Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Агван Доржиев: дипломат, политический, общественный и религиозный деятель Даладинов, Алдар Валерьевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Даладинов, Алдар Валерьевич. Агван Доржиев: дипломат, политический, общественный и религиозный деятель : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.02.- Иркутск, 1996.- 26 с.: ил.

Введение к работе

Буряты являются частью семьи монголоязычных народов. Без преувеличения можно сказать, что большая часть истории этих народов связана с буддизмом, который был для них не просто религиозным учением, а по существу являлся одним из важных компонентов их общественно-политической жизни. Само бытие этих народов строилось на постулатах буддизма. С буддизмом связаны распространение у бурят письменности, научных знаний, литературы и искусств. Именно в дацанах появились первые учителя и учёные в области буддийской философии, монгольской и тибетской письменности и литературы, астрономии и астрологии, восточной медицины, буддийского искусства, мастера книгоиздательского дела и т.д. И именно при дацанах началось формирование бурятской интеллигенции, которая выдвинула из своей среды немало выдающихся лам-учёных, известных нс только в Бурятии, но и во всём монголоязычном и буддийском мире. К числу их, несомненно, относится цанид-хамбо Агван Доржиев.

Актуальность исследования. Она определяется прежде всего научно-теоретическим значением, которое состоит в новизне темы, её относительно слабой разработанности в отечественной историографии. Необходимо научное осмысление темы и её исторического места. Как фактический материал исследования, так и сделанные на его основе выводы могут найти применение при дальнейшей разработке большинства масштабных, комплексных тем истории Отечества и Бурятии последней четверти XIX и первой трети XX в.в. Сложный, многогранный и в тоже время единый исторический процесс развития нашей страны этого периода можно серьезно дополнить и более углубленно исследовать именно при помощи изучения деятельности таких исторических личностей, как Агван Доржиев.

Практическое значение темы исследования дипломатической политической, общественной и религиозной деятельности А.Доржиева определяется тем, что её изучение позволяет дополнить историю политических и дипломатических отношений между Россией и Тибетом, по новому представить исторические судьбы духовной интеллигенции Бурятии, её место и роль в истории развития бурятского народа, его национальной интеллигенции, в расширении и укреплении связей между бурятским народом и народами России, помогает более углублённо исследовать корни политических и исторических интересов и традиций российского государства в Центральной Азии. Исследование комплекса вопросов, связанных с изучением политической, общественной и релипюзной деятельности Агвана Доржиева важно ещё и потому, что современные политические и исторические процессы, протекающие в нашей стране, фактически вновь ставят перед российским государством и его народом эти же проблемы и задачи.

Источниковая база исследования. Её основу составили опубликованные и неопубликованные исторические документы и материалы архива внешней политики России (АВПР), Национального архива Республики Бурятии (НАРБ), архива УФСБ РФ по РБ, а также материалы периодической печати исследуемого нами периода. Многие из этих документов впервые вводятся в научный оборот.

Несмотря на достаточную широту источниковой базы, при непосредственной работе с ней встречались определенные трудности. Основная из них вытекает из особенностей исследуемой нами темы. Агван Дор-жиев являлся достаточно сложной и противоречивой исторической личностью, трудно "просчитывающейся" в ряде моментов исторической наукой. Определенными особенностями обладали и сами привлеченные источники. К ним можно отнести их плохую сохранность, слабую обработанность, недостаточную полноту и отрывочность сведений по теме (не всегда но-

зволявшую воссоздать полную историческую картину), противоречивость и нередко несопоставимость данных из разных документов и материалов. Это делало важной задачу тщательного отбора фактического материала путем сопоставления и взаимопроверки источников. Соответственно при работе с последними нами были использованы методы сравнения, обобщения и анализа, обращалось внимание также на то, каким методом получены исторические данные, па их характер. Анализ источников во всех необходимых случаях дается по ходу изложения.

Говоря об источниках проблемы нельзя обойти вниманием и работы самого А. Доржиева. Вместе с другими известными бурятскими научными и общественными деятелями начала века он открыл з 1908 году издательство "Наран" ("Солнце"), где печатались памятники монголо-бурятской литературы, был опубликован "агвановский алфавит" и изданы некоторые труды самого Доржиева, в основном посвященные религиозной тематике. Следует отметить, что А.Доржиевым на монгольском и тибетском языках написано около десяти работ. Среди наиболее значимых можно назвать такие его труды, как "Буряад хуур. Туруушын дэбтэр" ("Бурятский алфавит. Первая книга"), "Бурхан багшын намтар орошибай" ("Краткая биография Будды") и др.'

' См. Буряад хуур. Туруушын дэбтэр (Бурятский алфавит. Первая книга). '"Наран"' гэдог монгол-буряад ном бэшэг гаргаха орон. Петербург хото. 1907 оной майн 23; Бурхан багшын намтар орошибай. - Спб.. 1906 г. (Краткая биография Будды); Вагипдра. Шэнэ хушан узэгуудэй ялі ал тургуутэнэй бэшэгсэн дэбгэр орошибай. (новый и старый алфавит). - Без места и года издания; Доржиев А., Барадийн Б., Жамцарано Ц. К сведению верующих масс о высшем духовном соборе буддистов Бурят-Монголии //Шэнэ байдал. 1922. 2 октября; Сургуулин балла Баярта Вампилай, лхарамба Агван Доржин. Ухаа сэр-гээхэ, сэдьхэл Сайжаруулха улигэрнууд орошибай. (Учитель Баярта Вампилай, лхарамба Агван Доржиев. Просвещающие рассказы). - Спб., 1908; Чано Батор. Героическая поэма иркутских бурят ойратов (Запись И.Амагаева. Послесловие Агвана Доржиева). Петербург., 1910. Ло-гун-гье-бо (Один из религиозных обычаев в Лхасе). - Сборник в честь 70-летия Г.Н. Потанина.- СПб.. 1909.

Таким образом, имеющаяся источниковая база исследования позволяет достаточно полно осветить тему: "Агван Доржиев: дипломат, политический, общественный и религиозный деятель".

Историография проблемы. В отечественной и зарубежной исторической литературе об Агване Доржиеве и его многоіранной деятельности написано немало. Впервые он заинтересовал историков как крупный политический деятель, заявивший о себе на рубеже XIX - XX веков, в связи с возникновением тибетского вопроса во внешней политике России. Авторы многих зарубежных исследований, посвященных сложным международным отношениям, возникшим в Центрально-Азиатском регионе в этот период, считают А. Доржиева проводником русских интересов в Тибете. Этим, собственно, и исчерпывается исследование его политической и дипломатической деятельности в работах Ч.Бэлла, Д.Макдональда, Л.Уоделя, Ванг Фурена, Суо Венкинга и др.2 Французский историк А. де Риенкурт открыто называет Агвана Доржиева "агентом белого царя из Санкт-Петербурга"3. Некоторые исследователи даже непосредственно связывали деятельность Доржиева с вторжением британского отряда под руководством Ф.Янгхазбенда в Лхасу, считая последнее политически необходимой акцией, направленной против стремления России захватить Тибет . Но в подтверждение своих доводов они не приводят никаких серьёзных документальных доказательств. Примечательно, что и остальные зарубежные историки практически никак не подтверждали свою враждебную аттестацию политической и дипломатической деятельности Доржиева. Подобные высказывания и характеристики этой деятельности связаны

2 Bell Ch. Tibet. Past and Present. - Oxford, 1968; Macdonald David. Twenty years in Tibet. -
Lhasa, 1932.; Wang Furen and Suo Wenqing. Highlights of Tibetan history. - Beijing. New
World Press, 1984; Wadell L. Lhasa and its misteries. - L., 1929; и др.

3 Amary de Riencoup. Lost World: Tibet. London. 1987.

'Wang Furen and Suo Wenqing. Highlights of Tibetan history. - Beijing. New World Press, 1984, p.135-137; MacGregor J. Tibet. A Chronicle of exploration. - L., 1970, p. 282-283.

с известным тезисом об англо-русском соперничестве в Центральной Азии и во многом основаны на источниках британского происхождения.

В отечественной исторической литературе, касающейся проблемы международных отношений в Центральной Азии конца XIX - начала XX века, дипломатической деятельности Агвана Доржиева уделяется достаточно много внимания 5. В начале 1920-х годов Л.Берлин в статье "Хамбо Агван Доржиев: к борьбе Тибета за независимость", опубликованной в журнале "Новый Восток", на большом фактологическом материале сделал попытку дать некоторую характеристику политической и дипломатической деятельности Агвана Доржиева6. Оценивая в целом эту деятельность автор считает, что её результатом "явилось фактическое освобождение Тибета от векового господства над ним Китая и длительная задержка Англии в деле захвата Тибета и лишение его независимости"7. На наш взгляд это представление несколько ошибочно, так как известно, что уже в период Симлской конференции 1914 года Тибет был разделен на Внешний и Внутренний, где, соответственно, распределялись сферы интересов Великобритании и Китая8. В 1924 году в Москве при содействии советских историков была переиздана книга английского исследователя А.Руира "Англо-русское соперничество в Азии в XIX веке"9. Отмечая ценность

Берлин Л. Хамбо Агван Доржиев (к борьбе Тибета за независимость) // Новый Восток, - М., 1923, кп.З; Белов Е.А. На заре российско-тибетских отношений // Азия и Африка сегодня. - 1994 - №4; Д-р Руир. Англо-русское соперничество в Азии в XIX веке. -М., 1924; Попов А. Россия и Тибет // Новый Восток. - М., 1927, кн.18; Пубаев Р.Е. Из истории освободительной борьбы тибетского народа в период китайской революции 1911-1913 гг. // Ученные записки БМПІИ им. Д. Бапзарова, вып XIV, 1958; Кулешов Н.С. Россия и Тибет.- М.,1992; Леонтьев В.П. Иностранная экспансия в Тибете. - М., 1956; Шаумян Т.Л. Русско-тибетские отношения в конце XIX - начале XX века.: дисс. .. канд. ист. наук. -М.:ИНА АН СССР, 1966;

6 Берлин Л. Хамбо Агван Доржиев (к борьбе Тибета за независимость) // Новый Восток,
М.,1923,кя.З.

7 Там же, С. 155.

1 Международная политика новейшего времени в договорах, нотах и декларациях, ч. 1. От французской революции до империалистической войны. - М., 1925. С. 378. 5 Д-Р Руир. Англо-русское соперничество в Азии в XIX веке. М.,1924.

данной работы в предисловии к этому изданию профессор Ф.Роштейн отмечал: "...книжка Руира представляет наилучшую из существующих исторических сводок по данному вопросу и фактически являлась основой для целого ряда компиляций в нашей и иностранной литературе под тем же названием."10 В книге автор характеризует Доржиева как посланника Русского Географического Общества, вошедшего в доверие к Далай-ламе XIII и возглавившего "про русскую" группировку в высших государственных и общественных кругах Тибета11. Дипломатическая деятельность Доржиева в начале XX века рассматривалась и в статье А.Попова "Россия и Тибет", опубликованной в 1927 году в журнале "Новый Восток"12. Несмотря на то, что статья написана на дипломатических документах российского МИДа, автором практически ничего не сказано о первых миссиях Доржиева в Россию.

Значение всех этих рассмотренных работ заключается в попытке научного осмысления сложных исторических процессов, происходивших в конце XIX - нач. XX веков вокруг Тибета и в первых серьёзных характеристиках политической и дипломатической деятельности Агвана Доржиева.

Личность А.Доржиева, его дипломатическая, общественная и религиозная деятельность в той или иной степени была исследована и в работах Т.Л.Шаумян и Р.Е. Пубаева, посвященных политике западных держав и России в отношении Тибета.13 ТЛ.Шаумян, в частности, отмечает, что "миссии Доржиева (в России.- А.Д.) явились тем предлогом , который дал возможность Керзону организовать экспедицию в Тибет, экспедицию, ока-

10 Д-р Руяр. Указ. Соч. С.4

11 Там асе.

12 Попов А. Россия и Тибет//Новый Восток.- М., 1927, кн. 18.

13 Шаумян Т.Л. Русско-тибетские отношения в конце XIX - начале XX века.: дисс. ..
канд. ист. наук. -М.:ИНА АН СССР, 1966; Пубаев Р.Е. Экспансия Англии в Тибете и
борьба тибетского народа против английских захватчиков ( конец XIX - нач. XX вв.):
дисс. ..канд. ист. наук. - Л., 1955.

завшую огромное влияние на всю дальнейшую судьбу Тибета"14. Из этого можно сделать вывод, что Т.Л.Шаумян склоняется к точке зрения большинства английских историков, считающих причиной похода Ф.Янгхазбенда в Лхасу политическую и дипломатическую деятельность Агвана Доржиева. Говоря в целом об оценке деятельности Доржиева Т.Л. ІПаумян и Р.Е. Пубаевым, можно сделать вполне определенный вывод о том, что она выдержана в рамках выработанной методологии и это не позволило авторам этих исследований по достоинству оценить ими же увиденное и рассмотренное.

В других работах советских историков, посвященных схожей проблеме деятельность А.Доржиева не рассматривается вообще, или же затрагивается фрагментарно15. Некоторыми исследователями предпринимались попытки изучения отдельных аспектов его внешнеполитической деятельности16.

Лишь в последние годы стали появляться статьи и монографии, в которых сделана попытка нового переосмысления значения дипломатической деятельности Агвана Доржиева. К этим работам можно отнести труды Е.А. Белова., Л.К.Минерта., Н.С.Кулешова и др.17. Так, в книге Кулешова "Россия и Тибет", посвященной международному тибетскому кризису начала XX века, исследована и проанализирована дипломатическая дея-

14 Шаумян Т.Л. Русско-тибетские отношения в конце XIX - начале XX века.: дисс. ..
канд. ист. наук. -М.:ИНА АН СССР, 1966, С.71.

15 Взаимоотношение России со странами Востока в середине XIX - начале XX века -
Иркутск., 1982; Богословский В. А. Очерк истории тибетского народа. (Становление
классового общества). - М. 1962; Леонтьев В.П. Иностранная экспансия в Тибете. - М.
1956.

16 Пубаев Р.Е. Из истории освободительной борьбы тибетского народа в период китай
ской революции 1911-1913 гг. // Ученные записки БМГПИ им. Д. Банзарова, вып. XIV,
1958, с.44.

17 Белов Е.А. На заре российско-тибетских отношений // Азия и Африка сегодня, 1994,
№4; Минерт Л.К. Посол Далай-ламы и реформатор буддизма // Азия и Африка сегодня,
1994, №11; Кулешов Н.С. Россия и Тибет .М.,1992; его же Как Монголия и Тибет при
знали обоюдную независимость. // Священный Байкал. -Улан-Удэ - 1995 - спец номер.

тельность Агвана Доржиева в Тибете, его роль в сближении России с этим центрально-азиатским государством18. Автор характеризует А.Доржиева как "одного из крупнейших тибетских политических деятелей той поры"19. Оценивая в целом его деятельность в Тибете Кулешов констатирует: "Доржиев ... был сторонником ориентации Тибета на Россию и активным

проводником этой линии..." . В отличие от многих западных авторов, которые неизменно изображали Агвана Доржиева "как политикана и интригана", Кулешов считает, что его роль в Тибете объективно является прогрессивной: "Роль его (Агвана Доржиева.- А.Д.) в России была чрезвычайно сложна и многотрудна, а вклад этого человека в налаживание дружественных связей Тибета с Россией еще не оценен по достоинству"21. Нельзя не согласиться с этой оценкой.

Следует отметить, что в исторической литературе наиболее полное и разностороннее освещение получило влияние Агвана Доржиева на различные стороны общественно-политической и религиозной жизни как Бурятии, так и России. В частности историками рассматривались такие аспекты деятельности Доржиева, как его участие в распространении и популяризации буддизма в России22, попытки реформирования буддизма (так называемое "обновленческое движение" в ламаизме. - А.Д.)23, участие в

,s Кулешов Н.С. Россия и Тибет . М.,1992.

19 Там же, с.42.

20 Там же, с.43.

21 Там же, с.180.

Абаева Л.Л., Жуковская Н.Л. Справочная статья об Агване Доржиеве. // Буддизм. Словарь. - М., 1992; Андреев А.И. Из истории Петербургского буддийского храма // Ориект. -1992; его же. О закрытии высшей буддийской конфессиональной школы Ца-нид-Чойра в Калмыкии // Ориент. - 1992; Бараев В. Нерушимый утес //Буддизм. -1992., №1; Раднаев В. Агван Доржиев религиозный деятель и политик // Азия и Африка сегодня. -1995 - № 5; Цыбыктарова С. Храма шамбалы строитель // Священный Байкал. -Улан-Удэ -1995 -спец номер; и др.

Герасимова К.М. Ламаизм и национально-колониальная политика царизма во второй половине XIX - начале XX века. -Улан-Удэ, 1957; Герасимова К.М. Ламаизм и национально-колониальная политика царизма во второй половине XIX - начале XX века.

национально-государственном строительстве" , роль в общественной и культурной жизни Бурятии*5.

Впервые наиболее подробное изучение религиозной деятельности Лгвана Доржиева имело место в исследованиях К.М. Герасимовой. В 1957 году она написала монографию "Ламаизм и национальная политика царизма в Забайкалье во второй половине XIX и начале XX вв."26, в которой в числе других проблем было рассмотрено возникновение "обновленческого" движения среди бурятского духовенства. Продолжая углубленно работать над этой проблемой, Герасимова в 1964 году издала новую книгу "Обновленческое движение бурятского ламаистского духовенства" , которая была посвящена дальнейшему развитию этого движения в Бурятии с 1917 по 1930 гг. Ценность этой работы состоит в том, что в ней широко использовались многие ранее неизвестные архивные материалы. В книге подробно исследуются как само "обновленческое" движение бурятского ламаистского духовенства, так и историко-политическая роль его организаторов, одним из которых являлся и Л. Доржисв. Так, но оценке Герасимовой, после Октябрьской революции Лгван Доржиев, вместе с профессором Б.Барадиным, выступал за очищение первоначального буддизма от суеверий и шарлатанства несведущих лам, за признание ими

Улан-Удэ, 1957; Минерт JI.K. Посол Далай-ламы и реформатор буддизма // Азия и Африка сегодня. -1994 - №11; и др.

Елаев А.А. Бурятия: путь к автономии и государственности. - М., 1994; Пубаев Р.Е. Агван Доржиев // Национально-освободительное движение бурятского народа. Тезисы и материалы докладов и сообщений. Улан-Удэ, 1964; Раднаев В. Агван Доржиев религиозный деятель и политик//Азия и Африка сегодня. -1995 - № 5; Босхолов С.С. Демократій, законность, суверенитет. - Место изд. не указано., 1993; Берлин Л. Хамбо Агван Доржиев (к борьбе Тибета за независимость)//Новый Восток. - М.,1923, кн.З; и др. *3 Соктоев А.Б. Становление художественной литературы Бурятии дооктябрьского периода. - Улан-Удэ, 1976; Дугарова Г.С. О бурятском алфавите Агвана Доржиева // Цы-биковские чтения. - Улан-Удэ: БИОН СО АН СССР, 1989; и др.

26 Герасимова К.М. Ламаизм и национачыю-колониальная политика царизма во второй
половине XIX - начале XX века. - Улан-Удэ, 1957.

27 Герасимова К.М. Обновленческое движение бурятского ламаистского духовенства. -
Улан-Удэ, 1964.

Советской власти . В книге так же признавалось, несмотря на заведомо идеологизированную отрицательную интерпретацию, что он активно выступал против нарушений закона о свободе совести в СССР, защищая права и интересы верующих масс. Однако вся деятельность Агвана Доржиева, по мнению Герасимовой, исчерпывалась попытками "приспособить" буддизм к социализму29.

Вопросы, связанные с участием Агвана Доржиева в "обновленческом" движении бурятского ламаистского духовенства подробно изучены и в исследованиях бурятского ученого-историка Р.Е.Пубаева. В своем докладе на научно-практической конференции "Национально-освободительное движение бурятского народа" (Улан-Удэ, 1989 г.) он, характеризуя политические и религиозные воззрения Агвана Доржиева, писал: "Агван Доржиев по своему мировоззрению был ортодоксальным буддистом, а по политическому убеждению проделал сложный путь от ярого монархиста до открытого признания Советской власти и лояльного отношения к ней. Он являлся истинным патриотом своего Отечества, России, на благо которого посвятил свою жизнь и деятельность в бурную эпоху Российской истории - эпоху трех революций"30.

Из последних публикаций, относящихся к теме нашего диссертационного исследования, необходимо выделить монографию А.И.Андреева "Буддийская святыня Петрограда"31. В ней автор, основываясь преимущественно на архивных материалах, подробно исследовал деятельность А.Доржиева по сооружению буддийского храма в Санкт-Петербурге.

Особенно возрос интерес к личности и деятельности Агвана Доржиева в период празднования 250-летия официального признания буддиз-

28 Герасимова К.М. Указ. Соч., с.110-111.

29 Там же, с. 167.

30 Пубаев Р.Е. Агван Доржиев // Национально-освободительное движение бурятского
народа, (тезисы и материалы докладов и сообщений). - Улан-Удэ, 1964.

ма в России, отмечавшегося в нашей стране и Республике Бурятия в 1991 году. В г. Улан-Удэ была проведена научная конференция, на которой были заслушаны доклады, по тематике связанные с распространением буддизма в Бурятии. Среди них особо хочется отметить доклад историка Г.Н.Заятуева "Агван Доржиев - выдающийся буддийский деятель", в котором впервые дана непредвзятая, плюралистическая оценка разноплановой деятельности Агвана Доржиева.32 В этом же году им была опубликована научно-популярная брошюра "Цанид-хамбо Агван Доржиев", где приведены ранее неизвестные сведения биографического характера33.

Среди последних научных работ, посвященных А.Доржиеву можно отметить статьи В.В.Бараева34, Е.А.Белова35, Л.Минерта36, Н.С.Кулешова37, С.Цыбыктаровой38, Н.К.Сафоновой39, Б.В.Базарова и Ю.П.Шагдурова40, В.Раднаева и др. Только один перечень авторов свидетельствует о большом и все возрастающем интересе к личности Доржиева и его многогранной деятельности. Разумеется у каждого из перечисленных авторов свой индивидуальный подход к этой проблеме, но все они стремятся показать и исследовать роль и место Агвана Доржиева в истории Отечества и Буря-

31 Андреев А.И. Буддийская святыня в Петрограде.- Улан-Удэ, 1992. ' Заятуев Г.Н. Агван Доржиев - выдающийся буддийский деятель // сб., 250-летие официального признания буддизма в России. Улан-Удэ, 1991.

33 Заятуев Г.Н. Цанид-Хамбо Агван Доржиев, Улан-Удэ, 1991.

34 Бараев В. Нерушимый утес. //Буддизм. - 1992 - №1.

" Белов Е.А. На заре российско-тибетских отношений // Азия и Африка сегодня. -1994, №4.

36 Минерт U.K. Посол Далай-ламы и реформатор буддизма // Азия и Африка сегодня. -
1994-№11.

37 Кулешов II.C. Как Монголия и Тибет признали обоюдную независимость. // Священ
ный Байкал. -Улан-Удэ - 1995 - спецномер.

38 Цыбыктарова С. Храма шамбалы строитель // Священный Байкал. - Улан-Удэ -1995 -
спецномер.

39 Сафонова Н.К. Мысли о сокровенном ( к 140-летито со дня рождения Агвана Дор
жиева), // Байкал. - 1993 - №4.

40 Базаров Б., Шагдуров Ю. - Агван Доржиев. Последние страницы жизни. // Байкал. -
1991,-№3.

тии, всех монголоязычных народов, в истории Тибета, Центральной Азии, да и во всей мировой истории.

Среди этих статей выделяется статья В.Б.Базарова и Ю.П.Шагдурова, рассказывающая о последних страницах жизни Доржиева42. Она основана на архивных источниках бывшего КГБ Бурятии. Исследователи подробно останавливаются на фальсификации уголовного дела против Агвана Доржиева, представленного в нем как участника "контрреволюционной, панмонгольской террористической, повстанчсско-диверсионно-шпионской организации"43.

В 1994 году исполнилось 140 лет со дня рождения Агвана Доржиева. Эта дата широко отмечалась не только в Бурятии, но и во всех монголоязычных странах. Юбилейные торжества, посвященные данному событию начались во второй половине сентября 1994 года в Бурятии и были продолжены затем в Элисте, Кызыле, Санкт-Петербурге и Москве. В их рамках Институтом общественных наук БНЦ СО РАН были организованы научные конференции "Национально-освободительное движение бурят: буддийское духовенство и интеллигенция" и "Агван Доржиев (1854-1938 г.г.): жизнь и деятельность", на которых были заслушаны доклады бурятских ученых-историков Г.Л. Санжиева, Щ.Б. Чимитдоржиева44, Г.Н. Зая-тусва45 , С.Г. Дугаровой46, Ц.П. Пурбуевой47, монгольского ученого От-

41 Радиаев В. Агван Доржиев религиозный деятель и политик // Азия и Африка сегодня.
-1995-№5.

42 Базаров Б., Шагдуров Ю. Указ соч. // Байкал. -1991 - №3.

43 Там же, С 123.

44 Санжиев Г.Л., Чимитдоржиев Ш.Б. Жизнь и деятельность Цанид Хамбы // Нацио
нальная интеллигенция и духовенство: История и современность, (тезисы и материалы
докладов республиканской научно-практической конференции). - Улан-Удэ, 1994.

45 Заятуев Г.Н. Преемственность в традициях паломничества и учебы от времен цанид-
хамбо Агвана Доржиева.// Национальная интеллигенция и духовенство: История и со
временность, (тезисы и материалы докладов республиканской научно-практической
конференции). -Улан-Удэ -1994 - С. 64-65.

гоибатора, калмыцких ученых Э.У. Омакаевой и Г.Дорджиевой . Все эти доклады и сообщения, содержавшие в себе новые исторические данные, значительно продвинули изучение многих сторон деятельности Агвана Доржиева.

Несомненный вклад в изучение дипломатической, общественной, политической и религиозной деятельности Агвана Доржиева внесли и последние работы С.П.Ангаевой и И.Н.Шагдуровой.50 Достоинствами этих работ является не только введение новых исторических данных, но и более объективная и менее идеологизированная оценка деятельности А.Доржиева. Вместе с тем следует отметить, что комплексного исследования его деятельности в этих работах не проводилось.

Историографический анализ степени изученности темы позволяет сделать вывод о том, что тема "Агван Доржиев - дипломат, политический, общественный и религиозный деятель" еще не стала предметом исчерпывающего исторического анализа и осмысления. Данное диссертационное исследование представляет из себя попытку в определенной мере продолжить изучение этой темы.

Дугаров С.Г. Агван Доржиев в Оке. // Национальная интеллигенция и духовенство: История и современность, (тезисы и материалы докладов республиканской яаучко-практической конференции). -Улан-Удэ -1994 - С. 119-121.

47 Пурбуева П.Ц. О биографиях бурятских лам // Национальная интеллигенция и духо
венство: История и современность, (тезисы и материалы докладов республиканской
научно-практической конференции). - Улан-Удэ - 1994 - С. 121-125

48 Омакаева Э.У. Агван Доржиев и калмыцкие паломники, // Национальная интелли
генция и духовенство: История и современность, (тезисы и материалы докладов рес
публиканской научно-практической конференции). -Улан-Удэ -1994 -С. 127-129.

49 Дорджиев Г. Агван Доржиев и обновленческое движение буддийского духовенства в
Калмыкии, // Национальная интеллигенция и духовенство: История и современность,
(тезисы и материалы докладов республиканской научно-практической конференции). -
Улан-Удэ - 1994 - С.129-130.

" Ангаева СП. Буддизм в истории Бурятии и роль Агвана Доржиева в его распространении (конец XIX в. - 30-е гг. XX в.) : Дисс. ...канд. ист. наук. - Москва - 1995; Шагду-роваИ.П. История развития общественно-политической мысли Бурятии первой четверти XX в.: Дисс. ...канд. ист. паук. - Иркутск -1995.

Цели и основные задачи исследования. Учитывая недостаточную изученность темы о политической, общественной и религиозной деятельности Агвана Доржиева, а также её актуальность, научно-теоретическую и практическую значимость в данном диссертационном исследовании, ставится следующая цель - всестороннее освещение политической, общественной и религиозной деятельности Агвана Доржиева как личности, оказавшей заметное влияние на историю Отечества и Бурятии рассматриваемого нами периода.

В соответствии с этой целью в нашем диссертационном исследовании ставились следующие конкретные задачи:

рассмотреть международную обстановку, сложившуюся вокруг Тибета в конце XIX - начале XX вв.

проанализировать роль Агвана Доржиева в деле установления дипломатических отношений между Россией и Тибетом.

исследовать общественно-политическую и просветительскую деятельность Агвана Доржиева, его участие в национальном движении бурятского народа начала XX века.

изучить религиозную деятельность Агвана Доржиева, его роль в ламаистском "обновленческом" движении в Бурятии.

показать последние годы жизни Агвана Доржиева.

сформулировать выводы, вытекающие из анализа поставленной проблемы.

Методология и методика исследования. В основе диссертационного исследования лежит диалектический метод в приложении к общественным явлениям и процессам. В методическом плане в исследовании использовались основные принципы, применяемые в исторической пауке: принципом историзма, позволяющим видеть исторические события и процессы в их развитии и взаимосвязи, и принципом объективности, ориентирующим

исследователя на всесторонний анализ и оценку фактов, относящихся к настоящей теме.

Научная новизна и практическая значимость. Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые в отечественной исторической науке делается попытка комплексного изучения широкого круга проблем, связанных с личностью и деятельностью Агвана Доржиева. В исследовании впервые вводятся в научный оборот многие неизвестные или засекреченные документы, сведения и исторические факты.

Диссертация написана с позиции нового, критического подхода к прежним идеологизированным и тенденциозным оценкам многих исторических и современных явлений, с позиции приоритета объективного, академического поиска исторической истины. Исследование позволяет выявить глубокие исторические корни общественно-политических и религиозных воззрений Агвана Доржиева, связанных с распространением буддизма в крае, с развитием у бурят письменности и грамотности, научных знаний и книгопечатания, литературы и искусства.

Новизна диссертации состоит также в том, что в ней объективно и по возможности беспристрастно рассматривается дипломатическая деятельность Агвана Доржиева по сближению Тибета с Россией, на фоне международных отношений того времени.

Практические результаты исследования могут быть использованы при создании обобщающих трудов по истории Бурятии, по истории культуры и религии всех монголоязычных народов, по истории распространения буддизма в Бурятии и Калмыкии, по истории международных отношений вокруг Тибета в конце XIX - начале XX века. Они могут быть учтены в работе современных структур власти при анализе общественных отношений, при осуществлении более гибкой и продуманной религиозной поли-

тики, а также при преподавании истории Отечества в учебных заведениях и краеведческой работе.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на совместном заседании кафедр Всеобщей истории, Отечественной истории и истории Бурятии Бурятского государственного университета (октябрь 1996 г.) По итогам обсуждения рекомендована к защите. Основные положения диссертации апробировались в докладах и сообщениях автора, сделанных на заседаниях кафедры Всеобщей истории, научных конференциях Бурятского государственного университета (1994,1995,1996 г.г.), на республиканской научной конференции "Национальная интеллигенция и духовенство: история и современность"(Улан-Удэ, 1994). Основное содержание диссертации нашло отражение в нескольких статьях, опубликованных в трудах института общественных наук Бурятского научного центра СО РАН в 1994, 1996 гг., журнале "Байкал", №6 за 1995 г. а также на страницах республиканской газеты "Буряд Унэн" (9 августа 1995 г.) Общий объем публикаций по теме диссертации - около 3 п.л.