Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Предпосылки возникновения, формирования и сущность логико-гносеологических воззрений Абу Насра Фараби 13-61
1.1. Идейно-теоретические предпосылки формирования логико-гносеологических воззрений Абу Насра Фараби 13
1.2. Жизнь и творческое наследие Фараби 30
1.3. Логика Фараби как философско-инструментальная наука 41
1.4. Абу Наср Фараби о связи логики и языка 52
Глава II. Логико-гносеологические воззрения Абу Насра Фараби ..62-141
2.1. Учение Абу Насра Фараби о понятии 62
2.2. Теория суждения Абу Насра Фараби 76
2.3. Учение Абу Насра Фараби о силлогизме 88
2.4. Гносеологические воззрения Абу Насра Фараби 107
Заключение 141
Список использованной литературы 1
- Жизнь и творческое наследие Фараби
- Абу Наср Фараби о связи логики и языка
- Теория суждения Абу Насра Фараби
- Гносеологические воззрения Абу Насра Фараби
Введение к работе
Актуальность темы. С распадом Советского Союза, обретением
независимости перед молодыми постсоветскими государствами встала
задача переосмысления своего исторического прошлого, настоящего и
перспектив будущего развития с целью социального прогресса,
демократизации всех сторон общественной жизни, с тем, чтобы занять
достойное место в ряду цивилизованных стран. Поэтому на современном
этапе в условиях глобализации, охватившей современное человеческое
общество и сопровождавшейся вестернизацией и стандартизацией
жизни, массовой культуры, наметилась тенденция - сохранить свою
этническую самобытность, язык, культуру и прошлое наследие. Данный
процесс, в свою очередь, инициировал интерес народов, особенно тех из
них, которые обрели независимость и национальную государственность,
к своему историческому прошлому, осознанию своего места и роли в
современном мире, ибо развитие культуры всякого общества возможно
лишь на основе преемственности культурных достижений
предшествующих эпох. Лучшие достижения духовной культуры,
выражающие высшие проявления способностей человека, взлет его
мысли, не исчезают вместе с тем или иным строем, а переходят от
поколения к поколению, служа дальнейшему совершенствованию
человечества, интеллектуальному и нравственному развитию людей.
Отсюда вытекает необходимость исторического анализа уже
сложившегося типа миропонимания, необходимость выявления в
культуре, в знании элементов, наиболее эффективно проявившихся в
предшествующей истории и способных в наши дни помочь нам
преодолеть стереотипы сознания, несовместимые с наукой. Важным
детерминантом этого, процесса является обращение к философскому
наследию, стержневой основой которого является изучение,
исследование и осмысление философского наследия таджикского народа, написанного на таджикском (персидском) и арабском языках. Изучение мировоззренческого наследия таджикского народа, написанного на арабском языке на современном этапе может положительно повлиять на динамику развития современного таджикского общества, в его овладении духовной культурой прошлого, применяемой в воспитании подрастающего поколения молодого суверенного Таджикистана.
Следует отметить, что хотя исследованию философской мысли народов Востока и их вкладу в мировую цивилизации в последние годы уделяется значительное внимание со стороны как западных, так и восточных исследователей по истории философии, тем не менее логико-философские и гносеологических воззрения все еще не подвергались всестороннему анализу и их вклад не выявлен в развитии философской мысли средневековья, особенно не нашли обстоятельного отражения вопросы философии языка, которые непосредственно связаны с гносеологическими воззрениями средневековых арабо-фарсиязычных мыслителей, вносившие определенную
лепту в развитие мировоззренческих вопросов. Кроме того, на современном этапе развития человечества изучение духовного наследия таджикского народа имеет большую актуальность с точки зрения диалога античной, средневековой и современной философских культур. Как известно, мусульманская философия служила своеобразным мостом, соединяющим как мусульманскую, так и древнегреческую философию с западной философией. Гуманистические идеалы мусульманской философии, провозглашавшие справедливость, дружбу народов, равенство всех людей в развитие культуры, науки, умственных способностей и нацеливавшие на достижение благополучия, счастья, совершенства, созвучны стремлениям всех народов мира. И сегодня весьма актуальны слова одного из видных представителей арабоязычной философии, который внес большой вклад в становление и развитие философии, логики, социологии, математики, естествознания, музыки, языкознания - Абу Насра Фараби (870-950), который говорил: «Вся земля станет добродетельной, если народы будут помогать друг другу для достижения счастья»1.
На современном этапе к малоисследованным вопросам философской науки относятся естественнонаучные взгляды мыслителей прошлого, в частности Фараби, который впервые в мусульманской философии осуществил классификацию наук, где особое внимание обратил науке языка, логике, отношению логики и грамматики, о процессе перехода общеупотребительного слова в логико-философской терминологию. Хотя в источниках по истории философии аль-Кинди представлен как первый исламский философ, предыстория исламской философии начинается с имени Фараби. Высока роль Фараби как одного из видных представителей арабоязычной философии в разработку научно-философской терминологии арабского языка, которая в дальнейшем оказала огромное влияние в создании научной терминологии других.
Все вышесказанное и обусловило выбор темы диссертационного исследования, посвящённого логико-гносеологическим воззрениям Фараби как неотъемлемой части его мировоззренческой системы. Актуальность данной темы на современном этапе диктуется также тем, что научно-философская терминология современного таджикского языка, в котором преобладает арабская философская терминология после самого таджикского языка остаётся основным источником пополнения научно-философской терминологии таджикского языка. Современный этап развития человечества характеризуется усилением роли его логико-философского мышления, где логика и философия как инструментально-философские науки занимают преобладающую роль в изучении познавательного процесса развития человечества. Актуальность нашей темы в этой связи заключается в том, Фараби определяет науку логику как одну из теоретических дисциплин, изучающих законы и правила
1 Аль-Фараби. Философские трактаты. -Алма-Ата: «Наука», 1972.С.305.
мышления, причем ставит её во главе наук и понимает как инструментальную науку. Он анализирует все части и разделы логики, рассматривает средства выражения логической мысли и даёт подробную характеристику «Органон»-а Аристотеля. Однако он не является абсолютным последователем Аристотеля, но пытается вобрать в себя метод Аристотеля и мировоззрения Платона. Он один из первых, кто написал комментарии к книгам Аристотеля, особенно к его трактатам по логике. Эти комментарии сыграли наиважнейшую роль в освоении античной философии в исламском мире. Отсюда воззрения Фараби с точки зрения современной истории науки обладает большое теоретическое и практическое значение.
Поскольку проблемы гносеологии составляют основных вопросов философских знаний, постольку изучения логико-гносеологических воззрении Фараби на современном этапе, на наш взгляд, имеет важную роль для истории науки, а конкретно для разработки различных проблем философии, логики, теории познания, ибо в настоящий момент нет специальных научных трудов, посвященных логико-гносеологическому наследию Фараби.
Степень разработанности проблемы. Жизни и творчеству Фараби посвящено много монографий, многочисленные статьи, брошюры и диссертационные исследования на арабском, персидском, русском и западноевропейском языках. Среди этих работ основная часть посвящены принципиальным философским проблемам в системе мировоззрении Фараби, в частности его антологии и гносеологии, социально- политической философии мыслителя, его логическому учению. В виду того, что Фараби хронологически был одним из первых мусульманских философов, то видимо изучение его философских, логических и социально - политических взглядов началось давно, особенно после распространения его логико - философских воззрений в мусульманском мире и после переводов греческой мысли с арабского языка в Европе. Не вдаваясь в подробности в исследованиях по таким направлениям как социально-политическое, философское, логическое, лингвистическое, музыковедческое ограничимся только его логико-гносеологических воззрении. Изучение, философских, логических и лингвистических взглядов мыслителя началось сразу после его кончины. В книге иракского ученного Али Махфузе,1 приведена библиография его работ, составленная Решером, а также упоминание о нем в арабских источниках, начиная с 913 г. до 1975г. Он приводит все упоминания об Фараби и его произведениях, указанные в арабских средневековых источниках. Кроме того, одним из первых шагов в исследовании философского наследия Фараби в советское время следует считать переводы произведений мыслителя по
1 Али Махфуз. Аль-Фараби в арабских источниках, т.1. Багдад, 1975.-121с.
случаю 1100-летия со дня его рождения, осуществленные ведущими философами Казахстана и др. республик Советского Союза (см. перечень приведенных работ в библиографии). Проблемы теории познания Фараби с наибольшей полнотой освещены во многих статьях советских исследователей, среди которой следует упомянуть монографии М.М. Хайруллаева.1 Автор монографии с привлечением фактического материала освещает творчество Фараби в историко-философской литературе, исторические условия и источники формирования мировоззрения Фараби, жизнь, деятельность и наследие Фараби, пантеизм Фараби и гносеологические проблемы и рационализм Фараби. Эту монографию можно считать одним из первых работ, в которой всесторонне и с привлечением некоторых первоисточников рассматривается философское наследие мыслителя. В заключение своих работ М.М. Хайруллаев приходит к заключению о том, что логическое учение Абу Насра Фараби, являясь продуктом средневековой эпохи, творчески вобрало все ценное, что было в предшествующих логических системах, в особенности Аристотеля. В историко-философской литературе широко распространено мнение о том, что Фараби старался синтезировать учения Платона и Аристотеля. Фараби глубоко познал идеи творца классической логики и сумел не только обобщить разбросанные, несистематизированные положения Аристотеля, но и всесторонне развить эту науку. В другой своей работе М. Хайруллаев говоря об общей философии Фараби в небольшом разделе останавливается на его логическом учении, рассматривая такие философские вопросы, как задачи логики, ее разделы, которые анализировались в вышеназванной его работе. Известный казахский философ А.Х. Касымжанов в своей статье обращая внимание на гносеологический аспект его мировоззрения считает, что хотя в своем логическом учении Фараби опирался прежде всего на основоположника формальной логики, однако он вносил много нового в логическом учении Стагирита. Опираясь на работы западноевропейских ученых, в частности Н. Решера, А.Х. Касымжанов полагает, что Фараби является первым специалистом в логических исследованиях среди арабоязычных ученых, хотя приоритет Фараби в ряде случаев проблематичен, поскольку история логики от Аристотеля к Фараби в значительной степени не исследована. Справедливости ради следует отметить, что статья А.Х. Касымжанова важно с точки зрения теоретического значения подходов Фараби к логическому инструменту познания.
1 Хайруллаев М.М. Мировоззрение Фараби и его значение в истории философии. Ташкент,
1967.-355С.
2Хайруллаев М.М. Фараби эпоха и учение.-Ташкент, 1975.-352с.
3 Аль-Фараби. Историко-философские трактаты .-Алма-Ата, 1985.-624с.
