Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Нравственная философия Насира Хусрава Бандалиева Шодигул Нуралиевна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бандалиева Шодигул Нуралиевна. Нравственная философия Насира Хусрава: диссертация ... кандидата Философских наук: 09.00.03 / Бандалиева Шодигул Нуралиевна;[Место защиты: Институт философии, политологии и права им. А. Баховаддинова Академии наук Республики Таджикистан], 2018

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Методологические и теоретико-философские основы этики Насира Хусрава

1.1. Место нравственной проблематики в философии Насира Хусрава 18-40

1.2. Понятийно-категориальный аппарат нравственной философии Насира Хусрава 41-59

1.3. Рациональность как основа нравственной философии Насира Хусрава 59-86

Глава II. Философско-аксиологические основания этики Насира Хусрава

2 1. Идеалы духовного самосовершенствования в философско нравственном дискурсе 87-104

2 2. Основные формы проявления нравственных принципов в жизнедеятельности человека 104-123

2 3. Нравственная философия Насира Хусрава и ее общечеловеческая ценность 123-140

Заключение 141-147

Список литературы 148-160

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Духовно-нравственный кризис на фоне глобализационных процессов, процветания эгоизма и меркантилизма сопровождается опасностью утраты духовной самобытности и идентичности отдельных народов, веры в добро, человеколюбие, справедливость, счастье и другие моральные ценности. Вместе с тем, эти процессы способствуют смешению ценностей, трансформируют этические ценностно-смысловые основы идентичности человека, что актуализирует исследование широких круг вопросов нравственной философии с целью предотвращения опасности дегуманизации личности.

В поиске духовно-нравственных ориентиров по выбору ценностей представляется актуальным изучение богатого философско-этического наследия таджикских мыслителей, к числу которых относится и Насир Хусрав. Творчество Насир Хусрава является уникальным феноменом истории таджикской культуры: его наследие сегодня ждет своего серьезного и еще более глубокого переосмысления. Насир Хусрав был ярким поборником науки и просвещения во времена, когда таджикский народ после падения Сасанидов находился под гнетом тиранического правления чужеродных племен (сельджуков). Его оптимизм еще тогда вселял надежду в сердца угнетенных масс. Отрадно, что нравственная философия Насира Хусрава и сегодня отличается рациональностью, которая обеспечивает важность осмысления, обоснования и воплощения человеческого поведения согласно добродетели в отличие от страсти, предрассудков, частного мнения и пр. Эта рациональность характеризируется также выделением императивно-ценностного содержания морали как сдерживающего фактора в потребностях и склонностях человека. Важно и изучение целостности философии мыслителя, где его нравственные идеи развиваются в форме рационально-логической рефлексии нравственной жизни и представляются

не только как некое абстрактное поучение, а как учение, неразрывно связанное с практикой.

Составляющие уникальные идеи нравственной философии Насира Хусрава важны для формирования устойчивого мировоззрения личности против радикальных и деструктивных теорий, нацеленных на разрушение нравственных ценностей человечества в целом и самобытности таджикского народа, в частности. Насир Хусрав является поборником разума и разумной интерпретации исламской религии. Для него тема нравственности, сопряженная со свободомыслием и чувством национальной гордости таджиков, занимает одно из центральных мест. По этой причине этика мыслителя не является абстрактной, она органически связана с временно-пространственным измерением таджиков, персо-язычного народа Центральной Азии Х1 в. В этой связи в данной работе широко представлены различные понятия и категории нравственной философии Насира Хусрава, актуальные по сей день.

Исследование нравственной философии Насира Хусрава имеет важное научно-философское и практическое значение для современности: во-первых, в ней прослеживается попытка преодоления противоречия и создания мостов между духовным и материальным миром. Во-вторых, нравственная философия Насира Хусрава имеет гуманистическую природу именно потому, что сердцевиной этой философии составляет концепция морального объективизма. В-третьих, изучение нравственной философии Насира Хусрава важно и в том плане, что она, будучи формально изученной, остается не до конца осмысленной и не совсем ясна ее преемственная связь с историей этической мысли. Неясность сохраняется и в дефиниции категории религиозного и светского, взаимоотношения общих и особенных аспектов этических воззрений данного мыслителя и его идейных предшественников. И наконец, в-четвертых, актуальность исследования нравственной философии Насира Хусрава обусловлена

необходимостью системного исследования истории этической мысли таджикского народа. Данная работа важна и для последовательного решения возникших в последнее время идеологических, культурных и нравственных проблем в мусульманском мире и в мире в целом.

Степень разработанности проблемы. Литературу по нравственной философии Насира Хусрава можно разделить на несколько групп: первая – это исследования, которые посвящены изучению жизни и деятельности мыслителя, его наследию и эпохе. Эти исследования можно разделить на четыре подгруппы: а) работы филологического характера, представленные в виде издания текстов сочинений Насира Хусрава с соответствующими критическими текстами, и вводными статьями, где рассматриваются и отдельные аспекты морали б) работы, посвященные исследованию исмаилизма в целом, в которых философия и этика Насира Хусрава затрагиваются отрывочно в них нравственная философия (и этика) не выделяется как особый раздел, а представляется лишь в форме исторического, культурного, социального осмысления, а в других случаях, -с целью презентации общеисмаилитских идей. К ним следует отнести исследования А.А.Семенова, Ф.Дафтари, А.В. Смирнова, и др., которые ограничились описанием некоторых вопросов онтологии, гносеологии и истории данного движения и т.д.1. В этих исследованиях, к сожалению, нет глубокого анализа интересующих нас проблем этики мыслителя, философско-этической мысли классической мусульманской философии.

в) труды которые непосредственно касаются исследования философии Насира Хусрава. Здесь в первую очередь нужно указать на работы таких исследователей, как В.И. Иванов, А.Е. Бертельс, А. Эйдельман, Г. Ашуров,

1 Семенов А.А. Взгляд на Коран в восточном исмаилизме // Иран, Т. 1. Л., 1927. С. 59-72; Он же. К догматике памирского исмаилизма, Ташкент, 1926; Дафтари Ф. Краткая история исмаилизма/ Пер. с англ. Додыхудоевой Л.Р. и Додыхудоевой Л.Н. - М.: Ладомир, 2003; Он же. Традиция исмаилизма в средние века/ Пер. с анг. Оджиевой З. - М.: Ладомир, 2003; Смирнов А.В. Нравственная природа человека: арабо-мусульманская традиция // Этическая мысль. М., 2000. С. 46-67; Он же: Этика исмаилизма // Энциклопедический словарь «Этика». М. Гардарики, 2001; с. 181-184; Ниёзбеков Д.Т. Философия Абу Хатима ар-Рази и ранний исмаилизм. Душанбе, 2017.

