Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование и развитие медицинских и фармацевтических знаний в Мавераннахре и Хорасане в IX-X вв. Нуриён Амирджон Рузихонзода

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Нуриён Амирджон Рузихонзода. Формирование и развитие медицинских и фармацевтических знаний в Мавераннахре и Хорасане в IX-X вв.: диссертация ... кандидата Исторических наук: 07.00.02 / Нуриён Амирджон Рузихонзода;[Место защиты: Таджикский национальный университет], 2019

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Исторические предпосылки развития научных знаний Вмавераннахре и Хорасане в IX-X вв 24

I. 1. Политическое и социально-экономическое положение Мавераннахра и Хорасана в IX-X вв. 24

I. 2. Образование Саманидского государства и его роль в развитии науки и культуры таджикского народа 37

Глава II. Развитие медицины и фармацевтических знаний в Мавераннахре и Хорасане в IX-X вв 62

II. 1. Развитие персидско-таджикской медицины в IX-X вв 62

II. 2. Фармацевтические знания в Саманидскую эпоху 84

Глава III. Роль Абумансура Муваффака али Хирави и Абуали ибн Сина (Авиценны) в становлении и развитии медицины и фармации 113

III. 1. Вклад Абумансура Муваффака Али Хирави в развитии средневековой фармацевтической науки 113

III. 2. Медицинские и фармацевтические сведения в трудах Абуали ибн Сина (Авиценны) .129

Заключение 144

Список использованных источников и литературы 150

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Эпоха развитого средневековья на территории Мавераннахра и Хорасана датируется IX-Xвв. и в первую очередь характеризуется временем распространения ислама в последствии арабского завоевания, борьбой местного населения против арабских завоевателей, которые были на более низшей ступени социального и культурного развития. Покоренные народы внесли весомый вклад в деле развития арабской культуры и духовности. Это время прогресса производительных сил в Средней Азии, существенных сдвигов в социальной культуре общества и в его этнокультурном развитии.

Изучение истории средневековой восточной медицины и фармацевтических знаний, представляет собой большой научный интерес, однако она относительно недавно стало предметом серьезного научного исследования. На этом поприще многими видными учеными –исследователями медицины и фармации1 сделано много открытий и исследовано большое количество медицинских и фармацевтических трактатов того времени. Изучение их учеными позволит осветить не только многие стороны состояния медицины и фармации IX-X вв., но также поможет в открытии способов лечения и изготовления лекарственных средств известными врачами и фармацевтами того времени.

Таким образом, актуальность данной диссертационной работы заключается в следующем:

во– первых, в условиях независимой Республика Таджикистан возрастает роль более глубокого изучения исторического прошлого и культуры наших далеких предков, без знания которых мы не сможем сохранить свою уникальность и национальную идентичность, в том числе и в современной медицине и фармацевтики2;

во–вторых, в настоящие время в научном сообществе встречаются суждения некоторых ученых, стремящихся к «удревлению» истории своих народов, умоляя, при этом, историю таджиков, особенно в сфере образования и науки.

в -третих, в настоящее время в стране заметно возрастает роль великих исторических личностей – государственных деятелей, ученых, писателей и поэтов. Среди ученых, прославившихся в сфере медицины и фармации видное место занимают Абумансур Муваффак Алии Хирави и Абуали Ибн Сино (Авиценна), жизнь и деятельность которых может служить примером для повышения национального и исторического самосознания, и патриотического воспитания молодёжи;

1 Фармация – (гр. «pharmakeia»- лекарство и применение лекарств) – раздел медицины,
изучающий вопросы добывания, обработки, изготовления, хранения и отпуска лекарст
венных средств.

2 Фармацевтика- (см. Фармация) – современное названия указанного раздела медицины.

и, наконец, в – четвертях, как гласит народная мудрость «новое – это хорошо забытое старое», поэтому исследованные нами малоизвестные достижения наших предков в сфере медицины и фармации могут успешно использоваться и в настоящем время. Современные достижения в сфере медицинских наук и фармации были бы невозможны без опоры на теоретические разработки и опыт наших предков.

Степень научной разработанности темы. Различные аспекты политической и социально-экономической истории Саманидского государства в последние годы все больше привлекают внимание мирового научного сообщества. Однако анализ исследований, проведенных за такой длительный период показывает, что данная тематика, несмотря на ее актуальность, до сих пор не становилась объектом детального изучения и является практически неразработанной.

Следует отметить, что фундамент изучения Саманидского государства был заложен известными советскими учеными-востокаведами.

В первую очередь, это относится к трудам выдающегося ученого
В.В. Бартольда,1 который в своих фундаментальных исследованиях, не по
терявших своей ценности до сих пор, сделал важные концептуальные раз
работки определившие пути развития в этой отрасли. Продолжателем этой
тематики явился другой советский востоковед А.Ю. Якубовский, который
изучил роль арабского завевания на Среднем Востоке, развитие феодаль
ных отношений в период средневековья, где были освещены многие ас
пекты социально-экономической жизни эпохи Саманидов 2. Политическая
история государств Ближнего и Среднего Востока после арабского завое
вания и образования арабского халифата, и его роль в возникновении тако
го феномена как «Мусульманский Ренессанс» освещены в книге
Б.Н. Заходера «История восточного средневековья».3 Впоследствии эта
тема бы продолжена в труде известного советского ученого Е.А. Беляева,
который исследовал влияние арабского завоевания на объединение средне
восточных государств, что в последствии привело к образованию Саманид-
ского государства.4

1 Бартольд В.В. Географический очерк Мавераннахра // Соч.Т.I. -М., 1963.С.114-237; Он
же. Средняя Азия до XII в. // Соч. Т.I. -М., 1963. –С. 238-385; Он же. Туркестан в древно
сти // Соч. Т. II. Ч. I. М., 1963.С. 109-117; Он же. Арабское завоевание и Туркестан при
Саманидах // Соч. Т. II. Ч. I. М., 1963.С. 118-126.

2 Якубовский А.Ю. Отпадение Средней Азии от арабского халифата и образование само
стоятельных феодальных государств (IX-Х вв.) // История Узбекской ССР. –Т. I. Кн. I. -
Ташкент: 1955. -С. 187- 237; Он же. Средняя Азия в IХ- первой четверти ХIII в.// Очер
ки истории СССР. Период феодализма. Т. I. М., 1953. С. 476-538.; Он же. Проблема
социальной истории народов Востока в трудах В.В. Бартольда, ВЛГУ, 1947, № 12.

3 Заходер Б. Н. История восточного средневековья (Халифат и ближний Восток) -М.:
МГУ, 1944.

4 Беляев Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннем средневековье. М. Наука, 1966.

Большой вклад в деле развития истории Саманидского госудасртва сделан и другим советским ученым-востоковедом А.А. Семеновым1, его исследования посвященные происхождению династии Саманидов, генео-логии Саманидов, а также разработке концепции развития науки и культуры в эту эпоху повлияли на празднование юбилеев Абуабдуллах Рудаки и Абуали Ибн Сино.

Особо стоит отметить фундаментальные работы таджикского ученого и основоположника изучения истории таджикского народа Б.Г. Гафурова2, разработки которого в последствии привели к выходу в свет капитального шеститомного труда «Истории таджикского народа»3, охватывающего её историю от самой древности до наших дней.

Другой фундаментальный труд по истории Афганистана, в котором также на основе письменных и археологических источников был исследован ряд вопросов относительно развития городов, городской культуры в развитом средневековье в этом регионе, был издан известными учеными М.Е. Массоном и В.А. Ромодиным.4

Большой вклад в литературное творчесство Саманидской эпохи сделан другим известным ученым Е.Э. Бертельсом, который изучал произведения видных предствителей той эпохи, таких как Абуабдула Рудаки, Абуали Ибн Сина и т.д., в чьих стихах и поэмах часто есть упоминания лекарств и лекарственных растений и способах их изготовления.5

Концепция изучения истории таджкиского народа, на основе письменных и археологических источников, былла продолжена другими выдающимися таджкскими учеными А. Джалиловым и Б.А. Литвинским, кото-

1 Семенов А.А. К вопросу о происхождении Саманидов//Труды АН Тадж. ССР. Т.
XXVII. Сборник статей, посвященных истории и культуре периода формирования тад
жикского народа и его государственности (IX-Х вв.). -Сталинабад, 1954. -С. 3-114. Эпоха
Рудаки//Рудаки ва замони у (Рудаки и его эпоха). -Сталинабад, 1958. -С. 5-19; Он же.
Этнографические очерки Зеравшанских гор Каратегина и Дарваза. -М., 1903. 112 с.

