Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философия Пола Куртца Погодина, Ольга Александровна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Погодина, Ольга Александровна. Философия Пола Куртца : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.03 / Погодина Ольга Александровна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова].- Москва, 2013.- 192 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-9/35

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Представленная на защиту диссертационная работа является историко-философским анализом и реконструкцией философии выдающегося американского мыслителя и просветителя, одного из лидеров международного движения светских гуманистов Пола Куртца (1925 -2012).

Пол Куртц - продолжатель прагматико-натуралистического направления американской мысли, для него характерен поиск приложения философско-методологических подходов к изучению новых достаточно значимых научных и социальных проблем, стремление распространить методы современного научного исследования на политику, науку, религию, паранормальные верования.

Будучи одним из лидеров широкого секулярного и гуманистического движения - в США его называют «отцом светского гуманизма», - Куртц, вместе с тем, является крупным методологом, этиком, философом и историком национальной философской традиции. Его перу принадлежат более 35 книг и сотни статей по проблемам гуманизма. Среди основных философских трудов П. Куртца: «Decision and the Condition of Man» (1965), «The Fullness of Life» (1974), «Exuberance: A Philosophy of Happiness» (1977), «In Defense of Secular Humanism» (1984), «The Transcendental Temptation: a Critique of Religion and the Paranormal» (1986, русский перевод «Искушение потусторонним», 2000), «Forbidden Fruit: the Ethics of Humanism» (1987, русский перевод «Запретный плод: Этика гуманизма», 2002), («Eupraxofy: Living Without Religion» (1989), «Philosophical Essays in Pragmatic Naturalism» (1990), («The New Skepticism: Inquiry and Reliable Knowledge» (1992, русский перевод «Новый скептицизм: исследование и надёжное знание», 2005), «Toward a New Enlightenment: the Philosophy of Paul Kurtz», 1994), «The Courage to Become: the Virtues of Humanism» (1997, русский перевод «Мужество стать. Добродетели гуманизма», 2000), «The Transcendental Temptation. A Critique of Religion and Paranormal» (1991, русский перевод «Искушение потусторонним», 1999), «Affirmations. Joyful and Creative

Exuberance» (2004, русский перевод «Утверждения. Жизнь, полная радости и творчества», 2005), «Promethean Love» (2006), «What is a Secular Humanism?» (2006, русский перевод «Что такое светский гуманизм?», 2008), «Neo-Humanist Statements of Secular Principles and Values» (2010, русский перевод «Неогуманизм: Декларация светских принципов и ценностей личных, социальных и планетарных», 2010). «Multisecularism. A New Agenda» (2010), «Meaning and Value in a Secular Age» (2012) и многие другие.

Куртц являлся главным редактором журнала «Free Inquiry», председателем Комитета по научному расследованию заявлений о паранормальных феноменах, президентом Международной академии гуманизма. В течение ряда лет он был президентом ведущей в мире организации светских гуманистов, Международного гуманистического и этического союза, национальным председателем Совета по светскому гуманизму, а также президентом крупнейшего в мире издательства научно-популярной и гуманистической литературы «Прометеус Букс» (США).

Актуальность работы связана и с тем, что социально-философские и этические проекты П. Куртца нашли отражение в таких всемирно признанных программных документах, как «Гуманистический манифест-П», «Декларация светского гуманизма», «Гуманистический манифест 2000», «Неогуманизм: декларация светских принципов и ценностей - личных, социальных и планетарных», в разработке которых он принимал самое непосредственное участие.

Пол Куртц - инициатор и руководитель многих культурно-просветительских и научно-исследовательских программ, организатор мировых научных конгрессов. Им была создана международная сеть «Центров исследований», фонд «Во имя будущего», Совет по секулярному гуманизму. Он неоднократно посещал СССР и Россию, участвуя в различных международных конференциях.

Представляется актуальным то, что идеи П. Куртца показательны для международного гуманистического движения в целом. Мировоззрение американского ученого и просветителя - это синтез научной картины мира, исследо-

вательского скептицизма, светского гуманизма и «евпраксофии» - «вдохновляющей философии счастливой и творческой жизни». Борясь за активный общественный статус философии, он сопрягает ее важные аспекты: методология познания и стили мышления, этика, теория реальности, философская антропология, культурология, религиоведение и др., - с различными социальными практиками.

Заслуживает научного рассмотрения разработка и практическая реализация им идей институализации и социализации философии светского гуманизма, в результате чего, впервые в новейшей истории ему удалось создать самодостаточные и жизнеспособные научно-просветительские некоммерческие организации с четко артикулированным философским базисом. Пол Куртц - интегратор и генератор гуманистических идей современности. Он сочетает анализ новейших исторических реальностей с исследованиями в области аксиологии, философской антропологии и культурологии. Стратегия Куртца - адаптировать светский гуманизм к новейшим открытиям и методологическим новациям науки и донести гуманистические идеи до максимально широких кругов общественности.

Актуальным представляются усилия Куртца по обновлению категориального аппарата философии; он ввел термины «медиократия», «евпраксофия», «игтеизм», «новый скептицизм», «объективный релятивизм», «кодукция», «неогуманизм» и «мультисекуляризм». Заслуживает внимания и его идея распространения научных принципов исследования на изучение и интерпретацию конкретных этических, правовых, политических и религиозных практик, факту-альная сторона которых, чаще всего остается в стороне от научного анализа и независимой экспертизы.

Центральной установкой П. Куртца является принцип такого применения философии, которая была бы союзником науки и практической программой изучения и изменения мира. Критикуя современную философию за ослабление ее социального и интеллектуального престижа, он призывает философов принять вызов современной цивилизации и ответить на вопросы о смысле и базо-

вых ценностях человеческого существования, о перспективах человечества в условиях планетарных революционных, технологических, информационных, психологических и социальных перемен. П. Куртц получил широкое признание в академических, либерально-демократических и светских кругах Запада как выдающийся и авторитетный ученый и общественный деятель.

Таким образом, масштаб исследований Пола Куртца, влияние его трудов на интеллектуальный климат широких (секулярных) секторов западной культуры делает изучение его наследия актуальной задачей.

Степень научной разработанности темы. В отечественной научной и философской литературе практически отсутствуют развернутые и систематические исследования, посвященные анализу философских идей Пола Куртца. Можно считать, что пока в этой области сделаны лишь самые первые шаги. В российских исследованиях его идеи освещены фрагментарно, в основном в форме предисловий к его трудам, переведенным на русский язык и изданным в нашей стране. Отсутствует и более или менее подробная биография жизни и творчества П. Куртца на русском языке.

В разработке темы диссертант опирался на работы П. Куртца и публикации отечественных исследователей, в основном ученых, сгруппировавшихся вокруг научно-просветительской организации «Российское гуманистическое общество», Центра исследований РГО при философском факультете МГУ имени М.В. Ломоносова и журнала «Здравый смысл».

Различные аспекты философии П. Куртца освещены в работах И.М. Борзенко1, В.А. Кувакина2, А.А. Кудишиной3, Ю.Ю. Черного4,

1 Борзенко И.М., Кувакин В.А. Кудишина А.А. Человечность человека. Основы современного гуманизма. М.:
РГО,

2 Кувакин В.А. Твой рай и ад. Человечность и бесчеловечность человека, М: Логос - СПб.: Алетейя, 1998. Ку
вакин В.А. Натурализм, прагматизм, гуманизм / Прагматический натурализм в американской философии. М.:
РГО, 2003; Кувакин В.А. Через сомнение - к мудрости / Куртц П. Новый скептицизм. Исследование и надежное
знание. М: Наука, 2005.

3 Кудишина А.А. Гуманизм - феномен современной культуры. М.: Академический Проект, 2005.

4 Чёрный, Ю. Ю. Современный гуманизм // Философия в XX веке. Сб. обзоров в двух частях. — Москва: ИНИ-
ОНРАН, 2003.-Т. 2.

О.В. Пастушковой1. В них анализируется главным образом философские основаниях светского гуманистического мировоззрения и проблемы этики.

9 "3 4

В исследованиях В.Н. Финогентова , А.Г. Круглова и Ж.А. Кузьмичевой анализируются обсуждаемые П. Куртцем проблемы взаимоотношения религии и нравственности. В статье Е.А. Микичур5 представлено критическое рассмотрение понятия «евпраксофия».

Среди других работ, посвященных исследованию идей Пола Куртца, следует отметить книгу А.В. Разина «Этика»6, в которой автор рассматривает положения философии П. Куртца в контексте анализа общих вопросов этики.

Ввиду недостаточного внимания к прагматизму и натурализму в современной отечественной философской литературе, специальных работ, посвященных прагматико-натуралистическим воззрениям П. Куртца, практически нет. В отечественной научной историографии нет работ о его концепции нового скептицизма и научных методах мышления, интегрального космического мировоззрения и принципа кодукции, объективного релятивизма, его методологической программы исследования лженауки и паранормальных верований.

В отличие от отечественной историографии существует обширная англоязычная литература, посвященная философским взглядам П. Куртца. К первой категории относятся исследования, авторы которых мировоззренчески не связаны с гуманистическим движением, и анализируют его с нейтральных акаде-мических позиций. К числу таких работ относятся статьи Р. Симино и

о 1

К. Бриггс , историко-библиографические обзоры . Сюда же относится работа С. Джоши, в которой дана краткая характеристика творческого пути П. Куртца2.

1 Пастушкова О.В. Русский гуманизм: традиции и перспективы развития // Вестник Воронежского государ
ственного технического университета. - 2012. Т. 8. № 6. -СП - 80.

2 Финогентов В.Н. О взаимоотношениях религии и нравственности. // Здравый смысл. - Лето 2008. - № 3 (48).

3 Круглов А.Г. Моральный релятивизм // Здравый смысл. - 2001.- №4 (21). - С.7-8; Круглов А.Г. Этика ситуа
тивная и нормативная // Здравый смысл. - 2009. - № 4. - С. 57.

4 Кузьмичева Ж.А. Наука и нравственность в современном мире [Электронный ресурс] // Ярославский педаго
гический вестник. 2000. - № 2

5 Микичур Е.А. Евпраксофия: гуманизм ли? // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия:
Философия. 2008. Т. 6 № 2. - С. 163-168.

6 Разин А.В. Этика. М.,: Академический Проект, 2006. - 624 с.

7 Cimino К, Smith С. Secular Humanism and Atheism beyond Progressive Secularism II Sociology of Religion (Oxford
University Press) 2007

8 Briggs Kenneth A. Secular Humanists Attack a Rise in Fundamentalism //New York Times, October 15, 1980.

Ко второй категории относятся работы, опубликованные его западными коллегами по гуманистическому и научно-просветительскому движению. На страницах журнала «Фри Инквайери» и «Скептикал Инквайерер» регулярно публикуются статьи как самого Пола Куртца, так и его единомышленников. Среди англоязычных работ, непосредственно анализирующих взгляды П. Куртца и содержащих отрывки из его произведений, необходимо назвать сборники работ, подготовленных последователями П. Куртца и сотрудниками Центра исследований (Амхерст, США) В. Буллоу и Т. Мэдиганом3; Д. Гоикоеча, Дж. Лу-иком и Т. Мэдиганом4, Б. Куком5. Особого внимания заслуживают работы М. Матсумура, Д. О'Хара6, Т. Мэдигана, Р. Санду, М. Граватта, М. Сторера7, В. Кувакина8.

Есть у Куртца и явные оппоненты из числа религиозных консерваторов, выступающих с позиций откровенного антигуманизма9.

В последние годы общественная деятельность П. Куртца в рамках Центра исследований, а также его мировоззренческие установки, все чаще отражаются в форме статей и интервью обзорного характера и широко обсуждаются в зарубежной прессе. В 2012 г. вышла книга Дж. Рассел и Р. Кона, в которую вошли статьи о П. Куртце из англоязычной Википедии10.

Объектом диссертационного исследования являются труды Пола Куртца и научная отечественная и зарубежная историография его творчества.

Предметом диссертационного исследования являются общефилософские составляющие учения П. Куртца: прагматический натурализм, аксиологи-

1 Shoji Ippei Secularism in America: A Brief History of Non-Religion Movement// Nanzan Review of American Stud
ies, Vol. 29 (2007).

2 Joshi S. T. Paul Kurtz I Icons of Unbelief: Atheists, Agnostics, and Secularists. Edited by S.T. Joshi. Greenwood Press.
2008.

3 Toward a New Enlightenment: The Philosophy of Paul Kurtz, ed. Vern L. Bullough and Timothy J. Madigan. New
Brunswick, NJ: Transaction, 1994.

4 The Question of Humanism: Challenges and Possibilities, ed. David Goicoechea, John Luik and Tim Madigan,
Amgerst: Prometheus Books. 1991.

5 Dictionary of Atheism, Skepticism and Humanism. Edited by Bill Cooke. Prometheus Books, 2005.

6 MatsumuraM. OnEupraxophy //Free Inquiry, Vol. 8, No. 2, Spring 1988.

7 Cm. Sandhu R.and Cravatta M. Media-Graphy: A Bibliography of the Works of Paul Kurtz, Amherst: Prometheus
Books, 2004.

8 Kuvakin V. In Search of Our Humanity: Neither Paradise Nor Hell, Amherst: Prometheus Books, 2004.

9 LaHaye Т., Noebel D. Mind Siege. The Battle For Truth in the New Millennium, Nashville, 2000.

10 Paul Kurtz. Edited by Jesse Russell and Ronald Cohn. VSD, 2012.

ческие основания его взглядов, концепция нового скептицизма, этического исследования и познания.

Ввиду необходимости уточнения предмета исследования и проведения демаркации в обширном тематическом поле философии Куртца, были установлены границы исследования: в настоящей диссертационной работе не рассматривается религиоведческая проблематика, не анализируются специальные аспекты его светского гуманизма (учение о добродетелях, планетарный гуманизм и др.), его концепция паранормального, лженауки и паранауки, а также его культурологические идеи: проект «Нового Просвещения», концепция ин-фомедийной революции и «медиократии».

Целью работы является анализ, систематизация и научная историко-философская реконструкция важнейших философских составляющих творчества Пола Куртца.

Задачи исследования. Для реализации поставленной цели решается ряд задач:

рассмотреть процесс формирования и развитие философских взглядов Куртца в контексте американского прагматизма и натурализма;

раскрыть содержание идеи интегрального космического мировоззрения, к воссозданию которого тяготеет Куртц;

проанализировать принцип кодукции и идеи совмещения разноуровневых знаний для получения интегральной научной картины мира;

выявить особенности эпистемологии Куртца;

систематизировать развиваемые им методы объективного исследования и процедуры проверки знания на истинность;

реконструировать концепцию нового или исследовательского скептицизма;

рассмотреть идеи этического исследования и объективного релятивизма в связи с поиском Куртцем решения вопросов этического познания, роста и развития.

Исследование выполнено на материале философских текстов, культурологических и естественнонаучных исследований, так или иначе затрагивающих тематику философии П. Куртца. Выбор материала обусловлен репрезентативностью источников, с наибольшей полнотой раскрывающих специфику мировоззрения американского мыслителя.

Методологическая основа исследования. Теоретико-методологическая база исследования обусловлена целью и задачами, поставленными в диссертации, а также спецификой анализируемого материала.

Теоретической основой диссертации является совокупность научных и философских понятий, теорий, документов, сведений, материалов, рецензий, выявленных закономерностей, вытекающих из них принципов, достаточных для решения исследовательской задачи данной диссертации. В основе диссертации лежат основополагающие принципы научного анализа и историко-философской реконструкции.

Методология исследования, принятая в настоящей работе, представляет собой комплекс общенаучных и специальных методов изучения, включающих историко-философский, проблемно-понятийный, классификационный, системный, компаративистский, герменевтический и текстологический методы анализа.

Компаративистский метод позволил расширить информационное пространство и включить в исследование материал, позволяющий избежать односторонности в анализе концепций. Системный подход позволил исследовать мировоззрение Куртца в его интегральном единстве философского, научно-методологического и культурно-исторического контекстах.

В диссертации используется метод историко-философского анализа: его философия рассматривается в контексте идейных течений современной ему эпохи, особенно в свете соотношения его взглядов со взглядами ряда мыслителей, на которых Куртц прямо ссылается (Дж. Дьюи, С. Хук, Ч. Пирс).

Метод дескриптивного эксплицирования позволил выявить фундаментальные для учения Куртца теоретические понятия, методологические принципы и исходные постулаты.

Текстологический метод позволил изучить работы (книги, статьи, эссе, доклады) Пола Куртца, провести их скрупулезный анализ и извлечь новые смысли во вводимых им понятиях.

