Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Вехи жизненного пути и профессиональной деятельности Е. А. Поляковой (1875 - 1942 гг.) 20
1. Происхождение, воспитание и образование Е. А. Поляковой (1875 - 1917гг.) 20
2. Этапы профессионального становления ЕА. Поляковой в Музее Еорода (1918 - 1941 гг.) 29
Глава II. Научно-исследовательская деятельность Е. А. Поляковой в Музее Города (1918 -1941 гг.) 45
1. Отдел бюро городов (1918-1922 гг.) 45
2. Библиотечно-информационный отдел (1922-1928 гг.) 57
3. Садово-парковая секция (1928-1941 гг.) 66
Глава III. Культурно-просветительская деятельность Е. А. Поляковой в Музее Города (1918-1941 гг.)
1. Садово-парковая секция Музея Города и ее роль в постановке и пропаганде проблем «зелёного строительства» (1918-1941 гг.) 91
2. Разработка Е. А. Поляковой вопросов «зелёного строительства» (1918-1941 гг.) 107
3. Практика пропаганды и преподавания проблем «зелёного строительства» в деятельности Е.А. Поляковой (1928 1941гг.) 126
Заключение 156
Список использованных источников и литературы
- Этапы профессионального становления ЕА. Поляковой в Музее Еорода (1918 - 1941 гг.)
- Библиотечно-информационный отдел (1922-1928 гг.)
- Садово-парковая секция (1928-1941 гг.)
- Разработка Е. А. Поляковой вопросов «зелёного строительства» (1918-1941 гг.)
Введение к работе
Актуальность исследования. Евгения Алексеевна Полякова (Лисовская) (1875-1942 гг.), музеевед-искусствовед, историк и специалист по теории садового искусства, была человеком страстно увлечённой своим делом, поразительной работоспособности и энергии. Е. А. Полякова без малого двадцать четыре года
своей жизни отдала Музею Города и внесла неоценимый вклад не только в
.. і тт-
развитие музейного дела, но и в теорию и практику «зеленого строительства» . К
сожалению, имя её мало известно в кругах даже профессионалов, если не сказать - забыто сегодняшними учёными и специалистами-практиками в области садово-паркового, музейного дела.
Труды Е. А. Поляковой, посвященные проблеме благоустройства российских городов, рассматривавшие вопросы отечественного садово-паркового искусства и в историческом аспекте, и в современном ей состоянии, и в сравнении с наиболее значимыми и интересными зарубежными образцами сегодня ни в коей мере не теряют своей актуальности. Напротив, они становятся всё более важными, так как специалисты начала XXI века могут найти в них немало «точек отсчёта» для своей практической деятельности. Кроме того, Е. А. Полякова оставила потомкам замечательные примеры бережного, внимательного обращения к наследию мастеров садово-паркового дела прошлых эпох, что в наши дни, когда вопросы изучения и учёта памятников «зелёного строительства» находятся в центре внимания многих международных организаций (Комитет по историческим садам при Организации Объединенных Наций, Международная федерация ландшафтных архитекторов), приобретая всё большее значение. В перечень исторических памятников садово-паркового дела, составленный Комитетом по историческим садам при ООН, входят более 2000 объектов из
различных стран мира .
Актуальность диссертационного исследования возрастает также и потому, что практически вся творческая, научная жизнь Е. А. Поляковой была связана с Музеем Города, представляющим собой явление, уникальное не только для Петрограда-Ленинграда, но и для всей страны в целом. Как говорил
«Зелёное строительство» - составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурных ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года. В многообразном комплексе «зеленого строительства» особо выделяются: ландшафтная архитектура, садово-парковое искусство, озеленение населённых мест.
Сокольская О. Б. Садово-парковое искусство. Формирование и развитие. М., 2013. С. 7.
Н. П. Анциферов, именно ему «было суждено стать у нас первым музеем, посвященным не какому-либо отдельному городу, а музеем, долженствующим дать представление о "городе вообще". Его можно оценить как один из наиболее значимых очагов нашего урбанизма... Музей Города создан в интересах изучения любого города» . Несмотря на достаточную изученность некоторых вопросов истории Музея Города, есть целый ряд проблем, которые ещё ждут своего часа. Так, жизнь вдохновителей и создателей Музея - Л. А. Ильина и В. Я. Курбатова -уже стала объектом пристального внимания учёных. Но деятельность многих его сотрудников, которые также стояли у основ Музея Города, закладывали фундаментальные направления его работы, - а среди них, несомненно, была и Е. А. Полякова, - остаётся пока на периферии научных исследований.
Имя Е. А. Поляковой неразрывно связано с Музеем Города. Её труды всесторонне освещали развитие «зелёного строительства» в его историческом аспекте и в современном их автору состоянии 1920-1930-х годов не только в пределах Ленинграда, Советской России, но и в городах Европы и Америки. В сферу научной и культурно-просветительской деятельности Е. А. Поляковой входила вся проблематика задач и разработок по вопросам озеленения городской среды. Её работы достойны внимания исследователей XXI века, поскольку интерес к садово-парковому делу привлекает не только специалистов этой области, но и горожан в целом.
Степень изученности темы. Рассмотрение и анализ общей и специальной литературы по теме исследования показал, что вопрос изучения как биографических материалов о Е. А. Поляковой, так и её научно-исследовательской, просветительской деятельности не получил самостоятельного отражения. При этом существует ряд отдельных работ, посвященных истории развития Музея Города, биографиям его сотрудников, истории музейного дела в России исследуемого периода и развитию садово-паркового дела 20-30-х гг. XX в.
В литературе того времени подчёркивалась особая роль садово-паркового дела, и именно эти работы могут послужить ценным источником для реконструкции полной картины тогдашних тенденций в области «зелёного строительства». К этой группе можно отнести труды В. Я. Курбатова «Сады и парки», М. С. Гольдберга «Зелёные насаждения и оздоровление городов», Ю. Круберга «За зелёный город» и «Зелёное строительство», Л. Б. Лунц «Парки культуры и отдыха», М. П. Коржева и М. И. Прохоровой «Архитектура парков СССР».
Необходимо отметить, что садово-парковое дело 1920-1930-х годов в основном нашло отражение в научных трудах теоретиков и практиков «зелёного
Цит. по: Попова Г. А. Л. А. Ильин - первый директор Музея Города // Труды Государственного музея истории Санкт-Петербурга: Исследования и материалы. Вып. П. СПб., 1997. С. 49.
строительства». Это исследования И. О. Боговой, Л. М. Фурсовой, Б. И. Кохно, С. С. Ожегова, В. И. Шафран, Л. Ф. Весниной, Г. К. Григорьевой, М. Г. Меерович, С. В. Семенцова, А. Г. Вайтенс, Ю. Л. Косенковой, О.Б. Сокольской4. В последнее десятилетие существенно возрос интерес к «зелёному строительству», что подтверждается научными трудами в этой области. Так, диссертационное исследование А. В. Китаєва описывает историю зелёных пространств Санкт-Петербурга-Петрограда-Ленинграда в 1900-1950-х годах, основные этапы их
развития .
Первые работы, посвященные истории создания Музея Города и его отделам, относятся к 1919 г. - «Летопись Музея Города» . Затем, в 1927 г. вышел отдельной брошюрой очерк Л. А. Ильина, он был подготовлен к десятилетию Октябрьской революции, и через год включен в путеводитель по музею . Особый интерес представляют путеводители по отделам Музея Города. В них описаны
о
задачи, структура, экспозиции и материалы отделов музея на 1927-1928 гг. , что позволяет подробно изучить научно-исследовательскую и просветительскую деятельность музея.
