Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Интерсубъективная онтология Габриэля Марселя Точилин Артур Анатольевич

Интерсубъективная онтология Габриэля Марселя
<
Интерсубъективная онтология Габриэля Марселя Интерсубъективная онтология Габриэля Марселя Интерсубъективная онтология Габриэля Марселя Интерсубъективная онтология Габриэля Марселя Интерсубъективная онтология Габриэля Марселя
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Точилин Артур Анатольевич. Интерсубъективная онтология Габриэля Марселя : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.03 / Точилин Артур Анатольевич; [Место защиты: Рос. ун-т дружбы народов].- Москва, 2009.- 195 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-9/9

Введение к работе

;,- . J j 1.

Актуальность исследования. В современной России идет поиск

политических, экономических и духовных путей развития общества. По

общему признанию, мы находимся в процессе становления. У Марселя

можно научиться тому, как не приносить духовную сферу

жизнедеятельности человека в жертву его политике или экономике.

Философия Марселя является поистине универсальным средством для

выработки определенных установок и отношения к действительности. На

протяжении более чем шестидесяти лет своего развития она сумела

затронуть самые разные вопросы, касающиеся государства и его места в

жизни человека, межгосударственных, межэтнических, мсжрелигиозпых и

межконфессиональных взаимоотношений, вопросов семьи и брака и пр.

Одним словом, философия Марселя учит нас сохранению и возрождению

толерантности и духовности в сложной ситуации современности. По этим

причинам исследование марселевской концепции представляется весьма

актуальным.

Марсель — знаковая личность в истории философии XX в. Его имя стоит в ряду таких крупных деятелей экзистенциалистского движения, как Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер, К. Ясперс и других. Именно Марсель явился родоначальником термина «экзистенциализм». Несмотря на то, что это философское движение получило активное развитие в первой половине минувшего столетия, а его пик пришелся на период после Второй мировой войны, религиозный экзистенциализм Марселя сохраняет свою актуальность и по сей день для России как страны с христианскими корнями.

В данной диссертации обосновывается авторское утверждение, что философию Марселя целесообразно понимать и именовать как интерсубъективную онтологию. Это определение вводится специально для настоящего исследования. Аргументация проводится на анализе философских текстов как самого Марселя, так и критиков философии

Марселя на Западе. Научная актуальность диссертации состоит в том, что философию Марселя еще никогда не пытались «суммировать» подобным образом, то есть прочесть под углом зрения интерсубъективной онтологии, которая выражает суть его учения. Другие определения являются недостаточно глубокими (например, «христианский экзистенциализм») или гипертрофируют какой-либо один аспект философии Марселя в целом (например, «персонализм», «неосократизм»). Альтернатива, предложенная в настоящей диссертации, во-первых, фиксирует философию Марселя как совершенно особую онтологию, отличную, например, от онтологии Сартра или Хайдеггера, а во-вторых, выражает сущность марселевского философствования вообще. Не только предложен новый термин, но наглядно показано, что основные темы философии Марселя успешно подчиняются именно этой идее. Учитывая отсутствие в критических работах аналогичного подхода к изучению Марселя, необходимость данного научного исследования является весьма настоятельной.

Степень научной разработанности проблемы. В течение почти ста лет с года опубликования первой работы Марселя «Existence et objectivite» [1925] и более чем полстолетия его известности англоязычному миру (первая публикация — «Философия экзистенции»1), философия Марселя в целом, а также ее отдельные темы, в том числе интерсубъективность и онтология, были довольно хорошо исследованы в Европе и Америке, но совсем мало исследованы в нашей стране. На настоящий момент в России не существует ни одной качественной академической работы, посвященной изучению исключительно Марселя, не говоря уже об интерсубъективной онтологии. Изучению философской концепции Марселя посвящены труды: Т. Евика2 [Ewijk], С. Фишмана3 [Fishman], Б.

1 Marcel G. The Philosophy of Existence. London, 1949; New York, 1949.

2 van Ewijk. Gabriel Marcel. An Introduction. Glen Rock, NJ, 1965.

3 Fishman S. Dewey in dialogue with Gabriel Marcel: Hope with and without God// John
Dewey and the Philosophy and Practice of Hope. Urbana, Chicago, 2007.

Суитмана4 [Sweetman], П. Рикера5 [Ricoeur], Т. Буша6 [Busch], Т. Рид7 [Reed], Р. Слегерс8 [Siegers], П. Прини9 [Prini], Т. Мишода10 [Michaud], П. Буржуа" [Bourgeois], Р. Вэли12 [Vallee], Б. Гендро13 [Gendreau], Дж. Годфри14 [Godfrey], Д. О'Мэли15 [O'Malley] и других.

