Введение к работе
Актуальность темы.За последнее время опубликовано немало работ но Мидии Атропатене и Кавказской Албании,-где поднимаются вопросы территории и населения,хозяйства и торговли,а также социальных этношений и культа.Однако остается в тени духовная культура,т.е. зсе то,что олицетворяет взаимопроникновение материального производства и духовной жизни античного Азербайджана.
Основные критерии или отличительные признаки культуры находят зтражекие как в языке,так в нравах и'обычаях,мифологии,правовых. юрмах,а также религиозных воззрениях,игравших ведущую роль в ідеологии изучаемого времени.При таком подходе изучение духовной сультуры приобретает важное научное значение.
Научная новизна.Изучение письменных источников и археологи-іеского материала позволяет выявить основные стороны культуры ізербайджана античного времени.Проливая свет на исторические ірцессн общества в сфере материального производства и духовной :изни,представленная диссертационная работа являет собой первую юпытку осмысления зеего накопленного по истории античного Азер-айджана.т.е.всего того,что известно по сообщениям античных ав-оров и археологическом;/ матерладу,относящемуся в одинаковой тепени к Мидии Атропатене и Кавказской Албании.Именно взаимо-роникновеняе и взаимозависимость в культурных процессах этих вух отмеченных античними авторами образований, находившихся под лиянием и Запада и Востока,позволили сказать новон слово о мате-лальных и духовных достижениях древнеазербайдаанского общества античную эпоху.
Письменные источники и археологический материал,взаимодоіюлняя руг друга,позволяют выявить панораму становления и развития гстнкх традиций,а также нарисовать картину и тесных и широких
контактов античного Азербайдаана-Мидаи Атропатены и Кавказской;, Албании с близкими и далекими странами.
Методология,источниковедческая база и хронологические рамки. Изучение духовной культуры Азербайджана античного времени всецело зиждется на уникальных сообщениях- древнегреческих и латинских авторов и на богатом археологическом материале,открывающем широкую перспективу дальнейшего объективного осмысления сложных исторических процессов.Без это предполагает определенные трудности, связанные с реалиями источниковедческой базы с методологических позиций диалектического и исторического материализма.Дело в том, что специфика культурного развития Мидии Атропатены и Кавказской Албании изучена не одинаково,хотя и данные письменных источников и археологический материал позволяют представить культурное взаико проникновение на изучаемой территории более или менее рельефно. Диссертация охватывает период истории античного Азербайджана со времен появления Александра Македонского на Востоке и новщс веяний,когда усиливается влияние эллинизма,вплоть до образования сасанидского государства,вобравшего Азербайджан в с^еру ухе новых культурных контактов,т.е.от П в.до н.э. до IL в.н.э.По мере необходимости автор акцентирует внимание на основополагающих вопросах материальной и духовной культури,связывакщлх античный Азербайджан с другими странами.
, Практическая ценность диссертационной работы состоит в том, что она может быть использована как основа для создания обобщающих работ по истории античного Востока,в том числе может помочь преподавателям спецкурсов .и лекций по истории духовной культуры Азербайджана ІУ в.до к.э.-Ш в.н.э.
Диссетациоиная работа состоит из введения ,се;.',и гл.т и заключения,приведен список источников и исторической литературы .
Введение.
В вводной частії упомянуты труда древнегреческих и латинских
авторов,а также работы, по священные археологическим раскопкам,
{роме источников,из которых черпались сведения о духовной жизни,
зазваны оубликованные за последние десятилетия обобщающие иссле-
цсвания,облегчавшие осгшсление г упорядочение проблемы материаль
ной и духовной культуры античного Азербайдаана-Мндии Атропатены
и Кавказской Албании. ,