Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Монументальная живопись М.В. Нестерова Климов, Павел Юрьевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Климов, Павел Юрьевич. Монументальная живопись М.В. Нестерова : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 07.00.12.- Санкт-Петербург, 1994.- 25 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования. Михаилу Васильевичу Нестерову (1852-1942) посвящена обширная литература. Монографии, статьи, опубликованные письма и воспоминания художника дают как будто всестороннее представление о его творческом облике. Высоко оценивая значение этих трудов, нельзя, вместе с тем, оставить без внимания то обстоятельство, что после 1917 года религиозно-философские аспекты нес-теровского наследия по известным причинам мало занимали специалистов. И более всего не повезло Нестерову-монументалисту. Сложилась парадоксальная ситуация: один из немногих в истории русского искусства крупных художников, занимавшихся профессионально росписями храмов, до сих пор не заслужил подробного исследования этой стороны своей деятельности. Данный факт тем более печален, что скепсис специалистов относительно сделанного Нестеровым в области церковной живописи содействовал гибели ряда произведений мастера. Пока государственные музеи ревностно собирали сюжетные картины, пейзажи и портреты Нестерова, из храмов бесследно исчезли десятки написанных им образов. В то время как выходили монографии о художнике, устраивались его выставки, со стен превращенной в склад церкви Св. Александра Невского в Абастумани (Республика Грузия) осыпалась нестеровская живопись. Монументальные росписи, эскизы к ним, составлявшие обширную часть созданного художником, оставались преимущественно достоянием немногих знатоков. Ситуация последних лет,легализовавшая наметившуюся в отечественной науке в 1960е-1970е годы ревизию многих представлений о процессах в культуре рубежа 19-20 веков, позволяет по-новому взглянуть на церковные работы Нестерова и найти им место в контексте русского искусства того времени. Состояние исследования проблемы. Монографически монументальное творчество Михаила Нестерова рассматривается впервые. Ранее доволь-

но значительное место ему уделили в своих трудах С.Н.Дурылин,

А.И.Михайлов и й.й.Никонова.

Дурылин закончил рукопись книги "Нестеров в жизни и

творчестве" в 1953 году. При работе над нею, помимо документальных

материалов, он использовал свои многолетние записи бесед с художні

ником. Близкая жанру беллетризированной биографии, книга содержала ряд ценных наблюдений и свидетельств. Отдельной главой в ней рассматривались церковные произведения Нестерова. Параллели им Дурылин справедливо находил в творчестве английских прерафаэлитов, Шви де Шаванна и немецких символистов. Очевидная "западная" ориентация, стремление к независимому от православных канонов творчеству отличали, по Дурылину, работы Нестерова, например, от работ В.М.Васнецова. Как о высшем достижении художника в области церковно-монументального искусства Дурылин писал, и вполне обоснованно, о росписях церкви Покрова Богородицы Марфо-Мариинской обители в Москве.

В композициях алтаря, по его мнению, Нестеров "ближе всего... по-

2 дошел к классическим нормам монументальной живописи".

Важное значение имел выход в 1958 году фундаментальной монографии А.И.Михайлова, Строго руководствуясь современной ему научной методологией, автор дал не только хронологически последовательное и весьма подробное изложение творческого пути художника, но и поместил в своем труде сводный каталог всех известных несте-ровских произведений. Михайлов первый проанализировал идейные истоки феномена русской церковной живописи рубежа 19-20 вв. Правда, сама идея возвращения "к... расцвету искусства средних веков на

  1. Дурылин С.Н. Нестеров в жизни и творчестве. М., 1976

  2. Дурылин С.Н. Указ. соч. С.211

  3. Михайлов А.И. Михаил Васильевич Нестеров. Жизнь и творчество. М., 1958

ючве религиозной идеологии" рассматривалась исследователем кас

іеакционная, уводившая от реалистического творчества. Симптомагич-

[о, что Михайлов впервые в историографии поставил вопрос о влиянии

іа церковные произведения Нестерова модерна, в те годы "опального"

:тиля.

2 Монография И.И. Никоковой, вышедшая'в 1984 году,. как и

шга Дурылина, не являлась исследованием строго научным, но она давала довольно концентрированное представление о "нестерововеде-ши" последних десятилетий. Страницы, посвященные церковным росписям Нестерова, в ней немногочисленны.* По Никоновой, работа для церкви не привела художника к значительным творческим завоеваниям. Отличалась суровостью даже оценка Никоновой живописи Марфо-Мари-хкской обители. Делая оговорку в отношении композиции "Путь ко Христу", об остальных росписях, традиционно считавшихся вершиной монументального творчества художника, она писала: "Росписи в самой храмовой части, исполненные на тему евангелических сюжетов, несмотря на известные колористические достоинства, ке представляются сейчас сколько-нибудь значительными. Они нарочиты, а порой внут-

ренне неубедительны". Это последнее утверждение вступало в явное противоречие с мнением подавляющего большинства исследователей.

Статья А.А.Русаковой, предварявшая публикацию в 1988 г. избранных писем Нестерова? оказалась очень своевременной. В ней тезисно были очерчены новые подходы к изучению нестеровского насле-

  1. Михайлов А.И. Указ. соч. С.88

  2. Никонова И.И. Михаил Васильевич Нестеров. М., 1984

  3. Никонова И.И. Указ.соч. С.127

  4. Нестеров М.В. Письма. Избранное (вступительная статья, составление, комментарии А.А.Русаковой). Л., 1988

4 дня. Важное значение имела констатация связи творчества Нестерова с модерном. Если ранее исследователи говорили о влиянии "нового стиля" на художника, то Русакова прямо назвала Нестерова "представителем. .. сдержанного, смягченного варианта модерна", "типично

русского, основанного на тщательных натурных штудиях". Не разграничивая резкой чертой две ипостаси мастера, станковиста и монументалиста, Русакова связала изменения в творчестве Нестерова 1890-ых годов с его интенсивной работой в качестве церковного живописца. "Сплав византинизма с модерном", рожденный кистью художника во Владимирском соборе, рассматривается ею не только как результат переработки внешних влияний, но и как следствие серьезных исканий мастера в других жанрах. Как о высшем достижении Нестерова в области монументальной живописи Русакова отозвалась о росписях Марфо-

Мариинской обители, где он "сумел создать нечто цельное и самосто-

ч
ятельное в художественном отношении'. '

Таким образом, осознание значительности достижений Нестерова в области церковной живописи стало фактом сегодняшнего дня и позволило выделить монументальное творчество художника в объект для специального исследования.

Цель работы. Цель диссертации - исследование монументальной живописи М.В.Нестерова и определение ее места как в контексте творчества художника, так и среди современных ей явлений русского церковно-монументального искусства.

Задачи. Задачами исследования являются: 1. Поиск и изучение источников, позволяющих воссоздать объективную

  1. Нестеров М.В. Указ. соч. С.7

  2. Там же. С.8

  3. Там же. СЮ

  4. Там же. СИ

Б."

картину церковно-монументального творчества Нестерова.

  1. Реконструкция истории работы художника над главными монументальными произведениями; установление и уточнение датировок на основе анализа изобразительных и письменных источников:

  2. Выявление внутренней логики эволюции Нестерова-монументалиста путем стилистического анализа произведений.

Объект исследования. Объектом исследования является монументальное творчество Михаила Нестерова. В центре внимания - росписи художника во Владимирском соборе в Киеве, в церкви Св.Александра Невского в Абастумани и в церкви Покрова Богородицы Марфо-Мариинской обители в Москве. Наряду с ними в диссертации также анализируются менее значительные работы - мозаики храма Воскресения Христова в Петербурге и иконостас для Троицкого собора в г.Сумы. Особое место отводится эскизам к церковным росписям. Главным образом, рассматриваются материалы, хранящиеся в отделах русского рисунка Государственного Русского музея и Государственной Третьяковской галереи. Новизна исследования. На основе комплексного изучения литературы о художнике, изобразительных и письменных источников, в диссертации впервые монографически исследуется проблема церковно-монументального творчества Нестерова. Практическое значение.

  1. Полученные результаты позволяют внести значительные изменения и дополнения в каталог произведений М.В.Нестерова.

  2. Исследование письменных источников проливает свет на технологию работы Нестерова над росписями в Абастумани. Это может облегчить и скорректировать планируемые мероприятия по их реставрации.

  3. Рассмотрение крупнейших монументальных работ Нестерова как целостных ансамблей, раскрытие глубокого единства их идейной и художественной составляющих, существенно дополняют представления о проблеме синтеза в русском искусстве рубежа 19-20 вв.

4. Через исследование монументального творчества Нестерова в диссертации проводится тезис о значительности феномена русской церковной живописи рубежа 19-20 вв., что должно послужить дополнительным толчком к более целенаправленному ее изучению, охране и реставрации.

Методика исследования обусловлена целью и задачами работы." Монументальные произведения Нестерова рассматриваются в хронологическом порядке. Вначале на основе документальных источников воссоздается история создания памятника, а затем осуществляется его анализ В соответствий с этим, главы, посвященные творчеству Нестерова, делятся на два параграфа.

В диссертации используются архивные материалы из Российского государственного исторического архива (РГИА), Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЖ), сектора ру кописей Государственного Русского музея (СР ГРМ), отделов рукописе: Государственной Третьяковской галереи (ОР ГТГ), Российской государственной (ОР РГБ) и Российской национальной (ОР РНБ) библиотек, фототеки Государственного Русского музея и фотоархива Института материальной культуры Российской Академии наук. Апробация. В 1991 г. автором диссертации на итоговой научной конференции в ГРМ был прочитан доклад о росписях Нестерова в Абасту-мани. Тезисы опубликованы. Этой работе художника посвящены статьи, напечатанные в журнале "Мир музея" (1993,N5) и в научном сборнике С.-Петербургского Государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина Российской Академии художеств (СПб.,1993), а также статья в готовящемся к выходу ежегоднике "Памятники культуры. Новые открытия, 94". Статьи по материалам, вошедшим в диссертацию, включены в формирующийся номер журнала "Музеи России", в очередные научные сборники ГРМ и Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина.

Структура и объем диссертации. Работа объемом 2?Л страницы машинописного текста состоит из введения, четырех глав, заключения, примечаний, списка использованных архивных материалов и списка использованной литературы.