Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философская робинзонада Иби Туфеиля Яйкуб, Кифах Махмуд Сулейман

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Яйкуб, Кифах Махмуд Сулейман. Философская робинзонада Иби Туфеиля : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.03.- Москва, 1994.- 18 с.: ил.

Введение к работе

В данной диссертации делается попытка рассмотреть основные идеи философской робинзонады испано-арабского мислителя XII п. Ибн Туфейля по его "Трактату о Хаййе, сыне Якзана".

Актуальность .темы. Важность изучения философского наследия арабов классического периода определяется в первую очередь европоцентризмом, ощущающимся во многих исследованиях, посвященных истории мировой философской мысли.

Географическое разделение общечеловеческой цивилизации на Европу и Азию, Запад к Восток - западного происхождения. На Западе же сложились условия, повлекшие за собой распространение этого разделения на область культуры вообще и философии в частности.

На Востоке сознание принадлежности к культуре, противостоящей культуре Запада, возникло главным образом как реакция на колониальную систему. Соответственно, здесь также сложились условия для возникновения своего эгоцентризма, получившего назване "востокоцентризм". Носители того и другого эгоцентризма рассматривают культуру и мировоззрение противоположной стороны, опираясь на метод исключения и противопоставления. Термины, используемые при сравнении Востока и Запада, обычно обозначают противоположности - как правило, с противоположными же ценностными характеристиками.

Европоцентризм и востокоцентризм смыкаются друг с другом, однако в общей характеристике классической арабской философии. 3 той и другой точки зрения подлинной выразительницей способа восприятия мира арабами и другими народами мусульманского Востока выступают теологи и мистики. И тогда философы, ориентировавшиеся на античные модели философствования (фаласифа), автоматически исключаются из состава мыслителей, выражающих истин-ешй "дух" средневековой мусульманской философии.

Но даже то исследователи, которые рассматривают учения фаласифа, представленных прежде всего мусульманскими аристотели-ками, в качестве неотторжимой части классической арабской философии, нередко утверждают, что средневековая арабская мысль в целом была не способна воспринять и развить гуманистические идеи Античности, что классическая арабо-мусульманская мысль в

своей основе аптшуманпстичпа. Мусульмански''' ііосток, по in: ннс-шго, по йог усвоить гуманистические концепции Античности прежде всего потому, что домиипрутлцш идеалом мусульманской культуры били спасение и искупление человека и что человек в лоне ислама дол;:сеп был бить руководим и направляем скорее к опасению, 'эм быть просвещаем с тем, чтобм стать способы:!.] развиваться, изменяя окрупаїсдпіі мир.

Необходимость критики изложенных впас клінче является актуальной, потому что они получают (тактически поддержку по только в западной, но и арабской историко-философской литературе. Хотя речь идет о явлениях, относящихся к эпохе средневековья, острота дискуссий здесь по указапнш вопросам весьма высока. Ибо, по распространенному мнению, характер и динамика культурного и социального развитая тех или иных народов, особенно если это относится к народам Востока, во многом зависит от специфических черт присущего им мировоззрения, воплощенного прегде всего в философской традиции данного народа.

?21Ш1Ш-ШЗЕй23Ш23!3_0Шй5Ш- Несмотря на то, что в мировой историко-философской литературе насчитывается большое количество трудов, посвященных средневековой арабо-мусульманскоп философии, о крупнейшем арабском гуманисте Иби Туфейле, представителе испано-арабской ветви мусульманского перипатетизма, старшем современнике и друге знаменитого Иби Рушда (Аверроэса), написано лишь несколько небольших книг, в которых без глубокого анализа главным образом пересказывается содержание символико-аллегорического произведения Ибп Туфейля "Трактат о Хаййе, сы-не Якзана".

Философским идеям Иби Туфейля посвящены такие отдельные разделы в общих курсах истории средневековой арабо-мусульман-ской философии, предисловия к изданиям ого "Трактата о Хайпе, сыне Якоана", а такке исболызое число специальных статей.

Об общем характере толкования сущности философских взглядов Ибп Туфейля, с которшлі мы часто встречаемся при чтении работ, опубликованных за рубежами бывшего Советского Союза, дает высказывание А.Гоксалеса Палепсии в предисловии к его испанскому переводу сочинения Ибн Туфеплл. о том, что первейшей целью автора отого сочинения било примирение "религии, прецдо всего

мусульманской, и философии, такої';, как ее понимали выдающиеся фаласифа, т.е. мусульманские миелители, следовавшие греческой, аристотелнко-платонической традиции" . Мало того, ряд исследователей склонен видеть в этом трактате проповедь мистицизма.

