Введение к работе
Актуальность темы. В тятовсксм советском.театроведении научное изучение литовского профессионального театра начиналось с монографических работ, посвященных режиссерам первого поколения — К.Глинскису, А.Суткусу, Б.Даугуветиоу. Совокупность исследований, анализирующих их творчество, давала некоторую, хотя и неполную картину развития литовского театра на первом этапе его существования. В конце 1970-х — начале 1930-х годов
- 2 -появились академические работы обобщающего характера, охватш^лэ-щие два исторических периода — с :940-го по 1956 год и о 1918-гс по 1929 год (эти издания вышли в свет в порядке, обратном хронологическому). Появились также два.тома очерков истории литовского театра, написанные В„Макнисом, в-первом i.j них подробно охарактеризован допрофессиональный литовский веатр* Но на карто литовского театра остаются белые пятна, касающиеся в основном творчества режиссеров второго поколения (к .которому лрннадлеаит К.Кимантайте), а также сравнитзльно недавних (после 1956 года) этапов театрального-развития.
К.Кимантай-о была одним из наиболее целеустремленных и актив» ных создателей литовского советского театра; работая параллельно с другими режиссерами ее поколения (Ю.Мильтишю, Р.Юкняеичею, Ю.Грибаускас и др.), она более, чем кто-либо из них,трудилгсь над театральным осуществлением произведений литовских авторов,-На долю К.Кимантайге выпало дело формирования и воплощения на сцене национального литовского репертуара, в значительной степени пополнявшегося ею за счет инсценировок. (В Академическом театре драмы Литовской ССР о 1945 по 1955 год было показано лишь д знадцать произведений литовских авторов,и шесть иэ их числа были поставлены К.Кимантайте; во втором послевоенном десятилетии,с 1955 по 1965 год(в том же театре было осуществлено девятнадцать спектаклей литовских авторов, и восемь из .
і них поставила К.Кимантайте, ричем оотальные постановки принадлежали разным режиссерам. Всего за сорок лет режиссерской работы К.Кимантайтр осуществила двадцать семь спектаклей, и двадцать, три из них — на литовском материале). Эта сторона деятельности К.Кимантайте была исключительно актуальна, особеннс
в первое послевоенЕюе десятилетие. Долгие года ее спектакли составляли основу репертуара (а, кстати сказать, и кассы) Академического театра»
Без изучения творчества К,Кимантайта невозможно представить полную картину жизни базового в республике Академического театра дра^и. Анализ ее поиоков актуален также и тем, что дает возможность рассмотреть становлензіз поэтики обобщенного метафорического спектакля, с утверждением которого на литовской сцене связаны ее нынешние достижения.
Внимание публгта и критики к последнему моно-спектаклю К,Кимантаите свидетельствует, что интерес к ее неувядаемому творчеству не иссякает и сегодня»
Цель и задачи исследования;
- проследить важнейшие особенности развития литовского
профессионального театра через их отражение в творческой
деятельности К.Кимадтайте, дать своего рода "биографический
срез", который позеолид бц раскрыть живую логику дшлсения
театра;.
* показать значение решосерского творчества К.Какантайто в развитии литовского национального театра;
особо проследить значение инсценирования.ев произведений литовских авторов для формирования самобытного облиго национального театра?
поскольку зрелый период работы К.Кимантайте связан з основном о судьбой Академического театра драмы, автор диссертация ставил ; дачей проследить на анализе ее спектаклей преемственность традиций в кизни этого коллектива и его стилистическую эволюцию — от бытового к поэтическому. Творчество К.Кимантачте,
4 4 »
стоявшее в Академическом театре несколько особняком (К.Киман~ тайте никогда не числилась в Академическом театре ни "ведущим", ни "вторым по штату режиссером), не только отвечало основным направлениям искусства этого театра, но и во многом определяло их»
Методологической основой диссертации явились теоретические труды основоположников марксизма-ленинизма, работы ведущих советских театроведов. Исг шьзован метод комплексного целост- : ного анализа с учетом исторических, социальных, эстетических и биографических факторов. Диссертант опирался на работы. оозетских жгературоведов, посі денные литовской драматургии, а также на те немногие печатные труды-по истории, литовского театра, которые были изданы к моменту завершения диссертации.
Материал исследования. .Основными источниками для данного исследоваїшя послужили виденные автором спектакли, тексты пьес и инсцрчировок, появлявшиеся в прессе статьи и рецензии, многие из которых позволяют, в частности, понять уровень трр^ований, предъявлявшихся спектаклям,,и оценить препятствия, с которыми приходилось встречаться режиссеру.
Автор использовал ряд материалов, остававшихся прежде неизвестными, и среди них — записи многочисленных бесед с К.Кимантайте, с ее коллегами (режиссера! , актерами, литераторами), с критиками, а также архивные матер .алы ЦГАЛИ (режиссерские экземпляры, протоколы обсуждений); особую ценность имели дневники репетиций и письма, любезно предоставленные диссертанту самой К.Кимантайте.
Научная новизна работы. Творчество К.Кимантайте исследовано сравнительно мало. В ужа упоминавшейся книге "Литовский совет-
ский театр. 1940—1956" били проанализированы поставленные ею инсценировки. Несколько шире о ее работе говорится в кандидатской диссертации А.Гуобиса "Литовская драматургия на сцене Государственного академического театра драми Литовской ССР (1940—1978)" и в докторской диссертации М.Петухаускаса "Становление и развитие литовского советского драматического театра", появившейся совсем недавно.
Настоящая работа является первым специальным исследованием творчества К.Кимантаіїте, первым опытом его обобщения. Особое место в диссертации отведепо анализу режиссерских работ К.Ки~ монтайтэ. Новизну работы определяется также привлечением указанных вше млтериалов, многие из которых преаде не использовались исследователями.
Практическое значение. Анализ творчества К.Кимантайте имеет как теоретическое, так и практическое значение: а) заполняет пробели в изучении литовского театра; 6) привлекает внимание к его национальным особенностям (актуальная и малоизученная проблема); в) позволяет поставить вопросы взаимоотношений режиссера и автора драматургической оснсвц, режиссерского авторства в инсценировке прози и поэзии, использования этнографических и фольклорных материалов з худохествен-ной ткани'спектакля. Диссертация иояет быть использована при подготовке курса лекций по истории литовского театра, а также в дальнейших исследованиях его исторического пути.
Основные положения и выводы диссертации изложены в выведшей в 1983 году в издательстве "Минтис" монографии. "Казимера Киыачтайте", Творчеству К.Кимантайте автором посвящены и другие работы — рецензии на спектакли разных лет, статні обобщающего характера, публикации материалов по спектаклям
(дневников репетиций и т.д.); инсценировкам К.Кимантайте даосер-тант оообо посвятила несколько работ теоретического характера и ряд рецензий.
Апробация работы: на оекторо театра народов СССР ВШШ искусство-* знания. Апробацией работы можно также считать положителыше рецензии на монографию "Казимера Кимантайте" в республиканской печати^ доклад на научной конференции в Институте истории АН Литовской. ; ССР.
Структура работы. Диссертация оостоиг из введения, трех глав
и заключения. К диссертации прилагается список цитируемой лите- :
ратурн. '* .