Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Творческие взаимосвязи узбекского театра с театрами республик Средней Азии Ларина, Саида Михайловна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ларина, Саида Михайловна. Творческие взаимосвязи узбекского театра с театрами республик Средней Азии : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.01 / Ин-т искусствознания.- Ташкент, 1991.- 19 с.: ил. РГБ ОД, 9 91-4/1299-3

Введение к работе

Взаимодействие национальных художественных культур, а тем более родственных, - процесс исторически неизбежный, закодамар-ный, присущий всем общественно-экономическим формациям. Естественно, что на разных этапах развития общества степень и формы его проявления различны.

Средняя Азия издавна имела богатые культурные связи со многими странами Среднего и Ближнего Востока. Вместе с тем, народы, населявшие Среднюю Азию с древнейших времен, училась друг у друга; между ними происходил глубокий многовековой процесс духовного взаимообогащения. Что же касается театрально-зрелищных искусств, народно-традиционных форм, то особое развітие они получили у оседлого населения региона, преимущественно у узбеков и таджиков. Не случайно они стали на первых порах ведущими и влиятельными в этой области.

Благодаря воздействию прогрессивной, русской культури в конце XIX - начале XX вв. расширяются границы межнациональных творческих связей и вместе с тем "усиливаются взаимодействия национальных художественных культур внутри региона".

Победившая в крае Великая Октябрьская социалистическая революция открыла здесь новую эру взаимодействия национальных культур, а интернациональная природа' нового общественно-экономического строя поставила этдт вопрос на качественно новую основу: "Социализм, организуя производство без классового гнета, обеспечивая благосостояние всем членам государства, тем.самим дает полный простор "симпатиям" населения и именно в силу этого облегчает и гигантски ускоряет сближение и слияние навдй" .

Говоря о Средней Азии, следует подчеркнуть, что тут имеются не только единая географическая срада, общность исгоротеских

Шермухамедов С. Некоторые вопросы теории и-практики развития социалистической культуры. Ташкент, 1980, о.118.

Ленин В.И. Поли.собр.соч., т.30, с.21.

судей и культур. Тут наличествует и близость языков. Не случайно в советское время сотрудничество между народами региона столь быстро поднялось на новую ступень. Когда была образована Туркестанская Советская республика, а затем Узбекская, Казахская, Таджикская, Киргизская и Туркменская Советские Социалистические республики, Каракалпакская АССР, возникли социально-экономические предпосылки для ускоренного, развития профессиональной драматургии на местных языках, для строительства национальных театров.

Однако при всей их общности национальные театры Средней Азии в своем развитии не унифицировались, не терли своего лица. Наоборот, каждой из национальных театральных школ с самого начала были присущи свои особенности, наделявшие их неповторимым своеобразием.

Но, естественно, пути развития этих театров были неодинаковы. В процессе взаимодействия они прошли разные этапы, видоизменяя и обогащая творческие связи. Главное же заключается в том, что взаимодействие все больше становилось естественным, закономерным способом развития среднеазиатских национальных те атров.

С течением времени формы взаимовлияний становились все более сложными и многосторонними. В военные и послевоенные годы взаимодействия сделались одним из шжнейиих факторов развития каждого национального театра, а в целом - всего советского театрального искусства.

Этот процесс взаимодействий национальных культур народов Средней Азии применительно к литературе освещен довольно подробно и многосторонне. Значительно слабее он изучен'искусствоведами и, в часности театроведами. Есть отдельные книги, десятки статей, где приводятся яркие и убедительные примеры плодотворности взаимообогащения театральных культур, но не было еще исследования, где эта тема была бы рассмотрена специально.

Учитывая кардинальный характер проблемы взаимовлияний и вздимообогащениЯ художественных культур, в дашю" диссертации сделана попытка "рассмотреть этот слэт.ный и еще явно недостаточно изученный процесс применительно к театральному искусству названных республик. При этой в качестве "отпряли-.;!: точки" взят

узбекский театр. Задача, таким образом, заключается в том, чтобы проследить творческие связи узбекского театра с другими национальными театрами региона с первых лет Советской власти и до наших дней.

Актуальность избранной таиы обусловлена, как уже сказано, важностью проблеми взаимодействий национальных культур для выявления особенностей исторического развития каждого театра (в данном случае - узбекского) и определения его перспектив. Исключительно актуальна сейчас эта тема и в аспекте социально-политическом.

Известно, сколь активно этой проблемой занимаются за рубежом советологи. Те из них, что специализируются в области проблематики Средней Азии направляли свои усилия на то, чтобы доказать: советский строй грозит национальным искусствам унификацией и русификацией. В определенной маре мы давали основания для таких заявлений, ибо на практике многие годы развитию национального своеобразия должного значения не придавали.

