Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Черносотенные организации в Сибири, 1905-1917 гг. Бузмаков, Евгений Леонидович

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бузмаков, Евгений Леонидович. Черносотенные организации в Сибири, 1905-1917 гг. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02.- Томск, 2000.- 243 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-7/227-5

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Образование черносотенных организаций в Сибири (1905 - июнь 1907 гг.) 25

1.1. Предпосылки образования правых организаций в Сибири 25

1.2. Организационное оформление черносотенных организаций 47

1.3. Программные установки сибирских монархистов 65

Глава II. Черносотенные организации Сибири во второй половине 1907-1911 гг 78

2.1. Расширение черносотенного движения в Сибири во второй половине 1907-1911 гг. 78

2.2. Развитие программных положений крайне правых 95

2.3. Политическая и общественная деятельность черносотенцев во второй половине 1907-1911 гг 112

2.4. Взаимоотношения монархических союзов с местными органами государственной власти и епархиями Русской Православной Церкви. 136

2.5. Внутрипартийная деятельность и политическая культура сибирских черносотенцев 150

Глава III. Сибирские черносотенцы в 1912 - 1917 гг 164

3.1. Кризис черносотенно-монархического движения в предвоенный период (1912 - 1914 гг.) 164

3.2. Основные направления деятельности сибирских монархистов в 1912 - 1914 гг 182

3.3. Сибирские черносотенцы в годы первой мировой войны 200

Заключение 216

Список использованных источников и литературы 221

Приложения 232

Введение к работе

Актуальность темы. Модернизация российского государства, начавшаяся в середине XIX века, значительно изменила облик страны. Экономические преобразования, изменение социальной структуры общества, реформирование судебной системы, местного самоуправления и образования прочно поставили страну на путь индустриального развития. В начале XX века реформированию подвергся наиболее сложный общественный элемент - политическая система общества, трансформация которой должна была стать завершающим этапом модернизации российского общества. Результатом государственно-правовых изменений начала столетия стало изменение формы государства, государственных органов и институтов, конституционное закрепление прав и свобод подданных Российской империи, появление системы политических партий и независимых средств массовой информации.

Система политических партий, сложившаяся в России в начале века, предоставила возможность большой части российского общества оказывать влияние на политику государства. Костяк партийной системы составили легально и нелегально действовавшие организации - Российская социал-демократическая рабочая партия, Партия социалистов-революционеров, Конституционно-демократическая партия, Союз 17 октября, монархические организации.

В настоящее время особый интерес исследователей вызывает деятельность черносотенных организаций, представлявших собой массовые политические организации и выражавших интересы значительной части российского общества. Черносотенные союзы, появившиеся в период первой русской революции оказались той политической силой, которая сумела привлечь в свои ряды большое число людей никогда прежде не интересовавшихся политикой и не участвовавших в политической жизни страны.

Кроме того, в российских регионах с преобладающим русским населением, монархические партии зачастую оказывались единственными политическими объединениями, в рамках которых могла осуществляться легальная политическая деятельность. К таким регионам относится и Сибирь, где правые партии занимали ведущие позиции в политической системе сибирского общества.

Историография проблемы. История черносотенных организаций Сибири достаточно слабо исследована по сравнению со степенью изу-

ценности, как центральных монархических организаций, так и сибирских политических партий либеральной и социалистической направленности. Черносотенные организации России подробно рассматриваются в работах С. А. Степанова, И. В. Нарского, Ю. И. Кирьянова, В. В. Ко-жинова и других авторов'. Полный анализ исследовательской литературы о правых партиях и организациях представлен в статье «Обзор литературы о правых партиях и организациях в России в 1905 - 1917 гг.», опубликованной в сборнике документов и материалов «Правые партии»2. История сибирских политических организаций либеральной и социалистической направленности исследована в работах советских историков и сочинениях О.А. Харусь, М. В. Шиловского и других авторов3.

Деятельность сибирских черносотенных организаций до конца 1990-х годов практически не подвергалась серьезному научному анализу. До революции 1917 г. партийная публицистика кратко затрагивала отдельные злободневные вопросы развития черносотенного движения в Сибири. В 1920 - 1960 гг. в свет вышло несколько работ, кратко касавшихся истории монархических союзов. Статьи В. И. Шемелева, А. А. Ансона, Н. Н. Яковлева, коллективная работа Г. П. Вейсберга и И. С. Воробьева в общих чертах рассматривали погромное движение в Сибири вне связи с историей черносотенных партий и союзов4.

В 1960 - первой половине 1990-х гг. история сибирских монархических партий была затронута в связи с изучением других политических организаций Сибири. О монархистах упоминается в сочинениях И. Г. Мосиной, В. М. Самосудова, Г. А. Порхунова, В. П. Зиновьева, А. Е.

1 Степанов С. А. Черная сотня в России. 1905- 1914 гг. М., 1992.; Нарский И. В. Револю
ционеры справа: черносотенцы па Урале (1905 - 1916 гг.) Екатеринбург, 1994.; Кирьянов
Ю. И. Правые партии накануне и в февральско-мартовские дни 1917 г. //1917 год в судь
бах России и мира. Февральская революция: от новых источников к новому осмысле
нию. М., 1997.; Кожинов В. В. «Черносотенцы» и революция. М., 1998.

2 Обзор литературы о правых партиях и организациях в России в 1905 - 1917 гг. // Правые
партии. 1905 - 1917. Документы и материалы. М., 1998. Т. II. С.
724 - 744.

3 См. напр. История Сибири. Т. III. Новосибирск, 1969.; Харусь О. А. Либерализм в Си
бири начала XX века: идеология и политика. Томск, 1996.; Шиловский М. В. Обществен
но-политическое движение в Сибири второй половины XIX - начала XX века. Либералы.
Новосибирск, 1995.

4 Шемелев В. И. Барнаул в 1905 - 1906 гг. // Сибирские огни. 1925. № 4-5.; Ансон А. А.
1905 год в Красноярске // Сибирские огни. 1923. № 4-5.; Яковлев Н. Н. 1905 год в Иркут
ске // Труды московского историко-архивного института. М., 1954. С. 75 - 165.; 1905 год в
Сибири/Под ред. Г. П. Вейсберга. И. С. Воробьева и Г. М. Пушкарева. Новониколаевск,
1925.

Плотникова, Ю. П. Родионова, А. П. Толочко1. Эти работы, затрагивавшие проблемы черносотенства фрагментарно, могли дать только поверхностное представление о существовании в Сибири правых партий.

Только в последнее время в свет вышло несколько сочинений посвященных непосредственно деятельности черносотенных партий и союзов. Такими работами стали статьи М. В. Шиловского, С. В. Макарчу-ка, монография А. П. Толочко, защищена кандидатская диссертация М. В. Станковой2, которые в значительной степени ликвидировали пробел в изучении истории черносотенного движения в Сибири. В частности, исследователи достаточно подробно рассмотрели развитие сибирского черносотенства в Западной Сибири, кратко осветили деятельность монархистов в Восточной Сибири, основные направления деятельности правых в период расцвета черносотенного движения в 1907 - 1911 гг. Кроме того, в работах С. В. Макарчука и М. В. Шиловского были поставлены проблемы исследования места и роли черносотенцев в деятельности органов местного самоуправления, политической культуры членов сибирских правых организаций.

