Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Древнеегипетские теокосмогонии: опыт историко-философского анализа Жданов Владимир Владимирович

Древнеегипетские теокосмогонии: опыт историко-философского анализа
<
Древнеегипетские теокосмогонии: опыт историко-философского анализа Древнеегипетские теокосмогонии: опыт историко-философского анализа Древнеегипетские теокосмогонии: опыт историко-философского анализа Древнеегипетские теокосмогонии: опыт историко-философского анализа Древнеегипетские теокосмогонии: опыт историко-философского анализа Древнеегипетские теокосмогонии: опыт историко-философского анализа Древнеегипетские теокосмогонии: опыт историко-философского анализа Древнеегипетские теокосмогонии: опыт историко-философского анализа Древнеегипетские теокосмогонии: опыт историко-философского анализа Древнеегипетские теокосмогонии: опыт историко-философского анализа Древнеегипетские теокосмогонии: опыт историко-философского анализа Древнеегипетские теокосмогонии: опыт историко-философского анализа Древнеегипетские теокосмогонии: опыт историко-философского анализа Древнеегипетские теокосмогонии: опыт историко-философского анализа Древнеегипетские теокосмогонии: опыт историко-философского анализа
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Жданов Владимир Владимирович. Древнеегипетские теокосмогонии: опыт историко-философского анализа: диссертация ... кандидата филологических наук: 09.00.03 / Жданов Владимир Владимирович;[Место защиты: Российский университет дружбы народов].- Москва, 2016.- 317 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Возникновение и становление первых древнеегипетских тео космогоний: гелиопольская солярная теокосмогония и её рецепция в древнеегипетской мысли эпохи Древнего царства .26

1.1. Теогония, космогония и теокосмогония .26

1.2. Начало начал: гелиопольская солярная теокосмогония эпохи Древнего царства 33

1.3. «Памятник мемфисской теологии»: «перформативная теокосмогония» и рецепция гелиопольской модели 54

Промежуточные результаты исследования 67

Глава II. Теокосмогоническая проблематика в древнеегипетских источниках Первого переходного периода и Среднего царства: «ренессанс» ге-лиопольской теокосмогонии в «Текстах саркофагов» и антропоцентризм «Поучения царю Мерикаре» .69

2.1. Гелиопольская теокосмогоническая модель в «Текстах саркофагов»: тео

логический «ренессанс» и развитие дискурса 69

2.2. Антропоцентризм теокосмогонии: заклинание 1130 «Текстов саркофагов» и «Гимн творцу» из «Поучения царю Мерикаре» . 85

Промежуточные результаты исследования 98

Глава III. Теокосмогоническая проблематика в источниках амарнского периода и фиванской теологии Амуна-Ра эпохи Нового царства 100

3.1. Становление фиванской теологии Амуна-Ра на рубеже Второго переходного периода и Нового царства: теокосмогоническая модель Каирского гимна Амуну-Ра (папирус Boulaq 17) .100

3.2. Теокосмогоническая проблематика в текстах амарнского периода: отрицание традиции или развитие дискурса? 112

3.3. Универсализм, пантеизм и теологический синтез: теокосмогоническая модель Лейденского гимна Амуну-Ра (папирус Leiden I 350) 121

Промежуточные результаты исследования 145

Глава IV. Древнеегипетская теокосмогоническая модель: нормативы предфилософского дискурса в контексте генезиса филосо фии 147

4.1. Творец: солярная природа и многообразие персонализаций 147

4.2. Творение: онтология и этика в структуре теокосмогонического процес са 160

4.3. Предфилософский лексикон: терминологическое оформление дискурса 183

4.4. Теокосмогония в контексте генезиса философии: «мифо-теология» и «спекулятивная теология»

4.5. «Спекулятивная теология»: кризис мифа или генезис метафизики? 235

4.6. «Локальное» и «универсальное» измерения: «спекулятивная теология» в рамках историко-философского процесса 253

Промежуточные результаты исследования 279

Заключение 281

Библиография

Введение к работе

Актуальность темы исследования. До настоящего момента систематический историко-философский анализ теокосмогонических концепций древнеегипетской предфилософской мысли в их историческом развитии в отечественной историко-философской науке не осуществлялся. Вместе с тем, учитывая как роль космогонического мифа в общей структуре первобытных форм мировосприятия человека, так и положение древнеегипетской предфи-лософской традиции в рамках восточно-средиземноморского философского и культурного ареала, являющегося местом генезиса древнегреческой филосо-

фии, необходимость подобного рода исследования, отличного от изыскания исключительно культурных и религиозных оснований данного феномена, направленного на выявление специфических историко-философских характеристик как самого этого генезиса, так и факторов, его обусловивших, представляется автору давно назревшей. Следует отметить, что именно в этих памятниках впервые письменно фиксируется целый ряд категорий, позже ставших важными объектами рефлексии уже в рамках возникшей философской мысли, в первую очередь, в раннегреческой философии. Именно поэтому автору представляется важным осуществить историко-философский анализ древнеегипетских теокосмогонических концепций не только в их самодостаточных мировоззренческих характеристиках – учитывая, тупиковый, «дофилософский» характер эволюции древнеегипетской мысли с точки зрения мирового историко-философского процесса, – но и определить возможные варианты их рецепции в становящейся раннегреческой философской мысли. В то же самое время историко-философский анализ эволюции подобной незавершённой линии развития предфилософской духовности в рамках общего с одной из трёх «философских» культур древности культурного региона, несомненно, может значительно облегчить ответ на вопрос о характере и мировоззренческих аспектах базовых категорий духовной культуры, сделавших возможными качественный переход от предфилософского уровня спекуляции к полноценной философской традиции в древнегреческой мысли.

Кроме того, с точки зрения автора, подобного рода исследование необходимо не только с позиции определения оригинальных черт древнеегипетских теокосмогонических концепций, во многом детерминировавших и весь характер самой древнеегипетской мысли, но и для выявления целого ряда общих структурных элементов эволюции предфилософской традиции во всём восточно-средиземноморском культурном ареале, особенно в свете существенного уточнения ряда методологических положений мифогенной концепции генезиса философии. В первую очередь, речь идёт о выявлении в ис-

торической эволюции традиционного мифа начальных «переходных форм» в его структурной и содержательной трансформации, которая, в конечном счёте, либо приводит к его окончательному перерастанию в полноценный философский дискурс (Греция), либо же остаётся незавершённой (Египет), но которые при этом неизменно присутствуют в этих предфилософских традициях. Именно поэтому автор считает важным показать в рамках исследования, что, вопреки достаточно широко бытующему в отечественной, да и в мировой историко-философской науке мнению, древнеегипетский теокосмогони-ческий миф не является статичным, но, напротив, проходит длительную и сложную историческую эволюцию, основные особенности которой непосредственно связаны с возникновением и характеристиками этих «переходных форм» в сложном и длительном процессе трансформации мифа в философский дискурс. Теокосмогонический миф как, возможно, первая в истории человеческой мысли попытка введения в её проблемное поле вопросов онтологического, а также этического характера, здесь выступает в качестве основного субстрата для их возникновения и дальнейшего развития.

Наконец, актуальность диссертационного исследования обуславливается ещё и тем фактом, что в его рамках древнеегипетские теогонические и космогонические мифологические концепции представлены в их систематическом единстве с позиций современной историко-философской науки. Появление исследования, посвящённого комплексному историко-философскому анализу основных теокосмогонических источников древнеегипетской пред-философии, представляется автору важным шагом на пути окончательного включения древнеегипетской мысли в начальный, «доисторический» этап мирового историко-философского процесса в качестве неотъемлемой его части. Ни в коей мере не умаляя значения многочисленных исторических (историографических, историко-религиоведческих, историко-филологических, историко-культурологических) исследований этих по большей своей части ставших уже «классическими» для исследователей текстов, осуществлённых

в различные годы отечественными и зарубежными египтологами, нужно вместе с тем отметить, что включение их в проблемное поле историко-философской науки представляется уже давно назревшей необходимостью.

Степень разработанности проблемы. Сам исторический факт того, что философия в качестве самостоятельной формы мировоззрения возникает отнюдь не в некоем культурном вакууме, а также то, что в основании этого важнейшего события лежит длительная и содержательно насыщенная предыстория, неизменно привлекал к себе в последние десятилетия внимание многих зарубежных и отечественных исследователей, в частности, таких, как Ф. Корнфорд1, Ж.-П. Вернан2, Ч.Кан3, М. Уэст4, В. Буркерт5, Ч. Пенглейс6, Г. Франкфорт7, Дж. Аллен8, А.Ф. Лосев9, В.В. Соколов10, А.Н. Чанышев11, Е.Н. Максимов12, А.Е. Лукьянов13, А.В. Сёмушкин14, В.В. Емельянов15 и ряд дру-

1 См.:Cornford F.M. From Religion to Philosophy. A study in the origin of western speculation. – New York: Har
per Torchbooks, 1957.

2 См.: Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. – М.: Прогресс, 1988.

3 См.:Kahn C. Anaximander and the origin of Greek cosmology. – New York: Columbia University Press, 1960.

4 См.: West M.L. Early Greek Philosophy and the Orient. – Oxford: Oxford University Press, 1971; West M.L. The
East Face of Helicon: West Asiatic Elements in Greek Poetry and Myth. – Oxford: Oxford University Press, 1997;
West M.L. Indo-European Poetry and Myth. – Oxford: Oxford University Press, 2007.

5 См.:Burkert W. Oriental and Greek Mythology: The Meeting of Parallels.//Interpretations of Greek Mythology.
Ed. By J. Bremmer. – London, 1990. – P. 10-40; Burkert W. Die Griechen und der Orient. Von Homer bis zu den
Magiern. – Mnchen: C.H. Beck, 2009; Burkert W. Babylon, Memphis, Persepolis: Eastern Contexts of Greek Cul
ture. – Cambridge-London: Harvard University Press, 2004.

6 См.:Penglase C. Greek Myths and Mesopotamia. Parallels and Influence in the Homeric Hymns and Hesiod. –
London-New York: Routledge, 1997.

7 См.: Франкфорт Г., Франкфорт Г.А., Уилсон Д., Якобсен Т. В преддверии философии. Духовные искания
древнего человека. – М.: Наука, 1984.

8 См.:Allen J.P. Genesis in Egypt. The Philosophy of Ancient Egyptian Creation Accounts. – New Haven: Yale
University, 1988.

9 См.: Лосев А.Ф. Античная мифология в её историческом развитии. – М.: Государственное учебно-
педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР (Учпедгиз), 1957; Лосев А.Ф. История ан
тичной эстетики (ранняя классика). – М.: Высшая школа, 1963.

10 См.: Соколов В.В. Философия как история философии. 2-е изд. – М.: Академический проект, 2012. – С. 18-
40.

11 См.:Чанышев А.Н. Эгейская предфилософия. – М.: Издательство МГУ, 1970; Чанышев А.Н. Курс лекций
по древней философии. – М.: Высшая школа, 1981; Чанышев А.Н. Начало философии. – М.: Издательство
МГУ, 1982.

12 См.: Максимов Е.Н. Древнеегипетская гелиопольская космогоническая система (опыт моделирования). //
Тутанхамон и его время. – М.: Наука, 1976. – С. 119-128.

13 См.: Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия). Издание 2-е, исправ
ленное и дополненное. – М.: ИНСАН, РМФК, 1992.

14 См.: Сёмушкин А.В. У истоков европейской рациональности. Начало древнегреческой философии. – М.:
Интерпракс, 1996.; Сёмушкин А.В. Миф как материнское лоно философии.// Избранные сочинения: В 2-х тт.
– Т.1. - М.: Издательство РУДН, 2009. – С. 463-624.

15 См.: Емельянов В.В. Шумерский календарный ритуал (категория МЕ и весенние праздники). – СПб.: Пе
тербургское востоковедение, 2009.

гих специалистов. При этом весьма показательным является то, что в подав
ляющем большинстве случаев исследования подобного рода сфокусированы
в первую очередь на роли предфилософии в процессе становления будущего
философского мировоззрения (причём из трёх указанных выше «философ
ских» культур древности, как правило, имеется в виду генезис древнегрече
ской философии), тогда как самодостаточному историко-философскому ана
лизу и рассмотрению основных характеристик предфилософии как архаиче
ской формы мировосприятия древнего человека оказывается посвящено го
раздо меньшее число исследований; в частности, в приведённой выше исто
риографической выборке это в полной мере относится, пожалуй, лишь к ра
ботам Г. Франкфорта, В.В. Емельянова, Дж. Аллена, А.Н. Чанышева и А.Е.
Лукьянова. Первая из них является одной из самых ранних в мировой исто
риографии попыток охватить в рамках комплексного историко-
культурологического исследования специфические черты предфилософской
традиции Древнего Ближнего Востока (в первую очередь, Египта и Месопо
тамии), и по сей день, несмотря на прошедшие с момента её первой публика
ции годы, остаётся одной из лучших работ подобного рода, а вторая являет
собой осуществлённую преимущественно в религиоведческом ключе про
дуктивную аналитику первоисточников шумерской предфилософской тради
ции, которая, в конечном счёте, трансформируется в попытку её автора по
средством введения основополагающей для методологии его исследования
категории «мироощущения» сформулировать базовые принципы определе
ния специфики предфилософских категорий в целом16. Третья из перечис
ленных работ и по сей день является одной из лучших в мировой историо
графии попыток систематического, хотя и краткого обзора наиболее суще
ственных древнеегипетских источников космогонического содержания, а по
тому играет чрезвычайно важную роль в свете нашего исследования. Вместе
с тем следует отметить, что Дж. Аллен, во-первых, даже не пытается пред-

16 См.: Емельянов В.В. Предфилософия Древнего Востока как источник нового философского дискур-са//Вопросы философии. – №9. – 2009. – С. 153-163.

ставить систему древнеегипетских теокосмогоний в её историческом развитии и эволюции, осознанно предпочитая этому семантический и структурный анализ её основных источников, а, во-вторых, осуществляет этот анализ, прежде всего, в культурологическом и отчасти в религиоведческом ключе, фактически никак не связывая мировоззренческую компоненту этих текстов ни с проблемой генезиса философии, ни с вопросом о трансформации мифа в иные формы мировосприятия (в том числе, и в философский дискурс), вынося, таким образом, за скобки своего рассмотрения важнейший историко-философский аспект, в значительной мере определяющий специфику настоящего исследования, а именно роль и место древнеегипетской мысли в целом и её теокосмогонических концепций в частности в рамках мирового истори-ко-философского процесса.

Продолжая тему специфических религиоведческих исследований, по-свящённых уже собственно древнеегипетским теокосмогониям, необходимо также упомянуть здесь и несколько более раннюю, нежели работа Дж. Алле-на, обзорную публикацию известных французских исследователей древнеегипетской религии середины XX века С. Сонерона и Ж. Йойотта17. Наконец, серия работ известного отечественного историка философии А.Н. Чанышева посвящена как общетеоретическим основаниям генезиса философии, так и историко-философскому анализу становления предфилософии в отдельных цивилизациях Древнего мира, прежде всего, в архаической Греции. Между тем, непосредственно вытекающий из базовой проблематики подобного рода историко-философских исследований вопрос определения и детального рассмотрения характеристик предфилософии как формы духовной культуры, исторически предшествовавшей возникновению философского дискурса и одновременно являющейся важнейшим основанием и главной структурной

17 См.: Sauneron S., Joyotte J. La naissance du monde selon l’gypte ancienne. (Sources Orientales I, La naissance du monde). – Paris: Seuil, 1959 – P. 17-91.

предпосылкой этого возникновения, на взгляд автора диссертации, рассмотрен в современной историко-философской науке пока ещё недостаточно подробно. Не может не вызывать сожаления и тот факт, что не только в научной историко-философской, но и в учебной литературе пока ещё далеко не всегда уделяется должное внимание этому начальному этапу духовной эволюции древнего человека: в значительном числе учебников и учебных пособий по истории зарубежной философии обзор исторического развития мировой философской мысли весьма часто начинается с возникновения философии милетской школы в Древней Греции VII в. до н.э., конфуцианства и раннего даосизма в Древнем Китае VI-V вв. до н.э. и формирования классической инфраструктуры философских школ Древней Индии III-II вв. до н.э., лишь иногда включая при этом упоминания об отдельных памятниках пред-философской традиции этих философских культур, как, например, «Ригведа» в Древней Индии либо мифопоэтическое творчество Гомера и Гесиода в архаической Греции; в числе пока что немногочисленных исключений опять-таки необходимо отметить уже упоминавшийся выше фундаментальный труд В.В. Соколова18. При этом очевидно также и то, что сам процесс перехода от предфилософии к философии, «от Мифа к Логосу» (если придерживаться ставшей уже классической формулы И. Дерфера и В. Нестле) в силу своего эволюционного характера структурно неоднороден, включая в себя множество промежуточных звеньев в виде различных «переходных форм» предфи-лософской духовности, образующих в итоге эту трансформацию; их выявление, а также определение их роли и места в этом сложном процессе также представляет собой важную и чрезвычайно многогранную задачу для исто-рико-философского исследования – особенно если попытаться соотнести её с предложенной В.С. Стёпиным моделью генезиса философии как рефлексии над универсалиями культуры, которые изначально могут возникать и существовать вне полноценного философского мировоззрения. Подобного рода задача одинаково актуальна как применительно к традиционным «философ-18 См.: Соколов В.В. Философия как история философии. 2-е изд. – М.: Академический проект, 2012.

ским» культурам древности, где эта трансформация состоялась (Греция, Индия, Китай), так и к «дофилософским», ибо целый ряд элементов их духовных традиций явился важным теоретическим источником генезиса философского дискурса в рамках «философских» культур и, прежде всего, раннегре-ческой философской мысли.

Существование предфилософии как особой формы архаического мировосприятия древнего человека, хронологически предшествующей возникновению философии, охватывает чрезвычайно большой промежуток времени, заключённый в рамках возникновения первых письменных культур на Древнем Ближнем Востоке на рубеже IV-III тыс. до н.э. с одной стороны и началом «осевого времени» (используя терминологию К.Ясперса) в Восточном Средиземноморье, Индии и Китае в VIII-VI вв. до н.э. – с другой. Помимо такой ярко выраженной хронологической «растянутости», второй важнейшей характеристикой предфилософской традиции является её дискурсив-ность, выражаемая, прежде всего, в исторической эволюции мысли древнего человека, а также в материальных и духовных факторах, эту эволюцию определявших. Здесь иcторик философии неизбежно становится перед выбором: возможно ли говорить о единой содержательной специфике некоего общего предфилософского дискурса, свойственной всем без исключения предфило-софским традициям древности, либо необходимо утверждать индивидуальный характер предфилософской мысли каждой отдельно взятой древней цивилизации в её неповторимом своеобразии? Несомненно, что наиболее важными общими характеристиками всякой предфилософской традиции являются её единые структурные основания, базовые элементы, наличие которых возможно обнаружить в любой предфилософской традиции древности. К их числу необходимо отнести мифологию, житейскую мудрость (выраженную в дидактической традиции) и зачатки научных знаний. Эти три элемента неизменно присутствуют в предфилософии не только в качестве «структурообразующих», но и, что ещё более важно – в качестве её смыслообразующих со-

ставляющих, каждая из которых соответствует определённому пласту духовной культуры древнего человека. Но именно в этой единой для любой пред-философской традиции общности составных элементов и кроется существенная причина, определяющая смысловые и содержательные различия между предфилософскими культурами восточно-средиземноморского ареала. Это связано, прежде всего, с тем, что в силу специфики природных, исторических и социально-политических факторов, определявших сложный процесс возникновения и развития той или иной древней цивилизации, указанные выше три основных элемента по-разному реализовывались и комбинировались в рамках каждой отдельно взятой предфилософской традиции, образуя, в конечном счёте, её неповторимую специфику.

Объект и предмет исследования. Объект диссертационного исследования – проблема генезиса философии. Предмет исследования – теокосмого-нические концепции древнеегипетской предфилософской мысли в их исторической эволюции и их место в рамках мирового историко-философского процесса.

Цель и задачи исследования. Цель исследования – представить в систематическом виде основные содержательные особенности и этапы исторической эволюции древнеегипетского теокосмогонического мифа в контексте анализа базовых векторов развития предфилософской мысли в восточно-средиземноморском регионе и феномена генезиса философии в архаической Греции, а также существенно уточнить и дополнить ряд положений мифо-генной концепции генезиса философии. Важно отметить, что автор диссертации ни в коей мере не ставит цели создать абсолютно полный и исчерпывающий обзор всех древнеегипетских источников, прямо или косвенно связанных с космогонической проблематикой, осуществив, таким образом, широкомасштабную и комплексную реконструкцию древнеегипетских теокосмо-гонических концепций: сам факт их ярко выраженной фрагментарности априори делает подобную задачу неосуществимой; именно поэтому в центре

внимания автора диссертации находится не история создания конкретных текстов, но история идей, иначе говоря – история становления и развития дискурса, в рамках которой выделяются и анализируются лишь наиболее важные в свете этой эволюции теокосмогонические источники.

