Введение к работе
Предмет исследования. Настоящая диссертационная работа посвящена анализу философской концепции Эго исламского мыслителя и поэта индо-пакистанского субконтинента Мухаммада Икбала (1877-1938), творчество которого оказало большое влияние на развитие исламской философии XX-го столетия, особенно в Пакистане и Индии. М.Икбад принадлежит к той плеяде исламских мыслителей и фшкх:фов начала и середины XX-го века, которые первыми вступили на путь реконструкции исламской социально-философской доктрины. Он начал с критического анализа средневековой суфийской концепции, перейдя далее к модернизации самой мусульманской философии.
Мировоззрение м". Икбала складывалось под влиянием следующих факторов.
Прежде всего, на него повлияла общая социально-политическая обстановка, сложившаяся к тому времени' в Индии как колонии Великобритании. В этих условиях происходило как бурное становление религиозно-просветительских мусульманских организаций, что ознаменовалось созданием колледжа Али-Гарх, так. и возникновение политических организаций, таких как Индийский Национальный Конгресс и Мусульманская Лига, ставивших целью приобретение индийскими мусульманами политико-экономических прав. Появились мусульманские реформаторы, такие как Cap-Сайд Ахмед-Хан, Алтаф-Хусейн Хали и др.
Следует отметить также суфийские и теолого-философские учения. Особенно повлияли на мировоззрение Икбата работы персидских суфиев (Дяалалуддин Руми, Мирза Дбдул Кадир, Ща-хаб уд дин Сухарварди. Асад-улах-хан Галиб и др.). философия мутакалимов, в частности ашаритов. Из европейских философов можно назвать труды И.Г.Фихте и Ф.Ницше.
Необходимо более детально остановиться на проблеме личности' при анализе концепции Зго у Икбала, так как именно адесь' заложено то новое, что внес философ по сравнению со своими предшественниками. В отличие от всех других писателей и поэтов, пишущих на языке урду, непосредственный идейный предшественник Икбала. позт-философ Галиб Асад-Удах-Хан (1797-1869), подверг критике традиционное понимание личности и чем самым подготовил почву для философских идей самого Икбала.
Закономерно встает вопрос о значении термина "Зго" или "худи"", и почему данный термин стал часто встречаться в поэтическом и философском наследии Икбала. Отвечая не эти вопросы Икбал утвержадег что в персидской поэзии понятие "ана" ("я") употребляется для обозначения эгоизма. Например Ираки ( ) в своих стихах так употребляет данное слово:
"Это есть начало, разве ты знаешь, какой его конец? -Приобрести освобождение Я от собственного згоиБмаї"1. В таком же смысле употребляет "ана" и известный поэт Сзуда: "Как жаль, что я не мог достичь Бога, из-за плененных эгоизмом моих чувств"2. По мнению Икбала понятие "ана" {"я"), "шахе" ("персона"), "нафс" ("душа") и "ананият" ("эгоизм") иєсут в себе негативный оттенок. Икбал де хотел найти такое слово, которое не имело бы этической окраски ( а тем более отрицательной) при выражении концепции личности. Поэтому он употребляет термин "худи" (или в работах на английском языке - "эго") для обозначения личности. С точки зеенил Икбала здесь "худи" никоим образом не связано с понятием эгоизма, как относящемся к этической сфере. Он пишет, что метафизический смысл данного слева применяется им для обозначения некоего невыразимого чувства "Я", чувства, создающего основу уникальности каждого индивидуума. Метафизически понимаемое "Зго" не имеет этической окраски, поэтому и нельзя говорить о его этической значимости.
Но если мы будем трактовать понятие "худи" не только с метафизической, но и с точки эренил его этической значимости, то сно обозначает самосознание как самоуважение, уверенность в себе, самосохранение и даже самоутверждение. Такое состояние самоутверждения необходимо Эго в интересах жизни и силы, чтобы достичь смысла истины, справедливости и ответственности даже перед лицом смерти.
В рассматриваемой традиции человек, личность. Это истолковывались всегда ь контексте взаимоотношений любимого и любящего. До Талиба любящий ("ашик") выступал в этих отношениях в
-
Hafeez Malik. Iqbal-s Conception of Ego and Its Political Implication //Iqbal. life art and thought. Ottawa, Cana-da-Pakl stan Association of Ottawa-Hall. 1J79. P. 104.
-
Там же.