Тем не менее многие проблемы истории сибирских черносотенных организаций остаются спорными,либо вовсе неизученными. К таким проблемам можно отнести: процесс образования черносотенных организаций и его взаимосвязь с погромным движением в Сибири, основные

' Мосина И. Г. Формирование буржуазии в политическую силу в Сибири. Томск, 1978.; Самосудов В. М. Революционное движение в Западной Сибири (1907 - 1917 тт.) Омск, 1971.; Порхунов Г. А. Политические партии и городские демократические слои населения Сибири в общественно-политическом движении. 1905 - 1914 гг. Дисс. на соиск. уч. ст. док. ист. наук. Омск, 1994.; Зиновьев В. П. Об октябрьских событиях 1905 г. в Томске // Революция 1905 - 07 гг. и общественное движение в Сибири и на Дальнем Востоке. Омск, 1995. С. 80-93: Плотников А. Е. Организация политических партий в Сибири в период 1 российской революции 1905 - 1907 гг. (Перечень и предвыборный анализ) // Проблемы классовой борьбы и общественного движения в Сибири в дооктябрьский период. Омск, 1992. С. 96- 114.; Родионов Ю. П. Либеральная и монархическая пресса в Сибири. 1907-1914 гг. (Условия и особенности функционирования) // История общественных движений и политических партий России. Томск, 1993. С. 43 - 48.; Толочко А. П., Политические партии и борьба за массы в Сибири в годы нового революционного подъёма. 1910-1914 гг. Томск, 1989.

- Шиловский М. В. Чсрносотенно-монархическое движение в Сибири начала XX века // Вопросы истории Сибири XX века: Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. М. В. Шиловского. Новосибирск, 1999. С. 16 - 37.; Макарчук С. В. Городское самоуправление в Сибири: сферы влияния либералов и монархистов в начале XX века // Проблемы истории местного самоуправления Сибири копна XVI -XX вв. Новосибирск, 1999. С. 213 - 217; Толочко А. П. Черносотенцы в Сибири (1905 - февраль 1917 гг.). Омск, 1999.; Станкова М. В. Черносотенно-монархическое движение в Западной Сибири в 1905 - 1917 гг.: Дисс. на соиск. уч. ст. канд. ист. наук. Омск, 1999.

направления деятельности правых партий в первый период их деятельности, программные установки монархистов в 1905— 1907 гг., развитие правой периодической печати, особенности взаимоотношений черносотенцев с местными органами государственной власти и епархиями Русской православной церкви, участие черносотенцев в местных выборах и работа в органах местного самоуправления, внутрипартийная деятельность, особенности политической и правовой культуры членов правых партий, экономическая, образовательная и воспитательная работа монархистов, причины и формы проявления кризиса черносотенного движения в предвоенный период и годы войны, деятельность монархистов в годы первой мировой войны, история черносотенных организаций в Восточной Сибири.

Цель и задачи работы. Целью работы является реконструкция истории черносотенных организаций в Сибири и определение их места и роли в общественно-политической жизни Сибири начала XX века. Цель предполагается достичь посредством решения следующих задач:

  1. Изучить причины и факторы образования монархических организаций в Сибири;

  2. Проанализировать деятельность сибирских черносотенцев в 1907 -1911гг.;

  3. Исследовать развитие черносотенного движения в предвоенный период и годы войны;

  4. Разработать и обосновать периодизацию истории черносотенных организаций Сибири.

Для решения поставленных задач предполагается осветить следующие вопросы: формирование право-монархического движения в Сибири; особенности развития черносотенных организаций в период первой русской революции; развитие черносотенного движения в послереволюционный период; структуру и численность сибирских монархических организаций; основные направления деятельности черносотенцев; особенности политической и правовой культуры членов монархических организаций; причины и характер кризиса черносотенно-монархичес-кого движения в предвоенные годы, основные направления работы крайне правых партий в 1912- 1917 гг.

Объект исследования. Общественные отношения, связанные с построением политической системы общества и входящей в нее системы политических партий в Сибири в период проведения государственно-правовой реформы начала XX века.

Предмет исследования. Деятельность черносотенных организаций Сибири как составной части политической системы общества.

Территориальные пределы исследования включают в себя Тобольскую, Томскую, Енисейскую, Иркутскую губернии, Акмолинскую, Забайкальскую и Якутскую области в соответствии с административно-территориальным делением Российской империи начала XX века.

Хронологические рамки исследования. Хронологически работа охватывает весь период существования черносотенных организаций в Сибири с октября 1905 г. по февраль 1917 г., что позволяет исследовать историю правых партий на всем протяжении их существования. Этот период можно разделить на 3 основных этапа:

  1. этап. 1905 г.-начало июня 1907 г.-генезис черносотенного движения: образование самостоятельных монархических союзов и отделов центральных монархических организаций. Период характеризуется определённой самостоятельностью сибирских монархистов.

  2. этап. Июнь 1907 г. - 1911 г. -расцвет черносотенного движения в Сибири. Характеризуется большим количеством разнообразных монархических союзов, включением этих союзов в общую структуру право-монархических организаций России и связанное с этим корректирование программных и идеологических установок сибирских правых, активной политической и общественной деятельностью монархистов.

  3. этап. 1912 г. - февраль 1917 г. - кризис сибирского черносотенного движения. Он связан как с общим кризисом монархического движения в России, так и с внутренними противоречиями в среде сибирских черносотенных союзов. Для этого периода характерно снижение политической активности крайне правых, переход к экономической и воспитательной работе.

Методы исследования. Методологической основой диссертации выступает социокультурный подход, позволяющий выявить как культурные особенности развития черносотенного движения в Сибири, так и место монархистов в системе общественных отношений в крае1. Основным принципом исследования выступает принцип историзма. Историческими методами исследования выступают историко-генетический и историко-сравнительный методы, а также методы синхронного и диах-ронного анализа.

Историко-генетический метод позволяет раскрыть иричинно-след-ственные связи и закономерности развития черносотенных организаций

Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта. Т. I. М, 1991. С. 26.

в Сибири1. Историко-сравнительный метод позволяет рассмотреть сущность сибирского черносотенства в сравнении с черносотенными партиями других регионов России и другими политическими организациями Сибири. При помощи синхронного анализа возможно рассмотрение истории черносотенных организаций разных регионов Сибири одновременно в сходных условиях исторического развития. Диахронный анализ даёт возможность рассмотреть отдельные исторические события, в которых принимали участие сибирские правые и выявить внутренние сущностные характеристики отдельных стадий развития на фоне общего исторического процесса2.

Кроме того, в работе применяются отдельные методы и подходы, применяемые в политологии, отраслевых и процессуальных юридических науках, которые позволяют выявить место отдельной политической партии в политической системе России начала XX века.

