Введение к работе
Актуальность исследования. С конца 1950-х годов конструктивизм 20-х стал играть роль классического образца для.архитектуры современной. Законы архитектурного творчества, сформулированные теоретиками конструктивизма, легли в основу архитектурного проектирования в качестве неоспоримой догмы. Сугубая сосредоточенность конструктивизма на проблемах функции, технологии и стандарта стала пониматься как результат обретения архитектурой ее.профессиональной самотождественности. Но и прежде, в 1930 - 1950-е года, несмотря на резкий поворот к классике и национальным стилям, идеи, отработанные конструктивизмом, продолжали определять общий дух архитектуры (прежде всего - идея "технической цивилизации" со свойственным ей поньгием о че-лвеке, лежащим в диапазоне понятий "массы" с одной стороны и
2.
и "единицы" с другой), В самых общих чертах положение пиетета к конструктивизму как к эталону"архитектурност.и архитектуры" сохраняется и до сих пор.
Мевду тем,- исторически.известно, что "архитектурный констг'ТСТИ визм...вырос из конструктивизма как широкого художественного течения, откуда взяло свое начало и "лроизводственничество" и теория "искусства кизнестроения""(М.Гинзбург). Иначе говоря, "центр тяжести" культурного феномена "конструктивизм" лежит за пределами архитектурной профессии.Конструктивизм есть некая тенденция культу ры, получившая в 20-х годах широкое распространение и наседшая в архитектуре наиболее плодотворную почву для воплощения.
Однако кманно с этой точки зрений- - в качестве но узкопрсфесси онального, но обцекультурного, то есть , ->з конечном счете, мировоззренческого - явления среди прочих явлений мировой истории куль туры - конструктивизм специально никогда не рассматривался.
Состояние вопроса. Попытку в этом направлении - увидеть конструктивизм в ряду, в состоянии диалога с широкой культурной традицией - делали сами конструктивисты (М.Тинзбург, А.Веснин).Однакс эти попытки носят не столько исследовательский, сколько творческиї характер и способствуют более созданию "мифологеїи" конструктивизм чем объективной точки зрения на предмет.
С начала 1960-х годов конструктивизм становится предметом пркс тального внимания со'стороны историков искусства.Однако ',по-прегац паству, авторы этих исследований рассматривают конструктивизм по* с его же явственных позиций, лицом к лицу с рассматриваемой эпохой. Кроме того, конструктивизм всегда рассматривался изнутри себе' венпэ архитектурного процесса. С этой точки зрения появление теор; конструктивизма можно,по-суцеству, лнсь констатировать, но не объ: нить. В мире архитектуры конструктивизм появляется почти "на пусті месте", сразу после граеданской войны и в соверпенно невиданных . (теоретических и практических) фортах. Ни бурше развитие промьши
3.
ности с ее архитектурой, ни протофункционалистические тенденции модерна, ни геометрический экспрессионизм новейших направлений в живописи, театре, музыке 10 - 20-х годов, ни, наконец, странное соседство с неоклассицизмом, наблюдаемое в профессиональных судьбах конструктивистов , проскальзывающее в их убеждениях , но. несмотря на реальность остающееся парадоксальным - ничто из этих факторов, явно участвовавших в архитектурном воплощении конструктивизма, не предвещает того специфического и индивидуального, что делает конструктивизм им самим.
В современной литературе в качестве теоретической основы архитектуры 60-х-70-х годов, конструктивизм подвергается косвенной критике - за упрощенность и примитивизацию архитектурной задачи, сведение ее к профессиональны},! "азам". Однако, этот упрек - в эле-ментаризации архитектурного мышления - собственно к конструктивизму едва ли может быть отнесен. Скупой архитектурный выход конструктивизма ?0-х годов есть порождение не только не упрощенной, но,пожалуй, чрезмерно усложненной постановки архитектурной задачи, выходящей за пределы собственно архитектурной профессии. Важно при этом заметить, что теоретическая концепция конструктивизма имеет совершенно самостоятельные v.ctokh и существование,ни в коей мере не являясь эрзацем с господствовавшей в те годы политической идеологии,вследствие чего и стало возможным резкое расхождение их путей в 30-х годах.
Цель исследования . - Исследование архитектурного конструктивизма как языковой деятельности - деятельности по формированию и сообщению смысла.
Конкретные задачи исследования ;
Исследование меры новации конструктивизма в самом принципе конструктивности.
Поиск истоков или аналогов архитектуроцентризму в русской архи-тек7"7'НОЙ традиции.
./4.-
культурологические истоки функционального мышления
исследование логического метода,лежащего'в основе теоретического мышления конструктивизма. . ' Л' . '
- исследование-путей скрытой трансформации понятийного агшаратг-конструктивизма (функционализма). . ' .
тематическая традиция конструктивизма.
нахождение в истории архитектуры и культуры наиболее яркого и последовательного оппонента конструктивистскому образу мышления.
Методика исследования . В работе привлекаются материалы не ,' только истории искусства, но также истории философии, литературы и* естественнонаучного знания. Соответственно, в меру привлечения, используются и методы этих-наук.. '":
Объект исследования. Архитектурные проекты и теоретические работы конструктивизма и функционализма, а также позднего классицизм ма и барокко.Труды по логистике,этике и философии культуры и науки.
Предмет исследования-. Архитектурный язык конструктивизма.
Границы исследования. Архитектурный конструктивизм рассматривается в границах его исторической реализации - с 191? по 1932 год. Речь идет преимущественно о русской архитектуре, но там, где исследованию подлежит наиболее фундаментальное для архитекиуры 20-х' ; годов понятие стандарта, предметом рассмотрения становится наиболее классические работы в этой области,сделанные функционализмом. При '. рассмотрении культурного контекста сознательных временных пределов . не полагалось,
Новпна исследования: обусловлена постановкой.общей задачи.;
Апробация. По теме работы опубликован ряд статей и. сделаны . доклады на коїфзренциях.Список публикаций прилагается. :.
Структура работы.; Работа состоит из прёдисловия.введения,. УI.