Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философский анализ мировоззрения Муборака Вахани Гулхасан, Мирхасан

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гулхасан, Мирхасан. Философский анализ мировоззрения Муборака Вахани : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.03 / Гулхасан Мирхасан ; [Ин-т философии, политологии и права им. А. Баховаддинова АН РТ].- Душанбе, 2015.- 158 с.: ил. РГБ ОД, 61 15-9/233

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В работе анализируются философские взгляды таджикского поэта и мыслителя конца XIX начала XX вв. Муборака Вахани. Поставленные в ней проблемы, являются особенно актуальными в связи с мало изученностью наследия данного мыслителя, оказавшего большое влияние на жизнь ваханских таджиков, живущих в горных регионах Памира и Гиндукуша, а также с тем особым положением, которое занимает этическая гностическая философия в истории мировой философской мысли в целом.

В VIII в. появилась суфийская литература, как своеобразная эзотерическая интерпретация Корана и ислама. Изложенные в ней идеи в последующие века были оформлены в особое мистико-философское учение, отличавшееся своей онтологией, гносеологией, антропологией и этикой, заимствованными у древних народов Персии, Греции и Индии. Эти философские взгляды, выраженные в эзотерической форме и поныне оказывают сильное влияние на умонастроения отдельных личностей и общества нашего региона. Уже одно — это обстоятельство делает изучение философских проблем гностического и эзотерического характера весьма актуальным и востребованным.

Необходимость такого исследования диктуется также тем,
что в Таджикистане в настоящее время проводятся кардинальные
политические, экономические, социальные и культурные
реформы, ориентированные на развитие национальной
идентичности, и наследие Муборака Вахани здесь может сыграть
свою роль. Его философско - этические идеи, изложенные на
персо-язычном языке, созвучны общим принципам хорасанской
эзотерической литературы, они позволяют выявить глубинные
корни этой культурной идентичности в современных процессах
национального строительства Таджикистана. Это очень важно
также для создания оптимальной концепции

межконфессиональных отношений и ее реализации в таджикской геополитической и социально - политической реальности.

Таким образом, эзотерическая философия Муборака Вахани, в основе своей носящая гуманистический характер, конечно, вполне актуально для изучения ее с позиций

современной жизни. Человек в его учении является высшим выражением всего бытия и достоин всяческих почестей, жизнь человека - самоценна. В нынешних условиях, когда человеку угрожают различные риски социально - политического, психологического и даже онтологического характера, идеи этого философа о человечности, о вечной ценности добра приобретают новое качество.

Известно, что современная философия, в отличие от философских учений прежних эпох, является открытой системой, и в её рамках обсуждаются и признаются равнозначными и научные, и ненаучных, вне научные, и рациональные, иррациональные формы знания. С этой точки зрения, анализ онтологического, гносеологического и этического учений Муборака Вахани и определение их места в контексте других гносеологических и социально - этических концепций -вполне актуальная задача.

Следует отметить, что таджикская персо-язычная литература процветала в прошлом не только в центральных городах Ирана, Индии и Центральной Азии (в Ширазе, Дехли, Бухаре, Самарканде). Ее богатые просветительские традиции развивались и в периферийных областях и провинциях, а также в трансграничных территориях, таких как Горный Бадахшан

Творчество Муборака Вахани (таких), в свою очередь подтверждает и тот факт, что литературная традиция имела не только назидательно - этический и эстетический характер, она несла в себе огромный философско - мировоззренческий потенциал, который по достоинству еще не оценён и не стал предметом серозного историко - философского анализа.

Примечательно, что в XIX в. в Вахане и Шугнане, весьма отдалённых от культурных центров, были люди, которые серьезно размышляли о проблемах бытия (вселенной и человека) и излагали свои идеи в литературной, часто гностической форме. Муборак Вахани был первым в ряду этих философов, и его творчество заслуживает самого пристального внимания и изучения.

Степень научной разработанности темы исследования. Несмотря на то, что упоминания и сведения о творчестве Муборака Вахани появились еще в начале XX в., ни одно из его

литературных произведений до сих пор не было опубликовано. Литературное наследие Муборака Вахани исследовалось лишь фрагментарно.

