Введение к работе
Актуальность темы. В аспекте общественно-политическом обзор литературы по теме, а также возникновение большого количества сайтов в Интернете показывают, что вновь во всем мире возрождается интерес к зороастризму1 Этот интерес вызван разными причинами В одном случае попыткой внедрения зороастризма, в другом с целью подыграть интересу публики к оккультизму и эзотерике, в третьем - попыткой опорочить устои зороастризма, который, несмотря на стереотипное представление о нем, как о якобы мертвой культуре, продолжает существовать не только у габров Ирана или парсов Индии, но и в России, Белоруссии, Норвегии, Северной Америке и других регионах мира, в ином - обозначить свое родство с этой великой культурой и, тем самым, утвердить себя и свое происхождение как одного из древних этнических образований.
В аспекте религиоведения и теологии представители мировых религий (особенно христианства и ислама) ведут жесткие дискуссии относительно влияния зороастризма на формирование тех или иных догм той или иной конфессии2
В свете этого возникает необходимость объективной оценки ценностей зороастризма, проведение грани между подлинным зороастризмом и спекуляцией вокруг него Такая работа может явиться важным фактором взаимного доверия для огромного социально-географического пространства, ищущего поле для сотрудничества во имя мира и созидания. На фоне создавшейся конфронтации Запада и Востока в настоящее время, о которой свидетельствует напряженная обстановка в мире (особенно в Ираке, Афганистане и других странах), выявление в этом коллективном наследии идей гуманизма, мудрости, бережного отношения к общечеловеческим ценностям может иметь принципиальное значение.
В последнее время в Таджикистане возрос интерес к арийской и, в частности, к зороастрийской культуре С конца прошлого столетия
-
Офиц сайт httpV/t-i-d boom га, Офиц сайт http // blagovene org, Офиц сайт bozorgbazgasht com, Офиц сайт http //globaastra га, Офиц сайт http J/ www fezana org и многие другие
-
См Бэйли Альберт Теодицея в религии Заратушгры // http // womantalks ru/ lofiversion/index php/t2441 html, Ст Клэр-Тисдалл Уильям Источники ислама // http II answenng-islam org/ Russki/AuthorsATisdall/ Islam/index htm, Мулло Мустаъзафи
Каротегинй Таърих ва мохияти оини зардуштй - Душанбе, 2004 -96 С,
по настоящее время здесь были проведены международные научные конгрессы, симпозиумы, издано большое количество работ по арийской цивилизации Этот интерес современного Таджикистана, строящего свое будущее на основе традиций подлинной демократии, свободы воли своих граждан, ориентированного на светский, духовно богатый образ жизни, вызван тем, что зороастризм является одним из исконных древнейших духовных наследий таджикского народа Поэтому современная духовная культура таджиков, определяя свой интерес на будущее, формирует свое отношение и к этому наследию Изучение данной темы в представленном аспекте, по мнению диссертанта, могло бы способствовать формированию самосознания таджикского народа, формированию его национальной идеи Следует отметить, что подобная постановка вопроса уже осмысливается и в России3.
В кулыпуролого-практическом аспекте эта тема актуальна тем, что художественно-эстетические традиции зороастризма в современном Таджикистане и в ряде стран стали предметом особого изучения и реконструкций на базе современного художественного опыта и мышления
В научном аспекте, несмотря на то, что зороастризм еще с конца XVIII в стал предметом всестороннего научного анализа, несмотря на обилие имен и исследований, тем не менее, по справедливому замечанию российского исследователя И Крупника4 только в настоящее время начинают сформировываться контуры цельной картины о зороастризме, где становятся более очевидными белые пятна по различным его аспектам В частности, это относится к исследованию философско-эстетических идей зороастризма
Степень разработанности проблемы. Исследование проблем Авесты и зороастризма хотя и ведется уже более чем два столетия, тем не менее, период комплексных и фокусных исследований наступает только теперь В настоящее время усилиями историков, археологов, текстологов, этнографов, антропологов, искусствоведов, религиоведов накоплен тот необходимый фактический и ана-
3 Палкин А К вопросу об общенациональной идее России (Аркаим -
зороастризм - евразийство)//http //www hbcsuru/vch/10/2002_01/014
4 Крупник И Л Зороастризм академическое исследование против
академических мифов // http // www menon iv/pncehst xls
литическии материал, который позволяет осуществлять целевые углубленные исследования в аспекте тех или иных проблем зороастризма, которые раньше не были рассмотрены достаточно полно Особенно это касается философско-эстетических идей зороастризма. Философия и тем более эстетика зороастризма не изложены самими древними иранцами систематически и последовательно Однако, на наш взгляд, ныне имеющихся материалов достаточно, чтобы попытаться реконструировать эти феномены, приводить их нынешние обрывочные проявления в ту самую систему, в которой она имплицитно функционировала в древнеиранском обществе
Изучение философского, эстетического и художественного наследия во многом обусловлено общим уровнем исследований по Авесте и зороастризму. Без определения общей картины зороастризма как феномена, без выявления его философии невозможно охарактеризовать эстетические или какие-либо отдельные представления древних зороастрийцев Проработанная и классифицированная нами литература показала, что исследователи разных дисциплин при рассмотрении вопросов зороастризма и Авесты с аспектов своей науки вынуждены определять свое отношение к общемировоззренческим идеям этого феномена При этом ученые все еще не пришли к единому мнению в определении самой природы зороастрийского мировоззрения - является ли оно дуалистическим или монистическим, в определении самой структуры этого мировоззрения - степени наличия мифологического, религиозного и философского в нем; ведутся дискуссии вокруг онтологии и гносеологии зороастризма, философских категорий, системы права и этики, вклада зороастризма в мировую культуру. Отрадно, что в исследование этих принципиальных проблем вносят свой посильный вклад таджикские ученые. Нам думается, одной из причин, стимулирующих исследования развернутых проблем зороастризма в целом и его мировоззренческих и культурологических аспектов, является особый интерес современного Таджикистана к этим феноменам В последнее время Таджикистан явился инициатором ряда международных и республиканских научных конгрессов, симпозиумов, конференций, по результатам которых издан ряд сборников5, начато углубленное и комплексное исследование
5 См Нахусткомуси миллат - Хучанд, 2001 - 229 с , Пажухиш дар фарханги бостони вашинохти Авесто Мачмуадар2чилд Бо кушиши Масъуд Миршохй - Порис, -1997 (на фарси), Молодые ученые и современная наука Выпуск 2
различных аспектов культуры древнеиранских народов Особо хочется отметить работы таджикских философов, которые затронули именно мировоззренческие вопросы ариев и зороастрийцев6