Т. Муродова, А.Шохуморов, Э.Хансбергер, Ш.Х.Карамхудоев, Т.Г. Корнеева и др., которые однако напрямую не разрабатывали этику мыслителя, хотя представленное представляют в них фрагменты, относительно концепции счастья, свободы воли, справедливости, и.т.п.

г) следующая подгруппа - сборники научных статей,1 посвященных творчеству, в том числе, этическим взглядам Насира Хусрава. В соответствии с логикой настоящего исследования, наиболее ценными следует признать статьи Джонбобоева С., Мамаджановой М.Т., Хунзаи Ф.А.,2 Девонакулова А. и др., которые позволили автору данной диссертации выделить и систематизировать существенные этические категории мыслителя. Они подчеркивают зависимость нравственного поведения личности от социальной доктрины, от концепции лидерства.3

Ко второй группе относятся фундаментальные исследовательские работы, которые крайне важные для изучения нравственной философии Насира Хусрава. В них этические проблемы учения Насира Хусрава выделены в виде либо отдельных разделов, либо параграфов как составляющие части этих исследовательских работ. К ним относятся труды Х. Додихудоева, Н. Арабзода, Р.З. Назариева и Г.А. Хунзаи.4

1Едномаи Носири Хусрав (В память о Насире Хусраве). Мешхед, Университет им. Фирдоуси, 1353 х. (на перс.яз.). С.431-464; Донои Юмгон. Мачмуаи маколоти семинари байналмилалии «Носири Хусрав – нахуст марди густурдаи хирад (Мастер Юмгана.Сборник научных статьей международного семинара «НасирХусрав – великий муж высокого разума»). - Кабул, 1366 х.; Nasir Khusraw. Yesterday.Today.Tomorrow. Носири Хусрав: Дируз, имруз, фардо. Главные редакторы С.Ниёзов и Р.Назариев.- Худжанд, 2005; 2Девонакулов А. Панди падар-хазинаи зар: насихатхои ахлокии Носири Хусрав (Наставления отца – клад драгоценностей: этическое нравоучение Насира Хусрава); Джонбобоев С. Носири Хусрав оид ба холатхои инсони (Насир Хусрав о состояниях человека) (на тадж. яз.); Мамаджанова М. Символизм в воззрениях НасираХусрава и Джалалиддина Руми; Саидзода Дж. Сиголиш ва рухияи милли дар ашъори Носири Хусрав (Размышление о национальной идентичности в поэзии НасираХусрава) (на тадж. яз.) // NasirKhusraw. Yesterday.Today.Tomorrow.НосириХусрав: Дируз, имруз, фардо. Главные редакторы С.Ниёзов и Р.Назариев.-Худжанд, 2005. С. 181-270;

3 Джонбобоев С. Исмаилитская концепция философии истории. В кн.: Русские ученые об исмаилизме. Под ред. С.М.Прозорова и Х.Элназарова. Санк-Питербург. 2012. С.74-92.

4Додихудоев X. Философия крестьянского бунта. - Душанбе, 1987; Он же. Философский исмаилизм. Душанбе, 2014. С. 422-470; Арабзода Н. Мир идей и размышлений Носира Хусрава,- Душанбе, 2003. С. 211-247; Назариев Р.З. Социальная философия «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава (сравнительный анализ). - Душанбе, 2011. С. 271-319; HunzaiG.A. The Concept of Pleasure propounded by Nasir Khusraw. Institute of Islamic Studies, McGill University.Montreal, 1993.

В работах Х.Додихудоева, известного в стране и за рубежом исследователя истории и философии исмаилизме, этические взгляды Насира Хусрава освещаются комплексно в отдельных главах. Автор, наряду с теоретическим обоснованием этики как нравоучения и как формы общественного сознания, ее места и роли в исламской культуре, обращает внимание на то, что, к сожалению, серьезные «работы по этике исмаилизма» пока не созданы, хотя они крайне востребованы. Х. Додихудоев системно рассматривает нравственную философию Хамид ад-Дина аль-Кирмани, «Ихван-ус-сафо», Абу Хатима ар-Рази, Муаййада фи-д-Дина Ширази и других исмаилитских мыслителей. Х. Додихудоеву удалось раскрыть суть исмаилитской концепции эволюции человеческой общины и на этой базе показать нравственное совершенство личности.

Другой известный исследователь Н. Арабзода в своих работах отдает дань этическому учению Насира Хусрава. Он в кратком изложении рассматривает категории добра и зла как качества, присущие человеческой душе, считая, что эти понятия не содержат абстрактный и отвлеченный смысл а позволяющей человеку совершить свои действия и поступки по собственному желанию;

Этические вопросы освещаются и в работах Р.З. Назариева, который рассматривает их в ракурсе социальной философии Насира Хусрава и «Ихван-ус-сафо». Зарубежный исследователь Г.А. Хунзаи посвящает свою работу исследованию концепции удовольствия, разработанной Насиром Хусравом. На его взгляд, это понятие является одним из центральных элементов нравственной системы мыслителя. Используя теорию психоанализа (Фрейда), он приходить к мысли, что понятие удовольствие в творчестве Насира является «активным космическим принципом».

В работе «История таджикской философии с др. времен до XV в.» во II томе Институтом философии, политологии и права АН РТ, в очерках,

посвященных этическому учению исмаилитов (в лице Абуякуба Сиджистани, Ихван-ус-сафа, Насир Хусрав и др.) авторы рассматривают историю исмаилизма в динамике, и, стараясь освободить их от идеологического шаблона, наложенного историей и временем.1

В целом, можно видеть, что нравственная философия Насира Хусрава во всей своей полноте становления и системно еще не исследована и её аксиологическое значение для современности пока, не представлено. Нами делается попытка восполнить этот пробел.

Цель исследования - целостный анализ и реконструкция нравственной философии Насира Хусрава в рамках рациональной традиции таджикской средневековой философии. Реализация указанной цели потребовала постановки и решения ряда исследовательских задач:

- определить понятия нравственной философии Насира Хусрава и ее
место в философско-этическом учении мыслителя;

- комплексно исследовать и реконструировать понятийно-
категориальный аппарат и определить значение рациональности в
нравственной философии Насира Хусрава;

проанализировать идеалы духовного самосовершенствования в философско-нравственном дисскурсе этики Насира Хусрава;

раскрыть основные формы проявления нравственных принципов, систематизировать категории и идеи в жизнедеятельности человека согласно учению Насира Хусрава;

определить самобытность и уникальность нравственной философии Насира Хусрава, её значение как важного элемента современной национальной культуры, а также выявить ее общечеловеческую ценность.