2 Гафуров Б.Г., Прохоров Н.Н. Таджикский народ в борьбе за свободу и независимость
своей Родины–Сталинабад, 1944; Гафуров Б.Г. Таърихи мухтасари хали точик. (Под
ред. А. Мирзоева) Т.I. Сталинабад, 1947; Он же. История таджикского народа в кратком
изложении. М., 1949, 2-ое издание. М.,1952, 3-ое издание. М.,1955; Он же О причинах
возвышения и падения Саманидов//Советское востоковедение, 1958, №1.С. 51-55 (Пере
издана: Б.Гафуров. Избранные труды. М.,1982); Он же. Таджики. Древнейшая, древняя
и средневековая история. М.: Наука, 1972 и др.

3 История таджикского народа. Том II: Эпоха формирования таджикского народа // Под
редакцией академика Н.Н. Негматова. Душанбе. ИАН РТ, 1999.

4 Массон В.М., Ромодин В.А. История Афганистана. М., Наука, 1964. Т.1.

5 Бертельс Е.Э. Авиценна и персидская литература // Известия АН СССР. Отделение
общественных наук, 1931.; Он же. История персидско-таджикской литературы. М.,
1972.; Он же. Избранные труды. История персидско-таджикской литературы. – М., 1960;
Он же: Суфизм и суфийская литература. – М., 1965;

рые внесли большой вклад в деле изучения археологами не только древнейшей истории, но и раннего и развитого средневековья.1

Н.Н. Негматов и его книга «Государство Саманидов» внесла большой вклад в концепцию исследования Саманидского государства и его немалой роли не только на Среднем Востоке, но для мировой истории, так как политические и социально-экономические события, происходившие в этот период, стали толчком для развития Востока в сфере науки, и, в частности, медицины и фармации.2

Большой вклад по вопросам истории и историографии IХ-Х вв. Хорасана и Мавераннахра, а также различным сторонам истории и историографии Саманидов внесло европейское востоковедение, при этом, следует отметить исследования ряда европейских ученых, таких как Т. Нельдеке3, Э. Брауна4, В. Хейда5, E.Д. Цамбаура6, и др.

Вопросы изучения научного наследия Ибн Сина привело к обширынм исследования, на данную тематику было написано и защищено немало кандидатских и докторских диссертаций. В первую очерь следовало бы отметить исследования Абдулло-заде Х.Ф. о роли саманидских ученых в развитиии точных и естественнонаучных знаний.7 В работе исследователя Абдуллаева А.А. раскрываются вопросы взаимовлияния ученых разных регионов Саманидского государства.8

Вопросы медицины и её развития в раннем и развитом средневековье исследовались как европейскими, так и таджикскими учеными.

1 Джалилов А., Литвинский Б.А. О материальной культуре IX-Xвеков//Рудаки ва замони
у (Рудаки и его эпоха). Сталинабад, 1958. С. 185-197.

2 Негматов Н.Н. Государство Саманидов. (Мавераннахр и Хорасан в IX-X вв.). Душанбе:
Дониш, 1977; Он же. Таджикский феномен: теория и история. -Душанбе,1998; Он же.
Уструшана в древности и раннем средневековье. Сталинабад, 1957; Он же. Давлати Со-
мониён. Точикон дар асрхои IX-X. Душанбе: Ирфон, 1989 и др.

3 Noldeke Th. Geschichte der Perser und Araber Zeit der Sasaniden. Leyden, 1879.

4 Browne E.G. A Literary History of Persia. Vol. I. From the Earliest Times until Firdawsi.
Cambridge, 1902.

5 Heyd W. Histore du commerce du Levant du moyen-age. Leipzig, 1923. Т.1. Р. 58-59.

6 Zambaur E. De. Manuel de Genealogie et de Chronologie pour I'Histoire de l'Islam avec 20
tableau genealogiques hors texte et 5 cartes, Hanovre: Libraire Orientaliste Heinz Lafaire, 1927.

7 Абдулло-заде Х.Ф. Кушир-Джли и развитие науки Средней Азии и Ирана в X веке.
Автореферат на соискание канд. ист. наук. Душанбе, 1982; Он же. Ученые
средневекового Востока и их труды//Тезисы докладов республиканской конференции
молодых ученых и специалистов. Секции истории и педагогики. Душанбе, Дониш,
1980;Творческое сотрудничество ученых эпохи Ибн Сино//Известия АН Тадж. ССр.
Отдл. Физико-математических и геолого-химических наук. №3 (77), 1980. С. 96-99.

8 Абдуллаев А.А. Роль ученых Хорезма в становлении Ибн Сина. Учителя Абу Али ибн
Сина.Ташкент. Медицина, 1980; Он же. Валиходжаев Б.Н. Дыхание веков // Тр. САМГУ
им. А.Навои. Нов. сер. Вып. 183. Самарканд, 1970. С. 44.

Большое количество работ было посвящено медицинским учреждениям: больницам, госпиталям аптекам и других. Среди публикаций можно указать работы немецкого учёного Д. Джетгера (об больницахIX-XV вв. в исламских странах)1, французского исследователя М. Кхарда (о гражданской больнице XI в. в Самарканде)2, советских ученых О.Г. Большакова (о названной больнице XI в. Ибрагима Тамгач-хана в Самарканде)3, А.А. Кадырова4 и других.

Среди работ, посвященных химии и фармацевтике следует отметить группу ученых-медиков, которые в настоящие время прилагают усилия в изучении химических и как следствие - фармацевтических знаний в трудах Сино, Рози и т.д Данной проблеме посвящены многочисленные крупные работы и отдельные статьи известных таджикских, иранских ученых, русских и европейских востоковедов-историков, которые несследовали историю медицины и фармацевтики в эпоху Сама-нидов. Огромную роль в деле исследования медицины в саманидскую эпоху сыграл известный ученый в области медицины Исхаки Ю.Б.5 благодаря его стараниям в программу медицинских учереждений была внесена новая дисциплина «История медицины», кроме того он детально исследовал труды Абуали Ибн Сино и много сделал в деле развития концепции средневековой фармации.

Как было отмечено выше, празднование юбилея Абуабдулла Рудаки и Абуали Ибн Сино спосопствовали развитию исследований по вопросам науки средневекового Востока. В первую очередь, следует отметить исследования Каримова У.И., который в своих работах по химии, физике и медицине опиралсяя на труды Ибн Сино и, в частности, популизировал классификации наук по Абуали Ибн Сино6. Д.Г. Вороновским был исследован труд Абуали Ибн Сина «Канон врачебной медицины», который до сих пор исползуется учеными всего мира как учебник по медицине.7

1 Dieter Getter.Zur Architektur islamisher Kranrenhauser.//SVDOFFS ARCHIV. Fiir
Gcschichte der Median und der naturivis sen schaften.Ban, 45, (1961), c 261- 272.

2 M.Khadr Avecune introduction par Claude Cahen. IA, t. CCLY, 1967, p.314-324.

3 Большаков О.Г. Два вакфа Ибрагима Тамгач-хана в Самарканде//Страны и народы
Востока. Вып.Х. М., 1970.

4 Кадыров А.А. Первая гражданская больница в древнем Самарканде// Медицинский
журнал Узбекистана. 1984. Ташкент. № 5. С.23-26.

5 Исхаки Ю.Б. Ибн Сино и медицинская наука. Душанбе: Ирфон, 1984.; он же и Таджиев
Я.Т. Таърихи мухтасари тибби точик (Краткая история таджикской медицины).
Душанбе: ДДТТ, 1993, 128с.; он же и Таджиев Я.Т. Таърихи тибб, (История медицины).
Душанбе: ДДТТ, 1997, 245с.

6 Каримов У.И. Классификация наук по Ибн Сина//Материалы первой всесоюзной
научной конференции востоковедов в Ташкенте. 4-11 июня 1957. –Ташкент:Фан, 1958.

7 Вороновский Д.Г. Канон врачебной медицины Ибн Сины // Материалы ученой сессии
Уз. ССР посвященной 1000-летию юбилея Ибн Сино.Ташкент, 1953.

