Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Нравственно-этические искания акынов-заманистов Кулманбетова, Айдана Сабырбековна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кулманбетова, Айдана Сабырбековна. Нравственно-этические искания акынов-заманистов : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.03.- Бишкек, 2000.- 21 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Современная цивилизация
находится на этапе наибольшей открытости для интеграционных
процессов, направленных на дальнейшее формирование

общечеловеческих нравственно-этических ценностей. Этому во многом
способствует разрушение тоталитарных режимов и демократическое
обустройство целого ряда государств, в числе которых находится
Кыргызстан, получивший впервые независимость как самостоятельная
республика только в 1991 году. Вместе с тем "перед республикой сразу
встали крупные проблемы социально-экономического и нравственно-
этического характера. В этом отношении первый президент Кыргызстана
А.А.Акаев обнаружил глубокое проникновение в сущность
происходящих процессов, когда заявлял: "Народ, не имеющий
философии, не имеет будущего". . - <>;

В новых социально-исторических условиях Кыргызстан напрямую развивает и укрепляет связи с общемировым социально-экономическим и культурным пространством, что ставит в качестве одной из первоочередных задач углубленное осмысление собственной ментальности как национального феномена. В разрешение определившейся таким образом проблемы большой вклад вносит изучение великого эпоса "Манас", выразившем основные нравственно-этические критерии кыргызов за тысячелетнюю историю своего существования. Однако "Манас", как и любой другой эпос, оказался не в состоянии отразить разительные изменения в жизни народа в обозримом историческом прошлом, в частности, в XIX - начале XX века. Эти изменения нашли свое яркое отражение в творчестве акынов-заманистов Калыгула, Арстанбека, Молдо Кылыча.

Заманизм как тип творчества, направленный на укрепление
нравственно-этических позиций, существовал и у других тюркский
народов Центральной Азии. Однако на кыргызской почве заманизм
оказался особенно востребованным самыми широкими слоями
населения, и это обусловило его активное существование на протяжении
целого столетия. ,..'.,.

В начале XIX века кыргызы попадают под жестокое владычество Кокандского ханства, что побудило ряд родоплеменных вождей искать защиты у России, к которой они обращались с просьбой о вхождении в ее состав. В это время соседние народы были значительно дальше кыргызов продвинуты по пути формирования собственных государств, и над кыргызами нависла угроза "растворения" в других народах. Необходимо было искать и находить те структурно-организационные начала, которые позволили бы кыргызам не только сохраниться как национальный уникум, но и развиваться дальше по пути консолидации

родоплеменных сообществ в единый, монолитный народ. Необходимость этого осознавалась национальной элитой, но более глубоко эта ситуации выразилась в творчестве акынов-заманистов, которые нашли, пожалуй, единственно верный по тому времени путь объединения и сохранения нации на основе общности нравственно-этических устремлений, а также основных начал морали, построенной на лучших принципах адата и обычного права. При этом заманисты не только подвергали глубокому социально-философскому осмыслению свое время, но и стремились "провидчески" определить будущее для своего народа. Оно представалс в виде возможных перспектив, либо - в виде предостережений от возможного саморазрушения личности и общества.

Будучи духовной элитой кыргызского народа, осознавшими потенциальные возможности своего народа, акыны-мыслители вели большую просветительскую деятельность, направленную на сохранение и развитие духовности человека на тех началах, на которых базировалось общественно сознание кыргызов прошлого столетия. В силу этого поэты-заманисты не отрицали прежних религиозных верований народа, терпимо относились к внедряемому исламу, а в более поздний период) даже утверждали нравственно-этические ценности новой религии. Таким образом, заманистам удалось создать общую картину мира кыргызов прошлого столетия, что открывает значительные перспективы изучения формирования и развития самосознания кыргызов в обозримом историческом прошлом.