Объект исследования – философия НасираХусрава

1 «История таджикской философии», Т.2. Душанбе. Дониш. 2012. (на русском языке); Таърихи фалсафаи точик аз кадим то асри 20, Душанбе Дониш, 2016.

Предмет исследования – нравственная философия Насира Хусрава, отраженная в его многочисленных произведениях.

Теоретические и методологические основы диссертации. Основу методологи работы составляют философско-этические разработки отечественных и зарубежных авторов. В диссертации применяются системный, сравнительно-исторический, структурный и герменевтический методы.

Источники исследования. Основными источниками исследования являются произведения Насира Хусрава «Хан-ул-ихван» («Трапеза братьев»), «Гушаеш ва рахаеш» («Разрешение и спасение»), «Зад ул-мусафирин» («Припасы путников»), «Джаме‘-ул-хикматайн» («Свод двух мудростей») и Диван стихов.

Научная новизна. Научная новизна исследования заключается в том, что в нем на основе систематизации этических концепций, идей и категорий впервые проводится комплексный анализ и реконструкция нравственной философии Насира Хусрава.

- систематически исследуется впервые нравственная философия
Насира Хусрава; она выделяется из общего контекста религиозно-
философской системы Насира Хусрава и становится объектом
самостоятельного всестороннего комплексного историко-философского
анализа;

- Реконструирован понятийно-категориальный аппарат
(категорология) нравственной философии Насира Хусрава на основе
анализа различных произведений мыслителя с максимальной
концентрацией внимания на выявлении их антропологического и
этического содержания и смысла; детализируется разделение мыслителем
единой этики на теоретическую и практическую, где первая ориентирована
на познание, а вторая на действие, поступок.

выявлено центральные категории этики мыслителя: мораль и нравственность. Согласно данной этической концепции, Бог является источником всей доброты, он предоставил небеса и землю на службу человеку. И человек, как его представитель, пользуясь предоставленными благами и свободой, одновременно несет ответственность за себя и за жизнь вселенной. Одновременно, он не отвечает за то, что находится за пределами его власти;

обосновано рациональность как основа нравственной философии мыслителя: разум рассматривает как сила, которая позволяет различить добро и зло, а знание как источник добрых и правильных поступков;

выявлено идея, что человек по Насиру Хусраву, несет в себе огромный потенциал, т.е. он имеет антропокосмическое начало, отраженное на макро и микро уровнях (таких как природных и духовных миров). Он является одновременно и социальным существом, т.к. без общества является немощным и недостаточным.

на широком материале обосновывается рациональность, как основа нравственной философии мыслителя; поэтому добродетельный человек Насира Хусрава реализовывает себя и свои возможности в среде других себе подобных в отношение к другим людям.

выявлено, что совершенствование человека, по Насиру Хусраву, направлено на преодоление человека своей телесной ограниченности и приобретении сверхчеловеческого бытия в космическом мире (акли кулл или направлено по другому - ноосфера);

В работе также сформулированы и философски обоснованы базовые принципы и идеалы духовного совершенствования человека, выявляется многомерность основных характеристик нравственной философии и показывается аксиологическое значение этической концепции Насира Хусрава для современности.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Нравственная философия Насира Хусрава является объектом самостоятельного изучения. Этика Насира Хусрава оригинальна, так как отражает духовные поиски эпохи жизни мыслителя; данная этика обеспечивает платформу, основывается на нравственности и морали, которые обозначены словом - хулк{мн. ахлак), т.е. характер, натура, нрав, и увваи нафсонї (силы души); а нравственная проблематика выражается через две основные категории - мораль и нравственность;

2. Реконструируя понятийный аппарат этики Насира Хусрава, можно заключить, что философия нравственности и морали в учении Насира Хусрава, сосредотачивается вокруг следующих основных принципов: первый, Бог является Создателем и Опорой Вселенной и Источником всей доброты, истины и красоты; второй, человек - ответственный, достойный и почетный представитель своего Создателя; третий, Бог установил все на небесах и земле на служение человечеству; четвертый, своей милостью и мудростью Бог не ожидает от человека невозможного или не может привлечь к ответственности за все, что находится вне его власти и Бог не запрещает человеку наслаждаться благами жизни;

3. Детализируя данную реконструкцию, можно обнаружить что нравственная философия Насира Хусрава состоит из понятийно-категориального аппарата, который имеет у него имплицитный характер, хотя, как и в учениях других мусульманских мыслителей, отличается устоявшимся и апробированным содержанием. Этот аппарат рассматривается им с позиции разделения самой этики на теоретическую и практическую этику: смысл понятия теоретической этики Насира Хусрава вытекает из изложенных им в своей философии значений таких понятий, как «научное знание» (дониши илми), «научная сила (цувваи илмї») и «рациональное знание (дониши ацлї), и

її

др. Результаты поступков человека разнообразны, универсальны, и определенные моральные качества могут быть либо добрыми, либо злыми;

  1. нравственная философия Насира Хусрава аналогично этике Аристотеля характеризируется рациональностью. Первым основным фактором проявления рациональности нравственной философии Насира Хусрава является проблема знания и способ, которым можно продвигаться в приобретении этого знания, коим является разум. В активном его значении разум рассматривается, в первую очередь, как сила, которая позволяет различать добро и зло, определить степени дозволенного и запрещенного, понимать и принимать ценности человеческого поведения, отдать приоритет тем или иным ценностям. Оценки и императивы морали человека мыслителем представлены как когнитивные выражения, как знание истинного - ложного, чувственного - рационального, умопостигаемого -опытного и т.д. для выбора лучшего состояния и совершенствования человека. Активный разум (Ацли Фаъол) в учении Насира Хусрава представлен как говорящая душа (нафси нотица), поэтому строго связан со знанием и обязательствами человека, она необходима для дефиниции хорошего, и для счастья и совершенства;

  2. в «антропокосмизме», т.е. антропокосмическом мировоззрении Насира Хусрава особое место занимает нравственная философия с идеей непрерывного совершенствования человека, его сознания и культуры в целом. В антропокосмизме вся духовная и телесная эволюция человека в рамках идеи совершенства приобретает в некотором смысле безграничное пространство от сознания человеческого до сакральных форм его жизни, которые корнями уходят за пределы истории и цивилизации, до метафизических начал. Отсюда, высшие духовные идеалы в нравственной этике Насира Хусрава превращаются в идеалы земного порядка человека. Духовные идеалы в учении Насира Хусрава во всех своих философских и религиозных аспектах, в целом, отражают общее нравственное предписание по совершенствованию человека, которое

направлено на преодоление человеком своей телесной ограниченности и приобретение сверхчеловеческого бытия в сверхкосмическом, т.е. запредельном мире;

  1. в нравственной философии Насира Хусрава суть добродетелей – это действия и поступки, и поскольку добродетельный человек не может проявлять свои добродетели по отношению к самому себе, а только по отношению к другим, следовательно, они реализуются только тогда, когда человек активно живет в среде других людей. Насир Хусрав считает человека социальным существом по своей природе, и подчеркивает, что он не родился ни полным, ни самодостаточным, а с недостатками. Это означает, что он не может жить сам по себе, а должен прибегать к помощи других людей, или наоборот, оказывать помощь им с тем, чтобы сохранить себя, исправить свою слабость и стать полноценным. Практическую этику Насира Хусрава в целом можно разделить на три аспекта: как культивировать добродетель, как сохранить добродетель или поддерживать здоровье души, и как избавить душу от пороков;

  2. значение нравственной философии Насира Хусрава многозначно во многих отношениях: оно вместе с другими частями философии этого мыслителя выступает как интеллектуальный мост между Западом и Востоком и между древностью и современностью. Насир Хусрав считает всех людей независимо от рас, наций или социального статуса сыновьями Адама, следует принципу справедливости в определении человечности; распределение благ и статусов предлагает осуществить по заслугам, а не по другим критериям (личная преданность, родственные связи, взятка и т.д.); особо выделяет равенство людей в пользовании природными и духовными благами, соблюдение пропорциональности в воздаянии и наказании людей, в настаивании быть добродетельными по отношению к другим и т.п. Среди концепций и категорий нравственного характера особое внимание заслуживают милосердие (шавкат) благодеяние (хайру эсон), благородство (наобат), великодушие

(олииммати), честность (бовидон), добро (некї), целомудрие (иффат), щедрость (саховат) и др., которые в совокупности отражают гуманистические воззрения Насира Хусрава.

Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы. Теоретическая значимость работы заключается в новой постановке задач исследования нравственной философии Насира Хусрава, выводы которой могут быть полезны для дальнейшего углубленного изучения особенностей этики исмаилизма и ислама в целом. Кроме того, материалы исследования могут быть использованы для составления и чтения курсов по истории ислама, философии, этики и религиоведению. Материалы исследования могут быть интересны органам государственной власти, занимающимся государственно-конфессиональными отношениями.

Апробация результатов работы. Основные результаты исследования были апробированы в докладах автора на ежегодных научно-практических конференциях. Они также отражены автором в 7 статьях, опубликованных в научных журналах, рецензируемых ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании отдела истории философии Института философии, политологии и права им. А. Баховаддинова Академии наук Республики Таджикистан (протокол № 6 от « 12 » июня 2018 г.).

Структура исследования. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Место нравственной проблематики в философии Насира Хусрава

С точки зрения методологии и согласно современной научной литературе мораль (от латин.moralis-нравы, нравственность) - это общепринятые правила, и представления о добре и зле, о том, что хорошо и что плохо, а также соответствующее им поведение. Мораль воспринимается как форма общественного сознания и общественных отношений. Таким образом, в современном понимании мораль есть способ регулирования поведения людей в обществе, и она формируется обществом и социальной группой. Она исторична и изменчива. Что касается понятия нравственности, то она определяет уровень морали, которая неизменно по содержанию, выражает интересы как отдельного человека, общества и человечества. Принято считать, что нравственность -абсолютна (как любовь к ближнему своему) и она направлена на бескорыстие, интерес к другому, она духовна. В то время как мораль социально ориентирована, нравственность более постоянна, а мораль – изменчива. Однако границы этих понятий, а также термина этики до сих пор четко и строго не фиксированы. Термин «этика» был впервые введен Аристотелем для обозначения совокупности этических добродетелей как особой предметной области знания и как особой науки. По Аристотелю, этика это практическая философия и цель этики (в отличие от других наук) не познание или созерцание, а поступки. Этика это наука о том, как и откуда, появляется добродетель (нравственность).1 Этический, для Аристотеля, означает особый класс человеческих качеств как этические добродетели, как свойство ума (память), так и свойства характера (умеренность, мудрость, щедрость и т.д). Он отличает их от природных аффектов (страх) и т.д.). Греческое слово «этос» было переведено Цицероном на латинский как мораль (moralis-моральный), означающий, кроме нравов, еще характер, моду, покрой одежды, обычай и т.д. А моральная философия Цицерона является прямым аналогом греческой этики.1 Если следовать Гегелю, то под моралью можно понимать субъективный аспект поступков, а под нравственностью их объективный аспект- т.е. поступки на практике. Иногда эти понятия используются как синонимы и как взаимозаменяемые. По Гегелю, «этическое есть отчасти нравственность, и отчасти мораль».2 Как пишут видные исследователи и теоретики науки этики А.А.Гусейнов и Г.Г.Апресян первоначально понятия мораль, этика и нравственность означали один и тот же термин. Однако в процессе развития культуры стали дифференцированно относиться к ним: в настоящее время под этикой подразумевают отрасль знания, науку, а под моралью (или нравственностью) – предмет или сферу, которую она изучает.3 Согласно современным справочным источникам мораль (также и нравственность) является, прежде всего, специфическим типом регуляции отношении людей, направленных на их гуманизацию. Наравне с этим, мораль, часто выступает в качестве «неписанного закона» и реализует свою регулятивную силу посредством обыденного сознания.4 Таким образом, если подытожить данную дискуссию, то получается, что этика есть наука о специфическом проявлении морали и нравственности. Анализ этического творчества Насира Хусрава (1003/04 - 1088) показывает, что, несмотря на различие исторического и специфического культурного контекста он вращается приблизительно в аналогичном интеллектуально-этическом и духовном пространстве.

Насир Хусрав как представитель исмаилитской школы таджикской философии, рассматривает нравственную проблематику в контексте своего философского учения. Такой методологический подход был характерным и общепринятым для всех исмаилитских мыслителей его эпохи, так как для них нравственная философия являлась и как часть этики, и как отрасль философии. Они считали философию и этику взаимодополняющими и поэтому, этика, по доступной нам литературе, как автономное произведение не значится в списке трудов Насира Хусрава и его нравственная философия в целом имеет имплицитный характер.