Основными отечественными авторами, писавшими о Марселе в советский период, являются: В. Кузнецов, Р. Данильченко и Г. Тавризян. В. Кузнецову принадлежат работы: «Французская буржуазная философия XX века» ' [1970] и «Этические взгляды французских экзистенциалистов» в сб. «Против современной буржуазной этики»17 [1965]. Единственная диссертация, объектом которой является только философия Марселя, принадлежит авторству Р. Данильченко и имеет название «Мистификация личности в христианском экзистенциализме Габриэля Марселя» [1972]. Г. Тавризян издала три работы: «Проблема человека во французском

А Sweetman В. The Vision of Gabriel Marcel: Epistemology, Human Person, the Transcendent. Amsterdam, 2008.

3 Ricoeur P. Gabriel Marce! and Phenomenology//The Philosophy of Gabriel Marcel. Vol.
XVII. La Salle, IL, 1984. P. 471-494.

' Busch T. Circulating Being From Embodiment to Incorporation. Essays on Late

Existentialism. New York, 1999.

7 Reed T. Aspects of Marcel's Essays// Renascence: Esssays on values in literature. № 55.3.

Milwaukee, WI, 2003. P. 211—227.

s Siegers R. Les points sur les I— Concrete & philosophical approaches to commitment in

Gabriel Marcel's work// Renascence: Esssays on values in literature. № 55.3. Milwaukee, WI,

2003. P. 259—269.

4 Prini P. Gabriel Marcel e la metodologia deirinverificabile. Rome, 1968.

111 Michaud T. Gabriel Marcel's Catholic Dramaturgy// Renascence: Esssays on values in literature. № 55.3. Milwaukee, WI, 2003. P. 229—240.

'' Bourgeois P. Ricoeur and Marcel— An Alternative to Postmodern Deconstruction// Bulletin de la Societe Americaine de Philosophie de Langue Francaise. № 1-2 (7). 1995. '" Vallee R. The Aesthetic Theory of Gabriel Marcel// Bulletin de la Societe Americaine de Philosophie de Langue Francaise. № 1 (12). 2000.

13 Gendreau B. Conditions conducive to Peace in Gabriel Marcel// Bulletin de la Societe
Americaine de Philosophie de Langue Francaise. № 1 (8). 1996.

14 Godfrey J. A Philosophy of Human Hope. New York, 1987.

Is O'Malley J. The Fellowship of Being: An essay on the concept of person in the philosophy

of Gabriel Marcel. The Hague, 1966.

1(1 Кузнецов В. Французская буржуазная философия XX века. М., 1970.

17 Кузнецов В. Этические взгляды французских экзистенциалистов. Сб. Против

современной буржуазной этики. М., 1965.

Is Данильченко Р. дисс. на су.с. к.ф.н. Мистификация личности в христианском

экзистенциализме Габриэля Марселя. М., 1972.

экзистенциализме»19 [1977] и предшествовавшую ей диссертацию на с.у.с. к.ф.н. «Феноменология и проблема человека во французском экзистенциализме»20 [1968]; ею была написана глава «Этика экзистенциализма и христианская мораль» в сб. «Современный экзистенциализм»21 [1966]. Естественно, что все советские работы по философии идеологически окрашены, поэтому зачастую авторы были ограничены в творческой интерпретационной свободе, в связи с чем страдала объективность в изложении философии Марселя.

В современной России двое из указанных авторов пишут до сих пор: Г. Тавризян и Р. Данильченко. Г. Тавризян опубликовала статью «Габриэль Марсель. Бытие и интерсубъективность»"" [1997] в журнале «История философии». Г. Тавризян замечает, что интерсубъективность не сводится к ее коммуникативному аспекту, но является понятием существенно онтологическим. Для автора диссертации это является отправным пунктом его исследования. Под руководством Г. Тавризян был издай также сборник «Трагическая мудрость философии»"" [1995], в который вошли отрывки из разных работ Марселя, с ее вступительной статьей24.

Что касается Р. Данильченко, то она, в частности, написала Приложение I25 для учебника по философии26 [1997]. В этом Приложении есть небольшая глава «Свобода воли и предопределение»27, посвященная Марселю, но авторская позиция по вопросу о свободе у Марселя слабо

14 Тавризян Г. Проблема человека во французском экзистенциализме. М., 1977.

Тавризян Г. дисс. на с.у.с. к.ф.н. Феноменология и проблема человека во французском экзистенциализме. М., 1968.