В наши годы вопросы развития национальных культур, в том числе художественных, как бы вдруг и неожиданно для многих приобрели в иных регионах крайнюю остроту. И отнюдь не без причин. Главная из них в том, что, вопреки диалектичности и подвижности ленинских взглядов на социализм, "нашему обществу, как говорил М.С.Горбачев, была навязана искусственная модель... В эту модель и загоняли общество. Поэтому оказалось так много несправедліво-го, деформированного.

Ъ Политическом докладе ЦК ХХП съезду Компартии Узбекистана Первый секретарь ее ЦК, Президент Узбекской ССР И.А.Каримов говорил, что "большой и труднопоправимый вред нанесли отступления от ленинских принципов национальной политики, равноправного и взаимовыгодного сотрудничества народов" . Он подчеркивал в этом докладе: "Происходит девальвация в культурной, духовной жизни: наряду с политизацией и ростом активности,масо наблюдается попытка разрушения идейных и нравственных основ общества, прзнебрежа-

Горбачев М.С. Выступление перед коммунистами Фрунзенского района столицы. "Правда", 15 мая 1990 г.

"Правда Востока", 1990, 5 июня.

ниє общечеловеческими нормами и национальными ценностями" .

Думается, что все это стократ подтверждает актуальность избранной темы, связанной со взаимодействием культур нардов среднеазиатско-казахстанского региона. Тем более, что "особенно болезненно сказалось" на общем развитии народов, на их движении по социалистическому пути "пренебрежение к вековым традициям, культуре, обычаям и духовным ценностям узбекского и других местных народов" .

Следовательно, цель искусствоведческой науки - в данном случае театроведческой --изучить опыт развития театральных культур народов региона как близких во многом друг другу, развитие их на основе исконных традиций и восприятия нового каждым.иэ них, а в связи с этим - более динамичного общего роста - чрезны- . чайно своевременна.

Отсюда вытекают конкретные цель и задачи исследования. Они в том, чтобы, опираясь главным образом на материалы истории узбекского академического театра драмы им.Хамзы, а также академических драмтеатров сопредельных республик, проследить пути возникновения и развития творческих взаимосвязей узбекского советского театра с театрами этих республик на протяжении их истории. Тема диссертации и исторический материал, легший в основу работы, обусловили такие основные задачи:

выявить особенности возникновения творческих связей узбек-ского советского театра с другими национальными -театрами Средней Азии на разных этапах его истории;

определить общее и особенное в развитии этих театров в связи с их взаимодействиями;

изучать вопрос о значении драматургии сопредельных республик в.развитии узбекского театра, обновлении и обогащении средств его сценической выразительности;

- рассмотреть роль узбекской драматургии и театра в ста нов-
. .лении и развитии отдельных национальных театров Средней

Азии;

"Правда Востока", 1990, 5 июня. Там же.

-' охарактаризовать искания узбекского театра в сценическом прочтении прозы Ч.Айтматова.

Методологической и теоретической основой исследовании явились труды, высказывания основоположников марксизма-ленинизма,' решения ХХУП я ХХУШ съездов КПСС, XIX Всесоюзной партийной конференции, пленумов ЦК КПСС и другие руководящие документы Коммунистической партии последних лет. Имеются в виду положения новой редакции Программ КПСС, утвержденной ХХУП съездом партии о том, что одной из важнейших задач совершенствования национальных отношений является "развитие социалистической по содержанию, многообразной по национальныгл формам, интернациональной по духу единой культуры советского парода на базе лучших достижений и самобытных прогресивних традиций mродов СССР". "Рост и сближение национальных культур, упрочение их Взаимосвязей, - читаем мы там, - делают более плодотворным взаимное обогащение, открывают советским людям широчайшие возможности для приобщения ко всему ценному, что рождено талантом каждого из народов напей страны".

Лвтор предлагаемой диссертации опирается в своих изысканиях па работы философов, театроведов и литературоведов, затрагивающих проблему взаимовлияния и взаимообогащения национальных культур. Среди них - книги С.Шермухамедова "Некоторые вопросы теории и практики развития социалистической культуры" /Ташкент, 1980/, Н.Гаибова "Соцлал:г?м и проблемы развития национальны?: искусств"' /Ташкент, 1981/, труды ІЛ.Рахманова, И.Пурдяанош, II.Львова, Т.Турсунова, М.Кадырова, Г.Уваровой, К.Керими, Л,Рыбника, Я.Фельдмана, Б.Кундакбаева, Дк.Сарнева, Д.Молцсбаева и других, занимавшихся историей формирования и развития узбекского^ таджикского, казахского', _ туркмене кого и киргизского театров''.