Тем не менее, нравственная философия Насира Хусрава затрагивает довольно широкие вопросы, касающиеся добра и зла, истинного и ложного, добродетели и порока, справедливости, счастья и т.д. Эта нравственная философия обеспечивает платформу, которая основывается на нравственности и морали - два термина, которые обозначены словом - хулк (мн. ахлак), т.е. характер, натура, нрав или же как цуввои нафсй. Во многих случаях обнаруживается заменитель смысла этого термина - ху в значении темперамента, природы, натуры, свойства поведения, что ближе к смыслу морали. Они особенно четко изложены в поэзии Насира Хусрава:

Чу хулц ин асту ол ин, ту наёбй,

Зи таной бе, эй хоча исоре.1

Если таков нрав и таково состояние, то не найдешь

Лучшее окружение, чем одиночество, эй господин!

Некд гаштй, чу кта кардй аз ар кас тамаъ,

Пешрав гаштй чу кардй оилонро пасравй.2

По натуре ты стал благим, когда подавил алчность к другим людям

Стал ты ведущим, когда откатил назад разумных личностей.

Поэтому, неудивительно, что в поэзии Насира Хусрава встречаются парное использование этих терминов, как например в следующих строках:

Нак кун хую хулку зиндагонй.

Ба ар коре сари ришта нига дор.1

Исправь натуру, нрав и жизнь свою,

В любом деле главное благо начать его.

Отсюда, можно резюмировать, что если слово хулк в значении «нрава» сочетается со словом ху в смысле «мораль», то они сформируют слово, близкое к значению «моральной философии» или «этической философии». Этическую философию можно определить как дисциплину, которая рассматривает моральную систему и поведение человека в его жизни посредством инструментов философии. Среди принципиальных вопросов в нравственной философии Насира Хусрава есть такие вопросы, как «что такое хорошо и что есть зло?», «каковы ценности добра, которые могут принять все люди?», «существуют ли критерии, которые могут определить, что хорошо, а что плохо?», «каковы важные факторы, влияющие на поведение человека?», «какую моральную систему нужно практиковать?» и другие различные, связанные с ними, термины.

Здесь необходимо отметить, что многие этические идеи Насира Хусрава в творческой форме заимствованы из различных источников, такие как древнеиранские, древнегреческие, христианские, исламские. Но подход и принципы Насира Хусрава принципиально отличаются от предшественников. Например, если у греческих перипатетиков мир возникает от вечно существующего бытия, а у неоплатоников из ничего (Единого, Разума и Души),1 то у Насира сначала возникает слово Будь (божественное веление, Слово), и мир возникает из ничего. Ислам, мусульманская философия, исмаилизм в целом, и Насир Хусрав безусловно испытывали также плодотворное влияние христианской культуры. Именно сирийские христиане, наравне с персами были основными передатчиками и трансформаторами греческой мудрости на Восток.2 На творчество Насира Хусрава повлияли также разные древнеиранские идейные течения, например, маздакизм зороастризм, манихейства. Влияния эти могли быть как непосредственными от носителей - его современников, так и посредством учений других авраамических религий (идуаизм, христианство и ислам). В Диване стихов он упоминает учение зороастрийцев и критически ссылается на дуализм зороастризма, говоря об их книгах «Занд и Позанд». Тем не менее, следует отметить, что как в зороастризме, так и в этическом творчестве Насира Хусрава одно из центральных мест занимает знание, т.е. благая мысль. От истинного знания, как считает Насир Хусрав, зависит прочность и чистота, как веры, так и нравственные добродетели человека.3 В целом, проблемы, которые он обсуждает, были предметами анализа его предшественников, но он придаёт им другой, оригинальный ракурс.

Рациональность как основа нравственной философии Насира Хусрава

Нравственная философия Насира Хусрава характеризируется рациональностью, поскольку в ней определяется, что человеческие поведение и поступки в принципе должны быть осмыслены, обоснованны и воплощены в верном решении, соответствующем с добродетелью, которая отличается от страсти, частного мнения, предрассудка. При этом в различных подходах Насира Хусрава к осмыслению проблем нравственности рациональность выделяется в императивно-ценностном содержании морали, а также в ее логико-теоретическом представлении как регуляции постуков и поведении человека, которая служит как сдерживающий фактор в его потребностях и склонностях.

Первым основным фактором проявления рациональности, с которой нравственная философия Насира Хусрава имеет дело, связан с проблемой знания и способом, которым можно продвигаться в приобретении этого знания, коим является разум. Разум же, как его истолковывает Б.Рассел, имеет определенные функции: «У разума есть совершенно ясное и четкое назначение. Он обеспечивает выбор правильных средств для достижения цели. С выбором целей он не имеет ничего общего».1

Этому обсуждению предшествует идея о совершенстве разума (акл), который считается основой всех добродетелей. Для того, чтобы проиллюстрировать важность разума, мыслитель обращается к заимствованную им неоплатоническую теорию эманации в толковании вопроса о соотношении разума и души: «Стало быть выяснилось, что благородства души обусловлено разумом. То, благородство зависит от чего-то другого, это что-то другое в наибольшей степени является его завершением. То же, что является завершением чего-то другого, есть причина завершения вещи. Поскольку разум есть завершитель души, постольку выяснилось, что разум есть причина души, а душа – следствием разума, ибо она принимает благородства от него и завершается им... Благородство человеческой души по отношению к другим вещам состоит в том, что она способна принимать разум... Причиной всех причин является Разум, выше него нет никакой другой причины».1

С методологической точки зрения, мыслитель, выделяет несколько рационально-умопостигаемых подходов, как определение, деление, доказательство, опровержение и утверждение, а также дедуктивный подход, основанный на выводе второстепенных вопросов из основных. В последнем случае Насир Хусрав выводит основные значения рационального из Корана как первоисточника нравственной философии мыслителя, и от которого устанавливает этические правила и концепции. Сюда можно добавить сравнительный и критический подход мыслителя, посредством чего проводится анализ заимствованных теорий этики древнегреческих философов, а также и мусульманских философов. Словом, плюрализм взглядов на человека и его поведения, ставший характерным для нашего мыслителя, позволил наполнить свое учение рациональным содержанием. Этот эклектизм, который показывает, что мыслитель черпал рационалистические знания не из одного источника, имеем в виду не только Коран и сунну. Это означает, что философ-энциклопедист, излагая свои взгляды на человека и его поведения, ставил своей целью не столько системосозидание, сколько, и прежде всего приобщения читателя к комплексу научных и философских знаний, где первая роль отводится разуму. Но здесь сразу же отметим, что Насир Хусрав и другие исмаилитские мыслители не повторяют механически взгляды предшественников. Как видим в интерпретации разума, для Насира онтологически он есть причиной всех причин, а не Ваджиб-ул-вуджуд (Бог) или Перводвигатель (Форма форм), как дело обстоит у Аристотеля и Абу Али ибн Сины. Но это вопрос больше связан с негативной теологией Насира Хусрава.

Также важно отметить, что нравственные аспекты философии Насира Хусрава во многом совпадают с философскими убеждениями Сиджистани, который считался его учителем имногократно упомянутым в его книгах, как «Зад ул- мусофирин», «Хан-ул-ихвон», и «Диван». Он неоднократно упоминает названного учёного и приводит для доказательства своих научных суждений многие факты и положения, которые были высказаны Сиджистони. В «Хан –ул-ихван»-е Насир Хусрав прямо указывая на его произведение «Кашф–ул-маджуб»(«Раскрытые скрытого») и приводит из него целый отрывок, посвященный душе. Таким образом, определение позиции разума и души человека стало центральной проблемой нравственногоучения Насира и предшествующих мыслителей исмаилизма. Сиджистани в книге «Кашф–ул–Маджуб» отмечая единство и взаимосвязи души и разума, утверждает, что «разум соединяется с душой тогда, когда последняя смешивается с природой. Она (т.е. душа) познает блага, нежность и изящество природы посредством пяти органов чувств. Мыслитель приходить к выводу, что самым изящным и чистейшим является разум. Следовательно, природа подчинена разуму, а последний (т.е. разум) проявляет благосклонность (мушфик) к душе. Для достижения совершенной ступени разума, который скрыт в мире вещей, необходимо проявить стремление к устранению препятствий, чтобы в нем (т.е. в природе) проявились признаки разума (асари акл). Кроме того, признаки разума проявляются тогда, когда он (т.е. разум) приучит душу абстрагироваться от своих недостатков, и только затем разум воссоединяется с душой»1. Насир Хусрав дополняет учение своего предшественника идеей о том, что целью Универсальной Души (Нафси кулли) в сотворении мира былот творение знающего (глаголющегося) человека (натик). Именно человек посредством знаний и деяний (амал) сумеет оградить себя от порчи и недостатков мира. Так, для начала в метафизическом значении, возвышая эту роль разума, Насир Хусрав отмечает, что «мы утверждаем, что возвращение этого мира к Разуму состоится по пути говорящих душ, который появляется в этом мире. И ничему не предстоит возвращаться к Универсальному Разуму, кроме человека. И доказательством в пользу верности этого высказывания служит то, что в этом мире разум не принимается ничем, кроме души человека».1 Здесь подразумевается не просто душа, а особая ее форма, обозначенная либо термином «говорящая душа» (нафси сухангуй), либо «разумная душа» (нафс-и акила), которые отличаются от простой, чувственной души тем, что говорящая и разумная души способны на осмысление, делать умозаключения и выводы как в соответствиями с окружающей действительностью, так и в метафизическом смысле. Разум мыслителем «продвигается» еще выше, ему придается некоторая божественная сущность, а также и сила, которая снисходит в эти две. души. Насир Хусрав, «наделяя» человека разумом, указывает на его способности в полной мере овладеть условиями своего развития. В такой оценке достоинства человека описываются по отношению к другим живым существам, которые не могут реализовать свои способности, так как эти существа несознательны и не могут осмыслить действительность. Насир Хусрав, перенося это на проблему нравственности, точнее на проблему нравственного совершенствования человека, в частности, писал: «Человеку свойственна, как чувственная, так и разумная душа (нафс-и акила), одна свойственна животному, а другая – ангелу. Ангел на уровне актуализации своей сущности – непорочен, а животное – не способно к повиновению, ибо оба они принуждены в своем положении. И неизбежно, у ангела нет вознаграждения за покорность, а животного не ждет наказание за грех. А человека, находящегося в промежуточном положении между ними, ждет воздаяние за повиновение и наказание за грех. Бог наделил человека постигающим разумом, который способен различить добро и зло. Он (Бог – прим. переводчика) заложил в разуме чувство стыда, который не позволяет человеку поступить как животное».1

Для разъяснения данной позицииможно привести содержание трактата «Полемика животных с человеком» Ихван–ус-сафа, который в данный момент имеет для нас большое значение.2В сокращенном виде оно заключается в том, что животные решили жаловаться на поведении людей царю джинов по поводу того,чтолюди издеваются над ними и заставляют животных выполнять тяжелую работу. То есть,этим протестом они показывали важность своей трудовой деятельности, которая, по их мнению, является источником богатства на земле и основой существования человеческого общества.Кроме того, они хотели выяснить причину того, почему люди считают себя превосходнее других существ, более того, царем природы. Они требуют, чтобы царь (джинов) принимал меры в пользу животных и осудил поведение людей. Царь дает приказ обеим сторонам предоставить веские аргументы и доказательства в пользу правоты своих суждений.

Идеалы духовного самосовершенствования в философско нравственном дискурсе

В антропокосмизме Насира Хусрава особое место занимает нравственная философия с идеей непрерывного совершенствования человека, его сознания и культуры в целом. Эта концепция была связана с пониманием и интерпретацией феномена движения исмаилитами. В этом антропокосмизме вся духовная и телесная эволюция человека в рамках идеи совершенства приобретает в некотором смысле безграничное пространство от сознания человеческого до сакральных форм его жизни, которые корнями уходят за пределы истории и цивилизации, до метафизических начал. Отсюда, высшие духовные идеалы в нравственной этике Насира Хусрава превращаются в идеалы земного порядка человека.

Как мы уже знаем из предыдущих разделов работы, человеческое существо в учении Насира Хусрава представлен как малый мир или микрокосм, который естественным образом включен в эволюцию космического пространства. Процесс его интеграции в этом пространстве обуславливает трансформацию моральной и интеллектуальной натуры человека, что означает изменчивость его природы в будущем. В то же время существует эмпирическая этика, которая обобщает реальные человеческие ресурсы и надежды на то, что люди будут существовать в более благодатных условиях жизни. Эта надежда порождала идеал, к которому человек стремится всю свою сознательную жизнь и она представлена как нравственный идеал совершенства, который во взглядах Насира Хусрава имеет как трансцендентный, так и индивидуально-социальный характер. При этом, мирской превалирует над трансцендентным характером: «И этот мир служит для формирования духовных форм подобно утробе матери, где формируются телесные формы; не много и не мало. И каждый, кто обладает благочестием, осваивает знания и работает, будет счастливым и в потустороннем мире. И каждый, кто ленится, склонен к невежеству и пренебрегает законами шариата, в том мире будет несчастным».1