Для достижения данной цели исследования необходимо решение следующих задач:

выявить и обосновать системообразующую роль гелиопольской солярной теокосмогонии в общей системе древнеегипетских теокосмогониче-ских мифов;

определить основные этапы исторической эволюции гелиопольского теокосмогонического мифа, а также влияние этой эволюции на формирование других египетских теокосмогонических моделей, также формировавшихся в рамках традиционного мифотворчества;

установить содержательную взаимосвязь между основными теокос-могоническими концепциями древнеегипетской предфилософской мысли;

осуществить анализ основных особенностей традиционного египетского теокосмогонического мифа с позиций его последующей трансформации в отличные от него внешне и содержательно формы предфилософской мысли, выступающие в качестве первых промежуточных звеньев в процессе трансформации мифа в философский дискурс;

определить исторические и формально-дискурсивные рамки появления этих переходных форм, а также проанализировать их отличия от традиционного теокосмогонического мифа;

- рассмотреть мировоззренческие характеристики этих переходных
форм как с точки зрения особенностей развития древнеегипетской предфило-
софской мысли, так и с позиций анализа мировоззренческих и культурных

факторов, определивших возможность генезиса философии в восточно-средиземноморском культурном ареале;

- показать зависимость характера формирования предфилософских категорий от категорий культуры в их взаимосвязи с основными характеристиками мифогенной концепции генезиса философии (в первую очередь, на примере эволюции представлений о категории «Маат» в древнеегипетской духовной культуре).

Основные теоретико-методологические принципы исследования. В диссертации использован метод сравнительно-исторического анализа, который выступает в нём в качестве основополагающего, и без которого было бы решительно невозможно реализовать заявленную цель всего исследования. Систематизация теокосмогонических концепций в рамках общего дискурса древнеегипетской предфилософской мысли, а также рассмотрение хода их исторической эволюции и взаимовлияния могут быть осуществлены исключительно в рамках данного метода. Кроме того, в качестве вспомогательных – прежде всего, в ходе анализа взаимосвязи предфилософских категорий древнеегипетской мысли с категориями культуры, а также при выстраивании общей модели структуры древнеегипетского предфилософского дискурса в его взаимоотношении с культурно-историческими факторами, обусловившими генезис философии в восточно-средиземноморском регионе, автором также используются метод структурно-функционального анализа и герменевтический метод. Роль последнего чрезвычайно важна в тех случаях обращения к первоисточникам, когда они представлены в разрозненном, фрагментарном виде, а также в силу фактически полного отсутствия феномена авторства в египетских источниках теокосмогонического содержания. Наконец, метод дискурсивного анализа М. Фуко, применительно к египетским источникам чрезвычайно эффективно впервые использованный Я. Ассманом в

конце минувшего века19, также выступает в качестве одного из вспомогательных методов диссертационного исследования.

Научная новизна. Научная новизна диссертации в первую очередь определяется тем, что в её рамках древнеегипетские теокосмогонические концепции становятся предметом не историко-культурологического или религиоведческого, но специализированного историко-философского исследования. Несмотря на не стихающие в современной науке споры о самом статусе мифа в рамках древнеегипетской духовной культуры, учитывая крайнюю степень фрагментарности источников вплоть до середины II тыс. до н.э., автор считает возможным утверждать не только наличие его уже в хронологически самых ранних формах предфилософской мысли, но и факт их исторической трансформации, в значительной степени определяемой спецификой базовых категорий духовной культуры. Ключевым моментом здесь выступает та роль, которую эти формы предфилософской духовности играют в рамках сложного и длительного процесса эволюции мировосприятия древнего человека от традиционного, первобытного мифа к становящемуся философскому дискурсу, и как следствие – возможность и необходимость видеть в их историческом становлении как воплощения традиционного мифологического мировосприятия, так и – что важнее всего – первые «переходные формы» на пути трансформации предфилософского дискурса в философское мировоззрение. В древнеегипетской мысли важнейшей из таких форм выступает фи-ванская «спекулятивная теология» Амуна-Ра эпохи Нового царства, в рамках которой сформировалась хронологически наиболее поздняя из основных египетских теокосмогонических концепций. В значительной мере это объясняется и тем фактом, что в общей структуре классического мифа теокосмо-гонии являются одним из самых высокоспекулятивных его элементов, будучи, таким образом, одной из наиболее хронологически ранних, если вооб-

19 См.: Assmann J. gypten – Theologie und Frmmigkeit einer frhen Hochkultur. 2 Aufl. – Stuttgart: Kohlham-mer Verlag , 1991.

ще не первой попыткой ответа древнего человека на фундаментальные онтологические и – как следствие – этические вопросы.

В диссертации впервые основной целью исследования становится представление в систематическом виде эволюции теокосмогонических концепций древнеегипетской мысли в контексте общих тенденций развития предфилософской мысли восточно-средиземноморского региона (и, прежде всего, архаической Греции) в конце III – II тыс. до н.э. Кроме того, научная новизна данного исследования связана и с тем фактом, что в нём с позиций современной историко-философской науки осуществлён аргументированный анализ целого ряда дискуссионных проблем, связанных со статусом предфи-лософской мысли как в общих рамках мирового историко-философского процесса, так и применительно к базовым положениям мифогенной концепции генезиса философии.

Наконец, в настоящем исследовании впервые с позиции современного историко-философского знания проводится анализ ряда малоизученных и спорных аспектов процесса формирования категорий предфилософии, и, в частности, демонстрируется факт исключительно раннего вхождения в их состав морально-этической составляющей, что позволяет пересмотреть достаточно широко бытующую в историко-философской науке точку зрения, согласно которой категории предфилософии длительное время развивались вне связи с вопросами морально-этической проблематики20.

Положения, выносимые на защиту:

1. Несмотря на то, что подавляющее большинство древнеегипетских источников теокосмогонического содержания носят фрагментарный характер, возможно и необходимо говорить о процессе целенаправленной эволюции теокосмогонических концепций древнеегипетской мысли.

20 См.: Емельянов В.В. Предфилософия Древнего Востока как источник нового философского дискурса. // Вопросы философии. – №9. – 2009. – С. 153-163.

  1. Структурным и теоретическим фундаментом для подавляющего большинства древнеегипетских моделей теокосмогенеза является гелио-польская солярная теокосмогония. Именно эта концепция и стала исходным пунктом исторической эволюции и последующей трансформации теокосмогонии. Более поздние теокосмогонические модели – как базирующиеся на традиционных принципах классического мифологического нарратива (мемфисская, гермопольская, гераклеопольская), так и на постепенном отходе от него (фиванская «спекулятивная теология») возникали и развивались либо как непосредственная рефлексия гелиопольской модели (мемфисская теокосмогония Птаха), либо под её непосредственным влиянием (гераклеопольская, гермопольская и фиванская теокосмогонии).

  2. Несмотря на достаточно высокий уровень абстракции, теокосмогони-ческие концепции, как, впрочем, и другие структурные элементы древнеегипетской предфилософской мысли (дидактические, политические, религиозно-антропологические тексты) не используют в своём лексиконе полноценного философского категориального аппарата: речь должна идти о придании «традиционным» мифологическим и религиозно-теологическим терминам нового контекстуального оттенка, ранее им не присущего и во многом являющегося индикатором деструкции первобытного мифа. Вместе с тем именно в теокосмогониях мы впервые находим целый ряд концептов, которые в более поздние эпохи станут фундаментальными объектами полноценной философской рефлексии – в первую очередь, они относятся к онтологической и морально-этической сферам.

  3. Важнейшей особенностью древнеегипетских теокосмогоний, отличающих их от теокосмогонических моделей в других предфилософских традициях, является их очень ранняя тесная связь с морально-этической проблематикой (дидактической и этико-политической тра-

дицией) в силу центрального положения в них, и особенно в гелио-польской модели теокосмогенеза, фундаментальной для всей древнеегипетской духовной культуры категории «Маат» в её онтологическом (миропорядок) и этическом (справедливость) аспектах. Эта очень важная деталь позволяет существенно пересмотреть широко распространённую в современной историко-философской науке точку зрения, согласно которой категории предфилософии длительное время развивались вне связи с морально-этической проблематикой.

  1. Эволюция теокосмогонических концепций в истории древнеегипетской мысли теснейшим образом коррелирует с эволюцией категории «Маат», прежде всего, её онтологического («миропорядок») и этического («справедливость») аспектов.

  2. Тот факт, что древнеегипетская предфилософская мысль так и не трансформировалась, в отличие от своего раннегреческого аналога, в полноценную философскую традицию, в значительной степени связан именно с неполной трансформацией традиционных онтологического и этического аспектов данной категории уже в конце II-начале I тыс. до н.э. в рамках этики «личного благочестия», что, с одной стороны, позволяет говорить о факте прямой детерминации трансформации традиционного мифа посредством категорий культуры (что вносит существенные коррективы в мифогенную концепцию возникновения философии в её классическом варианте), а с другой – ярко демонстрирует вариативность развития предфилософских культур в рамках восточно-средиземноморского региона.

  3. Будучи как формально, так и содержательно характерными элементами не философского, но мифологического и религиозно-теологического дискурса и не являясь фундаментом для его становления, древнеегипетские теокосмогонические концепции и, в частности, гелиопольская солярная теокосмогония, могут быть определены в качестве одного из

теоретических источников становления древнегреческой предфилософ-ской и раннефилософской традиции (милетская школа, орфико-пифагорейская традиция). Особого внимания в данном контексте заслуживает фиванская «спекулятивная теология» Амуна-Ра эпохи Нового царства, которая, несмотря на некоторые отличия (в первую очередь, отсутствие феномена полноценного авторства и ярко выраженный элемент критики по отношению к традиционному мифу), в качестве одной из наиболее ранних форм аналитики традиционного мифа может быть поставлена в один ряд со своими раннегреческими аналогами в лице орфической теогонии и «спекулятивной теологии» Ферекида.

  1. Фиванскую «спекулятивную теологию» Амуна-Ра XV-XIII вв. до н.э. необходимо рассматривать в качестве одной из хронологически наиболее ранних «переходных форм» на пути трансформации разлагающегося традиционного мифа к теоретическим основаниям становящейся философии.

  2. Феномен «спекулятивной теологии» оказывается, таким образом, не только частным явлением духовной эволюции раннегреческой предфи-лософской мысли (как это демонстрирует на примере творчества Фере-кида А.В. Сёмушкин), но характерен для значительной части восточно-средиземноморского культурно-философского пространства, реализуясь в различных вариантах развития предфилософского дискурса, не все из которых трансформируются затем в полноценную философскую традицию.

  3. Историко-философский анализ феномена «спекулятивной теологии» XV-XIII вв. до н.э. значительно расширяет и укрепляет мифогенную концепцию генезиса философии, вписывая исторический процесс трансформации первобытного мифа не только в область интеллектуальной эволюции человека, но и демонстрирует её непротиворечивость факту влияния категорий культуры на формирование предфилософских

и философских категорий, а также позволяет существенно расширить хронологические рамки существования форм предфилософской мысли, традиционно относящихся лишь к эпохе «осевого времени» К. Ясперса (800-200 гг. до н.э.).

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость диссертации связана с тем, что она представляет собой первое в отечественной историко-философской науке исследование основных древнеегипетских теокосмогонических концепций как важных источников предфи-лософской традиции Древнего Ближнего Востока. Кроме того, теоретическая значимость работы обусловливается тем, что осуществляемый в её рамках анализ как отдельных источников, так и эволюции древнеегипетской теокос-могонической традиции в целом позволяет существенно уточнить целый ряд положений мифогенной концепции генезиса философии, а также детально проследить конкретные механизмы трансформации традиционного мифа в первые промежуточные формы на пути от мифа к становящемуся философскому мировоззрению, что, в свою очередь, позволяет значительно расширить круг мировоззренческих и культурных факторов, обусловивших возникновение философии в восточно-средиземноморском культурном ареале.

Практическая значимость работы заключается в том, что её результаты могут использоваться при чтении как общих, так и специальных курсов по истории зарубежной философии на философских факультетах и отделениях университетов. Кроме того, отдельные положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы при проведении занятий в рамках общеобразовательных курсов по дисциплине «Философия» для студентов бакалавриата и магистратуры гуманитарных специальностей, а также для аспирантов философских специальностей.

Апробация работы. Материалы и основные результаты диссертационного исследования использовались автором в ходе чтения специальных курсов по предфилософии Древнего Египта, а также отдельных разделов обяза-

тельного курса «Раннегреческая философия» для студентов бакалавриата и магистратуры, обучающихся по специальности «Философия» на факультете гуманитарных и социальных наук РУДН.

Важнейшие результаты диссертационного исследования были изложены автором в публикациях, а также представлены в виде докладов на IV Российском философском конгрессе «Философия и будущее цивилизации» (Москва, 24-28 мая 2005 г.), V Российском философском конгрессе «Наука. Философия. Общество» (Новосибирск, 25-28 августа 2009 г.), VI Российском философском конгрессе «Философия в современном мире: диалог мировоззрений» (Нижний Новгород, 27-30 июня 2012 г.), круглом столе «Язык(и) древнеегипетской культуры: чтение, понимание, перевод» (Москва, 11-12 ноября 2015 г.), круглом столе «Язык(и) древнеегипетской культуры: проблемы переводимости» (Москва, 10-11 ноября 2016 г.).

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, четырёх глав, Заключения и списка использованной литературы на русском и иностранных языках (268 наименований). Общий объём диссертации составляет 315 страниц машинописного текста.

«Памятник мемфисской теологии»: «перформативная теокосмогония» и рецепция гелиопольской модели

Прежде чем начать предметный историко-философский анализ хронологически первых, а потому и чрезвычайно важных в свете нашего исследования моделей древнеегипетских космогоний, и в первую очередь, той из них, что зародилась и возникла в рамках гелиопольской солярной теологии, необходимо остановиться на рассмотрении двух вопросов терминологического характера, напрямую касающихся как специфики древнеегипетских концепций происхождения универсума, так и общего характера терминологии, используемой в тексте настоящей работы.

Несомненно, что мифы космогонического содержания являются чрезвычайно существенным по своей значимости элементом древнеегипетской предфилософии, как, впрочем, и любой другой предфилософской традиции, ибо их роль в формировании оснований будущего процесса генезиса философии необычайно велика: именно в описаниях возникновения мира, рождения богов, истории их поколений и длительного, многоэтапного процесса становления и развития уже созданного универсума делаются первые, пусть и вполне естественно стихийные по своему характеру и генезису, попытки древнего человека определить общие принципы и законы существования окружающего его мира, освоения этого мира посредством категорий, выходящих за рамки лишь сугубо опытно-эмпирического, обыденного мировосприятия. При этом в отечественной историографии (в первую очередь, анти-коведной) сложилась весьма распространённая традиция определения мифов космогонического содержания в первую очередь как теогоний, что, несо 27 мненно, во многом связано с многократно рассматриваемым исследователями и не подлежащим ни малейшему сомнению факту значительной по своему воздействию роли «Теогонии» Гесиода в процессе становления раннегре-ческой философской мысли; ярким примером подобного подхода может служить, в частности, точка зрения И.Д. Рожанского22. Подобная исследовательская модель подразумевает, в частности, чёткое выделение и обособление друг от друга в предфилософских концепциях возникновения мира мифологических нарративов (и, как следствие, сюжетов) двух видов: повествований собственно о возникновении универсума (космогония) и повествований о возникновении богов (теогония). Не ставя здесь себе цели утвердить либо опровергнуть методологическую значимость и актуальность данного утверждения применительно к древнегреческой предфилософской мысли, отметим, что оно, на наш взгляд, не совсем приемлемо по отношению к предфилософии древнеегипетской. Данное мнение основано, прежде всего, на том, что как с формально-повествовательной, так и с содержательной точки зрения древнеегипетские космогонические концепции (по крайней мере, до эпохи Нового царства, о чём детально будет сказано в третьей главе диссертации) объединяют эти две сюжетные линии в одну. Наиболее яркими примерами подобного рода могут служить две авторитетнейшие космогонические концепции эпохи Древнего царства – гелиопольская («Книга познания воссуществований Ра и ниспровержения Апопа») и мемфисская («Памятник мемфисской теологии» - в том случае, конечно, если придерживаться «классической», ранней версии датировки создания этого текста): в обоих этих текстах речь идёт о возникновении первого из богов, имманентно содержащего в себе свойства демиурга, а последующие стадии его существования изображаются как создание им окружающего универсума. Следовательно, здесь мы можем наблюдать не формально и содержательно обособленные друг от друга две сюжетные темы мифологического повествования – одну о рождении богов, вторую о создании мира, но вполне единую смысловую линию, в которой процесс появления первого божества отождествляется с процессом зарождения универсума. Таким образом, единство мифологического нарратива этих концепций есть не только значимый формальный, но также и содержательный момент их космогонической составляющей.

Именно благодаря этой важной особенности как древнейших, так и более поздних (повторимся ещё раз – вне зависимости от того, какую – раннюю или позднюю – версию датировки создания «Памятника мемфисской теологии» мы принимаем; впрочем, к данной теме мы ещё специально обратимся в параграфе 1.3.) египетских космогоний, которая затем детально будет рассмотрена на последующих страницах, нам кажется наиболее оптимальным как с методологической, так и с терминологической точки зрения использовать применительно к ним определение «теокосмогонии», дабы зафиксировать указанное выше как формально-нарративное, так и семантическое совпадение в них сюжетных линий зарождения первого божества и начала создания мира. Эта черта первых египетских концепций возникновения мира, как будет показано далее, играет немаловажную роль в общей структуре древнеегипетской предфилософской мысли. Кроме того, сам факт хронологической, а зачастую ещё и генетической неразделённости процессов космо- и теогенеза в значительной степени отражает и существенную особенность мифологического нарратива в его ранних исторических формах. Несмотря на то, что применительно к древнеегипетским концепциям возникновения мира, особенно в их хронологически первых образцах, письменно зафиксированных, в частности, в целом ряде изречений «Текстов пирамид», далеко не все исследователи единодушны в вопросе о принципиальной возможности утверждения факта наличия пространного и связного мифологического нарратива, полагая, что в данном случае речь, скорее, может идти лишь о фрагментарных повествованиях, тем не менее, «невероятно красочно проявляющих бинарную структуру египетского космоса»23, даже в рамках такого исследовательского подхода сам факт неразделённости космогонической и теогонической линий не подвергается сомнению. Своеобразным «связующим звеном» здесь, несомненно, является фигура царя, который в качестве посредника между миром богов и миром людей, между сакральным и профан-ным, неизбежно наделяется и некоторыми демиургическими функциями, что в случае с древнеегипетской мыслью ещё и усиливается чрезвычайно тесной связью между царской персоной и солярными божествами, впервые зафиксированной в египетской религии ещё в конце эпохи Древнего царства и неизменно сохранявшей своё значение и важность в общей системе египетского мировосприятия вплоть до эпохи эллинизма. При этом особенно важным нам представляется то, что указанная выше неразделённость ярко проявляется не только на формальном (с точки зрения нарратива – то есть сюжетные линии, посвящённые возникновению мира с одной стороны и появлению первых поколений богов – с другой входят в одно и то же повествование), но и на содержательном уровне.

Антропоцентризм теокосмогонии: заклинание 1130 «Текстов саркофагов» и «Гимн творцу» из «Поучения царю Мерикаре» .

«Тексты саркофагов», важнейший памятник осирической религии и теологии времени окончания Первого переходного периода (2170-2025 гг. до н.э.) и эпохи Среднего царства (2119-1794 гг. до н.э.), представляют для нас значительный интерес с точки зрения историко-философского анализа древнеегипетских теокосмогонических концепций и, в первую очередь, гелио-польской солярной теокосмогонии. Несмотря на то, что в этом обширном корпусе текстов данная концепция (точно так же, как до этого в эпоху Древнего царства в «Текстах пирамид») представлена исключительно во фрагментарном виде, целый ряд заклинаний «Текстов саркофагов» являются крайне ценными источниками, помогающими не только уточнить отдельные детали этой авторитетнейшей теокосмогонической концепции Египта, в общих чертах сформулированные ещё в эпоху Древнего царства, но – что наиболее важно в свете нашего исследования – выявить и проследить существенные содержательные и структурные изменения, которые эта концепция начинает претерпевать в указанный период.

Можно смело сказать, что эпоха Среднего царства стала для древнеегипетского предфилософского дискурса временем своеобразного «ренессанса» гелиопольской солярной теологии. Возврат к общекультурным, религиозным и политическим канонам эпохи Древнего царства становится особенно заметен с началом царствования XII династии (1976-1794 гг. до н.э.), цари которой во многом ориентируются на культурные и политические идеалы своих знаменитых предшественников из IV династии68. Подобное же происходит отчасти и с религиозными гимнами этого периода, которые также некоторыми своими стилистическими конструкциями и речевыми оборотами непосредственно восходят к своим аналогам эпохи Древнего царства69. Более того, наряду с собственно «Текстами саркофагов» в ряде гробниц этого периода практически без изменений копируются отдельные изречения, входящие в корпус «Текстов пирамид» эпохи Древнего царства70. Гелиопольская солярная теология, окончательно оформившаяся текстуально в период правления царей V-VI династий, теперь переживает своеобразное «второе рождение». Впрочем, говорить о «ренессансе» гелиопольской солярной доктрины (и, в том числе, входящей в её состав теокосмогонической концепции) в «Текстах саркофагов» как о простом воспроизведении образцов эпохи Древнего царства в рамках общего стремления к архаизации культуры было бы в корне ошибочно: данное «возрождение» сопровождалось и существенными эволюционными изменениями в самой структуре предфилософского дискурса, отражение которых в рамках теокосмогонических концепций данного периода и станет предметом нашего детального рассмотрения в настоящем параграфе.