Источниковая основа. Диссертация «Черносотенные организации в Сибири. 1905 - 1917 гг.» опирается на широкий круг источников: законодательные акты, делопроизводственную документацию, партийные документы, в том числе уставы и программы политических партий, су-дебно-следственную документацию, периодическую печать и листовки политических объединений Сибири начала века, воспоминания.

Законодательные акты, изданные в 1905- 1907 гг. стали нормативной основой реформирования политической системы общества и формирования системы политических партий в Российской империи. В настоящей работе использованы основные нормативно-правовые акты, регламентировавшие государственно-правовые преобразования в России в 1905 - 1907 гг.: Манифест об усовершенствовании государственного порядка от 17 октября 1905 г., Именной Высочайший указ Правительствующему Сенату «О временных правилах о повременных изданиях» от 24 ноября 1905 г., Именной Высочайший указ Правительствующему Сенату «О временных правилах об обществах и союзах» от 4 марта 1906 г., Высочайше утвержденные Основные государственные законы Российской империи 1906 г., Положение о выборах в Государственную думу от 3 июня 1907 г.

Важной и сложной группой источников, использованных в диссертации, является делопроизводственная документация. В работе использованы официальные документы, отложившиеся в фондах Совета министров Российской империи, сибирских губернских (областных) управле-

1 Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования. М.: Наука. 1987. С. 170 - 172.

2 Ковальченко И. Д. Указ. соч. С. 173, 191. 192.

ішй, Обер-прокурора Святейшего Сішода, сибирских духовных консисторий, жандармских управлеїшй, Департамента полиции. Главного управления по делам печати, попечителя западносибіфского учебного округа. Главного инспектора училищ Восточной Сибири1.

Среди партийных документов черносотеїшьіх оргашваций необходимо отметить документальные материалы, содержащиеся в фондах союзшіческіїх организаций2, а также опубликовашше в сборішке документов и материалов «Правые партигоИ.

Одной пз разновидностей партийішх документов являются программы и уставы общеросашских и сибирских политических оргаїшза-ций, на основании которых можно реконструировать политические и идеологические позиции различных партии и союзов, действовавших в стране, в том числе, монархистов. В работе использованы программные документы и уставы Всероссийского Дубровинского Союза Русского Народа, Союза русского народа, Русского собрания. Русского Народного союза имени Михаила Архангела, Русского Народного Общества — За Веру, Царя и Отечество, Союза 17 октября. Барнаульского отдела Союза 17 октября, Тобольского отдела партіпі правового порядка, Союза православных приходов Иркутской епархии.

Судебио-следственная документация представлена в работе материалами 4 стола Уголовного департамента Правительствующего Сената, Чрезвычайной следственной комиссии Временпого Правительства, Министерства юстиции, опубликованных и неопубликованных документов местных судебных и прокурорских органов. Из опубликованных материалов особо необходимо отметить отчет о судебном заседании Томского окружного суда, рассматривавшего дело о томском погроме 1905 г.4

Наиболее объёмной и полно сохранившейся группой источников по истории черносотенного движения в Сибири является периодическая

1 Тобольский филиал Государственного архива Тюменской области (ТФ ГАТюмО). Ф. 152, 159.; Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф, 3, 126, 170.; Государственный архив Красноярского края (ГАКК) . Ф. 595, 827.; Государственный архив Иркутской области (ГАИО). Ф. 25, 63, 378, 600.; Государственный архив Читинской области (ГАЧО). Ф. 1.; Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 776, 797, 1276.; Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 102, 1 ГАРФ. Ф. 116. 117.: ГАКК. Ф. 853.: ГАИО. Ф. 704. 710.: ГАЧО. Ф. 283.

3 Правые партии. 1905 - 1917 гг. Документы и материалы в 2 тт. / Т. I. 1905 - 1910 гг. Т. ГГ.
1911 - 1917 гг. М., 1998

4 РГИА. Ф. 1363, 1405.; ГАРФ. Ф. 1467, Государственный архив Омской области (ГАОО).
Ф. 190.; ГАТО. Ф. 10, 11.; ГАКК. Ф. 42, 516.;'ГАИО. Ф. 242, 243, 245, 246.; Дело о погроме
в г. Томске в 1905 г. Отчёт о судебном заседании Томского окружного суда. Томск, 1909.

печать. Для исследования истории черносотешшх организаций привлекается широкий круг периодических издапий, издававшігхся как в Сибири, так и в цеіггральной России. Из официальных печатных источников в работе использованы журналы местных епархиальных управлений и официальные губернские издания1. Из иных периодических изданий следует выделить черносотенные периодические издания: журналы «Вестник Союза русского иарода», «Прямой путь», а также газеты центрального и местного происхождения: «Русское знамя», «Сусанин», «Сибирская правда», «Сибиряк», «Голос Сибири», «Русский восток»:. Кроме того, в работе использовались либеральные периодические издания: журнал «Сибирские вопросы», газеты «Сибирская жизнь», «Красноярец», «Омский телеграф», «Вестник Западной Сибири». «Сибирь», «Время», «Томский вестник» и другие издания3.

Близкими по своему содержанию периодическим печатным изданиям являются листовки политических объединений начала века. Листовки были достаточно широко распространены в Сибири как средство политической борьбы преимущественно в период первой русской революции. В работе используются листовки черносотенных организаций и РСДРП.

Валеную группу источников, использованных в работе, составляют воспоминания и иные документы личного происхождения. Такие документы отложились в фондах И. Восторгова, Б. Никольского, Е. Клевакина4.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы, приложений. Обігдш объем диссертации составляет 243 страницы.

1 Омские епархиальные ведомости. Омск. 1905 - 1917; Томские епархиальные ведомости. Томск. 1905 - 1917; Енисейские епархиальные ведомости. Красноярск. 1905 - 1917; Тобольские епархиальные ведомости. Тобольск. 1905 - 1917; Иркутские епархиальные ведомости. Иркутск. 1905 - 1917; Забайкальские епархиальные ведомости. Члта. 1905 - 1917 : Вестник Союза русского народа. Санкт-Петербург. 1910 - 1915; Прямой путь. Санкт-Петербург. 1909 - 1914; Русское знамя. Санкт-Петербург. 1906 - 1917; Сусанин. Красноярск. 1907 - 1914; Сибирская правда. Томск. 1908 - 1915; Сибиряк. Иркутск. 1906 - 1907; Голос Сибири. Омск. 1909- 1911; Русский восток. Иркутск. 1909.

3 Сибирские вопросы. Санкт-Петербург. 1905 - 1915; Сибирская жизнь. Томск. 1905 -1917; Красноярец. Красноярск. 1906 - 1910, 1912; Омский телеграф. Омск. 1909 - 1917; Вестник Западной Сибири. Тюмень. 1910 - 1915; Сибирь. Иркутск. 1906 - 1917; Время. Томск. 1906- 1907: Томский вестник. Томск. 1912 - 1915. * ГАРФ. Ф. 58S, У452.; Государственный архив Алтайского края (ГААК). Ф. 77.

