Введение к работе
Актуальность темы исследования
Проблема понятия индивидуального языка в философии Витгенштейна тесно связана с вопросами новейшей философии сознания, языка, а также онтологии. Следовательно, она является актуальной не только для литературы, посвященной творчеству Витгенштейна, в частности, «Философским исследованиям». Критика Витгенштейном индивидуального языка, изложенная в «Философских исследованиях», приобретает актуальность, поскольку представляет собой часть масштабной и сложной стратегии, применяя которую, Витгенштейн надеется в первую очередь разоблачить идею эпистемически привилегированной области реальности, познаваемой только индивидуальным путем и поддающейся описанию только с помощью специально созданного для нее языка .
Разумеется, Витгенштейн не намерен отрицать действительность
ментальных явлений. Скорее он критикует то, что ментальные феномены
охарактеризованы теорией о сознании как совокупность явлений,
принадлежащих индивидуальному внутреннему миру. Выводы из его
аргументов приводят к позиции, противоположной когнитивистским подходам,
защищающим роль ментальных представлений в рамках теорий о значении.
Таким образом, в целом следует понимать аргумент Витгенштейна как
обобщенное опровержение субъективного подхода к онтологии и
эпистемологии, характеризующего западную философию1, начиная с Декарта, Локка, Юма, Канта и заканчивая современными направлениями философии языка и познания, такими как концепция «языка мышления» Дж.Фодора2. Этим мыслителям присуща идея о первобытности чувственных данных в
1 Glock H-J., A Wittgenstein dictionary. – Wiley-Blackwell, 1996. – P. 310 (здесь и далее, если не указано
иное, перевод автора). McGinn M. The Routledge Guidebook to Wittgenstein’s Philosophical Investigations. –
Routledge: Abingdon, Oxon, 2013. – C. 116. Fogelin R. J. Wittgenstein. – London and New York: Routledge & Kegan
Paul Ltd, 1987. – P. 166. Hacker P. Insight and Illusion – themes in the philosophy of Wittgenstein. – Oxford:
Clarendon Press, 1986. – P. 245. Kenny A.Wittgenstein. – Madrid: Alianza Universidad, 1984. – P. 160.
2 Fodor J. The Language of Thought. – New York: Crowell, 1975.
познавательном процессе, и данная идея предполагает возможность
индивидуального языка. Аргументы Витгенштейна нацелены на то, чтобы
показать, что предполагаемая идея об индивидуальной сфере реальности
является непоследовательной. Однако в целом следует выделить еще один
аспект, актуализирующий изучение проблемы индивидуального языка:
преодоление Витгенштейном индивидуального языка и субъективности не
является восстановлением реалистического подхода. Предложенный в
«Философских исследованиях» Витгенштейном выход из сферы
индивидуального языка не сводим ни к материализму, ни к феноменализму, ни к какому-либо еще философскому направлению, – как западному, так и восточному.
Степень научной разработанности проблемы
Проблема индивидуального языка в философии Витгенштейна, рассмотрению которой посвящено данное диссертационное исследование, может быть обусловлена рядом факторов, которые следует учесть. Так, написав «Логико-философский трактат», Витгенштейн возобновляет философскую работу только в 1929 году. В этот период, который получил название «средний» или «феноменологический», Витгенштейн колеблется между двумя идеями. Первая – состоит в том, что язык говорит о нашем повседневном, физическом мире, состоящем из физических объектов, вторая же – в том, что язык в действительности говорит о наших восприятиях, о потоке переживаний. При этом философ пытается ответить на вопрос, возможен ли язык для описания феномена индивидуальных ощущений, в случае если наш повседневный язык об этом не говорит.
Предвестником самого понятия индивидуального языка следует считать Дж. Локка, который написал, что «слова – чувственные знаки идей того человека, который ими пользуется», а обозначенные знаками идеи «находятся в груди его, невидимы, скрыты от других и сами по себе не могут стать явными»3.
3 Локк Дж. Опыт о человеческом разумении // Локк Дж. Сочинения в 3-х т. Т. 1. – М.: Мысль, 1985. – C.
461.
