Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Натурализм и антропологизм в английском материализме XVII в. Саранчин Юрий Константинович

Натурализм и антропологизм в английском материализме XVII в.
<
Натурализм и антропологизм в английском материализме XVII в. Натурализм и антропологизм в английском материализме XVII в. Натурализм и антропологизм в английском материализме XVII в. Натурализм и антропологизм в английском материализме XVII в. Натурализм и антропологизм в английском материализме XVII в. Натурализм и антропологизм в английском материализме XVII в. Натурализм и антропологизм в английском материализме XVII в.
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Саранчин Юрий Константинович. Натурализм и антропологизм в английском материализме XVII в. : ил РГБ ОД 61:85-9/518

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Натурализм и английский материализм ХVII в... 15 - 76

1 Становление натурализма как принципа философского анализа 15 - 40

2 Теоретическая физика Г.Галилея и механистический натурализм Т.Гоббса 40 - 64

3 Аналитический эмпиризм Д.Локка 64 - 76

Глава II. Проблема человека и общества в философии английских материалистов ХVII в 77-148

1 Учение о человеке: содержание, место и роль в системе английского философского материализма ХVII в 77 - 94

2 Социальная утопия Ф.Бэкона как выражение натуралистического антропологизма 95 - 117

3 Натуралистический антропологизм как принцип в социально-политических учениях Т.Гоббса и Д.Локка 117 - 148

Заключение 149-153

Литература

Введение к работе

Актуальность исследования. Теоретическое осмысление прошлых философских учений остается актуальной задачей марксистско-ленинской философии. Историко-философское знание - часть марксистско-ленинской философской науки. Диалектический и исторический материализм основывается на критическом обобщении предшествующих фило -софских концепций. Углубленное изучение истории мировой философии помогает выработать правильные оценки и критерии для анализа са -мых разнообразных историко-философских феноменов.

Каждый историк философии, опирающийся на марксистско-ленин -скую методологию исследования, пытается, как отмечает Т.И.Ойзер -ман, "не просто осветить историческое прошлое философии, но и способствовать решению ее современных проблем или хотя бы правильной, т творческой их постановке" . Историко-философское исследование, поскольку оно является теоретическим обобщением определенного исторического процесса познания, призвано служить развитию теории познания. Не случайно поэтому В.И.Ленин, намечая грандиозную программу гносеологических исследований, поставил на первое место за -дачу теоретического подытоживания истории философии .

Современное состояние историко-философской науки требует от исследователя переходить от преимущественно описательной (эмпирической) стадии к выявлению логики развития той или иной проблемы в конкретных философских учениях. Это предполагает и выявление методологического единства ряда философских концепций при всех содержательных различиях между ними.

Теоретическое исследование английского материализма ХУЛ в.

Ойзерман Т.И. Проблемы историко-философской науки. 2-е изд.

М., 1982, с.17.

Ленин В.И. Поли.собр.соч., 5-е изд., т.29, с.314. представляет особый интерес, поскольку философские изыскания мыслителей этого периода определили развитие различных областей знания. Классики марксизма-ленинизма высоко оценивали теорети -ческие достижения английской материалистической философии ХУП в., оказавшей непосредственное влияние на развитие последующей фило -софской мысли.

Исследование методологических оснований английских философских систем ХУП в. обусловлено также потребностями идеологичес -кой борьбы, так как фальсификация учений прогрессивных философов-материалистов Нового времени является одним из направлений, по которому наши идеологические противники ведут активное наступление на прогрессивную философию в целом. Искажая действительное содержание, они спекулируют на противоречивости философских систем английских материалистов ХУП в., выпячивают на передний план исторически неизбежные теологические допущения в философских рассуждениях мыслителей. Борьба с нашими идеологическими противниками по проблеме человека и его оценочного отношения к действительности, перспектив духовного и социального развития остается ак -туальной задачей .

Позитивная разработка этих проблем и критика современных буржуазных концепций человека предполагает обязательное обращение к философскому наследию прошлого. Это требует от философов-марксистов глубокого анализа исторической эволюции философских воззрений вообще и решения проблемы человека в частности. Так, концепция "человеческой природы", впервые ясно и четко представленная ан -глийскими философами ХУП в., не отошла в область преданий, а ос -тается предметом ожесточенной полемики между марксистами и совре-

Это подтверждается выходом в свет работ Б.Г.Ананьева, Ст.Анге-лова, Л.М.Архангельского, С.С.Батенина, Л.П.Буевой, З.М.Какабад-зе, С.М.Ковалева, В.М.Лейбина, А.Г.Мысливченко, И.И.Резвицкого, Г.В.Смирнова, И.Т.Фролова, Т.М.Ярошевского и др. -5-менной буржуазной философией .

Необходимость данного исследования вытекает из потребности дальнейшего углубленного изучения истории философии в целом и английского материализма ХУЛ в., в частности. Во-первых, важен анализ прогрессивных традиций, определивших самые плодотворные нап -равления и тенденции развития философии. Во-вторых, важен анализ исходных философских принципов, определивших характер, особенности, содержание и методологию решения философских проблем в ан -глийском материализме.

Степень изученности проблемы. Советская марксистско-ленин -екая литература об английском материализме ХУП в. обширна. Можно условно выделить два этапа в изучении английской материалистической философии Нового времени. Первый этап, хронологически относящийся к довоенному времени, был связан с задачей "реабилитации" материализма английских мыслителей, который, как правило, иска -жался и затушевывался дореволюционными русскими идеалистами и зарубежными буржуазными исследователями. Методологической основой исследований советских авторов (Д.Бихдрикер, Б.Э.Быховский,Л.Герман, К.В.Гребнев, А.М.Деборин, М.А.Дынник, К.Милонов, М.В.Петро -сова, Д.Рахман, С.Ф.Субботник, М.Суслин, Г.Тымянский, А.А.Ческис и др.) стали произведения классиков марксизма-ленинизма, положивших начало научной теории и методологии историко-философского познания. Несмотря на всю теоретическую неравнозначность работ,а порой вульгаризаторские упрощения и прямые ошибки (А.М.Деборин, С.Ф.Субботник, Г.Тымянский), заключающиеся, с одной стороны,в неоправданном сближении английских философов с марксизмом,а с дру -гой, в преувеличении метафизического характера английского мате -

См.,напр., работы И.И.Антоновича, А.Вернеке, Б.Т.Григорьяна, Р.М.Габитовой, В.В.Денисова, М.Я.Корнеева, П.В.Корнеева, К.Н. Любутина, В.Холличера и др. риализма, отрицании в нем диалектических идей, исследования указанных авторов очертили пути и направления изучения английского материализма ХУЛ в., выявили его прогрессивные стороны, определили место английских мыслителей в истории философии.