Среди всех этих исселедователей особенно выделяется таджикский ученый, медик и фармацевт Ю.Н. Нуралиев, который посвятил свою деятельность вопросам изучения медицины, фармакопеи и фармацевтики в трудах Сино, Рози и др. Широкий круг вопросов исседованых Ю.Н. Нуралиевым позволил не только осветить многие вопросы медицины в эпоху Саманидов, но также и выявить большую роль ученых -медиков, определить место медицины в классификации наук того времени, а также процесс приготовления лекарств и их применение в развитом средневековье1.

Таким образом, обзор имеющейся литературы, освещающей политическое и социально-экономическое положение Саманидского государства в IX-Xвв. и состояние медицины и фармацевтических знаний в этом государстве свидетельствует о том, что данные работы и исследования внесли весомый вклад в научную разработку исследуемой темы. Внести с тем, в отечественной историографии отсутствует комплексное исследование, посвященное истории становления и развития медицинских и фармацевтических наук в Мавераннхре и Хорасане в IX-X вв., что и определило выбор нами темы диссертационного исследования.

Источниковедческая база исследования. Источники, использованные при написании диссертации, весьма обширны и различны как по своему характеру, так и по содержанию. В первую очередь, следует отметить источники по древней истории ираноязычных народов, в которых содержатся сведения о состоянии медицины и фармакологических знаниях таких, как священная книга зороастрийцев «Авеста». К примеру, в этой древней священной книге впервые говорится о том, что ритуальная чистота -показатель здоровья человека, а все болезни происходят от грязи и нечистот. Кроме того, указывается на ряд растений, из которых можно приготовить те или иные лекарства и, в первую очередь, упоминается эфедра, из которой, по мнению некоторых ученых, изготавливался легендарный напиток-хаома.2 Другая священная книга древних индийцев «Ригведа» также

1 Нуралиев Ю.Н. Медицина эпохи Авиценны. Душанбе; Ирфон, 1981. 190с. Он же.
Фитотерапия при Саманидах//Мероси ниегон. 1999. Душанбе. №4. С.74-83, и др.;он же и
Додалишоев Дж. Гиёхномаи Абумансури Муваффак. Душанбе: Ирфон, 1989. 192с.; он же.
Медицина в эпоху Мухаммада аль-Хорезми.//Мухаммад аль-Хорезми в мировой истории и
культуре. Душанбе: Дониш, 1983. с. 187-195; он же. Медицинские трактаты Авиценны.
Душанбе: Ирфон, 1981.; он же. Медицина эпохи Саманидов. Душанбе:Деваштич, 2003.; он
же. Медицинская система Ибн Сины. Душанбе: Дониш, 2005.; он же и, Нодиров С. 110
рецепт Авиценны. СПб, 1999.; он же. Секреты мизаджа//Даря, 1999. С. 25-29.

2 Авеста: Избранные гимны. Пер и комм. проф И.М.Стеблин-Каменского. Душанбе:
Адиб, 1990. Кимсанов Б.Х., Рахманкулов Д.Л., Хусейнов К. Зачатки естествознания в
«Авесте»//Вестник национального университета. Вып.4. Душанбе, 2008, С. 113-118;
Маковельский О.А. Авеста. – Баку, 1960; Пури Довуд. Ясно. Техрон, 1334, С. 32.; Бер-
тельс Е.Э. Отрывки из Авесты // Восток. М. Л., 1924. С. 3-11.

имеет сведения о медицине, заговорах от укусов вредоносных насекомых и животных, а также лекарственных растениях.1

Очень важные и разнообразные данные по экономической, социальной и политической истории Мавераннахра и Хорасана в IX-X вв имеются в трудах арабоязычных и персоязычных авторов. Из числа наиболее важных историко-географических трудов на арабском языке можно назвать труд Ибн Хаукаля «Китаб сурат ал-арз» («Книга изображения земли»)2, географическое сочинение Ибн Хордадбеха «Китаб ал-масалик ва-л-мамалик» («Книга путей и стран»)3, ал-Якуби «Китаб ал-булдан»4(«Книга стран»), Истахри5, Самани «Китаб ал-ансаб»6 («Книга нисб») и других сочинений. В этих трудах содержится много интересных сведений о политической истории Средней Азии, о борьбе народов Мавераннахра и Хорасана против арабского халифата, о народных движениях и восстаниях, происходивших в этот период, представил огромный материал природных и климатических условиях Переднего и Среднего Востока, о народонаселении, о хозяйственно-экономической жизни среднеазиатских народов, об их обычаях и т.п. Среди других письменных арабских источников того времени большой интерес представляет сочинение Мухаммада Наршахи (899-959 г.) «Та’рих-и Бухара» («История Бухары»), которое было написано автором на основе доступных ему источников и дает большое количество сведений о политической сутуации того периода.7 В этом плане следует отметить исторический труд таджикского автора XI в. Гардези «Зайн ул-ахбор» («Украшение известий»), где в отдельных главах в краткой форме изложена политическая история Мавераннахра и Хорасана в IX-Xвв., история Тахиридов, Саманидов и других династий. В труде Абу Джафара Му-хаммада ибн Джарира ат-Табари (838-923 гг.) «Книга пророков и царей» («Таърих ар-русул ва-л-мулук»)8 излагается подробный материал о политической и социально-экономической истории Тахиридского и Саманидского государств. Перу великого ученого, визиря и крупнейшего политического

1 Ригведа. Мандалы I-IV. Пер. Е.С. Елизареноковой. М., 1987. С. 341.

2 Ибн Хавкал, ан-Насиби. Китаб сурат ал-арз. Бейрут: Мактабат ул-хаят, 1992; Его же. Масалик ва-л-
мамалик. Под ред. Джаъфари Шиар. Тегеран: Бунёди фарханги Эрон, 1345 г.х.

3 Ибн Хордадбех. Китаб ал-масалик ва-л-мамалик. Пер. С. Волина//Материалы по истории туркмен и
Туркмении. Т. I. Москва-Ленинград, 1939. С. 144-146 (Далее МИТТ. Т. I.).

4Ал-Яъкуби. Китабу-л-булдон.Бейрут: Дар ихйаа-т-тураса.-л-араби, 1988; Ал-Яъкуби. Китаб ал-булдан. Пер. С. Волина//МИТТ. Т. I. С. 146-150.

5Ал-Истахри, Абу Исхак. Мамалик ва масалик. Пер. с арабск. на фарси Мухаммада ибн Асъада ибн Абдаллаха Тустари. -Тегеран: Бахман, 1373 г.х.; Его же. Мамалик ва-масалик. Под ред. Эраджи Афшара. Тегеран, 1368 г.х.; Истахри. Китаб Мамалик ва маса-лик Пер. С.Волина // МИТТ. Т. I. С. 167-181.

6 Абу Саъд Самъани. Китаб ал-ансаб. Пер. С. Волина//МИТТ. Т. I. С. 325-343.

7 Абубакр Мухаммад ибн Джа’фар Наршахи. Та’рихи Бухоро, -Тегеран, 1979.

8 Ат-Табари, Мухаммад ибн Джарир. Та’рих ар-русул ва-л-мулук. Пер. Абулкасима Па-
янда. В 16 томах. Тегеран, 1350 г.х.

деятеля эпохи Сасанидов Абу Али Мухаммада ибн Мухаммад ибн Убай-дуллаха ал-Балъами принадлежит труд «История Табари».1 Этот труд представляет собой редактированный перевод с дополнениями «Истории пророков и царей» на персидском (таджикском) языке. В отличии от Табари, Балъами доводит свой труд до событий 842 г., т.е. до смерти аббасидского халифа ал-Муътасима (833-842 гг.).

Труд Абу-л-Фазла Мухаммада ибн Хусейна Бейхаки (ум. в 1078 г.) «Таърихи Байхаки» («История Бейхаки») содержит важные сведения интересующегося нас периода. Это сочинение издано в Иране.2 Имеется перевод на русский язык этого сочинения под названием «История Масъуда».3

К особенной группе источников, показывающих состояние научных знаний, в ососбенности, медицины и фармакологии относятся произведения великих мыслителей эпохи «Ренессанса» на территории Маве-раннахра и Хорасана. В первую очередь это относится к трудам прославленного ученого-энциклопедиста – Абуали ибн Сино (Авиценна), который известен всему миру. Благодаря его трактатам, обогатившим мировую науку задолго до европейских ученых, были сделаны величайшие открытия. В них содержатся не только описания медицинских заболеваний, причины и последствия, способы излечения и приготовления лекарственных снадобий, также в них содержится большое количество исторических фактов4.

