Введение к работе
Актуальность исследуемой темы нам представляется также и в своевременности ее изучения, иначе мы не сможем осмыслить ту необходимость, которая обусловливает изменчивость типов светского
-5-зодчества и их "стабилизацию" на определенный период.
Объект исследования.ІІели и задачи. Исследуеше памятники находятся в Кахета (районы Сагаредяб, Гурджаани, Телави, Ахмета и Кварели) и датируются ІХ-Ш веками. Эти памятники - Некреси.Чере-ми, Бочорма, Ванта, Вачнадзиани, Велисцихе, Кветера, Тианети и Икалто. В работе рассмотрены все без исклвчения более или менее сохранившиеся памятники.
Целью работа является, прежде всего, изучение каждого отдельного памятника, что в дальнейшем должно определить место и значение единого типа дворцов и их художественный уровень в обще-грузинской архитектуре средневековой эпохи.
Задача работы состоит в датировке дворцов на основе художественно-стилистического анализа, и, исходя из этого, в показе их хронологической последовательности. Учитываются определенный период истории, тогдашняя экономическая и культурная основа Грузии.
Метод исследования состоит в художественно-архитектурном анализе дворцов с учетом уже установившихся результатов по обще-грузинскому культовому зодчеству ІХ-ХД веков. Взаимоотношение светской а культовой архитектуры является реальностью, подтверада-щей наличие единых процессов.
Новизна выводов состоит:
-
В детальном и обобщенном исследовании группы кахетинских дворцов, на основании которого и определяется художественная и конструктивная особенность каждого, и, исходя из этого, устанавливается его дата.
-
Выявлена единая кошозицидішая структура дворцов средне-феодальной эпохи, их качество, обобщенно представлено значение национальных корней и генетическая связь с ними грузинского христианского зодчества, в частности определенность народных корней
в связывании купольного типа, построенного по вертикальной оси,с
типом "дарбази" для распространения существующих канонических догм, и, в друтока случае наоборот, освоение горизонтальной оси в композиции уке законченных памятников типа базилики для формирования новой композиции.
-
Соблюдая определенную последовательность, описанные двор-да рассматриваются полностью - начиная с их появления в исторических источниках и до сегодняшнего дня. Различия в тектоническом и конструктивном отношении, расширение декоративной системы дает возможность группу из девяти "дворцов разделить на три подгруппы»
-
Упоминание в литературных источниках культовых памятников только обозначающими килкце терминами, определенность подбора места памятников в светских ансамблях, соотношение взаимозавнепюс-тз светских и культовых памятников, значение фасада как художественной задачи, иное составление его декоративной системы на основе определенного чередования проемов и плоскостей, несогласованность внутреннего пространства с внешней массой, функциональное осмысление этажей и их своеобразный художественный облик впервые ставится при изучении грузинского светского зодчества.
Практическое значение работа. Работа моает быть использована исследователями грузинской архитектуры, педагогами ВУЗ-рв, аспирантами и студентами, а такжа в будущем при проведении археологических к реставрационных работ дворцовых ансамблей, ели х& мо-лодшн архитекторами, которым ознакомление, о изстшш традициями окажог поьвдь в правильном осмыслении современного жилища.
Дтюбашая работа. В I9S7-90 годах по диссертационной тематике балл опубликованы 3, а в блваайшом будущей будут опубликованы 2 paote:. : Доклад по «атерааяаи дассертапии бал сделан на уннварсЕтст-
- * . - *'V
сизй кокфзрендак (1987 г.У. Основнае часта же'теїз; бшш прочитаєшна.эагедаиаях кафедра таторяа в т«орш:Тбавязйкого государст-
венного университета им.И.А.Дкавахшвилн (1988-89 гг.) ж отделе исторяи архитектуры Института грузинского искусства им..Г.Н.Чуби-нашвили (1990 г.).
Объем и структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав и заключения, ее объем составляют 142 машинописные страницы, К работе прилагаются список использованной литературы (159 наименований) и 68 таблиц с Еялюстрапиями.