качестве пассивной и несамостоятельной сюроны. полностью зависящей ог любимого. Любящий и любимый не были равноправны в этой любви и в своих взаимоотношениях. Галиб пересмотрел данные отношения, тем саыым указав ноеый путь в- понимании личности человека и ее связи с Богом. Хотя у Талиба изменилось толкование любящего, теы не менее не изменилось понимание любимого Ст.е.махбуб)
Икбал, который не только наследует от Талиба новое деятельно-творческое понимание личности (т.е.любящего), но изменяет и понятие любимого (т.е.Бога). Выражением этого нового понимания как- человека, так и Бога, стала концепция Это у Икбала.
Любящий у Талиба обладает самосознанием и является само-утверддающей- личность». Он уважает себя как личность, а значит проектирует это свое понимание и на любимого им/ Однако Талиб выдел за пределы старых традиционных представлений о человеке, хотя предельно их расширил, создав новое понимание личности любящего. Любящий продолжает оставаться в страдательном состоянии и обречен на конечную вемную жизнь, но в то же время он уже ожидает непосредственного отклика и соучастия от любимого им. У Талиба любящий хотя хаотичен, но предан, поэтому молчание небес не уничтожает его веру и ответственность, но наоборот, укрепляют его силы и совершенствует его.
Учение о единении с Богом оборачивается у Икбала своеобразной формой псис;са истины и подлинной сущности человека и путей его нравственного самосовершенствования.
Поэтому концепция ого является основополагающей в поэтическом и философском творчестве Мухаммеда Икбала. В его произведениях каждая сфера человеческой деятельности наполнена этим понятием. Особенно ярко оно проявляется и раскрывается в его . поэтическом творчестве, когда речь идет о красоте или смысле жизни, о соотношении природы и человека, о материи или чем-либо другом. О чем бы ни вша речь, мы везде возвращаемся к понятию Зго, убеждаясь в конечном счете, что данное понятие является основным в мировоззрении Икбала. В этой связи особый интерес представляет соотношение персонального и абсолютного Это.
Концепция Это представлена в поэме "Асраре-худя". но бо-
лее детальне разработана в поэме "Рамуа-е-Бехуди". В отличие от концепции Эго в философских лекциях Мухаммада Икбала, в его поэтическом творчестве данное учение изложено і более выразительной и доступной для восприятия художественной форме. Это связано с тем, что его^оэзия носила реформаторский харзктер, выражая в художественно-мистической форме истины философского плана. В каком-то смысле в поэзии Икбад Солее адекватно выразил свою концепцию, чем даже в философеглх лекциях.
На основе концепции Зго Икбал развивает целостное философское учение, охватывающее многие стороны жизни. Философ описывает различные манифестации Эго, вплоть до проявления в общественной жизни.
Таким образом лонлтие Зго является основным и стержневым пунктов поэтического и философского творчества Икбаяа. Но почему Икбадом разрабатывалась именно эгд концепция и какую роль она играет в мире исламской шели? Чем объясняется важность данной темы как в творчесгве самого Икбала, так и в культуре, которую он представляет? Чем концепция Эго актуальна для современного человека и современной культуры? На эти и подобные им вопросы должно дать ответ данное исследование.
Степень разработанности темы. Творчество Икбала находилось под пристальным вниманием таких Пакистанских исследователей как Мухаммад Шариф, Халифа АСдуль Хакиы. Лжамиля Хатун. Таадж М. Хайял, Сайд Абдул Вахид, Б.А.Дар, А.Х.Камади. Абу Сайд Hyp-Удин, Мазхар Уд-Дин Сидиюі. Хади Хусейн и др. Анализ концепции Эго проводился йшрат Хасан Эньар'в книге "Метафизика Мухаммада Икбала" U 988). Этой темы также касадся ученый Абдур Рахман в работе "Философия Худи'41957). Однако целостного анализа концепции Это М.Икбала в философской литературе до сих пор не существует.
Многие икбалисты таких стран как Германия, США, Россия основное внимание при анализе творчества М.Икбала уделяли его поэтическому творчеству. Вместе с тем необходимо отметить интересные исследования российских ученых по философии Икбала. Это, прежде всего, работы Н.П.Аникеева и М.Т.Степанянц, внесшие весомый вклад в изучение фидософско-лоэтического творчества м.Икбала. Кроме того М.Т.Степанянц и Н.Пригариной были осуществлены переводы оригинальных текстов пакистанского мыслите-
- 5 - .
ля.
Целью диссертационного исследования является анализ проблемы Эго а философских лекций М. Йкбала. Поставленная цель предполагает необходимость решения следующих" задач:
осуществить целостный анализ концепции Эго в метафизике М.Икбаяа;
определись философское значение слова Это, раскрыв его онтологическую сущность;
рассмотреть концепцию Эго в связи с понятиями пространства и времени, свободы и бессмертия;
проанализировать религиозно-философское учение йкбала о личности и ее предназначении;
рассмотреть представления Икбала об Абсолютном Эго (Боге) и- его творении (Вселенной)';
- выявить соотношение Эго и Абсолютного Эго.
