Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Пифагорейское учение о пределе, беспредельном и числе в неоплатонизме : "Платоновская теология" Прокла Медведева Ольга Аркадьевна

Пифагорейское учение о пределе, беспредельном и числе в неоплатонизме :
<
Пифагорейское учение о пределе, беспредельном и числе в неоплатонизме : Пифагорейское учение о пределе, беспредельном и числе в неоплатонизме : Пифагорейское учение о пределе, беспредельном и числе в неоплатонизме : Пифагорейское учение о пределе, беспредельном и числе в неоплатонизме : Пифагорейское учение о пределе, беспредельном и числе в неоплатонизме : Пифагорейское учение о пределе, беспредельном и числе в неоплатонизме : Пифагорейское учение о пределе, беспредельном и числе в неоплатонизме : Пифагорейское учение о пределе, беспредельном и числе в неоплатонизме : Пифагорейское учение о пределе, беспредельном и числе в неоплатонизме : Пифагорейское учение о пределе, беспредельном и числе в неоплатонизме : Пифагорейское учение о пределе, беспредельном и числе в неоплатонизме : Пифагорейское учение о пределе, беспредельном и числе в неоплатонизме :
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Медведева Ольга Аркадьевна. Пифагорейское учение о пределе, беспредельном и числе в неоплатонизме : "Платоновская теология" Прокла : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.03.- Санкт-Петербург, 2001.- 205 с.: ил. РГБ ОД, 61 02-9/328-1

Содержание к диссертации

I. ВСТУПЛЕНИЕ

• Актуальность темы исследования

• Степень изученности проблемы. Обзор литературы

• Цель и задачи исследования. Источники

• Теоретико-методологические принципы исследования

• Научная новизна работы

• Теоретическая и практическая значимость работы И. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1 раздел.

Обращение к истокам теологической мысли и определение ее цели, предмета, метода.

§ 1. Подход к предмету теологии с. 1 -6

§2. Учение Филолая о пределе и беспредельном, числе, пропорции с. 6-20

§3. Судьба пифагорейских учений в диалогах Платона («Тимей», «Филеб») с.20-34

§4. Понятие божественного у Прокла. Атрибуты божественного с. 34-53  

Введение к работе

Исследование философской сис темы Прокла в контексте пифагорейско- платонической традиции, без сомнения, представляет собой актуальную историко-философскую проблему. Актуальность ее обусловлена малоизученностью философии Прокла в нашей стране, а также недостаточной изученностью пифагореизма во многих аспектах.

Именно в наше время, когда неоплатонизм исследуется всесторонне и систематически, возникает интерес к тем его представителям, роль которых в прежнее время либо оставалась не вполне ясной по причине отсутствия переводов или самих источников (Сириан), либо оценивалась как уступающая в оригинальности. Прокл Диадох вызывает интерес к своей философии, во- первых, противоречием между оценкой его как «систематизатора неоплатонизма» и огромным объемом написанных им произведений; во-вторых, крайне противоречивыми мнениями о его стиле, который признавался и строго логическим, и близким к поэтическому. В-третьих, и это может считаться главным, именно при серьезном, текстологическом подходе к философии Прокла, раскрывающем ее своеобразие, обнаруживается ряд проблем, требующих исследования «установки сознания» философа, обращенности его мысли к определенной традиции, важности для него этой традиции. Речь здесь идет о пифагорейско-илатоническом способе постановки проблем в учении о едином, числе, монаде, пределе и беспредельном, подобии и причастности. Само отношение Прокла к Платону определялось изначальными представлениями о предмете философствования как истине о богах и божественном, берущими начало, несомненно, в пифагореизме.

В настоящей работе соотнесенность философии Прокла с пифагорейско-платонической традицией рассматривается «глазами самого Прокла» - то есть таким образом, каким понимал ее сам Прокл. Внутреннее своеобразие философского произведения или системы в целом неотделимо от направленности цели, или замысла, который в конечном итоге определяет и место философа в ближайшем контексте, и важность для него этого контекста. Таким образом, рассмотрение внутренних закономерностей философской системы делает возможным включение ее в определенную традицию, школу (но не наоборот). Особенностью «Платоновской теологии» - самого значительного произведения Прокла - является то, что здесь сам автор настраивает нас на поиски истоков и созвучий собственной мысли.

Прокл ставит перед собой небывалую цель: создание теологической науки на основании философии Платона, неоплатоников и наиболее почитаемых им теургий - орфиков, пифагорейцев, Халдейских оракулов. Для этого Прокл предпринимает синтез всех имеющихся в диалогах Платона теологических истин и приведение их в соответствие с представлениями теургов, являющимися, по мнению Прокла, источником любых учений о богах и божественном. Цель Прокла, как видим изначально предполагает исторический взгляд на интересующую его проблему: обращенность в прошлое диктуется самой природой мысли о божественном.

Думается, выбор Прокла неслучаен, как неслучайно и то, что необходимость создания теологической науки была впервые осмысленна именно Проклом, жившим в конце эпохи эллинизма. Будучи историком философии не в меньшей мере, чем философом, он обладал еще и особым филологическим даром. Работая с текстами Платона, любя и понимая как никто другой дух платоновской философии, Прокл хорошо видел обращенность мысли Платона к «утраченному», заботу о зрелости философского мышления, понимаемую не столько в формальном смысле, сколько в сохранении «учения, поседевшего от времени» («Тимей», 22 в-с).

Для такими учениями были древние теологии, из которых пифагорейская - самая «почтенная» («Платоновская теология», IV, 34). На чем основывалась убежденность Прокла в том, что их необходимо сохранять, согласовывать с ними собственные представления - убежденность, поддерживаемая самим Платоном? Прокл понимал теологическую мысль как предпосылку собственно философской. Фактом большой значимости для него была созвучность эллинской и варварской мысли о божественном, что говорило о ее универсальности. Сама возможность выстраивания единой цепочки созвучий («единого понимательного поля», как сказал бы М.Мамардашвили) казалась Проклу знаменательной. Каким образом Прокл осуществляет эту возможность - то, что западные последователи называют «синтезом философии и теологии» , - предстоит рассмотреть в настоящем исследовании.  

Похожие диссертации на Пифагорейское учение о пределе, беспредельном и числе в неоплатонизме : "Платоновская теология" Прокла