Как мы уже отмечали ранее при анализе модели космогенеза, излагаемой в образцах гелиопольской теокосмогонии эпохи Древнего царства, её исходной «генетической» точкой является Нун, первобытный мировой океан, являющийся также и воплощением изначально-хаотичного, неупорядоченного состояния Вселенной. Эта «отправная точка» процесса творения, лежащая в основании всех дальнейших процессов преобразования мира солярным демиургом, сохраняется без изменений и в космогонической модели гелио-польской теологии эпохи Среднего царства. Однако наряду с традиционными характеристиками Нуна как изначального водного хаоса целый ряд заклинаний «Текстов саркофагов» даёт нам возможность более детально взглянуть на некоторые функциональные характеристики этой водной первостихии. Среди заклинаний подобной направленности особо стоит отметить относительно небольшое заклинание под порядковым номером 714, в котором умерший непосредственно отождествляет себя с Нуном, произнося своеобразный монолог, составленный от его имени. Начало данного заклинания выглядит следующим образом:

Я – Нун, единственный, (и) нет равного мне. Воссуществовал я там, (где) великое событие разлива моего случилось со мной. Я – тот, (кто) воссуще-ствовал (как) круг, находящийся в яйце своём. Я – (имеющий) начало там, в Нуне. Смотри, половодье вышло из меня. Смотри, я – (это тот, кто) остался. Сделал я воссуществовавшим тело своё через просветление своё. Я – тот, кто сотворил себя. Построил я себя согласно желанию сердца своего71.

Этот относительно короткий фрагмент помогает нам прояснить целый ряд вопросов, которые остались как бы «вынесенными за скобки» в космогонических фрагментах «Текстов пирамид», а также в монологе Хепри из папируса Бремнер-Ринд. Пожалуй, первым и наиболее важным из них является вопрос о происхождении самого Нуна. В самом деле, в источниках гелио-польской теокосмогонии Древнего царства – «Текстах пирамид» (Pyr. 1040 a) и «Книге познания воссуществований Ра и ниспровержения Апопа» (папирус Бремнер-Ринд 27.1) мы находим недвусмысленные упоминания о Нуне как об отце солярного демиурга (в указанном выше изречении «Текстов пирамид» - царя, который с этим демиургом образно отождествляется), однако не видим никаких, даже малейших указаний или намёков на природу и характер происхождения самого Нуна. Данный же текст позволяет нам немного «приоткрыть завесу» над вопросом генезиса этой важнейшей первостихии; несомненно, что сам факт постановки такого вопроса, не присущий более ранним образцам этой теокосмогонии, служит прямым доказательством продуктивного развития предфилософского дискурса в данный период.

Прежде всего, стоит отметить констатацию факта «самозарождения» Нуна, незнакомого более ранним версиям гелиопольской теокосмогонии; этот факт не просто вскользь обозначается в цитированном выше фрагменте, но, напротив, упоминаются и его важнейшие характеристики. Необходимо также обратить внимание на утверждение единственности, своеобразной уникальности Нуна в качестве физической праосновы всего сущего, тем более что оно становится в данном тексте ещё более веским благодаря употреблению наряду с количественным числительным wa («один», «единственный») также ещё и весьма характерного для подобных контекстов речевого оборота «нет равного мне» (буквально: «нет второго моего»). Этой же цели, по всей видимости, служит и используемая здесь формулировка «тот, кто остался», или (буквально) «остаток» (DAw). Таким образом, здесь ещё более явственно подчёркивается идея абсолютного хронологического «старшинства» Нуна по отношению ко всем без исключения экспонентам теокосмогонического про цесса, включая даже Солнечного бога72. Одновременно текст подчёркивает явно физический, более того – эмпирический характер этой водной перво-стихии, обращая внимание на её непосредственную связь с таким обычным и характерным для любого египтянина в его повседневном быту природным явлением, как ежегодное половодье, возникающее вследствие разлива Нила.

Теокосмогоническая проблематика в текстах амарнского периода: отрицание традиции или развитие дискурса?

Очень показательной в этом отношении выглядит ситуация, сложившаяся в амарнскую эпоху с интерпретацией такой фундаментальной для всего египетского предфилософского дискурса (и, в частности, для теокосмогони-ческих концепций) категории, как Маат. Как показывает анализ текстов Амарны, содержащих в себе эту важнейшую категорию (а частота её употребления в самых разнообразных источниках этого времени, включая не только официальные документы, но и титулатуру самого Эхнатона, значительно превосходит таковую в период начала царствования XVIII династии), она интерпретируется в них главным образом не в своих «классических» аспектах – онтологическом (миропорядок) и этическом (справедливость) – а в новом, гносеологическом своём понимании – в значении «истина», под которой, несомненно, понимается теологическая доктрина новой религии, противопоставляемая традиционным культам и, в первую очередь, конечно же, фиванской теологии Амуна-Ра112. В традиционных египетских теокосмогони-ях, в том числе, в древнейшей и авторитетнейшей из них – гелиопольской – именно Маат, как мы помним, выступает в качестве обозначения процесса сакрального упорядочивания мира, который демиург начинает, находясь в Нуне после «прихода в сознание» и выхода из «инертного» состояния бездеятельности. Здесь же эта схема рушится полностью и бесповоротно: являясь абсолютно самодостаточным источником собственного существования, «ге-лиоморфный» Атон не нуждается ни в каком внешнем по отношению к себе источнике своего возникновения и дальнейшего пребывания в мире – будь то

Нун, Маат или какая-либо другая онтологически «насыщенная» категория древнеегипетской мысли. Вот почему для Атона как демиурга – если в данном случае этот термин вообще оказывается уместным – прошлое оказывается единым с настоящим и будущим, а, следовательно, нет никакой необходимости в наличии чётко структурированной истории и хронологии творения. Не случайно, что тот же самый Я. Ассман именно амарнскую теологию предлагает рассматривать не просто как чисто религиозное потрясение, но и как во многом переломный момент в истории всей «древнеегипетской культуры времени»113. Творение мира в «Большом гимне» Атону интерпретируется не как процесс создания Вселенной Атоном, но как вечно продолжающийся процесс поддержания им существующего мира посредством своего физического в нём присутствия (посредством солнечного света). Творение и поддержание жизни посредством света – чрезвычайно характерная идея в интерпретации природы Атона, нашедшая широкое выражение не только в собственно религиозных текстах, но и в иконографии амарнской эпохи114. Важно подчеркнуть, что она при этом совершенно не вписывается в традиционную канву египетской солярной космографии, и, в частности, ни в коей мере не может быть соотнесена с чрезвычайно широко распространённой в гелио-польской теологии мифологической модели поддержания Солнечным богом справедливого миропорядка (Маат) путём еженощного сражения с силами тьмы и хаоса, возглавляемыми змеем Апопом и рисующей каждый утренний восход Солнца как своего рода повторение творения, имевшего место в изна чальном прошлом (pAwt). В случае с космологией Амарны идея постоянного поддержания жизни посредством солнечного света начисто лишается всякой мифологической компоненты, но этот факт – и это, кстати, весьма показательно – отнюдь не делает её более содержательной в плане своей спекулятивной составляющей, нежели, скажем, практически полностью связанные с традиционными солярными мифологическими представлениями версии творения мира, излагаемые в гелиопольской теологии периодов Древнего и Среднего царства или, тем более, креационистские пассажи Каирского гимна Амуну-Ра. Картина мироустройства, изображаемая в «Большом» и «Малом» гимнах Атону, если и не основана полностью на весьма вульгарных эмпирических представлениях, то уж, по крайней мере, начисто лишена какого бы то ни было оттенка спекулятивной интерпретации.

Противопоставление Атона, нового «гелиоморфного» божества сторонников амарнской администрации, с одной стороны, и являющегося его полным антиподом Амуна, наиболее ненавистного для новой «партии власти» экспонента традиционной египетской теологии, осуществляемое, как мы видели, при помощи совершенно различных с содержательной точки зрения вариантов теологического дискурса, несомненно, являет собой ярчайший пример отрицания амарнской религией целого ряда традиционных нормативов древнеегипетского предфилософского дискурса (и в том числе теокосмо-гонических концепций в качестве его неотъемлемого элемента); исходя из этого, вполне естественным и ожидаемым оказывалось бы предположение, что тот же самый процесс должен был иметь место и в случае сравнения форм и приёмов разворачивания этого дискурса в традиционной (в первую очередь, фиванской) и амарнской теологиях соответственно. Удивительно, но этого в амарнской теологии как раз и не происходит, что свидетельствует о глубокой укоренённости новой теологической парадигмы в традиционном формальном, а отчасти и семантическом поле древнеегипетской солярной теологии, восходящей не только к относительно недавним для неё канонам «новой солнечной теологии» середины царствования XVIII династии, но и к своим «классическим» образцам эпохи Древнего царства115. Если попытаться сравнить с позиций сходства используемых форм развёртывания теологического дискурса Каирский гимн Амуну-Ра и «Большой гимн»

Предфилософский лексикон: терминологическое оформление дискурса

Следующая группа терминов, которые, несомненно, могут быть отнесены к важным составляющим предфилософского лексикона древнеегипетских теокосмогоний, непосредственно относится к характеристикам создаваемого универсума как своего рода всеохватной целостности, являющейся результатом созидательной деятельности демиурга. Здесь, в первую очередь, необходимо упомянуть используемые в источниках фиванской теокосмого-нии эпохи Нового царства категории nty nbt («всё, что есть», «которое всё» -Pap. Boulaq 17 6.2.= Luiselli, III, 26 (см. наш анализ в параграфе 3.1.)) и ntt iwtt («всё, что есть и всё, чего нет» - Pap. Leiden I 350, 3-4, V, Zandee (см. наш анализ этого фрагмента в параграфе 3.3.)). Эти конструкции, структурно основанные преимущественно на использовании относительных прилагательных «который(-ая)» и «который(-ая) не», в космогонических пассажах Каирского и Лейденского гимнов Амуну-Ра призваны характеризовать не только чисто физические качества создаваемого демиургом (в данном случае – Аму-ном) мира, но и те его свойства, что выходят за рамки сугубо эмпирического познания и восприятия; таким образом, в данном случае можно говорить об одновременном наличествовании в этих контекстуальных вариантах использования данных двух категорий как собственно эмпирической (с точки зрения мировосприятия – тем более что первая из указанных конструкций вообще чрезвычайно часто используется в текстах самого различного содержания, вплоть до сугубо бытовых источников), так и более абстрактной (с точки зрения становящегося в рамках фиванской теологии эпохи Нового царства спекулятивного мышления). Последнее оказывается весьма любопытным в плане сопоставления положения этих двух категорий с одной стороны и рассмотренных нами выше используемых в наиболее популярных моделях тео-космогенеза эпохи Древнего и Среднего царства глаголов iri и xpr и их производных по отношению к традиционному мифологическому дискурсу древнеегипетской духовной культуры – с другой. Если последние, как уже упоминалось, даже несмотря на придание им в теокосмогонических текстах определённого уровня абстрактности, всё же неразрывно связаны с семантическим полем традиционной египетской мифологии (в первую очередь, солярной), то в случае контекстуального использования категорий nty nbt и nii iwtt в текстах фиванской теологии конца Второго переходного периода и Нового царства складывается иная ситуация. Обе эти категории с точки зрения как своего набора значений, так и – что особенно важно – идеографии никак не связаны с семантикой фиванского теолого-мифологического учения об Амуне и используются в текстах этой традиции исключительно для акцентирования внимания на абсолютной всеохватности, своего рода «универсальности» возможностей этого божества как демиурга. Следовательно, в данном случае мы можем говорить об определённом вычленении элементов спекулятивного, предфилософского мышления из русла традиционной мироощущен-ческо-мифологической парадигмы – той, в рамках которой строятся повествования «классических» моделей теокосмогенеза эпохи Древнего и Среднего царства. Может быть, тогда именно они могут претендовать на статус «про-тофилософем» в религиозно-теологическом, то есть по сути своей – нефилософском – дискурсе – и, таким образом, являющихся аналогами подобных категорий в древнегреческой предфилософии, тех самых категорий, о которых так много говорят приверженцы «ориенталистского» направления в современном историко-философском антиковедении? К ответу на этот очень важный именно с позиций историко-философской исследовательской методологии вопрос мы ещё специально вернёмся в параграфе 4.4., а пока лишь заметим, что он определяется целым рядом факторов, одни из которых напрямую относятся к тем, что определяют эволюционное развитие самого традиционного мифа, а другие связаны с трансформацией категорий современной этому мифу духовной культуры. В пользу такой комплексности проблемы говорят сразу несколько моментов. Прежде всего, именно контекстуальное использование этик категорий в рамках сугубо религиозного текста (коими, без сомнения, необходимо считать и Каирский, и Лейденский гимны Амуну) всецело определяет и характер их семантического поля: когда Амун постулируется в качестве творца «всего, что есть» или же «всего, что есть и всего, чего нет», неизвестные авторы гимна, наделяя эти конструкции элементом значительно более высокой (по сравнению с текстами более ранних периодов) спекуляции, вряд ли ставили перед собой цели определения метафизических характеристик универсума либо поиска ответа на вопрос о том, как именно или же из чего (как, например, делали это позднее милетцы и Гераклит) он возник. Задача такого «высокоспекулятивного использования» была иной: показать всемогущество Амуна как главного экспонента фиван-ской теологии и ведущего объекта религиозного культа в эпоху Нового царства. Кстати, именно этот факт (но, правда, не он один – более подробно мы поговорим об этом в параграфе 4.4.) в известной степени определил уже указанную нами ранее в соответствующих параграфах 3.1. и 3.3., посвящённых фиванской теокосмогонии, её особенность: практически полное отсутствие как в тексте Каирского, так и Лейденского гимнов описаний этапов космо- и теогенеза. Конечно, в этом нельзя не видеть качественного отхода от традиционной мифологической «канвы», в данном случае мы видим начало вычленения в рамках её не просто нового духовно-мыслительного образования, но спекулятивной модели, своего рода «переходной» между традиционным мифом и становящейся философией формы духовности, хотя и не дающей начало философии как самостоятельной форме мировоззрения: речь в данном случае идёт о незнакомой более ранним образцам теокосмогонии модели предфилософской спекуляции исключительно в рамках теологического дискурса, без привязки к целому ряду основополагающих категорий традиционного, первобытного мифа.