Введение к работе
Актуальность темы. В современных условиях вопросы формирования личности нового социального типа, обладающей высокими моральными качествами и общечеловеческими ценностными ориентирами, являются актуальной задачей, ибо они непосредственно связаны с коренными преобразованиями в сфере материальной и духовной жизни общества.
Мировоззрения человека зависит от его духовно-созидательной деятельности. Отсюда вытекает необходимость формирования мировоззрения, поиска путей решения нравственных проблем, накопившихся в современном обществе.
Формирование личности человека происходит в процессе усвоения социокультурного опыта: "по каналам социального наследования происходит передача духовного богатства предшествующих поколений, его синтезирование с результатами духовного производства современной человеку действительности. Происходит' не просто информационное усвоение культуры прошлого и настоящего, но и преобразование культурного и художественного опыта в собственное духовнее состояние".
. Изучая социально-культурные изменения в советском обществе, иакно выявить механизм этого процесса, определить в нем роль всех институтов, занятых вопросами воспитания (в т.ч. культурно-просветительных учреждений), как средства, обеспечивающего целенаправленное приобщение людей к общечеловеческим культурным и. нравственным ценностям.
Анализируя деятельность культпросветучреждений, важно учитывать их социальное назначение и функции - образовательную, воспитательную, организацию досуга, которые тесно взаимосвязаны. Культпросветучреждения призваны содействовать повышению общего культурного уровня людей , поскольку каждый человек может и должен постичь меру своей ответственнгос-
Роль духовной культуры и искусства в формировании мировоззрения личности / Сост. А.С.ыигунов / - М.: Знание, 1986.
ти в современной жизни, произвести переоценку ценностей и жизненной ориентации, обращаясь к искусству, несущему в себе суммарный интеллектуальный заряд цивилизации. Роль культ-просьетучреждзний в этом, их ответственность велики.
В настоящее' нремя каждому совремэнному человеку предстоит осознать меру своей ответственности за судьбы общества. Совращенное общество сегодня нуждается в личности образованной, .убежденной и вместе с тем активной, постоянно ищущей и умеющей жить и,работать в условиях демократии, хозяйственной самостоятельности трудовых коллективов, в об-, становко экономической, социальной ответственности за всю страну вообще и в частности за самого себя.
Решение этого вопроса, его эффективность во многом зависит от изучения, анализа и использования опыта культурно-просветительной работа, осуществляемой а предшествующие (особенно в последние два десятилетия) годы,
Выбор хронологических рамок. Хронологические рамки ис
следования ограничены 70-80-ми годами. Этот период, по мне
нию автора, наиболее симптоматичен и отмечен расширением
сети культурно-просветительных учреждений республики, неко
торым укреплением их материально-технической базы, увеличе
нием числа специалистов в отрасли, определенными сдвигами
в культурной жизни.Узбекистана. Вместе с тем застойные явле
ния, имевшие место в экономике и социально-культурной сфе
ре, не могли не сказаться и на деятельности учреждений куль
туры. '.'."
Целью данного исследования стало определение роли культурно -просветительных учреждений.республики Узбекистан в развитии духовной культуры населения республики в 70-80-е годы.
В соответствии с поставленной целью автором были решены следующий исследовательские задачи:
- раскрыть сущность и специфику социально-экономических условий развития.Узбекистана, оказавших влияние на деятельность культурно-просветительных учреждений но формирований духооного потенциала населения'рпснугілиіш;
-показать' количественные И качестчепнно нэкенония,
происшедшие в деятельности культурно-просветительных учреж
дений в годы исследуемого периода; ' .
поучить состояние и уровень материалыю-тахничоского развития культпросветучреждений;
исследовать состояние системы образования и подготовки кадров для системы культпросвегработы;
выявить и охарактеризовать основные направления развития нових форм культурно-просветительной работы;
проанализировать состояние .и развитие самодеятельного творчества трудящихся как важнейшего фактора в формирово,-нии духовной культуры человека; '. '
определить роль культурно-просветительных учреждении в утверждении новых обрядов, традиций, ритуалов.
Степень изученности проблемы, В литературе о культуре духовная сфера, ее структура рассматриваются в различных подходах. С одной стороны, процесс развития духовной сферы, анализируется сквозь призму общественного сознания, с другой" стороны, - череп области духовной сферы, с третьей - через духовные потребности общества, с четвертей - через духовную деятельность людей. Каждый из втих подходов имеет свои достоинства, т.к. в конкретной постановке «опроса анализирует сущность и содержание понятия "духовная жизнь".