Так, под трансцендентной характеристикой совершенства Насир Хусрав понимает стремление человека, точнее его разумной души к своему истоку – Всеобщей Душе, а через нее к Всеобщему Разуму. Эта, так сказать генеральная линия, построена на принципе развития разумной души с акцентом на нравственное совершенствование внутреннего мира человека. Такой род совершенства предполагает избавление души от мирских дел, перехода от зла к добру, от эгоизма к альтруизму, от личного – к общему благу и т.д. В трансцендентном мире душа не имеет возможность совершенствоваться, отмечает Насир Хусрав: «И душа человека будет соответствовать воздаянию и наказанию за свои дела, совершенные в этом мире; и когда она окажется в потустороннем мире, будучи несовершенной, то ей там не предстоит совершенствоваться. Она только в этом материальном мире может достичь то, благодаря чему в духовном мире ей достанутся успокоение и блага».2

Очевидно, что Насир Хусрав объясняет этику совершенного человека с точки зрения духовной, так сказать, космической морали, приводя ее в соответствии с космической гармонией, с достижением идеала свободы и благодати в трансцендентном мире. Но эволюция человека в сторону совершенства его души происходит в телесном мире, где он «с самого начала своего возникновения и до конца переходит от одного состояния в более благородное состояние, пока он не достигнет конечного совершенства».3 Так, мыслитель переходит от метафизического аспекта проблемы совершенства в сторону светского, реального ее значения, при этом, как мы уже знаем, отделяя «вмешательство Бога» в телесных и социальных его делах. Здесь следует отметить ту общеизвестную кораническую точку зрения, согласно которой человек изначально был создан невиновным, но его физическое состояние и связь с природой, а также социализация приводит его к совершению как добра, так и зла, т.е. он был создан в двух измерениях – духовное и телесное, добро и зло. Примечательно, что в этом отношении, Насир Хусрав подобно Сократу выступает против того, чтобы приписывать любые практические добродетели Богу, как храбрость или воздержанности и подобные им этические категории. Это все добродетели, которые имеют смысл только в социальной ситуации, и они возникают в человеческих поступках и поведении. В диалогах Сократа утверждается, что «бог, раз он благ, не может быть причиной всего вопреки утверждению большинства. Он причина лишь немногого для людей, а во многом он неповинен: ведь у нас гораздо меньше хорошего, чем плохого. Причиной блага нельзя считать никого другого, но для зла надо искать какие-то иные причины, только не бога».1

Как было отмечено ренее, Насир Хусрав также считает абсурдным полагать, что Бог может быть причиной зла человека. В своем стиле – аллегорической интерпретации, мыслитель подчеркивает, что «если бы субстанции мира не обладали действием – принудительным действием, - и кто-то поджег бы чей-то дом, то он в этом действии не должен считаться виновным, и получилось бы, что тот дом поджег Бог. А если бы кто-то испортил чью-ту бумагу и чей-то сахарный песок, то вытекало бы, что эту порчу осуществил Бог. И если бы эти действия над данными вещами осуществлял Бог, то необходимым образом вытекало бы, что Всевышний Бог лжец нашим языком, вор нашими руками, предатель нашими глазами, прелюбодей нашими половыми органами».1 Таким образом, в результате процесса исключения, Насир Хусрав и Аристотель заключают, что постижение божественной доброты должна заключаться в ее созерцании. Совершенно безупречно, конечно, что ничего, кроме самого Бога, не бывает абсолютно совершенным.

Как и во взглядах Аристотеля, в учении Насира Хусрава невозможно отследить идею богоподобия, только потому, что Бог, как было сказано, восточным мыслителем «удаляется» от тварного мира. Насир Хусрав представляет совершенный человек в морально-духовном идеале, который имеет восходяще-эволюционное образование, направленное к Всеобщей Душе и Всеобщему Разуму, как нечто разумные сущности, которые имеют небиологическую природу, и «приближает» создание человека к ним. Поэтому, нравственность совершенного человека в учении этого мыслителя приобретает космический, трансцендентный характер, но в рамках той же космической гармонии, которая охватывает всю бытийность различных частных существ с их противоположными свойствами. Так, философ говоря о сходстве вещей, отмечает, что «одна вещь либо однородна и сходна с другой вещью, либо противоположна и контрастна ей. Известно, что противоположное не принимает от противоположного порядка, красоты и сияния. Напротив, противоположности разрушают и избегают друг друга. Очевидно, что субстанция тела претерпевается производящей духовностью, упорядоченностью, духовной субстанцией, которая действует на духовность, упорядоченность и моральность. Следовательно, выяснилось, что между этими субстанциями существует однородность и связь. Но Всевышний Бог превыше того, чтобы что-то было подобным и однородным с ним».2

Так, в эзотерической интерпретации проблема совершенного человека в духовном ее аспекте может быть распределена на такие проекции, как трансцендентное, метафизическое и природное, а идеал совершенства в форме богоподобия меняется на разумоподобие или духоподобие. Разумоподобия или духоподобия отсекает чисто религиозное нисхождение Бога в человеке, но оно в рамках теории эманации трансформируется в реальном человеческом статусе, т.е. в пророческой и имамской телесной сущности с духовным значением и как идеал духовного совершенства. Напоминая о тождественности человека с космосом, Насир Хусрав свой тезис о духовном совершенстве этих предводителей остальных людей разъяняет таким же органицистским образом: «Человеческий вид есть плод малого мира, подобно тому, как этот мир есть большой человек... Стало быть, необходимо следует, что один из индивидов человеческого рода приобретает такое божественное совершенство, благодаря которому он по сану становится превосходнее других человеческих индивидов и их предводителем... Стало быть, скажем, что тот человеческий индивид, который приобретает божественное совершенство, становится имамом народа... То присущее ему совершенство есть устойчивый божественный дух, которым другие люди не обладают».1

Нравственная философия Насира Хусрава и ее общечеловеческая ценность

Хотя как нами отмечено, что у Насира Хусрава нет отдельного трактата по этике, но этикой или нравственной философией пропитано все его творчество. Поэтому значение его «нравственной философии» многозначно во многих отношениях: оно вместе с другими частями философии данного мыслителя выступает как интеллектуальный и этический мост между цивилизациями мусульманского востока и западноевропейской, одновременно между древностью и современностью. Охватывая многие аспекты знания и науки, он не видит разрыв между различными областями знания, между ученым и политическим человеком, между наукой и этикой, между философией и религией и т.п. Это было продиктовано его временем. Понятно, что такие разделения были изобретены современным европейским мышлением, и это, вероятно, является причиной проблем, связанных с положением науки этики в современном мире.