Второй этап марксистских исследований философии английских материалистов Нового времени начинается с конца 50-х годов. Его особенностью является то, что, наряду со значительным расшире -нием источниковедческой базы изучения концепций Ф.Бэкона, Т.Гоб-бса, Д.Локка значительно возрос теоретический уровень исследо -ваний. Важная и необходимая исследовательская программа этого этапа, состоящая в раскрытии материалистической сущности философии английских мыслителей Нового времени, в выявлении богат -ства "многоцветья" их учений, в показе классовых позиций мыслителей, обусловивших противоречивость их учений, по существу выполнена совместными усилиями советских философов (В.Ф.Асмус, А.А. Бутенко, Е.М.Вейцман, В.Ф.Голосов, Г.А.Заиченко, М.А.Киссель,Б.Г. Кузнецов, В.М.Кучкин, М.В.Мачавариани, Б.В.Мееровский, И.Н.Меле-жик, Ю.П.Михаленко, Н.В.Мотрошилова, И.С.Нарский, М.М.Новоселов, П.Г.Рахубо, В.В.Соколов, В.А.Щученко, П.Д.Шашкевич и др.). Сюда же следует отнести некоторые коллективные монографии, в которых английский материализм ХУЛ в. не становится объектом специального анализа, тем не менее рассматривается в общем курсе по истории т философии . * История философии./Под ред.Г.Ф.Александрова, Б.Э.Быховского, Б.М.Митина, П.Ф.Юдина. В 4-х тт. М., 1940-1944; История философии. В б-ти тт./Под ред.М.А.Дынника, М.Т.Иовчука, Б.М.Кедрова, М.Б.Митина, Т.И.Ойзермана, А.Ф.Окулова. М., I957-I96I; История диалектики ХУ-ХУШ в./Редкол.З.А.Каменский, И.С.Нарский,Т.И.Ой-зерман. М.,1974; Философия эпохи ранних буржуазных революций. /Ред.колл.Т.И.Ойзерман, рук.авт.колл. В.М.Богуславский, Н.В. Мотрошилова, Э.Ю.Соловьев. М., 1983.

В то же время не все важные проблемы в философии английских материалистов получили достаточное и адекватное истолкование в советской литературе о них. По замечанию Т.И.Ойзермана, в исто -рико-философских исследованиях "совершенно недостаточно... показано, что центральной проблемой механистического материализма является проблема человеческого' субъекта" . Данный упрек целиком относится к исследованиям по английскому материализму ХУП в.

Конкретно анализу проблемы человека в английском материализме Нового времени посвящено несколько публикаций, в которых прослеживаются конкретно-исторические истоки, отдельные стороны,традиции решения этой сложной проблемы английскими философами.К ним относятся, прежде всего, коллективный сборник "Историко-философ - ские исследования" (Свердловск. Вып.У), работы С.А.Ан , В.М.Куч - кина, Н.В.Мотрошиловой и др. .

В зарубежной философской литературе данная проблема стано -вилась предметом специального рассмотрения в работах Р.Арона, К.Боуэна, М.Бертрана, Р.Голдена, Д.Гоузера, Д.Кларка, Дж.Крауса, В.Лейдена, М.Мисснера, Дж.Мейса, Дж.Перри, П.Скоулза, К.Уолласа, Г.Уайта, Дж.Франклина, Дж.Энглина и др. При всей научно-теорети -ческой неравнозначности указанных работ в целом они дают доста -точно богатый, содержательный фактический материал в этом смысле превосходящий то, что дается в советских исследованиях. Но их выводы и оценки могут быть приняты с обязательной в этих случаях корректировкой.

Ойзерман Т.И. Проблемы историко-философской науки, с.196. См.: Ан С.А. Проблема человека в английском материализме ХУП в. Автореф.дис...канд.филос.наук. Киев,1978; Кучкин В.М. Учение Гоббса о человеке.-Т.Алтайск.политех.ин-та. Барнаул,1972, вып.20; Мотрошилова Н.В. Учение о человеке в философии эпохи ранних буржуазных революций,с.481-575; Проблема человека в домарксистской философии. Историко-философские исследования. Свердловск, 1978, вып.У.

В работах Г.Боземана, Дж.Герберта, В.Гловера, Ф.Гуда» Р.Демоса, Г.Олафсона, Дж.Скампитера, Г.Уоррендера и др. анализ философских концепций английских материалистов ХУП в. осуществляется, исходя из заранее поставленной цели - представить Ф.Бэкона,Т.Гоб-бса, Д.Локка в качестве религиозных мыслителей, не выходящих в своих философских построениях за рамки схоластической и христиан-ско-гуманистической традиции. Тем самым отрицается новаторский дух философии ХУП в. в Англии, в действительности резко разрывавшей с традиционными средневековыми представлениями о месте человека в мире и обществе.

