Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Религиозно-философская доктрина друзов Супонина, Елена Владимировна

Религиозно-философская доктрина друзов
<
Религиозно-философская доктрина друзов Религиозно-философская доктрина друзов Религиозно-философская доктрина друзов Религиозно-философская доктрина друзов Религиозно-философская доктрина друзов Религиозно-философская доктрина друзов Религиозно-философская доктрина друзов Религиозно-философская доктрина друзов Религиозно-философская доктрина друзов Религиозно-философская доктрина друзов Религиозно-философская доктрина друзов Религиозно-философская доктрина друзов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Супонина, Елена Владимировна. Религиозно-философская доктрина друзов : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.03.- Москва, 1995

Введение к работе

Актуальность темы диссертации обусловлена как все возрастающим интересом к эзотерическим учениям промлого. особенно, к восточны).! учениям, гак и отсутствием в отечественной философии специальных исследований, посвященных истокам и догматическим установкам религиозно-философской доктрины друзов.

Община друзов - самобытное и малоизученное явление в арабском wipe. Особенности ее возникновения, традиции и религиозно-философские воззрения, культивируемые в ней, не оставляют никакого сомнения, что она составляет неотъемлемую часть культурного наследия народов Востока. Однако, до сих пор ни востоковеды, ни мусульманские улемы, ии сами друзы не могут однозначно ответить на вопрос, можно ли считать друзов мусульманами.

Друзизм возник в рамках мусульманской культуры. Основание общины относится ко времени правления фатимидского халифа Ха-кима би Амр Алла, то есть к началу XI в. н.э. Соответственно, религиозно-философская концепция друзов наделена теми специфическими чертами, которыми отличается философская традиция мусульманского Востока в целом, с учетом, разумеется, особенностей средневековой арабо-мусульманской культуры и характера семитского восприятия. Особое влияние на развитие друзской доктрины оказало учение исмаидигов, ибо фатимиды исповедовали именно эту теорию. Однако, друзы отошли не только от основных положений ислама, но и отказались от целого ряда догматических установок исмашштского учения.

В связи с этим данная работа предполагает дать ответ на вопрос: почему произошла эта метаморфоза, побуждающая нас отнести друзскую доктрину к группе антисистем, вся энергия которых направлена на разрушение породивших их предпосылок.

Кроме того, представляет интерес сама религиозно-философская доктрина друзов, хотя нужно сразу оговориться, что взгляды друзов носят эклектический характер. Здесь ощущается влияние исламской религии и мусульманской философской мысли. Анализ одной из основных священных книг друзов - "Посланий мудрости", написанной в XI веке одним из друзских проповедни-

ков персом Хамзой и5н Али в сотрудничестве с его товарищами. -свидетельствует о тесных связях и основательном знакомстве составителей данных посланий со многими учениями древности и средневековья, в частности, с древнегреческой философией, суфизмом, гностическими учениями. Друзы полагают, что у всех этих учений существовал единый источник: знания, передаваемого из поколения в поколение, и данная мысль заслуживает особого внимания в свете не только учений прошлого, но и некоторых современных концепций, Вера в единый источник божественного знания является одной из причин того, что друзы называют свою концепцию учением "единения" - "ат-тавхида". Несмотря на оригинальность трактовки термина "тавхид", друзы не отказываются и от его основного значения, принятого в мусульманстве. Это прежде всего отрицание политеизма и исповедание строгого и последовательного монотеизма, выражающегося в формуле "Нет Бо1 га, кроме Аллаха".

Испытав на себе воздействие ряда учений древности и средневековья, друзы, как и некоторые другие эзотерические объединения Востока (алавиты. аесасины), вызвали появление в Европе нетрадиционных форм знаний, повлиявших на духовную жизнь западноевропейских стран (движение катаров, рыцарские ордена мистического толка).

Несмотря на эклектичность.. доктрина друзов саыобытна и оригинальна. Особого интереса заслуживает апофатическое богословие и теокосмогония друзов, их историософия и. в частности, легенда об Адаме и происхождении человечества. Немаловажную роль в теории друзов играют символы, особенно, буквенно-числовая символика, опираясь на которую друзы развивают своа эсхатологическую концепцию, а также обосновывают ряд пророчеств и предсказаний касательно будущих времен. Надо заметить, что выдвигая в качестве одной из своих основных целей идеал человеческого совершенства, друзы стремятся к развитию скрытых человеческих способностей, выдвигая при этом различные визионерские гипотезы относительно настоящего и будущего человечества. Однако, даже их современные концепции неизменно базируются на основных положениях друзской доктрины, выработанных еще в одиннадцатом веке, включая божественное происхождение халифа Хакима и имама Хамаы. приход которых на Землю ожидается

вновь.

Друзы до сих пор живут в горных районах Сирии, Ливана. Иордании, а также на территориях, занятых на сегодняшний день Государством Израиль. Особенности религиозно-философской доктрины друзов позволяют им приспособиться к изменчивым условиям существования. Не случайно, когда Израиль оккупировал часть арабских земель, а большинство жителей - бежали в арабские страны, друзы остались среди тех, кто адаптировался в новых условиях и при новой власти. Однако, любая власть настороженно и с опаской относится к друзам, понимая, что их лояльность может оказаться временной и обусловленной одним им известными причинами. С другой стороны, не следует преуменьшать роль друзов в национально-освободительном движении в арабских странах. Примером может послужить Прогрессивная социалистическая партия Ливана, в основе своей состоящая из друзов. Принцип друзского единства не знает государственных границ. Особенности такого поведения друзов, вызывающего множество споров в арабском мире, невозможно понять без знания их доктрины, истории и, соответственно, своеобразной психологии людей, представляющих собой своеобразное государство в государстве.

Степень разработанности проблемы. В мировой историко-философской литературе и в отечественной, в частности, религиозно- фил ософсісая доктрина друзов не нашла достаточно подробного отражения. Большинство трудов, посвященных друзам, носят либо исторический, либо поверхностно-описательный характер. Это связано как с малоизвестностью и малочисленностью общины, так и с ее эзотеричностью. Засекреченность друзского учения представляет собой для исследователя серьезную проблему, особенно, если речь идет не только об исторических и этнографических сведениях, но об .особенностях их религиозных обрядов и ряда философских положений. Не склонны поощрять распространение сведений о друаской общине, воспринимаемой ими как чуждой, режимы некоторых арабских стран, особенно, где у власти находятся авторитарные правительства (Сирия, например). Во многих мусульманских странах друзы воспринимаются лишь с одной стороны, а именно, как община, враждебная мусульманскому обществу и, соответственно, все положения друзской доктрины подвергаются острой критике, далека не всегда объективной. Однако, даже

среди арабских авторов существует и иное мнение на сей счет: друзы называются мусульманами, причем такой взгляд усиленно отстаивают сами друзы в работах, предназначенных специально для аирокого круга читателей из недрузского окружения (в работах Сами Макарима, Камаля Джумблата).

Сложность представляет также то, что друзы соблюдает принцип "такыи" (от арабского корня со значением "охранять", "скрывать"). Друвы имеют право соглашаться на что угодно в религиозном споре, могут даже отказаться от собственных убеждений - "полезно все. что на благо обдане л вере".

В последнее время доступ ко шюгни друзским источника;.! значительно облегчен, хотя еще и представляет некоторую трудность. Превде всего, современное поколение друзов, увлеченное в середине XX столетия идеяыи коммунизма и социализма, более спокойно относится к религии своих дедов. Рост числа интеллигенции среди друзов только способствует усиленно умонастроении, противодействующих чрезмерной секретности и изолированности общины. Более того, гражданские войны в Ливане, столкновения с Израилем привели к тому, что ряд библиотек, в том числе и друзских, были разрушены или разворованы, "добрйлелатсля-ми" эти рукописи были опубликованы, хотя друзы и продолжают утверждать, что по меньией мере часть огїіх изданий фальсифицирована. Тексты, на которые мы опираемся в данной работе, были сверены с рукописями, находяцимися у частных лиц из числа друзов в Сирии, в результате чего мы убедились в их идентичности оригиналам. Наконец, очень многие экземпляры друзских рукописей были проданы западным ученым или заинтересованным слуябам еще в годы англо-французской колонизации, и проведенные исследования и описания свидетельствуют, что больиая часть этих сочинений подлинна.

Начало серьезному научному исследовании друэской общины положил французский исследователь Сильвестр де Саси. который в 1826 г. издал свод друзских религиозных текстов, предприняв первую попытку их детального анализа.