Конечно, было бы абсурдно (под предлогом этой исторической эволюции) превратить Насира Хусрава в знаковую фигуру и представить его рациональные мысли как истины в последней инстанции. Тем не менее, мы не можем отказаться от мысли, чтобы реконструировать его нравственную философию, и достойно оценить значения его этики для современности. Они во многом похожи на размышления человека о своем прошлом в ракурсе психоанализа: стремясь понять последствия отчуждения от него, человек не стремится вернуться в детство, а скорее к преодолению трудностей, которые возникают в результате психологических трудностей, а в нашем случае, в решении этических проблем. В чем же заключается значение такой экскурсии? Не упуская из вида того момента, что нравственная этика Насира Хусрава в некоторой степени научно и исторически ограничена и где-то даже утопична и отвечала социально-политическим и культурным запросам той эпохи, однако, она имеет огромные положительные воздействия, она актуальна не только для современных реалий Таджикистана, но и общечеловеческой этической мысли.

Понятно, что добродетельная этика Насира Хусрава не может дать нам легкий, мгновенный ответ на текущие вопросы этико-гуманистического характера. Это потому что этих ответов просто не существует. Тем не менее, это может быть задействовано в реальной жизни, если мы понимаем роль добродетельного человека и важность нравственного воспитания и развития в различных жизненных ситуациях. Поэтому, в нравственной философии нашего философа и его этики цель заключается в выявлении универсальных принципов, которые могут применяться в любых нравственной ситуациях.

Во все времена, к примеру, актуальной остается проблема добра и зла, которая, возможно, является одной из самых обсуждаемых вопросов в истории этики. Хотя эта проблема известна человечеству в целом, она получает особое внимание в контексте современности в свете огромного количества зла в мире, особенно в случае незаслуженных страданий людей в разных точках нашей планеты, проблема становится еще более острой и требует ответов. В соответствии с мнением Дж. Хика, который, размышляя о величине страданий и невзгод, с которыми сталкивается человечество, отмечает: «Мы действительно должны спросить себя, можно ли думать об этом мире как о работе всемогущего создателя, который мотивирует мир безграничной любви,... это действительно самый серьезный вызов, который стоит перед теистической верой»1. На самом деле этот вызов не только вере, но и всему человечеству и человеческому разуму.

Понятие зла и связанный с ним вопрос о человеческих страданиях в нравственной философии Насира Хусрава не изображается не только как «проблема», а скорее, как часть или результат человеческого опыта. В частности, он утверждает, что «разве не видишь, что каждый, кто заболеет, существует, но боль и страдание тянет его к небытию, и по этой причине он подвергается страданию. Стало быть, мы выяснили, что страдание есть не что иное, как [сила], направляющая сущего от бытия к небытию»1, т.е. для человека – от благо к злу. Онтологический характер зла Насиром Хусравом упоминается как небытие и лишение добра, с одной стороны, и как результат поведения человека, с другой и в целом. Он демонстрирует тот реальный факт, что испытания в невзгодах необходимы для того, чтобы приучить человека выйти из состояния халатности, безответственности и выбрать правильный путь в своем духовном путешествии, и это несмотря на то, что в этом деле существует признак принуждения, насилия. Насилие также считается важным инструментом воспитания человека, в случае, если другие средства не оказываются эффективными. По этому поводу А. Гусейнов отмечает: «Насилие - не витальное состояние, а выходящее за его пределы целенаправленное действие. Можно сказать, что насилие задает общественную связь в негативной форме: стремится силой, физическим принуждением достичь того, что находится в зоне разумно аргументируемого публичного действия, но не удается добиться адекватными средствами».2

В мистическом же пути, осуществляющемся терпением, доверием Богу, а также любви к Богу, необходим для того, чтобы помочь человеку достичь состояния спокойствия и счастья. Видимо, такой подход коренится в Коране, который, по сути, не посвящен изучению абстрактных идей и богословским дискуссиям о добре и зле; наоборот, большинство стихов Корана о счастье и несчастье говорят о том, что люди, включая пророков, будут проверены в трудные времена. На примере следующего аята: «Мы испытываем вас добром и злом ради искушения».3 Но, по отношению к взглядам Насира Хусрава это, как нами было отмечено в предыдущих частях этой работы, не означает, что он предлагает пессимистический путь достижения блага и избавления от зла путем мистики. Нравственная философия основана на спасении человека посредством раскрытия его возможности знаниями, а их связь с божественным откровением, как мы уже знаем, вытекает из определения положения человека во Вселенной и его отношения с другими существами. Иными словами, обращение к духовному опыту Насира Хусрава по принципу «человек живет духом, а не телом» дает ему возможность определить жизнь человека, разделяя людей по степени усвоения ими знаний и науки на разные социальные слои. В принципе, это присуще не только исмаилитской традиции, а всем рациональным школам ислама, что важно и для современной эпохи человеческой цивилизации. Об этом, в частности, исследователь Тавфик Ибрахим говорит, что «преимущественно благодаря интеллектуалистской установке Корана в культуре классического ислама «знание» ( илм, обозначающее также «ученость», «науку») приобрело такую значительность, которой нет равных в других цивилизациях. Люди той эпохи не только культивировали знания лелеяли мудрость, но и наслаждались магическими чарами, исходящими из самого слова «знание». Считалось, что знание необходимо для души («сердца»), как пища и питье – для тела. Знание порой приравнивали к самой жизни, полагая, что если сердце не получает его в течение трех дней, оно непременно умирает. Благодаря знанию человек приобретает и бессмертие, ибо «знание и книги – вечное потомство мудреца».1

Это определяет смысл жизни человека, который составляет ядро нравственной философии мыслителя в рамках его антропокосмической концепции. Принцип «человек живет духом, а не телом», в частности, обосновывается мыслителем следующими соображениями: «Таким же образом, каждый человек, которому известно, что его лицо некрасивое, а телосложение ущербно, всегда погружен в печали, он избегает других людей и стыдится своей внешности. Но подобной печали приходит конец после жизни в этом мире, а свойственные душе радость, богатство, доброта, печаль и скорбь, ущербность, трудность и нищета вечны из-за вечности глаголющей души (нафс-и натика). Все обладатели разума признают, что душа не умирает и сохраняется в высшем мире после того, как она отделяется от тела».1

В этом космическом предназначении человека задача нравственной философии заключается в определении места и роли его души, которая нуждается в исправлении и обучении в совершенствовании, в испытании через жизненных ситуаций, в отказе от страстей материального характера, в оценке своих поступков, поведения и т.д. Все это в совокупности приводит к образованию благородных черт, которые обеспечивают достойное поведение человека, к нравственному его формированию, что отражается в преобразовании общественных нравов, которые могут послужить основой нравственного возрождения современного человека.