Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Конфуцианство в средневековом Вьетнаме Зыонг Куок Куан

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Зыонг Куок Куан. Конфуцианство в средневековом Вьетнаме : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.03 / Зыонг Куок Куан; [Место защиты: Рос. ун-т дружбы народов].- Москва, 2013.- 192 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-9/215

Введение к работе

Актуальность темы. Конфуцианство существует уже около 2500 лет. За этот продолжительный период времени оно рассматривалось то как венец развития идеологической системы управления, то подвергалось жесткой критике и объявлялось источником консервативных, отсталых идей. Как бы то ни было, нельзя отрицать тот факт, что конфуцианство оказывало продолжительное и сильное влияние как в Китае и Вьетнаме, так и в ряде стран Северо-восточной Азии. Наследие конфуцианского учения продолжает оказывать влияние на современное общество, оставляя глубокий отпечаток на этносоциальном характере позаимствовавших его стран. В кругу научных исследователей конфуцианство является темой, привлекающей к себе с каждый днем все больше внимания. Многие обществоведы в Китае, Северо-Восточной Азии и в других странах высоко оценивают роль конфуцианства в объяснении успеха Японии, развития экономик Кореи, Тайваня, Сингапура - тех государств, которые претерпели значительное влияние конфуцианской идеологии. Есть даже мнение, что конфуцианство является учением человечества XXI века . Время покажет правдивость этих слов.

Конфуцианство пришло во Вьетнам в начале нашей эры, имея своей главной задачей установление господства и ассимиляцию вьетнамского этноса . Хотя развитие конфуцианства во Вьетнаме был достаточно медленным и никогда не было легким, в отличие от других учений, вроде буддизма или даосизма, тем не менее, онооказало глубокое воздействие на историю, культуру, идеологию и политику средневекового Вьетнама. Многие исследователи сходятся во мнении, что «Конфуцианство - центральный элемент традиционного вьетнамского народного наследия» . Поэтому при исследовании истории вьетнамских идеологических течений, «говоря о вьетнамской народной традиции, нельзя не затронуть конфуцианство» ; оно «стало усваиваться вьетнамскими феодальными династиями прежде всего в плане морального и социально-политического учения» . Тот факт, что условия социально-экономической обстановки постоянно изменялись, привел к разнице в границах, качестве и степени заимствования конфуцианского учения в каждый отдельный период времени. Именно поэтому китайское конфуцианство не насаждалось во Вьетнаме стройной законченной системой, но заимствовалось частично, на основе отбора, трансформации и упрощения, что было направлено на решение политических задач и практических проблем, стоявших перед обществом. Являясь частью структуры соци-

Нгуен Тай Тхы. Конфуцианское учение и вьетнамское конфуцианство. Ханой, 1997. С. 34. (Nguyen Tai Thu. Nho hoc va Nho hoc a Viet Nam. Ha Noi, 1997. Tr. 34).

2 История вьетнамской философской мысли. В 2-х тт. Т. 1. Под ред. Нгуен Чонг Тюан. Ханой,
2006. С. 79. (Nguyen Trong Chuan (chu bien). Lich su tu tuong triet hoc Viet Nam, tap 1. Ha Noi,
2006. Tr. 79).

3 Нгуен Тхань Винь. Социально-политическая теория конфуцианства и его влияние во Вьетнаме.
Ханой, 2007. С. 7. (Nguyen Thanh Binh. Hoc thuyet chinh tri-xa hoi cua Nho giao va anh huong cua
no a Viet Nam. Ha Noi, 2007. Tr. 7).

4 Нгуен Тай Тхы. Указ. Соч. С. 250.

5 Нгуен Тхань Винь. Указ. Соч. С. 8.

альной надстройки, идеологией и инструментом управления, конфуцианство повлияло на многие важные сферы социальной жизни вьетнамцев: чиновничество, социально-политическую систему, мораль, образование, законодательство, обычаи и традиции, вероисповедание, культуру в целом .

На современном этапе развития, прежде всего со времени начала процесса обновления и развития страны (1986 г.), конфуцианство стало вызывать интерес в плане заимствования целесообразных элементов и ценностей. Было издано множество трудов, книг, исследовательских статей, посвященных конфуцианству. Чтобы способствовать развитию общества, необходимо было «Связать западные технику и технологии с конфуцианской моделью общественного управления» .

Конфуцианство играло важную роль в идеологической системе общественного управления во Вьетнаме, и на разных временных этапах она не была одинаковой . Нельзя сказать, что конфуцианство имело только активный деятельный характер, потому что были моменты, когда оно, наоборот, становилось препятствием на пути развития страны. В процессе осуществления обновления Вьетнам нуждался в комплексной разработке всего потенциала многочисленных ресурсов: технических, а также человеческих. Опираясь на свою любовь к родине, вьетнамцы развили в себе волевую черту - готовность бороться за свое будущее и заимствование опыта других развитых государств. Конфуцианство во Вьетнаме на протяжении многих веков было учением об управлении страной и основой для формирования человеческой морали. Оно стало не только частью традиционной системы, но и стержнем всякой народной традиции . Чтобы решить стоящие перед современным обществом Вьетнама задачи, необходимо найти баланс между традиционным и современным .

В странах Азии, лежащих в зоне культурного китайского ареала, на этапе индустриализации и модернизации имели место две основные формы поведения по отношению к конфуцианской традиции. Первая выражена критикой и отрицанием (50-ые - 60-ые годы в Китае), вторая - наследованием и преобразованием (Япония в 40-ые - 50-ые годы и страны, входящие в группу «четырех азиатских драконов» в 70-ые - 80-ые годы XX в.). Япония и «четыре азиатских дракона» благополучно развивались, быстро провели индустриализацию и модернизацию во многом благодаря введению принципов конфуцианства в воспитание рабочего класса, в управление производством, в процессы регулирова-

Нгуен Тай Тхы. Конфуцианское учение и вьетнамское конфуцианство. Ханой, 1997. С. 141. (Nguyen Tai Thu. Nho hoc va Nho hoc a Viet Nam. Ha Noi, 1997. Tr. 141).

Нгуен Тханъ Винъ. Социально-политическая теория конфуцианства и его влияние во Вьетнаме. Ханой, 2007. С. 7. (Nguyen Thanh Binh. Hoc thuyet chinh tri-xa hoi cua Nho giao va anh huong cua no a Viet Nam. Ha Noi, 2007. Tr. 7).

3 Нгуен Тай Тхы. Указ. Соч. С. 141.

4 Там же. С.194-195.

См. подробнее об этом вступительную статью Е.В. Кобелева и А.Л. Федорина к сборнику «Вьетнамские исследования» (Вып. 1. Вьетнам сегодня и вчера. М.: ИДВ РАН, 2011. С. 6-7).

ния обществом, добившись тем самым качественного роста экономики . Китай же в это время еще глубже погружался в хаос и кризис.

В современном вьетнамском обществе многие указывают на элементы положительных идеологических установок конфуцианства, которые необходимо наследовать и использовать. Среди них отношение к учебе и обучению («учиться не зная скуки, обучать не зная усталости»), формирование личной нравственности (человеколюбие, самопожертвование и др.). Но вышеперечисленных пунктов недостаточно для обобщения всех существующих ценностных установок конфуцианства.

Исходя из требований проведения индустриализации и модернизации в современном Вьетнаме, взглянув на традицию конфуцианства, можно констатировать наличие множества аспектов, потенциально пригодных для дальнейшей разработки. Это идея позиционирования народа в качестве основы государства, а также ответственности перед людьми, обществом и природой. Товарное производство и рыночный механизм - это та сила, которая позволяла народу богатеть, а стране укрепляться, но в то же время являлась причиной упадка морали. Конфуцианство же, напротив, направлено на укрепление личной нравственности и общественной морали.

Проведение индустриализации и модернизации - это первоочередные задачи, стоящие перед Вьетнамом. Нельзя вернуть современность к истокам конфуцианства, но можно придать конфуцианству современный характер, отвечающий нуждам индустриализации и модернизации. В данном случае единственным адекватным выходом может быть поддержание традиции за счет ее обновления. Если взять традицию в качестве нормы современной жизни, это повернет историю вспять, затормозит всякое развитие. Введение традиционных устоев в современное общество должно проходить так, чтобы традиция была адекватна новой мобильной социальной среде, чтобы были созданы условия для ее поддержания: «Введение традиционных устоев в современное общество озна-

Обобщая информацию о роли конфуцианства в жизни современного общества, Ли Куанг Зьеу, в прошлом премьер-министр Сингапура, отмечает, что содержание образовательного процесса сингапурцев - это формирование системы общечеловеческих ценностей и морально-этических установок конфуцианства: «76 процентов населения страны - это китайцы. Китайская культура акцентирует свое внимание на пяти моделях упорядоченных отношений, а именно: между родителями и детьми должна быть любовь, между правителем и подданными - долг, между мужем и женой - разница, между старшими и младшими братьями - порядок, между друзьями - доверие. Благо общества должно стоять выше личного». Ли Куанг Зьеу указывает, что «опыт управления Сингапуром, особенно в тяжелый период с 1959 года по 1969 год, заставил меня уяснить одну глубокую мысль: если большинство населения Сингапура не примет систему конфуцианских моральных ценностей, то у нас не будет возможности преодолеть трудности и преграды, вставшие на нашем пути» (Протокол Международного конфуцианского союза (Пер. Нгуен Тай Тхы). Пекин, 10/1994. С. 37-37).

чает дополнение традиции новыми элементами, новыми идеями. Это преобразование

і традиции на новой основе» .

Традиционные конфуцианские устои при введении их в жизнь современного общества могут приобретать различные формы. Бывает, что и старое понятие имеет актуальное новое содержание ; бывает, что сочетание старых и новых элементов формируют новое понятие , и т.д. Когда индустриализация и модернизация затронет и традиционные устои, выявится еще много других различных форм взаимодействия.

Степень разработанности темы. Вьетнамскими исследователями создано множество научных трудов о конфуцианстве, рассматривающих его с различных точек зрения . Здесь мы обобщаем только некоторые результаты исследований в философском аспекте по трем основным направлениям, касающимся темы нашей работы.

а. Появление конфуцианства во Вьетнаме.

Если исследовательских трудов о содержании конфуцианского учения и его влиянии во Вьетнаме существует немало, то количество исследований появления конфуцианства во Вьетнаме, напротив, недостаточно. Эта тема отражается в следующих книгах. «Полное собрание исторических записок Великого Въета» (1479), составленное Нго Ши Лиеном, в котором подробно и скрупулезно записаны все события истории Вьетнама и которое поэтому может рассматриваться как важнейшая документальная основа для изучения процесса распространения конфуцианства во Вьетнаме. В своей книге «Развитие вьетнамской идеологии с XIX века до Августовской революции» (1993) Чан Ван Зяу затрагивает процесс формирования и развития китайского конфуцианства, его распространение во Вьетнаме и спад его влияния в эпоху правления династии Нгуен - последней вьетнамской феодальной династии. В книге «Основы истории вьетнамской философской мысли.Ч.. 1» (2002), составленной под редакцией Нгуен Хунг Хау, излагаются основные этапы распространения различных идеологий во Вьетнам, в том числе и конфуцианства. Авторы труда «История философской мысли Въетнама.Ч. 1» (2006) под ре-

1 Нгуен Тай Тхы. Конфуцианское учение и вьетнамское конфуцианство. Ханой, 1997. С. 212.
(Nguyen Tai Thu. Nho hoc va Nho hoc a Viet Nam. Ha Noi, 1997. Tr. 212).

2 Например, категории «верность», «сыновняя почтительность» изначально имевшие значение
«верность по отношению к правителю», «почтительность по отношению к родителям», на дан
ный момент времени приобрели во Вьетнаме дополнительное содержание: «верность по отноше
нию к стране», «почтительность по отношению к народу».

3 Например, идея «народ - основа государства», изначально берущая начало в конфуцианстве,
сочетается с духом демократии современной эпохи и формирует новую систему понятий, в рам
ках которых государство принадлежит народу, берет свое начало из народа и служит народу.
Можно сказать, что это способ нахождения компромисса между старым и новым содержанием.

4 Среди российских авторов см. статью А.В. Никитина «О состоянии историко-философских
исследований в Социалистической Республике Вьетнам» (Традиционная вьетнамская философия
и общественная мысль в современной историко-философской науке СРВ.-М.: ИФ АН СССР,
1989. С. 5-23).

дакцией Нгуен Чонг Тюана, рассматривают основные направления философской мысли вьетнамцев со II века до нашей эры до начала XV века.

Наряду с вышеуказанными исследовательскими трудами, развитие конфуцианства во Вьетнам также являлось объектом изучения в ряде журнальных статей, таких как: «О процессе проникновения конфуцианства во Вьетнам с начала нашей эры до XIX века» (2004) авторов Зоан Чиня и Нгуен Шинь Ке; «Обсуждение времени возникновения, характера и роли вьетнамского конфуцианства в период Северной зависимости» (2005) Чан Нгиа; «Конфуцианство в истории Вьетнама» (2005) Као Ты Тханя и др. Говоря о распространении конфуцианства во Вьетнаме, авторы Чан Ван Зяу, Нгуен Чонг Тюан, Нгуен Хунг Хау, Зоан Чинь и др. отмечают, что оно «.. .отставало на шаг от утверждения китайского господства в политической сфере» .

б. Содержание конфуцианской идеологии

Наиболее выдающимися по данной теме являются труды Тю Ван Анна (1292-1370), Хо Куй Ли (1336-1407), Ле Куй Дона (1726-1784), Нго Тхи Няма (1746-1803), Фам Нгуен Зу (1739-1786), Нгуен Дык Дата (1824-1887) . В них дается краткое изложение и толкование основного содержания конфуцианских канонических книг. Именно поэтому эти произведения играют роль основных источников, дополнительных справочных документов для ученых-конфуцианцев в процессе изучения классических книг, таких как Четве-рокнижие и Пятикнижие. Обобщая и разъясняя содержание конфуцианства, авторы из числа вьетнамских ученых-конфуцианцев также высказывали и свое мнение, и свои оценки. Наиболее примечательна в этом плане книга «Пояснение конфуцианского уче-ния». В ней Хо Куй Ли превозносил Чжоу-гуна , считая его роль в качестве создателя конфуцианского учения важнее, чем роль Конфуция . Однако, к сожалению, некоторые из упомянутых выше книг были утрачены для потомков.

Наиболее выдающимися работами по изучению конфуцианской мысли в XX веке во Вьетнаме являются исследовательские труды Фан Бой Тяу (1867-1940), Чан Чонг Кима (1883-1953), Дао Зуи Аня (1904-1988) и Куанг Дама (1913-1999). Однако, несмотря на их исследования, пока отсутствует всестороннее, системное изложение конфуцианского учения, а некоторые замечания и оценки носят субъективный и односторонний характер.

1 История вьетнамской философской мысли. В 2-х тт. Т. 1. Под ред. Нгуен Чонг Тюан. Ханой, 2006. С. 79. (Nguyen Trong Chuan (chu bien). Lich su tu tuong triet hoc Viet Nam, tap 1. Ha Noi, 2006. Tr. 79).

В таких книгах как «Краткое изложение Четверокнижия» (Tu thu thuyet иас) Тю Ван Ана, «Пояснение конфуцианского учения» (Minh dao, 1392) Хо Куй Ли, «Разъяснение Четверокнижия» (Tu thu иас giai) Ле Куй Дона, «Толкование Чуньцзу» («Вёсны и Осени») Нго Тхи Няма, «Разъяснение Лунь юй» (Luan ngu ngu an) Фам Нгуен Зу и др.

3 Чжоу-гун - «чжоуский князь», XI в. до н.э.; собственное имя Дань. Крупная политическая фигура, укрепившая политические и культурные устои правления Чжоу на заре династии.

Нгуен Тай Тхы. Хо Куй Ли: опыт создания конфуцианского учения с вьетнамской спецификой // Философия. Ханой, 2012, № 2. С. 39-46. (Nguyen Tai Thu. Но Quy Ly: cuoc thu nghiem ve xay dung nen nho hoc mang sac thai Viet Nam. Tap chi Triet hoc, 2012, so 2. Tr. 39-46).

в. Положение, роль и влияние конфуцианства на вьетнамское общество

Это актуальная тема привлекала внимание многих вьетнамских исследователей как ранее, так и в наши дни. Наиболее известными среди них являются Као Суан Хюи (1900-1983), Чан Ван Зяу (1911-2010), Чан Динь Хыоу (1927-1995), Чан Куок Выонг (1934-2005), By Кхиеу, Фан Нгок, Нгуен Тай Тхы, Ле Ши Тханг, Фан Ван Как, Фан Дай Зоан, Ле Ван Куан, Нгуен Зуи Хинь, Нгуен Дык Шы, Чан Нгок Выонг, Фан Хюи Ле, Ха Ван Тан, By Минь Там, Тхыонг Тяу и др. В своих трудах авторы исходят из основных категорий конфуцианства, исследуя и анализируя влияние этого учения на главные сферы жизни общества Вьетнама: историю, мировоззрение, социально-политическую сферу, мораль и этику, идеологию, культуру, образование, верования и т.д.

Наряду с наиболее известными вышеназванными исследовательскими трудами, вопрос о роли и влиянии конфуцианства во Вьетнаме на протяжении истории также затрагивался во многих других исследованиях , например: «История вьетнамской мысли. Ч. 1» (1993, под ред. Нгуен Тай Тхы); «История вьетнамской мысли.Ч. 2» (1997) Ле Ши Тханга; «История идеологии Вьетнама» (1998) Нгуен Данг Тхука; «Конфуцианство во Вьетнаме - образование и конкурсные экзамены» (1995) Нгуен Тхе Лонга; «Развитие вьетнамской идеологии с XIX века до Августовской революции» (1993) Чан Ван Зяу; «Влияние различных идеологических систем и религий на вьетнамцев в наши дни» (1997, под редакцией Нгуен Тай Тхы); «Конфуцианство и культура Вьетнама» (1998) Нгуен Данг Зуи; «Конфуцианство и литература Вьетнама в средние века и в новое время» (1999) Чан Динь Хыоу; «Рассуждения о конфуцианстве» (1993) Нгуен Кхак Виена; «Конфуцианство и культура Востока» (2001) Ха Тхук Миня; «Философия в восточной культуре» (2004) Нгуен Хунг Хау и др.

Вопрос о влиянии конфуцианства на личность каждого вьетнамского мыслителя также привлекал внимание многих исследователей в различных областях. Издано множество книг и опубликовано большое количество статей в специализированных научных журналах, таких как «Философия», «Хан-ном» («Китайская и древневьетнамская иероглифическая письменность»), Литературный журнал, журнал «Исторические исследования». В их числе наиболее заметными трудами являются: «Философская мысль Иго Тхи Няма» (1973) Ле Ши Тханга; «Ле Куй Дон - вьетнамский мыслитель XVHI века» (1976),

Среди российских авторов см. об этом статью А.В. Никитина «Универсальные характеристики традиционной вьетнамской мысли» (Универсалии восточных культур (отв. ред. Степанянц М.Т.) М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. С. 244-289). Автор, в частности, подвергает сомнению устоявшиеся представления: «Между тем исследования китаистов, главным образом работы А.С. Мартынова, показали, что в истории китайской идеологии ни одно из "трех учений" господствовавшего положения не занимало и что стержнем религиозно-идеологической ситуации всегда была "имперская религия" и сам термин "три учения", объединяющий столь разнородные вещи, сформирован с высот имперской религии и идеологии» (с. 252). Вместе с тем автор отмечает, что «В течение почти двух тысячелетий, до знакомства с европейской культурой в ХІХ-ХХ вв., понятия "грамотность", "образование", "наука" для вьетов и вьетнамцев прочно связывались с понятием "китайская культура" (там же).

«Фан Хюи Тю как мыслитель и идеолог» (1983), «Нгуен Бинъ Кхием - выдающийся мыслитель XVI века» (1986) Нгуен Тай Тхы; «Нгуен Чыонг То - личность и произведения» (1991) Чыонг Ба Кана; «Ле Тханъ Тонг - человек и его деятельность» (1997), «Ли Конг Уан и королевская династия Ли» (2000) изд. Ханойского Государственного Университета; «Данг Зуи Чы - идеология и личность» (2001) Данг Вьет Нгоана; «Конфуцианская идеология Хо Куй Ли» (2010) Нгуен Ким Шона; «Народ и правители в идеологии Нгуен Чая» (2012) Нгуен Ба Кыонга; «Нгуен Чай - великий вьетнамский конфуцианец» (2012) Чиеу Куанг Миня; «Хо Куй Ли: опыт создания конфуцианского учения с вьетнамской спецификой» (2012) Нгуен Тай Тхы; «Проблема космогенеза в идеологии Ле Куй Дона» (2013) Чан Нгуен Вьета и др.

Наиболее значимыми работами, посвященными вопросу о влиянии конфуцианства во Вьетнаме на каждом конкретном историческом этапе, являются статьи: «Конфуцианство династии Нгуен - содержание, характер и историческая роль» (1977) Нгуен Тай Тхы; «Конфуцианство и идеология гуманности и справедливости в первой половине XV века» (1979) Нгуен Ши Кана; «Конфуцианство в Северном Вьетнаме со второй половины XVIII до середины XIX века» (1996) Фан Дай Зоана; «Некоторые особенности конфуцианства в эпоху Ли» (2001) автора До Тхи Хоа Хой; «Реформаторская мысль во Вьетнаме во второй половине XIX века» (2002) Ле Тхи Лан; «Развитие конфуцианства в эпоху Ли - Чан» (2006) Зоан Чиня и Фам Тхи Лоан; «Некоторые проблемы конфуцианства во Вьетнаме в XVI - XVII веках» (2006) Нгуен Дык Ши; «Некоторые размышления о конфуцианстве начала эпохи династии Ле» (2008) Во Фыонг Лан; «Диахронический взгляд на долг сыновней почтительности во Вьетнаме» (2012) Чан Нгуен Вьета; «Влияние конфуцианской морали на новую вьетнамскую этику» (2012) Нгуен Тхи Тхюи; «Фи-лософско-политическая мысль начала эпохи Ли» (2013) Дао By By и др. Приведенные выше исследования способствовали уточнению вопроса о существовании и влиянии конфуцианства во Вьетнаме на разных стадиях развития истории страны. Однако из-за различий в подходах и целях исследований вопрос, являющийся темой диссертационного исследования, пока еще не получил должного, системного рассмотрения.

В отличие от других философских направлений, особенно марксистко-ленинской философии, китайская философия в целом и конфуцианство в частности, редко выбираются вьетнамскими аспирантами в качестве объекта изучения. Причин для этого много, но главным образом это происходит потому, что материалы по этой теме не так богаты, как в других областях философии, не говоря уже о том, что большая часть этих материалов написана китайскими или древневьетнамскими иероглифами, которыми владеют далеко не все. Более того, архивы этих документов не полные; некоторые материалы, написанные вьетнамскими конфуцианцами в духе критики китайского конфуцианства, были уничтожены китайцами во время вторжений во Вьетнам. После падения феодального режима и свержения колониального господства во Вьетнаме было очень мало специалистов, занимавшихся изучением конфуцианства. Считалось, что конфуци-

анство было принесено захватчиками и способствовало потере независимости. И только после вступления в период обновления страны (с 1986 года по настоящее время), в условиях мощного развития азиатских государств, которые издавна испытывали влияние конфуцианства, подталкиваемые внутренними потребностями развития страны, научные круги Вьетнама постепенно обратились к изучению конфуцианства.

Однако в ходе исследования источников, которые в настоящее время хранятся во Вьетнамской Национальной библиотеке, мы обнаружили, что если справочных материалов и журнальных статей о конфуцианстве было написано с 1990-х годов и до наших дней довольно много, то кандидатских диссертаций на эту тему очень мало, - всего семь . Все они главным образом анализируют содержание основных идей конфуцианского учения о человеке, этике и морали, образовании и его значении.

г. Некоторые англоязычные исследования конфуцианства

Существует ряд материалов на английском языке по конфуцианству во Вьетнаме. Главным образом, это статьи, написанные зарубежными учеными или вьетнамцами, проживающими за рубежом, такие как: «Система конкурсных конфуцианских экзаменов во Вьетнаме», в которой кратко излагается система конфуцианского конкурсного отбора во Вьетнаме; «Религии во Вьетнаме», в которой рассказывается история проникновения конфуцианства во Вьетнам, влияние конфуцианского учения на национальное искусство Вьетнама, в том числе на один из видов сценического искусства - традиционную оперу «туонг», на сферу семейных отношений и положение женщины, подчеркивается, что изучение конфуцианства - это важный фактор, способствующий пониманию современного Вьетнама и его народа. В книге «Этика и политическое учение конфуцианства в Индокитае» затрагивается роль конфуцианства и вьетнамских ученых-конфуцианцев в борьбе против агрессоров. Кроме того, автор анализирует отношения между конфуцианской этикой и моралью с одной стороны, национальными традициями и коммунистическим учением, с другой. В работе «Влияние конфуцианства на традиционную правовую систему Вьетнама» рассматривается конфуцианское учение в качестве фундаментальной основы, на которой вьетнамские феодальные династии (Ли - Чан - Ле - Нгуен) разрабатывали и обнародовали законодательство . В целом, содержание вышеуказанных статей

1 Это следующие работы: «Концепция раннего конфуцианства (конфуцианства Конфуция иМэн-
цзы) о человеке через призму отношений: Личность - Семья -Государство -Мир»
(1996) Чан
Динь Тхао; «Влияние конфуцианства на традиционный вьетнамский патриотизм» (1997) Чан
Тхи Хонг Тхюи; «Проблема человека в раннем конфуцианстве» (1997) Нгуен Тай Тхы; «Концеп
ция образования человека в конфуцианстве и ее значение для вьетнамского образования в период
индустриализации и модернизации»
(1999) Нгуен Тхи Нга; «Конфуцианская концепция социаль
ных отношений»
(2001) Нгуен Ван Биня; «Учение Мэн-цзыоб изначальной доброте человеческой
природы и уроки истории для этического образования вьетнамцев в наши дни»
(2008) Фам Динь
Дата; «Процесс изменения конфуцианской идеологии во Вьетнаме в начале XX века» (2011) Чан
Тхи Хань.

2 Confucian exemination system in Vietnam [Электронный ресурс]. URL:
(дата обращения:

носит ознакомительный и предварительный характер, не дающий глубокого анализа, необходимого для формулирования выводов и научной оценки. В частности, есть некоторые исследовательские работы, большие по объему, но не содержащие новизны. Возможно, это связано с тем, что у авторов не было условий для изучения достаточного количества справочной литературы и знакомства с достижениями изучения конфуцианства в самом Вьетнаме.

Наиболее примечательным в изучении конфуцианства во Вьетнаме в последние годы является совместная организация международных научных семинаров по вопросам конфуцианства между Вьетнамом и другими государствами конфуцианских традиций, такими как Китай, Тайвань, Южная Корея, Япония, а также между Вьетнамом и США. Все доклады участников семинаров публикуются в сборниках материалов (докладов) семинара, из которых наиболее интересными являются следующие: «Конфуцианство во Вьетнаме» (2006), «Изучение мысли конфуцианских ученых Вьетнама с точки зрения междисциплинарного подхода» (2011). В целом, указанные сборники всего лишь объединяют статьи, которые публиковались в журналах по общественным наукам во Вьетнаме на протяжении прошедших лет. Из небольшого количества новых статей обращают на себя внимание следующие: «Обзор материалов по конфуцианству Института исследований Хан - Ном (древней китайской и древневьетнамской письменности) (изучение, оценка количества материалов и их ценности)», «Книги о конфуцианстве, написанные древнекитайскими и древневьетнамскими иероглифами, находящиеся в Государственной библиотеке Вьетнама». В этих статьях авторы попытались в общих чертах обрисовать ситуацию с материалами по конфуцианству во Вьетнаме.

Привлекают внимание читателей статьи зарубежных авторов о вьетнамском конфуцианстве, в которых представлены первые опыты сравнения вьетнамского конфуцианства с конфуцианством других стран, такие как: «Конфуцианства Японии и конфуцианство Вьетнама» японских ученых, «Вечные ценности конфуцианства с точки зрения

05.02.2013); The Religions of Vietnam [Электронный ресурс]. URL:

(дата обращения: 05.02.2013); Confucianism in Vietnam [Электронный ресурс]; URL:

(дата обращения: 05.02.2013); Jasmin Н. Cheung Gertler. The Moral Imperative and the Politics of Confucianism in French Indochina: Vietnamese Strategies of Resistance, Appropriation and Transformation [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 05.02.2013); Та Van Таг. Confucian influences in the traditional legal system of Vietnam, with some comparisons with china: rule by law and rule of law [Электронный ресурс]. URL: hoithao.asp (дата обращения: 05.02.2013).

Конфуцианства Японии и конфуцианство Вьетнама (Пер. Доан Ле Жанг) // Конфуцианство во Вьетнаме. Ханой, 2006. С. 75-102. (Nho giao Nhat Ban va nho giao Viet Nam (Doan Le Giang dich) II Nho giao a Viet Nam. Ha Noi, 2006. Tr. 75-102).

культа предков во Вьетнаме» российских ученых, «Конфуцианство простого народа в странах Восточной Азии - сравнение деревни Северного Вьетнама и Южной Кореи» южнокорейских авторов. Однако содержание этих статей не выходит за рамки акцентирования необходимости изучения и использования конфуцианских ценностей, не дает глубокого анализа сходств и различий между конфуцианством разных стран, поэтому, в целом, международные научные семинары, посвященные изучению конфуцианства во Вьетнаме, только начинают набирать силу и ставить вопросы.

Таким образом, изучение конфуцианства во Вьетнаме с давних пор и до настоящего времени привлекает многих исследователей в области различных общественных наук, таких как философия, этика, политология, история, культурология, педагогика и т.д. Однако изучив исследовательские труды, о которых говорилось выше, мы видим, что пока нет работ, в которых было бы проведено глубокое, системное исследование конфуциан-стве в средневековом Вьетнаме . Именно поэтому в настоящей диссертации автор стремится в духе преемственности, избирательного восприятия уже достигнутых в исследованиях успехов представить системное изложение, дать анализ и оценку конфуцианства указанного периода.

Объектом исследования диссертации является история развития конфуцианских идей во Вьетнаме, процесс формирования и развития феодального режима и роль конфуцианского учения в этом процессе.

Предметом исследования диссертации является трансформация и развитие основополагающих понятий конфуцианства во вьетнамском средневековом обществе, выявление специфики вьетнамского конфуцианства изучаемого периода.

Источниковая база исследования опирается в основном на вьетнамские первоисточники и исследовательскую литературу.

Целью диссертации является системное изучение конфуцианства в средневековом Вьетнаме, включая: содержание, роль и влияние конфуцианства на основные сферы

Вечные конфуцианстве ценности во вьетнамском культе предков // Изучение мысли конфуцианских ученых Вьетнама с точки зрения междисциплинарного подхода. Ханой, 2011. С. 679-682. (Сас gia tri muon thua cua nho giao qua goc do tho cung to tien a Viet Nam II Nghien cmi tu tuong cac nha nho Viet Nam tu huong tiep can lien nganh. Ha Noi, 2011. Tr. 679-682).

2Michio Suennari. Конфуцианство простого народа в странах Восточной Азии - сравнение деревни Северного Вьетнама и Южной Корее // Изучение мысли конфуцианских ученых Вьетнама с точки зрения междисциплинарного подхода. Ханой, 2011. С. 137-147. (Michio Suennari. Nho giao voi thuong dan cac nude Dong A - so sanh truong hop mot lang a mien Вас Viet Nam voi Han Quoc II Nghien cuu tu tuong cac nha nho Viet Nam tu huong tiep can lien nganh. Ha Noi, 2011. Tr. 137-147).

3 См. также по данной проблеме труды российских вьетнамоведов: П.В. Познера «История Вьетнама эпохи древности и раннего средневековья до X в. н. э.» (М., 1994); «О развитии традиционной философской мысли в древнем и средневековом Вьетнаме» (Седьмая научная конференция «Общество и государство в Китае». Ч.І. М., 1976); а также обобщающую статью А.Б. Полякова «К проблеме начала распространения конфуцианства в Дайвьете» (Вьетнамские исследования. Выпуск 3. М.: ИДВ РАН, 2013. С. 242-262).

жизни общества - философию, политику, мораль и нравственность, право, образование, институт семьи.

Для достижения указанной цели необходимо было решить следующие задачи:

кратко рассмотреть историю возникновения, развития и основное содержание китайского конфуцианства;

изучить историю распространения конфуцианства во Вьетнаме;

проанализировать процесс формирования и выявить основные характерные черты вьетнамского конфуцианства;

охарактеризовать философское мировоззрение конфуцианцев в средневековье;

выявить общественно-политическое содержание конфуцианского учения во вьетнамском средневековом обществе;

проанализировать морально-этическое содержание конфуцианства во Вьетнаме указанного периода;

определить влияние конфуцианства на формирование правовой системы Вьетнама;

изучить влияние конфуцианства и конфуцианских конкурсных экзаменов на формирование и развитие системы образования;

изучить влияние конфуцианства на институт семьи;

выявить общее и особенное в конфуцианстве стран Северо-Восточной Азии;

сделать выводы о воздействии конфуцианства на современный Вьетнам, определить позитивные и негативные стороны этого влияния.

Методы исследования. Исследование опирается на широкую методологическую базу. В данной работе помимо всеобщего философского метода использованы общенаучные методы познания, такие, как восхождение от конкретного к абстрактному, историзм, анализ и синтез, а также различные частно-научные методы: конкретно-исторический, системный, сравнительный, проблемно-теоретический. Кроме того, применялись экзистенциальный и герменевтическийметоды анализа текста.

Научная новизна результатов исследования. В диссертации выявляются основные характерные черты средневекового вьетнамского общества, повлиявшие на исторический процесс становления конфуцианства в качестве господствующей идеологии. Впервые системно излагается основное содержание конфуцианского учения указанного периода: характеризуется философское мировоззрение и особенности вьетнамского конфуцианства, его общественно-политическая и морально-этическая концепции; вскрывается роль и влияние конфуцианства на основные сферы жизни средневекового Вьетнама (право, образование, институт семьи и др.); определяется степень воздействия конфуцианства на современное вьетнамское общество и его перспективы.

