Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Генезис философии языка: от Античности до Нового времени Гончарова Алина Алексеевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гончарова Алина Алексеевна. Генезис философии языка: от Античности до Нового времени: автореферат дис. ... кандидата Философских наук: 09.00.03 / Гончарова Алина Алексеевна;[Место защиты: ФГБОУ ВО Курский государственный университет], 2017

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования. Понимать язык – значит понимать мир, другого, себя, свою культуру, историю, именно поэтому Ж. Делёз говорил о величии языка, которое состоит в том, что он «схватывает чистое событие»1. В настоящее время, особенно с переходом к информационному обществу, мы наблюдаем негативные тенденции в области языка: упрощение, обессмысливание, обесценивание, уничтожение, в то время как «язык – это не внешнее проявление мысли, но сама мысль2». Мы оказались перед угрозой дегуманизации общества и необходимостью пересмотра проблем языка, которые исследуются на протяжении веков. Кроме того, мы видим следующие причины актуальности обращения к истории философии языка.

Во-первых, ориентация философской мысли на проблемы языка, заданная лингвистическим поворотом в XX века, в XXI веке укрепилась, что выразилось в применении соответствующих принципов и методов для исследования прочих областей. Иными словами, понятие языка распространилось за пределы лингвистической науки, и через его призму рассматриваются разнообразные философские проблемы – социальные, культурные, этические, политические.

Во-вторых, в последние десятилетия в философии наметилась тенденция к конвергенции антагонистических в прошлом философских направлений, как и в современной науке в целом. Результатом этого процесса становится формирование новых философских направлений, в частности, универсальной философии. В ее рамках человек предстает как объект мегаэволюции – качественного нового состояния ноосферы. Язык при этом рассматривается как внебиологический инструмент социального наследования и материализации идеальной информации, заключенной в человеческом мышлении 3. Такой подход к сущности данного феномена обусловливает необходимость углубленного изучения предшествующих исследований в области диалектики языка и мышления для уточнения места языка как феномена в формирующейся современной научной картине мира.

В-третьих, особо следует подчеркнуть актуальность исследования философии языка в контексте эпистемологических изысканий обозначенного нами периода – от Античности до Нового времени. Термин «философия языка» был закреплен в философском дискурсе в начале XX века М.М. Бахтиным, который предложил метод философского анализа как синтеза филологического, лингвистического и литературоведческого анализа.

Однако очевидно, что сама философия языка развивалась на протяжении веков, претерпевая детерминированные определенными философскими тенденциями трансформации. Тем не менее от Античности до Нового времени

1 Делёз Ж. Логика смысла / Ж. Делёз / Пер. Я.Я. Свирского. – М.: Академический проект, 1998. – С. 48.

2 Фуко М. Слова и вещи: археология гуманитарных наук / М. Фуко / Пер. В.П. Визгина, Н.С. Автономовой. –
СПб: A-cad, 1994. – С. 112.

3 Югай Г.А. Голография Вселенной и новая универсальная философия. Возрождение метафизики и революция
в философии / Г.А. Югай. – М.: Крафт+, 2007. – 400 с.

философия языка рассматривается довольно поверхностно. Мы считаем, что глубокое осмысление современных лингвофилософских концепций в историко-философском контексте невозможно без комплексного анализа взглядов мыслителей предшествующих эпох.

Стоит обратить внимание на важную закономерность. В отечественной практике в контексте историко-философского процесса можно выделить три фундаментальных направления исследований в области философии языка.

1. От Античности до XVI века основными объектами философствования,
в рамках которых затрагивались проблемы языка, являлись античный Логос, в
котором заключены важнейшие закономерности бытия, имена вещей у
Платона, категории как свойства субстанции у Аристотеля, протосемиотика
Секста Эмпирика, концепция вербального творения мира в патристике. Иными
словами, проблемы языка рассматривались только в онтологическом аспекте.

2. С установлением равноправия теории познания и онтологии
актуализировались такие проблемы, как место языка в структуре сознания, его
гносеологический статус. Таким образом, философия языка приобрела
гносеологическую ориентацию.

