Введение к работе
Актуальность исследования. В силу определенных исторических и социальных условий театральное искусство вайнахов находится на таком этапе своего развития, когда остро назрела необходимость в исследовании истории театра. Особенно возросла важность стоящей проблемы сегодня, когда рост национального самосознания народов требует возрождения и изучения традиционных национальных культур, в частности, истории театрального искусства.
Уходит в забвение понятие общей для всех народов и наций единой советской культуры, искусства. Плачевные результаты отторжения национального мы реально видим сегодня зо всех областях нашей духовной жизни.
Изучение современного вайнахского (чечено-ингушского) театра, его постановок, режиссуры, актерского мастерства, вне связи с-генезисом национального театрального искусства не может быть полным.
В плане разработки истории вайнахского театра Чечено-Ингушское театроведение не имеет ни одного исследования, за исключением статьи Ю. Айдаева «Народные истоки чечено-ингушской драмы».
Известно, что профессиональный Чечено-Ингушский театр был образован в 1931 г. в городе Грозном, а история становления и развития полупрофессионального театрального искусства 20-х годов, тем более народного театра, остается по сей день не изученной. При этом следует учесть, что ингушской труппы вплоть до 1978 года не существовало, по причине все той же пресловутой единой культуры.
Ни одно поколение современных ингушских и чеченских актеров, режиссеров и других деятелей культуры не имело возможности по-настоящему осветить для себя вопросы истории вайнахского театра. Шесть актерских студий, начиная с 1934 года, обходило этот вопрос в процессе учебы в вузах.
В настоящее время, как нам кажется, актуальность нашей проблемы возросла. В республике открываются театральные
студии, помимо государственных театров, впервые в республике при Чечено-Ингушском государственном университете в 1990 году открыто актерское отделение, которое будет готовить творческих работников уже в своих условиях, тогда как все предыдущие актерские студии, режиссеры обучались в Москве, Ленинграде, Воронеже, Тбилиси. Возможно, вслед за актерским будут открыты театроведческое, режиссерское и другие отделения.
Таким образом, национальная театральная школа не может развиваться без знаний прошлого своего театра. Более того, изучение истоков театрального искусства необходимо на практике уже сейчас.
Театроведение, занимаясь одним из важнейших вопросов искусства, не может состояться без учета исторического опыта национального театра, его истоков.
Цель исследования. Цель настоящей работы состоит в том, чтобы выявить специфические особенности народного театра вайнахоз, проследить процесс зарождения любительского театрального искусства и становления профессионального театра Чечено-Ингушетии (первого этапа, до 1944 г.).
Автор ставит целью показать неразрывность связи современного театрального искусства с особенностями народного театра вайнахов.
Общая цель исследования определяет следующие конкретные задачи:
выявить сосредоточенные в обрядах, обычаях, верованиях и связанных с ними праздниках элементы народного театрального искусства вайнахов;
проследить путь развития и формирования народного театрального искусства в зависимости от исторических и социально-экономических условий;
показать особенности зарождения любительского театрального искусства, создавшего основу для становления профессионального театра ингушей и чеченцев, а также дальнейшее развитие профессионального Чечено-Ингушского театра.
Решение этих задач позволило бы практически повысить уровень подготовки актеров, режиссеров, театроведов, особенно для национального театра.
Научная новизна диссертации. Научная новизна работы определяется тем, что автором впервые в истории чечено-ингушского театроведения предпринята попытка обобщающего исследования картины становления национального театра. Народное зрелищное искусство вайнахов представляется нам одной из форм общественного сознания наряду с моралью, философией, наукой и т. д.
Изучение элементарных форм театрального искусства вайна-
хов привело нас к мысли о некоторых общих признаках происхождения народного театра, присущих театру всех народов в начальной стадии его становления. Этнографические параллели дали нам возможность объяснить многие явления в развитых театральных системах вайнахского театра.
Изучая родной театр ингушей и чеченцев как сохранившийся, так и исчезнувший совсем недавно (например, скоморохи, джукурги), мы начинали свои поиски в глубине мифологии, языческой религии.
Стремление к изображению жизни во всем ее многообразии издревле было свойственно вайнахам. Об этом свидетельствует высокий уровень его художественных ремесел, богатейший фольклор, в котором нашло свое яркое выражение богатство народного искусства представления.
В работе раскрываются исторические условия, в которых формировался народный театр и влияние их на развитие специфических черт, присущих национальному вайнахскому зрелищному искусству.
Описание народного театра как бы легло в основу данного исследования, так как именно ему пришлось в дальнейшем сыграть определяющую роль в формировании самобытного облика вайнахского профессионального театра.
Становление и развитие профессионального театрального искусства — не изученная область истории национального театра, который неразрывно связан с народным искусством, особенно в период 20-х годов, время активной деятельности любительских театров.
И, наконец, рождение профессионального драматического театра Чечено-Ингушетии в 1931 году, его проблемы, осложненные в связи с упразднением Ингушской автономной республики явились причиной того печального обстоятельства, что вплоть до 1978 года спектакли на ингушском языке не игрались, как, впрочем, не существовало и театра.
Данное исследование ограничивается рассмотрением так называемого первого этапа в истории профессионального вайнахского театра, т. е. до 1944 года.
Практическая значимость исследования. Основным материалом диссертации стали разработка и комментарии поисковой информации первоисточников, а также этнографические и фольклорные источники.
Результаты исследования могут быть использованы в дальнейших искусствоведческих работах. Выводы диссертации могут быть использованы для обогащения курса по истории Чечено-Ингушского театра, а также для практических дисциплин на актерских, режиссерских факультетах театральных вузов.
Апробация работы. Отдельные положения диссертации об-
суждались в Чечено-Ингушском научно-исследовательском институте истории, социологии и филологии в секторе этнографии. Работа прошла апробацию на кафедре истории и теории театра Грузинского театрального института имени Шота Руставели и была рекомендована к защите.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.