"' Тавризян Г. Этика экзистенциализма и христианская мораль. Сб. Современный экзистенциализм. М., 1966.

" Тавризян Г. Габриэль Марсель. Бытие и интерсубъективность// История философии. №1. М., 1997.

23 Марсель Г. Трагическая мудрость философии. М., 1995.

24 Марсель Г. Трагическая мудрость философии. М., 1995. Вступ, статья. С. 6—48.

25 История философии. Уч. пос. для вузов. Под ред. В. Мапельман и Е. Пенькова. М.,
1997. С. 389—429.

История философии. Уч. пос. для вузов. Под ред. В. Мапельман и Е. Пенькова. М., 1997.

27 История философии. Уч. пос. для вузов. Под ред. В. Мапельман и Е. Пенькова. М., 1997. С. 402—404.

выражена.

Из новейших кандидатских диссертаций известна только одна, принадлежащая С. Чирковой, в которой объектом исследования является, однако, не только философия Марселя: «Философско-антропологический анализ идеи свободы: На материалах французского экзистенциализма XX века: Г. Марсель, Ж.-П. Сартр, А. Камю»28 [2006].

Помимо полнотекстовых академических работ, как в Советском Союзе, так и в России, философия Марселя нашла свое отралсение в энциклопедических статьях, например, в «Большой советской энциклопедии»24 [1969-—1978], в «Философской энциклопедии»30 [1960— 1970], в «Новой философской энциклoпeдии»",l [2000], и в словарных статьях, например, в «Философском словаре»"1" [1972], в «Кратком философском словаре»" [2004]. Автором статей выступает, в основном, Г. Тавризян (основной специалист по Марселю советского периода).

Значительной вехой в исследовании философии Марселя в России являются труды В. Визгина. Помимо переводческой активности, сконцентрированной вокруг французских трудов экзистенциального философа, его понимание философии Марселя является наиболее глубоким и хорошо осмысленным. Это понимание отражено, во-первых, в предисловиях и в послесловиях к переведенным им работам, а во-вторых, в его новой книге о Марселе.

На русский язык В. Визгиным были переведены следующие работы Марселя: «Присутствие и бессмертие»"1 [2007], «Опыт конкретной

2S Чиркова С. дисс. на су.с. к.ф.н. Философско-антропологический анализ идеи

свободы. На материалах французского экзистенциализма XX века: Г. Марсель, Ж.-П.

Сартр, А. Камю. М., 2006.

24 Большая советская энциклопедия. Т. I—30. М., 1969-78.

311 Философская энциклопедия. Т. 1—5. Под ред. Ф. Константинова. М., 1960-70.

31 Новая философская энциклопедия. Т. 1—4. М., 2000.

32 Философский словарь. Под ред. М. Розенталя. Изд. 3-е. М., 1972.

' Краткий философский словарь. Под ред. А. Алексеева. 2-е изд., перераб. и доп. М.,

2004.

34 Марсель Г. Присутствие и бессмертие. М., 2007.

философии»33 [2004] с послесловием36 и сборник «Ты не умрешь»37 [2008]. В 2008г В. Визгин опубликовал работу «Философия Габриэля Марселя»"к [2008]. Данная работа является первой книгой на русском языке о философии Марселя. Автор демонстрирует отменный анализ и интуитивное проникновение в «мутную», как выразился один критик, мысль Марселя. Вторая половина книги является компаративистским исследованием. По признанию автора, работа написана «о Марселе по-марселевски». В. Визгин стремится рассказывать о философии Марселя, показывая ее актуальность для нашего времени, то есть он отвечает на вопрос, как мысль марселевского типа может быть значимой в современной духовной ситуации. В работе «Философия Габриэля Марселя» [2008] раскрываются основные темы и понятия философской мысли Марселя: онтологическая тайна, воплощение, объективация, экзистенция, интерсубъективность, надежда и т.д. Вторая часть работы построена как серия компаративистских анализов, в которых исследуются схождения и расхождения Марселя с другими известными мыслителями России и Запада.

Философия Марселя хорошо изучена на Западе, и этому способствовал тот факт, что все его работы, как только они выходили на французском языке, через некоторое время переводилсь на английский, делая его философскую систему открытой для широкого обсуждения. Тем не менее, несмотря на обилие англоязычных работ, поле для исследования Марселя до сих пор обширно, причем это касается не только экзистенциального бытия (интерсубъективной онтологии), но и других философских тем в рамках общей философской концепции Марселя.

Работа К. Галахера [Gallagher] «Философия Габриэля Марселя»'3

" Марсель Г. Опыт конкретной философии. М., 2004.

36 Марсель Г. Опыт конкретной философии. М., 2004. Послесл. С. 198—221.

37 Марсель Г. Ты не умрешь. СПб., 2008.

38 Визгин В. Философия Габриэля Марселя. СПб., 2008.

j9 Gallagher К. The Philosophy of Gabriel Marcel. New York, 1975.

[1962] представляет собой первую в США попытку целостного осмысления философии Марселя. «Прекрасное исследование» — таков был отзыв самого Марселя. К. Галахер говорит об осуществлении бытия в жизни экзистенции через творчество. Если есть творчество, то есть и бытие. Если есть бытие, то это означает, что в жизни экзистенции присутствует творчество. Высшим проявлением творчества К. Галахер считает положительные экзистенциальные опыты веры, надежды, любви. По К. Галахеру, экзистенциальный вопрос о бытии не отделим от того, что Марсель называет «онтологическая нужда». Причина, по которой экзистенциальный вопрос о бытии неотделим от онтологической нужды, состоит в том, что вопрос о бытии — это вопрос конкретного мышления, но не вопрос абстрактного мышления. В работе «The Philosophy of Gabriel Marcel» [1962] К. Галахер делает вывод, что понятие «бытие», как оно употребляется в марселевском тексте, является в высшей степени неопределенным. Работа Д. О'Мэли [O'Malley] называется «Близость бытия: эссе о личности в философии Габриэля Марселя»40 [1966]. Данное исследование целиком посвящено концепции личности Марселя, то есть экзистенциальному бытию. В 1972г К. Паке [Pax] издал работу «Экзистенциальное приближение к Богу»41 [1972]. Рассуждая о сущности философской рефлексии, автор дает общее описание рефлексивного действия, а также различает рефлексию первичную и вторичную, что достигается через комментирование «Journal metaphysique» [1927]. В работе «Габриэль Марсель»42 [1967] С. Кин [Keen] обращается к вопросу об утрате «онтологического чувства» в современном обществе. Он дает довольно полное описание пороков социального: человек-функция, бессмысленность жизни, механистичность и отчуждение, чувство

( O'Malley J. The Fellowship of Being: An essay on the concept of person in the philosophy of Gabriel Marcel. The Hague, 1966.

41 Pax C. An Existential Approach to God. The Hague, 1972.

42 Keen S. Gabriel Marcel. Richmond, VA, 1967.

заброшенности. С. Кейн [Cain] в работе «Габриэль Марсель» " [1979] обращается к анализу бытия в связи с ТЫ, существованием и противопоставлением экзистенциальной установке на то, чтобы «иметь». В 1997г К. Хенли [Hanley] издала работу «Драматическое исследование творческой верности»44 [1997]. Обширное исследование было впервые опубликовано К. Хенли в 1987г, с предисловием П. Рикера [Ricoeur]. Как следует из названия, в центре внимания автора марселевский театр, марселевская философская мысль, их взаимопереплетение.

Эти и другие работы заложили фундамент марселеведения, однако ни один из перечисленных авторов не рассматривает философию Марселя в целом под углом интерсубъективной онтологии. Между тем, это важнейший пласт понимания Марселя, который вскрыт и системно представлен в настоящей диссертации.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Основным материалом, на основании которого проводится исследование, являются переведенные на русский язык и французские первоисточники. Теоретической основой диссертационного исследования послужили научные труды российских и зарубежных ученых. При подготовке настоящей диссертации был использован системный метод, включающий анализ и синтез основного содержания рассматриваемой философской концепции и критических исследований, посвященных изучаемой проблеме. Методологическая основа исследования представлена методами логического объяснения, обобщения, сравнения и анализа. Исследование было проведено в соответствии с принципом объективности, связанным с принятием во внимание всех точек зрения и подходов к изучению проблемы, беспристрастным освещением и анализом отобранных фактов.

Объектом исследования является экзистенциальная философия Марселя.

43 Cain S. Gabriel Marcel. South Bend, IN, 1979.

44 Hanley K. Dramatic Approaches to Creative Fidelity: A Study in the Theater and
Philosophy of Gabriel Marcel. Lanham, 1997.

Предметом исследования является тематика интерсубъективности и онтологическая тематика в экзистенциальной философии Марселя.

Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы аргументировать авторский взгляд на философию Марселя как интерсубъективную онтологию. Учитывая категорическую несистемность Марселя в изложении своих мыслей, целью диссертационного исследования также является посильное структурирование философии Марселя с позиции интерсубъективной онтологии.

