Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

"Готический вкус" в русской художественной культуре XVIII века Хачатуров, Сергей Валерьевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хачатуров, Сергей Валерьевич. "Готический вкус" в русской художественной культуре XVIII века : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 07.00.12 / МГУ им. М. В. Ломоносова.- Москва, 1998.- 24 с.: ил. РГБ ОД, 9 98-1/2950-6

Введение к работе

Актуальность данной постановки проблемы продиктована тем, что феномен "готического вкуса" в немалой степени выстраивал образ культуры Века Просвещения как в Западной Европе, так и в России. Эта эстетическая категория являлась равноправной композиционной составляющей картины мира просвещенного человека, а потому масштабы дальнейшего изучения "готического вкуса" внутри парадигмы Просвещения еще далеко не исчерпаны. Не принимая во внимание данный феномен, невозможно получить полноценную характеристику художественного сознания русского просвещенного общества XVIII века, как профессионалов, так и дилетантов, и потребителей.

Предпринятое исследование представляется своевременным и потому, что до сих пор в русском искусствознании отсутствуют труды, интерпретирующие категорию "готический вкус" во многих междисциплинарных аспектах изучения: эстетическом, философском, лингвистическом, литературоведческом. Обращение к ним на базе комплексного искусствоведческого анализа придает заявленной работе определенную научную новизну. К тому же, в последние годы накоплен значительный объем неизвестных ранее данных, ряд фактов и положений подвергся пересмотру и уточнению. Необходимость их учета делает поставленную задачу целесообразной.

Историографическая часть работы посвящена по преимуществу архитектуроведческому аспекту проблемы. Это закономерно, поскольку в русском искусствознании именно данный ракурс был до последнего времени определяющим.

Предлагаемый более широкий угол зрения на проблему "готического вкуса" в русской художественной культуре XVIII века привел к необходимости выйти за рамки архитектуроведче-ского анализа. В научный оборот введены европейские источники по философии, эстетике, театроведению, литературе, в которых данной эстетической категории дается подробная, многоаспектная характеристика.

Настоящее исследование отнюдь не претендует на окончательную оценку данного понятия в русской культуре, но стремится выявить основные, наиболее существенные его дефиниции. Иначе говоря, цель работы состоит в том, чтобы исследовать феномен "готического вкуса" внутри некоей модели просветительской культуры, и таким образом рельефно выделить своеобразие самого процесса развития художественной мысли Века Просвещения. Основная коллизия работы строится на диалоге "бинарных оппозиций", антиномий культуры Просвещения, главной из которых для нас является диспут "изящного" и "готического" вкусов на всех уровнях просветительской поэтики.

Несмотря на то, что основным предметом исследования является проблема "готического вкуса" в контексте русского Просвещения, временные границы заявлены шире. Это весь восемнадцатый век. Объясняется данный факт тем, что хронологически Век Просвещения наступил в России позже, чем в Западной Европе и нам было важно выявить уровни стадиального развития разных стран, проследить процесс их культурного взаимодействия.

В соответствии с основной целью мы определяем и задачи работы, а такжеее структуру. Задачи исследования сводятся к следующему:

1. Анализ причин актуализации понятия "готический вкус" в
культуре европейского Просвещения.

2. Исследование эволюции данной эстетической категории внутри
языковой, лексикографической ситуации русской культуры XVIII
века. Определение того семантического контекста, который ак
тивно формировал структуру сознания человека эпохи Просвеще-

ния, в том числе потенциальных заказчиков и исполнителей произведений "готического вкуса".

3. Изучение процесса усвоения идеи "готического вкуса" видами искусства, в которых данная категория максимально выражена. Имеем в виду театральную культуру и архитектурное творчество.

Методология исследования базируется на:

комплексном историко-культурологическом изучении, предполагающем использование широкого круга источников; .

формально-стилистическом методе, позволяющем в рамках внеклассических направлений Просвещения увидеть формы их взаимодействия с господствующим стилем эпохи, классицизмом;

иконологическом методе, дающем возможность раскрыть существенные содержательные стороны нового образного синтеза культуры Просвещения.

Научная новизна работы состоит также в том, что она представляет собой еще не предпринимавшуюся попытку исследовать проблему "готического вкуса" в широком контексте русской и западноевропейской культуры.

Логика предлагаемого исследования позволяет прежде всего определить место эстетической категории "готический вкус" в картине мира просвещенного человека. Затем - в процессе лексического развития русской культуры XVIII века выявить пути взаимодействия с западноевропейской эстетической традицией. Далее - обозначить осгранение темы "готического вкуса" в том виде искусства, в котором иконографический фонд "готических" образов начал складываться наиболее рано. Имеем в виду театральную культуру XVIII века. Следующим шагом является попытка проследить развитие темы "готического вкуса" в архитектурной практике русского XVIII века. Наконец, вниманию читателей будет предложен опыт толкования некоторых архитектурных сюжетов "готического вкуса" внутри парадигмы масонства, которому данное понятие вовсе не было чуждым.

Практическая ценность работы состоит в том, что она может быть использована в учебно-методическом плане (при чтении лекций и

проведении семинарских занятий), а также в музейной практике для организации тематических выставок и экскурсий.

Апробация работы. Основные темы диссертации были изложены в семинаре "Проблемы русского искусства XVIII века" кафедры истории отечественного искусства Исторического факультета Московского государственного университета (руководитель семинара О.С. Евангулова), а также в докладах на научных конференциях: "Диалог в культуре и истории" (1993, Институт славяноведения и балканистики Российской академии наук), "Свое-Чужое в контексте культуры Нового времени" (1996, Московский государственный университет), "Память и Забвение" (1996, Общество истории искусства), "Запад-Восток. Архитектурные школы Нового и Новейшего времени" (1997, ГНИМА им. А.В. Щусева, МАрхИ-ВНИИТАГ). Список опубликованных работ прилагается.

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, пяти глав, Заключения и Библиографии, дополняющей материалы, указанные в Примечаниях.