Краткие сведения научного характера о произведениях Муборака Вахани были представлены в 1961 г. известным русским исследователем А. Е. Бертельсом в его журнальной публикации, посвященной рукописям Памира1. Позже таджикский ученый М. Бакоев2 и русские ученые А. 3. Розенфельд и А. И. Колесников3 также упоминали имя поэта в своих работах.

Особенно значимыми в рамках анализируемых автором проблем, являются исследования известного таджикского литературоведа А. Абибова - «Ганчи Бадахшон»4 («Сокровище Бадахшана») и «Аз таърихи адабиёти точик дар Бадахшон» («Из истории таджикской литературы в Бадахшане»), в которых дается первая подробная научная характеристика творчества Муборака Вахани5.

В 2008 г. в Нью-Йорке вышла книга молодого таджикского ученого А. Илолиева6, в которой автор, основываясь на творчестве Муборака Вахани, попытался проанализировать его суфийские идеи. Более подробное описание жизни и творчества этого мыслителя приведено в биографической работе научно-популярного характера С. Матробова7.

Все перечисленные работы заслуживают внимания, но скорее с филологической точки зрения, поскольку творчество

1 См.: Бертельс А.Е. Находка рукописей в Таджикистане //

Проблемы востоковедения. 1959. №6. С.222-223.

2См.: Бакоев М. В поисках восточных рукописей // Народы Азии и

Африки. 1962. №3. С.238-239.

3См.: Розенфельд А. 3, Колесников А. И. Краткие сообщения и

заметки // Эпиграфика Востока. М., 1963.Т.16. С.130-131.

4 См.: Абибов. А. Ганчи Бадахшон. Душанбе: Ирфон, 1972.С.140.

5См.: Абибов А. Аз таърихи адабиёти точик дар Бадахшон.

Душанбе: Ирфон, 1971.С.47.

6См.: Iloliev A. The Ismaili - Sufi Sage of Pamir: Muborak-i Wakhani and

the esoteric Tradition of the Pamiri Muslims. New York, 2008.P. 231.

7См: Матробов С.К. Мубораки Вахонй. Душанбе, 2010. СПб.

Муборака Вахани рассматривалось в них в основном в литературоведческом ракурсе. Философского же изучения его мировоззренческих взглядов до сих пор не проводилось. Это обстоятельство и определило цели и задачи диссертационной работы.

Цель и задачи исследования. Основной целью
представленной диссертации является общефилософский анализ
мировоззрения Муборака Вахани на основе его рукописных
произведений, важнейшей составной частью которых является
его учение о морали, пронизанное идеями гуманизма,
толерантности, необходимости совершенствования

нравственности человека и общества, устранения злонравия и укоренения добронравия. В нынешних условиях, когда в мире усилилось влияние различных крайне радикальных идеологий и обострился фанатизм, вышеперечисленные качества и идеи свободомыслия, отраженные в трудах Муборака Вахани, приобретают особую познавательную общественно -политическую значимость. С целью выявления и изучения таких прогрессивных идей и их пропаганды, которые могут способствовать установлению общественного порядка, укреплению в общественном сознании добродетельных моральных устоев, когда люди начнут следовать идеалам справедливости, добра, любви к своему отечеству и др., автором были поставлены следующие задачи:

- изучить политическую, экономическую и социальную ситуацию в Бадахшане в период жизни Муборака Вахани, повлиявшую на формирование личности мыслителя и его этико -философских взглядов;

-охарактеризовать духовную и культурную жизнь Бадахшана эпохи жизни и деятельности мыслителя, которая нашла отражение в его творчестве и способствовала его становлению как философа-мистика;

-реконструировать биографию, основные вехи жизненного пути Муборака Вахани на основе автобиографических данных, приведенных в его произведениях, а также информации, предоставленной автору его потомками;

-глубоко и более скрупулезно проанализировать произведения Муборака Вахани, охарактеризовать их

особенности, структуру и содержание, а также определить их роль и значение в последующем развитии религиозно-философской мысли в Бадахшане;

-выявить наиболее важные аспекты онтологических и гносеологических воззрений мыслителя и сопоставить их со взглядами его предшественников (Санои, Носири Хусрава, Аттора, Руми и др.), последователем которых он являлся, и обосновать их особенности;

-исследовать антропологические взгляды Муборака Вахани, в частности, его взгляды на происхождение, сущность и существование человека;

-рассмотреть учение Муборака Вахани о морали и нравственности, обосновать возможности его преемственности.

Источники исследования. Главными источниками для написания диссертации послужили оригинальные произведения мыслителя. Автор опирался на такие его поэтические произведения, как «Девони ашъор» («Сборник стихов»), «Куллиёт» («Полное собрание стихов»), «Толиб-ул - матлуб» («Ищущий желаеммого»), «Катрат-ул-бахр» («Капля моря»), «Кашф-ул-салавот» («Раскрытие благословений»), «Хрчот ва муночот» ( («Нужды и молитвы»), «Тугрои султонї» («Монограмма»), «Саодати куллиёти бунёди Умм-ул-китоб» («Матерь книг»), «Тафсири калом дар мучрдалаи Иблис ва Одам» («Интерпретация аята Калама об истинности спора между Дьяволом и Человеком») «Чихил дунё» («Сорок миров») «Пандномаи Рисолат», («Назидание о пророческой миссии»), «Маснави Тарчимат-ул-баён» («Переложение оправданий»).

Предмет исследования - философские идеи Муборака Вахани, его мировоззренческие взгляды, анализируемое с философских позиций.

Методологические и теоретические основы исследования. В работе использованы исторический, объективный, логический, диалектический, филологический и сравнительный методы анализа первоисточников и изложенных в них идей мыслителя. Общетеоретической основой исследования послужили труды ученых - востоковедов советского и постсоветского времени, мусульманских

философов, исследования историков таджикской философии и религии.

Филологический метод анализа, использованного на первом этапе исследования, позволил дать толкование ряду поэтических конструкций, таких, как: «толиб» («взыскующий [«Бог»], «матлуб» («высекаемый») [«Бог»], «ишк», («любовь к Богу»), «маърифат», («познание Бога»), «факри», («аскет, отказывающийся от материальных благ»), «мукошифа», («поиск Бога»), «хак», («истина»), с помощью которых Муборака Вахани раскрывает содержание концепций суфийской философии.

Основным же методом анализа философского наследия стала историко -философская реконструкция взглядов мыслителя на основе изучения его работ.

Научная новизна диссертационного исследования. Настоящая работа является первым философским исследованием творчество Муборака Вахани, в котором этико - гностическая философская концепция мыслителя анализируется на основе непосредственного изучения его рукописных сочинений.

В диссертации впервые:

-вводятся в научной оборот новые оригинальные рукописные источники (на фарси) по истории таджикской философии XIX в;

-раскрывается новый ареал философских идей, сформировавшихся на почве синкретизма западной (греческой) и восточной (древнеиранской, исламской и др.) культур. Географически он находился на стыке Центральной Азии и Индийского субконтинента;

-даётся характеристика творческого наследия мыслителя, приводится перечень его трудов, анализируются их структура и содержание; выявляются роль и значимость произведений Муборака Вахани в духовно - культурной жизни Бадахшана;

-реконструируется научная биография мыслителя на основе его автобиографических сведений и информации, предоставленной его потомками;

-систематизируются его религиозно - философские взгляды, основу которых составляет этико - гностическая традиция. Мыслитель в своем творчестве обращался к философским идеям древней Греции, Персии и Индии, а также

рационалистическим и эзотерическим традициям исмаилизма и суфизма;

-анализируются и обосновываются его онтологические, гносеологические, антропологические и этические взгляды;

-определяются сущность и особенности этико -философского значимость произведений и гностико -эзотерической философии Муборака Вахани;