Предпосылки образования правых организаций в Сибири

До 1905 года в Российской империи юридически не существовало легально действующих политических партий и организаций. Отдельные политические образования, появившиеся в России в конце XIX - начале XX века, носили крайне специфический характер. Первые политические партии представляли собой: либо нелегальные организации типа РСДРП и Партии социалистов-революционеров; либо национальные союзы - Революционная украинская партия и Финская партия пассивного сопротивления; либо полузакрытые сословные дворянские организации - Русское собрание (PC) и Союз земцев - конституционалистов.

Причины неразвитости системы политических организаций Российской империи различны, но основной следует назвать - отсутствие потребности в партийной системе в связи с отсутствием представительных органов государственной власти. Буржуазно-демократическая революция 1905 - 1907 гг., одним из основных результатов которой стало реформирование системы высших органов государственной власти и установление в империи представительного учреждения - Государственной думы, породила и систему политических партий. Нормативной основой для формирования политических партий стали Манифест 17 октября 1905 года, Именной Высочайший указ Правительствующему Сенату о временных правилах об обществах и союзах от 4 марта 1906 г. 23 апреля 1906 г. свобода обществ и союзов была закреплена в главном нормативно-правовом акте страны - Основных государственных законах1.

В Сибири, как и в большинстве российских провинций, политические партии появились достаточно поздно, причиной чего стала относительно невысокая политическая активность местного населения. Тем не менее, с начала 1905 г. под воздействием событий первой русской революции происходит значительный рост политического сознания населения. Революционное движение 1905 г. значительно обострило социальную напряженность в обществе. Общенациональный кризис 1905 г. вызвал массу разрозненных бунтов. С одной стороны выступали либералы и социалисты, требовавшие изменения политических и нравственных приоритетов общественного развития. Так, в 1905 г. зафиксировано 1663 стачки1, что более чем в 2 раза превосходило количество забастовок за 10 предреволюционных лет2. Параллельно с ростом забастовок активизировалось либеральное движение, заявившее о себе еще в 1902 г. когда предшественники кадетов одержали победу на выборах в городские думы. В 1904 г. либералы разработали проект «Основных начал положения о земских учреждениях в Сибири», пункт 24 которого говорил о необходимости отчуждения частновладельческих земель, а пункт 50 о необходимости созыва Учредительного собрания на основе всеобщего, тайного, прямого голосования3. Политические требования сибирских рабочих, во многом, совпадали с программой демократической оппозиции. Они требовали свержения самодержавия, предоставления политических свобод, выражали протест против произвола властей4.

С другой стороны поднялся бунт против общественного движения со стороны экономически средних слоев населения, стремившихся к ограждению существующего порядка общественных отношений5. В противовес росту политической активности либералов и социалистов в сибирском обществе, как и во всей России, постепенно происходит рост консервативных настроений. Первые признаки недовольства освободительным движением появились весной 1905 г. 20 апреля 1905 г. нижние чины 4-го запасного сибирского батальона доставили в полицейский участок студента Томского технологического института Р. Котова, который призывал солдат не разгонять демонстрацию студентов. Накануне праздника пасхи в г. Мариинске стали распространяться слухи о том, что монархически настроенные местные жители готовят еврейский погром.6

В июне - сентябре 1905 г. в разных сибирских городах стали распространяться листовки «Союза русских людей», отпечатанные в Томской типографии епархиального братства. Эти небольшие брошюры, озаглавленные «Листки союза русских людей» (Томский отдел)7, формулировали основные программные положения правой части политически активного населения Томска, относящиеся к происходящим в России переменам. Всего вышло 3 брошюры: «Главное дело», «О народности», «К учащемуся потомству». Авторы листков, опираясь на труды российских и зарубежных мыслителей средневековья и нового времени, в том числе славянофилов и известного российского публициста и государствоведа Л. А. Тихомирова1, произвели анализ вышедших в 1905 г. нормативных правовых актов, регламентирующих изменения государственного строя Российской империи и предложили собственную концепцию развития государства.

Целью современных реформ, по мнению монархистов, должно было стать «восстановление и развитие тех основных начал русской жизни, которые выработаны еще в допетровское время».2 Краеугольным камнем обновленной русской государственности должно стать самодержавие, которое соответствует основным воззрениям русской народности, причем в настоящее время происходит восстановление союза «царя и земли». Самодержавие не противоречит обновлению России, т. к. не препятствует ни широкому местному самоуправлению, ни свободе слова и мысли, ни правам и достоинству личности.3

Вторым основным положением стал тезис о ведущей роли Русской православной церкви в жизни российского общества. В современное время, утверждали монархисты, значительно изменилось правовое положение церкви. После обнародования Указа Императора от 14 апреля 1905 г. в России установилась свобода верования. Церковь получила реальную возможность восстановить свою внутреннюю свободу, соборное начало и церковный приход.4

По вопросам преобразования государства правые основное внимание сосредоточили на правовом статусе вновь вводимого органа государственной власти - Государственной думе. Признавая за Думой положительное начало, в виде установления народного представительства, правые считали, что она должна быть законосовещательной, т. к. единое мнение в таком собрании зависит от случайности.5 Для осуществления своих полномочий Дума должна формироваться на основе широкого народного представительства, которое возможно только на основе сложной системы многоступенчатых сословных выборов так как западная модель всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании дает значительные преимущества городским образованным слоям населения.6

При деятельном участии местного духовенства указанные листки были распространены по всей территории Томской епархии; в частности «Сибирские вопросы» отмечают, что в августе 1905 г. после приезда в Барнаул томского архиерея Макария по городу распространились «Листки союза русских людей».1

Параллельно с «Листками союза русских людей» в Западной Сибири распространялось воззвание «К русским людям!», выпущенное от имени русской народной интеллигенции. Правая интеллигенция, согласно тексту воззвания, видела выход из сложившегося государственного и общественного кризиса в установлении общей ясной идеи, которая, отвечая традиционному мировоззрению народа, его религиозным, социальным и политическим идеалам, могла бы стать объединяющим знаменем для всех лучших русских людей.2 Такой объединяющей идеей должно было стать: восстановление полноты и чистоты проявления самодержавной царской власти; восстановление правильного церковного устройства и установление непосредственного общения царя с народом. При установлении такого порядка возможно было бы осуществление всей полноты прав и свобод человека; решение аграрного и рабочего вопросов; развитие местного самоуправления3.

Значительную роль в формировании монархических настроений в сибирском обществе сыграли священнослужители местных епархий РПЦ. Церковные проповедники этого времени свои выступления делали под воздействием следующих событий: неудачная война на Востоке; распространение прокламаций с призывом к свержению законной власти; систематические избиения духовенства; попытки уничтожения религии и ограбление богатых; проведение митингов, забастовок и растущее возмущение внутри государст-ва4.