3. После лингвистического поворота спектр философия языка получила
официальный статус, и проблематика ее затрагивала как онтологические, так и
гносеологические аспекты.

Однако такое разграничение довольно условно, следовательно, оно не
позволяет полноценно изучить и осмыслить механизм эволюции

лингвофилософской мысли. Соответственно, отклонение от обозначенной схемы открывает новые ракурсы для изучения истории философии языка и процесса ее становления. Поэтому выбранная тема диссертационного исследования затрагивает довольно актуальную проблемную область.

Степень разработанности проблемы. Осмысление феномена

человеческого слова, речи, взаимосвязи языка и мышления мы находим у античных мыслителей: у софистов, Сократа, Платона, Аристотеля, а также стоиков в лице Хрисиппа. В период патристики проблема философии языка получает свою экспликацию у Диодора Тарсийского и Аврелия Августина. В эпоху Средних веков она отражена в трактатах схоластов Ансельма Кентерберийского, Пьера Абеляра, Жана Буридана, Уильяма Оккама и Иоанна Дунса Скота.

Существенный вклад в формирование философии языка внесли мыслители Проторенессанса Данте Алигьери, Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо, представители итальянского Возрождения Коллюччо Салютати, Лоренцо Валла, Пьетро Бембо, Бальдассаре Кастильоне, а также философы Северного Возрождения Эразм Роттердамский, Иоганн Рейхлин, Жак Лефевр д’Этапль и Уильям Тиндейл.

Наконец, в Новое время наиболее примечательны труды по философии, затрагивающие проблемы языка, Френсиса Бэкона и находившихся под его влиянием Джорджа Дальгарно, Джона Уилкинса, Томаса Гоббса, а также Яна

Амоса Коменского; не меньшую ценность представляют разработки Рене Декарта и Антуана Арно.

Отметим ряд современных исследователей, сосредоточивших свои интересы на проблематике, близкой нашей теме. В данной области успешно работали как отечественные, так и зарубежные философы, филологи, лингвисты.

В последние годы рядом современных авторов проводились исследования основных аспектов ранней философии языка. Среди них особого внимания заслуживают, прежде всего, Лолл Наута (философия языка Л. Валлы), Брюс Мецгер (текстология Э. Роттердамского), Авраам Соломоник и Гидо Гильони (философия языка Ф. Бэкона) Дэвид Тимз (философия языка У. Тиндэйла), Роберт Стиллман (философия языка в Англии XVII века), Ален Бадью и Жак Деррида (философия языка Р. Декарта), Э.А. Тайсина (теория познания и философские вопросы семиотики), Фриман Генри (философия языка во Франции с XVI века), Сиобхен Чапман (ключевые представители философии языка от Античности до XX века), Сильвен Ору (история лингвистических наук). Их исследования внесли неоспоримый вклад в изучение философии языка, поскольку они затрагивают проблемы, получившие актуальность задолго до лингвистического поворота.

Также существует ряд работ, без рассмотрения которых невозможно было бы полноценное исследование нашей темы. Эти работы составляют определенный фундамент, отправную точку для глубокого изучения выбранного нами направления философии языка. Среди советских и российских ученых в той или иной степени проблемы философии языка от Античности до Нового времени на фоне истории философии в целом представлены в трудах А.Ф. Лосева, П.П. Гайденко, А.Л. Доброхотова, В.А. Канке, А.С. Шохова, А.А. Столярова, Е.П. Блаватской, А.X. Горфункеля, Г.В. Вдовиной, Е.Я. Басина. Не меньшего внимания заслуживает и литература по истории языкознания, в которой эпизодически рассматриваются элементы философии языка (авторы – Л.Г. Зубкова, М.В. Лебедев, И.П. Сусов, Н.С. Автономова, Н.Б. Мечковская, С.П. Маркиш, А.М. Королевич, С.К. Милославская, Т.А. Амирова).

Нельзя не отметить и работы представителей смежных научных областей
– истории, искусствоведения (Л.М. Брагиной, А.К. Дживелегова,

Н.В. Ревякиной, А. Д. Михайлова), которые помогли создать более прочную базу по исследуемой нами проблематике.

Определенный интерес представляют для нас также частные
исследования в области ранней философии языка А.В. Душина,

А.Н. Муравьева, Т.В. Литвина, О.К. Пирогова, А.В. Карабыкова, О.Н. Дьяченко, Е.Н. Лисанюк, С.В Сахневича, а также в области мышления – Д.К. Куликова, С.П. Лебедева, иеромонаха Геннадия (Полякова), Г. Ионкис.

Особо стоит отметить работы Л.Г. Степановой, Т.В. Якушкиной,

Л.И. Жолудевой, затрагивающие лингвистические проблемы итальянского Возрождения (периода, который, на наш взгляд, в философской литературе

освещается недостаточно). Труды этих авторов позволяют получить широкое представление о ключевых языковых вопросах данного периода и рассматривать их в комплексе с философскими исследованиями для формирования объективной лингвофилософской картины того времени.

Труды таких зарубежных авторов, как Ален де Либера (проблема мышления в Средневековье), Эудженио Гарин (язык как одна из центральных проблем итальянского Возрождения), Ренс Бод (история гуманитарных наук), Закари Хатчинс (проблемы первоязыка), Уильям Бернс (универсальный язык в контексте научной революции), Джозеф Суббиондо (проблема универсального языка в Великобритании XVII века), раскрывают важнейшие аспекты учений, включающих в себя концепцию взаимосвязи языка и мышления. Кроме того, они позволяют проанализировать направления философской мысли, в рамках которых разрабатывались проблемы языка.

Несомненно, все рассмотренные нами работы внесли серьезный вклад в становление философии языка, однако они затрагивают лишь отдельные вопросы в рамках выбранной нами области, и по-прежнему остается немало актуальных проблем, решение которых требует дополнительных исследований. Так, в большинстве случаев используется слишком широкий подход, не позволяющий, например, дифференцировать направления философии языка и проследить процесс их развития. В целом до сих пор отсутствуют философские исследования, в которых были бы комплексно рассмотрены проблемы языка непосредственно в выбранном нами ракурсе до XVII века. Более поздний период в историко-философском контексте нами не рассматривается, поскольку далее (в частности, в немецкой классической философии) гносеологическая направленность работ, затрагивающих проблемы языка, становится более очевидной.

Объект исследования: становление и развитие философия языка от Античности до Нового времени.

Предмет исследования: философские концепции со времен Античности до XVII века, в рамках которых проблемы языка представлены в русле риторического, психологического, этического, текстологического, социального, культурологического и педагогического подходов.

Цель данного диссертационного исследования состоит в исторической реконструкции истории философии языка заданного периода, базирующейся на исследовании концепций гносеологической направленности.

Достижение этой цели предполагает необходимость решения следующих

задач:

– выявить содержательные основания положений философии языка, представленных в философском знании Античности, Средневековья, эпохи Возрождения, Нового времени;

– провести классификацию направлений лингвофилософской мысли Античности, Средневековья, эпохи Возрождения, Нового времени и эксплицировать критерии этой классификации;

– на основе анализа эволюции выявленных направлений

концептуализировать идеи и положения философии языка, выработанные от Античности до Нового времени;

– провести сравнительный анализ идей и положений философии языка, сформировавшихся в период от Античности до Нового времени, с фундаментальными положениями современной лингвофилософии;

– выявить преемственность идей философии языка рассмотренных периодов и современной лингвистической философии.

Методологической базой исследования послужили такие

фундаментальные методы, как:

– исторический, который позволил на основе критического анализа первоисточников выявить специфику философии языка Античности, Средневековья, эпохи Возрождения и Нового времени;

– типологический, который дал возможность провести классификацию направлений лингвофилософской мысли обозначенного периода;

– диалектический, который позволил рассмотреть объект исследования в развитии, а также проследить процесс эволюции выявленных течений и преемственность идей;

– компаративный, с помощью которого был проведен сравнительный анализ концепций философии языка, сформировавшихся в период от Античности до Нового времени, с фундаментальными положениями современной лингвофилософии.