Ценные и подробные сведения о Музее Города собраны в трудах сотрудников Государственного музея истории Санкт-Петербурга. История создания и дальнейшего развития Музея отражена в работах Р. И. Шпиллер и Г. А. Поповой , в статьях Н. Р. Славнитского, посвященных реорганизациям,
Боговая И. О., Фурсова Л. М. Ландшафтное искусство. М., 1988; Кохно Б. И. Советское ландшафтное искусство 1917-1985 гг. Л., 1987; Садово-парковое искусство. Л., 1980; Ожегов С. С. История ландшафтной архитектуры. М., 2004; Шафран В. И. Садово-парковое хозяйство Ленинграда // Садово-парковое хозяйство. Л., 1947; Из истории развития садово-паркового хозяйства Ленинграда с 1917 по 1944 г. // Зелёное строительство. Л., 1972; Веснина Л. Ф., Григорьева Г. К. Генеральный план города (исходные данные, проект и реализация). СПб., 2005; Меерович М. Г. Рабочие поселки-сады в послереволюционной России // Архитектурное наследство. Вып. 49. М., 2008; Семенцов С. В. Градостроительное развитие Петрограда-Ленинграда в 1917-1941 годы // Архитектурное наследство. Вып. 49. М., 2008; Вайтенс А. Г., Косенкова Ю. Л. Развитие правовых основ градостроительства в России XVIII - начала XXI в. Опыт исторического исследования. М., 2006; Сокольская О. Б. История садово-паркового искусства. М., 2004; Она же. Садово-парковое искусство. Формирование и развитие. М.,2013.
Китаев А. В. История Санкт-Петербурга-Петрограда-Ленинграда. Открытые пространства: сады и парки (1900-1950 гг.): Дис.канд. ист. наук. СПб., 2010. 6 Летопись Музея города. СПб., 1919.
1 Ильин Л. А. Музей города: к Октябрю 1927: очерк. Л., 1927; Он же. Музей города: к Октябрю 1927: очерк// Музей города: к Октябрю 1927: очерк музея и путеводитель. Л., 1928.
Музей города: Технический отдел. Л., 1928; Музей города: Отдел библиотечно-информационный. Л., 1927; Музей города: Секция внутреннего убранства жилья. Л., 1928; Музей города: Отдел архитектуры города Секция садово-паркового дела. Л., 1928; Курбатов В. Я. Музей города: Музей Старого Петербурга. Л., 1928; Музей города: Отдел коммунальной и социальной гигиены 1919-1927. Л., 1927; Музей города: Отдел архитектуры города Секция планировки и застройки. Л., 1928.
Шпиллер Р.И. Государственный музей истории Ленинграда (1918-1985 гг.) // Музей и власть. Из жизни музеев. М., 1991.
Попова Г. А. Музей Города в Аничковом дворце. События, судьбы, коллекции. СПб., 1998; Она же. Музей Города // Музей и город. СПб., 1993. № 2; Она же. Аничков дворец - Музей Города (судьба людей, судьба
изменениям структуры и деятельности Музея Города на рубеже 1920-1930-х гг. . В диссертационной работе Л.И.Петровой «Городской музей и власть: 1880-е-1930-е годы (петербургский городской музей, Музей Старого Петербурга, Музей Города)» в отдельной главе отражены вопросы истории создания Музея Города и
его основные направления и результаты деятельности .
Особый интерес представляет альбом фотографий из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга, ряда других музеев, архивов и частных собраний, материалы которого знакомят с теми, кто создавал первый городской музей сто лет назад, продолжал дело сохранения культурно-исторического наследия Санкт-Петербурга в самые трудные годы, дают представление о работе, коллекциях и экспозициях одного из крупнейших музеев России .
Объектом исследования диссертационной работы является изучение биографии, научно-исследовательской и культурно-просветительской деятельности Е. А. Поляковой.
Предметом исследования является научная и культурно-просветительская деятельность отделов Музея Города в 1918-1942 гг., а именно: бюро городов, библиотечно-информационного, садово-паркового сквозь призму личности и профессиональной деятельности Е. А. Поляковой.
Хронологические рамки исследования охватывают 1875-1942 гг. Этим периодом ограничиваются свидетельства о жизни и деятельности Е. А. Поляковой.
Целью диссертационного исследования стало изучение личности и профессиональной деятельности Е. А. Поляковой как одного из первых специалистов, связавших свою научную и просветительскую работу с «зелёным строительством».
В соответствии с целью были определены основные задачи исследования:
— изучить основные этапы биографии Е. А. Поляковой;
коллекций) // Аничков дворец - памятник Российской истории. СПб., 1997; Она же. Государственный музей истории Санкт-Петербурга в 1938-1953 гг. Страницы истории // Труды Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Исследования и материалы. Вып. 13. СПб., 2006; Онаже. Музей Города //Дворец нашего детства. СПб., 2007.
Славнитский Н. Р. Реорганизация Музея Города и его деятельности на рубеже 1920-х-1930-х гг. // Сбор лиц: Сборник статей. СПб., 2006; Он же. Музей Старого Петербурга в составе Музея Города // Труды Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Вып. 18. СПб., 2008; Он же. Структура Музея Города в 1920-е г. // Труды Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Вып. 21. СПб., 2011.
Петрова Л. И. Городской музей и власть: 1880-е-1930-е годы (петербургский городской музей, Музей Старого Петербурга, Музей Города): Дис. ... канд.ист.наук. СПб., 2014.
13 Государственный музей истории Санкт-Петербурга в фотографиях: альбом. СПб., 2008.
выявить и охарактеризовать культурную среду, влиявшую на развитие личности и профессиональную деятельность Е. А. Поляковой;
дать характеристику научной работе Е. А. Поляковой в Музее Города, а именно в отделах: бюро городов, библиотечно-информационном, садово-парковом;
проанализировать научную, культурно-просветительскую и преподавательскую деятельность Е. А. Поляковой в области садово-паркового дела;
изучить деятельность садово-парковой секции в области «зелёного строительства» как одной из составляющих культурной жизни города;
выявить причины возросшего интереса архитекторов, музейных работников и простых обывателей к садово-парковому делу;
определить вклад Е. А. Поляковой как музейного работника в популяризацию знаний о садово-парковом деле путем организации выставок, лекций,экскурсий.
Источникоеую базу работы составили традиционные для персонально-биографической темы источники: биографические и делопроизводственные документы, периодическая печать, законодательные и мемуарные материалы.
Значительная часть архивных документов выявлена непосредственно автором и вводится в научный оборот впервые.
В Отделе рукописей Российской национальной библиотеки в личном фонде Евгении Алексеевны Поляковой хранятся сведения биографического характера. К ним относятся личные документы и деловые бумаги , расчётные книжки и листки , страховые удостоверения, договоры, пригласительные билеты и некоторые другие . Здесь содержатся сведения о её деде декабристе Н. Ф. Лисовском, который состоял в Обществе соединённых славян, а после восстания декабристов был осуждён и отправлен в ссылку в Сибирь . Гораздо меньше информации о родителях и родных.
Архив поступил в ОР РНБ в период войны (1943-1944 гг.) и тогда же был разобран. Но лишь в 1960-х годах были начаты его оформление и каталогизация. Окончательно фонд был доработан в 1971 г.
В фонде содержатся материалы её научной деятельности в Музее Города, начиная с 1928 г. и заканчивая 1942 г. (тот период, когда она работала в садово-парковой секции Музея Города). Важно отметить, что здесь подробно
14 ОР РНБ. Ф. 606. Е. А. Полякова.
15 Там же. Д. 1-2.