4 Там же С.78
Особенно следует выделить работы Бурабаева М.С., Иванова А.С., Харенко Е.Д.1 посвященные логическим учениям Фараби и ее философскому мировоззрению, где он рассматривает логику Фараби как одну из теоретических дисциплин. Говоря о стремлении Фараби искать истину в мнениях предшественников М.С. Бурабаев верно отмечает, что Второй Учитель обращался к философскому наследию Платона и Аристотеля как средство умозрительного познания, ибо как считает Фараби два противоположных суждения о том, что все истинно, и о том, что все ложно, не исключают, а дополняют одно другое, они верны не взятые по отдельности, а лишь при их сочетании, в их единстве. Фараби как и Аристотель придерживался мнению о том, что из предшествующей философии следует взять истинность и избежать ошибочного. «Единичные суждения - писал Фараби - всегда подразделяется на истинные и ложные. Оба вместе не бывают ни истинными, ни ложными, ибо если одно из них истинно, то другое ложно, а если одно ложно, то другое истинно» . В своих работах М.С. Бурабаев об Фараби обратил внимание на соотношение языка с мышлением как одной из важных проблем философии Фараби, которое считается одной из ключевых и актуальнейших проблем в современной философии.
Следует отметить, статью Г.Б.Шайхмухамбетовой. Очень ценным
следует считать работу Дж. Лангеда,4 где основное внимание уделено связью
арабского языка с логикой и возникновения логической терминологии в
мусульманском мире в общем, и арабском языке в частности. Ценность этой
книги заключается в том, что в ней на основе первоисточников исследуется
процесс зарождения, развития и становления логической терминологии
арабского языка и ее тесной связи с логико-философской терминологии
греческого языка. В разные время вышли работы по различным аспектом
логической терминологии Фараби такие как Н.Н. Караев.5 Помимо этого
опубликован ряд статей, посвященных логическим и гносеологическим
воззрениям средневекового мыслителя Ж.М Абдильдина., А.С. Иванов.6
Логико-лингвистические идеи Фараби также в той или иной степени
затрагивается в тех работе Казибердова А.Л., С.А. Муталибова.7 Среди
работ зарубежных ученых, на наш взгляд, представляют большой интерес
1 Бурабаев М.С, Иванов А.С, Харенко Е.Д .О логическом учении Фараби. Алма-Ата,
«Наука», 1982.-200С.
2Аль-Фараби. Философские трактаты. -Алма-Ата: «Наука», 1972.С.259.
3 Шайхмухамбетова Г.Б. Учение Платона об идеях и теории разума/Фараби. Научное
творчество. Изд-во «Наука», М.,1975. С.38-56.
4 Лангеда Дж. От Корана к философии, арабский язык и возникновении философского
словаря аль-Фараби. Димашк,2000.
5 Караев Н.Н. О софистике: Аристотеля и Фараби // Фараби. Научное творчество.
Изд-во «Наука», М., 1975, С. 57-74.
6 Абдильдина Ж.М., Иванов А.С. Логика и теория познания Фараби 1975.
7Казибердов А.Л., Муталибов С.А. Абу Наср Фараби.Изд-во «Фан» 1986.-200с.
исследования известного американского ориенталиста и философа Rescher N.
В последние годы в арабских странах вышли новые фундаментальные работы относительно логического и философского учения мыслителя, среди которых следует упомянуть монографию Мухаммада Кашикша, а также работа Абдулхамида Дарвиша ан-Насадж и большая монография Зейнаб Афифи.4 ч .
Из отечественных исследователей С.Джонбобоев5 впервые проводил исследование о его творчестве, жизненной деятельности, библиографии его работ зарубежом и в Советском Союзе, попытался осветить его философскую мировоззрению и сделал соответствующие выводы относительно творчества мыслителя.Н.Сайфуллаев6 подверг исследованию логики Фараби вкраце опираясь на некоторых логических работ мыслителя. О некоторых логических воззрениях Фараби остановился в своей работы М.Диноршоев, посвященной философии Ибн Сины.
Как видно исследователи проделали значительную работу в области изучения логико-философского наследия и популяризации мыслителя, его места в истории мировой науки и цивилизации. Однако предметом специального монографического исследования не оказалось и логико-гносеологические его философского воззрения аспекты в выше указанных работах, в то время как только через формы мышления, связанные с гносеологическими проблемами можно познать истину, которая, тесно связано с такими основополагающими элементами как понятия, суждения и умозаключения.
Таким образом, анализ существующей научной литературы показывает, что учение о понятии, суждении и умозаключении в логической системе Фараби не подвергалось монографическому исследованию, не привлечены важные работы Фараби для выяснение гносеологического значения учения о понятии, суждении . и умозаключении. Настоящая работа является продолжением и обобщением уже осуществленных работ по исследованию логики Фараби и в то же время является первым диссертационном исследованием, которое посвящено специальному анализу логико-философских воззрений Второго учителя на базе всех его логических и философских работ, среди которых важное место занимает ещё непереведенный на русский язык и не исследованный большой трактат под названием «Слова, употребляемые в логике».
Объект исследования. Объект диссертационного исследования логико -
1 Rescher N. Farabi an logical tradition 1963.
2 Мухаммада Кашикша .Теория наука у Фараби.2015.
3 Абдулхамида Дарвиш. Фараби и философия разума.2014.-302с.
4 Зейнаб Афифи. Естественная и теологическая философия Фараби .2009.
5 История таджикской философии, т.2.-Душанбе: «Донині», 2011.-788с.
6 История таджикской философии, т.2.-Душанбе: «Дониш», 2011.-788с.
7 Абуалй Ибни Сино.Осор.-Душанбе, 2007.-528с.
гносеологические воззрения Фараби.
Предмет исследования. Предметом нашего исследования является комплексное изучение логико-гносеологических идей Фараби и их анализ на основе всех доступных его логических и философских работ, с привлечением раннее не исследованных трудов мыслителя.
Цель и задачи исследования. Основной целью нашей работы является анализ и исследование логико-гносеологических воззрений Фараби на базе его учения о понятии, суждении и умозаключении. Для достижения данной цели решаются следующие основные задачи:
определить исторические предпосылки и идейно-теоретические истоки формирования логико-гносеологических взглядов Фараби;
установить на основе анализа логико-философской системы Фараби и её сопоставлении с древнегреческой логико-гносеологической философской мысли их общность и различия;
исследовать основные произведения мыслителя в которых изложено его логическое и гносеологические учение;
- осуществить логико-лингвистический анализ арабской терминологии,
используемые Фараби;
- исследовать логические приёмы мыслителя в решении вопросов
гносеологического характера;
выявить гносеологический подход мыслителя к понятию, суждению, умозаключению как основных средств познания;
установить новаторский дух мыслителя в интерпретации сущности понятия, суждения, умозаключения и как важнейшие методологические средства теории познания.
Научная новизна диссертационной работы.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые:
- всесторонне ' рассмотрено исторические и идейно-теоретические
предпосылки формирования логико-гносеологических взглядов Фараби;
выявлено влияния древнегреческой научно-философской и логической терминологии на формировании научной терминологии Фараби;
выявлены гносеологические аспекты учения Фараби в его логической системе;
установлено влияние логико-гносеологической концепции Фараби на формирование методологии научного исследования у средневековых арабофарсиязычных мыслителей;
-осуществлена попытка анализировать учений Фараби о понятии, суждении и умозаключении как важнейшие методологические инструменты гносеологии;
- впервые проанализированы логико-лингвистические идеи Фараби на
основе его книги «Слова, употребляемые в логике».
Методологическими принципами исследования темы явились диалектический, объективный, исторический, логический, сравнительно-сопоставительный, системно-структурный и герменевтический методы
анализа, а также методология, разработанная специалистами в области историко-философской мысли.
Источники исследования. Основными источниками исследования являются все логико-гносеологические и лингвистические работы мыслителя на арабском языке, переведенные на западноевропейские и русский языки, а также егоч общефилософские труды как «Китаб аль-хуруф» («Книга букв»), «Ихса-ул-улум» («Классификации наук»), «Китаб-ул-кийас» («Силлогизм»), «Аль-Ибора» («Об истолковании»), «Ас-Суфистика» («О софических опровержениях»), «Ал-Мадхал» («Введение или Эйсагоге»), «Аль-Макулат» («Категории»), «Аль-Алфаз ал-муста'мала фи-л-мантик» («Слова, употребляемые в логика»).
Теоретическую основу исследования составили научные труды советских, русских, европейских, арабских, персоязычных и других ученых, исследовавшие логические и философские произведения Аристотеля, Фараби и Ибн Сины.
Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что выводы и положения диссертации могут быть полезными при дальнейшем исследовании других аспектов философского и логического наследия Фараби, других арабофарсиязычных философов и логиков и в целях определения научной значимости идей Фараби для современной философии и логики. Выводы и материалы диссертации могут быть использованы в спецкурсах по истории средневековой философии, языкознания и логики. Они также могут стать важной предпосылкой для более углубленного изучения логико-гносеологических проблем в целом.
Основные положения, выносимые на защиту:
-
Фараби как один из первых арабоязычных философов одним из первых во всей средневековой философии всесторонне разработал проблемы логики, благодаря чему приобрел широкую известность как выдающийся ученый - логик.
-
Логическое учение Абу Насра, являясь продуктом средневековой эпохи, творчески вобрал все ценное, что было в предшествующих логических системах, в особенности Аристотеля. Фараби глубоко познавая идеи творца классической логики сумел не только обобщить разбросанные, несистематизированные положения Аристотеля, но и всесторонние развил эту науку.
-
В своих сочинениях Фараби уделял большое внимание и после аристотелевскому периоду развития философии и логики. Выступая в качестве последователя Аристотеля, Абу Наср очистил логику от мистических наслоений неоплатонизма, расширяя рамки этой науки, дополнил её новыми научными выводами. Он первым в истории философии и логики по достоинству оценил учение Стагерита.
4. Логико-гносеологические идеи Фараби и многие другие
мировоззренческие проблемы, разрабатывавшиеся им, получили
дальнейшее развитие в сочинениях его непосредственных идейных
последователей выдающихся мыслители Ибн Сины, Бахманёр, Ибн Рушд
и др. Благодаря их многочисленным трудам, логическая система Абу Насра стала известна ученым средневекового Запада и Востока.
-
Фараби в истории философии мусульманского Востока следуя путям своих идейных предшественников определяет логику как теоретическое искусство и как практическую науку, а высшим принципом логики считает закон противоречия. В его трудах содержится подробное изложение учения о понятии, суждении, умозаключении, доказательстве, определении и его правилах.
-
Фараби практически считается основателем логико-философской терминологии. Его терминологическая система в последующих этапах мусульманской философии и в современной арабофарсиязычной философии и логики является образцом в создании новой терминологии.
-
Философско-логическое наследие Фараби является образцом в философской науке, ибо основные принципы и положения, разработанные Фараби до сих пор остаются востребованными и в этом есть вечность его творчества.
8. Переводы на европейские языки памятников философской,
логической и вообще научной мысли Востока (особенно в XII в.)
сблизили арабо-мусульманскую и западноевропейскую культуру,
превратив их как бы в два ответвления единой общечеловеческой
цивилизации.
Апробация работы. Диссертация обсуждено на заседании
Отдела истории философии Института философии, политологии и права имени академика A.M. Баховаддинова Академии наук Республики
Таджикистан (протокол № 2016 года) и рекомендована к защите
Основные положения и результаты диссертации излагались в виде докладов и выступлений на отечественных конференциях, теоретических семинарах и круглых столах, проводившихся на философском факультете Таджикского национального университета и в Педагогическом Колледже. Основное содержание диссертации отражено в журналах, реферируемых ВАК РФ.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и философские терминологии Фараби.
Жизнь и творческое наследие Фараби
Говоря об идейных источниках логико-гносеологических воззрений Абу Насра Фараби, на наш взгляд, необходимо учесть два фактора. Первый: научная и культурная среда, в которой жил мыслитель. В данном случае речь идет об арабских завоеваниях и возникновении ислама, определивших на длительный период развитие философской и логической мысли. И второй момент: перевод сочинений древнегреческих мыслителей на арабский язык также повлиявший на всю историю философской мысли средневекового мусульманского мировоззрения, где идеи древнегреческих мыслителей -Платона и Аристотеля, нашли благодатную почву в так называемой арабоязычной философии и логике. Через деятельность переводчиков постепенно в арабоязычной философии все заметнее становится влияние Аристотеля и его последователей.
На формирование и развитие философских, логических и социально-этических воззрений Фараби оказали большое внимание оригинальная и самобытная культура народов Средней Азии, Казахстана и стран Среднего и Ближнего Востока, развитие и достижения естественных наук той эпохи, древнегреческая философия и т.д. Значительное место в формировании мировоззрения Фараби занимают древнегреческие философские системы, прежде всего наследие Аристотеля, а затем Платона и других древнегреческих философов к трудам которых Фараби писал комментарии и отдельные книги. Однако научно-философская традиция древней Греции, и в частности Аристотеля, были трансформированы, влились в общую идейную базу, на основе которой формировались и получили дальнейшее развитие средневековая мусульманская культура. Однако было бы совершено неправомерным считать это влияние механическим. Естественно, на средневековом Востоке были как их сторонники, так и противники. Хотя на средневековом Востоке нельзя найти учений и направлений, совершенно идентичных по направлению древнегреческим, так как идейные течения последующего периода уже являются порождением другой социально-экономической жизни. В данном случае, речь может идти лишь об использовании и освоении идей греческих школ и дальнейшем развитии их на основе потребностей и требований конкретных условий средневекового общества. В этой связи был совершенно прав С. X. Наср, утверждавший, что «Исламская наука явилась плодом слияния того духа, которым полны откровения Корана, и существовавших наук различных цивилизаций, унаследованных исламом и преобразованных им благодаря его духовной силе - в новую субстанцию, отличающуюся от того, что существовало ранее, и в то же время являющуюся её продолжением. Международный и космополитический характер исламской цивилизации, вытекающий из универсальности исламского откровения и нашедший отражение в географической распространенности исламского мира, позволил ей создать первую в истории человечества науку истинно международного характера.
Ислам воспринял интеллектуальное наследие всех основных существовавших до него цивилизаций, за исключением цивилизации дальнего Востока, и стал прибежищем различных традиций, обретших в нем новую жизнь, хотя и трансформировавшихся в новой духовной среде. Этот момент необходимо подчеркнуть, поскольку многие на Западе считают, что ислам был лишь мостом, по которому идеи древних достигли средневековой Европы. В действительности нет ничего более далекого от истины, поскольку ни одна идея, теория и доктрина не проникли в цитадель исламской мысли, пока она не была мусульманизирована и интегрирована в общее мировоззрение ислама» (Курьер, 1981. С. 43).
Другими словами, арабо-фарсиязычные философы заимствовали из древнегреческого философского наследия то, что было необходимо, то, что отвечало запросам и требованиям мусульманского Востока, по своему общественно-экономическому, культурному и идеологическому развитию совершенно отличавшемуся от античного мира.
Исходя из этих положений арабофорсиязычная философия - как оригинальный и своеобразный «мыслительский продукт» определенного культурно-исторического региона имела своих представителей, в чьих работах была заложена основы, так называемой школой восточного перипатетизма. Усвоение арабо-фарсиязычными философами греческого и индийского логического наследия, следует рассматривать в контексте преемственности между культурами классической и сирийской, народов Ближнего и Среднего Востока, основанными на богатых традициях. Исследования арабо-фарсиязычных философов в сфере логики и философии проникли впоследствии в средневековую еврейскую мысль, а затем Западную Европу. Западные философы и востоковеды нередко представляют восточную, в частности арабо-фарсиязычную философию, как некое абстрактное, не связанное с реальными жизненными проблемами «умствование», а ее представителей мудрецов, занимавшихся только спекулятивной теологией. На самом деле, арабо-фарсиязычная философия является качественно новым, самостоятельным этапом в познании и освоении человеком действительности. Другими словами средневековая арабо-фарсизычная философия была теснейшим образом связана с потребностями своей эпохи. Недаром Р.Бэкон в своих сочинениях постоянно повторяет имена Фараби, Ибн Сины и Ибн Рушда. В частности относительно Ибн Сины он говорит: «Воистину, знание в истории человечества дважды стало достоянием человечества: первый раз в полном объеме со стороны пророков и мудрого Соломона на языке иврит, второй раз - не полном объеме через Аристотеля на греческом языке и через Ибн Сину»
Абу Наср Фараби о связи логики и языка
Несмотря на то, что Абу Наср Фараби не посвятил специальной работы вопросам понятия, суждения и умозаключения как формы мысли, тем не менее, этот вопрос он рассматривает во всех своих работах, таких как «Вводные разделы по логике», «Силлогизм», «Об истолковании», «Слова, употребляемые в логике», «Категории» и т.д.
Когда мы говорим «понятие», «суждение» и «умозаключение», то, прежде всего речь идет о науке о законах и формах правильного мышления, которая сложилась в Древней Греции. Как известно его основателем является великий Аристотель (384-322 гг. до н.э.), хотя теория понятия начала развиваться уже Платоном (427-47 гг. до н.э.) - учителем Аристотеля. Однако основные законы логики сформулированы именно Аристотелем. (Попов. Логика с. 10).
Для её становления существенное влияние оказали условия древнегреческой рабовладельческой демократии, и возникла она, прежде всего из-за практических потребностей. Именно из соображений практической потребности логике уделяли большое внимание средневековые арабо-фарсиязычные мыслители, одним из представителей которых был Абу Наср Фараби.
Как известно, мысли выражаются словами. Идеальные образы и образования, наполняющие наше сознание, при их логическом анализе должны быть выражены в языке, иначе их невозможно ни зафиксировать для себя, ни передать другим. Язык - материальный носитель мысли. Когда мы произносим, пишем или слышим предложения и высказывания, мы, прежде всего, обмениваемся с другими тем, что находится у нас в голове. Язык -посредник в обмене мыслями. Однако уже давно замечено, что передача наших внутренних переживаний и впечатлений с помощью речи не всегда адекватна. В вопросе об адекватности мышления и речи гораздо важнее то, что логика оперирует не словами, она превращает слова в понятия. Когда мы ведем споры о каких-то философских проблемах, или мы рассуждаем относительно глубинных тайн жизни, или разговариваем о каких-то спортивных соревнованиях, или мы не одобряем какие-то нелепости политической жизни, в любом случае предмет нашего разговора, рассуждения превращается в понятие. Оно может быть выражено одним словом, случается так, что для его создания требуется целое предложение. «Бытие», «разумное животное», «Зейд - есть пишущий», «голодовка рабочих в знак протеста против задержек с выплатой зарплаты» и т.д. - все это разные понятия. С точки зрения науки логики первое, что отличает понятие от слова или выражения - это его однозначность, четкость задания. Как известно, слова не имеют определенных смысловых границ, к тому же еще и зависящих от предметной области. Так, слова «неприятель» и «противник» являются синонимами, пока их используют в военной тематике, однако соперников, скажем по шахматному чемпионату, могут иногда назвать противниками, но никогда не назовут неприятелями, - здесь совпадения в смыслах этих слов исчезает. Однако в логике подобное обращение со словами недопустимо. Каждое понятие должно охватить одно-единственное значение, оно должно соответствовать только одному предмету или одному классу предметов. В противном случае понятие не сможет выполнить свои логические функции. Говоря о необходимости понятия в логике, если бы мы, начав обсуждать какие-то вещи, вынуждены были сначала их всех назвать, то чаще всего нам, наверное, не удалось бы закончить в одном предложении. Понятия потому и необходимы, что они сопровождают нашу речь, а стало быть, и мышление.
Они полезны тем, что охватывают множество однородных предметов. В обозначении предметов требуется выделение в них каких-то определенных признаков, которых вообще говоря, в любой вещи бесконечно много, поэтому необходимо выбрать у предмета такие свойства, которые наиболее типичные, характерные для данного рода вещей. Отсюда при образовании понятий абстрагирование и идеализация обязательны. Наряду с существенными признаками предмета, вполне допустимо использование случайных, но достаточных для отмечания и формирования понятия, ибо это позволяет задать предмет достаточную однозначность, чтобы его не возможно было бы спутать с другими, хотя они могут не быть существенными для данной вещи. Говоря о понятии Ю.П.Попов так охарактеризовал его: «Понятием мы будем называть такую форму мышления, с помощью которой отображаются существенные (достаточные для отличия) признаки предметов, явлений, процессов» {Попов. С. 15).
В логико-лингвистической литературе мы встречаем также определение понятия: «понятие - это форма мышления, отражающая предмет в его необходимых, существенных признаках» {Кириллов В.Логика.С.37); «понятие есть мысль, в которой отражаются общие и существенные признаки предметов действительности, при этом, некоторые из этих признаков непременно являются отличительными» (Горский. Логика.С.35-36,); «понятие образуется посредством процессов обобщения» {Звегинцев. Очерки по общ. Язык. С. 293); «Оно отражает важные и существенные свойства вещей» (Шубняков. Гдин. Языка.С. 45), как «форма мышления, отражающая общие и существенные признаки предметов и явлений действительности (и среди них обязательно специфические), которая выделяет предметы и явления как самостоятельные объекты, выступающие в особом отношении к другим, таким же объектам» (Чесноков. Общ. язык. С. 108).
Теория суждения Абу Насра Фараби
В учение Фараби о силлогизме важное место занимают факторы, являющиеся предпосылками дедуктивных умозаключений. Отправные знания, образующие аргументацию силлогистических рассуждений, имеют четыре разновидности, хотя эти силлогистические посылки у Ибн Сины были доведены до тринадцати (Ибн Сина. Данишнамэ. 1957, С. 120, 285 с). Эти силлогистические посылки силлогизма, которые приведены в двух трактатах Фараби следующие:
1) Общепринятые (ал-макбулат) - это такие суждения, которые принимаются [по утверждению] одного или группы авторитетных лиц; Установленные [суждения] силлогизма - это все то, что известно у всех людей или у их большинства, или у их ученых и мудрецов или у большинства этих ученых и мудрецов, без того, чтобы кто-либо из них, или из других, были против них;
2) Общеизвестные (ал-машхурат) - это взгляды, предпочитаемые у всех или большинства людей, или большинства ученых и мудрецов или у большинства учёных мудрецов, без того, чтобы кто-либо из них, или из других, были против них; Общественное [суждение] - это то, что общеизвестно у представителя какого-то искусства, или какого-то знающего это искусств, без того, чтобы кто-либо из их числа, или другие выступили против них;
3) Чувственно-воспринимаемые (ал-махсусат) - это индивидуальные суждения, постигаемые одним из пяти органов чувств; Чувственно-воспринимаемые [суждение] - это то, что воспринято по свидетельству чувства, как, например, «воистину Солнце светит и ночь темна»;
4) Первые общие умопостигаемые (ал-ма кулат ал-куллийа ал-увла) -это как наше высказывание: «всякая тройка - нечетное число», всякая
пятерка - половина десяти», «все, что составляет часть целого, меньше этого целого» и т.п.;
Умопостигаемое по природе - это общие посылки, которые человек находит в себе, считает себя достоверно знающим врожденно с первых [дней] своего развития и не знает, как они возникают у него, как, например, «всякая тройка - нечетное число, а всякая четверка - четное число» (Мантикиет. С. 126, 159).
Следует упомянуть, что эти положения силлогизма нами были приведены из двух его трактатов: «Первая аналитика или силлогизм» и «Компендиум о логике», которые изданы в его «Ал-Мантикийат ли-л-Фараби. Ан-нусус ал-мантикийа, Ал-джузъ ал-аввал».
Один из разновидностей силлогизма, который Фараби рассматривает в своем «Силлогизме» - это индукция. Он пишет: «Когда мы исследуем единичные вещи для выведения суждения об одной из них, то это и есть индукция». Или он определяет индукцию таким образом: «Индукция - это исследование единичных вещей, каждой в отдельности, входящих в нечто общее, для подтверждения истины того суждения, которое выносится по этому поводу посредством утверждения или отрицания» (Лог. трак. С. 296, Мантикиет. С. 131).
Когда Фараби сравнивает индукцию с силлогизмом, то отмечает в связи с этим, что «индукция - это рассуждение, которое обладает силой силлогизма первой фигуры. Средним термином в нем являются единичные вещи, которые мы исследуем» (Лог. тр. С. 298).
Фараби в своем небольшом трактате «Компендиум по силлогизму», разделяет индукцию на полную (тамм) и неполную (гайр тамм). Полная индукция по Фараби, должна охватить все разновидности вещей, которые будут входить под каким-то субъектом, которые разъясняются посредством индукции. «Полная индукция, - говорит он, - это исследование разновидности всех вещей, входящих в предлагаемые субъекты, которые намереваются быть исследованными посредством индукции; а неполная индукция (ан-накис) - это исследование большинства разновидностей вещей» (Мантикиет. С. 174).
Фараби далее отмечает, что индукция очень полезна, когда она применяется в силлогизме, как, например, когда доказывают бытие чего-либо в движении при помощи индукции и когда это движение происходит во времени, и принимают нечто в качестве среднего термина и доказывают бытие другой вещи в движении как, например, «всякое движение создано».
По мнению Фараби, индукция как умозаключение, идущее от частного к общему, считает её вторым средством познания после силлогизма, другими словами индукция есть у него «силлогизм через индукцию». Он приводит пример «Всякое движение - это ходьба», приводит пример, - плавание, летание и другие, и всякая ходьба [существуют] во времени» (Лог. трак. С. 298).
Из этого можно заключить, что индукцию Фараби понимает так же как и Аристотель, т.е. как средство обоснования большей посылки, силлогизмов первой фигуры. Таким образом, по Фараби индукция опирается на дедукцию и является более наглядным средством познания.
Фараби в силлогистике применяет такой вид доказательства как аналогия. Этот вид силлогизма по сравнению с индукцией недостаточно им исследован и причина этого очевидно кроется в том, что аналогия, в отличии от силлогизма, не является формой доказательства, дающей обычно достоверное знание. Фараби сравнивает аналогию с индукцией и отмечает, что она близка к индукции, но в индукции вывод делается на основании всех или большинства частных положений, тогда как в аналогии вывод делается на основании одного частного случая. Он констатирует, что вывод по аналогии - это перенос суждения с одного частного на другой, сходный с ним [случай], при том, что один из них более известен, чем другой, и обе они объединены общим смыслом, на основании чего выносится суждение о более известном (Лог. трак. С. 299).
Он считает, что при аналогии осуществляется вывод от частного к частному и поэтому говорит: «Вывод по аналогии - это если человек сначала берет и узнает, что некая вещь существует в определенном частном положении, затем переносит эту вещь из данного положения в другое частное положение, подобное первому» (Лог. трак. С. 298).
Из этой краткой характеристики и анализа наиболее важных проблем логики Фараби следует, что он внес весомый вклад в развитие науки логики в мусульманском средневековье. Вероятнее всего, он является первым арабоязычным философом, внесшим большой вклад в возникновение, развитие и разработку логической терминологии арабского языка. Его вклад можно считать определением логики как учения не только о силлогизме, но и о других формах мышления, что созвучно современному пониманию предмета, целям и задачам логики; рассмотрению логики как философии, и как органона науки; разработке проблемы логики условных суждений и условных силлогизмов. Кроме того, он как оригинальный философ он познакомил Восток с греческой философией и приобщил его к ней и особенно к логике, основателем которой был великий Аристотель. По большому счету в мусульманской философии именно он выступил как комментатор, критик и продолжатель древнегреческой философии, и тем самым, открыл новый путь развития логики в арабо-фарсиязычой научной среде.
Гносеологические воззрения Абу Насра Фараби
На всем логическом наследии Фараби сказывается влияние создателя теории силлогизма - Аристотеля. Но хотя Аристотель был и «духовным наставником Фараби в области логики, тем не менее, он был таким «вдумчивым и глубоким учеником», который не повторял своего учителя, а критически осваивал преподанный ему материал». В наследии, оставленном Фараби, если и повторяются мысли и идеи Аристотеля, то они имеют более расширенный и углубленный вид, а зачастую то, чего Аристотель едва коснулся, Фараби развил и рассмотрел более тщательно и подробно, примером чему служит тщательно разработанная теория условного силлогизма.
Во главе работ Фараби, посвященных «Органону» стоит «Вводный трактат по логике», пользовавшийся в свое время широкой популярностью. Данная работа представляет наметки, предлагаемые Фараби тем, кто хочет вступить на путь логических изысканий. Говоря, например, от силлогизме как искусстве, он отмечает так: «Искусства бывают силлогистические и не силлогистические. Силлогистическими являются искусства, которые после того, как сведены воедино и завершены их части, имеют своим действием употребление силлогизма. Не силлогистическими же являются искусства, которые после того, как сведены воедино и завершены, части их имеют своим действием и целью выполнения какой-либо особой работы, как, например, медицины, земледелие, столярное дело, строительство и другие искусства, которые предназначены для совершения некоторой работы и действия.
Силлогистических искусств пять: философия, искусство диалектики, искусство софистики, искусство риторики и искусство поэзии» (Фар. Избр. С. 146). На этот трактат опирался Ибн Баджа в своих комментариях к «Эйсагоге» Порфирия и в «Разделении наук». (Б.Г.Гафуров, А.Х.Касымжанов. «Ал-Фараби в истории культур». С. 97.) Фараби называет практическую деятельность не силлогистическим искусством. Фараби, следовательно, не ограничивает сферу логики, сферу «силлогистического искусства» формальной логики, аподейктикой, которая объявляется им собственно философским рассуждением. Он не отрицает диалектику как стратегию и тактику спора относительно того, что обычно принимается за «обычное» и «очевидное». Диалектика, по Фараби, нужна для коррекции мысли, тогда, когда требуется выправить то, что кажется достоверным, не будучи таковым на самом деле.
Одним из важных гносеологических вопросов философии Фараби было его отношение к софистике, где он был категорически настроен против софистики, которая ставит целью введение в заблуждение: он оценивает это как обман, трюкачество, о чем он подчеркивает в «Книге о местах, вводящих в заблуждение»: «Теперь нам надо рассказать о местах, в которых ошибается изучающий в отношении [изучаемой] вещи, и о приёмах, которые предназначены для того, чтобы отклонить разум от правильного пути во всем, что требуется познать и представить ложь в облике истины и ввести человека в заблуждение относительно вещи, которую он желает познать ...» (Лог. трак. С. 364).
Софистика Аристотеля и Фараби оказалась предметом исследования Н. Н. Караева «О софистике Аристотеля и Фараби // Фараби. Научное творчество» (1975), где автор отмечает, что «Софистика, которая является предметом нашего рассмотрения, можно сказать, что она является самостоятельным произведением, в основу которого легла работа Аристотеля «О софистических опровержениях», представляющая собой девятую главу его «Топики»» (Караев. О софистике. С. 57).
Фараби разделил эту работу на три главы: 1. Введение. 2. Классификация мест, вводящих в заблуждение из-за словесного выражения. 3. Классификация мест, вводящих в заблуждение из-за значения (смысла). Во введение Фараби подробно раскрывает предмет своей работы. Далее говоря о софизмах, из которых можно образовать силлогизм или часть силлогизма, он останавливается на целях, которые преследуют его работы: «Когда эти приемы так известны, то для нас будет тайной рассмотрение того, что нам говорится о том, каким образом избежать их действия» (Лот. трак. С. 365).
Фараби заканчивает свою работу высказыванием, указывающим на то, к чему приведет знание его работы: «Итак, когда мы изучили силлогизм и уверенно нашли отличие вещей друг от друга, то если будем внимательны, мы не впадем в заблуждение и не будем запутываться в диспутах» (Лог. трак. С. 438).
Сочинение Фараби «О местах, вводящих в заблуждение» носит антисофистическую направленность, преследует цель научить тому, как обнаруживать и разоблачать софистические уловки, с тем, чтобы постигнуть истину и представляет хорошую возможность ясно различать истинное от ложного. Как явствует из приведенных Фараби софистических уловок, во всех софистических доказательствах использовались многозначность слов, двусмысленность речи и субъективно применялась гибкость понятий.
Исследование доказывает, что софизмы для Фараби - это ложные умозаключения, в которых намеренно допускается неправильность.
В подобных умозаключениях, если применять средства формальной логики, можно легко вскрыть логические ошибки. Содержание трактата Фараби «О местах, вводящих в заблуждении» говорит о непрерывности традиций восприятия Аристотелева наследия, касающееся не только аподейктики, но и проблем диалектики и софистики.
Говоря о других силлогистических искусствах, Фараби в процессе познания цель риторики сводит к тому, что основная её цель заключается в убеждении, уговорах, а не в достоверности. В частности так он определяет цель этого искусства: «Риторика, которая есть силлогистическое искусство» цель которой убедить во всех десяти родах. Это то, что создает убежденность [в чем-либо] в душе слушающего (а это есть конечная цель оратора), достигаемая путем применения риторических приёмов. Убежденность является мнением о чем-либо» (Лог. трак. С. 441).
Как явствует из этого высказывания, путем осуществления риторических силлогизмов не является достоверность их смыслов, а убеждение публики, через общепринятые положения, не опирающиеся на достоверное знание. «Риторическое рассуждение - это такое, благодаря которому человек может удостовериться в любом мнении, а его ум -успокоиться на том, что ему говорят, и подтвердить это в большей или меньшей степени» (Фил. трак. С. 134).