Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-философские воззрения оренбургских народников Ефименко, Марина Николаевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ефименко, Марина Николаевна. Социально-философские воззрения оренбургских народников : автореферат дис. ... кандидата философ. наук : 09.00.03 / Моск. пед. гос. ун-т.- Москва, 1995.- 20 с.: ил. РГБ ОД, 9 96-1/83-9

Введение к работе

Актуальность обращения к опыту русской общественной мысли второй половины XIX века обуеловленна тем, что сегодняшняя Россия /как это уже не раз бывало в переломные моменты истории/ поставила вопросы о том - кто мы? куда и.зачем идем? что надо взять из прошлого, а от чего стоит отказаться?

Без непредвзятого переосмысления теоретических достижений русской общественной мысли нам сейчас в поисках ответов на эти вопросы пришлось бы начинать с нуля, вновь идти путем проб и ошибок или адаптировать чужой социальный опыт, не всегда имея верный критерий для такой адаптации„

В данном исследовании рассматривается конкретный исторический период - 60-70-е гг. XIX в., когда Россия была поставлена перед выбором - развитие или стагнация. Необходимость этого выбора послужила причиной активизации творчества русской общественной мысли во всех ее направлениях, в том числе и революционного народничества.

Социальная философия революционного народничества, оставившая глубокий след в истории русского освободительного движения и всего духовного развития нашей страны, представлена не только концепциями Н.Г.Чернышевского, А.И.Герцена, М.А.Бакунина, П.Н. Ткачева, П.Л.Лаврова и других теоретиков, но и воззрениями революционных народников российской провинции, глубоко уверенных в том, что судьба России будет решаться не в столицах и не на уровне теоретических дискуссий, а в ходе революционной практики в различных регионах Отечества.

Учитывая, что остается неизученным ряд проблем, затрагивающих идейные позиции практиков революционного народничества, и не получили должного рассмотрения пути и мотивы формирования их мировоззрения представляется возможным и необходимым подвергнуть историко-і|щгософском5[ анализу социальные воззрения членов оренбургского народнического кружка как субъекта революционного движения затрагиваемого периода.

Известно, что в начале ?0-х гг. XIX в. в России движение революционного народничества приобретает массовый характер, возникшие революционные грушш отличались пестротой социального состава

и противоречивостью идейных позиций, которые тяготели к эклектическому сочетанию идей различных социально-философских направлений: либерализма, народнической идеология, позитивизма, марксизма и так далее. Кроме того, в мировоззренческой системе практического народничества присутствовало чрезвычайно много индивидуального, особенного, обусловленного региональной спецификой.

Примерам такого сочетания является идейная платформа оренбургского народнического кружка /1872 - 1874/.

Социально-философские воззрения оренбургского народничества, противоречивый характер их становления и развития были типичнда явлением для рРоссии 60-70-х гг. XIX в,, так как в этот период повсеместно возникали революционно-народнические группы, объединявшие студенческую и учащуюся молодежь. "..

Таким образом, посредством изучения генезиса духовного процесса провинциальной интеллигенции, с одной стороны, можно воссоздать определенную часть картины развития русской общественной мысли исследуемого периода, а, с другой стороны, проследить характер ее влияния на,формирование провинциального сознания.

Оренбургские народники в своих социально-философских построениях дали собственную трактовку проблемам революции, сущности и функций государства, форм правления, юридической оснащенности власти и другим социальным вопросам*. Обращение к этим трактовкам и их анализ вполне оправданы тем, что становление государственности в современной России отмечено многочисленными социальными конфликтами, предголагадаши различные подходы к своему разрешению, в том числе и те, которые предлагали в свое время и оренбургские народники.

В последнее время при изучении историко-философского наследия России отдается предпочтение изучению теоретического наследия либерального и религиозного толка. Учитывая, что доступ ко многим работам авторов, особенно русского зарубежья, был долгое время затруднен, а многие идеи представляют собой значительную ценность, интерес этот вполне оправдан и закономерен. В то же вреш не должно быть забыто и творчество философов революционно-демократического движения. Их теории представляли собой значительную часть духовной культуры России. Попыткой обратить внимание на важность и объемность проблематики социальной философии рево-

люционного народничества и является предлагаемая диссертация.

Цель диссертационного исследования состоит в проведении историко-философского анализа ряда аспектов социальной философии революционного народничества в их преломлении через призму мировоззренческой система членов оренбургского народнического кружка и в раскрытии социально-философских воззрений оренбургских народников в их эволюционном развитии.

Отсюда вытекают следующие задачи: I«Исследовать социально-философские воззрения оренбургских народников, выявив их характерные черты и особенности.

2.0пределить источники формирования философской системы оренбургского народничества, обращаясь при этом к наследию как русской, так и западной философии.

3. Проанализировать практическую деятельность оренбургских народников с целью раскрытия причин эволюции их идейных принципов.

4.Показать какое решение в связи с изменениями мировоззренческих ориентиров оренбургских народников получают проблемы социальной революции, политической борьбы, государственного строительства и другие социальные вопросы. Степень разработанности проблемы.

Фундаментальный анализ социально-философских концепций теоретиков революционного народничества, их места и значения в общей системе социально-философских взглядов русской общественной мысли дан в работах Богатова В.В., Малинина В.А., Маслина М.А., Пантина И.К., Шкурннова П.С., Папанова И.Я., Хороса В.Г., Галак-тионова А.А., Никандрова П.Ф. и др.1

Значительные усилия приложили к изучению идейных основ революционного народничества и представители близких к философии наук-политологии, социологии, истории политических учений. Темой трудов Итенберга Б.С, Леонтовича В.В., МедушевскогоД.Н., Айрапетова А. Г. стали проблемы соотношения революционной идеологии народничества с другими направлениями отечественной и западноевропейской

ЕоБогатов В.В. Философия П. Л.Лаврова .-М.,1972.; Малинин В.А. Философия революционного народдичества.-М.,1972.; Пантин И.К. Социалистическая мысль в России.-М.,1973.; Шкуринов П.С. Позитивизм в России XIX В.-М..ІЯ80.; Щипанов И.Я. Философия и социология русского народничества.-М.,1йЯЗ.;ШнтинИ.К. Дорос В.Г., Пяшак Е.Ь Революционная традиция в России,-М..I9R6.; Маслин М.А. Современные буржуазные концепции истории русской философии.-М.Д938., іалак-гиошв А.А., Никандров П.Ф. Русская философия IX - XIX вв.-Л.,іа«3

- A -

общественной мысли.-1

Что касается философского анализа идейных основ, непосредственно, оренбургского народничества, то данная диссертация является первой попыткой исследования их философских позиций, в этой попытке автор опирается на немногочисленные исторические работы в основном краеведческого характера.^

Несмотря на то, что спектр исследовательской литературы по вопросам социальной философии революционного народничества достаточно широк, это тем не менее не исключает необходимости более глубокого изучения ее отражения в воззрениях и практике участников движения.

Наличие фрагментарности в философском осмислений такого общественного феномена как "хождение в народ" и отражения региональной специфики в формировании народнической идеологии в провинции указывает на необходимость проведения исследования в данном направлении, чему и посвящается предлагаемая диссертационная работа.

Методологической основой диссертации являются принципы целостности и системности, исторической достоверности, научной объективности, гушданизма.

Шроко использовались методы сравнения, анализа и синтеза, приемы герменевтики - интерпретация и понимание» ,

Научная новизна исследования:

I. На основе архивных материалов /как опубликованных, так и ранее неизвестных/ реконструирована диалектика теоретических, идейных и духовных исканий оренбургских народников М.Д.Муравского, С.Голоушева, ЛсЩиголева, П.Орлова, Д.Аитова.

2.Проанализировано содержание идейно-теоретических источников воззрений оренбургского народничества, а так же характер и формы их влияния на становление и развитие мировоззрения членов оренбургского народнического кружка.

І.Аирапетов А.Г.«Юдин А.И. Западный и русский утопический социализм Нового времени.-М.,1991.; Итенберг Б.С. Революционеры и либералы в пореформенной России.//Революционеры и либералы Роо-сии.-М.,1990.; Медушевский А.Н. История русской социологии.-М.,1993.; Леонтович В.В. История либерализма в России /1762 -1914/.-М. 1995.

2.Мурдасова'с.А..Рабинович Я.Б. М.Д.Муравский и кружок "оренбурж-цев".//Исследования по истории Урала.-їїермь, 1970.; Орлова С.А. М.Д.Муравский в революционном движении 60-70-х гг.ХІХ в.-Пермь, 1973.; Кизин Ю.П. Из записной книжки революционера.//Археология Юаного Урала.-Уфа,1976.

- 5 -3.Проведен всесторонний анализ социально-философских воззрений оренбургских народников, подтверждающий региональную специфику в проявлении идей данного течения социальной мысли.

4. Подчеркнута заинтересованность в установлении двусторонней связи Русской секции I Интернационала с российской провинцией в лице оренбургского народнического кружка в целях распространения идей Международного Товарищества Рабочих в России и подготовки инфоршционного материала о стране для К.Маркса.

5.Получены новые данные о практике революционного народничества в период "хождения в народ", без которых невозможно более полное ж точное представление об изучаемом направлении общественного движения и его идеологии.

6.Дана картина противоречивого характера эволюции взглядов членов оренбургского народнического кружка, их отказа от исходных принципов народнической революционной теории и перехода на позиции либеральных и духовно-религиозных взглядов.

7.Идейшй ж духовный кризис революционного народничества первой половины 70-х гг.XIX в. был преодолен, в том числе, и с помощью теоретических и ценностных ориентиров либерализма, что и привело в последствии к появлению нового общественно-политического направления - либерального народничества. В работе анализируются истоки и почва его возникновения на примере конкретной региональной народнической организации.

в.Утвервдается, что современная Россия в поисках новых парадигм своего развития должна использовать весь широкий диапазон исторического олыта, накопленного, в частности, как революционным народничеством, так и либерализмом.

Предложения выносимые на.защиту:

наибольшее влияние в формировании и развитии регионального общественного сознания во второй половине XIX в. оказали русский либерализм и революционное народничество;

преломление основных идей либерального и народнического направлений русской общественной мысли в сознании провинциальной интеллигенции, в частности, оренбургских народников, привело к формированию социально-философских построений, отличных от традиционных народнических представлений;

мировоззренческая система оренбургского народничества включает в себя эклектическое осмысление народнических теорий всех направлений, в результате чего, теоретические поиски оренбургских

народников привели к сложной амальгаме представлений, которая стала основой самостоятельных и оригинальных выводов о социально-экономическом развитии России, о государственном строительстве, о социальной революции и даже религиозных исканий;

процесс эволюции революционного сознания на обеденном уровне шел быстрее, 'чем на идеологическом в силу непосредственного апробирования теоретических положении народнических концепций на практике революционной борьбы. Для провинциального народничества характерен переход от революционных народнических принципов на либеральные позиции и отказ от революционной деятельности, как следствие разочарования в народнических идеалах и как выход из идейного кризиса.;

идейным источником преодоления идейного кризиса народнической идеологии данной региональной группой стал либерализм с его неприятием революции и утверждением реформаторского пути развития общества, с его системой ценностей и ориентиров позитивистского характера;

практическая деятельность оренбургских народников включала в.себя, активную пропаганду в период "хождения в народ", установление тесных контактов с региональными и столичными, а так не международными революционными центрами в лице Русской секции I Интернационала;

анализ социально-философских воззрений оренбургских народников подтверждает уже принятую точку зрения о том, что несмотря на высокий интерес со стороны народничества к марксизму, ни его методология, ни его революционное содержание не были использованы революционными народниками при выработке собственных концепций.

Практическая значимость диссертационного исследования. Материалы и выводы диссертации восполняют некоторые пробелы в историко-философских исследованиях философии и социологии революционного народничества. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в научно-исследовательской работе, в практике преподавания философии и истории философии, при разработке , спецкурсов по теории революции, политологии, краеведению.

Работа быта апробирована в ходе ежегодных научно-практических конференций Оренбургского государственного педагогического института I990-1S95 гг., а так же на заседании философской секции на-

_ 7 -учной конференции МІКУ им .в.И. Ленина в апреле 1995 г.

Структура работы.

Диссертация изложена на 193 страницах машинописного текста и состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, приложения и библиографии.