16 Там же. Д. 3.
17 Там же. Д. 4-7.
18 Там же. Д. 370.
представлен обширный массив документов, связанных с исследовательской и культурно-просветительной работой Е. А. Поляковой по пропаганде «зелёного строительства»: деловые бумаги, заявления, протоколы общего собрания служащих, сметы, планы научных работ в Музее Города, докладные записки, отчёты . Поскольку «при вынужденном переезде музея в Петропавловскую крепость, [секция] была расформирована, а её материалы "распылены" по разным фондам» , то необходимо подчеркнуть, что информация, содержащаяся в этом фонде, помогает проследить деятельность секции, начиная с 1928 г. и заканчивая 1941 г.
В архивном собрании Е. А. Поляковой находятся уникальные статистические данные, которые относятся к 1920-1930-м годам и содержат в себе сравнительный анализ зелёных насаждений за различные периоды,
классификацию зелёных площадей в плане города . В совершенстве владея немецким, французским и английским языками, Е. А. Полякова составила
библиографию по садам и паркам городов Западной Европы и Америки .
Е. А. Полякову интересовали вопросы сохранения в Ленинграде и его пригородах архитектурных ансамблей XVIII-XIX веков. Так, в 1940 г. она составляет докладную записку о реставрационных работах Павловского и Петергофского парков, где пишет о необходимости в ближайшее время провести восстановительные работы уникальных исторических памятников .
В архиве находится обширная библиографическая подборка литературного материала различной тематики и документы, содержащие её личные записи, конспекты, вырезки из газет, заметки, связанные с архитектурой, планировкой,
«зеленым строительством», исторические очерки .
Здесь же представлена переписка Е. А. Поляковой с Академией архитектуры, Академией Коммунального хозяйства, отделом планировки Ленсовета, деловые бумаги, адресованные главному архитектору Ленинграда Н. В. Баранову, а также приглашения на заседания, полученные Е. А. Поляковой, от Всероссийского общества охраны природы .
В архиве хранятся письма, имеющие отношение к её научной деятельности. Материал фонда содержит лекционные записи Н. Б. Бакланова,
19 Там же. Д. 8-76, 106-108.
Рейман А. Л. Реставрация исторических памятников Петербурга // Петербургский строительный рынок. 2003. № 9. С. 3.
21 ОРРНБ. Ф.606. Д. 101-114; 150-160; 273-296.
22 Там же. Д. 113,306-309.
23 Там же. Д. 72.
24 Там же. Д. 311-327, 337-341.
25 Там же. Д. 358.
П. П. Вейнера, Н. А. Галишкина, И. М. Гревса, Л. А. Ильина, В. Я. Курбатова, 3. Г. Френкеля, Я. Д. Щупака, П. Н. Ковальской-Ильиной и др. .
В Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб) в фонде № 2 описи 1 (Воспитательное общество благородных девиц и Александровский институт (Смольный институт) дело 12735 (Личное дело Е. А. Лисовской) содержатся ценные сведения об учёбе
Евгении Алексеевны в Институте благородных девиц . Сохранилась обложка личного дела, на которой приведены сведения о поступлении и окончании института, а также «Подписка при поступлении девицы», написанная её матерью, извещение о поступлении, свидетельство о бесплатном обучении, письмо об окончании курса французского языка при Санкт-Петербургском Николаевском сиротском институте с просьбой о передаче метрического свидетельства о рождении и крещении Е. А. Поляковой (Лисовской), «Подписка при выбытии воспитанницы из заведения», написанная ею собственноручно.
Источники Центрального государственного архива литературы и искусств Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ СПб), фонд № 72 описи 1-2 (Фонд Музея Города), дополняют сведения о научной деятельности Е. А. Поляковой в Музее Города, начиная с самого его основания, а именно с 1918 г., и заканчивая 1929 г. Здесь были изучены протоколы заседаний рабочей комиссии, художественного совета и отделов Музея, а также общих собраний рабочих и служащих, планы, отчёты, докладные записки, справки и переписка о работе, документы об инвентаризации, списки новых экспонатов, документы об организации выставок, сметы и штатное расписание музея, финансовые отчёты, ведомости на выдачу зарплаты сотрудникам музея, списки, анкеты и заявления сотрудников. Благодаря этому материалу удалось полно изучить научно-исследовательскую и культурно-просветительскую деятельность Е. А. Поляковой в Музее Города.
Были проанализированы архивные материалы фонда № 276 опись 1 (Фонд Управления культурно-просветительных предприятий), а также использованы два архивных дела, в которых описаны материалы, связанные с периодом консервации Музея .
Помимо этого, привлекались материалы фондов Центрального государственного архива Санкт-Петербурга (ЦГА СПб): № 2555 (Фонд Ленинградского отделения главного управления научных учреждений Академического центра Наркомата просвещения РСФСР (1921-1926 гг.) , № 7384
Там же. Д. 371-457.
ЦГИА СПб. Ф. 2. Оп.1. Д. 12735.
ЦГАЛИ СПб. Ф. 72. Оп. 1. Д. 1-224; Оп. 2. Д. 1-102.
Там же. Ф. 276. Оп. 1. Д. 5; Д. 22.
ЦГА СПб. Ф. 2555. Оп. 1. Д. 77, 1220.
(Санкт-Петербургский городской совет народных депутатов (1917-1993 гг.) , № 3199 (Отдел коммунального хозяйства Ленинградского областного исполнительного комитета совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (1925 - 1932 гг.))32.
В рукописном фонде архива Государственного музея истории Санкт-
Петербурга хранится «Дневник Черновского А. А.», частично
опубликованный . Он представляет собой блокадный дневник старшего научного сотрудника Музея Города, на страницах которого дана и оценка научной деятельности Е. А. Поляковой и приведены сведения о ней в годы Великой Отечественной войны.
Ценным источником являются документы, найденные в Санкт-Петербургском филиале Архива Академии наук в личном фонде В. Я. Курбатова, учёного-химика мирового уровня и выдающегося специалиста в области истории садово-паркового искусства. Это две научные работы - первая носит название «Коммунальное садово-парковое дело» , а вторая - лекция «Сады и парки и их значение для Московского-Нарвского района» . В описи архива информация о них невелика - неизвестный автор, без даты. Удалось проанализировать и установить, что эти два исследования принадлежат Е. А. Поляковой.
Там же в фонде 155 (Комитет учёта научных работников и изучения научных сил СССР (КУИНС). Документы научных работников СССР 1916-1934 гг.), опись 2 дело 545 (Поляков-Ольхин М. И-Пономарёв В. И.) были найдены анкеты 1923г. и 1931г., заполненные Е.А.Поляковой для издания справочников «Наука в России: Справочник. Данные к началу 1922 г.: Научные работники Петрограда». (М.; Пг., 1923. [Вып.З]), и «Наука и научные работники СССР. Ч. V: Научные работники Ленинграда». (Л., 1934). В них отражены сведения биографического характера, дан перечень её научных работ.
Из печатных изданий необходимо указать на труд Н. П. Черепнина «Императорское Воспитательное общество благородных девиц. Исторический очерк. 1764—1914 гг.» , где представлены списки закончивших обучение в Императорском Воспитательном обществе благородных девиц с упоминанием о выпуске Е. А. Поляковой (Лисовской).
31 Там же. Ф. 7384. Оп. 16. Д. 57; Оп. 18. Д. 671; 1377.
32 Там же. Ф. 3199. Оп. 2. Д. 55, 200, 201.
33 ГМИ СПб РДФ. КП-56202.