-осуществлен сравнительный анализ идей Муборака Вахани с рациональными идеями Санои, Аттора, Джалалуддина Руми, посредством чего определяются общность и различие их взглядов.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. современным историкам философии творчеств Муборака Вахани неизвестно, между тем его по праву можно считать одним из ярких представителей персидско-таджикской философской и литературной традиции позднего средневековья. Он является преемником и продолжателей идей Насира Хусрава, Санои, Аттора, Джалолуддина Руми, Абдуллои Ансори, Абдулкодира Бедиля и др.;

  2. появление мистических идей в поэзии Муборака Вахани было обусловлено социальными и культурно-политическими условиями, сложившимися в конце XIX начале XX вв. в Бадахшане, и сильным влиянием суфийской философии на общественную жизнь того времени;

  3. в произведениях Муборака Вахани изложены философские взгляды о мире, вселенной, жизни и смерти, о вечности и др. При этом онтологические и гносеологические идеи творчества Муборака Вахани являются образцом синкретизма идей исмаилизма и суфизма;

  4. Онтологические воззрения Муборака Вахани имеют идеалистический характер. Мыслитель считает Бога («Абсолюте») единственной причиной бытия. Будучи последователем «Ихван-ус-сафо» и эзотеризма, Муборак верит в конечное единение человека с Богом. Бытие, по его мнению, является отражением божественного света. Однако мыслитель, следуя теории отрицательной теологии, считает, что познать Бога, и его пребывание во всем сущим невозможно. Настоящее бытие - это Бог, а все остальное - тень, луч, метафора Бога. По

его мнению, мир есть реализация божественного света, и поэтому он и имеет ценность;

  1. гносеология Муборака Вахани вполне соотносится с суфийской теорией познания (эзотерической философией). В последней главной проблемой было определение пути к Богу. Известные образы мистической поэзии: «взыскующий», «чилла» (сорокадневное уединение для поста и молитв), «сайру сулук» (подвижническая аскетическая жизнь суфия), помогают мыслителю выразить мистические идеи о процессе познания, дающего надежду на познание мира и его основы;

  2. центральное место в мистическом учении поэта -мыслителя занимает проблема места человека в мироздании. Человек- высшее создание Бога и часть Его идентичностной говорящей сущности. Человек, по Мубораку, - часть, которая дополняется целостностью Бога - Абсолюта. Человек есть цель творения и центр вселенной;

  3. следуя синкретической традиции эзотерических школ, Муборак Вахани создает мистико-дидактические произведения с целью просвещения масс. При этом вопросы морали и этики выдвигаются им на передний план. Для познания бытия и сущности Бога человек должен духовно вознестись, воспитывая в себе такие важные ценности, как добро, справедливость и праведность, моральные качества, он должен достичь морального совершенства. Добродетельный человек создаёт рай прежде всего в собственной душе.

Теоретическая значимость диссертационной работы определяется ее новизной и выдвинутыми на защиту положениями. Поставленные в ней проблемы могут послужить основанием для дальнейшего исследования синкретической традиции персо-язычного суфизма, интегрированного с исмаилизмом, основными этическими и философскими положениями исмаилизма в Горном Бадахшане Таджикистана и сопредельной страны - Афганского Бадахшана.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы при чтении учебных курсов по истории отечественной и зарубежной персидско-таджикской литературы, философии религии, религиоведению и этики.

Апробация работы. Основные положения диссертации неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры философии Хорогского государственного университета (ХГУ) им. М. Назаршоева. Результаты исследования изложены автором в виде докладов на ежегодных научно-практических конференциях Института философии, политологии и права им. акад. А. М. Баховаддинова Академии наук Республики Таджикистан (Душанбе, 2004-2014 гг.), опубликованы в виде научных статей в периодической печати, в журналах, рецензируемых ВАК РФ, других изданиях.

Диссертация была обсуждена на заседаниях кафедры философии ХГУ (протокол №3 от 5 сентября 2014 г.) и отдела истории философии Института философии, политологии и права им. А. М. Баховаддинова АН РТ (протокол № бот 6 марта 2015г.) и рекомендована к защите.

Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения и списка использованной литературы.