Мудрость мыслителей-заманистов заключалась в том, чтобы не творить насилия над национальной психологией и самосознание своего народа, но развивать его, "подтягивая" до уровня передовых по тому времени народов. Именно поэтому акыны, резко выступая против экспансии имперской России, в то же время активно призывали учиться у "сары орус" культуре и новым, более прогрессивным методам ведения хозяйства.

Через заманизм шло генеральное направление развития национальной культуры. И не случайно, Молдо Кылыча по праву признают родоначальником кыргызской письменной литературы. Заманизм настолько глубоко проник в самосознание кыргызского народа, что без учета этого обстоятельства уже невозможно понять особенности мировидения кыргызов, которое в том или ином виде реализуется в творчестве крупнейших писателей кыргызского народа таких, как Ч.Айтматов, Т.Касымбеков, Т.Сыдыкбеков и др. Заманизм оказался жизнеспособным даже несмотря на то, что начиная с 50-х годов при тоталитарном советском режиме творчество замечательных акынов было практически выключено из обихода в культурной жизни кыргызов.

Врт почему в наши дни, когда Кыргызстан ищет свои пути в общечеловеческое демократическое пространство, появилась острая необходимость самоосмысления народа, его прошлого и настоящего,

гациональных приоритетов и всего того, что можно в качестве (озитивного начала нести в мировую практику человеческого аморазвития.

К сожалению, "заказная" наука недавнего прошлого представляла кынов-заманистов Калыгула, Арстанбека, Молдо Кылыча только как еакционных националистов. В условиях демократизации кыргызского ібщества впервые появилась возможность объективной, научно-ібоснованной оценки творческого наследия поэтов-мыслителей. Но іолее всего опыт нравственно-этических и философских исканий групных деятелей прошлого Калыгула, Арстанбека, Молдо Кылыча їожет быть востребован кыргызской общественностью на путях іреодоления родоплеменной отчужденности и создания монолитной іации, у которой есть свое достойное будущее среди других народов [ланеты.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования вляется творческое наследие акынов-заманистов Калыгула, Арстанбека, Лолдо Кылыча. В качестве "предмета" выступает прежде всего "общая :артина мира" кыргызов XIX - начала XX в., воспроизведенная акынам и-аманистами в своих творениях. К "предмету" отнесем нравственно-тические установки заманистов, направленные на формирование амосознания народа, а также объединительные социально-философские ідей, которые были призваны для консолидации нации и формирования диного народа, способного в таком качестве преодолеть новые історические испытания.

Материалы и источники диссертации. Материалом
сследования являются произведения акынов-заманистов,

публикованные в основном в республиканских изданиях. Кроме того, спользуются материалы архивного и рукописного фонда HAH КР как а кыргызском, так и на русском языке. Демонстрационные материалы а языке оригинала сопровождаются переводами на русском языке. Іереводьі в большинстве случаев осуществляются автором настоящего сследования.

В числе источников диссертации используются общетеоретические аботы по этике прошлого и настоящего. Привлекаются также известные аботы по истории Кыргызстана рассматриваемого периода.

Степень разработанности проблемы. Духовное наследие акынов-аманистов было объектом исследования ряда отечественных ученных, [з работ литературоведов и филологов внесших конкретный вклад в зучение творчества акынов-заманистов следует особо подчеркнуть К. К. Эдахина, А. Токонбаева, М. А. Ауэзова, Б. Юнусалиева, Т. Саманчина, \. Богданову, Ш. Уметалиева, С. Жигитова, А. Эркебаева, О. Сооронова, I. Кебекову, К. Асаналиева.1

1 Полное наименование работ названных авторов здесь и далее даны каыи в списке использованной литературы диссертации.

Из работ философов А. А. Салиева, Б. А. Аманалиева прежде всего его работа "Киргизские мыслители XIX - начала XX века" (1965), Какеева А.Ч., Аманалиева К.Б., Дононбаева А.Д., Козубаева O.K., которые непосредственно занимались изучением творчества акынов-заманистов и которыми было сделано многое для понимания творчества замечательных мыслителей поэтов.

А также творчество акыно-заманистов находили свое отражение в работах таких авторов «благодаря» которым акыны-заманисты были представлены в искаженном до неузнаваемости виде как К. Ибраимов, Д. Айтмамбетов, Д. Самаганов, П. Балтии, Г. Нуров и т. д.

Цели и основные задачи исследования. Отсутствие специальных исследований по избранной теме в новейший постсоветский период, переакцентовка проблемы в сторону преемственности наследия акынов-заманистов в современной социокультурной жизни Кыргызстана обусловливали цели и задачи настоящей работы, где целью является научно-теоретическое осмысление этико-философского наследия заманистов как следствия и предпосылок развития нравственно-духовного сознания кыргызского народа в XIX - начале XX вв. Сюда же относится оценка объединительно-просветительской деятельности акынов-заманистов, определявшая приоритеты национального саморазвития.

Означенная цель предопределила постановку и решение следующих основных задач:

осмысление заманизма как выражение нравственно-этической мысли кыргызов в XIX - начале XX вв.;

выявление динамических характеристик общей картины мира кыргызов в творчестве акынов-заманистов;

- определение основных этапов развития заманизма;

анализ системы нравственно-этических категорий и классификаций и философских представлений в творчестве акынов-заманистов;

- установление идейно-нравственной сущности исканий акынов-
заманистов;

выявление преемственности заманизма в современной социокультурной жизни кыргызского демократического общества.

Положения выносимые на защиту.

І. В XIX веке для кыгызов реальной оказалась угроза растворения прежде всего в казахском и узбекском народах. Даже в начале советского периода это обстоятельство во многом сдерживало развитие и становление кыргызской автономии. В силу этих причин заманизм, известный по творчеству ряда тюркских народов приобрел среди кыргызов особенно значимую роль. Основываясь на адате, обычном праве и нравственно-этическом опыте народа.

Калыгул, Арстанбек, Молдо Кылыч создавали свои произведения, ориентированные прежде всего на самосохранение кыргызского народа, определившегося и развивающегося как этнокультурный и социально-политический феномен.

Ранее проводимые дифференциации творчества акынов на
реакционные и прогрессивные начала считаем методологически
несостоятельными. Общая цель заманнстов - словом удержать
народ в пределах единой национальной идеи, прекратить
межродовые и всякие иные распри вплоть до семейных
отношений, организованные вертикально по отцовской линии и
потому свято хранящих традиции, освящаемые духами предков.
Идею заманистов единения народа следует считать глубокой и
прогрессивной. Другой вопрос, что для ее реализации необходимо
было воспользоваться многовековым опытом и практикой своего
народа, который как и другие кочевые народы, стремился
сохранить свои традиции незыблемыми, устои и уложения
действующими. Средства сохранить народ восходили к прошлому,
идея единения при этой устремлялись в будущее.
Заманизм в его кыргызской модификации представляет собой
особый тип творчества, вызванный к жизни необходимостью в
четких, словесных формулах создать систему нравственно-
этических приоритетов, охватывающих все стороны бытия
кочевника (Калыгул). При этом широко использовались приемы и
средства усиливающие эмоциональную содержательность жанра
«замана» через вторжение лирического начала посредством
авторского «Я» (Арстанбек). Вековое существование замана стала
хорошей основой для формирования у кыргызов собственной
профессиональной литературы (Молдо Кылыч). Таким образом,
заманизм выступает в качестве «связующего звена» между
творческим самосознанием народа, практикой его

художественного слова и авторизированным литературным творчеством. Отсюда сам выбор .методик и принципов анализа произведений заманистов — от утилитарного предназначения до существенных философских обобщений, от устного, звучащего слова до письменных источников писателя-мыслителя (Молдо Кылыч).

Характерной особенностью кыргызского заманизма являются четко отслеживаемая этапность в его развитии.