В трудах другого, не менее прославленного ученого развитого средневековья-современника Ибн Сина, Абурайхана Бируни также содержится большое количество сведений о поэтах, писателях, ученых той эпохи, их биографии, отношение к тем или иным вопросам науки и культуры5.

1 Балъами. Таърихи Табари. Введ. и комм. М.Умарова и Ф. Бобоева. -Душанбе: Паёми
ошно. Т. I, 2000., Т. II, 2001.

2 Байхаки, Абулфазл Мухаммад ибн Хусейн. Таърихи Байхаки. Под ред. Алиакбари
Файёз. Машхад, 1350 г.х.

3 Байхаки, Абулфазл Мухаммад ибн Хусейн. История Масъуда. 1030-1041. Пер. А.К.
Арендса. Ташкент, 1962.

4 Абуали ибн Сино. Донишнома. Книга знаний. Сталинабад, 1957; Он же. Жизнеописа
ние. Избр. произв.,т. 2. Душанбе, 1980; Он же. Трактат о домоводстве. //Избр. произв., т.
2. Душанбе, 1980; Абу Али ибн Сина. Канон врачебной медицины. Кн.I. –Ташкент: Изд-во АН
УзССР, 1954.он же. Конун андар тиб. Кн.I. –Техрон, 1990.; он же. Донишнома. (Книга знаний),
Сталинабад: Госиздат, 1957; он же. Жизнеописания Абу Али ибн Сина//Здравоохранение Таджи
кистана. 1977, № 3, С. 5-13.; он же. Рагшиноси ё рисола дар набз//Осори мунтахаб, ц.2. Душанбе:
Ирфон, 1980.; он же. Авлохия. Избранные произведения. Душанбе, 1980.; Авицена в зарубеж
ных изданиях. Указатель литературы. Ташкент, 1980.

5 Абурайхон Беруни. Памятники минувших поколений. // Избр. произв., т. 1. Душанбе,
1957; Из истории философии Средней Азии и Ирана VII-XII вв. М., 1960; он же. Осор
ул-бокия. Душанбе: Ирфон, 1990; он же. Фармакогнозия. Избранные произведения. Т.IV.
Ташкент: Фан, 1973; он же. Сайдана фит тиб (Дорушиноси дар пизишки). Техрон, 1384;
Ал-Бируни, Ибн Сина. Переписка.- Ташкент: Фан, 1973.

Другой неменеизвестный ученый саманидской эпохи, о биографии которого, к сожалению, сохранилось мало сведений, Абу Мансури Му-ваффак ибн Али Хирави, который занимался не только изучением минералогии, ботаники, зоологии и медицины, он также уделял много внимания в своих трудах описанию полиической и экономической истории государства. Он много путешествовал по странам Востока и о каждой старне давал подробные сведения, указывая также и на менталитет населения, считая, что он играет немаловажную роль в развитии знаний у тех или иных народов1.

Таким образом, источниковая база исследуемой проблемы богата и разнообразна. Из этих арабо–персидских письменных источников нами использовались сведения о состоянии медицины и фармации народов Мавераннахра и Хорасана в эпоху средневековья. Реже использовался материал по вопросам социально- экономического развития исследуемого региона.

Объект исследования. Объектом диссертационного исследования является социально-политическая и экономическая история Саманидского государства, объединяющая на данном этапе многие области Центральной Азии.

Предмет исследования. Предметом исследования является состояние медицины и фармацевтических знаний на территории Мавераннахра и Хорасана в IX-X вв. .

Хронологические рамки исследования охватывают IX–Х вв.– период развития феодальных отношений и феодальных государств на территории Центральной Азии, в частности, Саманидского государства, правление которого оказало положительную динамику на развитие всех отраслей науки, в том числе медицины и фармацевтики.

Цель и задачи исследования. Основная цель исследования заключается в комплексном и системном историческом изучении, анализе политического и социально-экономического и культурного положение в особенности медицин-ских и фармацевтических знаний Мавераннахра и Хорасана в развитом средневековье. В соответствии с поставленной целью в диссертации решаются следующие основные задачи:

-освещение социально-политических и экономических условий формирования феодальных государств из числа местных династий, таких как Тахириды и Саманиды;

- освещение политического и административного устройства Сама-нидского государства и его роли в развитии торгово-экономических социальных отношений;

1 Абу Мансури Муваффак ибн Али Хирави. Гиёхномаи Абумансури Муввафак. Душанбе: Ирфон, 1989; Он же. Китаби ал-абния–ан хакоик–ул–адвия (с изысканиями Залегма-на). -Вена, 1830. 272с.

- анализ объективных, внутренних и внешних факторов, влияющих на
процесс становления и развития медицинских и фармацевтических знаний
на территории Мавераннахра и Хорасана в IX-X вв.;

-обобщение степени влияния научных знаний на развитие Саманид-ского государства и его статуса в мире;

-изучение деятельности выдающихся ученых Саманидского государства в сфере медицины и фармации.

Основные положения, выносимые на защиту:

эпоха раннего средневековья в IX-X вв. в Мавераннахре и Хорасане занимает достойное место в истории региона, в целом. В исследуемый период наблюдается консолидация раздробинных среднеазиатских областей – государств, приведшая к подъему социально- экономической жизни общества;

развитию местной культуры, основанной на многовековых традициях предков таджикского народе, способствовал и тот факт, что при Саманидах таджикский язык (дари – фарси) окончательно победил и вытеснил арабский в государственном делопроизводстве, художественной (поэзия и проза) и отчасти научной литературе.

медицина и фармация в Мавераннахре и Хорасане имеет тысячелетнюю историю. Ещё в III в н.э. на западных границах Ирана действовала Насибипская академия, на основе которой был основан еще в сасанидскую эпоху университет Хусрава Анушервона в городе Гунди Шопур с медицинским уклонах, который у восточных авторов известен как «Донишгохи Гунди Шопур». Он прославился тем, что считается первой школой, где изучение медицины и фармации имело непосредственно практический характер. Это учебное заведения имело свою клинику по лечению больных, поэтому в ней немалое значение придавалось развитию фармацевтических знаний;

значительных успехов достигли ученые региона в исследуемый период в области фармации. Крупные аптеки и многочисленные аптечные лавки существовали во всех крупных городах и населенных пунктах. Так, в рукописях саманидской эпохи имеются рецепты приготовления и технологии сотен сложнейших лекарственных препаратов, состоящих из более 30 слагаемых компонентов, которые могли быть произведены только в хорошо оборудованных аптеках профессионалами в данной области;

в истории медицинское науки и в обще-мировой цивилизации написаны золотыми буквами имена выдающихся таджикско – персидский врачей Абуали Ибн Сина и Мухаммада Закариёи Рози, в одном ряду с именами основоположников медицинской науки Гиппократом и Галеном.

В далеко не полный список ученых медицинской и фармацевтической отрасли эпохи Саманидов входят: Шопур ибни Сахл (ум. В 869 г.), Абулха-

сан Али ибн Раббон- ат Табари (808- 855 гг.), Абубакр Раби ибн Ахмад Ахаватии Бухари, Хаким Майсари (X в.), Али ибн Аббас Маджуси Ахвади (ум. в 994), Абумансур Хасан Камер ал – Бухорои (ум. в 990- 991 гг.) Абу-сахл ибн - Яхёи Масехи (ум. в 1003) и многие другие;

- деятельность ученых Мавераннхра и Хорасана, таких как Алии Хи-
рави и Абуали Ибн Сино, которым в данном диссертационном исследова
нии уделено особое внимание, существенно повлияла на процесс развития
медицины и фармации, подняв их на высокий, для своего времени, уро
вень, обогатив не только теоретическое разработки, но и практическое их
применение среди широких масс общественности. Труды учёных средне
вековья не потеряли своей значимости и в наше время, и все большие ста
новятся предметом изучения отечественных и зарубежных учёных.

