Введение к работе
Цель данной диссертации - исследование зрелищных аспектов немецкой средневековой мистерии XV-ro века. Исследование проводится с помощью анализа таких основополагающих категорий мистериального представления как пространство и движение, что позволяет выявить их специфику и значение в структуре мистериального зрелища, дополнить сведения современной науки в области истории театра новым материалом о театральном языке средневековой эпохи.
Актуальность данного исследования заключается прежде всего в том, что впервые в отечественном театроведении предпринимается попытка анализа зрелищной природы средневековой мистерии, детальное рассмотрение ее основных элементов на материале немецкой мистерии позднего Средневековья, сведения о которой в отечественной науке о театре весьма ограничены.
Научная новизна работы состоит в следующем:
1) впервые в обиход современного театроведения вводятся
малоизвестные тексты немецких мистерий XV-ro века
(прежде всего донауэшингенских, альефельдских, аугс-
бургских "Страстей", редентинской пасхальной Игры и т.
д.);
-
проводится анализ этих текстов и сопровождающих большинство из них ремарок с целью выяснения специфики театрального языка мистериального представления;
-
впервые зрелищные аспекты средневековой мистерии рассматриваются в контексте искусства и культуры эпохи, на фоне и в связи с повседневной жизнью средневекового общества;
-
предпринимается попытка анализа средневекового мистериального представления как "зеркала отношений человека к окружающему миру"(М. Дворжак).
Научная и практическая значимость данной работы видится прежде всего в том, что ее результаты дают новый материал как для более ясного представления об общей природе средневековой театральности и разработки основных ее понятий, так и для конкретных искусствоведческих исследований в области средневекового театра и прежде всего - немецкой мистерии позднего Средневековья, известной отечественному театроведению значительно в меньшей степени, нежели французская средневековая мистерия. Полученные в ходе работы результаты могут быть использованы для дальнейших исследований в этой области, для расширения учебной базы лекционных курсов и семинаров по истории средневекового театра.
Методологической основой данной диссертации послужили сравнительно-исторический метод, используемый во многих гуманитарных и исторических дисциплинах, и метод театроведческой реконструкции.
Теоретические основы данной работы берут свое начало в трудах отечественных и зарубежных исследователей в области средневекового театра и средневековой культуры, таких как П. Полевой, А.А. Гвоздев, А.Я. Гуревич, Ф. Моне, Г. Борхердт, М. Германн, Ж. Ле Гофф, Й. Хейзинга и других.
Апробация работы осуществлялась, прежде всего, посредством освещения ее основных положений в виде докладов на трех ежегодных научных конференциях РАТИ (ГИТИС) "Методологические проблемы театроведения" с 1997 по 2000 гг., а также на научной конференции "Вечные образы в искусстве", проходившей в НИИ Искусствознания в 1998 г.
Структура работы. Диссертация состоит из Введения,
двух глав и Заключения, а также в нее входят Примечания и Биб
лиография. Текст диссертации содержит страниц.