времен Великой Отечественной войны "Краснофлотец" и современный центральный орган Северного флота - "На страже Заполярья" А. также "Военно-исгорический журнал" журить, "Пограничнике "ВоеннГ мысль" И конечно же цеЗль^йоХ^ин^^ офЗГн^ю точ S^^h^^S«hwSSo0So' и материалы с^еТ

рГигиоТности во ^r^^^o^^BbSS еет^ТнцшГ

Немалый интерес, как источник, представляли дореволюционная газета "Церковные ведомости" и современная - "Московский церковный вестник", Они отражают позицию и настроения церкви в своем времени.

В диссертации также использовалась региональная газета "Мурманский вестник", в хронике которой освещались важные собыгия, происходящие на Северном флоте, в том числе, касающиеся интересующей нас темы. А именно - посещение видными церковными деятелями различных военных подразделений, чаще всего для освящения их.

В качестве источников использовались статьи из научных журналов различных профилей. Среди них: исторические журналы «Вопросы истории» и «Отечественная история»; юридические: «Советская юстиция», «Социалистическая законность», «Государство и право»; философский журнал «Вопросы научного атеизма»; социологический -«Социологические исследования» и ряд других.

В-третьих, сборники партийных и нормативных документов, уставов. К ним относятся Морские Уставы 1720 и 1899 годов. Воинский Устав 1720 года в которых отражена роль и задачи военного духовенства в мирное и военное время. Приказы по флоту и морскому ведомству в интересующие нас периоды Материалы съездов КПСС, конференций и Пленумов ЦК Программа КПСС (последняя редакция) в которых отражаются задачи государства по атеистическому воспитанию Законы РСФСР относящиеся к свободе вероисповеданий и статур? воешюслужащих Конституция СССР разных л^г и Конституция

1 Всероссийская перепись населения. 1937г. Краткие книги. М. 1991.

РФ, принятая в 1993 году и устранившая препятствия для свободного вероисповедания, что отразішось, в частностн, в возможности удовлетворения религиозных нужд в Вооруженных Силах. Особый интерес, для нас представляли материалы управления воспитательной работы Северного флота, данные в прнложении, а также документы Русской православной Церкви.

В-четвертых, воспоминан1я участников событий. К ним относятся мемуары генерала А.И. Деникина,1 протопресвитера армии и флота ГИШавельского,^ а также воспоминания Л.Д.Троцкого3 и члена Французской военной миссии в России Жака Садуля.4

При использовании мемуаров, конечно, необходимо учитывать политический настрой их
авторов. Необходимо отметить, что большинство авторов стремилось не только описать
события по собственным впечатлениям или со слов очевидцев, но и дать серьезный анализ
причин происходивших процессов В первую очередь это относиться к воспоминаниям
Деникина, который обращаясь к политическим реалиям анализирует их с точки зрения
интересов и судьбы России. ,

«Записки» Жака Саяулч представлчют собой своеобразные отчеты о событиях революции и гражданской войны в России очевидцем и участником которых он был Он пытается обменить причины разложения русской армии и процесс ее большевизации.

Не меньший интерес представляют воспоминания Л.Д.Троцкого и В.А. Антонова-Овсеенко' - одних из активных строителей Вооруженных Сил нового государства. В книгах использованы как документы, раскрывающие процесс строительства Красной Армии, так и политические дискуссии вокруг них В.А.. Антонов-Овсеенко кроме того приводит числовые данные о клубах, кружках, библиотеках, избах-читальнях, о числе коммунистических ячеек в армии, а также описывает процесс строительства партийно-политического аппарата в армии.

Важными документами по теме строительства новой Красной Армии являются материалы книги: «ИсточникоБедение истории Великого Октября» и «Октябрьская революция и армия».6 Однако, в перечисленной литературе не нашел отражение интересующий нас религиозный вопрос. Поэтому особую ценность представляют для нас архивные материалы

При работе над диссертацией были изучены и использованы в оснонном фонды Российского государственного архива Военно-Морского флота.

Говоря, в целом, о состоянии архивных фондов, наличии материалов в рамках интересующего нас вопроса, следует заметить, что специальных фондов по изучаемой нами проблеме нет Тем не менее документов сохранилось значительное, количество. Среди материалов относящихся к дореволюционному периоду особый ингерес по теме исследования представляли документы правительства и военного командования.

К послереволюционному - политические донесения с мест, политические отчеты в армии на флоте, которые до недавнего времени находились под грифом «секретно».

Комплексное использование различных источников дало возможность автору проследить религиозную политику в Вооруженных Силах как царского правительства, так и советского государства, а именно процесс зарождения, становления и развития инститзта военного духовенства до революции формы и методы их работы; формы и методы атеистической работы в Вооруженных Силах после революции; а также процесс привлечения и использования религиозных ценностей и традиций в современных Вооруженных Силах.

  1. Деникин А.И. Очерки русской смуты. В кн.Революция и гражданская война в описаниях белогвардейцев. М-1991.

  2. Шавельский Г.И. Воспоминания последнего протопресвитера русской армии и флота. Н-И Chekhov Publishing House. 1954.

  3. Троцкий Л.Д. Моя жизнь. Опыт автобиографии.Т.1-2 БерлинГранит, 1930.

  4. Садуль Ж. Записки о большевистской революции. 1917-1919. М.1990.

  5. Антонов-Овсеенко В.А. Строительство Красной Армии в революции. М. 1923,

* Ознобишин Д.В. Источники декретов и народных комиссаров о демократизации армии. В кн.: Источниковедение истории Великого Октября. М. 1977; Октябрьская революция и армия. Сборник документов.М. 1973.

Методология работы базируется на использовании как общенаучных принципов (единства исторического и логического, проблемно-хронологаческого и сравнительно-исторического подходов к анализу объектов исследования, восхождения от абстрактного к конфетному и т д), так и специфических подходов историко-культурного и социально-психологического характера.

Научная новизна исследования заключается в попытке изучения эволюции взглядов политической власти на содержание воспитательной работы в Вооруженных Силах как в послереволюционном советском государстве, так и современной России. Проследить место и роль религии в системе воспитательной рабо, а также сущности и особенностей этой работы по религиозному вопросу. Преодолевая определенную тенденциозность, существовавшую в отечественной историографии к вопросам религии религиозной психологии и бытовой философии, мы пытаемся показать истинное состояние религиозных настооений в Воопуженных Силах в различные исторические пеоиоды а также поворот к S как K^S^Z^^^^mJ^^^S^ однако JLo-

ЕоГю^

Практическая значимость исследования. Материалы исследования моїуr быть использованы в дальнейшей научной работе по изучению государственно-церковных отношений в отечественной истории, при чтении лекционных курсов и спецкурсов для студентов; в лекциях на семинарах для сотрудников краеведческих музеев, в лекциях для учителей на учебно-мегодическн* семинарах в лекциях на военных сборах для офицеров, занимающихся общественно-государственной подготовкой и воспитательной работой а также в ^ош^^т^ршескшТ^^^ музеев

Апробация работы. Диссертационные материалы отражены в четырех публикация автора

в научной печати; «Поиск новых путей развития религиозного сознания армии России в 90-е

гг.», «Деятельность военного духовенства в русской армии», «Антирелигиозная политика

государства в Вооруженных Силах в первые годы Советской власти», «Возрождение

православных традиций на Северном флоте» и трех публикациях в периодической печати, а

также в выступлении на научных конференциях Мурманского государственного

педагогаческогТинститута и краеведческих чтениях При работе над диссертацией были

изучены и ^^п^^^^^Р^^птх^^т^о а~ Военно-
ScLro фТота государственного ар вое