Материалы ХХУП съезrw КПСС. ~?,L, І9В5, с.157.

Вот, некоторые из этих работ. Рахманов М. Хамза и .узбек с пий театр. Ташкент, I960; Узбекский театр с древнейших вреден до . 1917 года. Ташкент, 1981; Нурдлсанов Н. История таджикского советского театга. Душанбе, 19о7; Львов II. Киргизский театр. ".',, 1953; Керими К. Туркменский академический театр драми :шЛо,т-ланепеса. /Інхабад, 1969; Уварова Г. Узбекский дпжзтнчгекпй театр, !,!., 1959; Кадыров ";1. Узбек театри анъанплари. Таикеи", 1976; Фельдман Я. Характер народа и сценические образи. T;\:u-кент, I9G2; Туроуноа Т. Октябрьская резолздия и узбеке:-;::; т-':тр. Ташкент, 1935; С::о:;ев Дс. Со:?ренгн:г: и киргизский театс. ..!., 1970; Ссркев Д:х. i'fvib зрелости. л:::с;бад, 1974.

Разумеется, надо назвать шеститомную "Историю советского драматического театра", монографию О.Н.Кайдаловой "Традиции и современность. Театральное искусство Средней Азии и Казахстана", а также кандидатские диссертации А.Мамилиева "Взаимосвязь национальных театральных культур и развитие актерского искусства на современном этапе" и К.Мирзоева "К.С.Станиславский и национальный театр" и др.

В данной диссертации использованы кроме того материалы Государственной библиотеки им.В.И.Ленина, Государственного центрального театрального музея им.Л.Л.Бахрушина. Библиотек СТД РСФСР и УзОСР, Государственного архива УзССР, стенограммы обсуждений гастрольных выступлений отдельных театров региона в Москве и Ташкенте, записи бесед о некоторыми режиссерами и актерами.

Автор диссертации опирается на данные о спектаклях в первую очередь узбекского академичесгого театра им.Хамзы и академических театров республик региона, так как именно в деятельности этих коллективов наиболее полно проявлялись благотворные взаимодействия театральных культур. Однако при анализе процесса взаимопроникновений привлекаются и гатериалы из практики Узбекского государственного музыкального театра им.Мукими, Ленинабад-ского таджикского музыкально-драматического театра, Ошского узбекского театра музыкальной драмы и комедии им.С.М.Кирова Киргизской ССР и отдельных областных театров Узбекистана. Поскольку, творческие связи узбекского театра шире, нежели региональные, автор останавливается на том или ином узле связей, какие на определенном этапе развития имели первейшее значение.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые дается исторнко-теоретшеское осмысление проблемы взаимодействия театральных культур на конкретном историческом материале узбекского советского театра в его связях с другими язцио-налыыми театрами Средней Азии, что должно восполнить проблел в исследованиях о сценическом искусстве республики. Тема изучается на базе всей нстор:ш узбекского советского театра, что потребовало периодизации с точки зрения щюблемы творческих взаимосвязей.

История узбекского театра и егл творческих е'-'лзе'л с театрами республик С:\'г,;и-н А.-;;:'; г:^гк-а.'::> г-::::?о~??'>:-:-.у;ть :;солепо-

7 вания теш по трем периодам. Первый период (1917-1940 г.г.) -период возникновения и профессионального становления узбекского советского театра. Второй период (I94I-I960 г.г.), сложный и противоречивый, характеризуется форшрованием национальных сценических школ, углубление его реалистических и интернациональных основ. Третий период (1930-1970 - начало 80-х г.г.), сложный как в обществе иной жизіш, так и в духовной сфере - период активного поиска современного репертуара, новых форм сценической выразительности.

Практическая ценность работы определяется актуальностью теш диссертации и тем, что выводы ее полезны для дальнейшего развития театрального искусства республик. Материалы исследования могут быть использованы для дальнейшего всестороннего изучения истории узбекского и других национальных театров Средней Азии, а также преподавателями в процессе чтения лекций по истории театра народов СССР в художественных ВУЗах и институтах культуры.

Диссертация апробирована кафедрой истории и теории искусств, языка и литературы Белорусского государственного театрально-художеств енного института.

Структура и объем работы. Структура ее обусловлена периодизацией. Исследование состоит из введения, трехглав, заклочения и списка использованной литературы по проблематике диссертации. Общий объем - 7 п.л.