  1. Формирование системы нравственно-угических ценностей на базе метафизической цельности (Калыгул);

  2. Усиление образно-художественной содержательности через лирическое начало и в силу этого расширение круга действия идей заманизма (Арстанбек);

3. Выведение идей заманизма через философское осмысление мира в область общечеловеческих нравственно-этических ценностей - с одной стороны, с другой - трансформация жанра замана в жанр лирико-философского стихотворения (Молдо Кылыч).

  1. Активно действовавший в XIX столетии заманизм как тип творчества в XX веке при развитии буржуазных отношений уже не мог удовлетворять потребность в осмыслении нового мира и времени. Однако заманизм из духовной жизни кыргызов не исчезает, проникая в литературно-художественное творчество писателей в качестве прежних целей — сохранить память народа о прошлом, удержать в числе действующих традиций традиции предков, видеть кыргызский народ единым, сплоченным, исторически определившимся как самостоятельная часть мирового этноса (Ч. Айтматов, Т. Касымбеков и д. р.).

  2. Являясь неотъемлемой частью нравственно-этического сознания и духовной деятельности кыргызов, заманизм свидетельствует о наличии внутренних потенциальных возможностях продуктивного соотнесения «общей картины мира кыргызов XIX - нач. XX вв.», с реалиями новой действительности. Опыт прошлого, глубокое осмысление общего и особенного позволит. активнее входить народам Кыргызстана в мировое общечеловеческое пространство.

Методологическая и теоретическая основа диссертации опирается на принцип историзма как единства исторического и логического метода, который позволил определить социокультурные предпосылки и особую высокофункциональную роль заманизма е нравственно этическом развитии кыргызского общества в XIX - начале XX вв. Цивилизационные подходы к решению общей проблемь позволили увидеть человека из кыргызского общества прошлого в своєї; естественной исторической среде, а также определить ментальності этого человека через общую картину мира кыргызов и далее выявит! общетипологическую сущность заманизма, находившегося і конструктивной оппозиции к любой власти, в стремлении "сохранить' человека и предопределить его дальнейшее развитие.

Научная новизна работы заключается в том, что

а) впервые заманизм осмысливается как особый тип творчества, ;
сами акыны-заманисты предстают как духовная элита кыргызской
народа, целенаправленно просвещавшие народ на идеї
объединения родоплеменных сообществ в единую нацию на основі
общности нравственно-этических установок.

б) впервые устанавливаются этапы развития заманизма как этико
философского явления, наиболее полно выразившего духовно

состояние кыргызского общества XIX - начала XX вв. через "общую картину мира".

в) устанавливается преемственность заманизма и новой социокультурной ситуации в современном кыргызском обществе как одно из ярких проявлений национальной ментальности.

Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы прежде всего в вузовской практике при разработке курсов лекций н спецкурсов по изучению особенностей мировидения и миропонимания, а также нравственно-этического самосостояния кыргызов XIX - начала XX веков. В связи с тем, что работа ставит в центре внимания этические проблемы кыргызского общества прошлого и настоящего, она тесным образом соприкасается с одной стороны с историей, с другой, с культурологией и филологией, чем обеспечиваются прочные межпредметные связи

Само постижение заманизма как яркого национального феномена поможет при осмыслении и выборе собственных путей при строительстве нового кыргызского общества на демократических основах.

Апробация работы

Основные положения и результаты исследования были изложены на IV научно-практической конференции КАСИ (1996), на научно-теоретической конференции «Построение гражданского общества» (1996), на конференции «Современность: философские и правовые проблемы» (1997, 1998, 1999), на научно-практической конференции «Жусуп Баласагын и современность» (1998), на научно-практической конференции МУК (1998), на научно-теоретической конференции «Через кропотливый и неустанный труд — к процветанию и благосостоянию» (КГ УСТА 1998), на научно-теоретической конференции посвященной 20-ти летию БГУ (1999).

Структура работы. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованной литературы.