Дневник Черновского частично опубликован Л. П. Баклан. Блокадный «Дневник города» // Труды Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Вып. П. СПб., 1997.
35 СПФ АР АН. Ф. 858. Оп. 4.Д. 144.
36 Там же. Д. 145.
Черепний Н. П. Императорское Воспитательное общество благородных девиц. Исторический очерк. 1764— 1914. Т. З.Пг., 1915.
Важным источником стала газета «Публикации по Семиреченской области и Кульджинскому району» , в котором была найдена информация об отце Е. А. Поляковой - А. Н. Лисовском. Касательно сведений о Н. Ф. Лисовском, её
деде, - это, прежде всего, мемуарные источники и исследования, посвященные
г 40
декабристам .
Особо надо выделить журнал «Зелёное строительство», в котором были опубликованы две научные статьи Е. А. Поляковой по истории садово-паркового дела XVIII-XIX вв. , являющиеся продолжением идей, заложенных В. Я. Курбатовым.
Нельзя не отметить статьи, опубликованные в журнале «Вопросы
коммунального хозяйства» , в которых отражены статистические сведения о «зелёном строительстве», новые тенденции в области садово-паркового дела 1920-1930-х годов . Здесь печатали статьи участники кружков благоустройства Института коммунального хозяйства при отделе коммунальной и социальной гигиены и садово-паркового строительства под руководством В. Я. Курбатова . Необходимо отметить статьи архитектора Л. А. Ильина и художницы П. В. Ковальской-Ильиной . Все эти материалы подтверждают важность садово-паркового дела в этот период.
Публикации по Семиреченской области. 9 января. 1871; Публикации по Семиреченской области и Кульджинскому району. № 48. 29 декабря. 1873; Там же. № 13. 31 марта. 1879; Там же. № 11. 14 марта. 1881.
39 Розен А. Е. Записки декабриста барона А. Розена. М, 1900; Он же. Записки декабриста. СПб., 1907;
Басаргин И. В. Записки Н. В. Басаргина. П., 1917; Он же. Воспоминания и рассказы, статьи. Иркутск. 1988;
Горбачевский И. И. Записки, письма. М., 1963; Волконский С. Г. Записки. Иркутск. 1991;<3н же. Записки
С. Г. Волконского. СПб., 1901.
40 Декабристы: справочное пособие. Новокузнецк. 2006; Декабристы: Биографический справочник. М, 1988;
Русский биографический словарь: Лабзина-Лященко. Репринтное воспроизведение. М., 1996; Вершевская М. В.
Места заключения декабристов в бастионах и куртинах Петропавловской крепости // Краеведческие записки:
Исследования и материалы. 1996. Вып. 4. СПб; Декабристы-литераторы. Т. 60. Кн. 2. М.,1956.
Полякова Е. А. Прошлое садово-паркового искусства в Ленинграде // Зелёное строительство. 1936. Сентябрь-октябрь; Она же. Прошлое садово-паркового строительства в XVIII и XIX вв. в Петербурге // Зелёное строительство. 1936. Ноябрь-декабрь.
Петров М. П. Новый вариант будущего города // Вопросы коммунального хозяйства. 1929. № 8. Август; Кияткин П. А. Практическая Коммунальная академия и ее выпуск 1929 г. // Вопросы коммунального хозяйства. 1929. № 7. Июль.
Отчётность и контроль. Коммунальное хозяйство города Ленинграда в 1927/1928 гг. в цифрах // Вопросы коммунального хозяйства. 1929. № 1. Январь. С. 73; Шафран В. И. Зелёные насаждения как жизненно необходимая часть благоустройства города и как отрасль коммунального хозяйства // Там же. 1929. № 9. Сентябрь. С. 86-90; Каврайский В. Д. Парк культуры и отдыха в Ленинграде и его организация // Там же. 1930. № 2. Февраль. С. 41-45
Биншток И. Зелёные насаждения Ленинграда // Там же. 1929. № 8. Август. С. 78-81; Занин Е. П. Дадим рабочему чистый воздух. Ближайшие задачи садово-паркового строительства // Там же. 1930. № 3. Март. С. 17-21.
Ильин Л. А. Зелёные насаждения в Германии // Там же. 1923. № 11. С. 93-102; Он же. Зелёные насаждения в Германии // Там же. 1926. № 1. С. 66-84; Он же. Парк культуры и отдыха в Ленинграде // Там же. 1929. № 9. Сентябрь. С. 67-73; Ильин Л. А., Ковальская-Ильина П. В. Зелёный фонд города // Там же. 1928. № 5. С. 49-56; Они же. К проблеме зелёных пространств в городах // Строительная промышленность. 1929. № 4. С. 357-362; Они же. Архитектура зелёных пространств // Планировка и строительство городов. 1933. №4-5. С. 3-17.
Удалось выявить отзывы о выставке, разработанной Е. А. Поляковой, опубликованные в «Архитектурной газете» (статья под названием «Выставка фонтанов») и в «Ленинградской правде» (статья «Выставка фонтанного искусства» . Автор диссертации использовала также материалы газет «Жизнь
48 ту- 49 -гг 50
искусства» , «Красная газета» , «Ленинградская правда» и журнала «Музей»51.
Отдельную группу справочно-шформационных источников составили адресные книги Санкт-Петербурга и различные справочники . Так, в сборниках «Наука и научные работники СССР» 1920-1930-х годов содержатся краткие сведения о Е. А. Поляковой. В справочнике за 1923 г. указано, что она является хранителем Музея Города, «научная область» - вопросы местного самоуправления, архивное дело . Сборник за 1926 г. кратко отмечает: Е. А. Полякова хранитель библиотечно-информационного отдела Музея Города . Справочник 1934 г. содержит следующие сведения: заведующая библиотекой Музея Города, сфера научных интересов - садово-парковое искусство, вопросы коммунального хозяйства .
Методологической основой диссертационного исследования являются
принципы историзма, научной объективности и достоверности, а также такие
методы исторического исследования, как проблемно-хронологический,
периодизационный, статистический, системный, сравнительный,
ретроспективный, иллюстративный и персонально-биографический.
Научная новизна исследования. В работе впервые предпринят комплексный анализ источников биографического содержания и научно-исследовательской и просветительской деятельности Е. А. Поляковой в области садово-паркового дела. В научный оборот введены ранее неопубликованные и неиспользовавшиеся источники.
Положения, выносимые на защиту:
1. В историографии особое место уделено крупнейшим специалистам -
архитекторам, искусствоведам, представителям высших слоев
46 Коржёв М. Выставка фонтанов // Архитектурная газета. 1936. № 44. 8 августа. С. 4. Власов А. Выставка фонтанного искусства//Ленинградская правда. 1936. № 176. 5 августа. С. 4.
48 Жизнь Искусства. 1919. № 106. 28 марта.
49 Красная газета. 1928. № 143. 22 июня.
50 Ленинградская правда. 1928. № 143. 22 июня.
51 Музей. 1923. № 1.
52 Весь Петербург на 1904 год. СПб., 1904; Там же. СПб., 1909; Там же. СПб., 1910; Там же. СПб., 1911; Там
же. СПб., 1915; Там же. Пг., 1917;Там же. Пг., 1923; Книга памяти «Ленинград. Блокада. 1941-1944». Т. 24. СПб.,
2005; Ленинград. Путеводитель. Л., 1940.
53 Наука в России: Справочник. Данные к началу 1922 г.: Научные работники Петрограда. М; Пг., 1923.
[Вып.З]. С.97.
54 Наука и научные работники СССР. Ч. II: Научные учреждения Ленинграда. Л., 1926. С. 107.
55 Там же. Ч. V: Научные работники Ленинграда. Л., 1934. С. 290.
дореволюционной России, «активным бойцам "культурного фронта"», в 1920-1930-х гг. внесшим неоценимый вклад в дело спасения и сохранения памятников культуры, развитие музейного дела в Петрограде-Ленинграде. К их числу относится и Е. А. Полякова, которая была одним из первых специалистов в области садово-паркового дела. Однако, к сожалению, её деятельность, вклад в развитие музейного дела и градостроительство на сегодняшний день остаются неизученными. Будучи представителем дореволюционной культуры, Е. А. Полякова успешно работала в новых для нее социальных условиях.
-
Значительный отрезок жизни Е. А. Поляковой и, что важнее, период её личного и профессионального становления были связаны с Музеем Города, научная, просветительская деятельность которого были заметны в культурной жизни Петрограда-Ленинграда.
-
Эрудированность Е. А. Поляковой в вопросах музейного, выставочного, экскурсионного дела в дореволюционной России, её познания в области прикладного, практического использования музейных богатств в деле просвещения народа доказывают тот факт, что она была востребованным и известным специалистом не только в Петрограде-Ленинграде, но и в целом в Советской России.
4. Важнейшей стороной профессиональной деятельности Е. А. Поляковой стала её научная и просветительская работа в области «зелёного строительства». Её участие в совместной с Институтом стандартизации и норм, планировочным отделом Ленинградского коммунального хозяйства, Академией Коммунального хозяйства научно-исследовательской работе по вопросам «зелёного строительства» свидетельствует об известности и признанности Е. А. Поляковой как эксперта по вопросам садово-паркового дела. 5. Являясь сотрудником садово-парковой секции Музея Города, Е. А. Полякова уделяла большое место в своей культурно-просветительской работе пропаганде актуальных вопросов «зелёного строительства». Яркой стороной её деятельности в этом направлении стала разработка концепций выставок, как отражавших историческое развитие садово-паркового дела в России и Европе, так и знакомивших зрителей с новыми тенденциями «зелёного строительства», новыми проектами, созданными специалистами Западной Европы и Америки в рассматриваемый в диссертации период времени. В связи с разработкой Генерального плана развития Петрограда-Ленинграда выставки, посвященные вопросам архитектуры, садово-паркового дела, становятся особенно востребованными и популярными среди архитекторов, музейных специалистов, студентов, специалистов по коммунальному хозяйству и жителей города. В этом контексте необходимо отметить, что Е. А. Полякова исследовала садово-парковое дело и выявляла
общее и особенное, а также то, что можно было использовать в СССР, что было
чрезвычайно важно в тот период времени.
Научная и практическая значимость исследования заключается в освещении неизученной деятельности Е. А. Поляковой, посвятившей свою жизнь изучению и пропаганде «зелёного строительства», культурно-просветительской деятельности в этой сфере в Петрограде-Ленинграде 1918-1941 гг., сотрудницы Музея Города, стоявшей у истоков образования нового музея. В силу особой актуальности вопросов «зелёного строительства» и музейной деятельности в это непростое время данная работа может быть полезна и необходима не только историкам, но и музееведам, искусствоведам, ландшафтным архитекторам.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации излагались автором в докладах на научных конференциях: Всероссийская студенческая историко-регионоведческая конференция (СПб., 2007); научно-практическая конференция «Региональная история. Краеведение. Москвоведение» (М., 2009); научно-практическая конференция «История Санкт-Петербурга в генеалогии современных петербуржцев» (СПб., 2012); Всероссийская историко-культурная конференция «Блокада Ленинграда: история города в памяти поколений». (СПб., 2014).
Структура работы. Исследование состоит из введения, трёх глав, разделённых на параграфы, заключения, перечня источников и использованной литературы, приложений.
Этапы профессионального становления ЕА. Поляковой в Музее Еорода (1918 - 1941 гг.)
Сохранилось свидетельство, где написано, что полковник Алексей Николаевич Лисовский «собственных средств для воспитания своих детей в учебном заведении никаких не имеет»118.
7 мая 1886 г. отцу Е. А. Поляковой было направлено срочное письмо, в котором сообщалось, в связи с поступлением его дочери: «не угодно ли будет Вам, Милостивый государь, озаботиться доставлением названной девицы в означенное заведение»119. 24 мая 1886 г. последовал ответ, что Евгения Алексеевна в сопровождении своей матери «отправляется для этой цели в С-Петербург»120. По прибытии в столицу, в Воспитательном обществе благородных девиц, её мать заполнила официальный бланк - форму под заголовком «Подписка при поступлении девицы»: «Я, нижеподписавшаяся, сим удостоверяю, что сентября 2 дня 1886 года, представил [а] в седьмой класс Императорского Воспитательного общества благородных девиц девицу Евгению Алексеевну Лисовскую, родную свою дочь, которую обязуюсь, по окончании ею курса ученья, или при выбытии по какому[-]либо другому случаю из заведения, принять обратно на моё попечение. Вероисповедания она православн[ного]. Жена полковника Лисовского Мария Лукинична Лисовская»121. Так 2 сентября 1886 г. Евгения Алексеевна была зачислена в Императорское Воспитательное общество благородных девиц122 в седьмой класс.
По окончании обучения 28 мая 1893 г.123 ей был выдан аттестат, в котором отмечалось: «При отличной нравственности, оказала успехи в Законе Божьем Примечания. 1) Документы, написанные в орфографии, принятой до орфографической реформы 1917-1918 гг., приводятся в орфографии, установленной этой реформой. Индивидуальные орфографические, пунктуационные, стилистические и т.п. особенности документа сохраняются. 2) Восстановления, исправления и дополнения, сделанные в тексте источника автором диссертации, даются в квадратных скобках. отличные, в русской словесности отличные, в французской словесности отличные, в немецкой словесности весьма хорошие, в математике весьма хорошие, в географии отличные, в истории отличные, в естествоведении весьма хорошие, в педагогике очень хорошие, в рисовании весьма хорошие, в чистописании очень хорошие, в пении весьма хорошие, в музыке очень хорошие. Сверх того она обучалась рукоделиям и танцеванию. При выпуске девиц сея удостоена всемилостивейшаго награждения серебряною медалью большого размера»124. В архиве сохранилась «Подписка при выбытии воспитанницы из заведения», написанная Е. А. Поляковой, в которой речь шла о том, что она забрала из заведения метрическое свидетельство125.
Сразу после окончания Императорского Воспитательного общества благородных девиц, она поступает на «курс наук в классе учительниц французского языка при Санкт-Петербургском Николаевском Сиротском институте», который оканчивает в 1895 г.126. Проучившись здесь 2 года и 6 месяцев, она весьма успешно сдала экзамены: «Девица Евгения Алексеевна Лисовская, дочь Полковника, окончившая курс наук в классе учительниц французского языка ... , при отличной нравственности оказала успехи в теоретическом и практическом знании французского языка отличные, во французской литературе отличные, в практическом преподавании отличные»127. Здесь она получила специальность «преподаватель французской литературы и французского языка в высших учебных заведениях»128. Блестящее обучение и стремление к просвещению указывают на разностороннюю одарённость и целеустремленность Е. А. Поляковой.
В своих воспоминаниях Е. А. Полякова отмечала (без указания даты), что несколько раз была за границей, а именно во Франции в Париже: «первый раз для пополнения знаний. Слушала лекции в Сорбонне по своей специальности»129 на
Е. А. Полякова в совершенстве владела тремя иностранными языками: французским, немецким и английским. Благодаря этому, в 1916 г. она стала работать в английской конторе «Джон М. Сумпер и Ко тенографом-корреспондентом на 3-х языках»132. «По смерти мужа поступила на службу, -вспоминает она, - До поступления изучила стенографию, и, зная три языка, служила в конторе «Джон М. Сумнер и Ко» (Невский, 21) и кроме этого работала на различных съездах, заседаниях, конференциях в качестве стенографа»133.