Вместе с тем мы выявили, что в аспекте художественно-эстетических свойств зороастризма работ чрезвычайно мало При этом в научном плане они представляют преимущественно пройденный этап Следует подчеркнуть, что работы, о которых идет речь, отличаются своими целями и задачами, отражают веяния своей исторической эпохи Например, размышления Гегеля об эстетике Авесты и зороастрийцев представляют собой продукт культуры Европы XIX в Отсюда его наблюдения и интерпретация философии и эстетики зороастризма вобрали в себя все достоинства и недостатки того времени Гегель явился одним из первых в мире исследователей, который рассматривал эстетику зороастризма как систему в контексте его мифологии и религиозно-философского учения
Однако, ввиду того, что он имел в своем распоряжении лишь первые неточные опыты перевода зороастрииских текстов, ввиду того, что не был достаточно знаком с художественной культурой древнеиранских народов, ввиду того, что он был одним из идеологов европоцентризма, а также ввиду того, что Гегель пытался подчинить материал под свою систему развития абсолютного духа, то
-Душанбе ТГНУ, 2002, Арийская цивилизация в контексте евроазиатских культур / Составители А Раджабов, Р Мукимов, П Джамшедов, X Назаров
Душанбе Дониш, 2006 - 739 с, Духовная культура таджиков в истории мировой цивилизации - Душанбе, 2002 - 520 с, Зороастризм и его значение в развитии цивилизации народов Ближнего и Среднего Востока Душанбе, 2003
400с , Авеста в истории и культуре Центральной Азии - Душанбе, 2001 - 541 с , From the Humns of Zarathustra to the songs of Borbad - Dushanbe, 2003 - 272 p , Ancient Civilization and its role in formation and Developing of Central Asian culture of Samamdes epoch - Dushanbe, 1999 -175p
6 Хазраткулов M Ориеихо ва тамаддуни орией - Душанбе Дониш, 2006 -579 с Музаффарй М Антропологияи орией - Душанбе Дониш, 2006 - 124 с Особо хочется отметить работы Муминджанова X X, которые непосредственно рассматривают философские проблемы зороастризма Муминзода X (Муминджанов X) Зардушт ва ойини у Дар 2 бахш - Душанбе, 1993, Муминчонов X, Турон - гахвораи тамаддуни орией - Душанбе, 2004 - 297 с , Его же Философские проблемы зороастризма -Душанбе, 2000 -244 с, его же Идеи непрерывного движения и всеобщего развития в Авесте / Арийская цивилизация в контексте евроазиатских культур -Душанбе Дониш, 2006, - С 466-482
ему не удалось дать объективную оценку зороастризму в целом и его эстетике, в частности.
Исследования таджикского ученого X Юсупова7, при всей инновационности подхода к эстетическим проблемам зороастризма, страдают фрагментарностью Такую же фрагментарность имеют и работы узбекистанского автора А. Курбонмамадова8
В отличие от других авторов лишь И С Брагинский более последовательно в ряде работ рассматривал эстетические воззрения Авесты и древних зороастрийцев Однако и у этого автора, сделавшего чрезвычайно много полезного для науки, при всей многоас-пектности его исследований, базирующегося на новом этапе аве-стологии, нередко наблюдалась тенденция применения методики, принципов и категорий иной культуры к реалиям авестийской и зороастриискои эстетики, он выводил эстетику зороастризма из его этики, что, в конечном счете, сужало понимание эстетических представлений древних зороастрийцев
В противовес философско-эстетическим исследованиям, искусство Древнего Ирана и Центральной Азии в контексте темы диссертационного исследования в настоящее время изучено сравнительно удовлетворительно9 Важно подчеркнуть, что большая часть исследований осуществлена за счет достижений археологов В данной диссертации мы опирались, прежде всего, на результаты археологических раскопок, выявлявшие ареал расселения иранских народов В частности, мы имеем в виду исследования А. Мандельштама, М Массона, Г. Пугаченковой (Парфия, Бактрия), С Толстова, Ю. Рапопорта (Хорезм), А Беленицкого, М Дьяконова, Б И Маршака (Согд), Б Литвинского, И. Пичикяна (Фергана, Бактрия), А Берн-штама, Л Альбаума (Балалык-тепе, Узбекистан), М Дандамаева,
7 Юсупов X Классическое искусство и развитие эстетической мысли
таджикского и персидского народов Автореферат кандидатской диссертации
-М.-1981
-
Курбонмамадов А Эстетические представления древнеиранских народов в Авесте / Борбад эпоха и традиции культуры -Душанбе Дониш, 1989 -С 251 -261, Он же Лучшее благо из всех благ // http //www zerkalo21 uz/ekologiya/ luchshee_blago_iz_vsex_blag mgr Лучшее благо из всех благ // http //www zerkalo21 uz/ekologiya/ luchshee_bbgo_iz_vsex_blag mgr
-
См Работы таких исследователей, как Гиршман Р М , Стронах Д , Ниландер К , Луконин В Г, Сарианиди В И , Ставиский Б Я, Шлюмберже Д , Хайд Мори Ках, Хуршедиен Ардашер, Якубов Ю и мн др
В Луконина (Иран),), Н Негматова, У Пулатова (Уструшана) Наряду с этим применяются иные методики исследования Так, наблюдения и выводы профессора Нурджанова Н10. относительно театральных традиций таджикского народа опираются, разумеется, на достижения археологии Но вместе с тем, с нашей точки зрения, весьма ценными являются проведенные исследования самого ученого, в которых охвачена вся территория Таджикистана и Узбекистана Исследования велись на протяжении нескольких десятилетий середины XX века И в ходе этих исследований наряду с другими материалами собрана ценнейшая информация о сохранившихся рудиментах зороастрийского театра и хореографии в дошедших до середины XX в театральных и танцевальных традициях таджиков. Музыковед Хакимов Н11, базируясь на археологические раскопки, суммируя иные источники, в частности, осуществляя текстологический анализ Авесты, выявляет музыкальные традиции древних иранцев в целом и зороастрийцев, в частности Некоторые ученые подходят к своим темам исследований методом гипотетического реконструирования. Таковой, на наш взгляд, является работа рано ушедшего из жизни молодого исследователя А Шохуморова, определившего функциональные свойства и символику бадахшан-
В частности, см Сарианиди В И Золото безымянных царей // Курьер ЮНЕСКО -1990, № 1 - С 29 - 32, Дандамаев М А , Луконин В Г Культура и экономика Древнего Ирана - М Наука, 1980 - 417 с , Шлюмберже Д Эллинизированный Восток - М , Искусство, 1975; CD "Цивилизация Бактрии и Согдианы", Национальная комиссия ЮНЕСКО, АН РТ, 2002 / Автор-составитель А Раджабов, Кох X М Аз забоне Дорюиш Нашри панчум -Техрон, 1379 - 360 с Дії Международный конгресс по иранскому искусству и археологии - М - Л , 1939, Якубовский А Культура и искусство Средней Азии Л ,1940, Duchesne - Guillemin J Art and religion under the Sasanians I Memorial Jean Menasce Louvam, 1974 -P 147-154, Frankfort H Achemenian sculpture - AJA, Vol 50, 1946 - P 6-14, Nylander С lonians in Pasargadae Studies in Old Persian architecture -Uppsla, -1970, Porada E The Art of Ancient Iran -NY, -1965
10 Нурджанов H X Традиционный театр таджиков В 2-х тт Душанбе, 2002
-702 с, Он же Олами беканори ракси точик - Душанбе, 2004 -340с
11 Хакимов Н Музыкальная культура таджиков древнейшая, древняя и
раннесредневековая история В 2-х кн Кн 1 Социофункциональные аспекты
эволюции музыкальной культуры таджиков -Худжанд,2001 -450с Кн 2 История
музыкального инструментария таджиков, - Худжанд, 2004 - 460 с с илл
ского жилища12 в контексте арийской цивилизации
Однако, несмотря на такое многообразие исследований, они преследуют свои специфические цели и задачи В этом смысле академик М Диноршоев справедливо отмечает, что в исследовании данных феноменов «наступает следующий этап - развернутый, многоаспектный комплексный анализ проблем арийской цивилизации и одной из ее ветвей - зороастризма Думается, общим недостатком имеющихся исследований по данной проблеме является то, что они как бы оторваны друг от друга, налицо отсутствие комплексного подхода к зороастризму, анализа его как цельной системы»13
До сих пор отсутствует целостный взгляд именно в аспекте фи-лософско-эстетического анализа ценностей зороастризма, где был бы подытожен весь накопленный фактический и теоретический материал, где, опираясь на общеметодологические и предметные исследования, была бы выявлена общая картина состояния эстетических и художественных представлений, четко обусловленные общемировоззренческими догмами зороастризма
В этой связи мы в разделе цели и задачи исследования определили для себя те конкретные аспекты философско-эстетических идей зороастризма, которые, с нашей точки зрения, являются актуальными и нуждаются в углубленном исследовании