Томский епископ Макарий с конца 19Q4 г. выступил с рядом проповедей на политические темы. В день Рождества 1904 г. он обратился к народу с речью на тему «Обратное движение в христианском мире», в которой призвал православных повернуться лицом к вере, служению церкви и помазаннику божию, к богоугодному пастырству и делу государственного и общественного служения5. В проповеди на Новый 1905 год «О хранении заветов старины» глава томской епархии провел анализ политического учения социалистов и анархистов. При этом он отметил, что в современное время нужно следовать воле царя для того, чтобы основы русской жизни - вера православная, царь самодержавный и Русь единая и святая - остались непоколебимы. Речи архиерея, по поводу Манифеста 18 февраля 1905 г. «Восстанем как один на защиту Веры, Царя и Отечества» и «Слово в день коронации императора Николая II» были посвящены обсуждению вопросов свободы вероисповедания, которое по мысли епископа означало освобождение православия от всего того, что ему не принадлежало1.

В сентябрьском номере «Томских епархиальных ведомостей» вышло воззвание «Объединимся!» В этом обращении епископ Макарий обозначил врагов русского народа и церкви. Такими врагами были названы представители инославных исповеданий, сектанты и старообрядцы; мятежники, уби-вающие сановников и побуждающие народ к неповиновению . Для предотвращения пропаганды разрушителей государства, церковный иерарх призвал население объединиться вокруг святой церкви и исконных русских устоев: веры православной, царя самодержавного и иных заветов земли русской; оживить приходскую жизнь и возвратиться к старым временам3. Эти пропо-веди и речи, по замечанию летописца епископа Макария священника С. Дмитриевского, были предназначены преимущественно для тех слоев населения, которые не подверглись воздействию освободительного движения: мелких промышленников, ремесленников и иных лиц, зарабатывающих личным трудом, т. к. именно для них было непонятно враждебное отношение к полиции, власти, оскорбление религии4.

Важным показателем настроений сибиряков в период первой русской революции являются замечания отдельных лиц. Так, крестьяне села Усть-Илинского в письме начальнику забайкальской духовной миссии архимандриту Ефрему заявляли, что «во время революционного движения 1905 - 1906 гг. они твердо стояли за веру и Государя»5. Томские монархисты на поминках одного из умерших членов Томского губернского отдела Союза русского народа (ТГОСРН) А. К. Завиткова отмечали, что он «еще в 1905 г. выступил в защиту Царя и России»6. Священник с. Кривошеинское Томского уезда Н. Володин в письме В. М. Пуришкевичу указывал: «события 1905 г. поставили меня в ряды Русского национального союза»7.

Высшим проявлением недовольства революционным движением стала волна погромов, прокатившихся по Сибири в 1905 г., когда на почве недовольства массовыми митингами и демонстрациями в период Всероссийской октябрьской политической стачки у многих обывателей произошел стихийный взрыв верноподданнических настроений8.

Расширение черносотенного движения в Сибири во второй половине 1907-1911 гг.

Роспуск II Государственной Думы и издание нового избирательного закона фактически означало конец революции. В условиях новой политической реальности черносотенные организации, стали занимать одно из ведущих мест в российской партийной системе. Новое политическое положение СРН было подкреплено обращением императора Николая II к лидеру союза А. И. Дубровину, которое заканчивалось словами: «Да будет же мне «Союз русского народа» надежной опорой, служа для всех и во всем примером законности и порядка»1. Идеология консерватизма стала достаточно популярной в разных кругах российского общества, что вызвало рост монархического движения в стране.

Изменение места и роли СРН в политической системе общества изменило структуру и характер российского монархического движения. В послереволюционный период в нём определилась ведущая роль СРН. Такое положение Союза на российской политической арене было закреплено решениями IV Всероссийского съезда объединенного русского народа, состоявшегося в апреле 1907.2 Правые политические союзы, сформировавшиеся в период первой русской революции, либо вошли в состав СРН в качестве отделов, либо на правах ассоциированных членов, как PC или РМП.

Изменившееся положение СРН, созданного как региональная петербургская организация, заставило пойти на изменение структуры организации3. В соответствии с решениями всероссийского съезда Главный Совет СРН летом 1907 г. направил всем местным организациям союза циркулярное письмо, в котором определялось новое строение организации:

1. основные региональные подразделения СРН - губернские (областные) управы объединенного русского народа, которые должны быть образованы в каждом губернском или областном центре страны;

2. губернским (областным) управам подчиняются уездные отделы СРН, образуемые в уездных центрах;

3. низовые подразделения союза - подотделы и дружины - создаются в сельских населенных пунктах4.

На частном Совещании в Ярославле в марте 1909 г. монархисты несколько видоизменили вертикальное строение партии. Объединенные управы заменялись губернскими (областными) Советами СРН, а местные организации союза должны были организовать иерархическую, взаимоподчиненную систему отделов. С 1909 г. СРН состоял из Главного Совета СРН, подчиненных ему губернских (областных) Советов СРН, уездных (окружных) отделов СРН, сельских подотделов и дружин1. Однако создание единой централизованной организации не было доведено до конца. С. А. Степанов отмечает, что Союз продолжал оставаться аморфной структурой с десятками почти независимых отделов, многие из которых рассматривали циркуляры Главного Совета СРН как необязательные.2

Кроме того, важным фактором развития черносотенного движения в России в послереволюционный период стало развитие центробежных тенденций в союзнических организациях. В 1908 г. из СРН выделился Русский Народный Союз имени Михаила Архангела; в 1910 - 1912 гг. произошло разделение СРН на марковский и дубровинский союзы; постоянным явлением стал раскол в московских монархических организациях.

Сибирские монархические организации быстро приняли вновь сложившуюся обстановку. В течение 1907 г. все местные черносотенные союзы, возникшие в период революции, на основании решений IV съезда русского народа вошли в состав СРН: Тобольский отдел ВРС был преобразован в Тобольский губернский отдел СРН 26 августа 1907 г., а Томское Русское Народное Общество - За Веру, Царя и Отечество - 28 ноября 1907 г.3; Красноярский СМП вошел в состав СРН еще в 1906 г; ИОСРН был создан как отдел этой организации также в 1906 г. 4 К концу 1907 г. областные организации СРН не существовали только в Омске и Чите.

Причинами вхождения в состав СРН черносотенцы считали:

1. особое значение СРН, которое придает ему Государь Император, призывающий всех объединяться под его знаменем;

2. Высочайше разрешение на ношение значков, предоставленное только членам СРН;

3. III и IV Всероссийские монархические съезды признание преобладающего значения СРН установленное III и IV Всероссийскими монархическими съездами, которые постановили открывать отделы только этого союза;

4. возможность принимать участие в делах союза большому числу лиц, что возможно только в условиях организации губернского отдела СРН5.

Областные организации в Омске и Чите сформировались достаточно поздно и вошли в состав возникшего в 1908 г. и быстро набирающего политическое влияние РНСМА.

Активная агитация по созданию отдела черносотенной организации в Омске началась еще в 1906 г. и продолжалась в течение 1907 и 1908 гг. Инициатор образования Союза епископ Гавриил, посредством подчиненного ему печатного органа, «Омские епархиальные ведомости», призывал всех истинно-русских патриотов вступать в число членов Омского отдела СРН1. Однако отдел Русского народного союза имени Михаила Архангела удалось открыть только 22 октября 1908 г. Председателем союза стал родственник епископа о. А. Голосов, а в состав правления вошли сразу 7 священнослужителей Омской епархии. Епископ Гавриил стал почетным членом отдела2.