Научная новизна работы определяется тем, что в ней впервые комплексно и системно освещаются становление и развитие медицины и фармации в раннем средневековье, а именно:

-обобщено политическое и социально-экономическое положение региона на основе большого количества источников и научных исследований;

-определены средневековые письменные источники по истории медицины и фармации;

- описана деятельность выдающихся ученых – медиков своего време
ни и выявлен их вклад в сфере медицины и фармации;

-введены в научной оборот новые источники и исследования, касающиеся истории медицины и фармации;

-показано влияние деятельности саманидских учёных в дальнейшим развитии современной медицины .

Теоретико-методологической основой исследования стал принцип объективного освещения история медицины и фармации в исследуемый период, а также других проблем саманидской эпохи. В ходе написания диссертации использованы, методы, исторических и сравнительных исследований и системный подход, который позволил проанализировать становление и развитие медицинских и фармацевтических знаний в Мавераннах-ре и Хорасане в IX-X вв., а также были использованы методы изучения фактов, описание, обобщение, логико-историческая реконструкция.

Практическое значение работы заключается в том, что широкий круг исследователей получат возможность ознакомиться с основными этапами развития истории становления и развития медицины и фармации на территории Маверанннахра и Хорасана в IX-X вв.

Результаты диссертации могут быть использованы научными центрами республики при подготовке работ по истории таджикского народа и истории медицины и фармации. Содержащиеся в исследовании основные положения и выводы могут послужить материалом для дальнейшего исследования средневековой истории медицины и фармации таджикского

народа, найти применение в учебном процессе–при чтение лекций, специальных курсов в учебных заведениях и т.д.

Апробация результатов исследования. Диссертационная работа была обсуждена на расширенном заседании кафедры древнейшей, средневековой истории и археологии и на кафедре истории таджикского народа Таджикского национального университета и рекомендована к защите. Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в тринадцати статьях автора, десять из которых (в соавторстве) опубликованы в изданиях, включенных в перечень периодических изданий, рецензируемых Высшей Аттестационной Комиссией Министерства образовании и науки Российской Федерации, а также в докладах на республиканских научно-теоретических и практических конференциях.

Структура работы состоит из введения, трех глав, состоящих из шести параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы, а также списка сокращений.

Политическое и социально-экономическое положение Мавераннахра и Хорасана в IX-X вв.

Несмотря на то, что политическая история Мавераннахра и Хорасана IX-X вв. характеризовалась раздробленностью среднеазиатских областей государств, однако уже намечались признаки внутреннего подъёма для объединения каждой из них в отдельности. Такого рода консолидация успешно прошла в Согде, Уструшане, Хорезме, Хуттале и некоторых других областях- государствах, где существовали относительно сильные правящие династии, многочисленная дехканская знать существенно влияла на общее антихалифатское настроение народных масс., Аббасидские правители халифы, перепуганные возростанием народного освободительного движения стали выискивать способы сближения с местной аристократией путем привлечения их к управлению Средней Азией, тем самым Аббасиды вынужденно предоставляли некоторую автономию восточным областям Халифата. Таким образом, они пытались обезоружить представителей местной знати в деле получения независимости и при любом случае опереться на них в борьбе с народными движениями1.

Перые такие попытки били предприняты при халифе Абуджафаре Мансуре (754-775), а затем были продолжены его преемниками.

Из среды местной знати первыми выдвинулись представители таджикского рода Бармакидов2, которые считались выходцами из города Балха, где их предки (по сведениям письменных источников) вели дела при буддийском храме Навбахар, владевшим большими землями и богатством. Во время арабского нашествия представители этого рода активно участвовали в восстановлении города и его окрестных территорий. В период правления халифа Мансура они смогли занять высокие посты при Арабском халифате, а впоследствии стать наместниками в Хорасане.

Среди Бармакидов наиболее видным и энергичным представителем был Фадл ибн Яхья, бывший наместником Хорасана в 794-795 гг. Им в Хорасане было создано многочисленное войско из местного населения, достигавшее якобы 500 тысяч человек.1 Однако, опасаясь все более увеличивавшейся популярности и усиливавшегося политического и экономического влияния местной неарабской аристократии, халиф Харун ар-Рашид (786-809) вскоре уничтожил всех представителей семейства Бармакидов (29 января 803 г.), как наиболее опасных. Однако усиление местной аристократии продолжало возростать. Вскоре на политическую арену выходят представители другого местного рода – Тахириды.2

Известно, что предоком Тахиридов считается Разик, который был на военной службе у правителя Седжистана Абу Мухаммада Тальхи ибн Абдаллаха ал-Хузаи, во время арабского хорасанского наместника Сальма ибн Зияда (681-683). Его потомки – Мусъаб, Хусейн (ум. в 814/5 г.) и Тахир владели городом Бушенгом в области Герата. Последний из них, Тахир, активно подавлял движение Рафи ибн Лайса (806-810), после он был предводителем войска хорасанского наместника, будущего халифа Маъмуна во время его борьбы за халифский престол с другим претендентом, его братом Амином. После победы Маъмуна в 813 г. Тахир одновременно был назначен наместником ал-Джазиры (Северная Месопотамия), военным комендантом столицы халифата Багдада и главой ведомства натуральных повинностей Савада (Ирак).3 Впоследствии, в 821 г., он был назначен наместником Хорасана.4 Этот смелый воин, которого источники называют одноглазым (Вахид ул-айн), возглавлял хорасанских воинов, считавшихся самыми боеспособными в составе войск Хорасанского наместничества. Молниносная карьера Тахира на политической арене началась после смерти Харуна ар-Рашида, когда началась борьба за власть между сыновьями последнего. В Багдаде халифом был объявлен Амин (809-813), а в Мерве находившийся здесь Маъмун, матерью которого была иранская наложница Мараджил. С приходом к власти Маъмуна иранская знать связывала свои планы о самостоятельности, и поэтому хорасанская группа феодалов, поддержав Маъмуна, выдвинула в борьбе против Амина Тахира.

В 813 г. после непродолжительной осады, Багдад сдался Тахиру. Амин был свергнут и казнен, а халифом был объявлен Маъмун (813-833). Таким образом, Тахир сыграл такую же роль в свержении халифа Амина, как и Абумуслим в свержении династии Омейядов.

Поражение Амином привело к тому, что Тахир стал и наместником ал-Джазиры (Северная Месопотамия), и правителем и комендантом столицы халифата – Багдада и наместником Савада (Южный Ирак). Еще раньше, во время наступления на столицу, Тахиру были переданы в управление Луристан и Хузистан.1 Согласно сообщению Табари, в начале управления Маъмуна вся военно-политическая власть в халифате находилась в руках Тахира и его покровителя Фазла бин Сахла, везиря, иранца по происхождению. В частности, Маъмун, кроме этих важных назначений, направил Тахира на подавление восстания в Руке, ему было поручено навести порядок в Мосуле, Джазире, Шаме (Сирии) и западных областях.2

Но возрастающее могущество Тахира беспокоило халифа Маъмуна. Да и сам Тахир, зная нравы и коварство халифов, стремился находиться подальше от центра. И при посредничестве вазира Абу Халида в 821 г. Тахир ибн Хусейн был назначен правителем всех земель к востоку от «мадинат ус-садам», т.е. Багдада. Табари, сообщая о его назначении на должность наместника Хорасана и всех земель Востока, пишет, что гарантом Тахира в его возможном отложении от Багдада выступил сам вазир.1

Пост наместника Хорасана и Мавераннахра был дан Тахиру потому, что положение в этих областях было неустойчивым, постоянно происходили восстания со стороны местного населения, которое было недовольно несбывшимися обещаниями Аббасидов. Они желали видеть в Тахире правителя, который сможет править огромными территориями Хорасана и Мавераннахра.

Тахириды смогли оправдать чаяния народа, они смогли добиться фактической независимости Хорасана и Мавераннахра, не смотря на то, что правили этими территориями от имени Аббасидов. В 822 г. Тахиром был дан приказ прекратить упоминание имени халифа в хутбе во время пятничной молитвы, что означало бунт и практическую независимость от Арабского халифата. Историк Ибн Халдун по этому поводу отмечает, что «достигшие степени независимости, мусульманские правители пропускали в хутбе имя халифа».2 Через некоторое время Тахир был найден мертвым в его постели. По свидетельству его слуги, последними словами Тахира, произнесенными на фарси перед смертью, были: «... и в смерти должно быть мужество»3, скорее всего Тахир был отравлен приставленными к нему людьми вазира.

Халиф Маъмун, выразив соболезнование по поводу смерти Тахира, назначил наместником Хорасана его сына Талху (822-828). По другой версии, приведенной у Табари, Талха правил Хорасаном от имени своего брата Абдаллаха, занятого подавлением восстания в Руке, наведением порядка в Сирии и в Египте. Более того, Абдаллах считался правителем Египта, Сирии, ал-Джазиры и комендантом Багдада, что было более важным делом, чем правление Хорасаном.4

Правление Хорасаном и Мавераннахром в качестве наместника унаследовал Абдаллах ибн Тахир (828-844), самый известный представитель династии Тахиридов. Еще при жизни Тахира Абдаллах стал наместником ал-Джазиры, Савада и коменданта Багдада, которыми когда-то правил его отец. В 20-е годы после подавления восстания Убайдуллаха ибн Сури в Египте, и покорения Александрии ему удалось основательно упрочить свои позиции на политической арене.

Абдаллаху удалось улучшить положение в Хорасане. Им было подавлено восстание Алидов, которые желали возвращения власти в халифате потомкам зятя Мухаммеда Али в Таликане, им был предпринят поход против непокорного правителя Табаристана, что значительно укрепило его позиции. Абдаллаху настолько удалось восстановить в стране порядок и твердую власть, что при его правлении Аббасидские халифы почти не вмешивались в его дела. Аббасидский халиф Мутасим (833-842) имел страх и ненависть по отношению к нему, однако попытки отравить Абдаллаха были безрезультатны.

Развитие персидско-таджикской медицины в IX-X вв

История медицины – это многовековая история сознательной деятельности человека в борьбе за сохранение жизни и здоровья. Первые ее истоки связаны с историей возникновения жизни на земле, она присуща не только человеческом обществу, но и миру животных, в целом. Издревле наблюдения за животными показывали, что при недомогании многие животные искали те или иные травы, при поедании которых выздоравливали или чувствовали облегчение. Эти наблюдения помогали первобытным людям в суровом мире борьбы жизни и смерти.1

Болезнь и смерть – это наиболее часто встречаемые явления в жизни человека. Он ищет способы излечения болезней близких или облегчения мучительных страданий больного, вызываемых болью. С этой целью, он испытывает различные продукты живой (растения, части тела животных или продукты выделения) и неживой (минералы, воды, солнечные лучи и т.д.) природы. В своих опытах и наблюдениях он часто сталкивался с ядовитыми растениями, веществами и животными, связь с которым часто приводила к гибели человека, но в, отдельных случаях, к выздоровлению.2 В процессе жизни человек, обогащался опытом, в том числе и медицинского характера. Первобытный охотник узнал, что травмы, раны заживают, если к ним приложить траву с широкими листьями, которая в последующем была названа подорожником. Он также узнал, что травмы без повреждения кожи – переломы, ушибы меньше болят, если это место обвернуть шкурой только что убитого зверя. Такие знания копились от поколения к поколению, передавались от отцов к детям – так зарождалась и формировалась народная медицина.

По словам римского ученого и врача Цельса (II-I вв. до н.э.) -«врачебное дело возникло тогда, когда на основе выздоровления одних и гибели других, люди научились установливать различия между вредным и целебным».1

Отдельные медицинские приемы и эффективные методы лечения, благодаря развитию мышления, памяти и речи передавались устно от человека к человеку, из поколения в поколение. Особенно этому помогло изобретение письменности и появление первых классовых государств. Отныне, не боясь забвения, люди могли передавать свой опыт не только ученикам, но и накапливать его и способствовать появлению других отраслей знаний в медицине. Это свидетельствуют, сохранившиеся древние рукописи индийских, египетских, персидских и других народов, из чего явствует, что профессия врача существовала еще V-IV тыс. лет назад.

В истории древнего мира известно, что медицина была хорошо развита в странах Ближнего Востока, где возникли первые земледельческие цивилизации. В библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала найдено большое количество клинописных табличек, где наряду с общими сведениями о болезнях и лекарствах, встречаются целые учебники по отдельным видам заболеваний, способах их лечения и изготовления лекарств. В древней Вавилонии, о чем свидетельствуют законы известного вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), врачи уже во II тыс. до н.э. проводили сложнейшие хирургические операции, среди которых и глазные, когда они умудрялись с помощью скальпеля снимать катаракты. В случае неудачи операции, лекарь подвергался жестокому наказанию. К примеру, в 218 статье настоящего закона говориться: «Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и убил того человека... ему должны отрубить кисть руки»2. Также законом определялась и плата за службу. В 215 статье закона говорится о том, что при спасении человека лекарь имеет право получить от больного 10 сиклей серебра1. В Вавилоне имелись и опытные костоправы. Их труд регламентировался в статье 221. В законе сказано: «Если лекарь срастил сломанную кость у человека или же вылечил больной сустав, то больной должен заплатить лекарю 5 сиклей серебра».2

В Древнем Египте, как показывают археологические изыскания, на мумиях встречаются следы не только заболеваний, но и лечения вплоть до хирургических вмешательств, что также зафиксировано в папирусах.

Также медицина была развита и в древней Индии и Китае, о чем свидетельствуют не только археологические материалы, письменные источники, но продолжающие их традиции в современном мире китайская, тибетская и индийская медицина.

В классовом обществе медицина в первую очередь сосредотачивалась в руках отдельного класса- жрецов и не была массовой. Она обслуживала лишь вождей племен, военную и городскую знать и членов их семей. Поэтому не всегда другие слои населения могли воспользоваться ее услугами.3

Историю формирования персидско-таджикской медицины можно изучить на примере священной книги зороастрийцев «Авесты», которая является не только древнейшим памятником персидско-таджикской культуры, но ценным источником по медицинским и фармацевтическим знаниям предков таджикского народа.4

Зороастрийская религия и, особенно, её строгие санитарно-гигиенические требования по отношению к воде, продуктам питания, жилью, животным и к другим проблемам личной, а также к общественной гигиене оказала влияние на развитии медицины. В «Авесте» медицина определяется, как искусство сохранять тело в здоровом состоянии. Однако, если учесть строгости соблюдения ряда сводных правил общественной и личной гигиены то можно считать основным направлением «Авесты» - профилактическое.1

Согласно зороастрийскому вероучению, в основе которого лежит дуализм, то весь растительный и животный миры разделяются на две группы: полезные, которые сотворил бог добра - Ахура-Мазда, и вредные, которые создал бог зла - Анхра-Манью. Ахура-Мазда с неба ниспослал человеку 10 тыс. лекарственных растений, которые росли вокруг дерева «вечной жизни». В Авесте упоминается и ангел по имени Ирмон или Айрайман, который, якобы, по поручению верховного божества Ахура Мазды, приходит на помощь к больным, доставляя им лекарства и лечебные травы.

В «Шахнаме» Фирдоуси говорится, что иранские народы приобщились к врачеванию и вылечиванию от недугов со времен легендарного Джамшида2. Создателем медицины и первым врачом в «Авесте» называется жрец Трита, лечивший разные болезни и изгонявший смерть из тела человека. В книгах «Ясне» и «Вендидад» «Авесты» Трит представлен врачом, который впервые широко использовал «хаому» (эфедра) при лечении болезней.3

В «Авесте» приводятся названия более 100 видов лекарственных растений: могильник, мак снотворный, можжевельник, эфедра, цикорий, чеснок, лук, зира, кунжут, алоэ и др. о причине возникновения болезней в «Авесте» приводятся объективные факторы- недоброкачественные продукты, не проветривание жилых помещений, несоблюдение гигиены тела и т.д.; и причины, связанные со злодеяниями нечистых сил. Говорится, что они могут проникнуть в тело человека через рот, кожу, нос, глаза, половые органы и т.д. это говорит о том, что в древнейшую эпоху имелись сведения о наличии болезнетворных частиц, приведение позднее к возникновению микробиологии.

В самой книге приводится большое количество материала, свидельствующих об обширных медицинских знаниях в древности. Так, например, приводится описание высокой температуры, которое может возникнуть по трем причинам, как простая температура, связанная с повышением температуры тела, лихорадка, с температурой и ознобом, и страшная, сопровождающаяся потерей сознания. Если учесть распространение малярии в этом регионе, то можно с уверенностью сказать, что описываемые симптомы относятся именно к ней.1

Воспаление также делилось на три формы: красное, белое, синюшное. В современной медицине эти три показателя отражают различные состояния одного и того же патологического процесса – воспалительного, который начинается с оттека и гиперемии (красноты), затем, в случае инфицирования, нагнаивается и в последующем приобретает белую окраску. В случае дальнейшего развития процесса возникает омертвение и отторжение окружающей ткани, имеющей в данном случае синюшный или черный цвет.

Среди кожных болезней перечисляются витилиго, парша и другие. Такого рода больные не впускались в здоровое общество.2

Фармацевтические знания в Саманидскую эпоху

Медицина и фармацевтика, как одни из древнейших областей человеческой деятельности, произошли с возникновением человечества. Одновременно с развитием человеческого общества происходило и развитие медицины и фармацевтики, способов и методов лечения, выявление способов приготовления лекарственных средств. Вначале эти знания держались в человеческой памяти, их передавали просвещенным ученикам их учителя как особую науку. С возникновением письменности эти знания стали записываться, для накопления и передачи опыта. Древнейшие письменные источники свидетельствуют о том, что профессии лекаря и аптекаря, как изготовителя лекарственных средств существовали еще 2,5-3 тысячи лет назад.1

В формировании, совершенствовании и процветании древней теоретической и практической медицины внесли весомый вклад индусы, римляне, арабы, иранские племена и другие различные нации и народности.

Древняя таджикско-персидская медицина считается одним из богатейших и древнейших направлений мировой медицины и занимает достойное место в сокровищнице мировой цивилизации выдающимися, бес подобными трудами Ибни Сино и Мухаммада Закариёи Рози и другими своими представителями.2

Первые письменные источники по (способам) лечебным средствам и профилактике заболеваний приведены в книге зороастрийской религии – Авеста.

В истории культуры наших предков эта сокровищница считается древнейшим памятником письменности.3 Отдельная часть Авеста с названием «Вендидад» полностью посвящена медицине, диагностике и особенно изготовлению лекарственных средств.1

Изучение и анализ этой сокровищницы показывает, что наши предки ещё в древности обращали серьёзное внимание проблеме содержания в чистоте окружающей среды. Именно поэтому большая часть «Вандедада» посвящена гигиене пищи и питья, содержанию в чистоте жилищ и дворов, охране природы и особенно проблеме сохранения чистоты речных вод и арыков. В священной книге зороастрийцев -Авесте приведено много рассказов о личных качествах врача, его поведении и нравственной позиции. Больных, в основном, лечили способами- лекарствами, молитвами или гипнозом, а также с ножом, т.е. хирургическим вмешательством. Наряду с этим широко рекомендовали больным, как лечебное средство, диету. 2 В Авесте перечислены более ста видов лекарственных растений , таким как коху, хума (бандак ), сипанд, зира, кунджут, чеснок, лук, морковь, редька и другие.3 Среди них было очень популярно лечебное растение с названием «хаома». До сих пор это растение известно среди таджиков как хум, хам и бандак и употребляется как лекарственное средство для лечения целого ряда заболеваний. Из свежих его плодов специальным методом таджики изготовляли микстуру (сироп).4 Приведённые в «Вандедоде» сведения о лечении растениями является одним из первых источников происхождения и процветания (развития) фитотерапии (фито-из греч, обозначает растение, о терапия - лечение).5 Холод применяли и для сохранения продуктов: химические средства, пепел состоящий из катионов ряда металлов, уксус и напиток хаома, растительные средтсва и т.д. эти средства применялись в качестве порошков, с помощью которых обрабатывались нечистоты, а также методом окуривания помещений.1

Путем настаивания растений на уксусном растворе приготавливали более крепкое антисептическое дезинфицирующее средство. Также было отмечен тот факт, что все ритуальные предметы обрабатывались в качестве дезенфекции мочой специальных белых бычков. Уже тогда имелись сведения 0 уринотерапии и методах обеззараживания и лечения мочой.2

По «Авесте», лекарственные вещества назначались высокопоставленным лицам, лишь после того, как они были протестированны на простых людях, приговоренных к смерти.

В различных главах «Вендидата» и «Ясны» отражены способы лечения болезней, которые можно распределить на следующие группы: режим и диета, гиптоз или заклинания, лечение травами, физиотерапия или лечение огнем, лечение с помощью ножа-хирургия. Считалось, что режим и диета в процессе лечения болезней являются одним из самых необходимых факторов.

Есть упоминания о том, что Ахура-Мазда создал 10000 лекарственных растений, однако при анализе были обнаружены названия лишь 100 растений, среди которых: хаома (эфедра), одуванчик, кунджут, снотворный мак, сипанд, чеснок, лук, редька, хурма и т.д. также есть упоминания о лекарственном значении меда, сахара, персикового масла; из животных продуктов – печени, желчи; из числа минеральных веществ-серы, свинца. В качестве лекарственного сырья применялись кора, корни, семена, листья, цветы т надземная часть ряда растений. Способы приговления лекарств были наиболее простыми: кипячение, измельчение, настаивание на уксусном растворе или напитке, приготовленном из плодов хаомы. Лекарственные вещества применялись внутрь и наружно или закапывались в виде раствора в глаза, рот, полость носа или уха. Особое место среди всех лекарственных веществ занимало лечение хаомой. Ученые до сих пор спорят о самой природе хаомы. Среди исследователей, кторые анализируют Авесту и приводят ее паралелли с другой священной книгой «Ригведой», хаома определяеться как гриб мухомор или другие ядовитые грибы.1 Однако другие исследователи традиционно считают, что это растение эфедра, лечение которой до сих пор применяется в народной медицине.2

При анализе фармакологического эффекта лекарственных средств, описанных в различных частях «Авесты», предназначенных для лечения различных заболеваний, с точки зрения современной фармокологии, выделяються следующие виды терапевтического эффекта: 1.

Симптоматическое лечение-болеутоляющее, против кашля, противовспалительное, жаропонижающее; 2. Седативное (успокаивающее) – лечение с помощью исфанда, снотоврного мака; 3. Обезболивающие и наркотические средства- сочетание индийской конопли, называемой бангом, с вином и снотворными маками, которые назначались перед операцией или при сильно выраженных болях, особенно при переломах и ранениях; 4. Размягчающие средства –персиковое, кунджутное, сливочное и другие растительные и животные масла; 5. Общеукрепляющие средства- ягоды, сахар, сахарный тростник, мед; 6. Тротивоядие-тарьяк; 7. Дезодорирующие средства – окуривание хаомой и эфедрой и другими ароматическими растениями; 8. Дезинфицирующие средства - огонь, пепел, уксус, вино; 9.антисептические средства – слабый раствор уксуса, хаома, вино и др.; 10. Антисептические средства- лук, чеснок, раствор уксуса, вино.

Следует отметить, что в условиях Средней Азии широко применялись различные противодиарейные, слабительные и дрегие средства. В качестве наркотического обезбаливающего средства с глубокой древности применялось сочетание снотворного мака с вином. При такой комбинации наркотическое действие вина резко возрастало. Подобный эффект в современной фармакологии называется потенцирующием действием.

Гундишопурские врачи: Барзуя (назван главой персидских врачей), Джурджис ибн Джибрил нбн Бухтий-ешу, Джибрил ибн Бухтниешу ибн Джурджис, Мосавайх, Шопур ибн Сахл, Хунайн, Сахорбухт, Мухаммад ал-Харис ибн Калада, Ганга ал-Хинди и др., - внесли большой вклад в развитии вопросов, связанных с лекарствоведением – фармакологией, фамакогнозией, фармацией и токсикологией.

Врачи гундишопурской школы (V-VII вв. н.э.) начали искать причины болезней в организме самого человека и в окружающей его среде. Одним из основных методов лечения при Сасанидах было использование лекарственных растений.

В эпоху Саманидов при бурном развитии сельского хозяйства, ремесла, градостроительства, архитектуры и прикладного искусства, строительства ирригации наблюдалось также и резкое повышение потребности внутреннего и внешнего рынка на высококачественные товары. Это способствовало быстрому развитию различных отраслей знаний, прежде всего, математики, химии, геологии, геодезии, астрономии, биологии и медицины.