Целью исследования является анализ философско-зстетического наследия зороастризма в контексте индоиранской и индоевропейской культуры Автором ставятся следующие конкретные задачи:
- выявление истоков философии и эстетики зороастризма в
контексте индоевропейских традиций;
-уточнение сущности доктрины Заратуштры в аспекте темы исследования,
определение места и роли мифологического сознания в фило-софско-эстетическом учении зороастризма,
определение значения таких аспектов зороастрийского мировоззрения, как монизм, натурализм, принцип чистоты, система символов для эстетики и художественной культуры зороастризма,
12ШохуморовА Памир - страна ариев -Душанбе, 1997 -195с
13 Диноршоев М От редактора/Рахимов С Эстетика зороастризма -Душанбе
Дониш 2006 - 406с с илл - С 4
исследование особенностей эстетики зороастризма,
выявление места человека в ней,
-исследование отношения древних иранцев к творчеству и творцу,
показ места и роли искусства в зороастрийском ареале,
показ зороастрийских тем и мотивов в современном таджикском искусстве и, тем самым выявление степени присутствия и влияния зороастризма на современное историческое и эстетическое сознание таджикского народа,
Источники исследования Основными источниками настоящего исследования являются Ригведа (в переводе на фарси С Дж Ноини, в переводе на русский Т.Я Елизаренковой) Гаты-песни древнего пророка, другие книги Авесты и зороастрийские тексты, изданные разными авторами и в разных переводах, в особенности И ПуриДавуд,Дж Дустхо, Ф Азаргошасба, Б Бобохоновым, в русских переводах, особенно И М Стеблина-Каменского, О М Чунаковой, В Ю Крюковой, обширные материалы, выявленные отечественными и зарубежными историками, археологами, текстологами, этнографами, антропологами, искусствоведами, религиоведами
Методологической основой исследования является исторический и диалектический подходы к изучению наследия прошлого При анализе конкретных аспектов автор исходил из метода сопоставительного и комплексного анализов Методологической основой диссертации также служили методы таких интеллектуалов, как Г В Ф Гегель, К. Маркс, Е Э Бертельс, В В Бартольд, М М Бахтин, А Ф. Лосев, С Аверинцев, а также труды философов Таджикистана -AM Богоутдинова, М Д Диноршоева, X Д Додиху-доева, М. Музаффари, М Хазраткулова, X X Муминджанова, Ш Абдуллоева, Ф М Турсун-заде и других. В ходе исследования мы опирались на достижения мировой школы изучения зороастризма, и в особенности, на труды российских ученых, таких, как К Ино-странцева, Б. Тураева, Ф Розенберга, Б Бартольда, В В Струве, СП Толстова, В.Г Луконина, М А Дандамаева, И М. Дьяконова, В И Абаева, Э А Грантовского, Т Я Елизаренковой, О М. Чунаковой, Е А. Дорошенко, Л А Лелекова, С Н Соколова, И М Стеблина-Каменского и многих других
Научная новизна работы Эстетический и художественный аспекты наследия древнеиранских народов, исповедовавших зороаст-
ризм, ранее не подвергались подобному многогранному рассмотрению В настоящей диссертации впервые
доказывается единство эстетического мышления зороа-стрийцев с общемировоззренческими, мифолого-религиозными и философскими идеями зороастризма,
в свете этого по-новому переосмысливаются идеи монизма, монотеизма, выявляются эзотерический и экзотерические аспекты учения Заратуштры, традиции натурализма, культ природы, принцип чистоты, семантика символов в зороастризме;
выявлена и категоризована специфика таких основных понятий эстетики зороастризма, как Прекрасное и Безобразное,
осмыслено место человека в эстетике зороастризма,
переосмыслено проявление основных мифолого-философ-ских идей зороастризма в произведениях искусства древнеиран-ских народов,
- методом «обратной экстраполяции», дешифровки сути мифи
ческих космогонических и космологических представлений древ
них таджиков выявлено их реальное отношение к творчеству и
творцу,
- в контексте темы исследования сделан анализ приоритет
ных видов и жанров древнетаджикского и древнеиранского искус
ства, выявлена их тематика,
выявлены зороастрийские темы и мотивы в современном таджикском искусстве в синтезе современного художественного мышления.
