Введение к работе
Актуальность- исследования. Одной из основополагающих задач современного театроведения остается системное изучение творчества крупнейших представителей режиссуры, своими работами, всей профессиональной деятельностью определивших процесс развития советского театра.
С началом XX века в мировом, и в частности в русском, театральном искусстве, как известно, наступает пора действия режиссуры. Творческий путь К.С.Станиславского, В.И.Немировича-Данченко, ВсЭ.Мейерхольда, Л.Я.Таирова доказал особую роль постановщика в создании образной структуры спектакля, организации в едином строе всех возможных средств художественной выразительности. Одновременно были закреплены приоритеты режиссуры в сфере сценической интерпретации литературного материала, ее воспитательное влияние на формирование актерского искусства.
Все это осталось актуальным в многонациональном театральном искусстве и после революции. Для бывших национальных окраин, и для Украины в частности, послереволюционный период стал временем наиболее активного действия режиссуры по созданию новых профессиональных коллективов, накоплению разнопланоього репертуара, привлечению на подмостки большого числа одаренных исполнителей. Именно деятельностью руководителей театров определялась во многом театральная жизнь на Украине в первые послереволюционные годы.
Собствевю, к концу 20-х годов окончательно выкристаллизовываются имена, составившие "первый ряд" украинской режиссуры: Л.Курса с, Г.Юра, В.Василько, М.Терещенко, В.Романицкий, Все они, кто, будучи руководителями театральных коллективов, своим творчеством непосредственно и в работах своих учеников будут представлять "лицо" украинской сцены в 30-е годы. Обращение к истории украинского театра - это,.в первую очередь, обращение к проблеме режиссуры.
4.
Именно с во деятельностью связано и становление в SO-е годи нового этапа существования реалистического творческого метода в украинском театральном искусстве. Само его бытие, сложное и.противоречивое, в данный период прежде всего прозвучало в работах уже перечисленных режиссеров. В связи с отим в диссертации вопросы режиссуры и творческого метода поставлены в прямую взаимообусловленность.
Научная новизна работы - видится в концептуальном изменении общего взгляда и частных оценок как истории украинского театра ЗС-х годов, так и нового этапа бытия реалистического метода, пришедшегося на этот период
Глобальность проблемы метода заставляет прослеживать режиссерские искания во шюноотво проявлений как мировоззренческого, так и собственно эстетического характера. Л специфика искусства театра как коллективного творчества выявляет их еще и в совместности работы с сотворцами спектакля. Так для 30-х годов, по мысли автора, определяющим для формирования и проявления творческого метода стало сотворчество режиссуры с драматургами, когда речь идет о постановках современной пьесы, и с актерами, при реализации на подмостках классики.
практическая ценность работы состоит в возможности более углубленного дальнейшего изучения истории украинского советского театра с использованном результатов исследования, а также более глубокого научного осмысления проблемы метода для современного искусства театра.
Апробация оаботн. Диссертация обсуждалась на заседаниях отдела театроведения Института искусствоведения, фольклора и этнографии им.М.Ф.Рыльского ЛН УССР и на кафедре истории и теории театра Грузинского государственного театрального института имени Щота
5.
Руставели. Результаты исследования и промежуточные выводы апроои-рованы автором в докладах на Республиканской конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Г.П.Юри и на научной конференции в г.Одессе "Забытые и малоизученные страницы истории украинского советского театра".