Сохранилась характеристика о проделанной ею работе от акционерного общества «Джон М. Сумпер и Ко», где отмечалось, что Е. А. Полякова с 16 июля 1915 г. по 1 сентября 1917 г. «занимала место стенографистки-корреспондентки, за всё время своей службы возложенные на неё обязанности исполняла к полному нашему удовлетворению»134.
Она состояла в профессиональном Союзе стенографов135. Поступив в бюро труда своего профсоюза, она исполняла всевозможные стенографические работы: запись заседаний, съездов, лекций и т.п.136
С 17 апреля 1918 г. в «Комиссионной конторе» она занимала должности бухгалтера, секретаря, кассира и переписчицы. В удостоверении записан отзыв о её работе: «Все эти должности Г-жа Полякова исполняла весьма добросовестно и с полным знанием дела. Службу оставляет с 1-го июля с\г (1918 г. - Т. Б.) вследствие сокращения штата по условиям переживаемого времени»137.
После сокращения Е. А. Полякова работала в Центральной библиотеке городского хозяйства138, ею был разработан «Проект разбора и систематизации печатных материалов по городскому хозяйству, находящихся в здании Городской думы» .
Вот как об этом пишет сама Е. А. Полякова: «В 1918 году, будучи послана на работу в Городскую Думу, я в течение трёх месяцев работала по подбору материалов по коммунальному хозяйству совершенно самостоятельно и мною была составлена библиотека для нынешнего Губоткомхоза, когда материал был собран, то в виде библиотеки он был присоединён к Архиву Губоткомхоза, тогда ещё Городской думы, где я и была оставлена в качестве работника при библиотеке. Одновременно в 1918 году, в октябре я была приглашена на работу в Музей Города, где я была назначена заведующей Кабинета документов и печати»140.
Весной 1917 г. из-за недостатка средств дворцы не охранялись, не отапливались, не очищались от снега и т.д. В связи с этим раздавались требования уничтожить культурное наследие прошлого141. Ведущую роль в деле сохранения культурного наследия на рубеже 1917-1918 гг. сыграли Художественно-исторические комиссии (ХИК), работавшие в Зимнем дворце, Царском Селе, Гатчине, Петергофе и др. под руководством В. А. Верещагина, Г. К. Лукомского, графа В. П. Зубова, Ф. Г. Бернштама. Штатными членами ХИК были П. П. Вейнер и А. А. Половцов-младший, экспертами А. Н. Бену а, С. Н. Тройницкий, П. Н. Нерадовский и др.
Эти Комиссии, сформированные еще Временным правительством должны были произвести учёт и осуществить охрану ценностей дворцов Петрограда и пригородов. После Октябрьской революции комиссии оказались единственной
Отечественные архивы. № 1. 2007. С. 1. структурой, занимавшиеся спасением памятников. Руководители комиссий заявляли о том, что они находятся «вне политики»142.
5 ноября 1917 г. в соответствии с распоряжением первого советского наркома просвещения А. В. Луначарского Петроградский военно-революционный комитет предоставил «художественно-историческим комиссиям» особые права и необходимые средства. В январе 1918 г. под руководством комиссий начались ремонтные и реставрационные работы во дворцах и музеях143.
В октябре 1918 г. помещения Аничкова дворца были отданы под Музей Города. Крайне сложно было подобрать сотрудников для музейной работы, не хватало специалистов-искусствоведов. Откликнулись представители русской интеллигенции, которым была не безразлична судьба культурных ценностей144. В их числе была и Е. А. Полякова. Благодаря высокому уровню образования, способности усваивать новые знания, творческому складу личности, она в полной мере была подготовлена к деятельности музейного работника.
Библиотечно-информационный отдел (1922-1928 гг.)
Новая экономическая политика характеризовалась отказом от характерных для военного времени «чрезвычайных» форм быта и постепенным возвращением к традиционной, нормальной стилистике повседневной жизни287. Необходимо подчеркнуть, что интерес к музеям в этот период был огромен. Эпоха нэпа - это время расцвета музеев Петрограда - Ленинграда288.
Восстановление народного хозяйства и первые шаги в деле социалистического строительства привели к оживлению культурной жизни страны. Среди многих задач здесь значительное место занимал вопрос о широкой культурно-просветительской работе музеев. Его решение требовало, с одной стороны, перестройки музейных экспозиций, с другой - развертывания массовой работы по организации и привлечению посетителей289.
В связи с тем, что состояние города и городского хозяйства находилось в катастрофическом состоянии, высококвалифицированные специалисты Музея Города могли принести существенную пользу Петрограду при решении задач строительства и благоустройства, санитарии и гигиены, введения технических новшеств. Для того чтобы привести в порядок жизнь города, необходимы были соответствующие специалисты.
Коллектив Музея Города принимал участие в решении многих проблем городского масштаба. Специалисты Музея проводили консультации в комиссии градостроительства, рассматривали вопросы планировки, застройки города. В 1923 г. городская комиссия по градостроительству была ликвидирована и её функции были переданы в полном объёме Музею Города. Эта комиссия при музее существовала до 1925 г., когда функции её принял на себя созданный в составе отдела коммунального хозяйства подотдел благоустройства, который возглавил Л. А. Ильин290.
С 1922 г. при реорганизации Музея Города образовался библиотечно-информационный отдел, куда были включены отделы административно-организационный и бюро городов, социально-экономический и библиотечный, функционировавшие в начале деятельности Музея как самостоятельные. Новый отдел включал в себя три секции291: организационно-финансовую, научно-справочное бюро и библиотеку.
Первая секция занималась собиранием и систематизацией законодательных, научных трудов, отчётов местных органов, данных по отдельным городам и т.д. В ходе изучения этих документов разрабатывались «дальнейшие пути (теоретически и практически) в деле организации местного управления и коммунального хозяйства»292.
Во второй секции был сосредоточен справочный материал по вопросам коммунального хозяйства СССР, Западной Европы и Америки. Здесь проводились консультации как по теоретическим, так и по практическим вопросам, касающимся организации коммунального хозяйства на местах293.
Значительное развитие получила деятельность секции в области коммунального образования. Наряду с организацией лекций по местному управлению и коммунальному хозяйству, в 1922 г. постановлением Музея Города на научно-справочное бюро была возложена организация курсов по коммунальному хозяйству. Секция, при содействии заведующих отделами Музея
Города, принявшими на себя руководство занятиями по основным областям коммунального хозяйства, организовала курсы по коммунальному хозяйству, которые готовили различные категории коммунальных работников294.
Курсы, просуществовавшие до 1930 г.295, первоначально «носили характер краткосрочных (6-ти недельные, полугодовые), затем, постепенно развиваясь, вылились в постоянное учебное заведение типа высшей школы - Высшие курсы коммунального хозяйства - с четырёхлетним сроком обучения и с тремя отделениями: благоустройства, организационно-экономическим и жилищным. Высшие курсы, состоя в ведении Народного комиссариата внутренних дел по Главному Управлению коммунального хозяйства и Народного комиссариата просвещения по Главпрофобру (Отделу Вузов), помещаются на территории Музея и пользуются всем научным достоянием Музея»296, являющимся для студентов незаменимым учебным пособием297. Курсы переросли в Техникум коммунального хозяйства, потом в Институт коммунального хозяйства, затем в Академию коммунального хозяйства.
Секция давала справки по вопросам коммунального хозяйства, проводила «консультации работающим в Коммунальной Секции Ленгорсовета по обследуемым ими вопросам; по программе втузов по экономике коммунального хозяйства; справки по проектам циркуляров, разрабатываемых Главным Управлением коммунального хозяйства»298. Секция также принимала «участие в составлении пятилетнего плана развития коммунального хозяйства Республики, разрабатываемого Главным Управлением коммунального хозяйства», обеспечивала «привлечение сил других научных и учебных учреждений, работающих в области коммунального хозяйства путём организации Научно-Исследовательского Бюро коммунального дела»299.
Третья секция занималась собиранием, каталогизацией и систематизацией всякого рода печатных изданий общего характера по вопросам местного управления и коммунального хозяйства и учётом специальных по отдельным отраслям коммунальных изданий, имеющихся в библиотеках отделов Музея Города. При библиотеке, помимо общих читальных залов, были специальные кабинеты: организационно-финансовый, статистический и жилищный. Пополнение библиотеки осуществлялось не только путём приобретения изданий и обмена, но и путём собирания материалов главным образом отчётного и статистического характера на местах. Такое собирание библиотека осуществляла при помощи студентов Высших курсов коммунального хозяйства.
Помимо трёх основных секций библиотечно-информационного отдела при отделе экспонировалась постоянная выставка текущей деятельности Ленинградского отдела коммунального хозяйства300. Она была снабжена схемами, диаграммами, чертежами и т.п. и представляла состояние основных отраслей городского строительства Ленинграда. Кроме того, велась работа по Музею в целом, а именно статистика посещаемости, организация экскурсий и т.д.301
На материалах отдела проводились «занятия со студентами Высших курсов коммунального хозяйства, студентами ВУЗ ов и ВТУЗ ов, коммунальными работниками и т.д. При нём работали два научных кружка: по организации местного управления и коммунального хозяйства и по жилищному праву»
Садово-парковая секция (1928-1941 гг.)
В 1920-1930-х годах в СССР наблюдается подъём благоустройства и озеленения городов и населённых мест (зелёные пояса, парки культуры и отдыха, стадионы и т.д.). С этого времени преобразование городов получило широкий размах. Оно включало в себя реконструкцию существующих и строительство новых городов и посёлков городского типа.
Необходимо отметить, что новые тенденции в области садово-паркового дела формировались в конце XIX - начале XX вв. в Европе, Америке и России, поскольку «с ростом городов проявились и их негативные стороны -увеличивающаяся плотность застройки, промышленные загрязнения, усиливающийся разрыв с природным окружением. Всё это привело к необходимости создания озеленённых территорий, призванных обеспечить насаждениями все структурные части города»429. В России развитие новых тенденций в «зелёном строительстве» было прервано революционными событиями. Однако предварительная работа по подготовке проектов урегулирования Петербурга была частично осуществлена в более позднее время, в 1930-1940-х гг., в уже совсем иных социально- политических условиях430.
Вот как описывает период 1920-1930 гг. теоретик и практик садово-паркового дела Б. И. Кохно: «Разработка генеральных планов г. Москвы и г. Ленинграда, которые являлись вкладом в градостроительную науку как первые проекты всесторонней перестройки больших городов. Процесс их разработки, степени охвата практических и научных проблем стали примером комплексного подхода к решению важнейших задач развития городов.
Учёный отмечал, что «огромное значение для осмысления культурного строительства и роли в нём паркового ландшафта имел [и] План монументальной пропаганды (1918 г.), план ГОЭЛРО (1920 г.), план восстановления народного хозяйства (1924 г.), Директивы по составлению первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР (1927 г.), Постановление ЦК ВКП (б) "О работе по перестройке быта" (1930 г.), Материалы дискуссии о соцрасселении (1929 г.), Постановление ВЦИК и СНК РСФСР "Об устройстве населённых мест" (1932 г.)»432, а также Декрет СНК «Об охране памятников природы, садов и парков» 1921 г.433, по которому усадебные сады и парки внутри застройки превращались в элементы благоустройства городов для общего пользования широкими слоями населения.
Работа учреждений культуры всецело была подчинена задаче переустройства и реконструкции всего общественного уклада. Идеи ландшафтного строительства декларировались в дискуссии о социалистическом городе (1929-1930 гг.) и получили развитие в планах реконструкции городов, а также при обустройстве рабочих посёлков при комбинатах, заводах и фабриках.
В 1932 г., после выхода постановления ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций», был создан Союз архитекторов СССР, который возглавил творческое руководство ландшафтным строительством в СССР. В июне 1933 г. вышло постановление ЦИК и СНК СССР «О составлении и утверждении проектов планировок и социалистической реконструкции городов и других населённых мест Союза ССР»434. Согласно этому документу в генеральных планах в числе важнейших проблем города должно было предусматривать создание парковых систем. Генеральные планы стали, в свою очередь, организационной и планировочной базой развития ландшафтного
Начиная с 1931 г. велась разработка Генерального плана г. Ленинграда, утверждённого в 1935 г.435, под руководством архитектора Л. А. Ильина, совместно с В. А. Витманом, В. В. Даниловым, Е. А. Катониным и Л. М. Тверским. Нельзя не подчеркнуть, что Генеральный план 1935 г. был первым планом развития города за всю его историю.436 В 1938-39 гг. Генеральный план переработал архитектор Л. А. Ильин при участии архитектора Н. В. Баранова437.
Как отмечал В. И. Шафран, занимавший в это время должность начальника отдела садово-паркового хозяйства при управлении благоустройства г. Ленинграда, в связи с реконструкцией города, «а отсюда [в связи со] значительным возрастанием зелёного фонда, вопросы правильной эксплуатации зелёных устройств, сохранения зелёного фонда, приобретают актуальное значение. "Зелёное строительство" и хозяйствование в городских зелёных насаждениях является совершенно новой отраслью народного хозяйства, создаваемой в последнее время. Ещё нет опыта, нет учебников, нет писаных книг, по которым практик, работающий в области озеленения, мог бы получить ответы на те или иные вопросы, встречающиеся в его работе; приходится разрешать их самому, иногда беря неправильное направление. Связь в данном случае с научными работниками, хотя бы работающими в смежных областях, принесёт несомненную пользу»438.
Современный теоретик и практик садово-паркового дела С. С. Ожегов об этом периоде пишет следующее: «Первая половина XX в. характеризуется особенно интенсивными поисками новых подходов к архитектуре, градостроительству и ландшафтной архитектуре. Впрочем, в это время, вплоть до Второй мировой войны, ландшафтная архитектура была ещё областью деятельности энтузиастов, не заслужившей пока полного общественного признания»439. К этим энтузиастам и принадлежала Е. А. Полякова, чьи труды в большинстве своём остались неопубликованными.
Особую роль в этих поисках сыграла садово-парковая секция - и её старший научный сотрудник Е. А. Полякова.
Формулируя своё видение проблемы соотношения науки и просвещения в сфере своей профессиональной деятельности, Е. А. Полякова подчёркивала: «Садово-парковый раздел Музея является не только собирателем прошлого и настоящего садово-паркового строительства г. Ленинграда, но проводит научно-исследовательскую работу и для будущего города, для чего необходимо изучение собираемых материалов, и самостоятельные дополнительные исследования, и выводы, отсюда же, вытекает не только показ экспозиции материалов, и предоставление их в общественное пользование»440, но и их объяснение, чтение лекций. То есть секция рассматривается не только как собрание и хранилище музейных экспонатов, но как лаборатория и как аудитория441. Здесь формировалось представление о садово-парковом деле в его приложении к жизни городов, о правильном распределении насаждений и рациональном устройстве садов и парков.
Разработка Е. А. Поляковой вопросов «зелёного строительства» (1918-1941 гг.)
В отзывах очень часто делался акцент на необходимости издания альбома выставки и перевозке её в Москву. Вот что пишет один из посетителей: «Желательно издать аннотированный альбом фонтанов по материалам выставки или смонтировать соответствующие фотонаборы, арх. Улещенко-Сумский»651. На что был написан комментарий сотрудника музея: «Такое издание было бы очень интересно и полезно. 6/VII-36 г. Н.Г.»652.
Следующий отзыв: «Обобщая опыт прошлого, выставка может послужить настоящему и будущему строительству фонтанов. Считаю своевременным и нужным показать выставку в Москве». Ответ сотрудника: «Музей Города имеет в виду отправить выставку в Москву. 6/VII-36 г. Н.Г.»653.
Запись от 22 июля 1936 г.: «По художественной ценности выставка фонтанов является первой, не имеет прецедента»654.
Слушатели курсов садоводов при Московском музее изобразительных искусств оставили следующую запись: «Выставка фонтанов впервые знакомит посетителей наиболее полно с фонтанами в историческом разрезе. Желательно перенесение выставки в Москву, дополнив её экспонатами по садам и паркам или самостоятельно организовать вторую выставку в Москве по садам и паркам, т.к. Москва не видела ни одной выставки по садам и паркам, а также по фонтанам»655. Примечание, оставленное сотрудником музея: «Садово-парковая выставка была в прошлом году в этих же помещениях»656.
Впрочем, не всегда всё шло так гладко. Один из посетителей записал гневную оценку: «Чрезвычайно странно, что не только никаких руководителей, но даже сидящие в комнатах с серьёзным видом охраняющие гражданки разговаривать не желают. Вероятно, очень уж надоели посетители. Должно быть, когда посетителей нет, гораздо спокойнее для них. В.В. 24/VII - 36.г.». На что Е. А. Полякова ответила следующее: «Заметка написана в 6 ч. 15. м. вечера, всё время неотлучно находились и давали объяснения экскурсоводы. В момент изложения этой заметки в соседней комнате давались объяснения посетителям»657.
Но такая оценка экспозиции - исключение. Большинство увидевших её уходили удовлетворенными. В этом плане показателен отзыв о работе непосредственно Е. А. Поляковой: «Остался доволен выставкой "История фонтанного искусства". Ознакомился, благодаря внимательному отношению к своему делу старшего научного сотрудника т. Поляковой, достаточно подробно и ясно с системой действия Петергофских фонтанов, Версаля и архитектурой фонтанов Испании, Италии и других стран. А.К. /студент Ленинградского горного института/25/VII. »658.
Вот ещё один восхищённый отзыв: «Впервые приходится видеть в таком колоссальном количестве сосредоточенные в виде выставки экспонаты искусства и красоты в устройстве фонтанов. И если не для всей массы посетителей экспонаты её явятся живым и одухотворённым искусством, то для людей, соприкасающихся с архитектурой и искусством современного социалистического строительства городов СССР вообще, в частности в эпоху социалистической реконструкции нашего Ленинграда, эта выставка несомненно заронит не одну идею для проведения фонтанного искусства в жизнь. A.M.»659.
Техник по садоустройству записал следующее: «Выставка фонтанов -первое достижение в области популяризации методики и техники садоустройства. Необходимость устройства подобных выставок совершенно очевидна, если учесть, что наши города должны быть наиболее красивыми и наиболее благоустроенными городами в мире и освоение культурного наследства является нашей главнейшей задачей. По продуманности, глубине и законченности выставка фонтанов является совершенно исключительной. Для более полного и детального отзыва необходимо ещё несколько раз посетить выставку»660.
В отзывах отмечаются редкость материалов, представленных в экспозиции, и большой интерес к экспозиции: «Выставка фонтанного искусства, несомненно, представляет исключительную ценность для развития нашего архитектурного] строительства и быстро возникающих парков Культуры и Отдыха в СССР»661.
«Хочется отметить большую любовь и аккуратность в подборе материалов по истории фонтанного искусства. Масса очень редких экспонатов. Лично, не являюсь специалистом, с огромным удовольствием осмотрел выставку. Осталось прекрасное впечатление»662.
«Выставка представляет редкий и большой интерес. Это интереснейшее и весьма актуальное начинание. Желательно максимально развивать и дальше научно и организационно, т.е. популяризировать выставку по Союзу, главным образом в Москве, где к ней проявят громадный и активный интерес широкие круги специалистов-архитекторов и людей близких специальностей. Всё это тем более важно при нашей большой скудности в литературе и научных изданиях по этому вопросу. Желательно воспроизведение экспонированного материала в печатных изданиях»663.
Из всего этого можно заключить, что выставка «Фонтанного искусства» в Петергофе пользовалась популярностью у публики.
Выставки, организованные Е. А. Поляковой, были основаны на огромном количестве, планов, чертежей, диаграмм, фотографий, гравюр, литографий, картин. Они были весьма своевременны и достаточно полно отражали процессы исторического развития садово-паркового и фонтанного искусства.
В 1930 г. в ходе реорганизации Музея был образован сектор массовой работы. При нём сформировалась секция организации кинопостановок и выставок в рабочих районах и области664. И уже в 1935 г. Е. А. Полякова, окончив фотокино курсы665, написала сценарий фильма «Зелёный город», идея которого заключалась в пропаганде как экологической, так и эстетической значимости зелёных насаждений.
Фильм предполагалось составить из двух частей. В первой части рассматривалась бы неравномерность в распределении зелёных насаждений между центральными районами и окраинами города. Близость заводов к жилым районам снижала уровень жизни. Дети также были лишены зелени. А в центре города сады с цветниками и фонтанами, скверы, бульвары распределялись довольно равномерно666.
Далее описывается, что в дореволюционное время рабочие жили в тесных окраинах, лишённых зелени, с отравленным ближайшими фабриками и заводами воздухом. Сады и парки располагались в центральных частях города и были недоступны для них. Дачные местности использовались только имущими классами.
Во второй части сценария пропагандировалось развитие зелёных насаждений. Так, с началом реконструкции городов «окраины города изменили своё лицо, началось строительство новых фабрик, жилищных районов, появились на окраинах сады, парки, скверы, детские площадки, стадионы»667. Далее с пониманием важности зелёных насаждений происходят изменения в эстетическом облике фабрик, где заводские дворы утопают в зелени. В школах создаются огороды, цветники, уголки природы. Е. А. Полякова пишет: «Озеленением пронизывается насквозь весь город. Жилой район изменил свой вид, вместо узких дворов колодцев с застойным воздухом - широкие прекрасные перспективы, с
Для ограниченного пользования - зоопарки, ботанические сады, сады больничные, школьные, при научных учреждениях, на водопроводных станциях, вокзалах, при банях и т.д., охранные зоны, защитные зоны (от холодных ветров, от песка), насаждения на кладбищах, резервы и заповедники, питомники.
Е. А. Полякова подчёркивает, что вся система озеленения населённого пункта должна быть единой и связанной с зелёными массивами за городом при помощи озеленённых магистралей, пешеходных аллей, бульваров, парковых дорог.
По сценарию планировалось снабдить фильм показом всей схемы зелёных насаждений города по карте Ленинграда, аксонометрическим планом постройки новых рабочих посёлков с распределением на промышленную, жилую, бытовую и защитную зоны.