Многие исследователи справедливо полагают, что изуч< -ние духовно/] сферы может и должно осуществляться в контексте экономической, политической и социальной сфер. В некоторых работах понятия "духовная жизнь" и "духовная сфера"рассматриваются как идентичные. Однако, есть и такие работы,^ где духовная сфера определяется как целенаправленно организуемая обществом жизнь людей, а духовная жизнь - как стихийное распределение ценностей.
Историки, специалисты в области культурного строительст-
См., напр.: Р о ж и к а' В. П. Введение в марксистскую социологию. -Л., УЛ2. ".
См.,-напр.: Ум є д о її А. К. Духовная жиань в оЗщестее. - М., 1УЬ0.
ва обращали внимание как на общие, так и конкретно-частные аспекты культуры. Авторы показали диалектику развития, сближения, взаимодействия и взаимовлияния.национальных культур, раскрывая культурологические вопросы в тесной взаимосвязи с организацией культпросветработы, управления и финансирования учреждений культуры. Здесь же и вопросы подготовки кадров культурно-просветительной работы.
В другой группе работ вопросы деятельности культурно-просветительных учреждений показываются историками на фоне конкретно-исторической обстановки. В этих работах, изданных в оскозном до перестройки, показываются "успехи" и "достижения" советской культуры (в т.ч. и в Узбекистане), которые
См.: А о нольдов А. И. Культура и современность. -
м., 19<3; Лукин Ю. А. Ленин и теория социалистическо
го искусства. - М.д 1973; Акилов К. А., Рахим -
б а б а е в а Т. Р. Сближение и взаимодействие культур со
ветских социалистических наций // Общественные науки ь Уз
бекистане. -1974. -J? II; А р н о л ь д о в А. .И. Социа
листический образ жизни и культура. - М., 1976; Верди-
е в III., Б а д а.л о в У. Учреждения культуры и эстети
ческое воспитание трудящихся. - Ташкент, 1984; Ко то -
к е к о в Г. Г. Художественная культура народностей СССР.-
Диалектика развития. - М., 1984; и др. ,
См.:Красильников Ю. Д. Учреждения культуры -опошые базы партийных: комитетов. - М., 1974; Боло т -ни'ков И. 1Ґ. Научное направление культурно-просветительными учреждениями.. - Ы., 1976; Красильни-к о в Ю. Д; Партийное руководство учреждениями культуры. - М., 1979; С у н и к В. В. Материально-техническая база и обеспечение учреждений культуры. - И., 1980; А н г а -пов С.,Герштейн А. Управление культпросветуч-режденияни - на уровень новых задач. - М., 1986; Роль культурно-просветительных учреждений в активизации человеческого фактора / Сб. тр. - Ташкент, 1987.
См., напр.: Совершенствование подготовки кадров культурно-просветительной работы / Сб. тр. - Л., 1983; и др.
См., напр.: Сангило'в Н. Роль свободного времени в духовном развитии трудящихся республики //Общественные науки в Узбекистане. -1975. -№ I; У к р а и н ц е в В. В. КПСС - организатор культурного строительства и период развитого социализма. - М., 1975; Махмудов Т. Н., Юсупов Э. й. К вершинам духовного прогресса. Очерк о развитии социалистической культуры УзССР. - Киев, 1981; Каримов Р. А. Партийное руководство развитием культури Узбекистана. - Ташкент, 1962; и'др.
стали, благодаря "мудрой деятельности КПСС", "партийному руководству культурой", ста "исследовательская" казуистика стала лейтмотивом практически всех историческчх сочинений данной проблематики.
Много работ было посвящено проблемам искусства, роли музеев и театров, праздников и обрядов"* в культурной жизни страны и республики. Наряду со многими положительными выводами, работы содержат и ряд неправильных формулировок,.оценок (например, в отношении "общенародных" и "нациованьных" праздников ), что, в основном, стало благодаря конъюнктурному подходу х проблемам культурного развития (равно как и н ' других направлениях научно-истерической шели).
Вопросам организации клубной работы посвятили свои исследования П.М.Барский, В.В.Водопьянова и другие исследователи. В.А.Разумный рассмотрел проблемы эстетической дея-
См., напр. :Ладыгина А, Б., Г р и н и н Б. В. Искусство в системе духовных ценностей. -М., I9S6; Роль духовной культури в искусстве в формировании мировоззрения . личности / Сост. А.С.Мигунов. - М., 1986; Социализм и проблемы культуры. - М., 1987;. и др.
См., напр.: Ш а р с е в И. Г. Театр народных масс. - М., ІУ78; Культпросветрабста: Опыт. Проблемы. Перспективы. -М,, І98Б; Р у б б . А. Пока занавес закрыт. - М., 1987; Косова И. М. Цузеи в культурной жизни края. - М.-, 1989; и др.