На зашиту выносятся следующие положения:
-художественно-эстетические идеи зороастризма явились результатом системной переработки предшествовавших индоиранских и индоевропейских традиций, а также соседних культур Главным источником формирования имплицитного философского, эстетического и художественного сознания зороастрийцев явились древнетаджикские мифы и реальная природная и социальная среда обитания. Система мифолого-религиозных символов и образов, отображенных в Авесте, зороастрийских текстах, в произведениях искусства древнеиранских народов, несмотря на то, что внешне, в одном случае, основывается на принципах антропоморфизма, а в другом - на зооморфизме, - в целом же, по сути, исходит из антропологизма,
Заратуштра в своем учении преобразовывает древнеа-рийский миф в универсальное религиозно-философское учение, ориентированное преимущественно на реформу сознания и жизнедеятельности своего общества На острие его пирамиды находится Ахура-Мазда - Бог мудрости, разума, порядка Именно это является подлинной революцией в сознании хаотичной, эмпирически неорганизованной политеистической эпохи Зара-туштры. Заратуштра был близок к пониманию того, что мир, представленный взору и пониманию человека, исконно состоит из столкновения противоположных начал и что основу преобразований, изменений и даже развития мироздания и духовного мира людей составляет борьба противоположностей В древнем зороастрийском имплицитном философском и художественном мышлении все исходит преимущественно из парных антиномий, подчинено концепции неизбежности борьбы противоположных сил - Света и Тьмы, Истины и Лжи, Добра и Зла, Прекрасного и Безобразного и т д ,
несмотря на то, что эстетическое и художественное мышление зороастрийцев имеют имплицитный характер, тем не менее, они не являются бессистемными, а обладают в рамках своего времени концептуальной стройностью, которая обусловлена общемировоззренческими мифолого-религиозными и философскими концепциями зороастризма,
определение Прекрасного в зороастризме не однозначно, как не однозначны сами воззрения зороастризма на всем протяжении его формирования и развития Оно в одном случае означает процесс движения феномена к своему идеалу, к своему совершенству Абсолютным прекрасным является Бог, Ахура-Мазда, его эманации Прекрасным является идея. Ее же воплощение - есть относительное прекрасное, ибо опредмеченная идея доступна воздействию силам Ангра-Манью Для зороастрийца прекрасное есть чистая, освобожденная от примесей дэвов, от скверны жизнь, ее совершенный, возвышенный образ. Прекрасным по зороастризму является борьба, которая может склонить чашу весов в сторону победы сил Ахура-Мазды над силами Ангра-Манью В этой связи прекрасными являются все силы, и изиды - ангелы, и животный мир, и мир растений, словом, и флора и фауна, и, особенно, человек Но такой человек, который, будучи свободным в своем выборе, осо-
знанно избирает именно борьбу с силами, противостоящими Аху-ре и его ангелам Прекрасным, совершенным человеком независимо от пола, согласно доктрине зороастризма, является тот, кто познал своего Бога - Ахура-Мазду, осознанно выбрал те принципы, которые проповедует зороастризм, совершенствуясь физически и очищаясь духовно, проявляя волю к труду, к Правде, к торжеству Закона, осмысленно и бережно относясь ко всему тому, что способствует гармонии жизни - жизни материальной и духовной При определении сущности Прекрасного и выявлении критериев Безобразного в человеке зороастрийцы исходили не только из определения внешних природных данных - здоровое молодое (15-летнее) тело, родовитость, идеальное соответствие своим биологическим (половым) функциям, но и из духовного состояния героев Соответственно все, что противоречит этим принципам, является Безобразным,
в зороастризме именно человек, в конечном счете, связывает в гармоническое целое космос, Бога и общество В мире Зла нет гармонии Все там деструктивно, неестественно, непривычно тем моделям, которые изобретены Богом. Все вредоносные существа наподобие жабы, змей, скорпионов, муравьев и прочих - безобразны Потому что они вредоносны человеку. В зороастризме ценности мира рассматриваются через призму интересов человека Этот принцип распространяется и на эстетику зороастрийцев,
