Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ренессансные основания новоевропейского пантеизма Городова, Марина Геннадиевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Городова, Марина Геннадиевна. Ренессансные основания новоевропейского пантеизма : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.03.- Санкт-Петербург, 1993.- 16 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена прежде всего отсутствием обобщающих работ о пантеизме как историко-философском и историко-культурном явлении. Между тем именно сейчас вопросы, касающиеся религиозности вообще и христианства в частности, вызывают общий интерес. В связи с этим исследование пантеизма как явления приобретает особое значение, поскольку именно пантеистическая предпосылка единосущности всех, включая божественную, форм бытия лежит в основе научно-теософских построений по религиозным вопросам, пронизывающих "ментальность" XX века. Метафизическая же сущность этого явления раскрывается в таких, сравнительно близких к нам по времени системах пантеизма как философия Дж.Бруно и особенно "философия субстанциальности" /по определению Гегеля/ Спинозы.

Цель диссертационного исследования - проследить формирование той рациональности, которая привела в конечном счете к создании систем метафизического мистицизма. Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

выявляется пантеистическая предпосылка оккультизма вообще и оккультных учений эпохи Возрождения в частности;

подробно анализируется пантеистическая мистика некоторых еретических движений, особенно ереси "братьев и сестер свободного духа";

рассматриваются непангеистические формы христианской мистики /алофатическое учение И.Экхарта и философия бесконечности Николая І^занского/;

осуществляется анализ философии Дж.Бруно как перехода к пантеизму Нового времени;

в рамках рассмотрения "философии субстанциальности" Спинозы выявляется мистическая специфика его пантеизма.

_ 4 -

. Методологическая и теоретическая основа и источники исследования. Методологической и теоретической основой исследования являются богословские труда таких ученых XX века как В.НЛосский, И.Меендорф. Кроме того, в диссертации используется работы русских и зарубежных исследователей, так или иначе касающихся данной темы /либо в форме общих замечаний, либо в форме исследования какой-либо конкретной проблемы/. Источниковая база данной работы представлена сочинениями И.Экхарта, Николая Ity-занского, Дж.Бруно, Р.Де-карта, Б.Спинозы; кроме того, в работе использовались материалы инквизиционных процессов над еретиками, исторические работа, освещащие обстановку в Западной Европе в эпоху позднего средневековья и Ренессанса, а также работы русских и зарубежных теософов и антропософов.

Степень разработанноета темы. №следований, посвященных непосредственно теме данной работы, диссертанту не встретилось. Тем не менее сущэствует множество работ, так или ішаче касающихся понятия пантеизма. Эти работы можно условно разделить на три группы: I. исследования обзорного характера /основными по нашей теме здесь являются работы А.Вертеловского, Н. Осокина, А.ФДосева, ГДеффа, П.О.Кристендера, Ф.А. Ейгс, В.Шумакера и др./; 2. работы, посвященные отдельным пантеистическим системам философии /это труды Л.П.Карсавина, Л.Робинсона, Б.Шилкарского, Н.Я.Грота, А.Х.Горфункеля и др./; 3. большая труппа работ теософов и антропософов конца XIX - начала XX века /это сочинения Е.П.Бяаватской, РДІІтешера, П.Д.Успенского, А.Безант и др./. При этом следует отметить явное возрастание в последнее время интереса к пантеизму в его оккультно-теософекоіі форме.

Однако в целом пантеизм как явление, пантеизм как таковой практически не рассматривается ни в одной

из использованных в данном исследовании работ.

Новизна диссертационного исследования связана превде всего с незначительной степенью, разработанности темы /что ухе отмечалось/. Во-вторых, она состоит в нетрадиционном истолковании учения И.Экхарта. С большей определенностью новизна исследования выступает в основных положениях, доказательству которых посвящена данная работа:

- обосновать понятие пантеизма как "нехристиан
ской безличноегной мистики Единого";

. - показать близость мистического учения И.Экхар-та алофагическому богословию, свойственному Восточной Церкви;

- выявить мистическую специфику пантеизма Б.Спи
нозы, вытекающую из жесткого монизма его "философии
субс танциаяьности".

[Іеоретичеокое и практическое значение диссертационного исследования заключается в более углубленном понимании сути такого фундаментального явления как пантеизм, что позволяет, в свою очередь, более глубоко осмыслить и ряд современных проблем. Результаты исследования могут быть включены в учебные курсы по истории философии и истории культуры.