Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Образ Петергофа эпохи романтизма Лосева, Анастасия Станиславовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лосева, Анастасия Станиславовна. Образ Петергофа эпохи романтизма : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 07.00.12 / МГУ им. М. В. Ломоносова.- Москва, 1997.- 21 с.: ил. РГБ ОД, 9 97-4/3968-5

Введение к работе

Актуальность се"'}. Постройки Петергофа названной эпохи до сих пор рассматривались линь изнутри творчества того или иного архитектора. Но какие связи образуют они внутри общей.архитектурной среды, возникшей в эпоху романтизма и как эта последняя взаимодействует с ансамблем предшествующей поры - эти отношения, в сущности, не анализировались. А поэтому образ Петергофа в синхронном существовании - не охарактеризован. Не осмыслена одна из самых ярких страниц его истории, ведь здесь в это время представлены практически все "звезды" архитектурного интеллекта, а ^территория ДБорцово-паркового ансамбля и города увеличивается практически втрое.

Петергоф эпохи романтизма любопытен и кик пример ансамбля, создававшегося совместными усилиями заказчиков и архитекторов. При нынешнем внимании архитектуроведческой мысли к фигуре заказчика этот пример оказывается особенно интригующим.

Тем более, что заказчиками Петергофа являются: члены императорской семьи. При том пристрастной интересе, которкм сейчас окружена царская фамилия, пример Петергофа содержим возможность всесторонне рассмотреть вкусы и характер их воздействия на формирование облика к образа главной из резиденций.

Наконец, необходимо заметить, что Петергоф как архитектурный ансамбль в диалоге со своим историческим первообразом' -один из саных ярких феноменов романтической эпохи, а потому оез целое гной картины ансамбля незавершенным остается и образ :>!тохл я существующих научных "диспозициях".

Сі1СТі1?йЛ'і?_^"і11-іга- '' печным исследованиям Петергофа отно-'' -; х'-ул-.г-л.^я руояжа Х/Х—XX 8Єі.<ов, например, знаменитые

описания А.Гейрота и Измайлова! *). Среди них выделяется статья А.Бенуа, где петергофская архитектура рассматривается как проявление воли заказчика. В историко-социологическом аспекте изучают Петергоф ученые 1920-ых годов, например, К.Большева и П.Столпянский. Благодаря им становятся доступны сведения об усадьбах и деревнях вокруг Петергофа, о самом городе.

Новым этапом в изучении Петергофа можно назвать 70-ые годы. Такие исследователи, как М.Андреева и Т.Петрова рассматривают петергофскую архитектуру с точки зрения стиле и формообразования. Особенное внимание уделяется постройкам А.Штакен-шнейдера.

В 1982 году издается архитектурный путеводитель по пригородам Ленинграда, где описание петергофских построек XIX века впервые соседствует с анализом памятников предыдущего столетия. С конца 70-ых годов в исследованиях Е.Кириченко, Е.Борисовой, И.Батажкова, петергофские постройки рассматриваются е широком контексте архитектуры середины и второй половики XIX века. На их примере иссследуются узловые проблемы стиля эклектики. Значительное внимание уделяется готике 1830-1850-ых годов, а, соответственно, творчеству А.Иенеласа. В диссертации М.Нащокиной впервые предложена интерпретация Петергофа эпохи романтизма как целостного комплекса.

В более поздних работах тех же авторов заметно стремление увидеть в этой архитектуре памятник, характеризующий мировоззрение эпохи. В этот момент естественно оживляется интерес к заказчикам петергофского строительства. Последние исследования о петергофских постройках, такие, как работа Т.Каряккной, посвящены конкретным проблемам и памятникам. С другой стороны, работы петербургских историков н искусствоведов, например, С.Горбатенко и В.Коренцвита, утверждают принцип целостного

(*) Инициалы автора неизвестны.

краеведческого воссоздания петергофской архитектурной среды.

При всем том, еще не предпринимались попытки выявить в петергофских планировках и строительстве эпохи романтизма идеи концептуального характера. Кроме того, Петергоф до сих пор рассматрлязлся изолированно, в то время как он является частью известного ряда императорских резиденций, что само по себе позволяет рассмотреть Петергоф в более разветвленных контекстуальних связях.

Границы исследования. Хронологически - это начало и конец царствования НиколаяІ. Пространственно - основные императорские резиденции этого времени.

Цель исследования. Изучение жизненной среди эпохи романтизма .

Задачи исследования. 3 соответствии с поставленной целью задачи исследования сводятся к следующему:

Выявить с наизысаей полнотой круг лиц, влиявших на формирование образа Петергофа в избранный период, и соответственно черты биографии и характера заказчиков, которых гак или иначе сказались на облике ансамбля.

Проанализировать связь резиденции НиколаяІ с тем Петергофом, который унаследован от предиествующих эпох.

Покптъ роль Петергофа в ряду петербургских пригородных резиденций, какими они представали в эпоху романтизма.

Рассмотреть Петергоф в кругу императорских резиденций означенной эпохи.

Методика исследования предполагает:

биографический подход, включающий использование писем, дневкиков и сзидетельств современников, редко привлекающихся в архитектуроведческих работах.

краеведческий, позволяющий точнее и конкретнее просле-гя~'> с?чзс ягнятника с окружающей его природной, архмтектур-.'.'. (іч.гіо;. її культурной лреяой.

- семиотическое истолкование архитектуры, допускающее интерпретацию дворцово - паркового ансамбля как текста, читавшегося его создателями и жителям иначе, чем сторонними посетителями.

В работе использованы архивы ГРБ, ГПВ им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, ЦГАДА, петергофского дворца-музея, алупкинского дворца-музея.

Ноэизна исследования: Петергоф впервые рассматривается как центр большого мира императорских резиденций эпохи романтизма. Прочерчиваются его связи с соседними и отдаленными дворцово -парковыми ансамблями. Благодаря такому подходу возникает возможность представить императорские резиденции как элементы в развивающейся системе "текст — контекст". Делается попытка реконструировать полагаемую этими резиденциями картину мира с точки зрения их жителей.

Практическая ценность диссертации обусловлена многообразием использованных источников: архитектурных, изобразительных, литературных и мемуарных. Работа может способствовать решению чисто архитектуроведческих вопросов, в частности, проблем преемственности архитектуры романтизма по отношению к архитектуре предшествующих этапов. Спектр работ, в которых могут быть использованы выводы или научный материал, содержащиеся в диссертации довольно иирок: это и культорологические издания, и специально исторические, литературоведческие, биографические к краеведческие исследования. Опыт предпринятой работы может быть небезынтересен для изучения русско - германских связей первой половины XIX века.

Апробация. Многие положения диссертации были обнароданы ка конференциях. Они также содержатся в статьях опубликованных и принятых к печати (список статей прилагается).

Структура работы. Диссертация состоит из вступления, '.>:«-