Научная новизна данной диссертации состоит в том, что в ней впервые в отечественной и зарубежной научной историографии представлено целостный анализ и обобщены наиболее существенные блоки философских взглядов Пола Куртца, дан очерк его творческой биографии;

определено влияния философских оснований прагматизма на формирование и развитие взглядов П. Куртца;

дана экспликация представлений мыслителя по вопросам знания и истины, основная мысль в которых сфокусирована на методах и процедурах практической проверки истинности убеждений;

рассмотрены основные положения концепции нового скептицизма;

представлена идея интегрального космического мировоззрения, концепция объективного релятивизма и критического этического исследования как стратегии приложения общенаучных инструментов к решению моральных и аксиологических проблем, а также концепция евпраксофии, как единства моральных добродетелей, практичности и мудрости;

дан анализ и оценка научной и общественной деятельности П. Куртца как инициатора и организатора социально значимых научно-исследовательских программ и проектов «Нового Просвещения».

Положения, выносимые на защиту: Во-первых, философские взгляды Куртца связаны с традицией американского натурализма и прагматизма. Наибольшее влияние на его взгляды оказали Дж. Дьюи и С. Хук. Прагматический натурализм в понимании Куртца - это, прежде всего, философское обобщение методов науки и научной картины мира. Философия прагматического натурализма мыслителя связана как с его инстру-

ментальным скептицизмом в теории познания, так и с методами, процедурами и практиками проверки и получения надежного знания.

Во-вторых, он уделяет особое внимание развитию и экстраполяции методологии прагматического натурализма на фундаментальные области знания и человеческой деятельности, в том числе на нравственность, просвещение, религию и паранормальные верования.

В-третьих, спецификой прагматического натурализма Куртца является идея космического мировоззрения, согласно которому в его рамках достигается или должно достигаться единство и связанность знания, заключающего в себе базовые факты и достижения наук, философские, социальные, этические и иные интерпретации и оценки общего массива научных знаний, способствующие построению универсального научно-философского и этического (практического) мировоззрения.

В-четвертых, Куртц защищает модель универсальной рациональности, признающей разнообразие и плюрализм научных методов. Термин «научный метод» дополняется термином «критическое мышление», который включает в себя концепцию исследовательского скептицизма, а также широкий спектр методов от обыденного здравого смысла до специальных приемов научного исследования.

В-пятых, гносеологическая позиция Куртца основана на идее транс-актного познания, предполагающей учет конкретного взаимодействия субъекта и объекта. В представленной им теории познавательного взаимодействия делается упор на динамическое и контекстуальное познание-исследование, которое предполагает соблюдение критериев проверки знания на его достоверность, истинность и надежность.

В-шестых, в философии Куртца концепция знания и истины сфокусирована на методах и процедурах проверки истинности убеждений, включающих в себя: свидетельства из первых рук, косвенные доказательства, дополнительные свидетельства, результаты использования гипотетико-дедуктивного метода, аналитические истины. Особенностью методологической позиции Куртца явля-

ется изначальная концентрация на единстве теоретического и практического в вопросах истины и достоверности.

В-седьмых, этическая теория Куртца основана на натуралистическом представлении о нравственности; генезис и динамика морали тесно связаны с познавательными и исследовательскими практиками; этика содержит в себе моральные истины, которые выводятся из скептико-критического исследования моральных ситуаций и обосновываются путем этической рефлексии; нравственность имеет собственно человеческую природу, естественно присуща человеку и релятивна по отношению к нему; программа «критического этического исследования» Куртца представляет собой процесс эмпирической и логической верификации этических суждений на основе научного метода и включает в себя ситуативно-плюралистический и объективно-релятивистский подходы.

Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что сформулированные в ней выводы и результаты могут быть использованы в исследованиях новейшей философской мысли США, в программах учебных дисциплин по философии, культурологии и этике, а также для подготовки лекционных курсов по философии и методологии науки, религиоведению, свободомыслию, истории и культуре США. Материал диссертации может послужить основой для дальнейшего изучения и теоретической разработки идей прагматизма, натурализма и гуманизма.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования были представлены автором на Всероссийских и Международных научно-практических конференциях, а также на спецкурсе по науке и лженауке (с сентября 2009 по настоящее время). Результаты, полученные в ходе исследования, были опубликованы в журналах «Здравый смысл» и в трех статьях в рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК МОиН РФ.

Диссертация обсуждалась на заседании кафедры истории зарубежной философии философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова и рекомендована к защите (май, 2013 г. Москва).

Структура диссертационного исследования. Диссертационное исследование состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии.