Введение к работе
Актуальность исследования. Тема работы, массовая гравюра как художественная система, обладающая своим особым художественным языком, вытекает из признания- этого парадокса. Поскольку простонародная аудитория положительно принимала гравюры, которые просвещенные авторы оценивали как "безобразные" и даже "бессмысленные", ясна связь художественной системы лубка с социальными условиями его существования. Со- циальная обусловленность стиля язляется главной проблемой, стоящей перед данным исследованием.
Народная гравюра как искусство, обращенное к традиционному обществу, должна была пользоваться приемами и методами традиционного искусства. В их число входит использование канона как основы для вариаций, активная интерпретация'образца, введение новшеств в рамки существующей художественной системы. Применительно к лубку, это указывает на необходи-
мость рассмотреть его историю под углом способов; которыми он пользовался при переработке влияний, и вклада, . который эти влияния сделали в эстетику народной картинки.
Цели и задачи исследования. Целью -данного исследования является установление и уточнение особенностей русского лубка как особой формы искусства. Лубок, как правило,-— гравюра с текстом. Исследования последних десятилетий установили взаимосвязи этих двух частей художественной формы и их взаимодействие, которое можно определить как "театрализацию", оживление изображения текстом. Тем не менее, сложность стиля изображений и текстов народной гравюры заставляет обратить особое внимание на многослойную структуру лубка, на элементарные черты и приемы, из которых состоит целое. Взаимодействие элементов художественной формы друг с.другом не может происходить без активного участия зрителей. Их активность направлена-на особую "игру с -лубком", -"в процессе 'которой' произведение "подает знаки" к соответствующим реакциям, "говорит" со зрителем. Реконструкция законов, которым подчинялось бытование лубка,— задача, дополняющая структурный анализ народной картинки.
Основные задачи работы:
-выделение и систематизация элементов художественной
формы лубка; г
-установление художественной природы отих элементов;
-реконструкция этой системы элементов как художественного языка лубка;
-установление взаимосвязей развития лубка как художественной формы с историей русской народной культуры конца 37—конца 19 ев.
Поскольку художественная система лубка складывается из разнородных,, в. основном заимствованных элементов, каждый из. которых обозначает что-то или намекает на что-то посвященному зрителя, и тем самым включается в структуру произведения, будет естественным проанализировать соединение этих элементов как язык. Таким образом, направление анализа можно сформулировать как поиск элементов и уточнение структуры художественного языка.русского лубка.
Методика исследования основана на анализе элементов изображения и текста массовой гравюры, одновременно историческом и типологическом. Она состоит в:
-разделении художественной формы народной гравюры (изоб1 ратения и текста) на ее элементы, выделение внешних влияний,
-историческом.рассмотрении каждого элемента, его развития и места в общей системе,
-анализе восприятия лубка и его подробностей "сзоей",
положительно настроенной аудиторией (высказывания, свиде
тельства, аналогии), " '" '
-реконструкции системы художественных средств лубка,
-описании художественной системы лубка в действии, в культурном контексте,
-выделении наиболее стабильных, определяющих черт художественного языка лубка.
Ввиду необходимости увидеть лубок глазами его зрителя, изготовителя и продазца значительное место в работе занимает анализ.аутентичных,, происходящих от современников текстов о лубке. Привлекаются также свидетельства о смежных видах на--родного изобразительного, словесного и зрелизшого искусства. В качестве 'рабочей гипотезы использована идея об "олу-
- 4 -бочивании", адаптации образцов как основе художественной системы и художественного языка лубка. Эта гипотеза может дать- объяснение -устойчивости "безобразий"- лубка; сочетающихся с его "красотами". ..
Научная новизна работы состоит в сосредоточении на художественной форме массовой гравюры, ее структуре и творческих возможностях. Вопрос о том, была ли у народной гравюры художественная система, и если была, то какие из ее черт главные, ставился неоднократно. Однако систематический анализ элементов языка дубка до сих пор не проводился. В комплексное рассмотрение впервые включены как-изображения, так и тексты народных картинок.
Понятие "художественного языка" предполагает не только определение элементов, выразительных средств лубка,, но и установление их взаимосвязей. Реконструкция способов взаимодействия лубка с копируемым искусством и способов взаимодействия лубка с аудиторией, позволяющая говорить о его уникальности как явления культуры, не была до настоящего момента предметом специального исследования. Методика формального и социально-исторического анализа, примененная к "немногоценным" формам" искусства, расширяет возможности искусствоведческого изучения примитива.
Практическая ценность работы определяется тем, что сна рассматривает на материале массовой гравюры вопросы истории художественной формы, актуальные для отечественного искусствоведения] Систематический формальный анализ всех известных на настоящее время элементов, художественных средств и влияний может быть полезен для дальнейших исследований о лубке и смежных формах искусства. Определение термина "лубок" и гра-
- 5 -ниц "лубочности" представляет практический интерес для разграничения . различных, видов народного искусства. Оно, также предлагает новый материал для дискуссии о природе народного тзорчества в культуре индустриального города и о роли "примитива" в творчестве русских художников начала 20 века.
Апробация работы была сделана в процессе докладов "Древнерусская литература и поэтика лубка" и "Художественные средства текстов русской народной гравюры" (Сектор древне-, русской литературы института мировой литературы. 1989 и 1994), "А. А. Федоров-Давыдов и изучение русской народной картинки" (Федорово-Давыдовские чтения 1991 г., МГУ) и "Народная гравюра и "поэтика безобразия" в живописи первой половины 20 века" (Централъноевропейский университет, Прага, 1994). Диссертация обсуждена и одобрена на заседания Кафедры' истории отечественного искусства Исторического факультета Московского Государственного Университета имени М. В. Ломоносова.
Структура работы вытекает - из необходимости'углубленной методологической разработки материала. Диссертация состоит из введения, пяти глав и заключения, снабжена примечаниями и библиографией. Глава 1 содержит историографический раздел, а также обоснование метода работа и периодизацию истории лубка. Историография включает обзор основных теоретических высказываний о русском лубке, начиная с работ И. М. Снегирева 1820-х годов, а также трудов И. Е. Забелина и Д. А^ Ровинс-кого. Обзор литературы до 1920-х гг., которая содержит основной фактический материал по истории массовой гравюры, показывает отношение к лубку скорее как к этнографическому, а не художественному явлению. Наиболее серьезный вклад в изу-