Введение к работе
—-. ^Інализ изобразительных приемов рисунка обусловлен несколькими взаимосвязанными причинами: активизацией использования различных изобразительных форм в современном искусство (и в ЭТОы вида творчества в частности), необходимостью выявления роли изобразительных приемод в творческом процессе, необходимостью выявления истины в связи с рядоы спорных утверждений и определэний, прямо или косвенно касаі^цихся использования изобразительных приемов и ииі дих место в различных теоретических работах по искусству.
Важным фактором является и то, что рисунок, будучи основой изобразительного искусства, отразил как в зеркале все нюансы ого исторического развития.
Основная же идея работы заключается в исследовании возможностей изобразительно-выразительных средств искусства изображения на плоскости с помощью метопа структурного анализа, суть которого - рассмотрение "целого" как совокупности составляющих.
В данном случае "целое" - ото Изобразительно-выразительные. средств0 как комплекс, состоящий из технических, пластических, композиционных и образных средств. Как мы считаем, это средства при помощи которых.формируются конкретные качества любого произведения искусства. Используемые вариантно в виде приемов в синтезе друг с другом они способствуют созданию бесконечного многообразия форм в искусстве.
Различное :ке использовение изобразительно-выразительных средств в виде приемов в процессе исторического раэьг.тия искусства (в указанном сочетании) способство"ало возникновению характерных изобразительных стереотипив, дающих возможность проследить основные вехи его развития во времени и пространстве.
В целом же ш причли к выводу, что в мире нет ни одного про-
иэводения искусства исполненного без применения системы изобразительных приемов, и чем виртуозней их использование (на всех уровнях без исключения), тем талантливее и удачливее это произведение искусства, тем выше его художественная ценность. '
Однако несмотря на значимость и очевидность факта использования изобразительных приемов в искусстве и осознание его теоретиками (о чем свидетельствуют различные их высказывания по атому поводу) специальных работ, в которых бы всесторонне рассматривались средства искусства с данной точки зрения, в теории искусства до сих пор не имеется.
Б этой связи, учитывая слог.лвшуюся ситуацию и принимая во внимание повышенный интерес современных художников к использованию различного рода изобразительных приемов, и ввиду того, что "... отечественная теория искусства на сегодняшний день явно отстает от эго практики" (Мочалов Л.В. Пространство мира и пространство картины. - М.: Сов.художник. 1983. - С. 3-4) мы посчитали всесторонний анализ использования изобразительно-выразительных средств искусства изображения на плоскости на основе рисунка целесообразны.: и актуальным.
Итеу, объектом исследования являются рисованные произведения
искусства, выполненные в различных материалах и техниках, предме
том - изобразительные приемы рисунка: технические, пластические,
композиционные и образные. =
Задачи исследования:
определение возможностей использования каждой составной игобразительно-выразительных средств рисунка в виде приемов в отдельности;
выявление общих закономерностей использования все . составных изобразительно-выразительных средств рисунка;
определение влияния изобразительных приемов на формообразо-
вание в искусстве изображения на плоскости*,
классификация и систематизация изобразительных приемов рисунка по их типологически!/ признакам.
Гранита исследования обусловлены-анализом использования изобразительно-выразительных средств в.виде приемов в рисунке и очерчиваются интересами, связанными с познанием предмета исследования.
Научная новизна работы заклвчается в том, что в ней впервые рассматривается изобразительный прием как фактор закономерности и объективной необходимости в создании художественного произведения, пересматриваются устоявшиеся представления о некоторых теоретических вопросах, ..асагщнхся использования изобразительно-БЫразительных средств.
Практическая ценность работы состоит в получении нойой информации, использование которой возможно как в образовательных, так и в прикладних целях, а нменно: возможно использованио ряда разработок в качества методического катериала в учебном процессе в художественных вузах, возможно использование изобразительного материала работы в качестве примеров в творческой практике художников-графиков, возможно использование более точной термино-' логии в оценке тех или иных качеств рисунка при рассмотрении различных теоретических вопросов искусства.
Основным положением, которое выносится на защиту, является научное обоснование закономерно: о- и целенаправленного использования изобразительно-выразительных средств искусства в виде приемов в процесса изобразительного творчества.
Реализация и апробация работы выразилась в публикациях по основным вопросам диссертации, доклада:; и сообщениях по теї/е исследования. Научные -ігложення и рекомендации диссертации олроби-рованы на научно-методических конференциях Украинского пслкгра-
фического института им. Ив. Федорова и ЫВХПУ (б. Строгановское).
Материалы диссертации использованы в процессе проведения учебных заданий но рисунку на кафедре оформления и иллюстрации книги УІІИ им. Ив. Федорова.
Структура диссертации обусловлена спецификой рассматриваемой проблемы. Работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованной литературы, приложения с подборкой иллюстративного материала б виде фотографий с графических и живописных работ и списка иллюстраций.