Введение к работе
Актуальность темы. За последние два десятилетия перед вьетнамскими исследователями была поставлена актуальная задача по дальнейшему, более глубокому, исследованию истории отечественной общественно-политической, и теоретико-мировоззренческой или философской мысли. В ходе решения этой непростой проблемы многие вьетнамские ученые неоднократно поднимали вопрос о том, что же из себя представляет традиционная вьетнамская мысль, является ли она в подлинном смысле философской или нет?
По мнению одних участников этой дискуссии, принимающих марксистское определение философии как науки о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, в истории вьетнамской мысли не было подобных философствующих мыслителей. По мнению других - традиционная вьетнамская мысль все же затрагивает философские проблемы, хотя и не углубляется в них.
После долгих и тщательных исследований, в 1991 г. появилась коллективная монография под названием «История вьетнамской мысли» под редакцией Нгуен Тай Тхы. Этот труд стал обобщенным результатом междисциплинарного сотрудничества ученых, работающих в самых разных областях культуры Вьетнама. Их выводы свидетельствуют прежде всего о том, что хотя идейное содержание вьетнамского материала и могло бы рассматриваться сквозь призму классического европейского философского знания, оно все же не вмещается в его рамки. Это означает, что духовная культура средневекового Вьетнама не может быть однозначно представлена в виде философской дисциплины. Лучшие результаты сулит такая методология исследования, которая основывается на более традиционном понимании характера духовной и интеллектуальной деятельности в странах Дальнего Востока.
.>
Положительно оценивая значения данного фундаментального труда отечественных специалистов в области духовной истории вьетнамского общества, мы пришли к твердому убеждению, что для конкретного осмысления специфики традиционных восточных форм теоретического мышления нужно обратиться к более широкому кругу мыслителей, которые в своем творчестве затрагивали не только сугубо мировоззренческие проблемы, но и вписывали их в рамки жизненного опыта, в повседневную общественную практику. Соединение в творчестве восточных мудрецов их глубокомыслия с образностью выражения, которое доступно даже простому человеческому «сердцу», отличает специфику философствования во вьетнамской духовной традиции.
Исходя их этого мы сознательно избрали для диссертационного исследования тему философских взглядов известного, но малоизученного мыслителя средневекового Вьетнама XVI в. Это государственный деятель и мудрец, крупный поэт и литератор Нгуен Бинь Кхием, который сумел воплотить в своем творчестве синтез идей «трех учений» {сань цзяо) - конфуцианства, даосизма и буддизма.
Цель и задачи исследования. Основная цель, которую пытался достичь диссертант в настоящей работе состояла в последовательном освещении и изложении того комплекса идей и представлений, которые нашли свое отражения в поэтическом наследии Нгуен Бинь Кхиема и которые мы условно назвали его «философскими взглядами». Вместе с тем, учитывая, что имя Нгуен Бинь Кхиема неизвестно широкой российской публике, мы старались дать достаточно развернутое описания его личной и общественной судьбы, прослеживая динамику его творческого становления.
В соответствии с указанной целью диссертационного исследования были определены следующие основные задачи:
- максимально полно использовать все имеющиеся
биографические данные о Нгуен Бинь Кхиеме, встречаю
щиеся в исследовательских работах по истории этого сред
невекового периода с тем, чтобы проанализировав соци
ально-политическое, экономическое и идеологическое со
стояние вьетнамского общества XVI в., выявить его влия
ние на формирование общегражданской позиции поэта-
мыслителя;
рассмотреть влияние китайской цивилизации на вьетнамскую культуру, подтвердив или опровергнув неоконфуцианские истоки философского мировоззрения Нгуен Бинь Кхиема;
реконструировать систему исходных, основополагающих положений философской концепции, отраженной в его поэтическом наследии, и определить ее значение в истории духовной мысли Вьетнама.
Теоретической и методологической базой работы послужили труды видных русских, китайских, французских и вьетнамских авторов по истории восточной философии и истории вьетнамской мысли. Важное значение для проведения исследования имели методологические подходы, выводы и результаты изучения конкретного историко-философского материала стран Востока, содержащиеся в работах В.Г. Бурова, А.И. Кобзева, Н.К. Конрада, Л.Н. Меньшикова, М.В. Софронова, М.Т. Степанянц, Ю.К. Щуцкого и др. Что же касается истории собственно вьетнамской традиционной мысли, то мы в значительной степени учитывали результаты исследований таких авторитетных ученых, как Буй Зуи Тан, Буй Ван Нгуен, Д. В. Деопик, Динь За Кхань, Ле Чонг Кхань, Нгуен Лок, Нгуен Тай Тхы, Н. И. Никулин, Чан ДиньХыоу и др.
Научная новизна. В настоящее время имя Нгуен Бинь Кхиема как поэта средневекового Вьетнама известно русскому читателю, поскольку русские переводы его стихов,
правда весьма немногочисленные, можно найти в различных поэтических антологиях1, но как философ, оригинальный мыслитель в России он практически не известен. Поэтому впервые в российской востоковедческой литературе диссертант представил на суд научного сообщества не только художественные, уже научно осмысленные мифопоэтические творения Нгуен Бинь Кхиема, но и их достаточно теоретически выверенную интерпретацию, учитывающую те духовные пласты вьетнамской культуры, которые цементируют в целостное мировоззрение идейные движения средневековья Вьетнама.
В этой связи анализирующиеся в данной диссертации важные общемировоззренческие, религиозно-философские представления, волновавшие современников Нгуен Бинь Кхиема и до сих пор еще не получившие скрупулезного монографического освещения, позволяют обновить наше суждение о существе взглядов мыслителя относительно пути выхода из поразившего вьетнамского общества в XV веке духовного кризиса,
В отличие от работ предшественников, которые затрагивали главным образом проблемы литературно-художественного мастерства Нгуен Бинь Кхиема, вопросы стихосложения в его творчестве, а также некоторые аспекты его этического учения, в настоящей диссертации уделяется более пристальное внимание теоретическим предпосылкам формирования «универсалистского» мировоззрения Нгуен Бинь Кхиема, которое в силу ряда культурных предпосылок вьетнамского общества сочетало в непротиворечивом единстве все главные ценности традиционной культуры - конфуцианство, даосизм и буддизм.
В диссертации впервые рассматривалась и содержащаяся в творческом наследии Нгуен Бинь Кхиема проблема «насилия», поставленная мыслителем в широком контексте
' См., например, Классическая поэзия Индии, Китая, Кореи, Вьетнама, Японии. М., 1977. С. 547-553; Восточная поэтика. М., 1996, с. 313;
вопросов, связанных с идеологией власти, организацией аппарата чиновников и др.
Практическая ценность. Изложенные в настоящей диссертации материалы и выводы могут быть использованы при изучении общих проблем истории восточной философии. В первую очередь при дальнейшем исследовании истории вьетнамской мысли средневековья, а также в вузовских курсах лекций по восточной философской мысли.
Представленное исследование, на наш взгляд, могло бы внести и определенный вклад в решении поставленных вьетнамским правительством перед отечественными учеными задач по изучению национальной традиционной философской мысли.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на секторе восточных философий Института философии РАН. Основные положения и результаты исследования были изложены диссертантом в выступлении на ежегодных научных конференциях «Традиционный Вьетнам» (ИССА при МГУ), а также опубликованы в сборнике «Наука и сотрудничестве», публикующемся по результатам научной конференции, проводимой Научной ассоциацией Вьетнама в Российской Федерации.
Структура работы. Диссертация состоит из Введения, двух глав, Заключения, Приложения и Списка используемой литературы.