Введение к работе
Актуальность исследования. Римский декоративный рельеф наряду с портретом, статуарной пластикой, историческим рельефом является важной составляющей частью римского изобразительного искусства. Время его возникновения, конец II в. до н.э., неразрывно связано с эпохой формирования римского художественного рынка. Характерной особенностью стало то, что создателями римского декоративного рельефа были греческие скульпторы и их мастерские. Греческие мастера, главным образом аттические, часто подписывали произведения, указывая свое афинское происхождение и тем самым свидетельствуя о принадлежности к великой художественной традиции. В европейском искусствознании этих мастеров стали называть неоаттическими, выполненные ими и схожие по стилю и тематике декоративные рельефы получили то >ке определение. Неоаттические рельефы способны предоставить разнообразный материал для разработки темы стилистических тенденций в римском декоративном рельефе I в. до н.э. - I в. и для решения проблемы того, каким образом греческие образцы были отражены в копиях, версиях или адаптациях. В этом отношении неоаттические рельефы еще недостаточно полно изучены, что определяет актуальность настоящего исследования.
Часть рельефов из коллекции Эрмитажа не была прежде опубликована, а в целом они никогда не рассматривались в совокупности как однородный стилистический материал. Это дает возможность пересмотреть утвердившиеся каноны классификации и анализа неоаттических рельефов. Хронологически неоаттические рельефы из Эрмитажа охватывают диапазон от эпохи позднего эллинизма (I в. до н.э.) до римского императорского времени (II в.), поэтому позволительно говорить о самостоятельной коллекции декоративных рельефов Эрмитажа. Они демонстрируют в полноте типы памятников, композиции, изменяющийся характер моделировки и
техники исполнения.
, Цель работы заключается в реконструкции метода неоаттических мастеров путем сопоставления композиционных особенностей рельефов и критического рассмотрения сложившейся традиции их изучения. При этом ставятся следующие задачи: выявить греческие прототипы в повторениях римского времени и, по возможности, реконструировать образцы греческой скульптуры (произведения конца VI - начала V вв. до н.э., работы таких выдающихся мастеров поздней классики как Скопас, Пракситель, Лисипп или творения эллинистического времени); уточнить локализацию копируемых образцов; определить самобытность римских памятников; атрибутировать рельефы коллекции Эрмитажа.
Методологически работа построена на сравнительном анализе конкретных памятников с учетом их иконографии, типологии и материала. Комплексный подход в исследовании должен помочь восстановить сам неоаттический метод создания декоративных рельефов и выявить характерные особенности их восприятия.
Источниковедческой базой диссертации явилось собрание римских декоративных рельефов из мрамора, хранящихся в Отделе античного мира Государственного Эрмитажа. Анализируются только декоративные рельефы с изобразительными мотивами, орнаментальные рельефы не входят в обзор. В качестве аналогий рассматриваются основные типы рельефов из крупнейших музейных коллекций. Для воссоздания метода и процесса работы неоаттических мастеров привлекаются памятники античной торевтики, мепкой бронзовой и глиняной пластики, глиптики. Широко использованы сведения о мастерах и памятниках из античных письменных источников.
Научная новизна работы определяется следующими результатами:
- проведен комплексный анализ разных типов памятников,
составляющих многообразие римского декоративного рельефа. Рассмотрение рельефных плит-картин (пинак) дополнено введением в научный оборот отечественного искусствознания таких определений декоративного рельефа как мраморные диски (вид oscilta) и плиты-метопы, части декоративного цикла.
расширено понятие "декоративный", объяснена связь декоративных рельефов с архитектурной средой частного жилища и малыми архитектурными формами.
- кокретное исследование материала связывается с культурно-
историческими особенностями эпохи с такими важными составляющими
как эстетические воззрения Горация и Цицерона.
выделенные стилистические группы (рельефы с менадами, архаистические рельефы, рельефы с сатирами) рассмотрены на фоне других категорий античного изобразительного искусства, в том числе впервые широко привлекаются памятники торевтики из южнорусских курганов, образцы мелкой пластики, глиптики.
критически рассматривается вопрос о роли "книг образцов" в скульптуре, выявлена закономерность того, как образцы греческой круглой скульптуры были адаптированы на рельефах. Прослежено формирование метода неоаттического мастера по созданию образов рельефа - метода художественного инверсирования исходной модели круглой пластики.
- в ходе исследования архаистических рельефов определен
архетип, восходящий к греческим позднеархаическим образцам,
обосновано предположение об отражении в римских архаистических
сценах спора за треножник композиций дельфийских памятников
(фокейского посвятительного дара и фронтона сокровищницы
сифносцев), что позволило расширить локализацию копируемых
греческих образцов. Показано отражение в образах неоаттических
менад произведений Скопаса и Праксителя. Реконструированы
декоративный цикл из рельефов-метоп на тему кратера Боргезе,
афинский сатир Лисиппа и позднеэллинистическая группа "Рождение
младенца Диониса из бедра Зевса*.
атрибутированы с точки зрения стилистической и хронологической принадлежности мраморные декоративные рельефы коллекции Эрмитажа.
объяснена самобытность римского декоративного рельефа, заключающаяся в создании новых видов (мраморные сосуды и подножия канделябров, диски, плиты-метопы в архитектурном убранстве частного жилища) и в наделении традиционных типов композиций (шествие богов, спор за треножник) новым содержанием, созвучным историческим событиям.
создание римского декоративного рельефа охарактеризовано в целом как сложный процесс, в котором неоаттические мастера в рамках эклектичной и ретроспективной тенденций использовали знаменитые образцы разных эпох. Таким образом определено важное значение этого материала как источника для реконструкции утраченных произведений греческой скульптуры.
Практическая значимость заключаются в том, что материалы и выводы, предложенные в диссертации, а также методы изучения этого вида изобразительных источников римского искусства будут способствовать более широкому включению неоаттических рельефов в круг исследований по проблемам взаимодействия греческой и римской культур, проблемам восприятия Римом греческого художественного наследия. Настоящее исследование может быть использовано при составлении каталогов римской скульптуры, при разработке вузовских курсов по искусству позднеэллинистического - римского времени", при организации музейных экспозиций, а также в научной и популяризаторской деятельности.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях Отдела античного мира Государственного Эрмитажа; на научных конференциях: "Античный полис: проблемы города в развитии культуры" (Ленинград, Государственный Эрмитаж, 1985), "Греки в Италии: 12 веков
древнегреческой. культуры на Апеннинском полуострове" (Ленинград, Государственный Эрмитаж, 1987), "Герой в античной культуре" (Ленинград, Государственный Эрмитаж, 1988)", "Проблемы археологии и истории Боспора. К 170-летию Керченского музея древностей" (Керчь, Государственный историко-культурный заповедник, 1996); на чтениях памяти В.Ф.Левинсона-Лессинга (Санкт Петербург, Государственный Эрмитаж, 1994, 1996), чтениях памяти Б.Б.Пиотровского (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж, 1997), Алпатовских чтениях (Москва, Российская Академия художеств, 1992), на научных чтениях "Гораций и его время" (Санкт Петербург, Государственный Эрмитаж, 1993); в докладах в университетах Франкфурта-на-Майне, Мюнстера, Фрайбурга, Берна, Генуи, Нью-Йорка, в Обществе друзей и меценатов Музея слепков (Берлин), в Метрополитен-музее (Нью-Йорк).
По теме диссертации опубликовано 11 статей и сообщений.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и приложения, которое включает альбом иллюстраций.