Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Религиозно-философские и социально-политические воззрения низаритов Аламута Тавонофар Мурод Али Исхог

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тавонофар Мурод Али Исхог. Религиозно-философские и социально-политические воззрения низаритов Аламута: автореферат дис. ... кандидата философских наук: 09.00.03 / Тавонофар Мурод Али Исхог;[Место защиты: Институт философии, политологии и права им. А.М.Баховаддинова АН Республики Таджикистан].- Душанбе, 2015

Введение к работе

Актуальность исследования также вытекает не только из социально-исторического анализа периода формировании, роста и развития государства низаритов (период сопротивления Сельджукидам и монголам), но и с позиции историко-философского анализа конкретного, удивительно жизнеспособного государства в истории цивилизованного мира, граждане которого обладали наибольшей степенью свободы, самостоятельно определяя свою дальнейшую судьбу. Свобода, независимость, мощь и величие государства низаритов были тем идеалом для простых граждан, к которому они шли любыми путями, не задумываясь даже о самой дорогой для человека ценности - жизни.

!См.: Peter Willey. Eagle's nest: Ismaili Castles in Iran and Syria, translleted into Persian by Fereidoon Badreii. -Tehran. 1386/2007. -P. 2.

Основатель такого государства и его преемники своей целью ставят защиту прав граждан и их свободу. Они со знанием дела, с использованием всех возможностей боролись с угнетением и хотели установить справедливость. Умело предотвращали возможности угрозы и тем самым создали государство и обеспечили условия его роста и развития.

Опыт низаритов интересен во многих сферах политической, социальной и экономической жизни общества. Таким образом, выражаясь более конкретно, актуальность исследуемой проблемы обусловлена несколькими соображениями:

Во-первых, религиозно-философское воззрение низаритов Ирана является историческим образцом развития идей и практики социального государства, т.е. является предтечей современных моделей в тех отдаленных средних веках. Эта идея и многие другие аспекты как политики, так и философии имеют очевидную связь с некогда огромным, могущественным государством Фатимидов в Египте и, несомненно, с политическим пробуждением народных масс в Иране с другими этническими особенностями, что останется неоспоримым фактом. Таким образом, эти вопросы, которые хорошо известны всем, но редко выносятся на всеобщее обсуждение, делает нашу исследовательскую работу вдвойне актуальной.

Во-вторых, актуальными являются исторические попытки освобождения от догматизма и движения за модернизацию в самом исламе. В последние десятилетия XX века, наблюдается активизация и возрастание роли ислама в политической жизни общества. Поэтому многие исследователи пытаются выявить и проанализировать причины политизации ислама, определить религиозные и философские корни этого феномена. В нашем случае мы считаем, что рассмотреть их с позиции историко-философского анализа становится более целесообразным.

В-третьих, историко-философский анализ социально-политических воззрений низаритов показывает существование в исламской традиции модели средневекового либерального ислама. В своё время аламутские правители сопротивлялись безраздельной практике применения религиозного закона, т.е. исламского шариата, что является особенной редкостью для средневекового ислама или исламских политических программ.

В-четвертых, бесценным опытом является аламутская практика лидерства в государстве. Образ величественного Аламута, неприступность других крепостей этого горного региона, который подарил миру Хасана ибн Саббаха, до сих пор привлекает политиков, и даже туристов со всего мира. Он был основателем протестного движения иранцев за освобождение от завоевателей, и Аламут стал его твердыней. Однако, он был не только патриотом своего народа, но и ценителем культуры, так как


сосредоточил на территории своего государства целое культурное наследие, библиотеки, научные центры и т.д. Известно, что практическое значение этих исторических сооружений для развития философской мысли, несомненно, велико.

И наконец, в-пятых, систематическое введение автором в научный оборот историко-философской науки новых источников, фактов и т.д., которые сводят на нет дальнейшее доминирование вековых предрассудков и показывают другую картину мира, является само по себе ценным и актуальным для современной науки и общественной практики.

Степень разработанности научной проблемы. Хотя европейское и западное востоковедение, ещё со времен крестовых походов, было знакомо с низаритами Ирана, серьёзные научные работы, основанные на фактах и источниках низаритов, у них появляются относительно недавно.

Исмаилизм в период Фатимидов и низаритов Ирана привлекал внимание огромных народных масс, что не давал покоя их противникам. Поэтому интерес к изучению истории и философской мысли исмаилитов возрастал среди мусульманских ученых, их современников, и он продолжается до сих пор.