Наиболее серьезное толкование и детальний анализ единственного сохранившегося до нашего времени философского произведения Ибп Туфейля ык находим в цикле статей о нем, написаннцх С.С.Хауи. Этот ученый совершенно справедливо указывает на общую рационалистическую направленность сочинения Ибн Туфейля, подчеркивает содержащиеся в нем мысли, развиваемые в духе натуралистического пантеизма и эволюционизма, находит параллели, связывающие идеи авдалусского мислителя с учениями древнегреческих философов и естествоиепптателей. Вместе с тем эти статьи грешат модернизацией некоторых концепций Ибн Туфейля, особешга его эволюционистских догадок, а главное, в них не. делается попытки проследить преемственную шіть, соединяющую философское содернание трактата с творчеством предшественников Ибн Туфейля - философов-перипатетиков, швших на востоке мусульманского мира, хотя без уяснения этой преемственности нельзя в полной мере понять и основные замысли созданной андалусским мыслителем робинзонады.

В опубликованных российскими учеными общих курсах средневековой философии в целом и средневековой философии народов Ближнего и Среднего Востока в частности акцентируется внимание на тех идеях Ибн Туфейля, которые подрывали господствовавшее в "теологизированном" мусульманском обществе религиозно-догматическое мировоззрение. При этом если одни авторы в идеях, излагаемых Ибн Туфейлем в его сочинении, усматривают преимущественно стремление показать происхождение "естественной религии", отличающейся от традиционных вероучений тем, что она базируется на "разумном убеждении в существовании бога" , то другие полагают, что "Ибн Туфепль признал достаточно выразительно преимущество философии, человеческого разума перед религией, перед "* истинами, провозглашенными пророками" .

* ГЬп Tufayl. El filosofo autodidacto. Madrid , 1940, p.20-21. о Соколов В.В. Средневековая философия. (Л., 1979, с. 266.

Григорян С.И. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока. I.I., 1966, с. 266.

Из российских историков философии творчеству Ибн Туфейля посвятил специальные статьи лишь А.В.Сагадеев . Эти статьи характеризуются тем, что их автор стремится показать неразрывную связь развиваемых апдалусским философом идей с концепциями,выдвигавшимися до него мыслителями мусульманского Востока, прежде всего - Абу Насром аль-Фараби, чистили братьями и Ибп Синой.

Ш^^_зщачи_.исслейования. Цель работы состоит во всестороннем анализе идейного содержания "Трактата о Хаййе, сынзНкза-на" - единственного дошедшего до нас сочинения Ибн Туфейля, которое по форме представляет собой разновидность философской робинзонады. В соответствии с этой целью в исследовании решаются следующие задачи:

рассмотреть социально-политическую и культурную обстановку в средневековой мусульманской Испании, оказавшую влияние на содержание анализируемого сочинения;

раскрыть главные философские идеи и темы, легшие в основу робинзонады;

выявить преемственные линии, связывающие проблемы, поднимаемые и решаемые Ибн Туфейлем, с учениями его предшественников по восточноперипатетической школе - Ибн Бадяжи на западе, аль-Кинди, аль-Зэараби и Ибн Сины на востоке средневекового мусульманского мира;

показать судьбу сочинения Ибн Туфейля и возможное его влияние на умственную жизнь Европы в эпоху Возрождения и в Новое время.

Научная .новизна .работы заключается в том,что в ней впервые:

детально анализируются форма и содержание философской робинзонады Ибн Туфейля в тесной связи с обусловившим их историческим контекстом;

доказывается, что трактат Ибн Туфейля представляет собой одновременно и краткую занимательно написанную философскую эн-

Сагадеев А.В. Философская робинзонада Ибп Туфейля. - В сб.: "Философия зарубежного Востока о социальной сущности человека. М., 1986; Ибн Туфейль. Повесть о Хаййе, сыне Нкзана. Пер., вступ.статья и комм. Сагадеева А.В. М., 19813.

цшлопедшэ (в духе символико-аллегорическнх повестей Ибн Синії), л иносказательное повествование о развитии человечества, его поэтагаюм прохождении по ступеням дикости и цивилизации;

обосновывается мысль о том, что это повествование слукит канвой для раскрытия разработанной еще аль-Фараби концепции исторического и логического пути развития человеческого знания;

показывается преемственность, связывающая Ибн Іуфейля с его предшественниками по перипатетической школе при решении им вопроса о соотношении веры и разума и, соответственно, о статусе философа в обычном, "недобродотельном" обществе;

излагается история знакомства европейцев с робинзонадой Ибн Іуфейля.

Ме^рдологиче^ка^_^снр^а_имледования. При написании работы автор опирался на принцип историзма, используя методы сравнительного и структурного анализа, а также относящиеся непосредственно к методам изучения средневековой философии сувдения, содержащиеся в трудах Н.С.Кирабаева, Г.Г.Майорова, Т.И.Ойзермана, А.В.Сагадеева, В.В.Соколова и других российских историков философии.

Практическая ценность работы. определяется тем, что ее со-дериание и выводы позволят углубить разработку истории классической арабской философии и помогут просвещенной интеллигенции современного Арабского Востока в борьбе за утверящение подяиино научного подхода к толкованию национального духовного наследия.

Апробация работы. Диссертация была обсувдена на заседании кафедры иотории филооофии Российского университете, дружбы народов.

СтЖКИШ-РВботы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.