Введение к работе
Актуальность иссльдованкя. При изучении древних культур ис-ледователю приходится работать с отдельїїими памятниками, ірагмен-арно представляющими развитие отдельных областей художественного ворчества. Для изучения культуры древней Месопотамии отсутствие омплекскного материала особенно ощутимо. На этом фоне значение ллптики для истории искусства данного региона является исключи-елышм. Произведения глиптики - резные каменные печати - представ-яит наиболее полішй на сегодняшний день комплекс художественных амятников, который дает редкую возможность проследить развитие того вида искусства на протяжении нескольких тысячелетий; это де-ает месопотамские печати ценнейшим историко-культурным источником, охраняя ряд общих характеристик, обусловленных назначением и зна-енкем этих предметов, изображения на них претерпевали формальные вменения, отражавшие переиены в религиозных представлениях, этни-вской ситуации и социальной структуре. Печати были связаны одно-ременно с основополагающими представлениями, культовой практикой : официальными институтами, отражали основные исторические и куль-урные процессы. Глиптика в Месопотамии - по крайней мере, в Ш тыс. ,о н.э.- была тем материалом, на котором производились отбор иконо-рафических мотивов и поиски композиционных решений. Для некоторых іеркодов, в первую очередь для времени правления династии Аккада, іечати являются практически единственным свидетельством о культуре 'лохи и позволяют проследить и реконструировать изменения в худо-[єстбєішой традиции в делом, компенсируя в некоторой степени отсут-ітвие иных источников.
Ценность памятников глиптики как историко-культурного источни-& определяет то внимание, которое уделяется им исследователями >азных профилей - историками, религиоведами, литературоведами. Но ;о сих пор изобретения на печатях практически не рассматривались сак произведения изобразительного искусства. Это обусловливает необходимость акцентировать именно художественные особенности данных іш&ітников, проанализировать их формальные характеристики v. просле-у<ть стилевую эволюции.
Предметом исследования являются произведения глиптики Ранне-династического /ІШИХ1У вв.до н.э./ и Аіскадского /ХлІУ-ХШ вв.до н.э./ периодов - двух последовательных этапов месопотамской цивилизации, которые, несмотря на разницу в продолжительности, могут считаться равнозначными по их вкладу в развитие культуры региона. Ь jx зультате развития шумерской традиции и на ее базе в эпоху правленні аккадской династии Саргонидов сложилась культура, оказавшая устойчі вое и продолжительное влияние на дальнейшее развитие древнего Ближнего Востока. Именно эти периоды дали образцы глиптики, которые копировались и стилизовались мастерами последующих веков. Однако особый стиль изображений, .сформировавшийся в первой половине и достигший зрелости в третьей четверти Ш тыс.до н.э., не получил дальнейш. го развития и уже к началу Е тыс.до н.э. превратился в жесткую схеї
і«!атериалом для исследования послужили произведения глиптики, опубликованные в специальных работах и каталогах музеев и частных собрании, а также памятники из коллекции Государственного Эрмитажа
Пели и задачи исследования. Главной целью работы является исс дование памятников глиптики Месопотамии как произведений изобразительного искусства. Дри этом рельефные изображения на печатях л от тисках должны рассматриваться прежде всего как неотъемлемая часть самих предметов, неоднозначных по назначению и специфических по ев ему значению. Это определило выделение следующих задач:
охарактеризовать условия существования данных предметов при onps лении наиболее принципиальных особенностей отношения к веща воос в древних культурах;
описать функции печатей, определить связанные с ними представлеь к рассмотреть взаимосвязи назначения, значения и изображении на этих предметах;
дать общую характеристику культурно-исторического контекста суц< вованкя памятников глиптики в Ш тыс.До н.э., акцентировав при э' преемственность цумерской и аккадской культур;
показать эволюцию изображений на печатях по историческим эпохам проанализировать характерные иконографические и стилистические особенности основных групп памятников, определить направление р вития в построении изображений;
показать изменение содержания ж значения устойчивых сюжетно-ком аицяонных схем и иконографических типажей.
Научная новизна настоящего исследования определяется прежде его тем, что памятники глиптики древней лесопотамии впервые рас-атриваются именно как произведения изобразительного искусства, к торым применимы критерии формального анализа. При этом изображения .осмотрены в связи с особенностям* значения и назначения печатей к при специфических условиях бытования этих вещей, так и на кон->етном историко-культурном фоне. Внимание обращается на такие ас-ікти, которые ранее не становились предметом специального анализа ш рассматривались в ином контексте.
Практическая ценность диссертации. Материалы и выводы исследова-ш могут Сыть использованы при разработке различных проблем истории культуры Месопотамии и Древнего Востока, в образовательном процес-з при подготовке и чтении общих и специальных лекционных курсов, ж создании учебных пособий, а также в практической музейной работе зи атрибуции памятников.
Аптюбапия исследования. Основные положения диссертации были из-эжены в докладах на Научных сессиях (ДНУ ям.В.Й.Ленива /апрель 1995 1996 г./, научной конференции "Сергеевские чтения" /МГУ, йсторичэ-кий факультет, январь 1997 г./ и в спецсеминаре в ЫГУ им.М.В.Ломо-осова, в опубликованных и принятых к публикации статьях, а также ис-ользоЕалисъ при чтении автором лекционных курсов в ряде московских
у зов.
Структура работа. Диссертация состоит из введения /вкличаодего сториографлческий очерк/, грех глав, заключения, списка сокращений, иблиографии и иллюстративного приложения.