Мэри МакГинн в качестве источника индивидуального языка рассматривает книгу Уильяма Джемса «Принципы психологии»4. Также стоит напомнить концепцию языка, изложенную Б. Расселом во второй лекции «Философии логического атомизма», которая, по мнению Стюарта Кендлиша и Джорджа Рисли, служит источником идеи индивидуального языка5.
После публикации «Философских исследований» (1953) в философских
кругах начались дебаты об индивидуальном языке. В их развитии можно
выделить три главных этапа. Ранние комментарии (Айер 1954, Рис 1954)6
сосредотачиваются на понимании того, возможно ли существование
индивидуального языка, который, в общем, рассматривается как язык,
понятный лишь для одного человека. Данные комментарии далеко не
учитывают глубину аргументации Витгенштейна. П.Ф. Стросон (1954)
полагает, что ментальная сфера действительно индивидуальна, а аргумент
Витгенштейна лишь показывает, что публичный язык способен отсылать нас к
индивидуальной сфере лишь благодаря тому факту, что ментальные явления
часто сопровождаются наблюдаемыми поступками7. Колин МакГинн8, Мальком
Бадд9, Ханс-Йоханн Глок10, Энтони Клиффорд Грейлинг11, Пол Джонстон12
также считают, что невозможность индивидуального языка можно доказать при
помощи верификационизма – правильность употребления терминов
индивидуального языка никак не может быть проверена, и потому индивидуальный язык бессмыслен. С другой стороны, Айер опровергает аргументацию Витгенштейна: по его мнению, если суть аргумента Витгенштейна заключается в скептицизме по отношению к памяти, то он имеет
-
McGinn M. The Routledge Guidebook to Wittgenstein’s Philosophical Investigations. – Routledge: Abingdon, Oxon, 2013. – P. 117.
-
Candlish S., Wrisley G. Private Language // Zalta E.N. (ed.) The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Fall 2014 Edition). URL:
-
Ayer A.J., Rhees R. Proceedings of the Aristotelian Society, Supplementary Volumes. Vol. 28. Belief and Will. 1954. – С. 63-94.
-
Strawson P.F. Wittgenstein's Philosophical Investigations // Mind. 1954. Vol. 63 - C. 92.
-
McGinn C. Wittgenstein on Meaning. – Oxford: Basil Blackwell, 1984. – P. 48-49.
-
Budd M. Wittgenstein's Philosophy of Psychology. – London-New York: Routledge, 1989. – P. 61.
-
Glock H-J. A Wittgenstein dictionary. – Wiley-Blackwell, 1996. – P. 312.
-
Grayling A.C. Wittgenstein. – Oxford University Press, 1988. – P. 86–87.
-
Johnston P. Wittgenstein: Rethinking the Inner. – London: Routledge, 1993. – P. 20.
силу не только против индивидуального языка, но и против любого вида языка, в т.ч. и публичного, и потому выводы аргумента парадоксальны. В первые годы дебатов Н.Малкольм13 взял аргумент Витгенштейна под свою защиту. Малкольм считает, что в аргументе Витгенштейна нет скептицизма по отношению к памяти, поскольку он подвергает сомнению не то, что создатель индивидуального языка правильно запомнил значение введенного им самим термина, а то, что чему-то вообще назначался смысл.
Начиная с работы Крипке (1982)14 подчеркивается связь аргумента Витгенштейна с проблемой следования правилам. Согласно Крипке, то, что под знаком «+» человек подразумевает «сложение», а не какую-то другую операцию, не утверждается при помощи эмпирического факта. Отсюда следовало бы, что никакой операции не существует вообще. Однако идея Витгенштейна заключается лишь в том, что самого человеческого взаимодействия по сути достяточно, чтобы определить, подразумевал ли человек под знаком «+» операцию «сложение» или «квус».
В рамках советской и российской литературы проблема индивидуального
языка получила детальный анализ в работах В.А. Ладова. В своей монографии
В.А. Ладов занимается проблемой следования правилу и посвящает одну главу
дискуссии об индивидуальном языке. По его мнению, проблема
индивидуального языка «вообще не релевантна проблеме следования правилу в том смысле, что ни положительный, ни отрицательный ответ на вопрос о языке Робинзона прямого решения проблемы все равно не дают, а скептического решения все равно не отменяют»15. К числу важнейших исследований по этой теме следует также отнести работы А.Ф. Грязнова, Л.А. Бобровой, М.С. Козловой, З.А. Сокулер и Г.П. Григоряна. Значительный вклад в русскоязычную
-
Malcolm N. Wittgenstein’s Philosophical Investigations // Knowledge and Certainty. – Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1963.
-
Крипке С. А. Витгенштейн о правилах и индивидуальном языке / Перевод В. Руднева // Логос. — 1999. — № 1. — С. 151—185.
-
Ладов В.А. Иллюзия значения: Проблема следования правилу в аналитической философии. – Томск: Томский университет, 2008. – С. 107. Об индивидуальном языке Ладов еще пишет в статье «Витгенштейн и Хакер о языке ощущений». Ладов В.А. Витгенштейн и Хакер о языке ощущений // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2012.
литературу по Витгенштейну внесли диссертационные исследования. Здесь необходимо напомнить труды Н.В. Медведева16, Е.Л. Устинской17, Е.Е. Медведевой18, К.А. Родина19, Е.А. Давыденко20, А.В. Смирнова21 , В.А. Суровцева22 , С.Ю. Уколова23 , И.В. Родиной24 , З.А. Сокулер25, Е.А.Чичневой26 (работа которой впервые в рамках российских исследований изучает влияние феноменологии на философию Витгенштейна) и других.
А.Ф. Грязнов рассматривает проблему индивидуального языка как часть стратегии по разложению субъективного подхода в онтологии и в эпистемологии27.
Л.А. Боброва соотносит аргумент против индивидуального языка с проблемой следования правилу28. М.С. Козлова исследует философские работы Л.Витгенштейна с различных сторон и в широком контексте. З.А. Сокулер рассматривает в своих работах философию Витгенштейна в целом29, и при обсуждении проблемы индивидуального языка особое внимание обращает на
-
Медведев Н.В. Л.Витгенштейн и философская герменевтика: дис. … канд. филос. наук. – М., 1994.
-
Устинская Е.Л. Проблема трактовки логико-теоретического знания в «Логико-философском трактате» Л.Витгенштейна: Кантианские мотивы: дис. … канд. филос. наук. – М., 1996.
-
Медведева Е. Е. Философия математики Людвига Витгенштейна: дис. … канд. филос. наук. – Тамбов, 2015.
-
Родин К.А. Этика Л.Витгенштейна в контексте постметафизики Логико-философского трактата: дис. … канд. филос. наук. – Томск, 2014.
-
Давыденко Е.А. Философии языка Фрица Маутнера и Людвига Витгенштейна: Сравнительное биографическое исследование: дис. … канд. филос. наук. – Нижневартовск, 2004.
-
Смирнов А.В. Анализ языка науки в работах Л. Витгенштейна: дис. … канд. филос. наук. – СПб., 2003.
-
Суровцев В.А. Принцип автономии логики в философии раннего Витгенштейна: дис. … канд. филос. наук. – Томск, 2001.
-
Уколов С.Ю. Философские основания становления символической логики: Программа построения «чистой логики» Э.Гуссерля и предикативная концепция логического анализа Л.Витгенштейна: дис. … канд. филос. наук. – Екатеринбург, 2000.
-
Родина И.В. Философия языка Л.Витгенштейна в контексте историко-философской традиции и логико-семантических исследований: дис. … канд. филос. наук. – Екатеринбург, 1994.
-
Сокулер З.А. Концепция языка Л. Витгенштейна и ее значение для современной философии науки: дис. … канд. филос. наук. – М., 1991.
-
Чичнева Е.А. Проблема интерсубъективности в философии позднего Э.Гуссерля и Л.Витгенштейна: дис. … канд. филос. наук. – М., 1995.
-
Грязнов А.Ф. Проблема мышления в философской концепции Л. Витгенштейна // Философские идеи Людвига Витгенштейна / Под ред. М.С. Козловой. – М.: Институт философии РАН, 1996. – C.128.
-
Боброва Л.А. Фреге или Витгенштейн? О путях развития аналитической философии // Философские идеи Людвига Витгенштейна / отв. ред. М.С. Козловой. – М., 1996. – С. 94-108.
-
Сокулер З.А. Людвиг Витгенштейн и его место в философии XX в.: Курс лекций. – Долгопрудный, 1994.
проблему следования правилу30. Весьма значительной является работа Г.П. Григоряна, который особое внимание обращает на проблему выхода из солипсизма и критикует общую картину «двух Витгенштейнов».
Стоит также отметить конференцию философского факультета МГУ 2013
г. «Теория языковых игр и современная философия. Материалы международной
научной конференции “Теория языковых игр и современная философия” (К 60-
летию со дня выхода “Философских исследований” Л.Витгенштейна)» под
редакцией А.А. Костиковой31. Общий анализ представленных русскоязычных
материалов указывает на актуальность проведения исследования,
направленного на подробное и систематическое рассмотрение проблемы индивидуального языка.
Настоящее диссертационное исследование было бы невозможным без обширной работы философов по переводу наиболее значимых текстов традиции аналитической философии с английского и немецкого языков на русский.
Для цитат из работ Витгенштейна были использованы переводы И.С. Добронравова и Д.Г. Лахути32, З.А. Сокулер33, М.С. Козловой34 и В.П. Руднева35. Необходимо также отметить переводческую деятельность Е.Е. Ледникова, Н.С. Юлиной, Л.Б. Макеевой, В.В. Целищева, В.А. Суровцева, Т.А. Дмитриева, А.З. Черняка, М.В. Лебедева, О.А. Назаровой и др.
В итальянской литературе среди посвященных этой теме работ упомянем исследования Марко Мессери, Роберто Касати, Карло Пенко, Диего Маркони, Марино Россо. Мессери36, в частности, исследует тему «следования правилу».
-
Сокулер З.А. Проблема «следования правилу» в философии Людвига Витгенштейна // Философские идеи Людвига Витгенштейна. – М., 1996.
-
Теория языковых игр и современная философия. Материалы международной научной конференции / Под ред. А.А. Костиковой. – М.: Центр стратегической конъюнктуры, 2014. – С. 130-143.
-
Витгенштейн Л., Логико-философский трактат / Пер. с нем. Добронравова и Лахути Д.; Общ. ред. и предисл. Асмуса В. Ф. — М.: Наука, 1958.
-
Витгенштейн Л. Заметки о «Золотой ветви» Фрэзера / Перевод З. А. Сокулер // Историко-философский ежегодник. – М., 1990. – С. 251-263.
-
Витгенштейн Л. Философские работыю В 2-х ч. / Сост., вступ. статья, примеч. М.С. Козловой. Перевод М.С. Козловой и Ю.А. Асеева. – М.: Гнозио, 1994.
35 Витгенштейн Л. «Голубая книга» // Витгенштейн Л. Избранные работы / Пер. с нем. и англ. В.Руднева.
– М.: Территория будущего, 2005. – С. 342-416.
36 Messeri M. Seguire la regola // Guida a Wittgenstein. – Bari-Roma: Laterza, 2002.
Касати37 особое внимание уделяет философии психологии и бихевиоризма. Пенко изучает влияние Эйнштейна и теории относительности на философию Витгенштейна «среднего» и «позднего» периодов38. Россо39 и Маркони40 анализируют «средний» период философии Витгенштейна.
Методологическая основа исследования
В процессе подготовки исследования последовательно применялся ряд
методологических принципов. Во-первых, это принцип объективности анализа
текстов Витгенштейна. Этот принцип позволяет показать
неудовлетворительность представленных в литературе вариантов прямого решения проблемы индивидуального языка; сформулировать новое умеренное решение проблемы индивидуального языка. Во-вторых, это принцип сравнения, который позволяет задать наиболее ясную формулировку проблемы индивидуального языка на основании сравнения различных подходов, выделения достоинств и недостатков их аргументации. В-третьих, это метод восхождения от абстрактного к конкретному. При прояснении некоторых аспектов изучаемой проблемы применяются аналогии из обыденной жизни. Этот метод позволяет расчленить объект исследования, описать его свойства при помощи множества понятий и характеристик.
Научная новизна
Все положения, выносимые на защиту, формулируются в литературе, посвященной проблеме индивидуального языка, впервые и обладают высоким уровнем новизны как для историко-философских исследований, так и для разработок в области эпистемологии.
1. В работе удалось показать, что при создании концепции принципа
верификации значительную роль сыграла теория простых объектов, изложенная в «Трактате».
-
Casati R. Il linguaggio psicologico di // Guida a Wittgenstein. – Bari-Roma: Laterza, 2002.
-
Penco C. Wittgenstein, olismo ed esperimenti mentali: l'influenza di Einstein // Paradigmi. 2008. 2.
-
Rosso M. Introduzione a “Osservazioni Filosofiche” // Wittgenstein L. Osservazioni Filosofiche. Torino: Einaudi, 1999. – С.VII-CLXI.
-
Marconi D. Transizione // Guida a Wittgenstein. – Bari-Roma: Laterza, 2002.
-
Автор диссертационного исследования сопоставляет трактовки принципа верификации самого Л. Витгенштейна и неопозитивистов, подчеркивая их различие. Для философа, понимание значения предложения сводится к самому методу его проверки. Такое мнение во многом сформировалось под влиянием теории относительности А.Эйнштейна и интуиционизма Я.Брауэра. Таким образом, в начале 30-х годов XX века в философии Л.Витгенштейна сходятся в одной точке верификационизм и феноменология.
-
Далее пристальное внимание было уделено основному труду Витгенштейна 1929 – 1932 года «Философским заметкам» («Philosophische Bemerkungen»), который на данный момент не переведен на русский язык. Анализ этого произведения позволил понять, что в этот период мыслитель рассматривает простые объекты в качестве чувственных данных, то есть придерживается строгой версии верификационизма. Именно с «Философскими заметками» тесно связана проблематика индивидуального языка, которой посвящено данное диссертационное исследование.
-
Автору представленной работы удалось доказать, что настоящим объектом аргумента против индивидуального языка являются собственные идеи Витгенштейна об индивидуальном языке, которых он придерживался в «среднем периоде» творчества (идеи «Философских заметок»). Согласно нашей интерпретации, в аргументе Витгенштейна верификационизм является объектом критики Витгенштейна.
-
Так, при анализе более позднего труда философа «Философских исследований» можно увидеть, что Витгенштейн применяет более общую стратегию демонстрации несостоятельности мнения о феноменологической имманентности ментальной сферы, критикуя концепцию индивидуального языка. Отказ от феноменологической имманентности предполагает у «позднего» Витгенштейна не возвращение к трансцендентальности, а переход к очищенному от каких-либо философских претензий обыденному языку.
Объектом исследования настоящей диссертационной работы является философское учение Л.Витгенштейна, изложенное в работах и рукописях философа. Среди работ Л.Витгенштейна особое внимание в данном исследовании уделяется релевантным как для формирования проблемы индивидуального языка «Логико-философскому трактату», «Философским заметкам», «Кембриджским лекциям», так и для обсуждения и решения данной проблемы «Философским исследованиям». В настоящем исследовании, однако, автор не останавливается подробно на философии работы «О достоверности». При обсуждении аргумента против индивидуального языка рассматриваются его интерпретации у различных авторов, в частности, Р.Фогелина41, А.Д. Айера42, М.МакГинн43, М.Бадда44, Х.-Й. Глока45, П.Джонстона46, В.А. Ладова47, Г.П. Григоряна48.
Предметом исследования является становление проблемы
индивидуального языка в философии Витгенштейна в целом.
Целью данного исследования является переосмысление проблемы
индивидуального языка в философии Витгенштейна: исследование
происхождения аргумента индивидуального языка, начиная с теорий объектов
«Трактата», реконструкция концепции индивидуального языка в «среднем»
периоде творчества Витгенштейна, изучение аргумента против
индивидуального языка в «Философских исследованиях» с теоретической точки зрения и оценку его убедительности. Наша диссертационная работа направлена на выявление роли опровержения индивидуального языка в философии Витгенштейна, чтобы поменять общую картину философии Витгенштейна.
-
Fogelin R. J. Wittgenstein. – London-New York: Routledge & Kegan Paul Ltd, 1987. 11 Ayer A.J. Ludwig Wittgenstein. – London: Penguin, 1986.
-
Ayer A.J. Ludwig Wittgenstein. – London: Penguin, 1986.
-
McGinn M. The Routledge Guidebook to Wittgenstein’s Philosophical Investigations. – Routledge, Abingdon, Oxon, 2013.
-
Budd M. Wittgenstein's Philosophy of Psychology. – London-New York: Routledge, 1989.
-
Glock H-J. A Wittgenstein dictionary. – Wiley-Blackwell, 1996.
-
Johnston P. Wittgenstein: Rethinking the Inner. – London: Routledge, 1993.
-
Ладов В.А. Иллюзия значения: Проблема следования правилу в аналитической философии. – Томск: ТГУ, 2008.
-
Григорян Г.П. Философия сознания Л.Витгенштейна: Проблемы интерпретации // Современная аналитическая философия. Вып. 3. М., 1991.
Задачи исследования
Реализация цели предполагает решение ряда исследовательских задач. К ним относятся:
-
Влияние теории простых объектов «Трактата» на развитие идеи принципа верификации.
-
Оценка значения теории простых объектов «Трактата» и принципа верификации для формирования концепции индивидуального языка в «среднем периоде» творчества Витгенштейна.
-
Степень влияния теории относительности А.Эйнштейна и о философии математики Я.Брауэра на формирование принципа верификации.
-
Извлечение «аргумента против индивидуального языка» из текста «Философских исследований». Критическое осмысление данного аргумента.
-
Термины имманентность и трансцендентность, анализ вопросов, касающихся восприятия, воображения, осмысленного и бессмысленного, способствовали наиболее полному изучению зучение теории простых объектов в «Трактате», которая рассматривается как предпосылка принципа верификации.
Теоретическая значимость диссертации заключается в разработке, малоизученной как в российской, так и в зарубежной истории мысли темы: философского учения «среднего» периода творчества Витгенштейна. Практическая значимость состоит в возможности использовать материал данной диссертации при чтении курсов по философии языка и философии познания.
В соответствии с поставленными задачами структура исследования включает введение, содержательную часть, состоящую из двух глав, заключение и библиографию.
Положения, выносимые на защиту диссертации
1) Витгенштейн излагает в «Трактате» теорию о простых объектах, которая
становится предпосылкой принципа верификации.
-
Витгенштейн в «Философских заметках» считает, что простые объекты «Трактата» являются чувственными данными и на основе данной теории в этом периоде Витгенштейн придерживается строгой версии верификационизма.
-
Витгенштейн излагает данный принцип в начале 1930-ых годов в «Философских заметках». Согласно данной концепции значение предложения сводимо к более элементарным предложениям, а именно к предложениям индивидуального языка.
-
Витгенштейн посредством «аргумента против индивидуального языка», относящегося к позднему периоду, опровергает возможность феноменологической непосредственной верификации, которая являлась основой мышления Витгенштейна на протяжении 1930-ых годов.
-
Витгенштейн в «Философских исследованиях» при отказе от феноменологической имманентности не требует возвращения к трансцендентальности, а переходит к очищенному от каких-либо философских претензий обыденному языку.
Апробация диссертации
Результаты исследования были представлены в выступлениях автора на следующих конференциях:
-
XV Международная конференция молодых ученых гуманитарных факультетов гуманитарных факультетов МГУ имени М.В. Ломоносова «Актуальные проблемы гуманитарных наук в XXI веке» (Москва, МГУ имени М.В. Ломоносова, 30 мая 2013 года);
-
Международная научная конференция «Теория языковых игр и современная философия» (К 60-летию со дня выхода «Философских исследований» Л. Витгенштейна) (Москва, МГУ имени М.В. Ломоносова, философский факультет, 9 – 10 декабря 2013 года);
-
Международный молодежный научный форум «ЛОМОНОСОВ-2015» (Москва, МГУ имени М.В. Ломоносова, 13 – 17 апреля 2015 года);
-
Международный молодежный научный форум «ЛОМОНОСОВ-2016» (Москва, МГУ имени М.В. Ломоносова, 11 – 15 апреля 2016 года). Материалы диссертации также были использованы в учебном процессе на
философском факультете МГУ имени М.В. Ломоносова в рамках дисциплины «Современная западная философия» (лектор – к. филос. наук, доцент А.А. Костикова) в 2014-2015 учебном году.