Интересны этнографические заметки о друзах русского консула в Бейруте (ЗО-40-ые гг. XIX в.) К.М.Базшш, офицера французской военной разведки капитана Бурона (начало XIX в.). Однако, эти зарисовки довольно эпизодичны, а то и просто олшбоч-

- b -

В то же время стали появляться и серьезные труды. ПОСВЯ-щенные друзам и друзизму. Особенно хочется выделить работы американского ученого ливанского происхождения Филиппа Хнтти.

Однако, наиболее интересные сведения по друзам и научные исследования в данной области появляются начиная с шестидесятых годов нашего столетия, так, сильнейиий эффект вызвало достаточно подробное изложение друзской доктрины исследоваге-лем-друзом Лбд Алла ан-Нахаром. Необычный взгляд на причины вовникновения друзизма находим у ливанского философа-материалиста Хусейна Мурувве в его работе "Материалпсхичесгле тенденции и арабо-хіусудьм&нская философия".

Споры по поводу того, что ке такое друзская ебоціна, ко утихают до сих пор* и в среде мусульманских геологов и исследователей. Так, Мусгафа Шака относит друзов к крайним шиитам. Мухаадед Хатыб вовсе не считает их мусульманами, прослеживая персидское и иудейское влияние.

Отечественных исследований, посвященных лизни и учении друзов, и, в частности, их религиозно-философским воззрениям -считанные единицы. В основном это либо исторические исследования (как, например, диссертационное исследование историка Мет-ревели М.Г.), либо работы описательного характера.

Для понимания особенностей бытия друзской общины в условиях мусульманского окружения, а также для вияснення истоков и причин их возникновения и распространения, мы нривлеісли ряд исследований отечественных и зарубежных авторов по классической мусульманской философии и науке.

Цель и задачи исследования. Целью данной работы является анализ религиозно-философской доктрины друзов. выявление ее источников, причин возникновения и особенностей становления, а также условий функционирования как в рамках мусульманской культуры, так и за ее пределами.

. В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:

выявить идейные истоки, питавшие философские воззрения друзов и послужившие основой для их оригинальной религиозной доктрины;

раскрыть основные положения религиозно-философской

- б -

доктриш друзов, их теюкосмогошш, историософии, теории тавхи-да, эсхатологии;

раскрыть исторические предпосылки возникновения друзиз-ма. определить особенности Оытия друзов в контексте мусульманской культуры в целок и арабо-мусудьманскон философии, б частности;

выявить те аспекти в религиозно-философской доктрине друаов. которые определяют особенности их бытия jb современном ыире.

Научная новизна исследования заключается в том, что в неы:

  1. осуществлен комплексный анализ религиозно-философской доктрины друзов;

  2. показано место друзизш в развитии философии и теологии средневекового Арабского Востока;

  3. прослежены истоки указанной доктрины в философских традициях Востока и Запада;

  4. вводится в научный оборот ряд не виакош ранее русскоязычному читателю философских сочинений друзов.

Методологической основой диссертации служат коренные нршшшш современной теории историко-философского процесса, щк-.хде всего принцип историзма, принцип единства логического и исторического, приемы и навыки герменевтического толковачия философских текстов, а также использован опыт компаративного аналива философских культур Востока и Запада.

Практическая значимость работы определяется тем, что ее Результаты способствуют устранению "белых пятен" в истории среднеьакхЕОй философии и арабо-мусульманской культуры, углубляет современные представлення о ее разнообразии к неоднозначности. Духовное наследие друаов во "многом определяет особенности их современного существования, а так на специфику отношения к нему со стороны мусульманского окружения, что в немалой степени позволяет понять ряд событий современного арабоя-аычного мира и Солее объективно оценить происходящее. Положения данного исследования могут быть использованы в курсах по истории средневековой философии.

Апробация. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры истории философии РУЛН. Основные положения диссертации нашли

отражение в выступлениях на научных конференциях (второй Мед-дународішй философский симпозиум "Диалог цивилизаций: Восток-Запад", Москва, РУДН, апрель 1992 г.. научная конференция "Актуальные проблемы гуманитарных наук", Мосіша, РУЛИ, январь 1995 г. и в опубликованных автором статьях (см. прилагаемый список публикаций).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы.