Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Концепция познания Носири Хусрава Шохуиоров, Абусаид

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шохуиоров, Абусаид. Концепция познания Носири Хусрава : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 09.00.03.- Душанбе, 1990.- 21 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность проблемы. Исмаилизы, начиная со второй половины XI века нераэрьгано связан с именем выдающегося Философа, теоретика, ученого и путешественника, неутомимого борца за справедливость и торжество разума и знания Нссири Хусрава . Он по праву считается "самым храбры.!, прямым и откровенным пред-ставителем критической мысли в персидской литературе".

Богатое и оригинальное Философское наследие этого мыслителя XI века привлекает все большее количество исследователей и ученых как у нас в стране, так и за рубежом. Доказательством тому является проведение международной научнэ-практической конференции в Иране (1976 г.), международного семинара, посвященного жизни и творчеству Носири Хусрава в Афганистане (1965 г.) , В своей сущности, философия мыслителя носит гуманистический характер. Она была направлена на освобождение человека от

Амуров Г. Философские взгляды Носири Хисрава. Душанбе,1965; Ьертелъс А.Е. Насир-и Хосров и исмаилизм. М. ,1959- Богоутди-нов А. 1л. Очерки по истории таджикской Философии. Сталинабад, 1961. С.146-157; Дэдихудоев X. Философия крестьянского бунта. Душанбе, 19о7; Кештманд Абдуллах. Таквини аФкори ФалсаФии Носири Хусрава Кубодиёни // Донои .Окгон. Кабул,1336. С.І27-І4І; Мискуб Шохрух. Манншаь ва маънои акл дар андишейе Носири Хусроу // Иронномэ. Запингтон, I9d9. }? 3. С.40о-430: Кулматов Н. І«а:рхуми замен дар фалсафаи Кссири Хиссав // Изв.АН Хадж.ССР. Отд.сбц.наук.19оэ. 1. С.34-40; Его же. ТаЕСиФи категориям макон дар ФалсаФаи Носири Хисрав // Изв. АН . Сер.: Философия, экономика, правоведение.I9da. !? I. С.lb-Id; Jvjypo— дова Т. О некоторых аспектах теории эманации Авиценны и Носири Хисрова // Изв.. АН Тадж.ССР. Этд.общест...наук. 19с2. № I. С. 61-о4; Ее же. О некоторых аспектах натурфилософии Носира Хисраза /на основе "Д*омеъ-ул-хикматайн"-а // Изв. Ап Тадж.ССР. Отд.обшеств.наук. I9&4. № 2. С.2о-33; Ее же. Категории движения, пространства и времени в Философии Носири ХисраЕа // Изв. АН Тадж.ССР. Ceg.: Философия, экономика, правоведение. I9o6. Р 4. С.14-19; Ее же. К характеристике чувственного и рационального познания в Философской концепции Носири Хисрава // Изв. АН Тадж.ССР. Сер.: Философия, экономика, правоведения. I9oe. J? I. С.З-ti; Ее же. "Д%омеъ-ул-хикматайн" Носири Хисрава как Философский труд. АвтореФ. канд.дисс. Алма-Ата, I9do; Табари Ихсон. Бархи баррасихо дар борейо чахон-бинихо за чунбишхои ичтикои дао Ирен. Тегеран. 134а. С.267-2d3; Тарзи Абдулвахоб. Носири Хусрави Балхи-хаккы ва шоири

  1. карни у хиджрии Афгонистон. Кабул, 1976. Исломинадушан Мухаммад Али. Пейванди Фикр ва шеьр дар назли

  2. Носири Хусроу /7 Едкомайе Носири Хусроу. Мешхед, 1Э7О.С.50. Едноыайе Носири Хусроу. Донишгохи Фирдоуси. Донишкадайе адабиёт ва улуми инсони. Мешхед. 197о.

Донои іОмгон. *іач«уаи макологи семинари байналмилалии "Носири Ху с pas - настухмарди густараи хирад, дониш ва адаб. Кабул, 1366.

всякой формы порабощения и унижения, как в социально-политическом, так и в духовно-нравственном смысле. Поэтому она имеет огромное воспитательное значение и сегодня, ибо помогает человеку осмыслить свою сущность, понять свое предназначение, достоинство и величие, оперевшись на разум и знание, а не на животные чувства и инстинкты.

Сердцевиной Философии Носири Хусрава является его теория познания. Ока, собственно говоря, и есть причина возникновения его философии. Существенное отличие теории познания этого мыслителя от других философов состоит в том, что цель познания им не сводится к познанию твосца, /как это представлялось представителям иных школ и направлений в древнегреческой и средневековой восточной Философии/, а состоит в познании человеком своей сущности и роли в мировом порядке через познание природы.

Теория познания Носири Хусрава, в целом, носит материалистический характер. Многие ее полокения, в определенной мере, соответствуют сегодняшнему их пониманию. Например, трактовка процесса Формирования знания и познания у человека, определение функции и роли внешних и внутренних ощущений, решающее значение разума при этом и т.д. и т.п.

Итак, подробному анализу концепции познания Носири Хусрава на основе всех оставшихся до нас его произведений мы и посвящаем свою работу.

Степень разработанности проблемы. Изучение наследия Носи-ра было начато в начале нашего столетия Э. Брауном, В.А. Ивановым и Г. Этте. Они изучали произведения Носира, в основном, в филологическом плане и меньше касались вопросов чисто Философского характера. Тем не менее, В.А. Иванов стремился доказать, что якобы Носири Хусрав не имеет ничего общего с исмаи-лизмом, а его Философия есть не что иное, как бездарное повторение чужих мыслей, которые де не заслуживают никакого внимания, ёыу показалось, что в произведениях этого мыслителя имеется лишь только "Философский каркас, /но/ без исмаилитского здания" и "Философская основа без исмаилитского утка .

Бертельс А.Е. Назариёти бархе аз ураФо за шииёни асноашари рочеъ ба арзиши мероси адабии Носири Хусрав // Ёдномайе Носири Хусроу. Ыешхед, 1976. С.99.

Такая необъективная и предвзятая оценка и антинаучные илеи В.А. Иванова были опровергнуты как со стороны ученых-востоковедов, так и современных философов. Большая заслуга в этом принадлежит видному советскому ученому А.Е. Бертельсу, который в своей хорошо известной монографии доказал односторонность подобных выводов и несостоятельность такого рода обвинений в адрес Носира. Эта монография и сегодня является самой всесторонней и серьезной работой о жизни и творчестве Носири Хусрава в историко-филологическом плане. В этом отношении следует особо подчеркнуть огромный вклад выдающихся иранских ученых М. Муъина, Такизаде, М. Ыухаккика, 3. СаФо и др., а также аФ-ганских - X. Халили, А. Тарзи и др.

Рассмотрении и всестороннему анализу творчества Носира Хусрава в Философском аспекте вперше была посвящена работа Г.А. Ашурова. Хотя его исследование было выполнено лишь на основе одного произведения Философа - "Зод-ул-мусоФирин" /"Путевой припас путников"/, тем не менее ему удалось выявить некоторые черты и положения вопросов как онтологического, так и гносеологического характера. Он впервые в этой работе подробно излоинл причины критического отношения Носири Хусрава к Абубак-ру ар-Рази. Что касается теории познания, то ей автор уделил мало внимания.

Анализу другого, не менее важного произведения мыслителя была посвящена диссертационная работа Т. Муродовой0. Несмотря на то, что и этот автор ограничил себя только одним произведением, но ей все же удалось охватить большой круг вопросов, ка-

2 Бертельс А.Ё. Насир-и Хосров и исмаилизм. М., 1959. Муъин Мухаммад. Ыукаддима // Носири Хусрав. жомеъ-ул-хикма-тайн. Тегеран, 1343. С.1-20; Такизаде Саййед Хасан. Мукадди-ма // Носири Хусрав. Дзвони ашьор. іегеран, 1352.С.9-71; Мухаккик Мехди. Тахлили ашъори Носири Хусрав /Оёти куръони, аходие, лугот, амсол/. Тегеран, 1344; Сафо Забихуллох. Носири Хусрав // Таърихи адабиёт дар Крон. Т,2. Тегеран, 1339.

Халили Халилуллох. Юмгон. Кабул, 1959; Тарзи Абдулвахоб. Носири Хусрави Балхи-хаким ва шоири карни у хичрии Афгонистон.

л Кабул, ІЗЬЬ.

к Ашуров Г. Философские взгляда Носири Хисрава. ^шакбе,1967. Муродова Т. "/^омеъ-ул-хикматайн" Носири Хисрава как Философский труд. Авторея.канд.дисс. Алма-Ата, 1965.

- 4 -сающихся субстанциального и акцидвнтального, движения, пространства и времени, идеального и материального и т.д. В общих чертах она сумела раскрыть суть этих вопросов. В дальнейшей работе над этими проблемами Т. Ыуродова существенно дополнила их новым содержанием .

Некоторые из этих же вопросов рассматриваются таджикским Философом Н. Кулматовым .

Большое внимание основополагающим поинципам Философии

3 Носира уделяет X. Дірдихудоев в своей Фундаментальной работе ,

посвяаекной Философии исмаилизма вообще. Он, так или иначе затрагивает вопросы познания в ФилосоФии мыслителя, дает им объективную оценку и расценивает их, в целом, как материалистические.

Из современных зарубежных ученых, которые исследуют философия нашего мыслителя, можно назвать Ихсона Табари , шохрухи кискуба , Рахими Комвара , Абдуллаха Кешгманда , Фархода ДіаФ-тари , ФаЯзи кехроина и др.

К. Табари в своей работе затрагивает, в основном, гуманистические принципы философии Нссира. Он тоже склонен считать, что неоплатонизм был основой учения исмаилизма вообще и Носири Хусрава в частности. Вместе с тем, он верно определяет

куродова Т. Категории движения, пространства и времени в философии Носири Хисрава // Язв. АН Тадж.ССР. Сер.:4илосоФия,

2 экономика, поавоведение. 19а6. 4. С.14-19.

Кулматов п. ЙаФхуми замон дар ФалсаФаи Носири Хусрав // Изв. АН Тадж.ССР. Отд.обществ.наук. 19оО. № I. С. 34-40. схо же. ТавсиФи категорияи макон дар фалсаФаи Носири Хисрав // Изв. АН Тадж.ССР. Сео.: ФилосоФия, экономика, правоведение. 19оЙ.

3 » І. С.1о-1Ь.

л Ірдихудоев X. 5илосоФия крестьянского бунта, ^шанбе, 1937. Табари '/хсон. Носири Хусрав - размандаи андешаманд ва сухан-ва/7 Табари Лхссн. Бархи барзасихо дар б^райе чахонбинихо ва

д чунбиахэи ичтимои дар Ирон., Тегеран, 134о. С.267-2ЬЗ.

!*«скуб ^іохрух. Маныаъ ва маънои акп дао андишайе Носири Хусрав.

й Бахши дуввум // Иронномэ. гіашингтон, I9d9. № 3. С.405-429. Номвар Рахда. /,»ахонбинии Носири Хусрав // Донои Шгон. Кабул,

п 135с. С. 74—сЗ. Кеттман.1 Аб^/ллах. Такзини аФкори ФалсаФии Носири Хусрави Кубожзни // лзнои шгон. Кабул, 1366. С. I27-I4I. ,^афтари іарход. гіукоти дар борайе огози нахзати исмоилия//

л Лронномэ. Вашингтон, 19о9. С. 430-442. V.expoHH аайз. Бозтоби андишахои михандустона дар апгьори Носири лусрави Ба-чхи// Худжати Хуросон. Балх, 1367. С.30-39.

- 5 -сущность этой философии. Шахрухи Мискуб же (который живет и работает в США) затрагивает в своей статье проблему разума, и в связи с ней, некоторые стороны космологии Носири Хусрава. Недавно прочитав его работу, мы обнаружили много совпадений и одинаковых выводов, к которым мы пришли независимо друг от друга. В работе Рахиыи Номвара дается общая характеристика всей философии Носира. Такой же подход наблюдается и у зав.кафедрой философии Кабульского университета Абдуллаха Кештманда. Он пытается дать обобщающую характеристику философии Носира из тех соображений, что подобная работа предпринимается в Афганистане впервые. Поэтому его статья носит ознакомительный характер. .Другой афганский ученый Файзи Мехроин в своей работе показывает гуманистические идеи и принципы поэзии Носири Хусрава.

Таким образом, можно сказать, что и в историко-философском аспекте проделана определенная работа по освещению тех или иных вопросов Философии этого мыслителя с позиции современной науки и ее требований, по тем не менее, сделано очень мало. Если учесть тот Факт, что все дошедшие до нас произведения Носира /за исключением "СаФарнамэ'У"Книга путешествия"/, носят сугубо Философский характер.

Вопросы познания в их взаимосвязанностк друг с другом при обязательном учете отрицательной теологии, как основы всей философии мыслителя, в той Форме, з которой предлагает автор, анализируются впервые.

цель и задачи нашего исследования. Преднамеренно отказавшись от метода анализа философии Носири Хусрава лишь на основе того или иного произведения его, мы поставили перед собой цель выявить и раскрыть более углубленно содержание и причины ра-ционалистического и материалистического характера концепции познания Философа в целом.

В соответствии с поставленной целью в диссертации выдвинуты следующие задачи:

выявить сущность познания и пути формирования знания у человека;

показать идейные истоки отрицательной теологии, ее корни и источники;

раскрыть понимание сущности бога исмаилитскими Философами на примере Носири Хусрава;

определить соотношение материального и духовного в ра-

- б -

курсе категории материи и Формы, тела и души;

- дать характеристику основных идей космологии Носира
под углом зрения соотношения природы и человека.

Научная новизна работы заключается в следующем:

показана роль чувств в процессе познания природы и активность человеческого разума;

доказана ошибочность выводов некоторых исследователей относительно причины выделения зрения и слуха среди других чувств как наиболее важнейших при формировании сознания у человека;

показаны пути формирования духовного наслаждения в трактовке мыслителя и роль знания в спасении человеческой души;

предлагается новая гипотеза относительно источников отрицательной теологии в исмаилизме вообще к в Философии Носи-ри Хусрава в частности; показаны преемственность исмаилизма

и зороастризма как в вопросах теологии, так и в Философии;

выявлено историко-философское значение отрицательной теологии Носкрк Хусрава, показаны причины отказа исмаилитских мыслителей от признания существования бога;

в контексте взаимодействия макро- и микромиров показано единство человека и природы (субъекта и объекта познания);

доказана несостоятельность мнения некоторых ученых относительно метода "призыва" /даъват/ в исмаилизме;

доказан, в целом, материалистический характер концепции познания Носири Хусрава;

введены в научный оборот новые источники и рукописные тексты.

Методологической основой диссертации явились основополагающие принципы подхода к наследию прошлого, где особо важное значение имеет строгай историзм, научность и объективность подхода к проблеме не с узкоклассовой, догматической, а с общечеловеческой позиции.

При исследовании диссертант опирался на главные философские произведения В.И. Ленина - "Материализм и эмпириокритицизм" и "Философские тетради", в которых всесторонне проанализированы вопросы познания материалистической философии.

Из научных работ автору были весьма полезными статьи и монографии ряда советских и зарубежных ученых, среди которых,

в первую очередь, следует отметить М.С. Асимова, В.Ф. Асмуса, Г.А. Ащурова, А.Е. Бертельса, A.M. Богоутдинова, М.Н. Еолтаева, М.Д. Диноршоева, X. Додихудоева, А.С. Иванова, А.Х. Касымджа-нова, Н.А. Кулматэва, Мухаккика Ыехдаи, Минуви, Т.М. Муродовой, A.M. Мухаммадходжаева, К.О. Олимова, А.В. Сагадеева, 3. СаФо, А.А. Семенова, А. Тарзи, Такизаде, X. Халили и др.

Практическая ценность работы. Помочь осмыслить Философию Носири Хусрава с научной точки зрения в плане научно-исследовательском, педагогическом и пропагандистском. Наши выводы и положения могут быть использованы для разрешения некоторых спорных и запутанных вопросов Философии и теологии исмаилиз-ма, его взаимосвязи с другими течениями и направлениями в средневековой Философии. Работа может быть полезной при составлении лекций по истории религии и атеизму.

Апробация результатов исследогания. Основные положения и выводы работы отражены в докладах на международном семинаре, посвященном жизни и творчеству Носири Хусраву /Кабул, I9d? (Афганистан)/, на республиканской научно-практической конференции молодых ученых /Душанбе, 19оо/, на региональных философских чтениях молодых ученых республик Средней Азии и Казахстана /Душанбе, 19са/, на республиканской научно-практической конференции молодых ученых и специалистоь /Душанбе, І9а9/, в лекциях для слушателей курсов партийного актива республики /Душанбе, 1990/, а также в виде опубликованных статей, тезисов и брошюры.

Структура и объем работы подчинены ее общей задаче. Диссертационное исследование состоит из введения, д?.ух глав, заключения, списка литературы и источников.