метод «обратной экстраполяции», дешифровки сути мифических космогонических и космологических представлений позволил выявить представления древних иранцев о творчестве и творце Творчество по представлениям древних арийцев начинается с идеи Затем она воплощается в материальное Творчество рассматривается как особое деяние. Творец тот, кто создает новое и тем самым упорядочивает мир хаоса. Поэтому плотники, кузнецы, жрецы, певцы, поэты, все, кто обладал даром творчества, почитались особо. Зороастрийцы культивировали хаому, поскольку она рассматривалась как божественный напиток, стимулировавший процесс творчества, вдохновения,
ведущим свойством искусства древнеиранских народов, который проявлялся даже в искусстве малых форм, был монумента-лизм, преобладающим стержнем сюжетов была борьба противоположностей, а также воплощение торжества идей зороастризма
Эстетика и художественная культура древних зороастриицев при всем очевидном заимствовании у других культур, обладали своими специфичными особенностями, которые базировались на идеологии зороастризма, традиций культуры арийских народов Поэтому при исследовании этих свойств нельзя подходить к ним мерками других культур,
- интерес к арийско-зороастрийской культуре в современном таджикском обществе продиктован объективной необходимостью познать истоки своего прошлого Однако культура прошлого таит в себе такую нерастраченную энергию, которая может быть воспринята современным обществом неадекватно Ибо она, даже в научных целях «расконсервированная», может представлять определенные негативные последствия в сознании различных слоев современного общества Поэтому, приобщаясь сегодня к этой культуре, мы должны оглядываться и думать о последствиях того, что мы хотим сделать с этим наследием В противном случае это может быть чревато непредсказуемыми последствиями В свете этого следует анализировать произведения современной таджикской литературы, театра, кино, изобразительного искусства, архитектуры, где проявляется интерес к наследию зороастризма
Научно-практическая значимость Основные положения и выводы работы могут быть использованы при составлении учебников и учебных пособий для школ и ВУЗов Таджикистана и других стран, при чтении спецкурсов по истории философии, религиоведению, культурологии, истории эстетики и искусства
Инновационные идеи исследования могут стать материалом для более углубленных научных разработок по доисламской философии, эстетике, истории искусства и этнографии, мифологии иранских народов
Содержание и выводы исследования могут послужить также материалом для формирования национального самосознания таджикского народа, ищущего позитивный интеллектуальный потенциал для дальнейшего развития на пути к гражданскому обществу
Материалы исследования могут стать также предметом для изучения интеллектуальных и исторических истоков сближения народов, укрепления толерантности и взаимного доверия
Апробация исследования Работа над темой диссертации была
начата в 1996 году Работа частично и в целом неоднократно обсуждалась в Отделе онтологии и гносеологии Института философии им. академика А М Богоутдинова АН Республики Таджикистан Отдельные ее аспекты были представлены в виде научного доклада на Первом международном Конгрессе индоиранской цивилизации «Исследования Древнего Ирана и Авесты» (1996, Душанбе); также на Втором Международном Конгрессе индоиранской цивилизации «Исследования Древнего Ирана и Авесты», (1997, Голландия), на Международном научно-теоретическом симпозиуме, посвященном 1100-летию государства Саманидов «Древняя цивилизация и ее роль в формировании и развитии центрально-азиатской культуры эпохи Саманидов», (1999, Душанбе), на Международном семинаре «Мир Ирана и Турана» (2001, Тегеран), на Международной конференции «Зороастризм и его значение в развитии цивилизации народов Ближнего и Среднего Востока», (2003, Душанбе), на Научно-теоретическом семинаре «Отражение природы в искусстве Востока», (2005, Душанбе), на Теоретическом семинаре Таджикского Государственного Национального университета, посвященном исследованию проблем арийской цивилизации в сентябре 2006 г , а также в ходе сотрудничества автора в Программе Ага Хана «Человековедение» в период с 1999 по 2003 гг. по составлению учебных материалов для вузов Центральной Азии
Основное содержание диссертации отражено в пяти книгах, в брошюре и ряде статей автора
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на совместном заседании Отделов истории философии таджикского народа и стран Востока, истории и философии религии, онтологии и гносеологии Института философии им. академика А М. Богоутдинова АН Республики Таджикистан.
Структура работы: диссертация состоит из Введения, четырех глав, Заключения, списка использованной литературы