Актуальность темы исследования связана прежде всего с
тем. что творчество Мухаммада К.й5ала занимает значительное место в истории современной мусульманской философии и поэзии. интерес к его философским и художественным идеям не ослабевал на протяжении всего ХХ-го столетия. Его идеи сегодня пользуют- .ся особенной популярностью на Ближнем Востоке, в Пакистане, Индии. Иране и среднеазиатских республиках бывпего СССР. С художественно-философским учением М. йкбала были знакомы многие теологи. Философы и мыслители XX-го-столетия. Так известный мусульманский реформатор Абу-Адя-аль-маудуди (XX в,) был непосредственным учеником йкбала. Современное исламское мировоззрение немыслимо без идей, высказанных М.йкбалом. Известный писатель Рабиндрояат Тагор высоко ценил его творчество.
Как на современном Западе, так и в России как никогда стал проявляться интерес к мусульманской культуре и философской мысли. Процесс вовБрадения к истокам и корням, о котором говорил немецкий-мыслитель М.Хайдеггер, уже начался. Происходят всесторонние и всеохватывающие события, ьаетавляющие думай о своем и о чуком историко-культурном и религиозно-духовном наследии. Для современного не только ислама, нб всего мира является актуальным то, что М.Иксал размышлял о человеке как в контексте культуры и религии, так и в контексте социума.
Значительное внимание в научных исследованиях о творчяст-
- б -
ве М.Икбала уделено его поэзии. В течение последних 50-ти лет к его творчеству возвращались многие мыслителя, многие иа них использовали поэтическое творчество философа в реформаторс-ко-художественных целях. В Пакистане в многочисленных Академиях Икбала издаются трузд посвященные его творчеству.
В связи с усиливающимся интересом к философскому творчеству М.Икбала, изучаются не только его философские лекции, известные под названием "Реконструкции религиозной мысли в исламе" но и многие его поэтические произведения становятся предметом философского осмысления, многие исследователи творчества М.Икбала затрагивали проблемы творчества, добра и зла, реконструкции ислама, веры и науки в контексте религии и культуры, однако такие исследования не проводились с историко-философской точки зрения. Кроме того, проблема Эго, которая является центральной и собственно философской в творчестве М.Икбала, не подвергалась тщательному и всестороннему философскому анализу. Историко-философская актуальность темы данной диссертации заключается в восполнении указанного пробела ь изучении многогранного (доософско-поэтического творчества М.Икбада.
Научная нсзизна диссертационной работы заключается в том. что в ней проанализирована собственно философская концепция М.Икбала. в то времл как предшествовавшие исследоьатели касались чаще его политических и религиозно-реформаторских взглядов. В предсталлейной работе впервые в русскоязычной литературе проводится целостный анализ философско-религиозного учения Икбала об Эго и Абсолютном Эго. В исследовании показывается, что концепция Эго Икбала в целом соответствовала исламской религиозной традиции. Для Икбала было совераенно невозможным, при всем его внимании к индивидуальному Эго как человеку, рассматривать его вне связи и зависимости от Божественного, Абсолютного Эго. направляющего всю свободную деятельность первого. Вместе с тем диссертантом ьскрываетса критика М.Икбалоы теории и практики суфизма. В работе концепция Это Икбала рассматривается в контексте истории мусульманской философской it религиозной мысли, с работе.проведен также сравнительный анализ с воззрениями некоторых представителей иных культур и религий.
Методологической основой диссертационной работы являются
принципы историзма и сравнительного анализа.
Теоретическое и практическое вначение диссертации определяется тем, что ее содержание и выводы могут быть использованы в дальнейших исследованиях философского творчества крупного исламского философа нашего века М.Икбала. Материалы диссертации и ее идеи могут быть использованы при подготовке лекций и спецкурсов для студентов и аспирантов изучающих арабо-мусуль-манскую культуру, философию и теорию мировых религий.
Апробация. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры истории философии Российского университета дружбы народов. Основные положения диссертации нашли отражение в выступлениях на научных конференциях (второй Международный философский симпо-виуи "Диалог цивилизаций: Восток-Запад", Москва. Российский университет дружбы народов, апрель 1995 г., научная конференция "Актуальные проблемы гуманитарных наук"', Москва, Российский университет дружбы народов, январь 1995 г. А так же в статье "Ыухаммад Мкбал и суфизм", деп. в ИШОН РАН N'50o?6 от Б. ОБ. 95 г.
Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.