Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Произведения берлинских скульпторов первой половины XIX века в Петербурге Карчева, Елена Ивановна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Карчева, Елена Ивановна. Произведения берлинских скульпторов первой половины XIX века в Петербурге : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 07.00.12 / Санкт-Петербургский ун-т.- Санкт-Петербург, 1997.- 25 с.: ил. РГБ ОД, 9 98-3/764-1

Введение к работе

Актуальность исследования. В последние годы заметно возрос интерес зарубежных ученых к памятникам берлинской пластики XIX века в музеях Петербурга и его пригородов. Некоторые из них упоминались в трудах таких современных немецких искусствоведов, как П.Блох и Х.Бёрш-Зупан; лучшие произведения Рауха из русских собраний включены в обширный каталог его работ, опубликованный в 1996 г. Ю. фон Симеон. В отечественной научной литературе 1980-х — 1990-х годов — в статьях МЯ.Либмана, Б.И.Асварища, В.Я.Юмангулова, Е.В.Карповой — рассматривались, к сожалению, только отдельные произведения прусских мастеров. Многие незаурядные по замыслу и исполнению статуи и бюсты не попали в поле зрение русских и иностранных исследователей, остались неопубликованными, хотя без них сложно в полной мере оценить мастерство целого ряда берлинских скульпторов и объективно судить об их творчестве; без работ, созданных для русских заказчиков, общая картина развития немецкой скульптуры XIX века будет неполной. В настоящее время даже за рубежом отсутствуют монографии, посвященные, например, жизни и деятельности братьев К. и Л.Вихманов, Э.Вольфа; не существует также ни одного труда, обобщающего сведения о немецкой и, в частности, берлинской пластике в России. Необходимость внимательного и комплексного изучения этих памятников не вызывает сомнения.

Цели и задачи исследования. В первую очередь, представлялось целесообразным, опираясь на малоизвестные и вновь обнаруженные архивные данные, проследить как можно подробнее историю создания наиболее значительных работ прусских мастеров с момента получения ими заказа до прибытия произведений на берега Невы; требовалось выяснить место, которое они занимали среди других предметов искусства во дворцах русской столицы. Необходимо было также определить, какое значение в творчестве немецких мастеров имели созданные для петербургских заказчиков статуи и

бюсты, дать им оценку с точки зрения их художественной , а в некоторых случаях и исторической ценности.

Методика исследования. В диссертации широко использовались архивные источники (материалы Росийского государственного исторического архива и архива Эрмитажа в Петербурге, Государственного архива Российской Федерации в Москве). На основе изучения, сопоставления и анализа многочисленных описей, счетов, отчетов по "вояжам" особ царской фамилии за границу и других документов, составленных в канцелярии министерства Императорского Двора, Придворной Конторе, Кабинете Его Императорского Величества и в личных канцеляриях членов императорской и великокняжеских семей, удалось собрать интересные сведения не только о сохранившихся, но и о ныне утраченных произведениях. В ходе исследования неоднократно привлекались акварели и живописные картины, запечатлевшие петербургские интерьеры прошлого столетия: эти изображения нередко служили своеобразными иллюстрациями к рукописным описям и в ряде случаев уточняли их сведения. Мемуарные и публицистические статьи русских и немецких авторов первой половины XIX века открыли нам дополнительный источник новых фактов и суждений современников о берлинских скульпторах и их творениях.

Научная новизна. Многочисленные произведения берлинских скульпторов первой половины XIX века, доставленные в Петербург еще при жизни их создателей, впервые стали объектом специального изучения. В научный обиход введены ранее не публиковавшиеся архивные документы, большинство из которых относится непосредственно к памятникам, сохранившимся до настоящего времени. Это позволило подробно рассмотреть историю заказа и создания более чем тридцати статуй и бюстов, а также проследить их судьбу в русской столице; выделить имена наиболее популярных здесь прусских мастеров — Рауха, братьев Вихманов, Вольфа. Впервые за-

трагивается тема, посвященная формированию в середине прошлого века отдельного зала современной западноевропейской скульптуры в императорском Эрмитаже.

Практическая ценность исследования. Сведения, приведенные в диссертации, способны помочь в подготовке и составлении каталогов скульптуры XIX века (в частности, обнаруженные нами данные о некоторых произведениях Рауха уже включены в упоминавшийся выше каталог Ю.фон Симеон и легли в основу каталога немецкой скульптуры конца XVIII — начала XX веков в собрании Эрмитажа, над которым сейчас работает автор . диссертации). Результаты исследования можно использовать при создании общих трудов, посвященных русско-немецким художественным связям XIX века, а также истории коллекционирования предметов искусства в России. Материалы диссертации могут быть полезны в экскурсионной и лекционной практике.

Апробация исследования. Диссертация обсуждена и одобрена на заседании Отдела истории западноевропейского искусства Государственного» Эрмитажа. По теме диссертации были прочитаны доклады в Эрмитаже на научных конференциях: "Новые атрибуции, открытия, находки" (1994), "Коллекционеры и меценаты в Санкт-Петербурге. 1703-1917" (1995), "Эрмитажные чтения памяти В.Ф.Левинсона-Лессинга" (1995), на "Лазаревских чтениях" в Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова (1994). Общий объем опубликованных по теме статей — 2,6 п.л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, каждая из которых, в свою очередь, делится на три части, заключения, примечаний к основному тексту, списка использованной литературы (124 работы на русском, немецком, английском и итальянском языках), списка принятых сокращений, а также приложения — альбома, содержащего 60 иллю-