Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Физическая культура таджикского народа в древнем мире Бахридинов Сайдахмад

Физическая культура таджикского народа в древнем мире
<
Физическая культура таджикского народа в древнем мире Физическая культура таджикского народа в древнем мире Физическая культура таджикского народа в древнем мире Физическая культура таджикского народа в древнем мире Физическая культура таджикского народа в древнем мире Физическая культура таджикского народа в древнем мире Физическая культура таджикского народа в древнем мире Физическая культура таджикского народа в древнем мире Физическая культура таджикского народа в древнем мире Физическая культура таджикского народа в древнем мире Физическая культура таджикского народа в древнем мире Физическая культура таджикского народа в древнем мире Физическая культура таджикского народа в древнем мире Физическая культура таджикского народа в древнем мире Физическая культура таджикского народа в древнем мире
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бахридинов Сайдахмад . Физическая культура таджикского народа в древнем мире: диссертация ... кандидата Исторических наук: 07.00.02 / Бахридинов Сайдахмад ;[Место защиты: Таджикский национальный университет].- Душанбе, 2016.- 170 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Физическая культура народов центральной азии в первобытно общинном строе 19 57

1.1. Становление физической культуры у народов Центральной Азии 19-40

1.2. Физическая культура предков таджикского народа на заре раннеклассового общества 40-57

ГЛАВА 2. Физическая культура предков таджикского народа в эпоху развития рабовладельческих отношений 58-139

2.1 Состояние физической культуры предков таджикского народа в период вхождения их в состав Ахеменидского государства 58-75

2.2. Развитие физической культуры народов Центральной Азии в период борьбы с греко-македонскими завоевателями .75-90

2.3. Физическая культура предков таджикского народа в период Кушанского царства .90-100

2.4 Взаимосвязь эллинистической физической культуры с физической культурой предков таджикского народа .100-139

Заключение 140-154

Список использованных источников и литературы

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Образование суверенной Республики Таджикистан открыло новые широты для дальнейшего развития физической культуры. В настоящее время перед физкультурными организациями стоят конкретные задачи по внедрению физической культуры и спорта в быт народа, развитию массового спорта, подготовки спортсменов высокого класса, их участия в международных соревнованиях. В связи с этим, на современном этапе, исследование проблемы совершенствования системы физической культуры является важной и актуальной. Её изучение, анализ и обобщение будет способствовать практическому использованию древней традиции национального опыта физической культуры, спорта в суверенном Таджикистане.

Изучение, анализ и обобщение истории физической культуры предков таджикского народа имеет научно-теоретическое и практическое значение. Актуальность исследуемой темы проявляется не только в том, что до настоящего времени она не изучена, но и в следующем: во-первых, в связи с изменениями в политической жизни страны, т.е. с образованием суверенного Таджикистана, произошли перемены в сфере физической культуры и спорта; во-вторых, таджикский народ, как и другие народы мира, ещё в древности занимался разнообразными видами физической культуры и спорта, в этой связи назрела необходимость их изучения и практического использования в условиях суверенного Таджикистана; в третьих, исследование данной проблемы обусловлено и тем, что необходимо разработать практические рекомендации по осуществлению Программы Республики Таджикистан в области физической культуры и спорта в XXI веке.

Степень изученности темы. История физической культуры таджикского народа в древнем мире до настоящего времени еще не подвергалась специальному научному анализу и обобщению, хотя некоторые данные, связанные с исследуемой темой встречаются в трудах, посвященных истории Таджикистана, а также в работах специалистов истории физической культуры и спорта бывших союзных республик.

Научную литературу, посвященную истории физической культуры таджикского народа в древнем мире можно разделить на три группы. К первой группе относятся монографии, брошюры, статьи, исторические рассказы, рассматривающие вопросы истории физической культуры и спорта народов мира, в том числе народов Центральной Азии1.

1 Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. – М.: Радуга 1982; Столбов В.В. История физической культуры и спорта. – М., 1975; Парандовский Ян. Олимпийский диск.- М., 1979; Ефремов И.Таис Афинская. –Душанбе,1989; Ян В. Рассказы. Собрание сочинений в четырех томах.-Т.1.- М., 1989; Александров М.А. и др. Физическая культура и спорт в СССР (1917-1957гг.).- М., 1957; Грачев В.В. и др. История физической культуры и спорта (Хрестоматия). –Л., 1990; Любомиров Н.И. и др. Физическая культура и спорт в СССР.- М., 1962; Самоуков В.В. и др. Физический спорт в СССР.- М., 1967; Ильясов Я. Согдиана.- Душанбе, 1987; Махмадрасулов Б.С. История возникновения

Авторы этой группы, освещая историю физической культуры и спорта народов мира и народов бывшего Советского Союза в древнем мире, частично касаются истории физической культуры народов Центральной Азии, в частности таджикского народа. Естественно, рассматривая историю физической культуры и спорта множества стран мира, где каждая страна имеет богатую историю культуры, авторы не имели возможность детально изучить вопросы истории физической культуры и спорта отдельных стран. К сожалению, они больше описывают историю физической культуры древней Греции, древнего Рима, древнего Египта, древнего Ирана, нежели культуру народов Греко-Бактрийского государства, древний Скифии, древнего Хорезма, Согда, Бактрии, где каждый из этих государств был известен своими мастерами по изготовлению оружия и их использования. Так, например, скифы были знамениты в изготовлении луков, в Греко-Бактирйском государстве широко использовались в спортивных мероприятиях лук и стрела и т.д.

История физической культуры и спорта в древнем мире нашла научное освещение и в учебниках для студентов высших учебных заведений, изданных в Москве, а также в книге «Физическая культура в СССР»,1 где отмечается, что в период так называемого античного рабства в Древней Греции и Древнем Риме физическая культура подчинялась интересам господствующего класса.2 Привлечение рабов к физкультуре происходит в интересах рабовладельцев, так как они часто использовались в боях с врагом и состязаниях.

Определённую ценность представляют работы Я.Парандовского, И.Ефремова, В.Ян и др., где приводятся ценные сведения о спортивных состязаниях, народных играх и развлечений народов Центральной Азии в исследуемый период.

В своей книге «Всеобщая история физической культуры и спорта», освещая историю физической культуры стран древнего Востока Л. Кун отмечает, что парфяне, скифы, персы, греки, римляне и арабы, все они так или иначе являются наследниками древней цивилизации Междуречья. Раскрывая формирование физической культуры и спорта в древнем мире он отмечает, что рабовладельцы используют спортсменов в своих интересах.3

физической культуры и спорта.-Душанбе, 2002; Бахриддинов С. Становление физический культуры у народов Центральной Азии. -Душанбе, 2014 и др.

1 История физической культуры и спорта. Учеб. для ин-тов физ.культ. (Под ред. В.В. Столбова).- М.:
Физкультура и спорт, 1983; Физическая культура в СССР (Составитель Г.Д. Харабуга).- М.: ФиС,
1978.

2 Подробно см.: История древнего мира. Упадок древних обществ. Под редакцией И.М. Дьяконова,
В.Д. Нероновой, И.С. Свеницкой.-М.: «Наука», 1983; История Древнего Востока. Материалы по
историографии. Учебное пособие. Под редакцией В.Н. Кузищина, А.А. Вигасина.- М.: Изд-во МГУ,
1991.

3 Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта.-С.37-87.

Научный интерес представляет книга В.В. Столбова, посвященная истории физической культуры народов бывшего Советского Союза, в том числе народов Центральной Азии1. Автор на примере физических упражнений племён скифов и сарматов, а также на основе трудов выдающихся таджикских ученых и поэтов Абу Али Ибн Сины (Авиценны) и Абулкасима Фирдоуси приводит отдельные сведения о самобытной форме физического воспитания этого региона.2 Учёный прав, когда отмечает, что становление физической культуры, как части общечеловеческой культуры, обусловлено материальной жизнью первобытного общества, причем этот процесс протекал при взаимодействии объективных и субъективных факторов, т.е. при взаимодействии характера и уровня первобытного производства (охоты, рыболовства, собирательства), составлявших объективный фактор и сознания человека, являющегося фактором субъективным. Следует отметить, что в древнем мире физическое воспитание было военизировано, о чем свидетельствуют такие авторы, как Тацит, Цезарь, Мела и др.3

Исследователь Н.Ф. Куленко кратко раскрывает историю физической культуры народов Центральной Азии в древнем мире, приводит примеры о системе физического воспитания предков таджиков, согдийцев, скифов, сарматов и др.4

Особый научный интерес представляют работы известных востоковедов В.В. Бартольда, С.П. То л с т о в а , М.М. Дьяконова, Э.А. Грантовского.5 Из указанных работ можно сделать вывод, что в Центральной Азии существовала своеобразная система физического воспитания. Дети до 7- летнего возраста воспитывались в семье, а затем их определяли в общественные учреждения, где наряду с другими занятиями упражнялись в беге, верховой езде, стрельбе из лука.

Определенный вклад в разработку проблемы истории физической культуры внесли ученые и работники сферы спорта республик Центральной Азии: А.Бердиев, Б.С. Беспалый, Р.М. Казиева, А.Н. Кривенок, Д.Омурзаков, М.Т Тоникеев, Ю.С. Шоломицкий, В.М. Набиев и другие.6 В их трудах приведены

1 Столбов В.В. История физической культуры и спорта.- М.: Физкультура и спорт, 1975.

2 См.: Абу Али Ибн Сино. Канон врачебной науки. В 10 томах. Том.1.- Ташкент, 1996; Абулкасим
Фирдоуси. Шахнаме. Т.2.- М., 1960.

3 История физической культуры и спорта.- М.: Физкультура и спорт, 1983.- С.17.

4 Куленко Н.Ф. История и организация физической культуры.- М.: Просвещение, 1982.

5 Бартольд В.В. Таджики. Т.11.-М., 1963; Толстов С.П. Древний Хрезм. – М., 1948; Он же. По
древним дельтам Окса и Яксарта.- М., 1962; Дьяконов М.М. У истоков древней культуры
Таджикистана. – Сталинабад, 1956; Он же. Очерки истории древнего Ирана. –М., 1961; Грантовский
Э.А. Ранняя история иранских племён Передней Азии.-М., 1970.

6 Бердиев А. История развития физкультурного движения в Туркменской ССР (1917-1958гг.).-
Ашхабад, 1981; Беспалый Б.С. Физическая культура и спорт в Киргизской ССР.-Фрунзе, 1955;
Казиева Р.М. Из истории развития физической культуры и спорта среди женщин Узбекистана в
период социалистического общества (1917-1959гг.).- Ташкент, 1980; Кривенок А.Н. Становление и
развитие физической культуры и спорта в Туркестанской автономной советской социалистической
республике (1917-1924гг.).- Л., 1974; Омурзаков Д. Спортсменки Советского Востока.- Фрунзе, 1971;
Тоникеев М.Т. История физической культуры в Казахстане. – Алма-Ата, 1971; Шоломицкий Ю.С.

отдельные примеры из истории физической культуры таджикского народа в древнем мире.

Ко второй группе относятся книги и статьи, посвященные истории таджикского народа, где также нашли освещение некоторые вопросы состояния физической культуры и спорта. Это труды М.С. Андреева, А.М. Беленицского, И С. Брагинского, Е.Э. Бертельса, Б.Г. Гафурова, А. Джалилова, А.М. Мухтарова1 и др. Полезные сведения по истории культуры, в том числе физической культуры таджикского народа в древнем мире, нами получено из книг Б.Гафурова «Таджики», Эмомали Рахмона «Таджики в зеркале истории» и «Таджикская Советская Энциклопедия» в восьми томах.2

К третьей группе относятся труды, фрагментально освещающие историю физической культуры и спорта таджикского народа с древнего периода по настоящее время. Среди них монографии и брошюры А.К. Бабаджанова, Т.М. Суяркулова, К.Ш. Шукроева, Б.М. Махмадрасулова, Ш.А. Сафарова 3 и др.

Следует отметить, что в трудах А.Ю. Абрамова, Н.И. Торопова, Б.Расулзоде, Г.В. Набиева, Н.Н. Турсунова, В.В. Фролова, С. Махмадрасулова,4 также частично освещаются отдельные формы физической культуры таджикского народа, приводятся краткие сведения о некоторых видах спорта таджикского народа в древние и средние века. Так, Н.И. Торопов, в своей книге, на примере фактов доказывает, что с древних времён национальные виды спорта и народные игры составляли неотъемлемую часть народных сборищ, праздников таджикского народа. Заслуга автора состоит в том, что он на примере национальных видов спорта и народных игр таджикского народа дает

Физическая культура и спорт за 40 лет Советской власти (1917-1957гг.). Исторический очерк.Ташкент, 1960; Набиев В.М. Созандагони Тоикистони соибистилол.-Душанбе: Ирфон, 2013.

1 Андреев М.С. Материалы по этнографии Ягноба. –Душанбе, 1978; Он же. Таджики долины Хуф.
Душанбе, 1958; Беленицкий А.М. Древний Пенджикент- раннефеодальный город Средней Азии.- Л.,
1967; Брагинский И.С. «Гуругли» таджикский народный эпос.- М.,1987; Бертельс Е.Э. История
персидско- таджикской литературы.- М., 1960; Гафуров Б.Г. Таджики. Древнейшая, древняя и
средневековая история.- М.: Наука, 1972; Душанбе: Ирфон, 1998; Джалилов А. Согд накануне
арабского нашествия и борьба согдийцев против арабских завоевателей в первой половине VIII в. –
Сталинабад, 1961; Мухтаров А.М. Путешествие в Согдиану.- Душанбе: Ирфон, 1982.

2 Б.Гафуров Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история.-Кн.1,2.-Душанбе: Ирфон, 1989;
Э.Рахмон. Таджики в зеркале истории. Кн. первая. От арийцев до Саманидов.- Лондон, 2000;
Таджикская Советская Энциклопедия. Главн.науч.редактор М.С.Асимов. В восьми томах.- Душанбе,
1978-1988.

3 Бабаджанов А.К. История физической культуры таджикского народа.- Душанбе, 2002; Суяркулов
Т.М. Прошлое и настоящее таджикского спорта.- Душанбе: Ирфон, 1968; История возникновения
физической культуры и спорта в Таджикистане.- Душанбе, 1990; Махмадрасулов Б.С. История
физической культуры и спорта.- Душанбе, 1997; Он же. Физическая культура таджикского народа в
средние века.- Душанбе, 2002; Сафаров Ш.А. Национальные игры как цивилизация таджикского
народа.-Душанбе, 2012.

4 Абрамов А.Ю. Таджикская борьба: правила соревнований.- Сталинабад, 1939; Торопов Н.И.
Национальные виды спорта и игр в Таджикистане.- М., 1944; Расулзоде Б. Таджикистан
Олимпийский.- Душанбе: Пайванд, 1996; Набиев Г.В. История Согдийского бокса.- Худжанд,
2003;Турсунов Н.Н. Джавгонбози (Полохокей на траве).- Душанбе, 1982; Он же. Национальные
таджикские игры.- Душанбе, 1983; Фролов В.В. С байдаркой по планете.- Душанбе, 1977;
Махмадрасулов С. Правила соревнования по борьбе гуштингири.- Душанбе, 1993.

сведения о развитии таких видов спорта как стрельба из лука, шахматы, конноспортивные игры среди народов Центральной Азии.

Особое место в исторической литературе занимает исследование вопросов привлечения женщин-таджичек в физкультурное движение. Эти вопросы нашли отражение в научно-исследовательских работах Н.Д. Бустоновой, М.Ф. Зикриёевой, Б. Расулзаде1.

К четвертой группе относятся кандидатские и докторские диссертации, посвященные истории физической культуры и спорта таджикского народа. Следует отметить, что до настоящего времени на материалах Таджикистана в историческом аспекте защищены одна докторская2 и 6 кандидатских диссертаций.3 Однако, в этих диссертациях, в основном, освещается история физической культуры и спорта таджикского народа в период феодального общества до настоящего времени. Анализ защищенных диссертаций дает возможность конкретно определить её недостаточно изученные стороны, наметить основные направления исследования.

Таким образом, внимательное изучение опубликованной литературы и защищенных диссертаций привело автора к выводу о том, что до настоящего времени ещё отсутствует специальная работа, в которой комплексно исследуется история физической культуры предков таджикского народа в древнем мире. Все вышесказанное и предопределило выбор темы нашего исследования.

Объект исследования: процесс зарождения физических упражнений в первобытно- общинном строе, становление и развитие физической культуры предков таджикского народа в рабовладельческом обществе; взаимовлияние культур различных стран мира на развитие физической культуры народов Центральной Азии, в частности таджикского народа. Необходимо отметить, что предки таджикского народа проживали не только на территории Центральной Азии, но и за ее пределами.

1 Бустонова Н.Д. Участие женщин Таджикистана в физкультурном движении (1955-1985гг.).-
Душанбе, 1995; Зикриёева М.Ф., Историография проблемы женщин Таджикистана.- Душанбе:
Ирфон, 2001; Расулзода Б. Зебунисо (Очерк о чемпионке мира З.Рустамовой).-Душанбе, 1979.

2 Бабаджанов А.К. История физической культуры и спорта в Таджикистане (1917-1997 гг.).- Душанбе,
1998.

3 Бустонова Н.Д. Участие женщин Таджикистана в физкультурном движении (1955-1985гг.).-
Душанбе, 1995; Бабаджанов А.К. Развитие физической культуры и спорта в Таджикистане (1971-
1985гг.).- Душанбе, 1990; Мавлоназаров Б. История физической культуры и спорта Горно-
Бадахшанской автономной области (1950-1990гг.).- Душанбе, 1999; Махмадрасулов Б.С. Физическая
культура таджикского народа в средние века.- Душанбе, 2002; Абдурасулов А.Т. Из истории
физической культуры и спорта в Таджикистане (1917-1980гг.).-Ходжент, 2004; Бобоев И.И.
Физическая культура и спорт в годы независимости Республики Таджикистан (1991-2004гг.).-
Душанбе, 2005.

Предметом исследования является формирование физической культуры предков таджикского народа на заре раннеклассового общества, а также формы, методы развития и использования физической культуры в условиях дофеодальных отношений.

Постановка вопроса. В центре исследования рассмотрение содержания, форм физической культуры: обучение, формирование навыков и закалок. Физическое воспитание в сфере военной и трудовой подготовки и их использование на практике.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является на основе изучения, анализа и обобщения большого количества фактического материала комплексно осветить историю физической культуры таджикского народа, в взаимосвязи с другими народами Центральной Азии, в древнем мире, сосредоточив внимание на недостаточно освещенные в научной литературе аспекты темы, показать общие закономерности процесса возникновения и развития физической культуры, выявить специфические его особенности. В связи с этим определены следующие задачи:

осветить процесс зарождения и становления физической культуры предков таджикского народа на заре раннеклассового общества;

обобщить формы, методы и средства распространения самобытной физической культуры среди народных масс;

раскрыть состояние и развитие физической культуры предков таджикского народа в период вхождения их в состав Ахеменидского государства, в годы борьбы с греко-македонскими завоевателями и в эпоху Ку ш а н с ко го царства;

проследить взаимосвязь эллинистической физической культуры с физической культурой предков таджикского народа;

-внести практические рекомендации по возрождению национальных видов спорта и осуществлению постановлений правительства и законов Республики Таджикистан, касающейся исследуемой проблемы.

Научная новизна работы заключается в следующем:

  1. Диссертационная работа представляет собой первое комплексное исследование, освещающее и обобщающее проблему зарождения и развития физической культуры у предков таджикского народа в древнем мире.

  2. Диссертант, опираясь на различные методы познания, стремился объективно осветить процесс зарождения физических упражнений в первобытно-общинном строе, становление и развитие физической культуры в рабовладельческом обществе у предков таджикского народа. При этом особое внимание уделяло сь взаимовлиянию культур различных стран мира на развитие физической культуры народов Центральной Азии, в частности таджикского народа.

3. В диссертации на основе анализа и обобщения источников,
исторических фактов впервые с позиции критического осмысления дана
объективная оценка состоянию физической культуры и спорта предков
таджикского народа в древнем мире.

4. В результате исследования диссертантом выявлены конкретные виды
физической культуры и спорта древнего мира, такие как: метание камня,
стрельба из лука, формы охоты, таджикская борьба, конное поло, конные скачки
и другие, использование которых сегодня окажет позитивное влияние на
укрепление здоровья граждан и их физическую закалку.

5.Сделанные выводы, обобщения и внесённые практические рекомендации, могут способствовать дальнейшему развитию физической культуры и спорта в суверенной Республике Таджикистан. Следует также отметить, что отдельные рекомендации автора уже используются в учебном процессе на занятиях по физической культуре в Таджикском государственном институте физической культуры, где долгие годы соискатель работает преподавателем.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. На основе первоисточников, в частности отчетов руководителей
археологических раскопок академиков АН РТ Б.А. Литвинского, В.А. Ранова,
сосредоточеных в архиве Института истории, археологии и этнографии
Академии наук Республики Таджикистан, раскрывается общая закономерность
процесса становления и развития физической культуры, а также выявлены его
специфические особенности у предков таджикского народа и других народов
Центральной Азии в древнем мире.

  1. Основываясь на первоисточники, в частности «Авеста», труды Абуали Ибн Сино, А. Фирдоуси, У. Кайковуса, А. Балъами, А. Беруни выяснилось, что в древнем мире использовались различные метательные орудия, как: лук, копьё, параша, топор и др., что способствовало привлечению человека к занятиям физической культуры. У предков таджикского народа систематически развивались формы, методы физической культуры и зарождались новые виды упражнения, в частности связанные с охотой.

  2. Географические условия Центральной Азии, в частности место проживания предков таджиков, оказывали влияние на появление новых видов упражнений. В период разложения родового строя развивается военно-физическая подготовка, которая использовалась в целях ведения грабежа и военных действий.

4. Физическая культура и физическое воспитание имели характерные
особенности, которые проявлялись в следующем: отсутствие врожденных
программ поведения, выносливость, физическая сила, навыки добывания пищи;
тесная связь физического воспитания с обрядами; раздельное физическое
воспитание мальчиков и девочек. Важной формой организации физического
воспитания были игры.

5. В древнем мире разнообразились формы и методы деятельности предков
таджиков: саков, массагетов, согдийцев, бактрийцев и других в сфере
физической культуры, особенно во время празднования «Навруз» и проведении
«Марафонского бега».

  1. Установлены конкретные виды физической культуры и спорта древнего мира, как: метание камня, стрельба из лука, формы охоты, таджикская классическая борьба, конное поло, конные скачки и др., которые нашли свое освещение и обобщение в диссертации.

  2. В период Кушанского царства не только расширилась связь между регионами в сфере физической культуры, но и внедрились различные лечебные гимнастики, а также болеутоляющие массажи.

  3. С образованием Греко -Бакрийского царства на территории Центральной Азии в сфере воспитания у предков таджикского народа происходят изменения, как в содержании, так и в форме физической культуры, т.е. происходит разделение на два направления: на военную и трудовую подготовку.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что полученные результаты исследования, обобщения, выводы и рекомендации автора могут быть использованы работниками физкультурных организаций, учреждений по улучшению образовательного уровня спортсменов, особенно членов сборной команды страны, тренерско-преподавательского состава, а также улучшению патриотического воспитания молодежи.

Полученные результаты исследования также могут быть использованы при совершенствовании техники борьбы «гуштингири», с целью выхода его на международный уровень, возрождения национальных видов спорта и народных игр, как «калтакзанї» (фехтование на палках), «халкабанд» (метание аркана) и др.

Работа может быть использована при написании научной истории физической культуры таджикского народа, окажет практическую помощь педагогам общеобразовательных школ и высших учебных заведений в деле эффективного проведения занятий по физическому воспитанию, а также при проведении спецкурсов в студенческих аудиториях.

Хронологические рамки исследования охватывают период древнего мира (первобытный и рабовладельческий социально-экономические формации на территории Центральной Азии. -800 тыс. лет назад -сер. V в. н.э.). Этот период в эволюции человека знаменателен не только зарождением физических упражнений, являющихся средством материальной жизни первобытного человека, но и становлением физической культуры, как самостоятельного вида его деятельности в рабовладельческом обществе.

Кроме того, в этот период способность к мышлению позволила человеку заниматься передачей опыта из поколения в поколение, что явилось поводом для укрепления и развития физического воспитания.

Следует отметить, что огромное влияние на развитие физической культуры этого периода, выполнение человеком различных обрядов, ритуалов, подражание (как форма передачи опыта), приобщение человека к земледелию и скотоводству, совершенствования орудия труда, а также трудовая деятельность древнего человека позволили нам выявить особенности форм и методов зарождения, становления и развития физической культуры таджикского народа в древнем мире.

Таким образом, выбор большого периода для темы исследования позволил автору, во-первых, на основе источников, опубликованной литературы проследить динамику становления и развития самобытной истории физической культуры предков таджикского народа, во вторых, раскрыть взаимовлияние физической культуры между народами Центральной Азии и, наконец, выявить своеобразные формы и методы развития физической культуры, спорта таджикского народа.

Методологической основой исследования являются научные принципы и методы историзма, современного мышления, беспристрастность в изложении фактов и событий, объективного научного анализа, предполагающего рассмотрение процессов и явлений в развитии диалектической связи с конкретными обстоятельствами, сравнительный метод исследования, позволяющий анализировать факты и исторические события в соответствии с конкретно-исторической обстановкой в их взаимосвязи.

Достоверность основных положений и выводов диссертации определяется тем, что на основе сопоставительного научного анализа сведений исторических источников определена степень достоверности исторических сведений, посвященных становлению и развитию спорта в древнем мире.

Теоретической основой работы послужили научные концепции и подходы таджикских: Б.Гафурова, Б.А.Литвинского, В.А. Ранова, Ю.Якубова, российских: В.Бартольда, А.П. Окладникова, В. Струве, В. Авдеева, М. Иванова, С.То л с т о в а , В.Столбова, зарубежных ученых Л.Ку н и др., освещающих историю древнего мира.

Теоретической базой работы послужили также исследования по актуальным проблемам истории физкультурного движения, передовые идеи мыслителей прошлого и современности, посвященные зарождению и развитию физической культуры таджикского народа в древнем мире.

Источниковедческая база исследования. Особое значение среди изученных нами материалов имеют исторические источники и произведения учёных Центральной Азии, в которых приводятся, сведения и факты о зарождении отдельных видов спорта и их связи с охотой, использования как стимул в спортивных состязаниях, применения физических упражнений в лечебных целях, организации и проведения национального праздника «Навруз», составной частью которого являются национальные виды спорта, народные игры Центральной Азии. Говоря о применении физических упражнений в

военных целях авторы отмечают, что часто спортивные единоборства разрешали споры противоборствующих сторон.

В изучении исследуемой проблемы оказали помощь материалы археологических экспедиций, хранящиеся в архивном фонде Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша АН Республики Таджикистан, в частности Б.А. Литвинского, В.А. Ранова, Бобомуллоева К., А.А. Семёнова, Ю. Якубова и др1.

Источниковую базу диссертации составили отчеты академиков Б.А. Литвинского, А.П. Окладникова, В.А. Ранова о многолетних результатах археологических раскопок на территории Таджикистана, в частности на Памире, северном и южном Таджикистане: Лахути, Обимазор, Кайраккуме, Ворухе, Аште, Гисаре, Аджина-теппа, Туткауле, Каракуле, Каратумшуке и многих других стоянках, которые находятся в архиве Института истории, археологии этнографии Академии наук Республики Таджикистан. Наскальные рисунки, обнаруженные В.А.Рановым только на Памире составляют более 10 тыс.2 Их также много обнаружено в Пенджикентском и других районах республики. Они свидетельствуют не только о зарождении, становлении и развитии физической культуры предков таджикского народа в древнем мире, но и о том какими видами физической культуры занимались предки таджикского народа.

Важными источниками явились материалы, хранящиеся в специальных фондах Таджикского Республиканского музея, а также в некоторых районных музеях, где наглядно выставлены различные виды орудия, использованные в первобытном и рабовладельческом обществе, особенно во время охоты, и исполнении физических упражнений.3

Ценный материал о значении физического воспитания в рассматриваемый период в Центральной Азии, в частности предков таджикского народа можно почерпнуть из памятников древневосточной письменности «Авесто», трудов Абуали Ибн Сино, А. Фирдоуси, А. Беруни, А. Балъами, У. Кайковус4 и др.

1 Литвинский Б.А. Древнейшие страницы истории горного дела Таджикистана и других республик
Средней Азии.- Сталинабад, 1954; Дьяконов М.М. У истоков древней культуры Таджикистана.-
Сталинабад, 1956; Толстов С.П. По следам древнехорезмийской цивилизации.-М., 1948; Семенов
А.А. Избранные сочинения. -Душанбе, 2013; Якубов Ю. Раннесредневековые сельские поселения
Горного Согда.- Душанбе, 1988.

2 Материалы архива Института истории, археологии и этнографии РТ. Отчеты о результатах
экспедиций Литвинского Б.А., Ранова В.А. о произведенных раскопках в 1952-1972; 1974-1999;
Литвинский Б.А. Предварительный отчет о раскопках курганов в Варухе (Исфаринский район) в
1954г, 1956.-С.61-68; Литвинский Б.А., Окладников А.П., Ранов В.А. Древности Кайраккумов.
Душанбе 1962.-405 с. и т.д.

3 См.: Шарипов А. Экспозиция и экскурсия музея.-Душанбе: Адиб, 2012.- Материалы фонда
Национального музея Таджикистана.

4 См.: Авеста. Избранные гимны. (Перевод и комментарии И.М. Стеблин-Каменского). – Душанбе:
Адиб, 1990.-176с; Авеста в русских переводах (1861-1996) /Составление, общая редакция,
примечания и справочный раздел И.В. Рака.-Спб.: Нева, Летний сад, 1998.-175с.; Абуали Ибн Сино.
Канон врачебной науки. – Ташкент, 10т. 1996; Беруни А. Осор-ул-бакия. (Памятник минувших

Как известно источниками знаний о физической культуре Центральной Азии являются также памятники материальной культуры. Это изображение на стенах храмов, могильников, дворцов и т.д.

Апробация работы. Результаты исследования излагались и обсуждались на научно-теоретических и практических конференциях Таджикского государственного института физической культуры имени Сайидмуъмина Рахимова и Таджикского национального университета. Основные обобщения и выводы диссертации отражены в опубликованных работах автора. Диссертация обсуждена на расширенном заседании кафедры истории таджикского народа Таджикского национального университета и рекомендована к защите.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.

Физическая культура предков таджикского народа на заре раннеклассового общества

Слабая техническая вооруженность древнего человека, особенно в ходе охоты на животных, заставляла их действовать коллективно. Наукой установлено, что факты охоты на крупных животных происходили в самый ранний период становления человека, то есть в период палеолита1. Археологические исследования показали, что в первобытном обществе коллективная охота на крупных животных также свойственна для народов Центральной Азии2. В исследуемый период на территории Центральной Азии существовали животные, как древние формы слонов, лошадь, ранняя форма мамонта, длиннорогий бизон, различные виды носорогов.3 Например, главной охотничьей добычей Тешикташцев (недалеко от г. Термеза) был сибирский горный козел, олень, медведь, леопард и более мелкие звери.4 Однако охота на крупных животных типа мамонта, пещерных медведей, леопардов, носорогов и др., которые оказались опасными противниками человека была трудный. Удачную охоту на них можно было обеспечить только с помощью заранее приготовленных и апробированных средств, организованных совместных действий всех членов клана.5 В процессе охоты древний человек начинает понимать пользу рационального использования в качестве метательного орудия разработанных предметов: палки, пращи, остроги, копья. При этом древний человек видел удачу в сокращении расстояния между объектом, для чего он использовал различные способы сокращения расстояния. Например, важным моментом охоты человека на крупных животных явилось подкрадывание охотников к добыче. В связи с этим древний человек использовал различные методы подкрадывания. Так, одним из таких методов явилось использование охотниками различных масок. Так, в пещере Труа Фрер (Франция), возраст которой около 15000 л. до н.э., имеется рисунок древнего человека в маске животного. Множество аналогичных рисунков имеется во многих районах Центральной Азии. Примером могут служить наиболее известные изображения Зараутсая (современный Узбекистан), уже давно получившие мировую известность, особенно интересна сцена охоты на диких быков, где охотники замаскированы широкими плащами1. "На рисунке грота шахты на Восточном Памире хорошо видны изображения людей замаскированных под птиц, кабанов и медведей"2. Таким образом, эти факты свидетельствуют о коллективной охоте народов Центральной Азии, замаскировавшихся под различными масками.

Именно коллективность позволила человеку пройти через труднейшие испытания и не только сохраниться как биологическому виду, но и создать основу для дальнейшего развития культуры (в данном случае физической культуры), в большей мере обеспечивающей человеку возможность господствовать над природой3. В первобытно-общинном строе в тяжелейшей борьбе с природой закладывались первые камни в фундамент цивилизации. Еще в более сложных и трудных условиях трудились (охотились) горные жители Центральной Азии. Ведение охоты в горных условиях требовало специальных знаний, навыков и умения, а это способствовало возникновению и развитию таких физических упражнений как скалолазание, скольжение, держание равновесия, преодоление препятствий. Даже такие простые и распространенные на равнине виды физических упражнений как бег, прыжки, метание приходилось выполнять совсем в других условиях. Так, при метании приходилось одновременно сосредоточить сохранение равновесия, во время прыжка с точным расчетом приземления и с возможностью держаться за камень, бег по горной тропе с учетом выбора места, ставить ноги с целью предотвращения скольжения и т.д. Все это вырабатывало у древнего человека специальные для горных условий навыки охоты, в данном случае физические упражнения. Археологические исследования свидетельствуют о том, что древний человек для ведения охоты в горных условиях выбирал специальные места.

В связи с этим в различных областях Центральной Азии в соответствии с природными условиями образовались поселения охотников. Так, на Памире в исключительных условиях высокогорья на абсолютной высоте от 3,5 тыс. до 9,5 тыс. м. над уровнем моря открыты самые высокогорные стоянки в мире, где люди жили 9 тыс. лет назад. Это были стоянки охотников, приходивших в летнее время в эти обильные дичью места1. В процессе охоты, какой бы формой она ни была, коллективная или одиночная, в горных условиях или на равнине, древний человек накапливал определенный опыт ведения охоты, что в свою очередь способствовало рациональному использованию различных орудий. Так он открыл для себя способ метания, значительно увеличивающуюся дальность полёта. В процессе применения метательного орудия он, владея своими мышцами, мог рассчитывать затрачиваемую энергию, в зависимости от отдалённости цели, координировать собственные движения2. Результат охоты особенно неудача, заставляла древнего человека осознать значение возможности научиться наиболее рациональному владению оружием, атакующим и оборонительным движением и возможности

Развитие физической культуры народов Центральной Азии в период борьбы с греко-македонскими завоевателями

В процессе разложения родового строя закладывались основы производственных отношений, обусловливающихся появлением новых форм собственности, которые возникали в связи с развитием производства, конечным итогом этого процесса явилось образование рабовладельческого общества1.

Древнейшими рабовладельческими государствами Центральной Азии являются Согд, Хорезм и Бактрия. В VI-IVвв. до н.э. рабовладельческие государства Средней Азии входили в состав Ахеменидского государства. В это время Ахеменидское государство было ярко выраженным рабовладельческим аристократическим государством, привилегированные и правящие слои которого состояли из персов и частично из мидян. Естественно, социально-экономический строй Ахеменидского государства не мог не повлиять на религию и культуру, в том числе физическую культуру среднеазиатских народов. Хотя общественный строй народов Центральной Азии существенно не отличался от строя Ахеменидского государства, в Центральной Азии рабский труд не был основой хозяйства, но рабовладельческие отношения здесь были развиты. Здесь в гораздо большей мере сохранились остатки родового строя и преобладающее значение имели сельские общины. Установление Ахеменидского государства сыграло двойственную роль в отношении дальнейшего социально-экономического развития Центральной Азии. С одной стороны, оно несколько ускорило развитие рабовладельческих отношений, но с другой - привело к значительному истощению экономики. Громадные богатства выкачивались из страны, в форме дани и поставок материалов, лучшие ремесленники вывозились за пределы страны для участия в дворцовом строительстве ахеменидских царей и т.д. Положение трудовых масс Центральной Азии в эпоху государства Ахеменидов было очень тяжелым. Свободолюбивые племена и народы постоянно восставали против гнета ахеменидских царей. Сложившаяся ситуация требовала у народов Центральной Азии большой военно-физической подготовки, хотя народы Центральной Азии по этому вопросу не уступали, а даже превосходили завоевателей1. Естественно, состояние культуры, в том числе физической культуры, любого государства зависит от социально-экономического строя, религии, рода деятельности населения, географического расположения и т.д., но основным фактором влияющим на её развитие, является политическая ситуация страны. Народы Центральной Азии в период завоевания Ахеменидским государством, в основном, занимались и скотоводством. Как уже было сказано, на развитие физической культуры этих стран определенное влияние оказал переход этих народов на земледелие и скотоводство. Среди народов Центральной Азии, в том числе предков таджикского народа, были развиты такие виды спорта как стрельба, метание, верховая езда, охота, единоборство (связанные с ними физические упражнения), а также разнообразные народные игры (канатоходство, подражание сценам охоты и т.д.), игры в астрагалы, нарды. Однако неустойчивая политическая ситуация в Центральной Азии выдвинула на первый план военно-физическую подготовку и связанные с ней физические упражнения. Изучая содержание физического воспитания у предков таджикского народа в период распада родового строя и образования ранних классовых формаций, можно сделать вывод, что она претерпела значительные изменения, в частности подверглась заметной военизации.

Народы, проживавшие в этот период в Центральной Азии, - согдийцы, бактрийцы, хорезмийцы, парфяне, саки, скифы, массагеты и др., которые являются предками таджикского народа, отличались высокой военно-физической подготовленностью. Каждый из этих народов славился в каком-либо виде упражнений или изготовлении оружия. Так, согдийцы славились своими оружейными мастерскими, длинным однолезвиевым мечом и оборонительными доспехами. Саки и массагеты настолько были искусными наездниками и великолепными лучниками, что их луки и стрелы среди народа назывались почетным "скифским типом". В Хорезме изготавливались луки, которые могли натянуть только самые сильные люди. В государстве Бактрии выращивались отличные породы лошадей и верблюдов, которых во многих странах использовали в качестве боевых и в спортивных состязаниях. Основатель Ахеменидского государства Кир-II располагал достаточными данными о могуществе и военно-физической подготовленности народов Средней Азии и поэтому поход в эту страну возглавлял сам лично. В этих сражениях народы Центральной Азии показали превосходную военно-физическую подготовку, при этом они отличались высоким мастерством в стрельбе из лука, метании копья, владении мечом.1 Например, Геродот о битве между массагетами и ахеменидскими войсками пишет: "Сражение это было наиболее жестким из всех, в каких когда-либо участвовали варвары. Происходила она, как я слышал, так: вначале оба войска обстреляли друг друга из луков на значительном расстоянии, потом, когда стрелы были истощены, перешли в рукопашную и бились копьями и мечами. Войска долго стояли друг против друга и ни одна сторона не обращалась в бегство. Наконец массагеты победили. Большая часть персидского войска пала на месте сражений, сам Кир был убит…"1. Известно, что массагетские войска в сражении возглавляла царица Томирис, и по физической подготовленности она не уступала мужчинам.

Суровый военный быт скифов требовал от них отличной физической подготовленности. Скифы знали, что такое состязание и систематические упражнения, которые впоследствии заимствовали у них другие народы. Ряд находок, обнаруженных на территории бывшей Скифии, свидетельствует о том, что тяжелое металлическое оборонительное оружие имели только богатые всадники; военно-демократический характер скифского общества предопределил развитие военно-физических упражнений. Кроме того, в быту скифов сохранилось первобытное отношение к физическим упражнениям и их предметам. Так, в их жизни еще продолжалось использование предметов физических упражнений, как средства общения между народами, хотя - "в этот период их вхождения в состав Ахеменидского государства были знакомы с письменностью2

Физическая культура предков таджикского народа в период Кушанского царства

Кроме того, этим народам приходилось бороться с водной стихией, что также требовало умения плавать. Видимо водные стихийные бедствия происходили настолько часто, что оно вошло в сознание древних людей. Об этом свидетельствуют настенные рисунки этого периода. Так, на одном из настенных рисунков Афросиаба имеется изображение сцены, связанной с водной стихией (синие волны и в них плавающие люди, птицы, рыбы и т.д.). Такие же сцены имеются на настенных рисунках Пенджикента, Варахша и др., где имеются пейзажи с изображением плавания или борьбы человека с фантастическими животными1. Во всех этих произведениях сильна традиция восходящая к Кушанскому искусству.

Распространению плавания также способствовало выполнение погребальных ритуалов сохранившихся со времен греко-бактрийского периода и проникших в быт народа из греческой мифологии. Так, согласно греческой мифологии, умершему человеку для перехода в потусторонний мир необходимо переплыть реку, а кто из них не умеет плавать помогает специальный человек Харон, за что покойник давал ему монету.2 Археологические раскопки могильников Кушанского периода показали, что между зубами или поверх грудной клетки покойника имеются монеты предназначенные Харону. Естественно при жизни человек старался научиться плавать, а тем, которые не умели плавать после смерти накладывались монеты.

В Кушанский период в Хорезме (из памятников Аяз-кала, Гяур-кала и др. II в. н.э.) усиливается роль государства. Если раньше каждый город и даже каждое сельское поселение сами по себе оборонялись от кочевников, то теперь в сторону степей выдвигалась цепь построенных государством укреплений с постоянными гарнизонами1. В связи с этим здесь военно-физическая подготовка и связанные с ней физические упражнения становятся централизированными.

В целях обороны в стенах домов строились бойницы различного типа. Так, построенные по веерной системе бойницы в стенах городища Джонбас-кала позволяли вести обстрел вдоль стен -"Огромное количество бойниц в крепостных стенах Хорезма заставляет предположить, что к участию в обороне привлекалось, видимо все население". А это в свою очередь требовало проведения занятий по обучению и совершенствованию стрельбы с привлечением всего населения. Для обеспечения воинов и по необходимости населения в Хорезме работали многочисленные мастерские. Здесь изготавливались и вывозились в другие страны замечательные луки. Описывая качество хорезмийских луков арабский историк Макдиси пишет, что здесь изготавливаются "луки, которые могут натянуть только самые сильные люди"2. Эти луки широко рекламировались среди населения. Проводились соревнования по стрельбе из лука. Участники сначала соревновались по натяжке лука, затем после отбора сильных проводилась стрельба в цель. О большой популярности в жизни хорезмийцев военно-патриотического дела и связанных с ним военно-физических упражнений говорит тот факт, чем два парадных зала "зал победы", "зал воинов" Дворца хорезмшахов обнаруженные в Топрок-кале (Древний Хорезм) посвящены воинам, их достижениям и вооруженности1. Исследования исторической литературы показали, что среди населения Хорезма широко были распространены национальные виды спорта и различные подвижные игры. По словам А. Беруни праздники хорезмийцев похожи на праздники согдийцев2 и сопровождались массовыми соревнованиями. В праздничные дни на городских площадях проводились соревнования по борьбе, стрельбе, скачкам соревнования на колесницах, организовывались выступления канатоходцев "Дорбози", которые одновременно сопровождались выступлением акробатов, жонглёров, фехтовальщиков, а в специальных местах проводились бои баранов, бои верблюдов и т.д. Население вдоль реки Амударьи занимаясь рыболовством, охотой на водоплавающих птиц развивало плавание и стрельбу. Развитию этих видов спорта способствовало использование парусного судна, как для военного дела, так и в рыболовстве и охоте.

В Кушанский период Бактрия как и прежде славилась своей разнообразной и богатой природой. Население Бактрии занималось земледелием и выращиванием крупного скота. Здесь работала ирригационная система. Для орошения земли из реки Вахш был выведен канал. В жизни бактрийцев, в том числе в области физической культуры, чувствовалась эллинистическая культура. Все это естественно привлекало внимание других стран. В связи с этим сохранялась опасность захвата Бактрии со стороны чужеземцев. Это стало одной из причин развития военно-физических упражнений, направленных на защиту Бактрии. Об этом свидетельствуют мощные боевые сооружения городища Кей-Кабудшаха (близ Кабадиёна),

Кухна Кала (близ Колхозабада), Ай-Хонум на берегу реки Пяндж (совр. Афганистан), Саксан-Охур (близ Пархара) и другие. Согласно исследованию французских археологов Д. Шлюмберже и М. Лоберру, основание этих стен имело толщину до 31 м.. Стены были снабжены несколькими рядами стрелковидных бойниц, ряды бойниц содержали как настоящие бойницы, так и ложные1.

Все это, а также многочисленные наконечники стрел обнаруженных в результате археологических раскопок в разных местах Древней Бактрии даёт нам основание сказать, что среди населения была развита стрельба из лука. Русский археолог, историк М.М. Дьяконов пишет, что "для всех мужчин бактрийцев умение использовать оружие было обязательным. Они были искусными стрелками из лука, хорошо владели метательным оружием2. Древнегреческие историки Ктесий, А. Марцелин считали бактрийцев многочисленными, бесстрашными, а также физически сильными людьми3". Значительную роль в жизни Бактрии играло коневодство. Одним из доказательств большого значения коневодства в Бактрии является наличие слова "Асп" (лошадь) в именах героев древнего героического эпоса (Виштасп) или один из крупных центров Бактрии назывался Зариасп.

Взаимосвязь эллинистической физической культуры с физической культурой предков таджикского народа

Одним из традиций проведения Олимпийских игр было то, что в период его проведения объявлялась священное перемирие, то есть во время общеэллинских празднеств, прекращались войны. Самым древним и известным было Олимпийское перемирие.

На период перемирия территория Эллады объявлялась неприкосновенной. Под страхом проклятия и немилости богов никто не мог появиться в Олимпии с оружием. Нарушителей карали большими денежными штрафами. В период рассвета Олимпийских игр Древней Греции перемирие продолжалось три месяца. Традиция священного перемирия была одним из наиболее почитаемых установлений в Древней Греции. Когда солдаты Филиппа Македонского ограбили путников, направляющихся на Олимпийские Игры Филиппу пришлось заплатить штраф и принести извинение потерпевшим1.

Анализ исторических материалов свидетельствует о том, что в рассматриваемый период во время проведения различных спортивных состязаниях народ Средней Азии также придерживали традицию перемирия. Так, во время празднования национального праздника «Навруз», составной частью которого являются национальные, спортивные состязания, народ прощает прежние обиды, мирились, приглашали друг друга всем миром участвовать в спортивных соревнованиях2.

А. Беруни, ссылаясь на книгу Авесто по поводу двух из месячных праздников у персов, посвященное «Навруз» пишет: Тринадцатый день у них называют Тир (стрела). Причина этому является то, что после завоевания Афрасиябом3 Ирана Манучехр4 попадает в плен. Манучехр попросил у Афросиёба выделить территорию ровного в длину полёта одной стрелы. После получения согласия Манучехр попросил воина по имени Ораш пустить стрелу из лука. Во время полета стрелы поднимается ветер и уносит стрелу далеко, она падает в местечке между Ферганой и Татарестаном1, расстояние от пуска до падения стрелы составил несколько фарсах2 метров. Манучехр и Афрасияб на расстоянии этой земли объявили мир, то есть в течение месяца, когда отмечается Навруз это место считалось священным и прекращались воены.

Как известно по олимпийским правилам женщинам не разрешалось участвовать в играх и даже присутствовать на соревнованиях3.

Однако женщины Греции участвовали в соревнованиях, для них проводились другие состязания. Наше исследования показали, что в рассматриваемый период женщины Средней Азии также принимали участие в различных спортивных состязаниях.

В связи с тем, что в рабовладельческом обществе широкое распространение получило военно-физическая подготовка, а спортивные состязания часто имели военизированный характер женщины Средней Азии также были приобщении к этим занятия . При этом важное место занимало участие женщин в оборонительных мероприятиях, при котором широко принимались элементы из военно – прикладных видов спорта .

Кроме того их участие в различных состязаниях, связанных с народными играми, обычаями, исполнением религиозных обрядов так же способствовало развитию военно -физической подготовки женщин.

Многие античные историки высоко оценивали искусство ведения боя и физическую подготовку женщин предков Средне-Азиатских народов. Так, Герадей относительно масагетов, возглавляемой царицей Томириса, пишет «вместе с мужьями из бедных ездят верхом на охоту и на войну и одеваются так же как мужчины. Относительно брака соблюдается у них следующее правило, ни одна девушка не выходит замуж, прежде чем не убьёт врага1. Об участие женщин саков Климент Александрический сообщает, что сакские девушки выходят замуж лишь после того, как жених победит их в поединке2. Между невестой и женихом проводилось состязание в беге, по конным скачкам, сваливания с коня, попадания в цель из лука, фехтование на мечах и т.д.

Известный русский писатель Н.Г.Чернышевский интересовался жизнью и бытом богатырей предков народов Средней Азии. Он, высоко оценивая физкультурную подготовленность женщин этих народов писал: - у Гурдофарида3 прекрасное телосложение. Доброе сердце и богатырская сила и если она оденет доспех, то среди войск Турана4 в единоборстве с ней противостанет только Сухроб5. Она первая женщина защитница Ирана. Даже в произведении Шекспира нет лица нежнее чем у нее6.

Достойно оценивал высокое мастерство ведения боя и физическую силу Бурандухта7 Александр Македонский. Об этом свидетельствует разговор с Аристотелем. Так, Александр спрашивает у Аристотеля «какая причина, что Бурондухт такая сильная, нападает как лев, от ее удара свалились несколько моих военноначальников в месте с конями?