Введение к работе
Актуальность исследования определяется, прежде всего, тем, что наследие Вахтангова до сих пор известно в Корее совершенно недостаточно. Лишь в последнее время вышел ряд книг, в которых упоминается о Вахтангове и, в той или форме, анализируется его богатое творческое наследие.
Творческий метод Вахтангова может иметь огромное значение для современного театрального процесса Кореи. Его театральные идеи способны примирить антагонизм двух типов театра — театра "представления" и театра "переживания".
В Корее долгое время существовал традиционный театр, с разработанными условными приемами актерской игры, почти полностью оторванными от реальной человеческой психики, от правды человеческих чувств и характеров. Сценическая иллюзия, жизнеподобие в этом театре практически отсутствовали. Зато были максимально развиты приемы активизации зрителя, включения его в игру. Спектакль понимался как праздничное, внебытовое представление.
В дальнейшем, шел процесс психологизации корейского театра под воздействием театра европейского типа, но наибольшее влияние оказал на него все-таки американский метод Ли Страсберга (С. Адлер, Г. Клэрман, Р. Льюис, С. Мур), трактовавший систему Станиславского лишь с точки зрения внутренней актерской техники.
Так в театре Кореи возник разрыв между условной внешней техникой традиционного театра и психологической внутренней техникой нового корейского театра. В первом случае, в традиционном театре, была почти полностью исключена внутренняя техника актера. Во втором — крайне слабо разработаны способы физических действий, не развита современная сценическая выразительность.
Проблема обучения актера, владеющего как глубинной внутренней, так и эффективной внешней техникой является коренной задачей современного корейского театра.
В связи с этим чрезвычайно важным представляется знакомство корейской театральной общественности с творческим наследием Вахтангова, который всегда протестовал против грубого понимания системы как техники лишь внутренней работы актера над ролью, против сведения ее к определению основных чувств актера (вне его сценических действий). И стремился к синтезу внешней и внутренней техники актера
Научная новизна исследования. В предлагаемой работе нет стремления к собственным оригинальным обобщениям и заключениям (знания автором русской театральной культуры первой трети 20 века для этого еще недостаточны), но есть попытка представить разные точки зрения на сущность исканий Е.Б. Вахтангова, поместить их в контекст театральной мысли времени. Особенно большое внимание уделяется его педагогическим методам, как наиболее важным для корейского читателя — профессионала театра.
Кроме того, следует отметить, что определенную техническую трудность при написании работы представлял собой обратный перевод цитат и источников (с корейского на русский язык; работа писалась на корейском языке), с которым удалось справиться без существенных потерь при помощи современных компьютерных методов (нумерации цитат и хранении их в двух видах — на русском и корейском языке).
Апробация работы. Диссертация выполнена, обсуждена и рекомендована к защите на кафедре истории театра России РАТИ.
Практическая значимость работы. Материалы диссертации составляют основу для семинара по истории русского театра и для практических занятий по системе Станиславского на отделении драмы университетов Кореи.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав и заключения.