Введение к работе
Актуальность и научная значимость темы. Важность исследования театральных журналов Москвы 1919-1929 годов определяется тем, что понимание роли театральной критики и периодики более позднего периода, вплоть до наших дней, немыслимо без изучения истоков многих проблем, заложенных утверждавшимся после Октября комплексом политических идей. Выбранная тема предоставляет возможность проанализировать не только процесс развития театральной периодики столицы /имеется в виду изменение как таковое, а не развитие от плохого к хорошему, или наоборот/, но и процесс изменения сознания части интеллигенции. Нам в то же время казалось, что наиболее важны сегодня в историческом исследовании не декларирование актуальности материала, а полнота рассмотрения, мера углубленности, сосре-
доточенности, объективность оценки. Именно они позволили авто-, ру определить многие тенденции иначе и, как представляется, в определенной степени точнее, чем предшествующим исследователям.
Научная новизна. Театральная периодическая печать Москвы впервые рассматривается как часть жизни общества, которое претерпевало существенные изменения под влиянием формировавшейся новой идеологии. В момент великого исторического перелома были сдвинуты многие привычные понятия, открывшаяся перспектива преобразования жизни воодушевила большое количество людей. Идея овладевала умами. И не всегда насильственно. Даже разработка столь конкретной теш, как театральные журналы, дала возможность проследить, как сознание части интеллигенции обретало новые формы. И именно благодаря этому процессу театральные журналы /особенно с 1924 г./ как более зависимые от политических установок власти, чем сам театр, начинают нести на себе все более четкую их печать.
Основное целью работы стало изучение эволюции театральных журналов 1919-1929 годов в контексте общественной жизни тех лет. Данная цель определила и задачи исследования:
рассмотреть театрьльше периодические издания 20-х годов как исторический источник и фактор театральной жизни}
воссоздать наиболее существенные особенности и тенденции эволюции театральных журналов;
выявить способы структурной организации и содержательного наполнения нснзров;
определить влияние личности редактора, авторов, объединенных на страницах того или иного органа, на формирование целостного облика журнала;
ввести в научный обиход новые сведения и выводы, основанные на более объективном анализе прошлого.
Методом исследования стал систематизирующий анализ текстов театральных журналов. Придя к такому способу работы вполне самостоятельно, автор в ходе изучения обнаружил подтверждающее его шелк выступление з 1927 г. Ю.М.Бочарова "Методология истории периодической печати". Утверждая необходимость изучения всей массы газет и журналоь, Ю.М.Бочаров доказывал важность исследования закономерностей в развитии периодической печати, смены ее форм, ее правового ттолохения, а также способа формирования каждого издания, внешнего облика и, главное, содержания - отражения идеологии и психологии эпохи.
Хронологические рамки исследования ограничиваются периодом 1919-19 годов, при том, что в ходе работы выяснилась необходимость обращения к событиям предшествующих лет. Ведь -советские издания не могли не зависеть от традиций, тем белее, что их сотрудникаї-ї были авторы дореволюционных журналов, воспроизводившие и развивавшие эти традиции. Поэтому представлялось важным проследить до конца существование дореволюционных театральных изданий.
Но тем не менее выоор хронологических рамок диссертации вполне обоснован. Как известно, первое московское советское театральное издание появилось в 1919 г. Это был "Вестник театра". С него и начинается история театральных журналов советского периода. А последняя дата - 1929 - всем известный год "великого перелома", который стал вехой не только экономической жизни, но и ознаменовал нонеи определенного исторического периода, периода еще возможного многообразия, многомыслия. Конечно, "перелом" не возник сам по себе. Его причины вызревь-ли долгие годы. Это вполне отчетливо прослеживается и по театральной периодике. К 1929 г. меняется взгляд на задачі! театральной критики, а значит - и театральных журналов. От г'тсоро-
5. тизировааия, дискуссий, анализа эстетических проблей - к особого рода единообразию, основанному на возникновении системы стереотипов профессионального сознания авторов, которая создавалась согласием и готовностью многих к проведению в театральную жизнь принципов и установок идеологии партии. При ясности и единственности критерия опенки не было необходимости в многообразии изданий. Не случайно поэтому слияние последних оставшихся журналов: в 1929 г. в Москве "Нового зрителя" и "Современного театра" в газету "Рабочий и искусство", а в 1930 г. в Ленинграде - поглощение "Жизни искусства" журналом "Рабочий и театр".
В качестве предмета диссертационного исследования выступают театральные журналы в их структурно-содержательном развитии. Так как эта тема находится на стыке двух дисциплин -театроведения и истории журналистики, привлечение собственно истории театра перегрузило бы структуру и содержание работы, создав избыточность фактического материала. История театра рассматривается только тогда, когда есть необходимость обращения к историческому контексту - реальности, не учитывать которую нельзя.
Каждая из названных дисциплин в свою очередь использует данные смежных наук, которые и привлечены в работе. В частности, осмысление социально-исторического контекста эволюции театральных журналов потребовало прибегнуть к ряду социологических и экономических принципов объяснения.
В диссертации исследуются театральные журналы Москвы. Географическое "сужение" не означает сужения содержания. Московская театральная печать играла ведущую роль в театральной периодике страны. Обилие изданий и близость к верхнему эшелону вдеати ярче проявили общие для всей советской печати черты
Безусловно, каждый город обладает своими особенностями, которые сказываются и на печати. Но те общие выводы, к которым автор пришёл к-концу исследования московских журналов, вполне приложимы и ко всей театральной периодике страны.
На зашиту выносятся следующие положения:
1/Первые советские театральные издания наследуют тради-цил дореволюционной театральной печати, что проявляется к в структуре журнала, к в способе организации текстов, и в функции рубрик.
2/С провозглашением лозунга "Театрального Октября" в печати усиливаются принципы политической публицистики.
З/Пргнтически одновременно возникает культурно-просветительское издание "Культура театра". /Исследуя это издание, мы подчеркиваем различие между его просветительством и тем, что стояло в те же годы за аббревиатурой "культпросвет". Разница -в установке. "Культура театра" исходила из доверия к возможностям собеседника, из желания помочь ему определить свои личные отношения с искусством} "культпросвет" исходил из уверенности, что каждого надо заставить-усвоить определенный объем общих для всех представлений./ Кроме просветительских тенденций журнал отражал общее стремление ученых к систематизации фактов и методологическим разработкам /в это же время создаются отдел театра при Российском Институте Искусств в Петрограде /1920/ и секция театра при Российской Академии Художественных наук в Москве /1921//. Данное издание играет важную рель в собирании культуры, в противостоянии разрушительным настроениям.
4/Геатральная периодика зафиксировала изменение психологических и идеологических позиций части профессионально-театральной интеллигенции - от независимости к демонстрации пре-
7 . данности. Для исследования предлагается проблема: как, по какой логике, з результате каких внеоних воздействий и внутренних побуждений в повседневной театральной журналистике утвер-адалась большевистская идеология.
Практическая значимость работы. Материалы диссертации могут быть положены в основу курса лекций "Советская театральная критика", как и могут быть использованы в курсе "История русского советского театра" и в курсе "Социология искусства". Кроме того, диссертация может быть использована как библиографический, справочный источник.
Апробация работы. Материалы диссертации прошли апробацию на научной конференции аспирантов ГИТИСа в апреле 1988 г., на межфакультетской научной конференции ГИТИСа в мае 1989 г. Настоящая диссертация обсуждена на заседании кафедры истории и теории русского театра ГИТИСа 26 декабря 1990 г. Результаты исследования одобрены, диссертация рекомендована к защите. Основные проблемные положения диссертации отражены в двух публикациях.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы.