Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Стенопись Восточной Белоруссии XVII-XVIII вв. Трифонова, Наталья Яковлевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Трифонова, Наталья Яковлевна. Стенопись Восточной Белоруссии XVII-XVIII вв. : диссертация ... кандидата искусствоведения : 07.00.12.- Санкт-Петербург, 1998.- 132 с.: ил. РГБ ОД, 61 99-17/14-2

Введение к работе

Актуальность исследования. В XVII—XVIII веках территория Восточной глоруссии. охватывавшей верхнее Поднепровье и земли по нижнему течению вины и Сожа, представляла регион, который выделялся в своем экономическом, Зщественно-политическом и культурном развитии. Она входила в состав [стиславского, Витебского, Полоцкого воеводств Речи Посполитой, что по (временному административному делению соответствует Могилевской и части [ітебской и Гомельской областей, а после первого раздела (1772) была включена состав Российской империи.

Находившаяся с XI века в Полоцке православная кафедра после передачи ; в 1632 году униатам была перенесена в Могилев. Виленский диоцез, Зразовавшнйся во второй половине XIV века, в 1740-х годах на территории [стиславского воеводства был представлен 26 деканатами с 428 костелами. Как и гя других европейских стран, для этого региона было характерно активное гзвитие монументальных форм. Росписи создавались в православных, ітолических храмах а светских сооружениях. В 1972-1978 годах реставраторами пециальных научно-реставрационных производственных мастерских инистерства культуры БССР (СНРПМ МК БССР) под руководством Лукашевича удалена побелка с росписей в купольной части могилевской икольской церкви. Группой реставраторов СНРПМ МК БССР реставрированы снятые ввиду аварийного состояния сооружения росписи в :лыничском кармелитском комплексе (1978). Силами тех же специалистов при іастии членов Католической громады в 1992-1994 годах от позднейших записей іскрьіта стенопись пресбитериума и стен центрального нефа могилевского рмелитского костела. Частично раскрыты от поновлений XIX века фрески істела кармелитов в Мстиставле. Росписи Богоявленской церкви Кутеинского, зято-Духовской Тупичевского и Троицкой Маркова монастырей, а также >гоявленской и Покровской церквей в Могилеве, ряда костелов в Витебске, олоике, Могилеве не дошли до нашего времени. В памятниках стенописи істочного региона XVlI-третьей четверти XVIII века нашли отражение обенностн развития художественной культуры Белоруссии, во многом связанные формированием стиля барокко. Однако в силу специфических черт развития иного региона лежащее в основе этого процесса взаимодействие сильных іавославньїх религиозно-эстетических традиций и западноевропейских влияний юявлялось наиболее ярко и содействовало становлению локальных черт, эзданные в последней четверти XV1I1—начале XIX века росписи церквей їждества Богородицы в Славгороде (11'ропойскё) и Покровской в Вейно близ огилева наряду с декором ряда светских сооружений позволяют воссоздать ртику развития в монументальной живописи классицистического направления.

Особенности изобразительного языка росписей, определявшиеся анмодействием двух художественных традиций, отразили формирование циональной художественной культуры. Изучение указанных памятников

позволяет глубже проникнуть в эти процессы, что оказывается очень актуальным в свете развернувшегося в настоящее время утверждения национального самосознания. В то же время тесная связь, существовавшая между Белоруссией и соседними русским и украинским народами, делает эти памятники интересными при изучении их культур. Однако, время, войны, социальные катаклизмы очень часто оказывались губительными для памятников монументальной живописи.

Отмеченные выше моменты, а также острая необходимость восполнения в какой-то мере утрат, которые понесла монументальная живопись, без чего воссоздаваемая картина будет неполной и недостаточно объективной, определяют актуальность обращения к данной теме.

Степень изученности темы. Процесс интенсивного изучения памятников на территории восточной Белоруссии, в том числен стенописи еевосточны.ч районов, начавшийся в прошлом столетии, нашел отражение в значительном числе публикаций исторпко-краеведческого характера.

Значение материалов, собранных исследователями в дореволюционный период, заключаемся в іии, чіи они, имея визиижносіь нсииередсіиеішиї и знакомства с памятниками монументальной живописи, в значительной степени не дошедшими до настоящего времени, оставили пх подробное описание, отметили стилевые особенности и в некоторых случаях предложили датировку. Второй этап связан со становлением в последние десятилетия реставрационной школы в Белоруссии. Наряду с проведенной реставрационной работой выявление ранее неизвестных архивных материалов по истории строительства и декорировкн храмов сделало возможным не только уточнение атрибуции памятников, но и обобщение конкретного материала.

Исследовательская работа многих лет дала богатый материал, который вылился в ряд публикаций как обобщающего характера, так и касающихся отдельных памятников монументальной живописи. Однако, многие вопросы, связанные с изучением монументальной живописи, в том числе рассмотрение живописных циклов восточного региона как цельного явления с выделением определяющих тенденций развития, остаются открытыми.

Объект и предмет исследования. Объектом нашего изучения стали более 30 памятников монументальной живописи Восточной Белоруссии XVII-начала XIX века — росписи храмов оршанского Кутеинского, Мстиславского Тупичевского, витебского Маркова монастырей, Богоявленской и Никольской церквей в Могилеве, церкви Рождества Богоматери в Славгороде (Пропойске) и Покровской в деревне Вейно (близ Могилева), а также костелов кармелитских и иезуитских монастырей в Могилеве, Мстиславле, Полоцке, Витебске, Белыничах и некоторые другие. Обращение к монументальной живописи восточного региона указанного периода связано с работой автора над кругом проблем яревнебелорусского искусства и соответствует его менталитету. Одной из особенностей разработки данной темы явилась необходимость наряду с изучением сохранившихся памятников привлечь известные в настоящее время по

штературным источникам, а также произведения живописи, графики. Предметом іашего исследования стали особенности местной художественной традиции. При >том учитывалось то, что в силу географического положения Восточная Белоруссия эыла тем регионом, где жили и творили представители разных народов и конфессий, несших как восточноевропейские, так и западноевропейские традиции. Цель данной работы — проследить, как в процессе активных стенописных забот на территории Восточной Белоруссии XVII—XVIII веков формировалась лестная художественная традиция. При этом намечено решение следующих задач: троследить развитие в стенописи православных храмов XVII — начала XVIII века градаций древнерусского и южнославянского искусства, рассмотреть особенности жладывагощегося в середине-третьей четверти XVIII века барочного стиля, троследить развитие новых тенденций наряду с традиционными в стенописи конца <УШ-начала XIX века, определить значение и место памятников монументальной кивопнси восточного региона в развитии искусства Белоруссии XVII — XVIII

ІЄКОВ.

Методика исследования. Изучение памятников монументальной живописи іосточной Белоруссии проводилось на комплексной основе. Анализу побразительного языка росписей предшествовало рассмотрение исторнко-сультурного фона в указанном регионе. Исследование каждого памятника іредварялось обзором истории его строительства и декорировкн, для чего іспользовались доступные архивные и литературные источники на русском, белорусском, украинском, польском языках, и велось в контексте русского, краинского и западноевропейского искусства. Наряду с архивными изысканиями )Сновой для атрибуции памятников стало визуальное изучение стилевых >собенностей сохранившихся росписей, а также иллюстративного материала, шисей интерьеров, воспоминаний очевидцев в том случае, когда стенопись не :охранилась до настоящего времени. При анализе широко использовался :равнительный метод. В качестве аналогий привлекались гравюры белорусских и храинских изданий, иконы могилевских мастеров.

Научная новизна и практическая значимость работы. Данная работа :вляется одной из первых попыток исследования развития стенописи в восточных >айонах Белоруссии в XVII-XVIII веках. Обращение к данной теме предполагало ;ыявление своеобразия тематики состава, изобразительного языка росписей и ітраження в них процессов формирования стилевых особенностей при включении : обзор наряду с сохранившимися росписями памятников, известных по штературным источникам, и уточнении их атрибуции. В ходе работы іспользовались - результаты проведенных в ряде памятников реставрационных іабот - материалы по истории строительства и декорировкн храмов, как (публикованные, так и хранящиеся в Национальном архиве НЬ, архивах Санкт-Іетербурга, Вильнюса. Из числа последних более 10 были введены в научный (борот впервые. Это позволило включить в исследование 6 новых памятников, 'Пределить время создания отдельных росписей и их состав, установить імена некоторых мастеров. Однако, в силу специфики исследуемого материала,

заключающейся в том, что он в ряде случаев не дошел в первоначальном виде, далеко не всегда удавалось установить иконографический источник.

Собранный материал позволяет приблизиться к воссозданию объективной картины развития стенописи указанного региона. Он является основой для теоретических разработок. Проведенный на его основе анализ способствует выделению основных этапов развития монументальной живописи восточного региона и тем самым полнее обрисовывает основные тенденции развития художественной культуры Белоруссии. Он может иметь практическое значение в связи с развернувшимися реставрационными работами в ряде памятников Могилевщины и Витебшдшы: найденные документальные свидетельства позволяют снять возникшие при реставрации вопросы с датировкой многослойной живописи, способствуют выработке концепции реставрационного процесса.

Основные положения, выносимые на обсуждение

  1. Стенопись Восточной Белоруссии XVII-начала XVIII века развивалась преимущественно в рамках православной художественной традиции, испытывавшей влияние западноевропейской культуры.

  2. С укрепившими в середине-третьей четверти XVIII века с помощью местных магнатов католическими орденами, высшими иерархами православной церкви было связано активное развитие стенописи в костелах наряду с церквями и формирование ее стилевых особенностей в этот период.

  3. После 17/2 года развитие стенописи восточного региона Белоруссии происходило в условиях активного взаимодействия с русской художественной культурой.

Апробация. Основные положения, выносимые на защиту, нашли отражение в статьях, посвященных памятникам монументальной живописи Восточной Белоруссии. Они опубликованы в научных сборниках и периодических изданиях. Они изложены также в докладах на научных конференциях: «Символика в контексте восточно-славянского барокко» (Минск, декабрь 1989), аспирантов и соискателей (С.-Петербург, Гос. Эрмитаж, декабрь 1994); «Филевские чтения» (Москва, май 1995).

Структура работы. Рассмотрение росписей проводилось в хронологической последовательности, позволяющей отчетливо проследить эволюцию их художественного стиля и определившей структуру работы.

В первой главе рассмотрены памятники стенописи православных храмов XVII - начала XVIII века. В двух разделах второй главы исследуется стенопись церквей и костелов середины - третьей четверти Х\'Ш века. В третьей главе прослежено развитие стенописи Восточной Белоруссии после ее присоединения к России (1772). Каждой из глав предпослан обзор особенностей историко-культурной ситуации. Итоги исследования подведены в заключении. Дается список использованной литературы. В приложение включен также список памятников с указанием времени создания, материальной характеристики, фундаторов, конфессиональной принадлежности, авторов

фхитектурного решения и росписей, состояния на 1995 год. Порядковые номера іамятников в этом списке отражены на прилагающейся карте. В соответствии со :писком иллюстраций пронумерованы фотографии памятников в альбоме, вставляющем вторую часть работы.