В результате проведенного исследования автор выносит на защиту щие теоретические положения:

  1. Философское мировоззрение конфуцианцев во вьетнамском феодальном обществе не полностью определялось верой в волю Неба, человек не полностью подчинялся судьбе, установленной для него Небом. Наоборот, полагалось, что он может изменить свою судьбу своими усилиями и делами. Многие вьетнамцы-конфуцианцы использовали идею «Небесного веления» как важную основу для утверждения независимости и суверенитета страны.

  2. Общественно-политическое содержание конфуцианства в феодальном обществе Вьетнама характеризуется тем, что в вопросе государственного управления вьетнамские монархи, чиновники и идеологи-конфуцианцы, хотя и не подвергали абсолютной критике уголовное право, тем не менее, подчеркивали важность добродетельного правления, соблюдения церемоний и обрядов в управлении государством, личных нравственных качеств правителя. Они воспевали «добродетельное правление», политику гуманизма, уделяли большое внимание использованию моральных устоев в воспитании народных масс, требовали от монархов нравственного самосовершенствования, подчеркивали роль народа и необходимость заботы о нем.

  3. Морально-этическое содержание конфуцианства в средневековом Вьетнама переосмысливалось, складывалась новая система понятий, которая значительно отличалась от прежней структуры. Если в Китае такие нравственные категории, как «верность», «сыновняя почтительность», «гуманность» и другие, нацелены на укрепление абсолютной власти императора, отца, то во Вьетнаме эти категории усилены понятием патриотизма. И именно с учетом этого понятия во Вьетнаме воспринимались все вышеперечисленные добродетели. Это объясняет тяготение вьетнамского конфуцианства к этике, когда в большей степени обсуждаются вопросы «верности», «сыновней почтительности», «долга», и редко - проблемы из разряда метафизики и абстрактных понятий.

  4. Влияние конфуцианства на формирование правовой системы, системы образования и конфуцианских конкурсных экзаменов, института семьи во Вьетнаме в средневековье состоит в следующем.

Главной функцией законодательства династий феодального Вьетнама была защита власти господствующего рода и правящего класса. Для этого в качестве основы были взяты конфуцианские идеи. В частности, главными идейными опорами при формировании законов в этот период были такие конфуцианские понятия, как «превознесение власти императора», «от отца к сыну», «соблюдение иерархии и порядка», «три устоя», «пять добродетелей», «исправление имен» и т.д. Это особенно четко проявилось в содержании и характере законодательных статей.

Конфуцианство не просто влияло, а определяло все звенья, стороны и сферы системы образования и конкурсных экзаменов во Вьетнаме: цели обучения и отбора талантов; преподавательский состав и основные требования, предъявляемые к учащимся и экзаменуемым; содержание обучения и форму проведения экзаменов.

- Конфуцианская концепция семьи существовала в истории в течение долгого периода и оказала глубокое влияние на вьетнамское общество. Она не только явилась основой для разработки законодательства, укрепления режима, но также определяла характер семейных отношений, каждого члена средневекового общества.

5) Особенности вьетнамского конфуцианства в сравнении с конфуцианством стран Северо-Восточной Азии заключаются в характере его распространения и содержании, которое претерпело существенные изменения.

Теоретическая значимость. Результаты исследования, полученные в диссертации, обеспечивают теоретическую основу для дальнейшего глубокого изучения истории философской мысли Вьетнама. В то же время диссертация содержит полезный справочный материал, который может помочь ученым, работникам социально-культурной сферы, специалистам, занимающимся стратегическим планированием, правильно выстраивать отношения между конфуцианскими традициями и современными задачами по развитию страны.

Полученные результаты исследования показывают перспективность целостного, системного подхода к изучению сложных социокультурных явлений.

Практическая значимость. Практическая значимость состоит в том, что результаты данной работы могут быть использованы для построения философски и идеологически обоснованной формы управления современным вьетнамским обществом. Материалы диссертации могут быть использованы при чтении лекционных курсов по истории философии в высших учебных заведениях. Представленный материал может быть полезен также при чтении спецкурсов по социальной философии, философии религии и культурологии. Имеющиеся в диссертации материалы и выводы могут послужить своеобразным справочным пособием по истории философии во Вьетнаме.

Апробация результатов исследования. Содержание и выводы диссертационного исследования апробированы диссертантом в выступлениях на научных конференциях. Основные итоги исследования изложены автором в соответствующих публикациях. Диссертационное исследование обсужденона заседании кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов.

Результаты диссертационного исследования были представлены в выступлениях на следующих научных конференциях: История, политика и философия в эпоху глобализации (Москва, РУДН, 29 апреля 2013 г.); Фестиваль науки в РУДН (11-12 октября 2013 г.); Современные гуманитарные и социально-экономические исследования. Первая меж-дунар. науч.-практ. конф. (Пермский гос. нац. исслед. ун-т., 26-28 мая 2013 г.).; Научные аспекты инновационных исследований. II Международная научно-практическая конференция (Самара, 5-7 июня 2013 г.) и др.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.