Медицинские и фармацевтические сведения в трудах Абуали ибн Сина (Авиценны)

В истории человечества мало исследователей, научное наследие которых так долго изучалось и использовалось во всём мире. Таким выдающимся гением, который своим богатым научным наследием смог удивить и Восток и Запад, является ученый Абуали ибни Сина, который известен в Западном мире как Авиценна. Именно, по этой причине ЮНЕСКО в 1980 году и все человечество отметили тысячелетие со дня рождения этого известного мыслителя, искусного врача, философа, разностороннего учёного и просветителя. А в 2005 году на высоком уровне было отмечено его 1025- летие.1

Авиценна - Абуали Сино (980-1037). Абу Али Хусайн ибн Абдуллох ибн Хасан ибн Али (Авиценна) родился и вырос в Бухаре. Величайший представитель восточной медицины, ученый энциклопедист - Шайх ур Раис -Глава мудрецов, старейшин, великий мыслитель. Перу Абу Али ибн Сино принадлежат около 450 произведений. Из них до нас дошли 242. 80 из его произведений посвящены философии, религии, толкованиям, 43 - медицине, 19 - логике, 26 - психологии, 23 - физике, 7 - астрономии, 1 - математике, 1 -музыке, 2 - химии, 4 - литературе, 8 - переписка с другими учеными и т.д.

В научной литературе приводятся разные сведения о количестве работ Абуали ибни Сина, посвящённых медицинской науке. Например, по сведениям Ибн Али Усайба их - 16, Кановати - 44, Саида Нафаси – 33, Яхъи Махдави – 26, Каримова У. И -55 и Ю. Н. Нуралиева – 63 наименований.2

Это разногласия свидетельствует о том, что до сих пор полностью не изучено медицинское наследие Абуали ибни Сино. Его научные труды заключают в себе исследования боле, чем по 70 различным отраслям теоретической и практической медицины. Из общего количества научных работ Абуали ибни Сина 13 или 20,6% посвящены фармакологии, фитотерапии, лекарственным технологиям и фармакогнозии. В перечень упомянутых медицинских и фармацевтических трудов Абуали ибни Сина входят следующие: II и V части «Конуни тиб» («Канон врачебной науки»), «Ал-Адвият ал-калбия» («Лекарственные средства») , «Рисола фил-хиндабо» (« Трактат о цикории»), «Рисола фи-с-сиканджубин» («Трактат о пользе меда и уксуса»), «Дафъ ал-мазорр ал кулиия ан ал-абдон ал-инсония би-тадорик анвоъ хато ан-тадбир» («Удаление вреда от разных манипуляций посредством исправлений и предупреждений ошибок»), «Сиёсат ал-бадан ва фазоил аш-шароб ва манофиъих ва мазорих» («О пользе и вреде вина»), «Урджуса фит-тиб» («Поэма о медицине»), «Рисолайи набзийа» («Трактат о пульсе»), «Фи тадбир ал-мусофирин» («Мероприятия для путешественников»), «Рисола фил-л-бох» («Трактат о сексуальной силе»), «Рисола фил-упук ал-мафсуда» («Кровеносные сосуды для кровопускания»), «Рисолайи жудия» («Трактат о заболеваниях уха, желудка, зубов»). Но, к сожалению, из общего количества до нас дошли всего 30 работ. По содержанию наследие Абуали ибни Сино можно условно разделить на три группы:

труды, имеющие общий характер, где приведены сведения по той или иной отрасли медицины и содержат о них некоторые теоретические сведения;

труды, представляющие сведения о болезни какого-нибудь человеческого органа, например, по заболеваниям сердца и способам их лечения, по заболеваниям пищевода, а также по заболеваниям половых органов;

труды по фармакологии и фармацевтике.1

Одно из медицинских сочинений Абуали ибни Сино - «Рисолайи жудия» посвящён вопросам общей и личной гигиены, полезным советам по охране здоровья и профилактики целого ряда заболеваний. В отдельных главах настоящего труда изложены пути лечения косметических изъянов тела, лечения змеиных уксусов, насекомых, способы запугивания, обращения в бегства или уничтожения змеи и крыс и некоторых других насекомых.

«Урджуса фит-тиб» является следующим медицинским сочинением Абуали ибни Сино, которое создано в поэтической форме и содержит в себе много основных теоретических и практических медицинских проблем. Кроме этого, оно полезно как методической руководство . С точки зрения структуры и содержания, эта работа похожа на «Ал- Канон», но решение каждой проблемы в «Урджуза» приведено в очень краткой, простой, доступной форме.

В XII веке «Урджуза-фит-т-тиб» переведён Жерардом Кремона на латинский язык под названием «Кантикум» - поэма или сборник. А в 1260 году Ибн Рашид (1126-1196) написал для «Урджузи» коментарии на еврейском языке. В 1520-1522 годах в Венеции «Урджуза» впервые вышел в печати на латинском языке вместе с «Ал-Каноном». После этого, указанное сочинение повторно, несколько раз было опубликовано на латинском, английском, немецком, французском, румынском и других языках.

Другое сочинение Абуали ибни Сино ««Рисолайи набзийа»»1 написано на персидском языке. Эта работа до настоящего времени считается учебником для изучения пульса. Оно состоит из введения и девяти глав. Первая глава посвящена четырём подлинным жемчугам: огню, воздуху, воде и земле, и их натуре, а также строению человеческого тела, мокротам и энергии организма. Опытный целитель описал более 60 видов обыкновенного, простого пульса и почти 20- сложного, и очень отчётливо показал врачам способы их определения.1

Следующее сочинение – «Рисола-ул- адвийат ул- калбийа» (Лечение болезней сердца) является первым трудом в истории медицины, содержащим сведения о надёжных лекарствах для лечения заболеваний сердца. Говоря об общем воздействии лекарств для лечения сердца и их пользе, мудрец прокомментировал 60 их наименований и влияние каждого из них связал, прежде всего, с их составом, природой и особенностями2.

Абуали ибни Сина, выступая против мысли высказанной Сократом, что «Лекарство очищает и вылечивает», предупреждает: «Но польза «мухсила» заключается в боязни, потому что он заметен в устранени, духа и является ослабевающим сердце, потому, что «мухсил» уменьшает вещество духа и ослабевает природную силу сердца».3 По словам Абуали ибн Сино, полезны только те лекарства, которые изгоняют мочу и выделяют обильны пот из организма, и поэтому полезны для сердце и крови. Названия работа в XVI веке вышла из печати на латинском языке, а в 1973 году- на турецком (в переводе Рифата Билги).

Следующее сочинение Абуали ибни Сино «Алвохия» по своей структуре полностью отличается от других его произведений.4 В нём сначала даётся название одного или группы заболеваний как заглавие, затем из 149 глав, каждая из которых посвящена лечению отдельных заболеваний. например, первая глава посвящена средствам от головной боли, в которой автор ещё называет 41 средство, которые используются для приёма внутрь, обнюхивания и нанесения на кожу.

В краткой и ясной форме он представляет сведения об употреблении отдельных лекарств. Вот, как он отметил свойства розы и цветов хины: «Роза и её масло и вода полезны от головной боли, которая имеет место из-за жары.

Цветок хны помогает в лечении и головной боли, причиной которой является жара, путём обнюхивания и нанесения повязки»1.

Для лечения похмелья и протрезвления, он называет ряд средств, таких как: «афасантин, твёрдый миндаль, кунжут, айва, барбарис, амбра, сок лимона и ревеня, недозревшие фрукты и утрудж».2

«Алвохия» в фармакологической науке считается первым трудом, где выделены в отдельную группу психоаналептики и антидепрессанты. Для лечения парестезии, в том числе паралича лица, он рекомендует (слова-названия приведены на таджикском языке) лекарства балодур, джунбидастар, перец, базаб, шитарадж, шуниз, амладж, сорфин, махрут, сакбинадж, чёрный ахлиладж, нефть, мумиё и другие3. Для лечения судорог и дёргания отдельных мышц организма советует применить бодовар, изхир, корень хитмы, а против подёргивания конечностей рекомендует курнуб, сосну и другие средства. Для лечения болей в ушах он рекомендует врачам более 10 видов растительных масел (бобунадж, уува, шалам, бозрулбандж, ирис, укроп, мальву).4 По мнению Абуали ибни Сино, вскипячённый на масле подсолнухи, чеснок, успокаивает боли в ушах. Сок из листьев орешника останавливает поток выделений из ушей. Хинное масло является хорошим средством при лечении язв в ушах.