Задачи исследования:

1. Показать правомерность употребления и концептуализации нового
термина «интерсубъективная онтология».

2. Обнаружить те смыслы, которые скрываются в философии Марселя за
словом «бытие» и обосновать их связь с интерсубъективной онтологией.

3. Провести критический анализ фундаментальных понятий философии
Марселя через призму интерсубъективной онтологии.

  1. Показать место интерсубъективности, субъекта диалогического общения в онтологии Марселя.

  2. Сформулировать марселевское понимание экзистенции как основного онтологического понятия в ракурсе интерсубъективности.

  3. Сформулировать марселевское понимание «вторичной рефлексии» каї основного методологического понятия интерсубъективной онтологии.

  4. Дать общую аналитику экзистенциальной свободы у Марселя.

8. Сформулировать практические следствия из интерсубъективной
онтологии Марселя.

Научная новизна и теоретическая значимость диссертации: 1. Предложен ракурс прочтения философии Марселя через интерсубъективную онтологию, благодаря которой возможно структурирование его философии. Такой подход отличается от понимания интерсубъективности у других авторов (Г. Тавризян и В. Визгина) тем, что в диссертации это понятие выражает отдельный тип онтологии, присущий

именно Марселю, а не просто как один из аспектов его философии. В отличие от книги В. Визгина в диссертации подробно и полно исследуются такие темы, как экзистенция, «вторичная рефлексия», онтологическая нужда, интерсубъективная коммуникация и присутствие, персона и личное бытие, бытие-с, истина бытия и экзистенциальная свобода, бытие в философии Марселя.

  1. Введен сам термин «интерсубъективная онтология», который ранее в исследованиях не встречался.

  2. Проделана аналитика экзистенциальной свободы в философии Марселя и дана ее систематизация.

  3. Введен в научный оборот отечественной науки определенный пласт источников западного марселеведения.

Практическая значимость диссертации определяется ее актуальностью и новизной, введением в научный оборот нового термина для характеризации философии Марселя, критической проработанностью таких марселевских тем, как бытие, интерсубъективность, свобода, присутствие, экзистенция и других. Материалы и выводы настоящей диссертации могут быть использованы в научной и учебной работе, как основа дальнейших исследований экзистенциальной философии Марселя, так и при разработке специальных курсов по истории философии.

Основные положения, выносимые на защиту: 1. Термин «интерсубъективная онтология» является новым и ранее никогда не встречался ни в российских, ни в зарубежных академических работах. Данный термин является оптимальным для выражения сущности марселевского учения и для возможного структурирования философии Марселя в целом. Термин «субъект диалогического общения» является одним из важнейших в интерсубъективной онтологии, так как обозначает экзистенцию в интерсубъективной коммуникации, то есть экзистенцию, о которой можно говорить, что она уже личность, а не замкнутый субъект, для которого все иное ему — это объект.

2. Интерсубъективная онтология пронизывает экзистенциальную
философию Марселя. Это проявляется у французского мыслителя в
понимании социального. Как положительные, так и отрицательные
аспекты социального Марсель рассматривает с точки зрения
иптерсубъективно-онтологической.

3. «Вторичная рефлексия» является основным методологическим понятием
при создании иитерсубъективиой онтологии concrete. Это средство
позволяет каждому построить его собственную интерсубъективную
онтологию, іntersubjective ontology concrete. Для интерсубъективной
онтологии «вторичная рефлексия» является одним из базовых понятий. Но
«вторичная рефлексия» не является самоцелью, а представляет собой
универсальное средство, ключ к экзистенции. Экзистенция в результате
«вторичной рефлексии» возвращает себе способность правильного
понимания, то есть понимания, не затронутого объективацией.

4. В философском мировоззрении Марселя мы выделяем три
взаимосвязанных «направления»: интерсубъективное, онтологическое,
телеологическое. Такой схематизм представления не свойствен Марселю.
Поскольку методологически диссертация представляет собой акали:
философских понятий Марселя, то каждое из исследуемых понятий в ток
или иной степени соотносится с одним, двумя или всеми сразу указанными
направлениями.

5. То, что раньше было известно в комментаторской среде, как
«положительные и отрицательные экзистенциальные опыты» и «неприятие
Марселем социального», переосмыслено в качестве «следствий» из
иитерсубъективиой онтологии.

Апробация диссертации. Основные положения диссертации были доложены и обсуждены на заседании кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов. По теме диссертации имеются публикации автора.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.