В Забайкальской области инициатива образования отдела монархической организации также принадлежала местному духовенству. Епископ Забайкальский и Нерчинский Мефодий в мае 1908 г. предложил епархиальному духовенству рассмотреть вопрос о введении епархиального братства, которое должно преследовать не только церковные и церковно-общественные, но и политические цели3. Обсуждение предложения на съезде Забайкальского духовенства вызвало оживленную дискуссию, причем выявились диаметрально противоположные точки зрения на формирование патриотического общества. Сторонники патриотического общества, возглавляемые о. Е. Кузнецовым, смогли набрать при голосовании только 8 голосов, против выступили 23 делегата съезда.4 В результате в Устав Братства Свв. Кирилла и Мефодия было включено положение о том, что «братство не преследует никаких партийных политических целей».5 Недовольный епископ выступил с обращением, в котором указал на недопустимость безучастного отношения к политическим движениям. Духовенство, по его мнению, должно объединиться в церковно-общественную организацию для достижения религиозно-просветительских, пастырских и политических целей, которая будет действовать под контролем главы епархии6.

Согласно пожеланиям епископа некоторые священники епархии под руководством протоиерея Е. Кузнецова в феврале 1908 г. начали процедуру организации отдела СМЛ1. Желание стать членами-учредителями союза вы-разили 22 человека, в т. ч. 9 священнослужителей2.

Открытие Читинского отдела РНСМА состоялось 14 сентября 1908 г. с благословения епископа. Первоначально численность организации составила 22 человека, в т. ч. 10 священнослужителей, 6 мещан, 2 потомственных почетных гражданина, 1 учитель, 2 чиновника. Председателем отдела был избран протоиерей М. Булгаков, а 16 ноября монархический союз возглавил протоиерей Е. Кузнецов, 30 ноября 1908 г. отдел стал именоваться: Забайкальский отдел Русского народного Союза имени Михаила Архангела (ЗОРНСМА)3.

Сформировавшиеся губернские и областные отделы СРН и СМА стали центрами черносотенного движения в Сибири, однако их деятельность отличалась разной степенью интенсивности. М. В. Станкова отмечает, что в Западной Сибири политическая активность в Тобольской губернии и Акмолинской области была достаточно невысокой, тогда как в Томской губернии монархисты действовали достаточно активно4. В Восточной Сибири более плодотворно работали черносотенцы в Иркутский и Енисейской губерниях, немного менее активно действовали забайкальские правые. Практически не велась политическая деятельность в Якутской области.

В Якутской области мы встречаемся с одним фактом деятельности черносотенцев. В октябре 1909 г. продавец винной лавки О. А. Пастерников просил зачислить его в члены СМА и в ответ получил удостоверение на право открытия отделов этого союза5.

В Тобольской губернии отдел СРН к середине 1908 г. достиг численности в 25 человек и не вел никакой политической работы6. Несмотря на то что на территории губернии в 1907 - 1911 гг. происходил определенный рост числа монархических организаций, инициатором их создания выступал не губернский отдел СРН, а Омский отдел СМА, т. к. часть губернии входила в Омскую епархию. Отделы РНСМА в это время были открыты в с. Пановское Тюкалинского уезда - 22 октября 1910 г.7; в п. Кордоновский. Тарской волости -18 августа 1911 г.; в с. Глубоко Курганского уезда Тобольской губернии в августе 1910 г.; на ст. Крутихинская Тобольской губернии в декабре 1910 г. Кроме того, неудачно закончились попытки открыть отделы союза в г. Тара в 1907 г. и с. Завьялово Тарского уезда в 1910 г.

Внутрипартийная деятельность и политическая культура сибирских черносотенцев

Проблема внутрипартийной деятельности и политической культуры черносотенцев достаточно слабо разработана отечественной исторической наукой. Причем если отдельные вопросы политического восприятия членов монархических организаций России начала XX века поднимались в работах Л. Н. Войтоловского, Ю. И. Кирьянова, В. В. Кожинова, Е. Рашковского, Д. И. Раскина и У. Лакера1, то психология провинциальных черносотенцев практически не подвергалась научному анализу. Единственной работой, в определенной степени ликвидирующей этот пробел, является сочинение И. В. Нарского «Революционеры справа: черносотенцы на Урале» (1905 - 1916 гг.), которая имеет подзаголовок «Материалы к исследованию русскости»2.

Исследователи сибирского монархического движения на проблемы повседневной деятельности крайне правых практически не обращали внимания. Между тем, вопросы правосознания, правовой, политической и общей культуры черносотенцев и связанные с ними проблемы внутрипартийной жизни монархических отделов Сибири заслуживают самого серьезного внимания.

Городские и сельские средние слои населения, составлявшие основную социальную базу сибирских черносотенных организаций, должны были составить основу формирующего в Российской империи начала XX века гражданского общества. Основы политических и правовых знаний эти достаточно аполитичные слои населения получали именно в правых союзах.

Один из лидеров СРН Н. Е. Марков-2 указал, что СРН стал мощным и всенародным выразителем истинно-русских национальных устремлений, т. к. состоял преимущественно из простонародья3.

Л. Войтоловский в работе «Очерки коллективной психологии» указывает, что СРН состоял из 3 групп. В первую группу входили помещики и аристократы, которые составляли наиболее мирную часть союза. Вторая группа состояла из кулаков, мелких лавочников и т. п. категорий населения, которые желали не столько сохранить самодержавный образ правления, сколько настаивали на воскрешении патриархальности правительства. В третью группу входили люмпены, босяки и иные деклассированные элементы, основной целью которых являлось стремление к грабежу, погромам и совершению иных насильственных действий1.

Сибирские монархические организации состояли преимущественно из представителей второй группы, указанной Л. Войтоловским. В патриотические союзы входили, в основном, представители мещан, крестьян, переселившихся в город, крестьян, проживавших в сельской местности. Эти категории населения, по замечанию Е. Рашковского, оказались наиболее невосприимчивы к изменениям, происходившим в стране, вследствие чего они восстали против нарождающихся ценностей урбанистической цивилизации, которая проявилась в форме стирания национальных и вероисповедных различий2.

Основной психологической установкой этих слоев населения стала ненависть к уничтожению своеобразного духовного и культурного облика русского народа. Причем, неприязнь к «европейничаныо» наложилась на определенный демократизм членов черносотенных союзов3.

Слова «черная сотня» монархисты пытались идеализировать. В их понимании «черная сотня» означала треть российского населения в период московских самодержавных царей, из которого произошло мещанское сословие, своей кровью отстоявшее веру, царя и Отечество4. Сибирские черносотенцы указывали, что именно они тот класс, который живет от плодов земли и составляет основную часть населения России5.

На основании такого подхода черносотенцы выделяли особую роль своих организаций в выражении коренных интересов русского народа. «Русское Собрание», заявляли иркутские правые, представляет собой один из факторов и носителей русского народного самосознания и самоопределения. Это тот элемент русского народа, который продолжает любить русские национальные начала6. Члены СРН говорили: «СРН - это Минин, пробуждающий от дремы народную совесть; СРН - это Сусанин, т. к. все его члены готовы отдать жизнь за Государя; СРН - это русский народ-богатырь, пред которым светят три звезды - вера Православная, Царь самодержавный, Святая Православная Русь»7.

Фундаментальными чертами русского человека черносотенцы считали наличие у него национального и христианского самосознания. Национальное самосознание понималось как выражение патриотизма, любви к Родине, истинно-русскому, всему тому, что отличает русский народ от других народностей и племенных групп8. Христианское самосознание, в черносотенном понимании, означало, что христианин должен быть хранителем истины, устоев Отечества, обладать высоким национальным самосознанием1.

Противниками русского народа являются различные «враги народа»2, к которым черносотенцы относили: чиновников, анархистов, изменников Родины, социалистов, кадетов, революционеров, евреев и т. д. Особое место среди них занимали евреи и интеллигенция. Д. Раскин отмечает: «Евреи ассоциировались с капитализмом и активной общественной работой, что приводило правых в состояние полного неприятия их деятельности»3. Неприязнь правых к евреям иногда доходила до уродливых форм. Например, в газете «Запорожец с Востока» указывалось: «от евреев, если они перешли в православие, объявления принимаются только с 7 поколения»4.

Олицетворением еврейства для черносотенцев выступали интеллигенция и либеральные партии. Интеллигенция понималась как противник русского народа. Лишенная национального самосознания, она, под флагом либерализма, захватила насильственным путем все отрасли знания и учит народ рабским пересказам и переводам иностранных учений, что ведет к разрушению национального творчества5.

Другими врагами монархисты называли чиновников, которые ненавидят русское государство и живут за его счет; инженеров, прославившихся своим воровством, «пишущую братию», промышляющую в еврейских газетах ложью, клеветой и шантажом; не учащихся студентов, склонных к освободительному движению. Все они, по мнению черносотенцев, составляют преступную «красную сотню»6. Для борьбы с врагами русского народа черносотенцы предлагали вооружиться верой и тем знанием, которое пробуждает национальное самосознание7.

В противовес деятельности врагов народа, монархисты приводили примеры активных участников черносотенного движения, погибших или умерших в период работы монархических организаций. Такими положительными примерами выступали погибшие руководители правых союзов: А. Г. Смирнов (председатель красноярского СМП); о. И. Дверницкий (товарищ председателя ТГОСРН); А. К. Завитков (член Совета ТГОСРН); Н. П. Дом-нин (редактор-издатель омского «Голоса Сибири»); В. А. Тронин (член-учредитель ИОРС).

Черносотенная идеология фактически канонизировала этих людей. Им приписывались все лучшие качества, присущие общественным деятелям. Так, А. К. Завиткова называли настолько авторитетным общественным деятелем, что его включило в свои списки даже либеральное общество обывателей и избирателей1. А. Г. Смирнов, согласно утверждению красноярских монархистов, один смог объединить растерявшихся в период революции горожан2. Имена и дела погибших союзников монархисты старались не забывать. Так, в честь погибшего от руки террориста В. А. Тронина был назван кружок, ставивший своей целью распространение в обществе полезных знаний3.

В качестве признания особых заслуг отдельных лиц, черносотенцы учредили звание почетного члена (председателя) отдела. Таких титулов удостаивались, как правило, покровители или учредители союзнических организаций. Например, почетными членами КОСРН и ТГОСРН были, соответственно, о. И. Восторгов и архиепископ Макарий; епископ Гавриил состоял почетным председателем ООСМА. В сельских и городских подотделах почетное членство предоставлялось, как правило, руководителям губернских отделов. Так, о. И. Дверницкий состоял почетным членом НОСРН, а председателю ТГОСРН Д. Малышеву Тисульский подотдел присвоил звание почетного члена за помощь в постройке часовни в память 300-летия Дома Романовых4.

Значительную проблему для черносотенцев представлял низкий образовательный и культурный уровень членов организации. Особенно это было характерно для сельских подотделов.

Так, газета «Алтай» в 1911 г. отмечала, что деятели СРН в деревнях представляют собой нечто ужасное, а их деятельность вызывает страх у местных обывателей3. В качестве примера газета приводила работу председателя Карагужинского и Горбуновского подотдела СРН А. Н. Афанасьева. А. Афанасьев, достаточно малограмотный мещанин, занимался в селе адвокатской деятельностью, причем за свою работу брал сверхвысокие суммы, а также давал под очень высокий процент денежные займы. Тем лицам, которые не возвращали полученное в срок, он угрожал применением силы или судебными исками6.

Большие проблемы, связанные с низкой культурой членов подотдела, возникли в с. Жилинском Барнаульского уезда. Здесь члены местного подотдела СРН пугали крестьян, не желавших вступать в союз, погромом. В 1909 г. председатель союзнической организации о. И, Ландышев заявил вновь прибывшему в село учителю церковно-приходской школы Ф. Д. Пушному, что все должны записываться в СРН. Недовольный такими порядками Ф. Пушной обратился в газету «Барнаульский листок» с письмом, в котором указал на сложившуюся в с. Жилинском практику7. На публикацию последовала незамедлительная реакция ТГОСРН, который провел внутрипартийное расследование, имевшее целью обелить сельскую организацию. В результате Ф. Пушной был исключен из отдела, а работа о. И. Ландышева признана правильной1. Однако злоупотребления в подотделе не прекратились, в результа-те чего в феврале 1911 г. покончил с собой конторщик Суворов2.

Сибирские черносотенцы в годы первой мировой войны

Первая мировая война, начавшаяся в середине июля 1914 г., вызвала некоторое оживление работы сибирских черносотенных организаций. Практически все существовавшие в Сибири отделы правых партий, в первые дни войны организовали в своих населенных пунктах патриотические мероприятия. В Красноярске члены КОСРН 22 июля провели патриотическую манифестацию, в которой приняли участие губернатор, вице-губернатор, начальник расквартированной в городе дивизии, начальники учебных заведений и представители разных ведомств. Черносотенцы передали через губернатора телеграмму императору, в которой выразили верноподданнические чувства по случаю начала войны1. Члены НОСРН приняли участие в патриотическом шествии, организованном воинами, призванными по мобилизации. Общее число участников манифестации достигло 10 000 человек2. Аналогичные мероприятия состоялись в Томске, Иркутске, Чите и иных населенных пунктах.

На почве подъема патриотического энтузиазма активизировался процесс открытия новых отделов черносотенных организаций. 20 июля 1914 г. был торжественно открыт отдел СРН в с. Чилинское Томского уезда. В процедуре открытия приняли участие призванные на войну односельчане. Председателем отдела стал настоятель местной церкви о. Е. Соловьев3.

30 августа 1914 а. завершилась процедура создания датриотической организации в Бийске. Здесь усилиями И. А. Бушуева возник отдел ВДСРН, первоначально в его состав записалось только 17 человек4.

23 апрела п915 г1 отдел ВДСРН появилсяв г. Колывани. Ини.иатором его образования стал БОСРН. Возглавил организацию колыванский обыватель Н. С. Афанасьев5. Последней из черносотенных организаций, открытых в Сибири, стало «Патриотическое общество в г. Татарске», присоединившееся к ВДСРН. В состав общества вошли солдаты, уволенные с военной службы и местные домовладельцы. Председателем был избран диакон Христиан-ско-рождественской церкви г. Татарска А. Блохин6.

Тем не менее, монархистам не удалось остановить процесс распада союзнических структур, который обострился после 1915 г. Падение авторитета самодержавия, связанное с правительственной чехардой, распространившееся влияние Г. Распутина, неудачи на фронтах войны значительно снизили авторитет черносотенных партий, как сторонников монарха. Во время первой мировой войны прекратилась работа многих отделов, в том числе со сложившейся репутацией и авторитетом. Наиболее крупными организациями, прекратившими свою деятельность в первый период войны, стали КОСРН и ТГОСРН.

В декабре 1915 г. начальник Енисейского губернского жандармского управления в донесении в Департамент полиции отметил, что после отъезда из губернии председателя КОСРН о. В. Захарова в конце 1914 г. черносотенные отделы Красноярска более года не проявляют никакой деятельности, а немногочисленные члены организаций даже не собираются на собрания1.

14 сентября 1914 г. увидел свет последний номер «Сусанина», который активно работал более 7 лет2. В 1915 г. красноярцы попытались «реанимировать» газету путем создания нового издания. Им должен был стать «Сусанин XX века». 6 февраля 1915 г. от последнего редактора «Сусанина» H. Н. Яковлева поступило прошение на имя Енисейского губернатора о разрешении издания нового правого печатного органа. 4 марта губернатор такое согласие дал3. Программа «Сусанина XX века» практически не отличалась от программы его предшественника4.

Однако «Сусанин XX века» вышел в свет всего один раз и успел познакомить читателей только со своими целями, в числе которых значились: охрана правдивых жизненных интересов и их ограждение от вредного влияния «интеллигентского прогресса»; борьба против антигосударственных и антирусских сил5.

Тем не менее, несмотря на фактическое прекращение работы КОСРН, монархическая организация не объявила официально о завершении своей деятельности, чем не преминули воспользоваться отдельные нечистоплотные предприниматели и политики. В частности, в 1915 г. депутатом от КОСРН на петроградский монархический съезд пытался поехать известный красноярский аферист А. С. Блиц6, И. о. председателя КОСРН Н. А. Шагин вынужден был делать разъяснения о том, что А. Блиц не только не состоит в черносотенной организации, но даже, используя свои связи с Енисейским епископом Никоном, приложил руку к фактической ликвидации отдела7.

Подобным образом обстояли дела и в ТГОСРН, который также прекратил свою работу в 1915 г. Деятельность этой организации была подорвана некоторыми действиями председателя отдела Д. Г, Малышева, который в погоне за коммерческой выгодой значительно уронил престиж томского союза. Д. Малышев, известный томский предприниматель, с началом войны занялся скупкой масла, причем использовал при этом статус председателя ТГОСРН. В результате цена на этот продукт выросла в 2 - 3 раза, что вызвало неудовлетворение томичей, как самим Малышевым, так и возглавляемым им черносотенным отделом1.

29 января 1915 г. прекратила свое существование последняя из действовавших в Сибири монархических газет, «Сибирская правда»2. Причиной прекращения издания была названа нехватка денежных средств3. В 1916 г. председатель ТГОСРН Д. Г. Малышев сложил с себя обязанности председателя отдела и выехал из Томска. Товарищ председателя отдела епископ Ев-фимий был назначен на Якутскую кафедру и также отбыл из города. Второй товарищ председателя ТГОСРН В. Моравецкий в июне 1916 г. заявил, что отдел СРН в Томске фактически не работает4.

Летом 1916 г. томские жандармы констатировали закрытие большинства черносотенных организаций на территории губернии. Согласно их сведениям прекратили свою работу отделы СРН в п. Ново-митропольское, с. Тя-жино-вершининское, п. Кучумовский, п Оскаровский, г. Боготол; из 5 отделов Каннского уезда не функционировал ни один; в Томске закрылись Воскресенский отдел СРН и отдел СМА5.

В мае 1916 г. председатель ТГПОВДСРН А. В. Соловьев в письме в ГС ВДСРН указывал, что в Томске, кроме Дубровинской организации, других союзников нет6. В целом, на территории губернии продолжали свою работу ТГПОВДСРН, Барнаульский отдел ВДСРН, НОСРН, Бийский отдел ВДСРН.

Однако значительных внутрипартийных проблем не избежал и Песочный отдел ВДСРН. Здесь часть членов отдела, в том числе 3 члена Совета и 4 кандидата в члены Совета, обвинили председателя организации А. В. Соловьева в злоупотреблениях должностными полномочиями, которые выразились в нарушениях финансовой дисциплины в отделе и отсутствии общих собраний7.

ГС ВДСРН не стал расширять скандал и поручил расследование сложившегося инцидента самому А. Соловьеву, обязав его ознакомить Главный Совет с результатами расследования8. Естественно, что расследование организованное обвиненным председателем ТГПОВДСРН, привело к самым благоприятным для него результатам. Финансовых злоупотреблений в отделе обнаружено не было, а жалобщики были исключены из союза за клевету9.

В 1916 г. на А. В. Соловьева в ГС ВДСРН поступили новые жалобы, причем отмечалось, что состояние союзнической организации наводит на разные сомнения1.

В Тобольской губернии, согласно информации Тобольского губернского управления, в 1916 г. прекратили свою работу все политические партии. Однако отмечалось, что в г. Туринске имеются отдельные лица, состоящие в правых организациях2.

В Иркутской губернии продолжали свою работу ИОСРН и ИОРС, а также отдел РНСМА в п. Иннокентьевский. Серьезной политической и общественной деятельности эти организации не вели. Начальник Иркутского губернского жандармского управления полковник Баландин отмечал, что союзники сосредоточились на работе гимназий. В «Политическом обзоре по Иркутской губернии» он указал, что жизнедеятельность ИОСРН осложняется борьбой председателя отдела В. Т. Дриго с товарищем председателя о. А. Поповым за владение женской гимназией и ее доходами3. Иннокентьевский отдел РНСМА в период войны фактически не действовал по причине призыва на военную службу большинства членов организации4.

В Забайкалье на февраль 1916 г. отмечается наличие 2 организаций -отделов РНСМА в г. Чите и на станции Верхнеудинск. Причем, ЗОСМА практически не работал и занимался только информированием разных партийных структур о своем существовании5. Верхнеудинские союзники, которые практически не потеряли свой кадровый состав во время призыва - из 45 членов организации на войну ушли всего 3 человека - практически не оказывали влияния на местное население ввиду низкого уровня интеллектуального развития6

Численность черносотенных отделов, в связи с призывом на военную службу большого числа союзников, значительно сократилась. В Верхнеудин-ском отделе СМА общее число членов составило 45 человек; в Иннокентьев-ском отделе - 70 человек; в ИОРС - 50 человек7; в ТГПОВДСРН - 64 человека8.