Другая тенденция в буржуазных исследованиях по истории ан -глийского материализма ХУП в. заключается в попытке приспособить взгляды того или иного мыслителя к потребностям сегодняшнего дня, модернизировать основные положения их учения. Это достига -ется тем, что анализ проводится без учета конкретно-исторических условий на основе лишь формально-логического сравнения понятий, вырванных из общего контекста рассуждений. Социальный смысл та -кой идеалистической ревизии традиционных воззрений на роль и учения английских мыслителей ХУП в. есть проявление отчуждения ставшей реакционной буржуазии от своего прогрессивного прошлого. Ее идеологи отказываются от гуманистического идеологического наследства, выкорчевывают теоретические корни "вольнодумства".

В подавляющем большинстве марксистских работ указанных авторов проблема человека решается на основе изучения идейного наследия каждого из представителей прогрессивной мысли в отдельности, реже - на основе сравнительного описания воззрений философов в рамках эмпирической линии английского материализма ХУП в. По мере накопления и изучения материала по данной проблеме возникла необходимость анализа и обобщения того, что объединяет различ -ные по содержанию взгляды английских материалистов на человека.

Реализация этой научной программы возможна путем рассмотрения существа самих философских концепций человека, а именно: путем анализа методологии решения проблемы. Но до сих пор натурализм как методологический принцип решения проблемы человека в английском материализме ХУП в. с точки зрения цельного содержательного ана -лиза не стал предметом специального рассмотрения.

В отечественной и зарубежной историко-философской литерату -ре, посвященной анализу английской философии Нового времени, отсутствуют работы, в которых был бы показан процесс становления исходного принципа философского исследования, определяющего ре -шения основных конкретных философских проблем,в том числе и проблемы человека. Появление и развитие новой философской методологии определяет и новый подход к человеку и позволяет взглянуть на английскую философию как на закономерный этап, характеризующийся цельностью и систематичностью в развитии проблемы человека в западноевропейской философии.

Рассмотрение вопросов, связанных с формированием исходного принципа философского анализа в английском материализме ХУП в. и решения на его основе проблемы человека, предполагает учет осо -бенностей развития самой философской мысли в Англии. Поэтому в работе предпринимается попытка увязать те или иные аспекты ука -занной проблемы с социально-политической обстановкой в стране, культурно-историческим фоном общественного развития, уровнем распространения естественно-научных знаний в науке того времени.

Центральными понятиями, вынесенными в заглавие и название глав, являются "натурализм","антропологизм", "натуралистический антропологизм". В марксистской философской литературе каждое из этих понятий трактуется разными авторами весьма неодинаково. Это требует критического осмысления данных понятий для того, чтобы очертить те теоретические позиции, которые мы в данном случае

Становление натурализма как принципа философского анализа

В трудах советских исследователей истории философии высказывается мысль о натуралистическом характере решения философских проблем в английском материализме ХУЛ в. Поскольку английские мыслители не знали иной методологии кроме метафизической и иного понятийного инструментария анализа философских проблем кроме того, что дан в естествознании, они с неизбежностью приходили к натуралистическому истолкованию природы, человека, общества. Однако этот вопрос не получил в работах советских философов последова -тельного и развернутого освещения. Одной из причин такого положения, на наш взгляд, является недостаточная проясненность исходного понятия "натурализм", нечеткая вычлененность мировоззренческих и методологических аспектов натурализма.

Определить содержательно понятие натурализм совсем не прос -то. Это связано с тем, что - как верно заметил А.М.Каримский - в философской литературе трудно найти "более неопределенный термин, чем натурализм" . В тех работах, где предпринимается попытка определения натурализма (это в основном статьи в философских словарях и энциклопедиях), его понимание достаточно узко.Так, в "Философской энциклопедии" отсутствует статья о философском натурализ-ме, а имеющаяся статья о "натурализме в литературе и искусстве" касается явлений иного порядка, именно применение натуралистического подхода к различным интеллектуальным движениям человеческой культуры, что никоим образом не раскрывает во всем объеме сущности самого натурализма. В ней же содержание понятия "натурфилосо -фия" частично совпадает с наиболее распространенными представле -ниями о натурализме "как попытке решения философских проблем, исходя из действия самой природы, понимаемой метафизически и меха -нистически" . Обозначенный момент только вносит, на наш взгляд, дополнительный разнобой в толкование философского существа нату -рализма. В "Философском словаре" натурализм в философии харак -теризуется как методологический принцип, присущий некоторым домарксистским теориям, пытающимся объяснить развитие общества законами природы. Далее отмечается, что если он в ХУП-ХУШ вв.сыграл положительную роль в борьбе со спиритуализмом, то впоследствии выродился в реакционно-идеалистическую теорию. Однако вывод о вырождении натурализма лишен серьезных оснований и служит еще одним свидетельством недостаточной изученности этого феномена.

В работах А.С.Богомолова, А.М.Каримского, А.Д.Литмана, Н.Е. Покровского и др. была подчеркнута мировоззренческая неоднознач -ность натурализма и показана его роль в современной буржуазной философии, которая не сводится лишь к идеалистическим и тем более реакционным учениям . В указанных исследованиях глубоко и всесторонне раскрывается сущность этого явления на основе обстоя -тельного рассмотрения его в философских учениях различных социально-исторических и культурно-идеологических эпох. Показывается место и значение натурализма в истории философии, а также эволюция, которую он претерпевает. На основе этих работ можно выделить то общее, что составляет сущностные характеристики натурализма.

Во-первых, центральным понятием натурализма является понятие "природа" в смысле окружающего человека мира. Натурализм определяет своеобразие той или иной философской системы на основе положений, обусловливающих конкретное понимание природы. Когда отправным принципом учения выступает онтологическая интерпретация природы в качестве основы, принципа объяснения, оно предстает как натуралистическое, примыкающее к материалистическому направлению в философии. Наделение природы имманентно присущей ей одушевленностью (панпсихизм), либо подчеркивание, что сама природа в сущности идеальна и лишь является как телесная (Лейбниц) и т.п. указывает на идеалистическую линию в натурализме,которая в различных социально-исторических условиях приобретала специфическое выражение и неоднозначную идейно-политическую ориентацию .

Во-вторых, гносеологические корни такой модификации заложены в ограниченности натурализма, в присущих ему потенциях идеа -листического истолкования основополагающих принципов.Натурализм в целом остается метафизическим и неспособным выявить источник движения. В.И.Ленин отмечал, что при метафизической концепции движения "остается в тени само движение, его двигательная сила, его мотив или сей источник переносится во вне" . Это перенесе -ниє источника движения демонстрируют те формы натурализма, что непосредственно примыкают к объективному идеализму.Но натурализм подвергается "экспансии" и со стороны субъективного идеализма, использующего в данных целях натуралистический подход к ощущениям, при котором эти последние рассматриваются как внутренние переживания субъекта. Т.И.Ойзерман пишет: "Субъективизм эмпирического толка нередко выступает как гносеологический натурализм,который отрицает реальность сверхчувственного и утверждает: суще -ствуют лишь ощущения и то, что из них образовано. Гносеологическим источником этой субъективно-идеалистической концепции явля -ется реальная особенность познания: чувственные данные есть действительно то, что дано, а не произведено процессом познания,и в этом смысле оно должно быть принято за исходный пункт" .