При анализе первоисточников и трудов современных авторов были
использованы методы первичного и вторичного анализа данных

соответственно. Выявлению и анализу отдельных лингвофилософских идей способствовало применение системно-функционального метода. Синтез полученных результатов сделал возможным раскрытие истоков генезиса современной философии языка.

Диссертационное исследование базируется на принципах:

– объективности, который позволяет провести непредвзятый и всесторонний анализ выявленных положений без отрыва от гносеологических, политических, культурных и иных условий, а также учесть не только эпистемологические, но и онтологические, этические и методологические аспекты;

– историзма, который дает возможность последовательного рассмотрения лингвофилософских идей нескольких эпох и установления путей их развития;

– системности, который реализован в привлечении не только философских трудов, но и результатов научных исследований в области филологии, культурологии, истории, этики.

Научная новизна данного диссертационного исследования состоит в следующем:

– выявлена специфика философии языка отдельных периодов: в Античности проблемы языка не выносились за рамки этики, риторики, психологии; в Средневековье философия языка носила герменевтический


s

характер, в эпоху Возрождения ее развитие детерминировалось культурными и политическими факторами, а в Новое время поиски универсального языка выступают главным вектором всей философии языка;

– дана классификация течений философии языка Античности и Средневековья, Ренессанса и Нового времени по предмету философствования, также для отдельных периодов выделены собственные критерии: для Античности и Средневековья – доминирующее положение языка или мышления, для Ренессанса – предпочитаемый язык и характер применения языка, для Нового времени – критерий познавательного подхода;

– представлена схема, отражающая процесс эволюции

лингвофилософской мысли от ее зарождения до Нового времени, установлены генетические связи между течениями;

– определено влияние мыслителей рассматриваемого периода на формирование современной философии языка (в частности, герменевтику, аналитическую философию, структурализм, в которых идеи, заложенные в рассмотренные нами периоды, получили развитие и научное обоснование);

– представлены схемы, отражающие преемственность идей по следующим направлениям: герменевтика, структурализм, философия знака, аналитическая философия.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Философия языка оформилась в самостоятельную отрасль философии в Средневековье под влиянием необходимости герменевтической адаптации религиозных текстов к эллинистическому миропониманию (в патристике) и попыток использовать возможности человеческого разума для доказательства истин Откровения (в схоластике). Процесс развития философии языка в эпоху Ренессанса определяется культурными и политическими факторами, в частности, необходимостью формирования навыков критического мышления у членов общества и подготовки Реформационного движения. В Новое время главный вектор работ в области философии языка представлен поисками универсального языка, которые ведутся в двух направлениях – эмпирическом и рационалистическом. Это обуславливает формирование двух основных точек зрения на природу унифицированного средства научной коммуникации (искусственный язык или доминирование одного из естественных).

  2. Направления философии языка каждого из рассматриваемых периодов можно дифференцировать по предмету философствования. Кроме того, течения философии языка Античности и Средневековья можно классифицировать в соответствии с тем, мышлению или языку отводится в этих учениях определяющая роль, Ренессанса – по характеру применения языка и по предпочитаемому языку, занимающему доминирующую позицию в трудах мыслителей, Нового времени – по критерию познавательного подхода, как и гносеологии в целом.

  3. Благодаря проведенным классификациям течений философии языка от Античности до Нового времени, рассматривающих проблемы языка во взаимосвязи с мышлением, появилась возможность схематически представить

процесс эволюции данного направления философской мысли и установить генетические связи между направлениями.

4. Между идеями философии языка от Античности до Нового времени и
сущностными принципами современной лингвофилософии имеются прямые
соответствия. В частности, речь идет о гипотезе лингвистической
относительности Сепира-Уорфа-Вайсгербера, рассмотрении языка в качестве
определяющего фактора национальной специфики мышления (В. Гумбольдт),
герменевтике (Ф. Шлейермахер, В. Дильтей, А. Бёк, Э. Бетти, П. Рикёр),
структурализме (К. Леви-Стросс), аналитической философии (Л. Витгенштейн),
семиотике (Ч. Моррис), семиологии (Ф.Соссюр) и проблеме универсального
языка.

5. Методы толкования антиохийского направления нашли отражение в
герменевтике А. Бёка и в дальнейшем стали основой для учений В. Дильтея и
Э. Бэтти. Разделение методов толкования на феорию и историю
прослеживаются в герменевтике Ф. Шлейермахера, выделявшего объективную
и субъективную стороны текста. Идеи Августина Аврелия и Ансельма
Кентерберийского получили развитие в феноменологической герменевтике
П. Рикёра. Концепция эволюции языка Данте и Пьетро Бембо оказал влияние на
работу В. Гумбольдта, а в дальнейшем – К. Леви-Стросса. Идея мудрости
красноречия Ф. Петрарки получила научное изложение у Н. Хомского, а
впоследствии развивалась в семиотике Ч. Морриса и семиологии Ф. Соссюра.
Идея границ языкового познания Дж. Боккаччо оформилась в гипотезу
лингвистического относительности Сепира-Уорфа-Вайсгербера, а вместе с
представлением Ф. Бэконом языка как фальсификатора опыта она отразилась в
аналитической философии Л. Вигинштейна, призывавшей преодолевать
языковое влияние, и физикалистском редукционизме Р. Карнапа.

Теоретическая и практическая значимость. Проведенное

диссертационное исследование представляет собой комплексное изучение истории философии языка. Оно демонстрирует эволюцию ее направлений и может способствовать дальнейшему развитию данной отрасли философии и разработке новых концепций и детализации существующих.

Практическая значимость исследования обусловлена принятием Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 20 мая 2015 г. № 481, целью которой является продвижение родного языка как «фундаментальной основы гражданской самоидентичности», а также совершенствование образовательного и культурного единства и установление эффективного межкультурного диалога. Одной из задач, поставленной для достижения этой цели, является улучшение условий для развития методического потенциала в сфере обучения языку4. Материалы данного исследования могут быть использованы для разработки учебных пособий, учебных программ и курсов лекций не только по философии, но и теории языка.

4 О федеральной целевой программе «Русский язык» на 2016-2020 годы: постановление Правительства РФ от 20 мая 2015 г. №481// Собрание законодательства РФ. – 2015. – № 21. – Ст. 3118.


g

Кроме того, полученные результаты могут применяться в

исследовательской деятельности для более глубокого изучения истории философии языка, вопросов взаимосвязи языка и мышления, а также проблемных областей смежных наук (языкознание, культурология, история).

Личный вклад автора заключается в проведении комплексного исследования истории философии языка от Античности до Нового времени, выделении ряда направлений философии языка и представлении схемы эволюции данной области в истории философской мысли.

Достоверность научных положений, выводов и рекомендаций подтверждается:

– опорой на первоисточники и труды мыслителей от Античности до Нового времени и современных исследователей философии языка и смежных отраслей науки;

– применением в процессе проведения диссертационного исследования адекватных научно-методологических подходов;

– апробацией результатов исследования.

Апробация результатов исследования. Основные результаты

диссертационного исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры гуманитарных дисциплин в 2013-2015 гг. и конференциях Сергиево-Посадского гуманитарного института, а также были представлены на Международной научной конференции «Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения» (РФ, г. Липецк, 2014 г.), Всероссийской научно-практической конференции магистрантов и аспирантов «Интеграция науки и практики: взгляд молодых ученых» (РФ, г. Саратов, 2014 г.), Международной научной конференции «Взаимодействие языков и культур» (РФ, г. Череповец, 2015 г.), Международной научно-практической конференции «Филологический аспект» (РФ, г. Н. Новгород, 2015 г.), Международной научно-практической конференция «Язык, система и деятельность» (РФ, г. Н. Новгород, 2015 г.). Кроме того, они были опубликованы в 10 рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ (общий объем публикаций – 4,8 п. л.).

Результаты диссертационного исследования были внедрены в практику работы АНО ВО «Сергиево-Посадский гуманитарный институт» при преподавании студентам 1 курса факультета психологии факультативного курса «Философия языка».

Структура и объем диссертационного исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Она содержит 175 страниц, текст иллюстрирован 3 таблицами и 8 рисунками. Список использованной литературы включает 165 наименования, из них 25 на иностранных языках.