См.: Б е л о у с о в Я. П. Праздники старые и.новые. - Алма-Ата, 1974; Г е н к и н Д, М. весовые'праздники. -М., 1975; М а э а е в А..И. Праздник как социально-художественное явление. - М., 1978; Косухина Л. И. Становление новой обрядности в Узбекистане. - Ташкент, 1987; Н и г а й С Л. Развитие социалистической обрядности как фактора совершенствования межнациональных отношений в условиях обновления социализма // Общественные науки в Узбекистане. -1990. -№ 2; и др.
См., напр.: Белоусов Я. П. Указ. раб.
См.: Барский П. М. Организационные основы деятельности клубов по интересам и любительских объединений. - М., 1983; Водопьянова В. В. Работа клубных учреждений по формированию общественной активности тружеников села. - М., 1983; а также - Б у з л я к о в Н. И., С т у -и а и о в 11,' И. Планирование развития отраслей культуры. -М., 1971; Некоторые тенденции культурно-просветительной деятельности (На материалах клубных учреждений,). - М., 1.984: Очерки о клубной работе / Сост. Л.К.Воробьев, В.Н.Гвгин, - №., Т987; и др.
гєльности клубных учреждений.
Появились работы, под тем или иным углом зрения рассматривающие 'вопросы культурного развития села.
В целом историками проводилась большая исследовательская работа по изучению вопросов культурного развития.
Вместе с тем следует отметить, что практически все перечисленные выше работы рассматривали деятельность культурно-просветительных учреждений.как Позитивно-прогрессивное явление в общественном развитии, замалчивая те минусовые стороны, которые имелись в предшествующие годы и во многом мешали их качественной и эффективной работе. Это обстоятельство повлияло на выбор тематики и определение содержания данного диссертационного исследования.
Методологической основой исследования явился марксистский принцип историзма, объективности истории, новый подход к имеющейся научной литературе, критическое переосмысление правительственных документов и архивных материалов дают возможность, всесторонней оценки культурно-просветительной работы в рассматриваемые годы, показ положительных и отрицательных моментов.
Источниками для написания диссертации стали фонды Центрального Государственного Архива Республики Узбекистан (Фф. 2124, 2467, 2521, 2653, 29В7); текущего архива Республиканского научно-методического центра; Госархива Ташкентской области (Ф. 942); архива Ташке и такого областного управления культуры; архива Министерства культуры республики.
Автором привлечены материалы центральной республиканской и периодической печати, статистических сборников и сборников документов, а также общая литература по проблемам
См.: Разумны й В..А. Эстетическая деятельность клуба. - М., 1988. ,'..
См.: Эштухтаров X. Культура села Узбекистана. -Ташкент, 1977; Культура быта села на подъеме / Отв. ред. И.М.Исаииддинов. - Іашкент, 2981; Сагайдачная 3. А. и др. КПСС и культурное преобразование села. - М., 1981; Яремченко Б. П. Культурные преобразования села в современных условиях (Некоторые методологические проблемы кооперации учреждений культуры). - Киев, 1984;и
ЯР-
культуры и культпроснетработы.
Научная новизна и практическая значимость работы. Данное диссертационное исследование содержит в себе развитие научной мысли о путях, содержании и формах деятельности культурно-просветительных учреждений.
В работе предпринята попытка раскрыть специфику социально-экономических предпосылок, оказавших влияние на деятельность культпросветучревдёний Узбекистана в 70-80-е годы, показать факторы, обеспечившие действенность их деятельности, а также те качественные сдвиги, которые способствовали духовному развитию трудящихся республики.
Исследуя поставленную проблему под современным углом зрения, автор стремится к объективному показу деятельности культурно-просветительных учреждении, показывая, наряду с имеющимися положительными моментами, и целый ряд недостатков, которые сказывались на деятельности многих учреждений культуры, в т.ч. и культурно-просветительных.
Практическая ценность работы заключается з том, что материал диссертации может быть использован при создании обобщающего труда о развитии культуры Узбекистана, при чтении лекционных«курсов по историй культуры республики.
Апробация работы. Диссертация обсуждена на совместном заседании кафедры истории СССР, кафедры культурно-просветительной работы и кафедры режиссуры массовых представлений и народного творчества Ташкентского Государственного инстиг тута культуры им.А.Кадыри.
Узловые вопросы темы диссертации' были изложены на конференциях профессорско-преподавательского состава ТашГИК им.А.Кадыри (І980-І99І гг.).
Основные положения диссертации отражены в публикациях
автора. ; . . ,../.''
Структура диссертации. Она состоит из введения, Двух глав и заключения. Структура работы определена ее целями, задачами и характером. В конце работы представлен список использованной литературы-и источников.