Теоретическая физика Г.Галилея и механистический натурализм Т.Гоббса

В советской философской литературе можно считать доказанным фактом то положение, что нормы и идеалы науки всегда скорректированы с особенностями культуры соответствующей исторической эпохи и имеют мировоззренческую окраску. Так, для науки эпохи средневековья исследовать вещь или явление означает не столько зафиксировать природные свойства и качества вещей, сколько обнаружить "знаково-символические" признаки последних, "созвучие" с другими вещами универсума. Все способы объяснения (например, объяснение через аналогию, интерпретация внешних признаков как примет "симпатии" или "антипатии" различных вещей), не выходили за рамки культуры средневекового общества. Они были порождены доминирующими в этой культуре мировоззренческими установками, которые определяли восприятие, понимание и познание человеком мира. В системе таких установок земной человеческий мир (микрокосм) представлялся в качестве воплощения божественного архитипа("мира высших сущностей" - и воспринимался как "уменьшенное воспроизведение" универсума (макрокосм)) . Сущность мира усматрива -лась в акте творения, а закон творения интерпретировался как закон аналогии: человек, согласно христианству, создан по образу и подобию бога, а человеческий мир - по аналогии с "божест -венным порядком высших сущностей".

Наука постоянно вписывает новые познавательные установки в культуру, обосновывает их в качестве "естественного" образа познавательной деятельности. Такое обоснование осуществляется средствами философского анализа. "История науки свидетельствует, отмечает В.С.Степин, - что любая система новых познавательных установок реализуется в исследовании и превращается в парадигматические образцы, проходя испытания в дискуссиях философского ха -рактера" .

В работах советских исследователей А.А.Антонова, А.В.Ахути-на, В.С.Библера, Т.Б.Длугача, М.А.Кисселя, Б.Г.Кузнецова,В.В.Ла-зарева, Я.В.Ляткера, В.В.Сильвестрова, В.С.Швырева и др. подробно проанализированы взаимоотношения науки и философии в Новое время, показана специфика нового способа мышления. Прежде всего необходимо отметить,что становление естествознания в конце ХУІ - начале ХУП в. утвердило новые эталоны и нормы обоснования знания. В соответствии с изменившимися ценностными ориен-тациями и мировоззренческими установками главная цель познания формировалась как изучение и раскрытие природных свойств и связей предметов. Отсюда в качестве главного требования обоснованности знания было сформировано требование его экспериментальной проверки. Тем самым определился открытый характер науки Нового времени по отношению к опыту, эмпирии. В.С.Швырев, характеризуя эмпиризм Нового времени,подчеркивает: "Подлинный эмпиризм научного мышления, действительно составляющий необходимый конструктивный его элемент, заключается... не в простом следовании"фак-там",как они даны в донаучном осознании опыта, а в установке на их теоретическое использование и вписывание в научную картину мира в качестве движущего стимула ее развития и совершенствования" 1.

Это означает не просто изменение содержания знания, но и изменение мировоззренческих установок субъекта. В эксперименте ученый должен так изменить и развить свое мышление, чтобы быть в состоянии создать мысленную модель объекта в ее существенных чертах и свойствах, не совпадающих с чувственно воспринимаемыми характеристиками, с которыми ученый непосредственно сталкивается в эксперименте. Эксперимент в науке Нового времени, по точному замечанию А.В.Ахутина, "будь он астрономическим конструированием или физической идеализацией - есть прежде всего критика и как бы нейтрализация обыденной чувственности" .

В центре многообразных связей и отношений науки и философии Нового времени стоит критически мыслящая личность. Не случайно великие ученые и философы того периода исходят, в сущности, из единого для всех них требования сформулировать "ясные и очевидные естественные принципы" для того, чтобы доверяться велениям только собственного разума .

До Галилея научное изучение всегда мыслилось как получение об объекте научных знаний при условии неизменности самого объекта. Никому из исследователей не могло прийти в голову практически изменять изучаемый реальный объект (в этом случае он мыслился бы как другой объект). Ученые шли в ином направлении, старались так усовершенствовать модель и теорию, чтобы они полностью опи -сывали поведение реального объекта. Расщепление реального объекта на две составляющие и убеждение, что теория задает истинную природу объекта, которая может быть проявлена не только в знании, но и в опыте, направляемом знанием, позволяет Галилею мыслить иначе. Он задумывается над тем, а нельзя ли так изменить объект, практически воздействовав на него, чтобы уже не нужно было изменять его модель, чтобы объект соответствовал ей. Именно на этом пути Галилей и достиг успеха.

Учение о человеке: содержание, место и роль в системе английского философского материализма ХVII в

Рациональное понимание природы человека выступает в учениях английских материалистов ХУП в. как предпосылка и теоретическая основа практического разрешения противоречий общественной жизни. В этом смысле проблема человека в английском материализме ХУП в. выступает своеобразным "мостиком", через который происходит взаимовлияние общефилософских идей того или иного мыслителя и его социально-политических взглядов.

В соответствии с мировоззренческой установкой натурализма, опираясь на завоевание культуры Возрождения - ценностную "реаби -литацию" тела человека - философы ХУП в. впервые проложили путь опытному исследованию механизмов "телесных движений" человека.Показателем такой "реабилитации" служило его включение в физическое исследование. Более того, сама физика стала мыслиться как отправной пункт всего философского исследования человека, изучения его природы. В основе такого изменения лежит обособление философии от теологии, что получило формальное выражение в новых классификационных схемах философского знания. Изучение классификационных структур наук английских материалистов ХУП в. показывает, что проблема человека является несущей конструкцией, опираясь на которую ученые той эпохи решали философско-мировоззренческие проблемы.

В исследованиях современных авторов было показано, что исходные принципы классификации и конечная цель системы наук у материалистов ХУП в. имеют явно выраженную антисхоластическую направленность. Для них, как правило, характерен объективный критерий разделения знаний, с учетом универсальной закономерной свя -зи, присутствующей в природе и человеческом обществе. Основой такой всеобщей связи является единение человека с природой.Главной задачей классификации наук становится улучшение человеческого знания, что предопределяет антропологическую направленность по своим конечным результатам. Вместе с тем, что означало изме -нение характера и целей науки в целом. Абсолютную ценность при -обретает активность и деятельность человека, сопряженная с использованием научно-технических достижений своего века. Конечной целью его философствования становится увеличение власти человека над природой. Цель науки, по Бэкону, состоит не в познании аб -страктных форм, а в удовлетворении практических потребностей людей, с которыми наука связана не только через "метафизику" - абстрактное естествознание, но через физику - знание конкретных вещей.

Мир как космос - упорядоченное целое - заменяется миром без цели и намерения, который индифферентен к человеческим нуждам и т желаниям и который человек из-за врожденной испорченности ума не понимает. Следовательно, не существует внутреннего порядка, иерархии или цели в природе; весь порядок и цель должны проистекать в конечном счете из человеческой способности создавать по -рядок своей собственной волей и действием. Поскольку в мире все изменяется и не существует центра мира (в теологическом смыс -ле), постольку человек должен "систематизировать" природу, делая себя центром мира! Этого нельзя достичь, находясь внутри природы, необходимо быть над природой, становясь мастером и слугой ее.

Общая тенденция, характерная для Бэкона, Декарта, а именно: целевое назначение философии, у Гоббса принимает, как за -мечает Ф.Гуд, "более прагматистские установки" . Отбрасывая схоластические бесплодные рассуждения, Гоббс призывает воору -жить людей знанием причин реальных вещей и процессов для ус -пешного использования их . Философия сориентирована на прак -тические дела, способствующие "благу человеческого рода". Прогресс в развитии цивилизации английский мыслитель ставит в зависимость от эффективности практического применения научных и философских знаний. Социальные же катаклизмы, согласно Гоббсу,являются следствием незнания законов общественной жизни, значит, изучение морали и политики будет способствовать процветанию страны. Таким образом, в центре внимания философа - изучение общества при помощи науки, приносящее пользу.

Социальная утопия Ф.Бэкона как выражение натуралистического антропологизма

Теоретический анализ социально-политических теорий ХУД в. предполагает, исходя из задач нашего исследования, выявление методологических принципов, лежащих в основе той или иной концеп -ции. Но данная задача невыполнима без определения содержания понятий "антропологизм", "философская антропология" и т.д.,используемых в главе. Это необходимо в связи с тем, что в научной фи -лософской литературе данные понятия часто употребляются как си -нонимы.

Узкое понимание философской антропологии совпадает с тече -ниєм западноевропейской философии первой половины XX в., которая ставит перед собой цель переориентации философии на основе ан -тропологического подхода к познанию и объяснению мира. Сущность этого подхода, по замечанию Б.Т.Григорьяна, "сводится к попытке рассмотреть человека как "меру всех вещей", из него и через него объяснить как его самого, так и смысл и значение окружающего мира" . Философия при таком подходе выступает как наука о человеческих основаниях всего существующего.

Советский философ У.Д.Розенфельд справедливо отмечает, "что нельзя называть антропологическим всякое учение, где в центре 2 внимания находится человек" . Антропологический принцип выступает способом построения определенной философской системы.

Антропологизм представляет собой определенную философскую позицию, на основании которой общественная жизнь исследуется концептуально, исходя из так называемой робинзонады, т.е. отправляясь от отдельно взятого индивидуума.

Наиболее эффективный путь уяснения содержания "антрополо -гизма" и его методологической сути "антропологического принципа в философии" некоторые авторы видят в сопоставлении с "натура -лизмом" и "натуралистическим принципом" . Выше уже отмечалось, что натурализм за исходное берет в философском исследовании природу, а человека видит в качестве конечной цели ее развития,и в этом заключается суть натуралистического принципа. Напротив, антропологизм в содержательном аспекте означает методологическое требование принять интересы, стремления, потребности человека за отправную точку философского анализа .

Известная специфичность антропологизма связана с принятием человека за самодостаточное основание философствования без апелляции к природе вообще как к Абсолюту. Специфическое отличие антропологизма от натурализма состоит в том, что первый берет че -ловека в качестве исходного момента в смысле единичного индиви -дуума, вырывая человека из более широкой системы разных, прежде всего общественных отношений. Основным понятием в подобного рода учениях является понятие "природа человека". В зависимости от конкретного понимания таковой философский антропологизм может быть как идеалистическим, так и материалистическим .

В этом смысле почти все домарксовские философы были "антрополо -гнетами", так как не могли подняться в рассмотрении человека над природными, физиологическими факторами и понять его в виде совокупности общественных отношений.

Мы согласны с пафосом работы Н.В.Мотрошиловой, что "невер -но... изображать дело так, будто философия человека ХУЛ столетия просто растворяет человека в природе и подчиняет все его иссле -дование только естественно-научным методам. При таком подходе все прогрессивные философы этого века превращаются в "стопроцентных" защитников позитивизма, натурализма" . Гуманизм учений англий -ских мыслителей, невозможность полностью объяснить все механистическим путем привело к тому, что построение своих социально-политических теорий они начинают с изучения "природы" человека.

Натуралистически понятый человек - исходный пункт учения об обществе в английском материализме ХУП в. Это означает, что ме -тодологическим основанием социально-политических теорий англий -ских материалистов (Гоббс, Локк) является натуралистический антропологизм, причем человек как исходный момент брался в качест -ве отдельного индивида, единичного субъекта. Общество при таком подходе представлялось в виде суммы индивидов. "Природа челове -ка-индивидуума объявлялась исходным пунктом и рычагом объяснения противоречий общественной жизни. Натуралистический антропологизм ХУП в. был связан с необходимостью противопоставить "естествен -ное" для человека буржуазное общество как подлинное и окончате -льное его состояние неестественному, иерархическому феодальному строю, не соответствующему "природе" человека.