В настоящее время можно представить степени разработанности и изученности общих проблем, связанных с различными аспектами низаризма и их государства в Аламуте, следующим образом:

А) Работы историко-хронологического характера как ответ на романтизм европейских учёных-востоковедов. К ним можно отнести в основном работы, выполненные в разные времена разными учёными. К серьёзным научным работам можно отнести труд одного из первых исследователей истории и философской мысли исмаилитов, русского востоковеда, жившего в Индии и

1 гу

Иране, В. А. Иванова. Его работа «Очерки о раннем персидском исмаилизме», по существу, является первоисточником для изучения философии исмаилизма персидского периода и ответом на романтизацию исмаилизма. Он не только стал первооткрывателем современного исследования исмаилизма, но благодаря ему некоторые исследователи пересмотрели или изменили свои

1 См.: Ирадж Афшар. Владимир Иваноф // Рахнамейе кетаб. Техран, 1349 [1970] No 5-7. С. 469-471; Daftary F. Bibliography of the Publications of the late W. Ivanow II Islamic Culture. 1971. 45. P. 55-67; Daftary F. W. Iva-now. A Biographical Notice II Middle Eastern Studies. 1972. 8. P. 241-244; Fyzee A. A. Wladimir Ivanow (1886-1970) II ASB. Vol. 45-46 (1970-1971). No. 5. 1974. P. 92-97; ФархадДафтари. Владимир Иваноф. Остади дар исма'илиййе-шенаси (Владимир Иванов, мэтр исмаилитских штудий) // Айанде. Техран. 1362 [1983] 9. No 8. С. 665 - 674; Шариф Хусейни Касеми. Фехрест-е асар-е Иваноф (Список трудов Иванова) // Канд-е парси. -Дели. 1986. -С. 165-187.

2См.: Iwanow W. Stadies in Early Persian ismaillism. - Bombey, 1948; Его же. Ivanow Wladimir. Alamut and Lamsar: Two Mediaeval Ismaili Strongholds in Iran. Tehran, 1960; Его же. Idem. The Alleged Founder of Ismai-lism. Bombay, 1946; Его же. Ismaili Literature: A Bibliographical Survey. Tehran, 1963; Его же. Ismaili Tradition Concerning the Rise of the Fatimids. London, 1942 Его же. Nasir-i Khusraw and Ismailism II Ismaili society. Bombay; London, 1948. Его же. Problems in Nasir-i Khusraw's Biography. Bombay, 1956; Его же. Satpanth II Collectanea I Bid. W. Ivanow' Vol. 1. Leiden, 1948. P.l-54; Его же. The Sect of Imam Shah in Gujrat //Journal of the Bombay Branch of the Royal Asiatic Society. 1936. NS. 12. P. 19-70. Его же.. Studies in Early Persian Ismailism. 2nd edn. Bombay, 19.55. Ja'far b. Mansur al-Yaman. Kilab al-kashf/Ed. R. Strothmann. London, 1952. Idem. Sara'ir wa-asrar al-nutaqa' /Ed. M. Ghalib. Beirut, 1984.

взгляды, как поступил, например, Питер Вилл с признанием своих ошибок, и так поступил другой западный ученый: «Я надеюсь, что читателям этой книги я привел достаточные факты, что исмаилиты времен Аламута не те фанатичные убийцы, террористы, употреблявшие гашиш, которые показаны в легендах. Так называемые «черные легенды» и мифы, не имея доказательство, и без тщательного расследования были процитированы западным писателями. Европейские востоковеды, как и простые люди, были введены в заблуждение до такой степени, что ашашин перевели как «террорист» и «убийца», подобно тому, что в латинском словаре ассасин даже сегодня используется в этом значении» . Так некоторые западные ученые, такие как Бернард Льюис, Маршалл Ходжсон, Фарья Старк, Вилл Питер, У С. Вуд соответственно написали книги на английском языке под названиями: «Убийцы», «Группа убийц», «Убийц долины», «Замок убийц» и «История убийц».

Б) В конце двадцатого и начала 21-го века появились более систематизированные исследовательские труды по исмаилизму, основанные на первоисточниках. В результате современных находок книг в личных библиотеках исследователи нашли доступ к реалиям того времени. Это еще может быть вызвано тем, что между людьми недоверия стало меньше, мир стал открытым после того, как завершился классический период холодной войны. «Теперь я подошел к концу своей истории, - пишет Вилл Питер- и если мне удалось, по крайней мере исправить некоторые исторические ошибки, которые по прежнему прочны...»2.. «... для нас на западе важно правильно оценить вклад, навыки и достижение других народов. Нужно признать, что наши суждения о культурных и политических достижениях других народов все еще находятся в свете темного царства империи Великобритании, и они ещё до конца не созрели» .

В двадцатом столетии расширилось исследование мировоззрения и политических взглядов исмаилитов. В этом направлении были написаны статьи, диссертации и монографии советских ученных : Крачковского И. Ю.,

'См.: Lewis В. The Assassins: A Radical Sect in Islam. P. 8; Его же. The Assassins of Syria and Isma'ilis of Persia. P. 575; См.: Ходжсон Дж.С.М. Орден ассассинов. Борьба ранных низаритов исмаилитов с исламским миром. Пер. сангл. ИвановаС.В. -СПб.: Евразия, 2004. - 384 с. См.: Stark F.M. The Valleys of the Assassins and other Persian Travels. 1989.-P. 301. См.: Willey P.R.E. The Castles of the Assassins. 2000/ -P. 235.

2 Вилл Питер. Орлиное гнездо (Ошёнаи укоб). Перев. с англ. Ф.Бадраи. - Тегеран, 1385 Х,-с.443 3Там же, -с. 444.

4См.: Крачковский И. Ю. Избранные сочинения. Т. IV. - М.-Л., 1957. - 919 с; Беляев А.Е. Мусульманское сектантство (Исторические очерки). - М.: Наука, 1957.; Эдельман А.С. Некоторые данные о научных и философских взглядах Носир Хисрау // Изв. Отд. общ. наук АН Тадж. ССР, 1954, № 4.; Семенов А. А. Насири Хосрав о мире духовном и материальном // Сборник Туркестанского восточного института в честь профессора А. Э. Шмидта. - Ташкент, 1923. - С. 124-133.; Семенов А. А. Насири Хосрав о мире духов-ном и материальном // Сборник Туркестанского восточного института в честь профессора А. Э. Шмидта. - Ташкент, 1923. - С. 124-133.; Бертельс А.Е. Насир-и

б

Беляева А.Е., Эдельмана А. С, Семенова А.А., Бертельса А.Е., Гафурова Б.. Многие из них, наравне с большими достижениями, не были свободны от идеологических стереотипов и религизно политических предубеждений. Но наравне с этим отметим, что в это время были написаны ценные работы по философии исмаилитов такими исследователями, как X. Додихудоев, С.Н. Григорян, Л.В. Строева, А.В. Смирнов1. Это работы посвященны исследованию философии Востока и проблем, относящихся к государству Фатимидов и исмаилизму вообще.

Следует отметить, что среди огромного материала советского и постсоветского пространства особо отличаются работы X. Додихудоева: они открыли новую эпоху в систематизации взглядов и новой теоретической интерпретации философского наследия исмаилизма, его вклада в философскую, социальную и научную мысли, показали пути освобождения исследовательского разума от стереотипов и предрассудков. Наиболее ценными для изучения аламутского периода философии низаритов можно считать труды француза А. Корбена, и русской советской исследовательницы Л.В. Строевой.

Кроме того, следует отметить, что в современном научно-исследовательском пространстве, безусловно, многие аспекты, связанные с движением низаритов уже изучались и продолжают изучаться. Современные исследователи Ф. Дафтари , Мумтаз Али Тадждин (Mumtaz АН Taj din),4 Али Мухаммад Раджпут (АН Muhammad Rajput)5

Хосров и исмаилизм. — М.: Наука, 1959.; Гафуров Б. Г. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. - М.: Наука, 1972.

11 См.: Додихудоев X.. Очерки философии исмаилизма. Душанбе, 1976. Он же: Философия крестьянского бунта. -Душанбе, 1987; Он же. Исмоилия ва озодандешии Шарк. -Душанбе, 1989; Он же: Философский исмаилизм. - Душанбе: Эр-Граф, 2014.-496 с; Григорян С.Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана VII-XII вв. - М.: Наука. 1960. Он же: Средневековая философия народов Ближнего и Сред-него Востока. - М.: Наука, 1966.; Строева Л.В. Таърихи исмоилиён дар Эрон (История исмаилитов в Иране). Пер. с рус. П.Манзави. -Тегеран, 1371 х. -372 с. (на перс, яз.).; Смирнов А.В. Великий шейх суфизма (опыт парадигмального анализа философии Ибн Араби). -Москва., 1993. Его же: Классическая арабо-мусульманская этическая мысль//История этических учений. Ред. Гусейнов А.А.. -Москва., 2003. Его же: Мусульманская этика как система//Этическая мысль. Вып. 6.1 Отв. ред. А.А. Гусейнов. -М., 2005. Его же: Справедливость (опыт контрастного понимания)// Средневековая арабская философия. Проблемы и решения. -M., 1998. Его же: Христианские мотивы в религиозно-философских концепциях суфизма и исмаилизма//Ислам и проблемы межцивилизационных взаимодействий. Отв. ред. С.Х. Кямилев и И.М. Смилянская. -М., 1994. Его же: Формула совершенства: завершенность круга//Хамид ад-Дин Аль-Кирмани. Успокоение разума. Предис, перев. с арабского и коммен. А.В. Смирнова. -М., 1995. Его же: Сравнительная философия: знание и вера в контексте диалога культур.-М., 2008. См. подробнее: Этика исмаилизма// Энциклопедический словарь «Этика». -М., 2001.

2 См.: Корбэн Анри. История исламской философии. Пер. с англ. Табатабаи. (на перс, яз.) - Тегеран, 1373
х.-513с.

3 См.: Дафтари Ф. Легенды об ассасинах. Мифы об исмаилитах. Пер. с англ. Додыхудоевой Л.Р. - M.:
Ладо-мир, 2009. - 212 с. Его же: Таърих ва акоиди исмаилийа (История и учения исмаилитов). Пер. с
англ. Бад-раи. - Техран: Фарзан, 1996. - 949 с. (на перс. яз.). Егоже: Daftary F. Mediaeval Ismaili History
and Thought. - Cambridge University Press, 1996. Его же: Афсонахои ашошин ё астурахои фидоиёни
исмоили (Сказки об ассасинах или мифы об исмаилитских фидаи). Пер. с англ. Бадраи. (на перс. яз.). -
Техран: Фарзан, 1997

4См.: MumtazAliTajdin, Historyofthelsmailis - http: ismaili.netheritage/ bookexport/html7803. 5См.: Rajput, AH Muhammad. Hasan-i-Sabbah: His life and Tought. -NY, 2014.

идр., написали труды, опирающиеся на всестороннее исследование подлинных сочинений и трактатов, написанных самими исмаилитами. Во многом благодаря их сочинениям стало возможным объективнее представить историю исмаилизма и кардинально пересмотреть представления о «черных легендах». Вместе с тем в своих трудах они используют практически все серьезные научные работы, написанные как западными, так и восточными учеными.

Исследуемый вопрос о религиозно-философских и политических воззрениях низаритов относится к числу малоизученных или вообще неизученных проблем. В настоящее время в западной и восточной ориенталистике существуют лишь некоторые работы, посвященные изучению непосредственно философского аспекта учений низаритов Аламута, но не их религиозно-политических и философским воззрениям.

В историко-философской мысли Ирана первые попытки теоретического осмысления учения низаритов-исмаилитов аламутского периода принадлежат Табризу Набо Табризи в трактате «Мухтасаре дар торихи исмоилия: суннатхои як джамоат» («Краткая история исмаилизма: традиции одной общины»).1

Хасан Сабах, основатель государства низаритов Аламута, открыто высказал суть философско-религиозных учений движения низаритов, считая, что их основная цель - противостоять угнетению режима сельджуков. Поэтому этот вопрос и ответ на него со стороны противников, определяют политику и философию обеих сторон и не нуждаются в подробных объяснениях.

Цель и задачи исследования. Задача реферируемого исследования заключается в том, чтобы на основе подлинных исмаилитских источников создать реальную картину развития низаритского движения и извлечь некоторые исторические уроки на примере религиозных и философских воззрений низаритов.

Основная цель исследования заключалась в исследовании сравнительно нового и неизученного аспекта религии, философии и политического строя государства исмаилитов Аламута.

Учитывая сложность и мало изученность разнообразных политико-философских и социально-государственных вопросов, связанных со структурой государственной власти, личностно-психологическими качествами правителей и соблюдением юридических и моральных прав населения, а также экономическим и духовным равноправием всех живущих в регионе людей, в настоящей работе предпринята попытка решить следующие конкретные задачи:

См.: Табриз, Набо Табризи. Краткая история исмаилизма: традиции одной общины (на перс.яз.у/

- исследовать исторический контекст низаритского государства, выявить
состояние и причины постоянного воинственного настроения государств
соседей той эпохи;

анализировать и определить социальные и духовные предпосылки влияния шиитско-исламской культуры и потенциал данного социально-культурного наследия для развития низаризма;

рассмотреть вопросы преемственности в проблеме политики и философии, власти и заимствования политико-экономического характера исмаилитов-фатимидов Египта;

дать детальную характеристику иерархической структуре низаритов в контексте философско-политической идеологии исмаилитов;

исследовать проблему лидерства на примере личности Хасана Саббаха, раскрыт особенности и личностно-индивидуальные качества основателя государства и его преемников.

Объектом исследования является движение низаритов и образование их государства в Иране в XI-XIII вв. и развитие его идеологических основ.

Предметом исследования является религиозно-философские и социально политические воззрения низаритов.

Теоретические и методологические основы исследования. Теоретической базой исследования послужили научные достижения и положения, разработанные в трудах таких востоковедов и философов, как И. Ю. Крачковский, И. М. Фильштинский, Б. Я. Шидфар, Н. И. Конрад, Э. Браун, Г.Эте, Е. Э. Бертельс, А. Е. Бертельс, 3. Сафо, Х.Додихудоев, М. Диноршоев, А.В. Смирнов, А.Мухаммедходжаев, К. Олимов, А. Шамолов, Р. Назариев, С. Джонбобоев, С.Х. Наср, Ф. Дафтари, М. Тадждин, Ш. Вирани и др.

Методология исследования основана на принципах системного, сравнительно-исторического и историко-философского аксиологического анализа. Основные формы законов и политико-философских заимствований рассмотрены в рамках традиционной персидско-арабской специфики и сравнительного анализа, а также историко-философского анализа политических воззрений низаритов. Закономерность такой детерминации историко-философского анализа политических воззрений аламутского периода состоит в том, что философская идея возникает как воспроизведение той действительности, которая является ее предметом, т.е. как воспроизведение той или иной стороны объективных всеобщих и общих законов, структур и функций отдельно взятого государства на примере государства низаритов Аламута.

Научная новизна работы заключается в том, что она является первым в историко-философской науке монографическим и целостным исследованием философских, политических и религиозных воззрений низаритов и их государства в Иране. В ней впервые в комплексном плане рассматриваются

такие вопросы, как социокультурные предпосылки и влияние арабо-исламской философии на возникновение политических корней государства, формы и пути развития государства и политического строя отдельной философской и идеологической школы в исламской религии. До настоящего времени исследователи не ставили перед собой подобные задачи. Они ограничивались рассмотрением факта политической власти в целостно-государственной политике или же крупных исламских завоевателей, правителей и династии.

В работе также впервые в сравнительном аспекте рассмотрены особенности элементов арабской культуры и истории, а также исламской философии на примере отдельно взятого государства.

Информационная база исследования. Основной информационной базой диссертационного исследования послужили существующие материалы, хроники и культурное наследие исмаилитов в форме книг, рукописей, исторических хроник, сведения историков, а также трактаты, написанные самыми исмаилитами и, наконец, огромная исследовательская литература об исмаилизме как философском течении и как секты ислама.

Основные результаты, выносимые на защиту:

- на основе огромного фактологического материала показана
жизненность той формулы, что религиозная идеология и философское
мировоззрение в государстве низаритов Аламута являются историческим
образцом развития идей и практики социального государства, т.е.
являются предтечей современных моделей социальных государств в
отдаленных от современника средних веках;

- автор доказывает, что философия низаритов аламутского периода
содержит результаты, которые могут представить более полную картину
истории возникновения, развития и совершенствования политического строя
государства со своими специфическими особенностями, которые могли бы
послужить моделью для изучения политических процессов в прошлом и в
современном мире;

в работе впервые делается попытка пересмотра исторической «правды», представлены реальные исторические попытки освобождения от догматизма и движения за модернизацию в самом исламе;

историко-философский анализ политических воззрений низаритов показывает наличие в исламской традиции модели либерального средневекового ислама.

анализируя структуру и иерархию власти в государстве Аламута и низаритских крепостях, автор обосновывает тезис о том, что низаритское движение сыграло важную роль в становлении и развитии модернизированной системы социально-политического преобразования общества в Иране;

- в диссертации автор ставит и решает вопрос о лидерстве в
исламском обществе средних веков. На основе кадровой структуры и

политики низаритов обосновывается, что бесценным опытом является аламутская практика лидерства в государстве;

Практическое значение исследования. Исследованные в диссертации вопросы могут служить дальнейшему развитию изучения природы политико-социального, религиозного характера низаризма, его идей, концепций и ключевых понятий. Изложенный в диссертации материал может быть использован при чтении курсов по истории средневековой мусульманской философии, написании учебников и учебных пособий.

Обоснованность и достоверность результатов исследования. Результаты и выводы диссертации соответствуют содержанию первоисточников и являются обоснованными и достоверными.

Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании Отдела истории философии Института философии, политологии и права им. акад. A.M. Баховаддинова Академии наук Республики Таджикистан («11» ноября 2014 г., протокол № 21). Основные положения и выводы диссертации изложены на научных конференциях Института философии, политологии и права АН РТ (2012-2014) и опубликованы в виде научных статей, список которых приведен в конце автореферата.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.