Введение к работе
Актуальность тегы. "зСоанндд тема диссестации поедстав-
матизацт-дэ этих '"атеризлов и оценить последствия, которые
ляется актуальной в теоретическом и практическом аспектах. Гервые послереволуциокные десятилетия существования картинной
они Кь. елл для эру.-ттажного собрания, а такке выявить роль эрмитажных полотен з становлении галерей западноевропейское живописи К'осквы и музеев других республик. Деление бывшего СССР на отдельные государства превратило выданные полотна,' составлявшие своеобразный едины""; окд живописи, созданных, в стране, в собственность других государств. Это определило необходимость указания точного места хранения картин из частик: коллекций, воссоздав эта: целостный организм каждой из них. Проведенная работа призвана наполнить новый период истории эрмитажной картинной галереи реальным содержанием и представить ее в эволюционном развитии.
Степень изученности темы. Тема исследования представляется мало изученной, поскольку процессы, проходившие в картинной галерее Эрмитажа в двадцатые годы, не стали предметом ни одной научной работы. Практически отсутствуют исследовани. посвященные судьбе -частных- коллекций живопис-ч в фондах музея
Цель и метод исследования. Целью исследования является изучение истории поступления и существования в 1920-е годы частных коллекций живописи и их дальнейшей судьбы в музее. Характер этого изучения потребовал системного подхода, который предполагает использование комплексного метода исследования: сочетания работы с документами эрмитажного архива и актами приема на хранение и выдачи картин /в последнем случае, до настоящего времени/ с литературой. Первым этапом стало составление картотеки частных собраний в хондах музея. Затем по актам выдач картин в другие музеи и в Антиквариат - второй картотеки. Их сопоставление позволило восстановить состав частных коллекций на момент их поступления в Эрмитаж и проследить их историю в занчнтелъном временном разрезе. Полученные данные, дополненные неопубликованными материалами архива Эрмитажа,явились основой для обобщения истории существования в нем как частных коллекций так и в целом фонда живописи музея в принципиально новый исторический период. При написании диссертации ставились задачи: - осветить пути попадания картин из частных коллекций в фонды музея в первое послереволюционное десятилетие и после закрытия музеев во дворцах Петрограда - крупнейаих галерей живописи;
выявить принципиальное различие з комплектовании ::ондоз «нвописм Эрмитажа з дозезолюпиокное и послер?волтднокноэ зое-мя;
ПрОСЛеДИТЬ ИСТОрИЮ ПЯТЯ Наиболее ЗКЧЧ'ІТеЛЬННХ СОбр-НИЙ живописи, поступиззих в музей после тэеволюпии: Строгановского, Юсуповского, Шереметевского, Шуваловского и мятлевского;
на основе изменений в музейной политике в рассматриваемый период проследить изменения, произозедлие в судьбе коллекций: охрана памятников искусства после резолюции, вследствии чего концентрация картин з Эрмитаже; идея расширения и создания галерей западноевропейской живописи в союзных республиках и выдачи картин из Эрмитажа, отправка полотен в Антиквариат;
на основании вышеизложенного систематизировать материалы с целью создания картины существования фонда западноевропейской живописи Эрмитажа, потерявзего после резолюции стабильный характер.
Источники. Для работы над темой использованы материалы эрмитажного архива, акты, хранящиеся в Отделе научной документации Эрмитажа и рукописный инвентарь живописи- Отдела западноевропейского искусства музея. Поскольку целью работы явилась систематизация данных, находящихся в фондах музея, она была ограничена документами из названных источников. Кроме того, была использована литература по истории русского коллекционирования западноевропейской живописи, музееведению и существованию картинной галереи Эрмитажа.
Научная новизна диссертации.з целом определяется отсутствием монографического исследования, посвященного истории существования частных картинных галерей в фондах Эрмитажа в 1920-е годы. В диссертации впервые: на основе архивных материалов воссоздается история поступления частных коллекций в фонды музея; систематизируются данные о выдачах полотен, входивших в частные собрания, из Эрмитажа в республиканские музеи /с первых послереволюционных десятилетий до настоящего времени/, а также в Антиквариат; вводятся новые данные о жизни музея в означенный период - административной деятельности, создании экспозиций живописи и так далее; на примере судеб частных коллекций живописи в фондах музея конкретизируется
музейная политика советского правительства.
Тактическая значимость диссертации. Данное исслецовани имеет историке—теоретическое и практическое значение. Оно еп вые целенаправленно осветило историю существования картин из частных коллекций западноевропейской живописи в эрмитажных фондах. Работа имеет большое музееведческое значение, поскольку она построена на основе систематизации большого количества архивных материалов, в том числе, предназначенных для вкутримузейного пользования /в частности, хранящихся в Отделе научной документации Эрмитажа - акты выдач картин на постоянное хранение с 1945 года до настоящего времени/, которые впервые вводятся в научный оборот. Диссертация имеет большое практическое значение, поскольку дает возможность сотрудника музеев иметь сведения о местонахождении картин из каждой кол лекции. Она может быть использована при научной каталогизаци частных собраний живописи, устройстве экспозиций выставок одной коллекции и всего спектра вопросов, возникающих при обращении к их истории и использовании в музейной деятельное Диссертация может послужить отправной точкой для дальнейшего изучения истории музейного строительства в советский пери од.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глаз / последняя глава построена по монографическому принцип и целится на пять разделов, посвященных истории существовани в эрмитажных фондах СтроганоЕской, гісуповской, Шереметевской Шуваловской и Уятлевской коллекций живописи и заканчивающихс списками выданных из них картин/, заключения, списка использ ванной литературы и других источников и приложения, представ ля-зщего собой перечень картин из 82-х частных собраний, выданных из музея, оставшихся за рамками данной работы. /Отметим, что в поле нашего внимания находились лишь полотна, хрэ низзиеся в фондах западноевропейской живописи Эрмитажа/.